Рабочая программа литературному чтению для 3 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
репрод..: ил.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности — вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией ,начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием .Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана сформированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, ив зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования. В силу особенностей, присущих данной предметной области, в ее рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи: духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений)
понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);
духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приемы));библиографическая (от формирования умений ориентироватъся в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной(индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который
развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования
технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных (то есть с короткой строчкой) текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать
впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения чтения); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызывать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учетом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью
соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определенную нравственно- эстетическую концепцию,
развиваемую на протяжении всех четырех лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца XX - начала XXI века. Программа 2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствование техники чтения смысловой работы с текстом. Младшие школьники смогут
обнаружить использование в авторской детской поэзии жанровых особенностей фольклора: сюжетно - композиционных особенностей фольклора: кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки. Во 2 классе программа предусматривает
формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.
Продолжающееся знакомство с авторской литературой не ограничивается авторской поэзией
— младшие школьники знакомятся с жанром рассказа. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с
художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. Программа предусматривает включение литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения произведений литературы и живописи.
Итогом второго года обучения должно стать интуитивное понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с живописью, осознание красоты литературы и искусства в целом, желание обращаться к чтению вновь и вновь
Ценностные ориентиры содержания образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе. В силу особенностей учебного предмета выделяем:
• Ценность патриотизма, гражданственности — любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.
• Ценность нравственных чувств — нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.
• Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни — уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
• Ценность природы, окружающей среды — родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.
• Ценность прекрасного — красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение предмета «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебных недель).
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно – историческим наследием восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценит как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения(основы общечеловеческих ценностей).
- учитывать чужую точку зрения, оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач
- устанавливать связи между богатым воображением, развитой фантазией и особым взглядом на мир, которым отличаются писатели и поэты (их способностью одухотворять, оживлять явления природы, использовать сравнения, контраст, звукопись, олицетворение).
свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).
работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
- читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
- читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;
- писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
- называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
- ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).
- различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;
- находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор).
- понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;
- обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира.
- понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
- эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;
- интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);
- принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.
- делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;
- самостоятельно работать со словарями.
- читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного - отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
- рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
- устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
Сказки о животных. Общее представление. Разница характеров героев-животных и иерархия героев-животных. Определение главного героя в русских народных сказках о животных и в народных сказках других народов.
Волшебные сказки. Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотворение сил природы; возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).
Особенности построения волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента построения, использование повтора речевых конструкций как способ создания определенного ритма и способ запоминания и трансляции текста).
Волшебная сказка в стихах (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») и ее связь с сюжетными и композиционными особенностями народной волшебной сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки (противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей народной волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов как средство создания определенного ритма и основание для устной трансляции текста). Неповторимая красота авторского языка.
Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, Н. Носов, В. Драгунский).
Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.
Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающим обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии выражать самые важные переживания: о красоте окружающего мира, о дружбе, о любви. Представление о том, что для Поэта природа — живая: обнаружение в стихотворении олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: считалки (Ю. Тувим), небылицы (И. Пивоварова), докучной сказки (И. Пивоварова), сказки-цепочки (Д. Хармс, А. Усачев). Практическое освоение простейших художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем преувеличением), контраста, олицетворения. Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе (сказки С. Козлова, японские сказки: «Барсук — любитель стихов», «Луна на ветке», в переводе В. Марковой).
Формирование библиографической культуры.
Создание условий для выхода младших школьников за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики журнала, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.
Формирование умений и навыков чтения, слушания и говорения.
Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических текстов:
а) выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону, выраженному в тексте) помогает слушателям «увидеть», «представить» изображенную автором картину целого;
б) выразительное чтение передает отношение чтеца к изображенной автором картине целого.
Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения.
б) на основе перечитывания текста в ходе его анализа.
Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения.
Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме.
Проверочные (текущие) и контрольные (итоговые) работы по литературному чтению должны, прежде всего, показать глубину и прочность полученных учащимися знаний и умений, определённых обязательным минимум содержания в начальной школе. Показатели обученности по литературному чтению, которые соответствуя целям курса, подлежат проверке и оцениванию:
Виды проверочных и контрольных заданий: комплексные разноуровневые работы, литературные диктанты, тестовые задания, тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного, диагностические задания, контрольные работы для проверки умений работать с книгой.
Тестовые задания - требуют от учащихся хорошей подготовки, самостоятельности, знания изученных произведений и предполагают выбор одного ответа из ряда предложенных. Объём заданий во 2-4 классах – 10. Выполненное задание оценивается в 1 балл. Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более шести баллов, работа считается выполненной):
«5» - если ученик набрал 9 – 10 баллов.
«4» - если ученик набрал 7 - 8 баллов.
«3» - если ученик набрал 5 - 6 баллов.
«2» - если ученик набрал менее 5 (от 0 до 5 баллов).
Литературные диктанты – форма проверки литературной эрудиции. Условно можно разбить на 3 вида: лексические, информационные, литературоведческие. Количество слов в 3 классе – 10-12. Проверка проводится учащимися самостоятельно с использованием учебника и учебной хрестоматии. Учащиеся проверяют и оценивают свою работу, например, так: «У меня всё верно», «У меня одна ошибка, но я её нашёл» и т.д. Учитель может выборочно оценивать диктанты, выставляя отметки:
«2» - если в работе более двух ошибок.
