kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по чтению. 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

         Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией  В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2012, раздел Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению. 2 класс »

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2012, раздел Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.

Учебно-методический комплекс:

Предлагаемая программа ориентирована на учебник С.Ю. Ильиной, Л.В. Матвеевой «Чтение». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2012.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Чтение и развитие речи как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Цели и задачи обучения и коррекции:

Цель

Создать условия для формировать навык правильного и осмысленного чтения доступного их пониманию текста.

Задачи

Образовательные:

  • Формирование и развитие навыка правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

  • Формирование читательской самостоятельности у обучающихся.

  • Формирование умения понимать читаемый текст.

  • Коррекционно-развивающие:

  • Развитие артикуляционной моторики;

  • Формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

  • Развитие речи, владение техникой речи;

  • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

  • Воспитательные:

  • Воспитание чувства прекрасного, наблюдательности к окружающему миру, любви к природе, к языку, к литературе;

  • Воспитание нравственных качеств учащихся через воздействие содержания текста, языковых средств на чувства, мысли (речь) ученика;

  • Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;

  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

  • развитие высших психических функций;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • развитие речи, владение техникой речи;

  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Технологии:

  • игровые,

  • здоровьесберегающие,

  • личностно – ориентированное обучение,

  • проблемное обучение,

  • развивающее обучение,

  • дифференцированное обучение,

  • информационно – коммуникативные технологии.

Методы

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:      

  • словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;

  • практический метод;

  • наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;  

  • работа с учебником.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: 

  • методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации

  • новизны, ситуации успеха;

  • методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
    3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

  • устные или письменные методы контроля;     

  • фронтальные, групповые или индивидуальные;  

  • итоговые и текущие

Формы обучения: 
1. По охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные)
2. По месту организации (школьные)
3. Традиционные (урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная работа)
4. Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д.

Виды деятельности

  • осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

  • соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации;

  • чтение про себя простых по содержанию текстов;

  • понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте;

  • установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией;

  • сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста;

  • деление текста на части с помощью учителя, составление картинного плана, рисование словарных картин;

  • подробный пересказ содержания прочитанного;

  • драматизация простейших оценок из рассказов и сказок;

  • самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения;

  • разучивание небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом


На изучение предмета во 2 классе по учебному плану выделено 5 часов в неделю.

1 четверть - 45 часов

2 четверть - 35 часов

3 четверть – 49 часов

4 четверть – 41 часов

Всего за учебный год 170 часов

Примечание: уроки, совпадающие с праздничными днями, проводятся соответственно за счет уплотнения тематического материала, представляется лист корректировки программы.

Изменения, внесенные в авторскую программу 

Программа составлена с учетом уровня обученности детей, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. При составлении данной рабочей программы по чтению и развитию речи в авторскую программу В.В.Воронковой были внесены изменения и дополнения.

В целях максимального коррекционного воздействия и повышение интеллектуального уровня включена работа с научно –познавательной литературой (словари, энциклопедии).

По возможностям обучения умственно отсталые учащиеся делятся на четыре группы.

I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.

Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.

К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.

Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.

К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы.

Личностные результаты

 Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

 Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

 Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

 Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

 Формирование эстетических чувств

 Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

 Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

 Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

 Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

 Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения.

 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений.

 Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно- эстетического цикла.

 Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

 Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты :

 Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

 Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

 Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

 Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

 Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

 Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приѐмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

 Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации

Планируемые результаты освоения курса:

Учащиеся должны уметь:

  • читать по слогам короткие тексты;

  • слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;

  • по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чём читали или слушали.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 3-5 стихотворений.



























Содержание тем учебного курса


п/п урока



Наименование разделов

и тем

Коли-чество часов

Из них

Контрольные работы

Самостоятельные работы

Практические работы

Экскурсии

1

Зазвенел звонок- начинается урок.

18





2

Осенние страницы

16





3

Сказка за сказкой

8





4

Мир животных.

19





5

Птицы -наши друзья

9





6

Зимние страницы.

18





7

Все мы сделали сами и своими руками.

18





8

Буду делать хорошо и не буду плохо

11





9

Ежели вы вежливы…

7





10

Весенние страницы

18





11

Посмеемся, улыбнемся

12





12

Летние страницы

8





13

Как хорошо уметь читать!

8












Итого:

170












Календарно-тематический план


урока

Урока по теме

п/п

Наименование разделов, тем урока


Кол-во часов

Тип урока

Виды учебной деятельности

Цель коррекционной работы

Примечание

1.Зазвенел звонок-начался урок.


1.1

День знаний.

1

экскурсия

Беседа



1

1.1

Осень в школе.

По Н.Саксонской

1

урок ознакомления с новым материалом

Читать по слогам, отвечать на поставленные вопросы полными ответами.

Развитие механической памяти посредством разучивания чистоговорок,

используя прием создания смысловых опор – «опорные пункты».


2

1.2

«Я могу считать до ста…»

Р. Сеф

1


Выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу.

Развитие навыка чтения, внимания на основе работ со слоговой таблицей в ходе

упражнения «пирамида».


3

1.3

Где лево, где право. По В. Берестову

1


Рассказать по иллюстрациям о чём читали.

Формировать умения

выстраивать словесно-логические умозаключения на основе упражнения «Доскажи словечко»


4

1.4

Школьные слова.

По В. Драгунскому

1


Читать целыми словами, строить ответы на поставленные вопросы.

Увеличение объема

зрительного восприятия и памяти

в процессе использования чтения столбиков слогов способом наращивания

через упражнение «прочти и повтори»


5

1.5

Я учусь писать.

По М. Яснову

1


Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать.

Формировать интонационную сторону речи, внимание в ходе упражнения «Найди главное слово »


6

1.6

« Таня знала буквы…» Л.Толстой

1


Читать по слогам, рассказывать содержание прочитанного в игровой ситуации, строить ответы на поставленные вопросы.

Коррекция зрительного восприятия и формирование связной речи в процессе

упражнения «Расставь картинки по порядку»


7

1.7

В школе. По К. Ушинскому

1


Читать по слогам, по цепочки, передавать содержание прочитанного.

Увеличение объема зрительного восприятия на основе игры «Буквенные пирамиды»


8

1.8

Мы дежурим.

По В.Викторову

1


Выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу.

Увеличение объема

зрительного восприятия в процессе использования чтения столбиков слов способом наращивания в ходе упражнения «Прочти, запомни, повтори»


9

1.9

Про то, для кого Вовка учится.

По В.Голявкину

1


Читать по слогам, находить отрывок текста к иллюстрации.

Развитие языкового анализа и синтеза на основе игры « пять слов»


10

1.10

Физкультура.

По Э. Мошковской

1


Выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу

Формировать навыки анализа и синтеза в процессе игры « Наоборотки»


11

1.11

Пятерка. По Р.Сефу

1


Передавать своими словами содержание прочитанного.

Коррекция зрительного восприятия на основе игры « глаз – фотограф».


12

1.12

Всякой вещи свое место.

По К.Ушинскому

1


Читать по слогам с переходом на целые слова, строить ответы на поставленные вопросы.

Развитие зрительного

внимания в ходе игры «Сосчитай буквы»


13

1.13

Три плюс пять.

М. Юдалевич

1


Находить в тексте ответ на заданный вопрос.

Коррекция зрительного внимания и памяти в процессе игры « Читатель – молния»


14

1.14

Первый урок.

По В. Голявкину

1


Использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации

Увеличение объема

рительного восприятия в процессе использования чтения столбиков слогов и

слов способом наращивания в ходе игры

« Прочти и повтори».


15

1.15

Уроки. По В.Драгунскому

1


Выразительно читать стихотворение.

Увеличение объема зрительного восприятия на основе игры «Буквенные пирамиды»


16

1.16

Давайте складывать слова.

Г.Мамлин

1


Участвовать в беседе, отвечать полными ответами на вопросы учителя.

Формировать умения

выстраивать словесно-логические умозаключения на основе упражнения «Отгадай»


17

1.17

Школьные загадки.

1


Разгадывать загадки.

Закреплять умения

устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами

и явлениями, изображенными на сюжетных картинках в ходе игры «Наведи порядок».


18

1.18

Обобщение к разделу: « Зазвенел звонок-начался урок».

1

Урок контроля знаний и умений.

Отвечать на вопросы учителя полными ответами, подбирать к иллюстрации текст

Развивать умения логического мышления:

видеть проблемы;

делать выводы и умозаключения в ходе игры « Наведи порядок»


2. Осенние страницы

19

2.1

Художник – Осень. По Г. Скребицкому

1

урок ознакомления с новым материалом

Работать с иллюстрацией, составлять предложения по заданной схеме.

Расширять кругозор учащихся, развивать

фонематический слух в процессе игры «угадай».


20

2.2

В эту осень.

(Отрывок)

С.Козлов.

1


Заучивать стихотворение со слов учителя.

Увеличение объема

зрительного восприятия в процессе использования чтения столбиков слогов и

слов способом наращивания в ходе игры

« Прочти и повтори».


21

2.3

Падают, падают листья…

М.Ивенсен

1


Выразительно рассказывать заученное стихотворение.

Коррекция зрительного внимания в процессе игры

« Чего не хватает»


22

2.4

Здравствуй,осень. В. Викторов

1


Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать. Выразительно читать стихи.

Увеличение объема

зрительного восприятия и памяти

в процессе использования чтения столбиков слогов способом наращивания через упражнение

«прочти и повтори»


23

2.5

В октябре.

По М.Митяеву

1


Строить ответы на поставленные вопросы. Читать по цепочки

Коррекция памяти,

внимания в процессе игры « веселый фотограф»


24

2.6

Верная примета. Г.Ладонщиков

1


Читать стихи, отвечать на поставленные вопросы полными ответами.

Развитие языковой догадки (антиципационного восприятия текста) на основе игры «Угадай»


25

2.7

Народные приметы.

1


Объяснить её значение.

Формировать умения выстраивать словесно-логические умозаключения на основе игры « Отгадай»


26

2.8

Когда шубу носить? А.Степанов

1


Выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу.

Развитие памяти, внимания в процессе нахождения заданного материала в учебнике на основе игры

«кто быстрее».


27

2.9

Белки. По И.Соколову-Микитову

1


Читать по слогам с переходом на целые слова, читать по цепочке.

Формировать навыки анализ и синтеза в процессе игры « Наоборотки»


28

2.10

Белкина кладовка. Е.Благинина

1


Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций.

Формировать умение выделять логическое ударениев предложении в ходе упражнения «Найди главное слово»


29

2.11

Кто сажает лес.

По Г.Снегиреву

1


Передавать своими словами содержание прочитанного.

Коррекция зрительного внимания в процессе игры «Чего не хватает»


30

31

32

2.12

2.13

2.14

Почему ноябрь пегий.

По Н.Сладкову.


3


Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций. Находить в тексте ответ на заданный вопрос.

Развитие зрительного

внимания в ходе игры «Сосчитай буквы»


33

2.15

Осенние загадки

1


Отгадывать загадки.

Развивать умения логического мышления: видеть проблемы; делать выводы и умозаключения в ходе игры « Наведи порядок»


34

2.16

Обобщение к разделу.

1

Урок контроля знаний и умений.

Строить ответы на поставленные вопросы. Читать по цепочке

Развитие мышления, внимания в процессе игры «Лишний предмет»


3. Сказка за сказкой

35

3.1

Русские народные сказки

Вершки и корешки.

1

урок ознакомления с новым материалом

Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстрированный материал, задавать вопросы и отвечать.

Коррекция зрительного внимания и памяти в процессе игры «Читатель – молния»


36

3.2

Лиса и кувшин.

1


Строить ответы на поставленные вопросы.

Развивать умения логического мышления: видеть проблемы;

делать выводы и

умозаключения в ходе игры « Наведи порядок»


37

3.3

Рак и лиса

1


Отвечать на вопросы полными ответами, читать по цепочке.

Развитие навыка звуко-буквенного анализа, внимания в ходе игры «Что перепутал художник?»


38

3.4

Старик и два медвежонка

1


Читать по ролям.

Развитие механической памяти посредством разучивания

чистоговорок, используя прием создания смысловых опор – «опорные пункты».


39

3.5

Сказки разных народов

Заяц и черепаха

(Ингушская сказка)

1


Читать по цепочки, отвечать полными ответами на вопросы

Формировать умения

выстраивать словесно-логические умозаключения на основе упражнения «Доскажи словечко»


40

3.6

Волк и лошадь

(Румынская сказка)

1


Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций. Читать по ролям.

Увеличение объема

зрительного восприятия и памяти

в процессе использования чтения столбиков слогов способом наращивания через упражнение

«прочти и повтори»


41

3.7

Добрый крестьянин

(Японская сказка)

1


Передавать содержание с опорой на иллюстрацию.

Формировать интонационную сторону речи, внимание в ходе упражнения «Найди главное слово »


42

3.8

Обобщение к разделу.

1

Урок контроля знаний и умений.

Отвечать на вопросы учителя полными ответами.

Коррекция и развитие личностных качеств учащихся. Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.


4. Мир животных.

43

4.1

Кто любит собак…Р.Сеф

1

урок ознакомления с новым материалом

Строить ответы на поставленные вопросы, заучивать стихи со слов учителя.

Коррекция и развитие долговременной памяти, связной устной речи


44

4.2

Барашек.

(Английская народная песенка).

1


Читать по слогам с переходом на целые слова с соблюдением знаков препинания.

Развитие мышления, внимания в процессе игры «Лишний предмет»


45

4.3

Загадка. А.Веденский

1


Заучивать небольшое стихотворение со слов учителя.

Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.


46

4.4

Кролик. В.Лифшиц

1


Заучивать небольшое стихотворение со слов учителя.

Развивать умения понимать связь событий.


47

4.5

Лапки. Ю.Коринец

1


Читать по слогам с переходом на целые слова, отвечать на поставленные вопросы.


Развивать умения, сравнивать, анализировать.


48

4.6

Котенок. Е.Благинина

1


Выразительно читать стихотворение.

Развивать умения понимать связь событий.


49

4.7

Собака. А.Барто

1


Находить в тексте ответ на поставленный вопрос.

Коррекция и развитие мыслительной деятельности, учить строить умозаключения


50

4.8

Еж. Е.Чарушин

1


Выразительно читать стихотворение.

Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.


51

4.9

Живой букет. Я.Агафарова

1


Читать по цепочке, отвечать полными ответами на вопросы учителя

Развивать умения понимать связь событий.


52

53

4.10

4.11

Медвежонок.

По Г.Снегиреву.

2


Делать рисунок по содержанию прочитанного.

Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.


54

4.12

Лисья нора. По И.Соколову-Микитову

1


Передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем

Развивать умения понимать связь событий.


55

4.13

Кто? С.Черный

1


Использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации

Развивать умения понимать связь событий.


56

57

4.14

4.15

Бобренок. По Г.Снегиреву

2


Читать по цепочке, передавать содержание прочитанного с опорой на картинный план.

Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.


58

4.16

Детский дом. С.Маршак

1


Заучивать самостоятельно четверостишье.

Коррекция и развитие связной устной речи (диалогической и монологической речи)


59

4.17

Животные. Р.Зеленая, С.Иванов

1


Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстрированный материал, делать рисунок по содержанию.

Коррекция и развитие личностных качеств учащихся


60

4.18

Загадки о животных

1


Использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации

Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.


61

4.19

Обобщение к разделу.

1

Урок контроля знаний и умений.

Отвечать на вопросы учителя полными ответами.


Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, памяти.


5. Птицы -наши друзья

62

5.1

Соловей. По И.Соколову-Микитову

1

урок ознакомления с новым материалом

Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать. Читать по цепочке.

Коррекция и развитие логического мышления


63

5.2

Ворон. Г.Снегирев

1


Строить ответы на поставленные вопросы.

Коррекция и развитие долговременной памяти связной устной речи


64

5.3

Спор на скворечне. Г.Ладонщиков

1


Выразительно читать стихотворение.

Развивать умения логического мышления: видеть проблемы;

делать выводы и

умозаключения в ходе игры « Наведи порядок»


65

66

5.4

5.5

Пылесос.

По Н.Сладкову

2


Строить ответы на поставленные вопросы.

Коррекция и развитие связной устной речи (обогощение активного словаря)


67

68

5.6

5.7

Птичка.

По В.Голявкину

2


Находить отрывок текста к иллюстрации.

Коррекция и развитие личностных качеств учащихся


69

5.8

Птичьи загадки.

1


Читать по ролям.

Коррекция и развитие связной устной речи (обогощение активного словаря)


70

5.9

Обощение по разделу.

1

Урок контроля знаний и умений.

Отвечать на вопросы с опорой на иллюстрированный материал, задавать вопросы и отвечать. Передавать содержание прочитанного по вопросам учителя.

Коррекция и развитие диалогической и монологической речи.


6. Зимние страницы.

71

6.1

По ягоды на лыжах. Н.Егоров

1

урок ознакомления с новым материалом

Составлять рассказ по картинке.

Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.


72

6.2

Снег идет.

По Л.Воронковой

1


Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстрированный материал, задавать вопросы и отвечать.

Коррекция и развитие диалогической речи


73

6.3

Озорные снежинки. Л. Наппельбаум

1


Передавать содержание прочитанного по вопросам учителя.

Коррекция и развитие связной устной речи (обогощение активного словаря)


74

6.4

Сёмка и Мороз.

По Е.Кузнецовой

1


Читать по ролям.

Развивать умения понимать связь событий.


75

6.5

Белая страница. С.Маршак

1


Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать.

Коррекция и развитие логического мышления


76

6.6

Книга зимы. В.Бианки

1


Давать ответ на поставленный вопрос.

Коррекция и развитие связной устной речи (диалогической речи)


77

6.7

Что это было? Д.Хармс

1


Строить ответы на поставленные вопросы.

Коррекция и развитие долговременной памяти ,связной устной речи


78

6.8

Зайчик и рябина. В.Сухомлинский

1


По иллюстрациям рассказать, о чём читали

Развитие связной устной речи и активного словаря учащихся


79

6.9

Зимний запас.

По Н.Сладкову

1


Читать по цепочки, отвечать полными ответами на вопросы учителя

Развитие речи, пополнение и обогощение активного словаря учащихся


80

6.10



Наши друзья. Г.Ладонщиков



6.10

Наши друзья. Г.Ладонщиков

1


Читать по цепочки, отвечать полными ответами на вопросы учителя

Коррекция воображения, произвольного внимания


81

6.11

Зимний разговор через форточку.

(Отрывок). Б.Брехт

1


Выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу.

Коррекция воображения, произвольного внимания


82

6.12

Храбрая птица.

По Н. Плавильщикову

1


Передать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем

Развитие речи, пополнение и обогощение активного словаря учащихся


83

6.13

Что такое Новый год?

Е.Махалова

1


Выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу.

Коррекция воображения, произвольного внимания


84

6.14

Ночное приключение. Ю.Кушак

1


По иллюстрациям рассказать, о чём читали

Коррекция мелкой моторики через творческое задание: «Нарисуй снеговика»


85


86

6.15

6.16

Снеговики. По Л.Сергееву

2


Строить ответы на поставленные вопросы.

Коррекция воображения, слухового восприятия


87

6.17

Зимние загадки.Е.Благинина

1


Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать.

Коррекция и развитие логического мышления


88

6.18

Обощение к разделу.

1

Урок контроля знаний и умений.

Строить ответы на поставленные вопросы.

Коррекция и развитие долговременной памяти, связной устной речи


7. Все мы сделали сами и своими руками.

89

7.1

Знают мамы, знают дети.

(Немецкая народная песенка)

1

урок ознакомления с новым материалом

Выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу.

Коррекция и развитие мыслительной деятельности, эмоционально-оценочной лексики


90

7.2

Вот какие наши руки. А.Гарф

1


Находить отрывок текста к иллюстрации.

Коррекция и развитие мыслительной деятельности, зрительных восприятий


91

7.3

Белоручки. В.Голышкин

1


Читать по ролям

Коррекция и развитие внимания, мышления


92

7.4

Своими руками. В.Осеева

1


Передавать своими словами содержание прочитанного.

Развивать последовательность мышления, учить строить умозаключения, коррекция устной связной речи


93

7.5

Десять помошников.

М. Коцюбинский

1


Строить ответы на поставленные вопросы.

Коррекция и развитие мыслительной деятельности, учить строить умозаключения.


94

7.6

Первая рыбка. Е.Пермяк

1


Находить в тексте ответ на заданный вопрос.

Коррекция и развитие памяти, связной устной речи


95

7.7

Кукла и Катя. Г.Ладонщиков.

1


Использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации

Коррекция и развитие мышления (выявление главной мысли), слухового восприятия.


96

7.8

Разговор о технике. Е.Серова.

1


Выразительно читать стихотворение.

Коррекция и развитие мышления, фонематического слуха


97

7.9

Странное дело. И.Мазнин

1


Участвовать в беседе.

Коррекция и развитие связной устной речи (пополнение и обогащение активного словаря)


98


99

7.10


7.11

Вкусный пирог.

По П. Тихонову

2


Передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем

Коррекция и развитие мышления, памяти, личностных качеств учащихся


100

7.12

Мы вдвоем. Г.Глушнев

1


Заучивать четверостишье самостоятельно.

Работать над увеличением объема памяти.


101

7.13

Подходящая вещь. По В.Голявкину.

1


Читать по цепочке.

Коррекция и развитие внимания, мышления


102

7.14

Танечка-хозяйка. М.Глазков

1


Выразительно читать стихотворение.

Коррекция и развитие внимания, мышления фонематического слуха


103

7.15

Доктор Петрова. М.Моисеева

1


Заучивать стихотворение со слов учителя.

Коррекция и развитие внимания, мышления фонематического слуха


104

7.16

Мамина работа. По Е.Пермяку.

1


Выразительно рассказывать заученное стихотворение.

Коррекция и развитие слухового восприятия, мышления, связной речи


105

7.17

Загадки о наших помощниках.

1


Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать.

Коррекция и развитие логического мышления


106

7.18

Обобщение к разделу.

1

Урок контроля знаний и умений.

Строить ответы на поставленные вопросы.

Коррекция и развитие долговременной памяти ,связной устной речи


8. Буду делать хорошо и не буду плохо

107

8.1

Подружки. А.Кузнецова

1

урок ознакомления с новым материалом

Заучивать стихотворение со слов учителя

Коррекция и развитие мышления, личностных качеств учащихся


108

8.2

Рыцари. А.Барто

1


Выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу.

Коррекция и развитие мышления (выделение главной мысли)


109

8.3

Жалейкин и пруд. Н.Сладков

1


Читать по цепочке.

Коррекция и развитие связной устной (диалогической) речи


110

8.4

Страшная история.

Р.Зеленая, С.Иванов

1


Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций.

Коррекция и развитие связной устной речи (обогащение активного словаря)


111

8.5

Хитрое яблоко. По Т.Пономаревой

1


Передавать своими словами содержание прочитанного.

Коррекция и развитие мыслительной деятельности, мелкой моторики рук


112

8.6

Урок дружбы. М.Пляцковский

1


Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций.

Коррекция и развитие мышления, внимания, личностных качеств учащихся


113

8.7

Яблоко. В.Хомченко

1


Находить в тексте ответ на заданный вопрос.

Формировать высшие духовные чувства, совесть.


114

8.8

Про Людочку. В.Карасева

1


Строить ответы на поставленные вопросы.

Коррекция и развитие диалогической речи, Формировать высшие духовные чувства, совесть.


115

8.9

Никто не мешает. Р.Баумволь

1


Читать по цепочке.

Развивать умение давать полные ответы


116

8.10

Сказка про честные ушки. С.Прокофьева

1


Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстрированный материал, задавать вопросы и отвечать.

Коррекция и развитие диалогической речи, Формировать высшие духовные чувства, совесть.


117

8.11

Обощение к разделу.

1

Урок контроля знаний и умений.

Строить ответы на поставленные вопросы.

Коррекция и развитие долговременной памяти, связной устной речи


9. Ежели вы вежливы…

118

9.1

Доброе утро. Н.Красильников

1

урок ознакомления с новым материалом

Здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения.

Коррекция и развитие личностных качеств учащихся


119

9.2

Как Маша яблоко ела. Л.Каминский

1


Читать по ролям.

Коррекция и развитие диалогической речи, Формировать высшие духовные чувства, совесть.


120

9.3

Удивительное превращение.

По В. Голышкину

1


Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций.

Коррекция и развитие личностных качеств учащихся ,формирование высших духовных чувств, совести.


121

9.4

Брысь, шапочка! А. Седугин

1


Передавать содержание с опорой на иллюстрацию.

Коррекция и развитие мышления, внимания.


122

9.5

Песенка о вежливости (отрывок) С.Маршак

1


Выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми, взрослыми.

Коррекция и развитие личностных качеств учащихся


123

9.6

Кто грамотней? По Я. Пинясову

1


Отвечать полным предложением по содержанию прочитанного.

Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.


124

9.7

Обобщение к разделу.

1

Урок контроля знаний и умений.

Строить ответы на поставленные вопросы.

Коррекция и развитие долговременной памяти, связной устной речи


10. Весенние страницы

125

10.1

Появление весны. Л.Модзалевский

1

урок ознакомления с новым материалом

Читать по слогам с переходом на целые слова с соблюдением знаков препинания.

Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.


126

10.2

Весна-красна. И.Соколов-Микитов

1


Заучивать небольшое стихотворение со слов учителя.

Развивать умения понимать связь событий.


127

10.3

Март.Ю.Коринец

1


Выразительно читать стихотворение.

Развивать умения, сравнивать, анализировать.


128

10.4

Поздравление. Л.Барбас

1


Заучивать небольшое стихотворение со слов учителя.


Развивать умения понимать связь событий.


129

10.5

Сосульки. М.Пляцковский

1


Находить в тексте ответ на поставленный вопрос.

Коррекция и развитие мыслительной деятельности, учить строить умозаключения


130

10.6

Песенка капели. М.Борисова

1


Выразительно читать стихотворение.

Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.


131

10.7

Художник- Весна. По Г.Скребицкому

1


Читать по цепочке.

Развивать умения понимать связь событий.


132

10.8

Подснежник. Е.Серова

1


Делать рисунок по содержанию прочитанного.

Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.


133

10.9

Белое и желтое. По Ю. Ковалю

1


Передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем

Развивать умения понимать связь событий.


134

10.10

Салют весне. З.Александрова

1


Использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации

Развивать умения понимать связь событий.


135

10.11

Любитель цветов. Н.Сладков

1


Читать по цепочке.

Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.


136

10.12

Терем – рукавица. В.Хомченко

1


Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстрированный материал, делать рисунок по содержанию.

Коррекция и развитие связной устной речи (диалогической и монологической речи)


137

10.13

Девятое мая. Г.Виеру

1


Заучивать самостоятельно четверостишье.

Коррекция и развитие личностных качеств учащихся


138

10.14

Никто не забыт,но помнят все. По Л.Кассилю

1


Использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации

Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.


139

10.15

Майский праздник. Т.Белозеров

1


Выразительно читать стихотворение.

Коррекция и развитие личностных качеств учащихся


140

10.16

Лучше нет родного края. П.Воронько

1


Заучивать небольшое стихотворение со слов учителя.


Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.


141

10.17

Весенние загадки.

1


Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать.

Коррекция и развитие логического мышления


142

10.18

Обобщение к разделу

1

Урок контроля знаний и умений.

Строить ответы на поставленные вопросы.

Коррекция и развитие долговременной памяти, связной устной речи


11. Посмеемся, улыбнемся

143

11.1

Повар. О.Григорьев

1

урок ознакомления с новым материалом

Выразительно читать стихотворение.

Коррекция и развитие связной устной речи (обогащение активного словаря)


144

11.2

Память. Э.Успенский

1


Находить отрывок текста к иллюстрации.

Коррекция и развитие личностных качеств учащихся


145

11.3

Хорошо спрятанная котлета.

Г.Остер

1


Читать по ролям.

Коррекция и развитие связной устной речи (обогащение активного словаря)


146

11.4

Как поросенок говорить научился.

По Л. Пантелееву

1


Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстрированный материал, задавать вопросы и отвечать.

Коррекция и развитие диалогической речи,


147

11.5

Как поросенок говорить научился.

По Л. Пантелееву

1


Передавать содержание прочитанного по вопросам учителя.

Коррекция и развитие связной устной речи (обогащение активного словаря)


148

11.6

Банька. Ю.Кушак

1


Составлять рассказ по картинке.

Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.


149

11.7

Как котенок Яша учился рисовать.

По Л.Каминскому

1


Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстрированный материал, задавать вопросы и отвечать.

Коррекция и развитие диалогической речи,


150

11.8

Как котенок Яша учился рисовать.

По Л.Каминскому

1


Передавать содержание прочитанного по вопросам учителя.

Коррекция и развитие связной устной речи (обогащение активного словаря)


151

11.9

Познакомился. В.Лапшин

1


Читать по ролям.

Развивать умения понимать связь событий.


152

11.10

Веселые загадки.

1


Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать.

Коррекция и развитие логического мышления


153

11.11

Отвечайте,правда ли?

По Г. Чичинадзе

1


Давать ответ на поставленный вопрос.

Коррекция и развитие связной устной речи (диалогической речи)


154

11.12

Обобщение к разделу

1

Урок контроля знаний и умений.

Строить ответы на поставленные вопросы.

Коррекция и развитие долговременной памяти, связной устной речи


12. Летние страницы

155

12.1

Земляника. Е. Трутнева

1

урок ознакомления с новым материалом

Выразительно читать стихотворение, делать рисунок по содержанию.

Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.


156

12.2

Солнце и радуга. К.Ушинский

1


Передавать своими словами содержание прочитанного.

Коррекция воображения, слухового восприятия


157

12.3

Мост. Л.Мануш

1


Находить в тексте ответ на поставленный вопрос.

Коррекция и развитие личностных качеств учащихся


158

12.4

Шмель и Миша. А.Седугин

1


Передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем

Коррекция и развитие связной устной речи (диалогической и монологической речи)


159

12.5

Гнездо в траве.

По В.Хомченко

1


Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций.

Коррекция и развитие личностных качеств учащихся


160

12.6

Каникулы. Л.Фадеева

1


Читать выразительно стихотворение.

Коррекция слухового восприятия, связной устной речи


161

12.7

Летние загадки.

1


Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать.

Коррекция и развитие логического мышления


162

12.8

Обобщение к разделу.

1

Урок контроля знаний и умений.

Строить ответы на поставленные вопросы.

Коррекция и развитие долговременной памяти, связной устной речи


13. Как хорошо уметь читать!

163

13.1

Читалочка.В.Берестов

1

урок ознакомления с новым материалом

Заучивать стихотворение наизусть со слов учителя

Коррекция и развитие фонематического слуха


164

13.2

Раньше улица молчала. И.Железнова

1


Читать выразительно стихотворение.

Коррекция и развитие связной устной речи (диалогической и монологической речи)


165

13.3

Читателю. Р.Сеф

1


Читать выразительно стихотворение.

Развитие кругозора и пополнение словарного запаса.


166

13.4

Спрятался. В.Голявкин

1


Находить в тексте ответ на поставленный вопрос.

Коррекция слухового восприятия, связной устной речи


167

13.5

Ау. Л.Пантелеев


1


Читать по ролям.

Коррекция и развитие связной устной речи (диалогической и монологической речи)


168

13.6

Прощальная игра. Д. Чиарди

1


Читать выразительно стихотворение

Коррекция внимания, памяти, мышления.


169

13.7

Книжкины загадки.

1


Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать.

Коррекция и развитие логического мышления


170

13.8

Обобщение к разделу.

1

Урок контроля знаний и умений.

Отвечать на поставленные вопросы, подбирать и зачитывать отрывки текста к иллюстрации

Коррекция и развитие связной устной речи (обогащение активного словаря)




Перечень учебно–методического обеспечения образовательного процесса:


1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 7-е издание - М.: «Просвещение», 2010.

2. С.Ю. Ильина «Чтение»

Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 8-е издание-СПб.:филиал изд-ва «Просвящение»,2011.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Рабочая программа по чтению. 2 класс

Автор: Калабина Ольга Сергеевна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 152992

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Рабочая программа 4 класс УМК "Начальная школа ХХI века" "
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia-proghramma-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-khkhi-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "111346"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1407371582"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "рабочая программа по чувашскому языку 3 класс "
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia-proghramma-po-chuvashskomu-iazyku-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "247073"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446487015"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "рабочая программа 5 класс  по учебнику Афанасьева О.В., Михеева И.В.-1 год обучения"
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-5-klass-po-uchiebniku-afanas-ieva-o-v-mikhieieva-i-v-1-ghod-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "300469"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456739338"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Рабочая программа 11 класс (сполтайт) "
    ["seo_title"] => string(38) "rabochaia-proghramma-11-klass-spoltait"
    ["file_id"] => string(6) "179759"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425058025"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "рабочая программа 3 класс  литературное чтение  УМК "Гармония" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-3-klass-litieraturnoie-chtieniie-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "232519"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442855103"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства