Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2012, раздел Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник С.Ю. Ильиной, Л.В. Матвеевой «Чтение». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2012.
Чтение и развитие речи как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Создать условия для формировать навык правильного и осмысленного чтения доступного их пониманию текста.
Примечание: уроки, совпадающие с праздничными днями, проводятся соответственно за счет уплотнения тематического материала, представляется лист корректировки программы.
Программа составлена с учетом уровня обученности детей, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. При составлении данной рабочей программы по чтению и развитию речи в авторскую программу В.В.Воронковой были внесены изменения и дополнения.
В целях максимального коррекционного воздействия и повышение интеллектуального уровня включена работа с научно –познавательной литературой (словари, энциклопедии).
Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно- эстетического цикла.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приѐмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации
№ урока | № Урока по теме п/п | Наименование разделов, тем урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды учебной деятельности | Цель коррекционной работы | Примечание |
1.Зазвенел звонок-начался урок. |
| 1.1 | День знаний. | 1 | экскурсия | Беседа | | |
1 | 1.1 | Осень в школе. По Н.Саксонской | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Читать по слогам, отвечать на поставленные вопросы полными ответами. | Развитие механической памяти посредством разучивания чистоговорок, используя прием создания смысловых опор – «опорные пункты». | |
2 | 1.2 | «Я могу считать до ста…» Р. Сеф | 1 | | Выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу. | Развитие навыка чтения, внимания на основе работ со слоговой таблицей в ходе упражнения «пирамида». | |
3 | 1.3 | Где лево, где право. По В. Берестову | 1 | | Рассказать по иллюстрациям о чём читали. | Формировать умения выстраивать словесно-логические умозаключения на основе упражнения «Доскажи словечко» | |
4 | 1.4 | Школьные слова. По В. Драгунскому | 1 | | Читать целыми словами, строить ответы на поставленные вопросы. | Увеличение объема зрительного восприятия и памяти в процессе использования чтения столбиков слогов способом наращивания через упражнение «прочти и повтори» | |
5 | 1.5 | Я учусь писать. По М. Яснову | 1 | | Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать. | Формировать интонационную сторону речи, внимание в ходе упражнения «Найди главное слово » | |
6 | 1.6 | « Таня знала буквы…» Л.Толстой | 1 | | Читать по слогам, рассказывать содержание прочитанного в игровой ситуации, строить ответы на поставленные вопросы. | Коррекция зрительного восприятия и формирование связной речи в процессе упражнения «Расставь картинки по порядку» | |
7 | 1.7 | В школе. По К. Ушинскому | 1 | | Читать по слогам, по цепочки, передавать содержание прочитанного. | Увеличение объема зрительного восприятия на основе игры «Буквенные пирамиды» | |
8 | 1.8 | Мы дежурим. По В.Викторову | 1 | | Выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу. | Увеличение объема зрительного восприятия в процессе использования чтения столбиков слов способом наращивания в ходе упражнения «Прочти, запомни, повтори» | |
9 | 1.9 | Про то, для кого Вовка учится. По В.Голявкину | 1 | | Читать по слогам, находить отрывок текста к иллюстрации. | Развитие языкового анализа и синтеза на основе игры « пять слов» | |
10 | 1.10 | Физкультура. По Э. Мошковской | 1 | | Выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу | Формировать навыки анализа и синтеза в процессе игры « Наоборотки» | |
11 | 1.11 | Пятерка. По Р.Сефу | 1 | | Передавать своими словами содержание прочитанного. | Коррекция зрительного восприятия на основе игры « глаз – фотограф». | |
12 | 1.12 | Всякой вещи свое место. По К.Ушинскому | 1 | | Читать по слогам с переходом на целые слова, строить ответы на поставленные вопросы. | Развитие зрительного внимания в ходе игры «Сосчитай буквы» | |
13 | 1.13 | Три плюс пять. М. Юдалевич | 1 | | Находить в тексте ответ на заданный вопрос. | Коррекция зрительного внимания и памяти в процессе игры « Читатель – молния» | |
14 | 1.14 | Первый урок. По В. Голявкину | 1 | | Использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации | Увеличение объема рительного восприятия в процессе использования чтения столбиков слогов и слов способом наращивания в ходе игры « Прочти и повтори». | |
15 | 1.15 | Уроки. По В.Драгунскому | 1 | | Выразительно читать стихотворение. | Увеличение объема зрительного восприятия на основе игры «Буквенные пирамиды» | |
16 | 1.16 | Давайте складывать слова. Г.Мамлин | 1 | | Участвовать в беседе, отвечать полными ответами на вопросы учителя. | Формировать умения выстраивать словесно-логические умозаключения на основе упражнения «Отгадай» | |
17 | 1.17 | Школьные загадки. | 1 | | Разгадывать загадки. | Закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, изображенными на сюжетных картинках в ходе игры «Наведи порядок». | |
18 | 1.18 | Обобщение к разделу: « Зазвенел звонок-начался урок». | 1 | Урок контроля знаний и умений. | Отвечать на вопросы учителя полными ответами, подбирать к иллюстрации текст | Развивать умения логического мышления: видеть проблемы; делать выводы и умозаключения в ходе игры « Наведи порядок» | |
2. Осенние страницы |
19 | 2.1 | Художник – Осень. По Г. Скребицкому | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Работать с иллюстрацией, составлять предложения по заданной схеме. | Расширять кругозор учащихся, развивать фонематический слух в процессе игры «угадай». | |
20 | 2.2 | В эту осень. (Отрывок) С.Козлов. | 1 | | Заучивать стихотворение со слов учителя. | Увеличение объема зрительного восприятия в процессе использования чтения столбиков слогов и слов способом наращивания в ходе игры « Прочти и повтори». | |
21 | 2.3 | Падают, падают листья… М.Ивенсен | 1 | | Выразительно рассказывать заученное стихотворение. | Коррекция зрительного внимания в процессе игры « Чего не хватает» | |
22 | 2.4 | Здравствуй,осень. В. Викторов | 1 | | Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать. Выразительно читать стихи. | Увеличение объема зрительного восприятия и памяти в процессе использования чтения столбиков слогов способом наращивания через упражнение «прочти и повтори» | |
23 | 2.5 | В октябре. По М.Митяеву | 1 | | Строить ответы на поставленные вопросы. Читать по цепочки | Коррекция памяти, внимания в процессе игры « веселый фотограф» | |
24 | 2.6 | Верная примета. Г.Ладонщиков | 1 | | Читать стихи, отвечать на поставленные вопросы полными ответами. | Развитие языковой догадки (антиципационного восприятия текста) на основе игры «Угадай» | |
25 | 2.7 | Народные приметы. | 1 | | Объяснить её значение. | Формировать умения выстраивать словесно-логические умозаключения на основе игры « Отгадай» | |
26 | 2.8 | Когда шубу носить? А.Степанов | 1 | | Выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу. | Развитие памяти, внимания в процессе нахождения заданного материала в учебнике на основе игры «кто быстрее». | |
27 | 2.9 | Белки. По И.Соколову-Микитову | 1 | | Читать по слогам с переходом на целые слова, читать по цепочке. | Формировать навыки анализ и синтеза в процессе игры « Наоборотки» | |
28 | 2.10 | Белкина кладовка. Е.Благинина | 1 | | Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций. | Формировать умение выделять логическое ударениев предложении в ходе упражнения «Найди главное слово» | |
29 | 2.11 | Кто сажает лес. По Г.Снегиреву | 1 | | Передавать своими словами содержание прочитанного. | Коррекция зрительного внимания в процессе игры «Чего не хватает» | |
30 31 32 | 2.12 2.13 2.14 | Почему ноябрь пегий. По Н.Сладкову. | 3 | | Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций. Находить в тексте ответ на заданный вопрос. | Развитие зрительного внимания в ходе игры «Сосчитай буквы» | |
33 | 2.15 | Осенние загадки | 1 | | Отгадывать загадки. | Развивать умения логического мышления: видеть проблемы; делать выводы и умозаключения в ходе игры « Наведи порядок» | |
34 | 2.16 | Обобщение к разделу. | 1 | Урок контроля знаний и умений. | Строить ответы на поставленные вопросы. Читать по цепочке | Развитие мышления, внимания в процессе игры «Лишний предмет» | |
3. Сказка за сказкой |
35 | 3.1 | Русские народные сказки Вершки и корешки. | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстрированный материал, задавать вопросы и отвечать. | Коррекция зрительного внимания и памяти в процессе игры «Читатель – молния» | |
36 | 3.2 | Лиса и кувшин. | 1 | | Строить ответы на поставленные вопросы. | Развивать умения логического мышления: видеть проблемы; делать выводы и умозаключения в ходе игры « Наведи порядок» | |
37 | 3.3 | Рак и лиса | 1 | | Отвечать на вопросы полными ответами, читать по цепочке. | Развитие навыка звуко-буквенного анализа, внимания в ходе игры «Что перепутал художник?» | |
38 | 3.4 | Старик и два медвежонка | 1 | | Читать по ролям. | Развитие механической памяти посредством разучивания чистоговорок, используя прием создания смысловых опор – «опорные пункты». | |
39 | 3.5 | Сказки разных народов Заяц и черепаха (Ингушская сказка) | 1 | | Читать по цепочки, отвечать полными ответами на вопросы | Формировать умения выстраивать словесно-логические умозаключения на основе упражнения «Доскажи словечко» | |
40 | 3.6 | Волк и лошадь (Румынская сказка) | 1 | | Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций. Читать по ролям. | Увеличение объема зрительного восприятия и памяти в процессе использования чтения столбиков слогов способом наращивания через упражнение «прочти и повтори» | |
41 | 3.7 | Добрый крестьянин (Японская сказка) | 1 | | Передавать содержание с опорой на иллюстрацию. | Формировать интонационную сторону речи, внимание в ходе упражнения «Найди главное слово » | |
42 | 3.8 | Обобщение к разделу. | 1 | Урок контроля знаний и умений. | Отвечать на вопросы учителя полными ответами. | Коррекция и развитие личностных качеств учащихся. Развитие кругозора и пополнение словарного запаса. | |
4. Мир животных. |
43 | 4.1 | Кто любит собак…Р.Сеф | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Строить ответы на поставленные вопросы, заучивать стихи со слов учителя. | Коррекция и развитие долговременной памяти, связной устной речи | |
44 | 4.2 | Барашек. (Английская народная песенка). | 1 | | Читать по слогам с переходом на целые слова с соблюдением знаков препинания. | Развитие мышления, внимания в процессе игры «Лишний предмет» | |
45 | 4.3 | Загадка. А.Веденский | 1 | | Заучивать небольшое стихотворение со слов учителя. | Развитие кругозора и пополнение словарного запаса. | |
46 | 4.4 | Кролик. В.Лифшиц | 1 | | Заучивать небольшое стихотворение со слов учителя. | Развивать умения понимать связь событий. | |
47 | 4.5 | Лапки. Ю.Коринец | 1 | | Читать по слогам с переходом на целые слова, отвечать на поставленные вопросы. | Развивать умения, сравнивать, анализировать. | |
48 | 4.6 | Котенок. Е.Благинина | 1 | | Выразительно читать стихотворение. | Развивать умения понимать связь событий. | |
49 | 4.7 | Собака. А.Барто | 1 | | Находить в тексте ответ на поставленный вопрос. | Коррекция и развитие мыслительной деятельности, учить строить умозаключения | |
50 | 4.8 | Еж. Е.Чарушин | 1 | | Выразительно читать стихотворение. | Развитие кругозора и пополнение словарного запаса. | |
51 | 4.9 | Живой букет. Я.Агафарова | 1 | | Читать по цепочке, отвечать полными ответами на вопросы учителя | Развивать умения понимать связь событий. | |
52 53 | 4.10 4.11 | Медвежонок. По Г.Снегиреву. | 2 | | Делать рисунок по содержанию прочитанного. | Развитие кругозора и пополнение словарного запаса. | |
54 | 4.12 | Лисья нора. По И.Соколову-Микитову | 1 | | Передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем | Развивать умения понимать связь событий. | |
55 | 4.13 | Кто? С.Черный | 1 | | Использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации | Развивать умения понимать связь событий. | |
56 57 | 4.14 4.15 | Бобренок. По Г.Снегиреву | 2 | | Читать по цепочке, передавать содержание прочитанного с опорой на картинный план. | Развитие кругозора и пополнение словарного запаса. | |
58 | 4.16 | Детский дом. С.Маршак | 1 | | Заучивать самостоятельно четверостишье. | Коррекция и развитие связной устной речи (диалогической и монологической речи) | |
59 | 4.17 | Животные. Р.Зеленая, С.Иванов | 1 | | Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстрированный материал, делать рисунок по содержанию. | Коррекция и развитие личностных качеств учащихся | |
60 | 4.18 | Загадки о животных | 1 | | Использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации | Развитие кругозора и пополнение словарного запаса. | |
61 | 4.19 | Обобщение к разделу. | 1 | Урок контроля знаний и умений. | Отвечать на вопросы учителя полными ответами. | Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, памяти. | |
5. Птицы -наши друзья |
62 | 5.1 | Соловей. По И.Соколову-Микитову | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать. Читать по цепочке. | Коррекция и развитие логического мышления | |
63 | 5.2 | Ворон. Г.Снегирев | 1 | | Строить ответы на поставленные вопросы. | Коррекция и развитие долговременной памяти связной устной речи | |
64 | 5.3 | Спор на скворечне. Г.Ладонщиков | 1 | | Выразительно читать стихотворение. | Развивать умения логического мышления: видеть проблемы; делать выводы и умозаключения в ходе игры « Наведи порядок» | |
65 66 | 5.4 5.5 | Пылесос. По Н.Сладкову | 2 | | Строить ответы на поставленные вопросы. | Коррекция и развитие связной устной речи (обогощение активного словаря) | |
67 68 | 5.6 5.7 | Птичка. По В.Голявкину | 2 | | Находить отрывок текста к иллюстрации. | Коррекция и развитие личностных качеств учащихся | |
69 | 5.8 | Птичьи загадки. | 1 | | Читать по ролям. | Коррекция и развитие связной устной речи (обогощение активного словаря) | |
70 | 5.9 | Обощение по разделу. | 1 | Урок контроля знаний и умений. | Отвечать на вопросы с опорой на иллюстрированный материал, задавать вопросы и отвечать. Передавать содержание прочитанного по вопросам учителя. | Коррекция и развитие диалогической и монологической речи. | |
6. Зимние страницы. |
71 | 6.1 | По ягоды на лыжах. Н.Егоров | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Составлять рассказ по картинке. | Развитие кругозора и пополнение словарного запаса. | |
72 | 6.2 | Снег идет. По Л.Воронковой | 1 | | Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстрированный материал, задавать вопросы и отвечать. | Коррекция и развитие диалогической речи | |
73 | 6.3 | Озорные снежинки. Л. Наппельбаум | 1 | | Передавать содержание прочитанного по вопросам учителя. | Коррекция и развитие связной устной речи (обогощение активного словаря) | |
74 | 6.4 | Сёмка и Мороз. По Е.Кузнецовой | 1 | | Читать по ролям. | Развивать умения понимать связь событий. | |
75 | 6.5 | Белая страница. С.Маршак | 1 | | Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать. | Коррекция и развитие логического мышления | |
76 | 6.6 | Книга зимы. В.Бианки | 1 | | Давать ответ на поставленный вопрос. | Коррекция и развитие связной устной речи (диалогической речи) | |
77 | 6.7 | Что это было? Д.Хармс | 1 | | Строить ответы на поставленные вопросы. | Коррекция и развитие долговременной памяти ,связной устной речи | |
78 | 6.8 | Зайчик и рябина. В.Сухомлинский | 1 | | По иллюстрациям рассказать, о чём читали | Развитие связной устной речи и активного словаря учащихся | |
79 | 6.9 | Зимний запас. По Н.Сладкову | 1 | | Читать по цепочки, отвечать полными ответами на вопросы учителя | Развитие речи, пополнение и обогощение активного словаря учащихся | |
80 | 6.10 | Наши друзья. Г.Ладонщиков | | | 6.10 | Наши друзья. Г.Ладонщиков | 1 | | Читать по цепочки, отвечать полными ответами на вопросы учителя | Коррекция воображения, произвольного внимания | |
81 | 6.11 | Зимний разговор через форточку. (Отрывок). Б.Брехт | 1 | | Выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу. | Коррекция воображения, произвольного внимания | |
82 | 6.12 | Храбрая птица. По Н. Плавильщикову | 1 | | Передать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем | Развитие речи, пополнение и обогощение активного словаря учащихся | |
83 | 6.13 | Что такое Новый год? Е.Махалова | 1 | | Выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу. | Коррекция воображения, произвольного внимания | |
84 | 6.14 | Ночное приключение. Ю.Кушак | 1 | | По иллюстрациям рассказать, о чём читали | Коррекция мелкой моторики через творческое задание: «Нарисуй снеговика» | |
85 86 | 6.15 6.16 | Снеговики. По Л.Сергееву | 2 | | Строить ответы на поставленные вопросы. | Коррекция воображения, слухового восприятия | |
87 | 6.17 | Зимние загадки.Е.Благинина | 1 | | Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать. | Коррекция и развитие логического мышления | |
88 | 6.18 | Обощение к разделу. | 1 | Урок контроля знаний и умений. | Строить ответы на поставленные вопросы. | Коррекция и развитие долговременной памяти, связной устной речи | |
7. Все мы сделали сами и своими руками. |
89 | 7.1 | Знают мамы, знают дети. (Немецкая народная песенка) | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу. | Коррекция и развитие мыслительной деятельности, эмоционально-оценочной лексики | |
90 | 7.2 | Вот какие наши руки. А.Гарф | 1 | | Находить отрывок текста к иллюстрации. | Коррекция и развитие мыслительной деятельности, зрительных восприятий | |
91 | 7.3 | Белоручки. В.Голышкин | 1 | | Читать по ролям | Коррекция и развитие внимания, мышления | |
92 | 7.4 | Своими руками. В.Осеева | 1 | | Передавать своими словами содержание прочитанного. | Развивать последовательность мышления, учить строить умозаключения, коррекция устной связной речи | |
93 | 7.5 | Десять помошников. М. Коцюбинский | 1 | | Строить ответы на поставленные вопросы. | Коррекция и развитие мыслительной деятельности, учить строить умозаключения. | |
94 | 7.6 | Первая рыбка. Е.Пермяк | 1 | | Находить в тексте ответ на заданный вопрос. | Коррекция и развитие памяти, связной устной речи | |
95 | 7.7 | Кукла и Катя. Г.Ладонщиков. | 1 | | Использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации | Коррекция и развитие мышления (выявление главной мысли), слухового восприятия. | |
96 | 7.8 | Разговор о технике. Е.Серова. | 1 | | Выразительно читать стихотворение. | Коррекция и развитие мышления, фонематического слуха | |
97 | 7.9 | Странное дело. И.Мазнин | 1 | | Участвовать в беседе. | Коррекция и развитие связной устной речи (пополнение и обогащение активного словаря) | |
98 99 | 7.10 7.11 | Вкусный пирог. По П. Тихонову | 2 | | Передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем | Коррекция и развитие мышления, памяти, личностных качеств учащихся | |
100 | 7.12 | Мы вдвоем. Г.Глушнев | 1 | | Заучивать четверостишье самостоятельно. | Работать над увеличением объема памяти. | |
101 | 7.13 | Подходящая вещь. По В.Голявкину. | 1 | | Читать по цепочке. | Коррекция и развитие внимания, мышления | |
102 | 7.14 | Танечка-хозяйка. М.Глазков | 1 | | Выразительно читать стихотворение. | Коррекция и развитие внимания, мышления фонематического слуха | |
103 | 7.15 | Доктор Петрова. М.Моисеева | 1 | | Заучивать стихотворение со слов учителя. | Коррекция и развитие внимания, мышления фонематического слуха | |
104 | 7.16 | Мамина работа. По Е.Пермяку. | 1 | | Выразительно рассказывать заученное стихотворение. | Коррекция и развитие слухового восприятия, мышления, связной речи | |
105 | 7.17 | Загадки о наших помощниках. | 1 | | Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать. | Коррекция и развитие логического мышления | |
106 | 7.18 | Обобщение к разделу. | 1 | Урок контроля знаний и умений. | Строить ответы на поставленные вопросы. | Коррекция и развитие долговременной памяти ,связной устной речи | |
8. Буду делать хорошо и не буду плохо |
107 | 8.1 | Подружки. А.Кузнецова | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Заучивать стихотворение со слов учителя | Коррекция и развитие мышления, личностных качеств учащихся | |
108 | 8.2 | Рыцари. А.Барто | 1 | | Выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу. | Коррекция и развитие мышления (выделение главной мысли) | |
109 | 8.3 | Жалейкин и пруд. Н.Сладков | 1 | | Читать по цепочке. | Коррекция и развитие связной устной (диалогической) речи | |
110 | 8.4 | Страшная история. Р.Зеленая, С.Иванов | 1 | | Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций. | Коррекция и развитие связной устной речи (обогащение активного словаря) | |
111 | 8.5 | Хитрое яблоко. По Т.Пономаревой | 1 | | Передавать своими словами содержание прочитанного. | Коррекция и развитие мыслительной деятельности, мелкой моторики рук | |
112 | 8.6 | Урок дружбы. М.Пляцковский | 1 | | Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций. | Коррекция и развитие мышления, внимания, личностных качеств учащихся | |
113 | 8.7 | Яблоко. В.Хомченко | 1 | | Находить в тексте ответ на заданный вопрос. | Формировать высшие духовные чувства, совесть. | |
114 | 8.8 | Про Людочку. В.Карасева | 1 | | Строить ответы на поставленные вопросы. | Коррекция и развитие диалогической речи, Формировать высшие духовные чувства, совесть. | |
115 | 8.9 | Никто не мешает. Р.Баумволь | 1 | | Читать по цепочке. | Развивать умение давать полные ответы | |
116 | 8.10 | Сказка про честные ушки. С.Прокофьева | 1 | | Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстрированный материал, задавать вопросы и отвечать. | Коррекция и развитие диалогической речи, Формировать высшие духовные чувства, совесть. | |
117 | 8.11 | Обощение к разделу. | 1 | Урок контроля знаний и умений. | Строить ответы на поставленные вопросы. | Коррекция и развитие долговременной памяти, связной устной речи | |
9. Ежели вы вежливы… |
118 | 9.1 | Доброе утро. Н.Красильников | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения. | Коррекция и развитие личностных качеств учащихся | |
119 | 9.2 | Как Маша яблоко ела. Л.Каминский | 1 | | Читать по ролям. | Коррекция и развитие диалогической речи, Формировать высшие духовные чувства, совесть. | |
120 | 9.3 | Удивительное превращение. По В. Голышкину | 1 | | Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций. | Коррекция и развитие личностных качеств учащихся ,формирование высших духовных чувств, совести. | |
121 | 9.4 | Брысь, шапочка! А. Седугин | 1 | | Передавать содержание с опорой на иллюстрацию. | Коррекция и развитие мышления, внимания. | |
122 | 9.5 | Песенка о вежливости (отрывок) С.Маршак | 1 | | Выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми, взрослыми. | Коррекция и развитие личностных качеств учащихся | |
123 | 9.6 | Кто грамотней? По Я. Пинясову | 1 | | Отвечать полным предложением по содержанию прочитанного. | Развитие кругозора и пополнение словарного запаса. | |
124 | 9.7 | Обобщение к разделу. | 1 | Урок контроля знаний и умений. | Строить ответы на поставленные вопросы. | Коррекция и развитие долговременной памяти, связной устной речи | |
10. Весенние страницы |
125 | 10.1 | Появление весны. Л.Модзалевский | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Читать по слогам с переходом на целые слова с соблюдением знаков препинания. | Развитие кругозора и пополнение словарного запаса. | |
126 | 10.2 | Весна-красна. И.Соколов-Микитов | 1 | | Заучивать небольшое стихотворение со слов учителя. | Развивать умения понимать связь событий. | |
127 | 10.3 | Март.Ю.Коринец | 1 | | Выразительно читать стихотворение. | Развивать умения, сравнивать, анализировать. | |
128 | 10.4 | Поздравление. Л.Барбас | 1 | | Заучивать небольшое стихотворение со слов учителя. | Развивать умения понимать связь событий. | |
129 | 10.5 | Сосульки. М.Пляцковский | 1 | | Находить в тексте ответ на поставленный вопрос. | Коррекция и развитие мыслительной деятельности, учить строить умозаключения | |
130 | 10.6 | Песенка капели. М.Борисова | 1 | | Выразительно читать стихотворение. | Развитие кругозора и пополнение словарного запаса. | |
131 | 10.7 | Художник- Весна. По Г.Скребицкому | 1 | | Читать по цепочке. | Развивать умения понимать связь событий. | |
132 | 10.8 | Подснежник. Е.Серова | 1 | | Делать рисунок по содержанию прочитанного. | Развитие кругозора и пополнение словарного запаса. | |
133 | 10.9 | Белое и желтое. По Ю. Ковалю | 1 | | Передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем | Развивать умения понимать связь событий. | |
134 | 10.10 | Салют весне. З.Александрова | 1 | | Использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации | Развивать умения понимать связь событий. | |
135 | 10.11 | Любитель цветов. Н.Сладков | 1 | | Читать по цепочке. | Развитие кругозора и пополнение словарного запаса. | |
136 | 10.12 | Терем – рукавица. В.Хомченко | 1 | | Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстрированный материал, делать рисунок по содержанию. | Коррекция и развитие связной устной речи (диалогической и монологической речи) | |
137 | 10.13 | Девятое мая. Г.Виеру | 1 | | Заучивать самостоятельно четверостишье. | Коррекция и развитие личностных качеств учащихся | |
138 | 10.14 | Никто не забыт,но помнят все. По Л.Кассилю | 1 | | Использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации | Развитие кругозора и пополнение словарного запаса. | |
139 | 10.15 | Майский праздник. Т.Белозеров | 1 | | Выразительно читать стихотворение. | Коррекция и развитие личностных качеств учащихся | |
140 | 10.16 | Лучше нет родного края. П.Воронько | 1 | | Заучивать небольшое стихотворение со слов учителя. | Развитие кругозора и пополнение словарного запаса. | |
141 | 10.17 | Весенние загадки. | 1 | | Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать. | Коррекция и развитие логического мышления | |
142 | 10.18 | Обобщение к разделу | 1 | Урок контроля знаний и умений. | Строить ответы на поставленные вопросы. | Коррекция и развитие долговременной памяти, связной устной речи | |
11. Посмеемся, улыбнемся |
143 | 11.1 | Повар. О.Григорьев | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Выразительно читать стихотворение. | Коррекция и развитие связной устной речи (обогащение активного словаря) | |
144 | 11.2 | Память. Э.Успенский | 1 | | Находить отрывок текста к иллюстрации. | Коррекция и развитие личностных качеств учащихся | |
145 | 11.3 | Хорошо спрятанная котлета. Г.Остер | 1 | | Читать по ролям. | Коррекция и развитие связной устной речи (обогащение активного словаря) | |
146 | 11.4 | Как поросенок говорить научился. По Л. Пантелееву | 1 | | Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстрированный материал, задавать вопросы и отвечать. | Коррекция и развитие диалогической речи, | |
147 | 11.5 | Как поросенок говорить научился. По Л. Пантелееву | 1 | | Передавать содержание прочитанного по вопросам учителя. | Коррекция и развитие связной устной речи (обогащение активного словаря) | |
148 | 11.6 | Банька. Ю.Кушак | 1 | | Составлять рассказ по картинке. | Развитие кругозора и пополнение словарного запаса. | |
149 | 11.7 | Как котенок Яша учился рисовать. По Л.Каминскому | 1 | | Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстрированный материал, задавать вопросы и отвечать. | Коррекция и развитие диалогической речи, | |
150 | 11.8 | Как котенок Яша учился рисовать. По Л.Каминскому | 1 | | Передавать содержание прочитанного по вопросам учителя. | Коррекция и развитие связной устной речи (обогащение активного словаря) | |
151 | 11.9 | Познакомился. В.Лапшин | 1 | | Читать по ролям. | Развивать умения понимать связь событий. | |
152 | 11.10 | Веселые загадки. | 1 | | Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать. | Коррекция и развитие логического мышления | |
153 | 11.11 | Отвечайте,правда ли? По Г. Чичинадзе | 1 | | Давать ответ на поставленный вопрос. | Коррекция и развитие связной устной речи (диалогической речи) | |
154 | 11.12 | Обобщение к разделу | 1 | Урок контроля знаний и умений. | Строить ответы на поставленные вопросы. | Коррекция и развитие долговременной памяти, связной устной речи | |
12. Летние страницы |
155 | 12.1 | Земляника. Е. Трутнева | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Выразительно читать стихотворение, делать рисунок по содержанию. | Развитие кругозора и пополнение словарного запаса. | |
156 | 12.2 | Солнце и радуга. К.Ушинский | 1 | | Передавать своими словами содержание прочитанного. | Коррекция воображения, слухового восприятия | |
157 | 12.3 | Мост. Л.Мануш | 1 | | Находить в тексте ответ на поставленный вопрос. | Коррекция и развитие личностных качеств учащихся | |
158 | 12.4 | Шмель и Миша. А.Седугин | 1 | | Передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем | Коррекция и развитие связной устной речи (диалогической и монологической речи) | |
159 | 12.5 | Гнездо в траве. По В.Хомченко | 1 | | Участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций. | Коррекция и развитие личностных качеств учащихся | |
160 | 12.6 | Каникулы. Л.Фадеева | 1 | | Читать выразительно стихотворение. | Коррекция слухового восприятия, связной устной речи | |
161 | 12.7 | Летние загадки. | 1 | | Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать. | Коррекция и развитие логического мышления | |
162 | 12.8 | Обобщение к разделу. | 1 | Урок контроля знаний и умений. | Строить ответы на поставленные вопросы. | Коррекция и развитие долговременной памяти, связной устной речи | |
13. Как хорошо уметь читать! |
163 | 13.1 | Читалочка.В.Берестов | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Заучивать стихотворение наизусть со слов учителя | Коррекция и развитие фонематического слуха | |
164 | 13.2 | Раньше улица молчала. И.Железнова | 1 | | Читать выразительно стихотворение. | Коррекция и развитие связной устной речи (диалогической и монологической речи) | |
165 | 13.3 | Читателю. Р.Сеф | 1 | | Читать выразительно стихотворение. | Развитие кругозора и пополнение словарного запаса. | |
166 | 13.4 | Спрятался. В.Голявкин | 1 | | Находить в тексте ответ на поставленный вопрос. | Коррекция слухового восприятия, связной устной речи | |
167 | 13.5 | Ау. Л.Пантелеев | 1 | | Читать по ролям. | Коррекция и развитие связной устной речи (диалогической и монологической речи) | |
168 | 13.6 | Прощальная игра. Д. Чиарди | 1 | | Читать выразительно стихотворение | Коррекция внимания, памяти, мышления. | |
169 | 13.7 | Книжкины загадки. | 1 | | Слушать загадку и с помощью картинок отгадывать. | Коррекция и развитие логического мышления | |
170 | 13.8 | Обобщение к разделу. | 1 | Урок контроля знаний и умений. | Отвечать на поставленные вопросы, подбирать и зачитывать отрывки текста к иллюстрации | Коррекция и развитие связной устной речи (обогащение активного словаря) | |
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 7-е издание - М.: «Просвещение», 2010.
2. С.Ю. Ильина «Чтение»
Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 8-е издание-СПб.:филиал изд-ва «Просвящение»,2011.