Диагностические задания - динамичная форма проверки, направленная на выявление уровня усвоения учебного материала и сформированности учебной и читательской деятельности. Диагностические задания выполняются учеником на бланках-карточках и оцениваются в баллах. Для 3-4 класса составляется тест из 10 заданий (первое полугодие) и 15 заданий (второе полугодие). Отметки за выполнение диагностических заданий:
2 балла – задание выполнено верно.
Проверка навыков чтения и понимание прочитанного служит средством проверки овладения способом чтения целыми словами и словосочетаниями, понимание содержания прочитанного (темп чтения не менее 60 слов в минуту).
«5» - ученик читает целыми словами, отчётливо произносит читаемые слова; темп чтения – не менее 60 слов в минуту; соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания, даёт полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста и высказывает о нём собственное обоснованное суждение.
«4» - ученик читает не менее 55 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы, верно передаёт содержание прочитанного; темп чтения молча не меньше 70 слов в минуту.
«3» - ученик правильно читает целыми словами со скоростью менее 45 слов в минуту, в отдельных случаях переходит на слоговое чтение, делает не более 5 ошибок.
«2» - ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».
Проверка навыков выразительного чтения – контроль может быть текущим, периодическим, итоговым.
«5» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает своё отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок соответствует содержанию произведения.
«4» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает своё отношение к читаемому; интонационный рисунок нарушен.
«3» - ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но не темп и тон чтения не соответствует содержанию произведения.
«2» - ученик не выполняет требования, предъявляемые к отметке «3».
Система оценки достижений учащихся.
№ п/п | Дата | Тема урока | Основные виды деятельности учащихся | Планируемые результаты обучения |
План. | Факт. |
предметные |
метапредметные |
личностные |
Глава 1. Учимся наблюдать и копим впечатления ( 17 часов) |
1. | | | Сергей Козлов «Июль». Картина А. Герасимова «После дождя» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - находить в тексте примеры художественной выразительности (олицетворение); - работать с картиной; - работать с Толковым словарём. | Работать с информацией, находить и представлять данные. | Осознавать необходимость в изучении произведений художественной литературы с целью формирования чистоты и грамотности речи. |
2. | | | Юрий Коваль «Берёзовый пирожок» Картина М. Шагала «Окно в сад» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - давать характеристику герою- рассказчику; -высказывать своё мнение; - работать с Толковым словарём; - работать с картиной. | Моделировать разнообразные приёмы работы с информацией. Описывать события и явления с применением дополнительных источников. | Понимать необходимость изучения литературы с целью осознания важности восприятия окружающей действительности. |
3. | | | Владимир Маяковский «Тучкины штучки», С.Козлов «Мимо белого яблока луны…», С Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - находить в тексте сравнения; - составлять предложения, используя приём сравнения. | Находить и использовать дополнительную информацию с целью формирования представлений о разнообразии жанров литературы. | Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам. |
4 | | | Александр Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…», Вадим Шефнер «Середина марта», хокку Дзёсо, Басё | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с Толковым словарём; -высказывать своё мнение; - анализировать средства художественной выразительности. | Работать с информацией, находить и представлять данные. | Осознавать необходимость в изучении произведений художественной литературы с целью формирования чистоты и грамотности речи. |
5 | | | Вадим Шефнер «Середина марта», хокку Дзёсо, Басё Картина И. Грабаря «Мартовский снег» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - анализировать средства художественной выразительности; - работать с Толковым словарём; - работать с картиной. | Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации. | Определять роль художественного произведения в формировании взглядов и собственного мнения на происходящие события. |
6. | | | Н.Матвеева «Гуси на снегу», Эмма Мошковская «Где тихий, тихий пруд...», хокку Ёса Бусона | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - видеть прекрасное в простом; - сравнивать два произведения; - находить олицетворения в хокку; -устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного; - работать с Толковым словарём. | Описывать события и явления с применением дополнительных источников. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры своего народа. |
7. | | | С.Козлов «Сентябрь», «Как оттенить тишину» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - анализировать и выделять общее в произведениях разных поэтов, которые жили в разные времена и в разных странах; - находить и анализировать средства художественной выразительности; - анализировать иллюстрации. | Работать с информацией. Понимать ее значимость и важность в формировании личности читателя. | Понимать необходимость изучения литературы с целью осознания важности восприятия окружающей действительности. |
8 | | | Иван Бунин «Листопад» | чтение по цепочке | Учащиеся научатся: - делить произведения на смысловые части; - отвечать на вопросы строчками из текста; - работать с Толковым словарём; - работать с иллюстрацией; - находить в тексте повторы. | Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации. | Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам. |
9 | | | Записная книжка Кости Погодина. | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: -анализировать наблюдения поэта; - работать с Толковым словарём; - находить и называть средства художественной выразительности; - анализировать поступки героев. | Находить и использовать информацию с целью формирования представлений о жанрах. | Определять роль художественного произведения в формировании взглядов и собственного мнения на происходящие события. |
10 | | | Сочинение | индивидуальная | Учащиеся научатся: - делить текст на части; - находить и объяснять сравнения; - работать с Толковым словарём; - читать по цепочке; - передавать при чтении атмосферу красоты и тишины осеннего леса. | Осуществлять приемы сотрудничества. Работать с информацией. | Формировать потребность в систематическом общении. Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. |
11. | | | Александр Пушкин «Зимнее утро» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - анализировать внутренний мир автора; - подтверждать ответы строчками из текста; - сочинять и записывать историю про какие-нибудь предметы; - выполнять записи в записной книжке. | Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации. | Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым - объектам. |
12. | | | Валентин Берестов «Большой мороз», «Плащ» Картины В. Ван Гога «Ботинки», «Отдых после работы» | чтение по цепочке, работа в паре | Учащиеся научатся: - анализировать внутренний мир героя-рассказчика; - работать с Толковым словарём; - определять количество строф в стихотворении; - читать выразительно; -анализировать чувства героя; - находить в тексте контрасты; - отвечать на вопросы. | Описывать события и явления с применением дополнительных источников. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры своего народа. |
13. | | | В.Берестов «Большой мороз», «Плащ» Картины В. Ван Гога «Ботинки», «Отдых после работы» | чтение по цепочке, работа в паре | Учащиеся научатся: - работать с Толковым словарём; -оценивать сравнения, которые придумал поэт; - читать наизусть стихотворения. | Работать с информацией. Понимать значимость и важность её в формировании личности читателя. | Определять роль художественного произведения в формировании взглядов и собственного мнения на происходящие события. |
14. | | | С.Козлов «Разрешите с вами посумерничать» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с Толковым словарём; - делить текст на смысловые части; - подтверждать ответы словами из стихотворения; - видеть необычное в обычном. | Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации. | Формировать потребность в систематическом общении. Высказывать своё мнение и уважать мнение собеседника. |
15 | | | Юрий Коваль «Вода с закрытыми глазами», хокку Ранрана | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с Толковым словарём; - анализировать характеры героев; - высказывать своё мнение. | Находить и использовать дополнительную информацию с целью формирования представлений о разнообразии жанров литературы. | Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам. |
16. | | | Юрий Коваль «Вода с закрытыми глазами», хокку Ранрана Картина В. Поленова «Заросший пруд» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - понимать содержание прочитанного; - интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного); - работать с иллюстрацией.
| Описывать события и явления с применением дополнительных источников. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры своего народа. |
17. | | | Обобщение по разделу «Учимся наблюдать и копим впечатления» | групповая, индивидуальная | Учащиеся научатся: - выделять средства художественной выразительности, используя для создания яркого поэтического образа: художественные приёмы. | В гостях у Незнайки (11 часов) | В гостях у Незнайки (11 часов) |
Глава 2. Постигаем секреты сравнения (18 часов) |
18. | | | Сказка «Откуда пошли болезни и лекарства» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с Толковым словарём; - читать по ролям; - отвечать на вопросы. | Осуществлять приёмы сотрудничества, работать с информацией. | Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам. |
19. | | | «Гиена и черепаха» (Африканская сказка) | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с Толковым словарём; - определять , чему учит сказочная история; - читать по ролям. - пересказывать текст. | Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации. | Формировать потребность в систематическом общении. Высказывать своё мнение и уважать мнение собеседника. |
20. | | | «Нарядный бурундук» (Алтайская сказка) | | | Находить и использовать дополнительную информацию с целью формирования представлений о разнообразии жанров литературы. | Определять роль художественного произведения в формировании взглядов и собственного мнения на происходящие события. |
21. | | | Экскурсия в библиотеку. Проектирование сборника сказок | групповая | Учащиеся научатся: - пользоваться библиотекой; - выбирать нужные книги; - составлять сборник сказок о животных; - определять общую тему предложенных произведений. | Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации. | Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам. |
22 | | | «Два жадных медвежонка» (Венгерская сказка) | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с Толковым словарём; - анализировать поведение героев сказки; - определять идею сказки; -работать с фразеологическим словарём. | Осуществлять приёмы сотрудничества, работать с информацией. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры своего народа. |
23. | | | «Как барсук и куница судились» (Корейская сказка) | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - предположить концовку сказки; - работать с фразеологическим словарём; - анализировать характеры героев; - сравнивать содержание двух разных сказок. | Описывать события и явления с применением дополнительных источ-ников. | Определять роль художественного произведения в формировании взглядов и собственного мнения на происходящие события. |
24 | | | «О собаке, кошке и обезьяне» (Индийская сказка) | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - сравнивать сказочные истории про содержанию; - работать с Толковым словарём; - сравнивать героев сказок по характеру; -анализировать построение сказочных историй. | Находить и использовать дополнительную информацию с целью формирования представлений о разнообразии жанров литературы. | Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам. |
25. | | | «Золотая рыбка» (Индийская сказка) | | Учащиеся научатся: - анализировать и сравнивать разные сказки. | Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры своего народа. |
26. | | | Представление о бродячем сюжете | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - определять ,чем похожи бродячие сказочные истории; - работать с Толковым словарём; - ориентироваться на странице содержание. | Работать с информацией. Понимать значимость и важность её. | Формировать потребность в систематическом общении. Высказывать своё мнение и уважать мнение собеседника. |
27. | | | «Черепаха, кролик и удав-маха». (Кубинская сказка) | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - анализировать поступки героев; - сравнивать построение и содержание разных сказочных историй. | Описывать события и явления с применением дополнительных источников. | Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам. |
28. | | | «Хитрый шакал» (Индийская сказка) | коллективная, индивидуальная | | Описывать события и явления с применением дополнительных источников. | Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. |
29 | | | «Хитрый шакал» (Индийская сказка) | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с Толковым словарём; - находить в тексте самые главные слова; - анализировать построение сказочной истории; - давать характеристику героям произведения; - определять время создания сказки. | В гостях у Барсука (21 час) | В гостях у Барсука (21 час) |
30 | | | Лента времени. Сказки. | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - составлять сборник избранных произведений; - пользоваться библиотекой. | Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации. | Формировать потребность в систематическом общении. |
31 | | | «Снег и заяц» (Бурятская сказка) | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - анализировать тексты двух разных сказок; - определять вид сказки; - ориентироваться на ленте времени; - доказывать свой ответ. | Находить и использовать дополнительную информацию с целью формирования представлений о разнообразии жанров литературы. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры своего народа. |
32 | | | «Как птицы царя выбирали» (хакасская сказка) | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - различать целевые установки жанра сказки; - находить место сказки на ленте времени; - читать и пересказывать сказки. | Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации. | Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам. |
33 | | | «Отчего цикада потеряла свои рожки» (Бирманская сказка) Проверочная работа по теме « Постигаем секреты сравнения» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - доказывать на примере стихотворения, что в основе фантазии могут быть такие приёмы, как сравнение и олицетворение. | Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации. | Высказывать своё мнение и уважать мнение собеседника. |
34 | | | Д.Дмитриев. «Встреча» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с Толковым словарём; - анализировать и объяснять название произведения; -определять от какого лица идёт повествование; - отвечать на вопросы строками из текста; -анализировать внутренний мир героя-рассказчика. | Находить и использовать дополнительную информацию с целью формирования представлений о разнообразии жанров литературы. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры своего народа. |
35 | | | «По заслугам и расчёт» (Шведская сказка) | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с Толковым словарём; - объяснять название произведения; - находить в тексте подтверждения того , что в доме кавардак; приводить примеры из текста; -анализировать фантазии героя-рассказчика. | Работать с информацией. Понимать значимость и важность её в формировании личности читателя. | Формировать потребность в систематическом общении. |
Глава 3. Пытаемся понять, почему люди фантазируют (19 часов) |
36 | | | Новелла Матвеева «Картофельные олени» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с Толковым и Фразеологическим словарями; - ориентироваться в тексте; - подтверждать ответы строчками из произведения; - анализировать характер героя. | Работать с информацией. Понимать её значимость и важность в формировании личности читателя. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры своего народа. Высказывать своё мнение и уважать мнение собеседника. |
37 | | | Саша Чёрный «Дневник Фокса Микки» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - определять количество действующих лиц в произведении; - анализировать характер героев; - определять жанр произведения. | Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации. |
38 | | | Саша Чёрный «Дневник Фокса Микки» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: работать с иллюстрациями; - работать с Толковым словарём; - определять цель и идею тек ста; - анализировать характер героев4 - подтверждать своё мнение выдержками из текста; сравнивать героев рассказов Т. Понамарёвой «В шкафу» и «Автобус». | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Развивать способности самооценки и оценки деятельности партнёров. |
39 | | | Саша Чёрный «Дневник Фокса Микки» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - анализировать название произведения; - различать позиции автора и героя стихотворения; - пользоваться Толковым словарём для выяснения значения слов. -различать понятия «фантазёр», «выдумщик», «обманщик»; - анализировать черты характера главного героя. | Находить и использовать дополнительную информацию с целью формирования представлений о разнообразии жанров литературы. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры своего народа. |
40 | | | Татьяна Пономарёва «Автобус», «В шкафу» | коллективная, индивидуальная | | Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации. | Формировать потребность в систематическом общении. |
41 | | | Татьяна Пономарёва «Автобус», «В шкафу» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с Толковым словарём; - читать по ролям; - находить в тексте самые главные слова; - подтверждать своё мнение строчками из текста; - определять жанр произведения; - анализировать внутренний мир автора. | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. |
42 | | | Эмма Мошковская «Вода в колодце» и др. стихи Картина П. Филонова «Нарвские ворота» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с иллюстрацией; - анализировать характер героя-рассказчика. | Находить и использовать дополнительную информацию с целью формирования представлений о разнообразии жанров литературы. | Развивать способности самооценки и оценки деятельности партнёров. |
43 | | | М. Яснов «Мы и птицы», Э. Мошковская «Мотылек», «Осенняя вода» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с Толковым словарём; - определять жанр произведений; -находить в тексте самое главное предложение; -ориентироваться в тексте; - объяснять название произведения. | Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации. | Формировать потребность в систематическом общении. |
44 | | | Борис Житков «Как я ловил человечков». | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - анализировать характер героя-рассказчика; - обосновывать своё мнение; - объяснять название произведения. | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры своего народа. |
45 | | | Борис Житков «Как я ловил человечков». | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с Толковым словарём; - находить ответы в тексте; - анализировать поступки героев; -Наблюдать за поведением главных героев рассказа; -анализировать чувства героев. | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам. |
46 | | | Борис Житков «Как я ловил человечков». | коллективная, индивидуальная | | Работать с информацией. Понимать значимость и важность ее в формировании личности читателя. | Развивать способности самооценки и оценки деятельности партнёров. |
47 | | | Тим Собакин «Игра в птиц» | групповая, чтение по ролям | | Описывать события и явления с применением дополнительных источников. | Формировать потребность в систематическом общении. |
48 | | | Тим Собакин «Игра в птиц» | групповая, чтение по ролям | Учащиеся научатся: - работать с Толковым словарём; -внимательно и осознанно читать произведение; - анализировать внутренний мир героев; -сравнивать две истории спасения в рассказе «Слон» и в рассказе «Заячьи лапы». | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры своего народа. |
49 | | | Константин Бальмонт «Гномы» Картина В. Кандинского «Двое на лошади» | коллективная, индивидуальная | | Работать с информацией. Понимать значимость и важность её в формировании личности читателя. | Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам. |
50 | | | М.Яснов. «Мы и птицы» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: -определять настроение произведения; - читать по ролям; - определять жанр произведения - доказывать своё мнение; - работать с иллюстрацией. | Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации. | Формировать потребность в систематическом общении. |
51 | | | Э.Мошковская «Мотылёк» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - пользоваться библиотекой; - ориентироваться на странице «Содержание». | В гостях у Ёжика и Медвежонка (11 часов) | В гостях у Ёжика и Медвежонка (11 часов) |
52 | | | Э.Мошковская «Осенняя вода» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: -пользоваться Этимологическим словарём; -сравнивать басню и сказку; - находить вывод в басне; - анализировать события в басне. | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры своего народа. |
53 | | | С.Козлов. «Звуки и голоса» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - определять тему басни; - находить две части в басне; - подбирать пословицы к литературному произведению; - сравнивать две басни; - формулировать общую мысль. | Описывать события и явления с применением дополнительных источников. | Развивать способности самооценки и оценки деятельности партнёров. |
54 | | | О.Кургузов «Мальчик-папа» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - размещать литературные произведения на ленте времени. | Работать с информацией. Понимать значимость и важность ее в формировании личности читателя. | Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам. |
Глава 4. Учимся любить (17 часов) |
55 | | | Татьяна Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: -использовать пословицу «к слову», «к случаю»,: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации; - подбирать пословицы для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов. | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Формировать потребность в систематическом общении. |
57 | | | Татьяна Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - сравнивать две басни; -находить мораль в басне; -объяснять мораль басни; - подбирать пословицы к литературному произведению. | Понимать значимость информации и её важность в формировании личности читателя. | Развивать способности самооценки и оценки деятельности партнёров. |
58 | | | Мария Вайсман «Лучший друг медуз» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - анализировать басни; -работать с Толковым словарём; - подбирать пословицы к басне. | Описывать события и явления с применением дополнительных источников. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры своего народа. |
59 | | | Александр Куприн «Слон» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: -сравнивать басни Крылова; - находить и объяснять значение морали в басне; - располагать басни на ленте времени. | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам. |
60 | | | Александр Куприн «Слон» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - пользоваться библиотекой; - выбирать нужные книги; - располагать произведения на ленте времени. | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам. |
61 | | | Александр Куприн «Слон» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - объяснять значения слова; - выделять секреты смешного в произведении; - указывать, над чем смеётся автор; - ориентироваться в тексте. | Находить и использовать дополнительную информацию с целью формирования представлений о разнообразии жанров литературы. | Развивать способности самооценки и оценки деятельности партнеров. |
62 | | | В. Драгунский «Кот в сапогах» | чтение по ролям | Учащиеся научатся: - делить текст на смысловые части; - находить строчки в тексте, которые вызывают смех; - перечитывать смешные фрагменты. | Работать с информацией. Понимать значимость и важность её в формировании личности читателя. | Формировать потребность в систематическом общении. |
63 | | | Резервный урок | чтение по ролям | Учащиеся научатся: - анализировать произведение и характер героя стихотворения; - читать наизусть. | Описывать события и явления с применением дополнительных источников. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры своего народа. |
64 | | | Константин Паустовский «Заячьи лапы». | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - разглядывать секрет смешного в литературном произведении; -анализировать поведение и характер героя стихотворения. | Точка зрения (36 часов) | Точка зрения (36 часов) |
65 | | | Константин Паустовский «Заячьи лапы» и Александр Куприн «Слон» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с Толковым словарём; - находить в тексте контраст; -анализировать поведение и характер героя. | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Работать с информацией. | Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам. |
66 | | | Сергей Козлов «Если меня совсем нет» | чтение по ролям, групповая | | Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации. | Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. |
67 | | | Э.Мошковская. «Когда я уезжаю» | чтение по ролям, групповая | Учащиеся научатся: - выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; -анализировать причину смешного. | Работать с информацией. Понимать значимость и важность её в формировании личности читателя. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры своего народа. |
68 | | | Т.Собакин. «Самая большая драгоценность» | чтение по ролям, групповая | Учащиеся научатся: - отвечать на вопросы по тексту; - определять с чьей точки зрения автор даёт такие советы; - определять жанр произведения. | Осуществлять приёмы сотрудничества. Работать с информацией. | Определять роль художественного произведения в формировании взглядов и собственного мнения на происходящие события. |
69 | | | Э.Мошковская. «Нужен он» | чтение по ролям, групповая | Учащиеся научатся: - анализировать поведение и характеры героев; -делить текст на смысловые части; -понимать секрет смешного в литературном произведении. | Описывать события и явления с применением дополнительных источников. | Формировать потребность в систематическом общении. |
70 | | | Картина О. Ренуара «Портрет Жанны Самари» | коллективная, индивидуальная | | Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации. | Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. |
71 | | | Работа над составлением литературного сборника. Письмо в клуб «Ключ и Заря» | групповая | Учащиеся научатся: -открывать секреты смешного; - различать композицию сказки и рассказа ( на уровне наблюдений). | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам. |
Глава 5. Набираемся житейской мудрости (13 часов) |
72 | | | Эзоп «Рыбак и рыбёшка» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - определять кто является сказочным героем; - анализировать сказки русские народные и современные авторские. | Описывать события и явления с применением дополнительных источников. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры своего народа. |
73 | | | Эзоп «Соловей и ястреб» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - определять тему каждой смысловой части; -указывать главную мысль литературного произведения; - сравнивать между собой строчки, выделенные одинаково. | Осуществлять приемы сотрудничества. Работать с информацией. | Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. |
74 | | | Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев». Лента времени. Пословицы | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - анализировать характер героя; -работать с деформированным текстом; - делить текст на смысловые части; - придумывать название каждой части текста. | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Работать с информацией. | Формировать потребность в систематическом общении. |
75 | | | Эзоп «Отец и сыновья». Лента времени. Пословицы | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - составлять план; - пересказывать текст по плану; - анализировать шуточные стихотворения. | Работать с информацией. Понимать значимость и важность её в формировании личности читателя. | Развивать способности самооценки и оценки деятельности партнёров. |
76 | | | Эзоп «Быки и лев». Пословицы | коллективная, индивидуальная | | Осуществлять приемы сотрудничества, работать с информацией. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры. |
77 | | | Эзоп «Ворон и лисица», Иван Крылов «Ворона и лисица». Лента времени. | чтение по цепочке, групповая | Учащиеся научатся: - анализировать шуточные стихотворения; - определять тип текста; - проводить исследования сказочным героем; - работать с иллюстрацией; - следить за чтением учителя. | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Работать с информацией. | Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. |
78 | | | Эзоп «Лисица и виноград», Иван Крылов «Лисица и виноград». | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - делить текст на смысловые части; - анализировать слова автора; - ориентироваться в тексте; - определять, какие чувства испытывает герой в различных ситуациях. | Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации. | Формировать потребность в систематическом общении. |
79 | | | Иван Крылов «Квартет». | коллективная, индивидуальная | | Осуществлять приемы сотрудничества, работать с информацией. | Определять роль художественного произведения в формировании взглядов на происходящие события. |
80 | | | Иван Крылов «Лебедь, рак и щука» и «Квартет». | групповая, работа в паре | | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Работать с информацией. | Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. |
81 | | | Басня «Волк и журавль» | групповая, работа в паре | | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Работать с информацией. | Формировать потребность в систематическом общении. |
82 | | | «О радже и птичке» (индийская сказка) | групповая, работа в паре | Учащиеся научатся: - работать с Толковым словарём; -определять внутренний мир героя; - анализировать слова автора. | Понимать значимость и роль дополнительных источников. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры. |
83 | | | Самостоятельная работа по заданиям учебника | индивидуальная | | Осуществлять приемы сотрудничества. Работать с информацией. | Развивать способности самооценки и оценки деятельности партнёров. |
84 | | | «Каша из топора», «Солдатская шинель», «Волшебный кафтан» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с иллюстрацией; - анализировать характеры героев произведения. | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Работать с информацией. | Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. |
Глава 6. Продолжаем разгадывать секреты смешного (15 часов) |
85 | | | Леонид Каминский «Сочинение» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с Толковым словарём; - определять отношение героя к природе; - находить в тексте сравнения; - ориентироваться в тексте. | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Работать с информацией. | Формировать потребность в систематическом общении. |
| | | Ирина Пивоварова «Сочинение» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с иллюстрацией; - сравнивать литературное и музыкальное произведения по содержанию. | Описывать события и явления с применением дополнительных источников. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры. |
86 | | | Марина Бородицкая «На контрольной…» | коллективная, индивидуальная | | Осуществлять приемы сотрудничества. Работать с информацией. | Развивать способности самооценки и оценки деятельности партнеров. |
87 | | | Лев Яковлев «Для Лены», | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с иллюстрацией; - сравнивать литературное и музыкальное произведения о народных праздниках. | Описывать события и явления с применением дополнительных источников. | Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. |
88 | | | Михаил Яснов «Подходящий угол» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - анализировать характер и поведение героев произведения; - высказывать своё мнение; - ориентироваться в тексте; -сравнивать внешний облик героев произведения; - работать с Толковым словарём; - определять главное чудо в рассказе. | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры. |
89 | | | Надежда Тэффи «Преступник» | коллективная, индивидуальная | | Понимать значимость и роль дополнительных источников. | Формировать потребность в систематическом общении. |
90 | | | Надежда Тэффи «Преступник» | коллективная, индивидуальная | | Описывать события и явления с применением дополнительных источников. | Высказывать своё мнение и уважать мнение собеседника. |
91 | | | Надежда Тэффи «Преступник» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с иллюстрациями; - раскрывать внутренний мир героев живущих в разные столетия. | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Работать с информацией. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры. |
92-93 | | | Корней Чуковский «От двух до пяти», Григорий Остер «Вредные советы», Татьяна Пономарёва «Помощь» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - анализировать внутренний мир героя-рассказчика; - ориентироваться в тексте; - характеризовать чувства людей, живших в прошлых веках. | Понимать значимость и роль дополнительных источников. | Формировать потребность в систематическом общении. |
94 | | | Корней Чуковский «От двух до пяти» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - пользоваться Толковым словарём; -сравнивать содержание двух рассказов о семье; -сравнивать характеры героев произведения; - анализировать внутренний мир героев; - пересказывать текст. | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Работать с информацией. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры. |
95 | | | Григорий Остер «Вредные советы» | коллективная, индивидуальная | | Описывать события с применением дополнительных источников. | Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. |
96 | | | Татьяна Пономарёва «Помощь» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: -высказывать своё мнение о прочитанном; - объяснять название рассказа. | Описывать события и явления с применением дополнительных источников. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры. |
97 | | | Виктор Драгунский «Ровно 25 кило» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - пересказывать текст от третьего лица; - высказывать своё мнение; - подтверждать ответы строчками из текста. | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Работать с информацией. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культур. |
98 | | | Виктор Драгунский «Ровно 25 кило» | коллективная, индивидуальная | | Описывать события и явления с применением дополнительных источников. | Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. |
99 | | | Виктор Драгунский «Ровно 25 кило» | коллективная, индивидуальная | | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Работать с информацией. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культур. |
100 | | | Сказки «Колобок» и «Гуси-лебеди» | коллективная | Учащиеся научатся: - высказывать своё мнение о прочитанном; - анализировать внутренний мир героев; - объяснять название рассказа. | Описывать события и явления с применением дополнительных источников. | Формировать потребность в систематическом общении. |
Глава 7. Как рождается герой (23 часов) |
101 | | | Борис Заходер «История гусеницы» (начало), Юнна Мориц «Жора Кошкин» | коллективная, индивидуальная | | Детские журналы (7 часов) | Детские журналы (7 часов) |
102 | | | Н.Носов «Мишкина каша» | коллективная, индивидуальная | | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения, работать с информацией. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культур. |
103 | | | Н.Носов «Мишкина каша» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - находить в тексте проимеры художественной выразительности (олицетворение); - работать с картиной; - работать с Толковым словарём. | Описывать события и явления с применением дополнительных источников. | Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. |
104 | | | М.Вайсман «Приставочка моя любименькая» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - находить в тексте проимеры художественной выразительности (олицетворение); - работать с картиной; - работать с Толковым словарём. | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения, работать с информацией. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры. |
105 | | | М.Вайсман «Приставочка моя любименькая» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - давать характеристику герою- рассказчику; _высказывать своё мнение; - работать с Толковым словарём; - работать с картиной. | Описывать события и явления с применением дополнительных источников. | Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. |
106 | | | Т.Кочиев. «Такая яблоня» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - находить в тексте сравнения; - составлять предложения, используя приём сравнения. | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Работать с информацией. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культур. |
107 | | | Борис Заходер «История гусеницы» (начало), Юнна Мориц «Жора Кошкин» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с Толковым словарём; -высказывать своё мнение; - анализировать средства художественной выразительности. | Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации. | Формировать потребность в систематическом общении. Высказывать своё мнение и уважать мнение собеседника. |
108 | | | Борис Заходер «История гусеницы» (продолжение), Леонид Яхнин «Лесные жуки» | групповая | Учащиеся научатся: - анализировать средства художественной выразительности; - работать с Толковым словарём; - работать с картиной. | Описывать события и явления с применением дополнительных источников. | Формировать потребность в систематическом общении. |
109 | | | Борис Заходер «История гусеницы» (продолжение), Леонид Яхнин «Лесные жуки» | чтение по ролям | Учащиеся научатся: - видеть прекрасное в простом; - сравнивать два произведения; - находить олицетворения в хокку; -устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного; - работать с Толковым словарём. | Природа для поэта – любимая и живая (17 часов) | Природа для поэта – любимая и живая (17 часов) |
110 | | | Борис Заходер «История гусеницы» (продолжение) | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - анализировать и выделять общее в произведениях разных поэтов, которые жили в разные времена и в разных странах; - находить и анализировать средства художественной выразительности; - анализировать иллюстрации. | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения, работать с информацией. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культур. |
111 | | | Борис Заходер «История гусеницы» (окончание), Михаил Яснов «Гусеница - Бабочке» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - делить произведения на смысловые части; - отвечать на вопросы строчками из текста; - работать с Толковым словарём; - работать с иллюстрацией; - находить в тексте повторы. | Описывать события и явления с применением дополнительных источников. | Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. |
112 | | | С. Махотин «Самый маленький» | чтение по ролям | Учащиеся научатся: -анализировать наблюдения поэта; - работать с Толковым словарём; - находить и называть средства художественной выразительности; - анализировать поступки героев. | Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации. | Формировать потребность в систематическом общении. Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. |
113 | | | Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - делить текст на части; - находить и объяснять сравнения; - работать с Толковым словарём; - читать по цепочке; - передавать при чтении атмосферу красоты и тишины осеннего леса. | Описывать события и явления с применением дополнительных источников. | Формировать потребность в систематическом общении. |
114 | | | Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы». | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - анализировать внутренний мир автора; - подтверждать ответы строчками из текста; - сочинять и записывать историю про какие-нибудь предметы; - выполнять записи в записной книжке. | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Работать с информацией. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры. |
115 | | | Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы». | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - анализировать внутренний мир героя-рассказчика; - работать с Толковым словарём; - определять количество строф в стихотворении; - читать выразительно; -анализировать чувства героя; - находить в тексте контрасты; - отвечать на вопросы. | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения, работать с информацией. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры. |
116 | | | Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы». | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с Толковым словарём; -оценивать сравнения, которые придумал поэт; - читать наизусть стихотворения. | Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации. | Формировать потребность в систематическом общении. Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. |
117 | | | Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы». | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с Толковым словарём; - делить текст на смысловые части; - подтверждать ответы словами из стихотворения; - видеть необычное в обычном. | Описывать события и явления с применением дополнительных источников. | Формировать потребность в систематическом общении. |
118 | | | Леонид Пантелеев «Честное слово» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с Толковым словарём; - анализировать характеры героев; - высказывать своё мнение. | Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации. | Формировать потребность в систематическом общении. Высказывать своё мнение и уважать мнение собеседника. |
119 | | | Леонид Пантелеев «Честное слово» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - понимать содержание прочитанного; - интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного); - работать с иллюстрацией.
| Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Работать с информацией. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культур. |
120 | | | Леонид Пантелеев "Честное слово" Картины О.Ренуара «Девочка с лейкой» и В. Серова «Портрет Мики Морозова» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - выделять средства художественной выразительности, используя для создания яркого поэтического образа: художественные приёмы. | Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации. | Формировать потребность в систематическом общении. Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. |
121 | | | Отрывки из поэмы Николая Некрасова "На Волге" (Детство Валежникова) | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с Толковым словарём; - читать по ролям; - отвечать на вопросы. | Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации. | Формировать потребность в систематическом общении. Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. |
122 | | | Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с Толковым словарём; - определять , чему учит сказочная история; - читать по ролям. - пересказывать текст. | Описывать события и явления с применением дополнительных источников. | Формировать потребность в систематическом общении. |
123 | | | Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» Картина А. Мещерского «У лесного озера» | коллективная, индивидуальная | | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры. |
Глава 8. Сравниваем прошлое и настоящее (14 часов) |
124 | | | Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей Картина Б. Кустодиева «Масленница», фрагмент музыкальных произведений Н.Римского-Корсакова и И. Стравинского | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - пользоваться библиотекой; - выбирать нужные книги; - составлять сборник сказок о животных; - определять общую тему предложенных произведений. | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Работать с информацией. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры. |
125 | | | Константин Паустовский «Растрёпанный воробей» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с Толковым словарём; - анализировать поведение героев сказки; - определять идею сказки; -работать с фразеологическим словарём. | Понимать значимость и роль дополнительных источников получения информации. | Формировать потребность в систематическом общении. Высказывать свое мнение и уважать мнение собеседника. |
126 | | | Константин Паустовский «Растрёпанный воробей» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - предположить концовку сказки; - работать с фразеологическим словарём; - анализировать характеры героев; - сравнивать содержание двух разных сказок. | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Работать с информацией. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры. |
127 | | | Константин Паустовский «Растрёпанный воробей» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - сравнивать сказочные истории про содержанию; - работать с Толковым словарём; - сравнивать героев сказок по характеру; -анализировать построение сказочных историй. | Почему нам бывает смешно (17 часов) | Почему нам бывает смешно (17 часов) |
128 | | | Константин Паустовский «Растрёпанный воробей» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - анализировать и сравнивать разные сказки. | Описывать события и явления с применением дополнительных источников. | Формировать потребность в систематическом общении. |
129 | | | Константин Паустовский «Стальное колечко» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - определять ,чем похожи бродячие сказочные истории; - работать с Толковым словарём; - ориентироваться на странице содержание. | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. | Развивать способности самооценки и оценки деятельности партнёров. |
130 | | | Картины В. Боровиковского «Портрет Безбородко с дочерьми», З. Серебряковой «Автопортрет с дочерьми» Александр Пушкин «Цветок» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - анализировать поступки героев; - сравнивать построение и содержание разных сказочных историй. | Осуществлять приемы сотрудничества, работать с информацией. | Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам. |
131 | | | Аркадий Гайдар «Чук и Гек» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с Толковым словарём; - находить в тексте самые главные слова; - анализировать построение сказочной истории; - давать характеристику героям произведения; | Моделировать разнообразные приёмы работы с информацией. Описывать события и явления с применением дополнительных источников. | Понимать необходимость в изучении литературы с целью осознания важности восприятия окружающей действительности. |
132 | | | Аркадий Гайдар «Чук и Гек» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - работать с Толковым словарём; - находить в тексте самые главные слова; - анализировать построение сказочной истории; - давать характеристику героям произведения; | Уметь ориентироваться в средствах и условиях общения. Работать с информацией. | Воспринимать свою речь и речь собеседника как часть культуры. |
133 | | | Аркадий Гайдар «Чук и Гек» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - составлять сборник избранных произведений; - пользоваться библиотекой. | Находить и использовать дополнительную информацию с целью формирования представлений о разнообразии жанров литературы. | Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам. |
134 | | | Аркадий Гайдар «Чук и Гек» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - анализировать тексты двух разных рассказов - определять вид рассказа; - ориентироваться на ленте времени; - доказывать свой ответ. | Осуществлять приемы сотрудничества, работать с информацией. | Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам. |
135 | | | Аркадий Гайдар «Чук и Гек» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - различать целевые установки жанра рассказа; - находить место рассказа на ленте времени; - читать и пересказывать рассказы. | Осуществлять приемы сотрудничества, работать с информацией. | Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам. |
136 | | | Аркадий Гайдар «Чук и Гек» | коллективная, индивидуальная | Учащиеся научатся: - доказывать на примере рассказа, что в основе фантазии могут быть такие приёмы, как сравнение и олицетворение. | Осуществлять приемы сотрудничества, работать с информацией. | Использовать свои наблюдения с целью выражения собственного мнения и отношения к изучаемым объектам. |
Чуракова Н.А. Литературное чтение.3 класс. Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник