Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная рабочая программа. Чтение и развитие речи.»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА № 42 Г. РОСТОВА – НА – ДОНУ
Рабочая программа
по предмету: «Чтение и развитие речи».
5 год обучения (по 3 классу)
Учитель: Дзюба Е. П.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Индивидуальная рабочая программа по «Чтению и развитию речи» для Лапшиной Ольги 5 год обучения ( по 3 классу программы В.В. Воронковой) для ребенка с ОВЗ составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599,
Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Областным Законом «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 №26-ЗС,
Постановлением Главного государственного санитарного врача СССР от 06.03.1986 г. №4076-86 «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии» (с изменениями на 29.06.2011),
Локальных актов образовательного учреждения,
Учебного плана класса 5 года обучения,
Программы «Обучение грамоте и развитие речи» для учащихся под ред. В. В. Воронковой 2004 г.
«Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067.
Индивидуальная программа для Лапшиной Ольги по «Чтению и развитию речи», составлена с учетом особенностей возраста, психофизических особенностей, диагноза обучающейся. Программа содержит учебный материал, направленный на формирование у ребенка с недоразвитием речи основ правильной коммуникации и социальной адаптации.
Цель – развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка.
Задачи данной программы следующие:
развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка;
научить детей читать доступный их пониманию текст в слух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное;
формирование навыков правильного чтения с учетом пунктуационных знаков;
начало формирования читательской самостоятельности, развитие интереса к чтению детской литературы, воспитание читательской культуры, умение выбирать книгу по интересу.
Специфика курса – коррекция имеющихся недостатков общего, речевого развития и нравственного воспитания учащихся.
Курс по чтению и развитию речи направлен на воспитание нравственных качеств, развитие коммуникативности речи, мышления, способности к размышлениям и творчеству.
Надомное обучение чтению и развитию речи для детей с ОВЗ носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессиональной трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные.Ведущей формой работы учителя с учащимся на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др. Освоение содержания осуществляется на доступном для ребёнка уровне, с учетом его индивидуальных особенностей и состояния здоровья. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения соответствующих возрасту житейских задач. У ребенка с недостаточно развитой познавательной деятельностью, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеют значительные проблемы в элементарных знаниях, которые затрудняют их самостоятельное использование на практике. Поэтому важно ребенку дать не только определенную сумму знаний, но и выработать у него умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.
При обучении используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы, где каждый отрабатывается отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для обработки умений и навыков.
В образовании ребенка с ОВЗ особое значение придается практической стороне специального образования - развитию жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми учащемуся в обыденной жизни.
Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы ребенка.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания элементов программы связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой межпредметных связей (письмо и развитие речи, математика, трудовое обучение, природоведение, ТСО), а также с возрастными и психофизическими особенностями развития учащегося.
Учебный предмет «Чтение и развитие речи» 5 год обучения осуществляется в соответствии с учебным планом. Количество часов: в неделю - 3ч, в год - 101 ч. в соответствии с календарным графиком на 2015-2016 учебный год.
Результаты освоения учебного курса, предмета и система их оценки.
Отражает индивидуальные, общественные и государственные потребности, сформулированные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося; определяет систему оценки планируемых результатов, индивидуальных достижений обучающихся в формах и видах контроля, контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся (хорошо/ отлично, рейтинг; портфолио и др.) и другое.
Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по чтению и развитию речи.
Знания и умения учащихся по чтению и развитию речи оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Оценка устных и письменных результатов работ учащихся во 2 классе не производится.
Считаю, что учащийся усвоил учебный материал на 70-100%, если он: дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила умеет самостоятельно оперировать изученными языковыми терминами.
Учащийся усвоил учебный материал на 50-70%, если: при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; выполняет работы по чтению с недостаточной точностью.
Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения
Учащийся усвоил учебный материал на 25-50%, если он: при помощи учителя дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; правильно выполняет письменные работы после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приёмов ее выполнения.
Учащийся усвоил учебный материал на 5-25%, если он обнаруживает, незнание большей части программного материала не может воспользоваться помощью учителя.
Учащийся усвоил учебный материал на 0-5%, если он обнаруживает полное незнание программного материала, соответствующего его познавательным возможностям.
Итоговая оценка знаний и умений учащихся:
1. За год знания и умения учащихся оцениваются процентом усвоения материала.
2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
З. Основанием для выставления итоговой отметки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, текущих и итоговых контрольных работ.
Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не подразумевает его сравнение с другими детьми.
№
Содержательная линия
Коррекционно-развивающие задачи
Педагогические средства, технологии решения коррекционных задач
1.
2.
3.
4
Здравствуй школа!
Люби все живое.
Учимся трудиться.
Славная осень.
Что такое хорошо…
Народные сказки.
Вот пришли морозы – и зима настала…
Смешные истории.
Весна в окно стучится…
Лето красное идет…
Учить, слушать и понимать обращенную речь. Развивать слуховое и зрительное восприятие. Совершенствовать произношение и пространственную ориентацию. Корректировать грамматический строй предложений. Развивать слуховой анализ и синтез, зрительную и слуховую память.
Развитие слуховой памяти и внимания, формирование познавательной деятельности
Работа над темпом речи и обогащением словарного запаса, развитие зрительного восприятия.
Установление причинно-следственных связей и закономерностей. Развитие устной речи, фонематического осмысления.
Дидактические игры и игровые упражнения. Дифференцированный и индивидуальный подход. Наглядность, практическая работа с условными схемами. Беседы, заучивание с голоса учителя коротких стихов, загадок. Аналитико-синтетический метод. Многократность при упражнении в чтении.
Метод повтора с применением ярких предметных картинок. Индивидуальный подход
Дифференцированный подход. Проведение речевых зарядок
Беседа, описание предметов и явлений. Игры.
Требования к результатам освоения
Основные ожидаемые результаты освоения обучающейся:
личностные
освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
предметные
развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка:
понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека;
умение самостоятельного использования усвоенного лексико – грамматического материала в учебных и коммуникативных целях;
овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными:
качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями;
умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:
мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности;
умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя вербальные и невербальные, соблюдение общепринятых правил коммуникации;
умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
Требования к уровню подготовки учащейся
При составлении программы специально не был введен перечень обязательных знаний, умений, навыков, так как освоение содержания каждого пункта программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. В связи с этим в программе предусмотрены только предполагаемые знания, умения и навыки.
Предполагаемые знания и умения учащейся:
осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами, после работы над ним под руководством учителя;
трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
пересказывать содержание прочитанного;
устно рассказывать на темы, близкие интересам ребенка;
наизусть знать 5-8 стихотворений.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Методическая литература для учителя:
Обучение учащихся 1 – 4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей/ Под ред. В.Г. Петровой. – М., 1986.
Программы подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. – М., 1999.
Программы для 0 – IV классов школы VIII вида ( для детей с нарушениями интеллекта) в 2-х книгах. – М., 1998.
Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2002.
«Путешествие по сказкам». Е.Г. Белоусова, Л.М. Бугрова, И.А. Хаминова . Издательство «Современные образовательные технологии» – М., 2009.
Литература для учащейся:
Книга для чтения 3 класс. Авторы-составители З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева. М., «Просвещение» 2002.
Выразительное чтение, ответы на вопросы. Составление рассказа по картинкам.
Устный опрос. Чтение вслух и с учителем.
2
Здравствуй школа!
«Важный день» С. Михалков
1
02.09
3
Промежуточная аттестация (скорость чтения на начало учебного года)
1
04.09
Контрольное чтение
Предварительный контроль
4
«Здравствуйте!» Т. Чинарева
2
08.09
09.09
Чтение и деление на части. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Полный связный пересказ.
Текущий контроль.
5
«Где право, где лево» В. Берестов
1
11.09
6
«Что любит мишка» В. Драгунский
2
15.09
16.09
7
«Петя и его жизнь» По М. Коршунову
1
18.09
8
«Мойдодыр» К. Чуковский
2
22.09
23.09
Разучивание по учебнику и с голоса учителя.
9
Обобщение по теме Здравствуйшкола!
1
25.09
Обобщающая беседа (работа над большими произведениями или темой; сравнение глав прочитанного произведения или тексты из изученной темы; сравнение характеров героев; сравнение развития событий; выявление общей идеи)
Тематический контроль
10
Люби все живое
«Котенок» Л. Толстой
2
29.09
30.09
Пересказ прочитанного близко к тексту. Чтение и пересказ. Интонационное чтение. Ответы на вопросы по содержанию
Текущий контроль.
11
«Ученый кот» В. Орлов
1
02.10
12
«Птичка» Л. Толстой
1
06.10
13
«Ребята и утята» М. Пришвин
1
07.10
14
«Береза» Г. Снигирев
2
09.10
13.10
15
«Еж – спаситель» В. Бианки
1
14.10
16
«Мальчик в лесу» Р. Фраерман
1
16.10
17
«Шустрик» А. Барков
2
20.10
21.10
18
Обобщение по теме Люби все живое
1
23.10
Обобщающая беседа (работа над большими произведениями или темой; сравнение глав прочитанного произведения или тексты из изученной темы; сравнение характеров героев; сравнение развития событий; выявление общей идеи)
Тематический контроль
2 четверть 22 часа
1
Учимся трудиться
«Важные дела» С. Михалков
1
06.11
Чтение и деление на части. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Полный связный пересказ.
Текущий контроль.
2
«Смородинка» По Е. Пермяку
2
10.11
11.11
3
«Важная профессия» А. Маркуша
Обобщение по теме Учимся трудиться
1
13.11
Обобщающая беседа (работа над большими произведениями или темой; сравнение глав прочитанного произведения или тексты из изученной темы; сравнение характеров героев; сравнение развития событий; выявление общей идеи)
Тематический контроль
4
Славная осень
«Осень» Е. Трутнева
«Осень в лесу» И. Соколов-Микитов
1
17.11
Разучивание по учебнику и с голоса учителя.
Текущий контроль.
5
«Грибы» В. Катаев
1
18.11
Пересказ прочитанного близко к тексту. Чтение и пересказ. Интонационное чтение. Ответы на вопросы по содержанию
6
«Эхо» Н Сладков
1
20.11
7
«Рыжие листья» (Сказка) Н. Грибачев
1
24.11
8
Стихотворения А. Плещеева и А. Фета
1
25.11
Сравнительный анализ
9
(Отрывок из поэмы «Железная дорога») Н. Некрасов
Обобщение по теме Славная осень
1
27.11
Обобщающая беседа (работа над большими произведениями или темой; сравнение глав прочитанного произведения или тексты из изученной темы; сравнение характеров героев; сравнение развития событий; выявление общей идеи)
Тематический контроль
10
Что такое хорошо…
«Удивительная веревка» М. Басина
1
01.12
Пересказ прочитанного близко к тексту. Чтение и пересказ. Интонационное чтение. Ответы на вопросы по содержанию
Текущий контроль.
11
«Уехали» А. Барто
1
02.12
12
«Вот какая история» К. Киршина
1
04.12
13
«Что сказала бы мама» Л. Воронкова
1
08.12
14
«Огурцы» По Н. Носову
1
09.12
15
«Волшебное слово» В. Осеева
2
11.12
15.12
Чтение и деление на части. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Полный связный пересказ.
16
«Как же так получилось?» А. Котовщикова
2
16.12
18.12
17
«Честное слово» По Л. Понтелееву
2
22.12
23.12
18
Обобщение по теме Что такое хорошо
1
25.12
Обобщающая беседа (работа над большими произведениями или темой; сравнение глав прочитанного произведения или тексты из изученной темы; сравнение характеров героев; сравнение развития событий; выявление общей идеи)
Тематический контроль
3 четверть 28 часов
1
Народные сказки
«Лиса и журавль» (Русская сказка)
1
12.01
Пересказ прочитанного близко к тексту. Чтение и пересказ. Интонационное чтение. Ответы на вопросы по содержанию
Текущий контроль.
2
«Как мужик волка спас» (Мордовская сказка)
1
13.01
3
«Три сестры» (Татарская сказка)
1
15.01
4
«Кукушка» (Ненецкая сказка)
1
19.01
5
«Каждый свое получил» (Эстонская сказка)
1
20.01
6
«Хаврошечка» (Русская сказка)
Обобщение по теме Народные сказки
1
22.01
Обобщающая беседа (работа над большими произведениями или темой; сравнение глав прочитанного произведения или тексты из изученной темы; сравнение характеров героев; сравнение развития событий; выявление общей идеи)
Тематический контроль
7
Вот пришли морозы – и зима настала…
«Зима» И. Суриков
1
26.01
Разучивание по учебнику и с голоса учителя.
Текущий контроль.
8
«На горке» Н. Носов
1
27.01
Чтение и деление на части. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Полный связный пересказ.
9
«Зимнее утро» А. Пушкин
1
29.01
Разучивание по учебнику и с голоса учителя.
10
«Два мороза» (Сказка)
1
02.02
Пересказ прочитанного близко к тексту. Чтение и пересказ. Интонационное чтение. Ответы на вопросы по содержанию
11
«Дружба» По Г. Скребицкому
1
03.02
12
«Как Зубов однажды был врачом» По Я. Длуголенскому
1
05.02
13
«Четыре желания» По К. Ушинскому
Обобщение по теме Вот пришли морозы – и зима настала…
1
09.02
Обобщающая беседа (работа над большими произведениями или темой; сравнение глав прочитанного произведения или тексты из изученной темы; сравнение характеров героев; сравнение развития событий; выявление общей идеи)
Тематический контроль
14
Смешные истории
«У страха глаза велики» (Русская народная сказка)
1
10.02
Пересказ прочитанного близко к тексту. Чтение и пересказ. Интонационное чтение. Ответы на вопросы по содержанию
Текущий контроль.
15
«Путаница» К. Чуковский
2
12.02
16.02
Разучивание по учебнику и с голоса учителя.
Текущий контроль.
Текущий контроль.
16
«Вот какой рассеянный » С. Маршак
2
17.02
19.02
17
«Живая шляпа» Н. Носов
2
24.02
26.02
Пересказ прочитанного близко к тексту. Чтение и пересказ. Интонационное чтение.
18
«Хрюк на елке» (Сказка) Б. Заходер
1
01.03
19
«Как Незнайка катался на газированном автомобиле» По Н. Носову
2
02.03
04.03
Чтение и деление на части. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Полный связный пересказ.
20
Пословицы и поговорки
1
09.03
Интонационное чтение. Артикуляционные упражнения.
21
Скороговорки
2
11.03
15.03
22
Промежуточная аттестация
1
16.03
Контрольное чтение
23
Обобщение по теме Смешные истории
1
18.03
Обобщающая беседа (работа над большими произведениями или темой; сравнение глав прочитанного произведения или тексты из изученной темы; сравнение характеров героев; сравнение развития событий; выявление общей идеи)
Тематический контроль
4 четверть 27 часов
1
Весна в окно стучится
«Зима недаром злится» Ф. Тютчев
1
29.03
Разучивание по учебнику и с голоса учителя.
Текущий контроль.
2
«… Однажды утром…» К. Паустовский
1
30.03
Пересказ прочитанного близко к тексту. Чтение и пересказ. Интонационное чтение.
Ответы на вопросы по содержанию
3
«Весна» А Плещеев
1
01.04
4
«Камень, Ручей, Сосулька и Солнце» (Сказка) Э. Шим
1
05.04
5
«А что у вас» С. Михалков
2
06.04
08.04
6
«Мамины руки» По Б. Емельянову
1
12.04
7
«Большая береза» Н. Артюхова
2
13.04
15.04
8
«Песня о весне» Я. Колас
1
19.04
9
«Последняя льдина» По В. Бианки
1
20.04
10
«Что случилось» В. Орлов
«Скворцы прилетели» М. Матусовский
1
22.04
11
«Дождик, лей веселей!» Г. Ладонщиков
1
26.04
12
«И мы» В. Драгунский
1
27.04
13
«Когда на планете хозяева дети» В. Орлов
1
29.04
14
«Полюшко-поле» Е. Олейник
1
04.05
Пересказ прочитанного близко к тексту. Чтение и пересказ. Интонационное чтение Ответы на вопросы по содержанию.
15
«Спать легли однажды дети…» С. Михалков
1
06.05
16
Обобщение по теме Весна в окно стучится
1
10.05
Обобщающая беседа (работа над большими произведениями или темой; сравнение глав прочитанного произведения или тексты из изученной темы; сравнение характеров героев; сравнение развития событий; выявление общей идеи)
Тематический контроль
17
Лето красное идет…
«Что такое лето?» В. Фетисов
1
11.05
Выразительное чтение, ответы на вопросы
Текущий контроль.
18
«Колокольчики мои» А. Толстой
1
13.05
Разучивание по учебнику и с голоса учителя.
19
«Купание медвежат» По В. Бианки
1
17.05
Чтение и деление на части. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Полный связный пересказ.
20
«Акула» Л. Толстой
2
18.05
20.05
21
«Секретное слово» По С. Политаеву
2
24.05
25.05
22
Промежуточная аттестация (скорость чтения на конец учебного года)
1
27.05
Контрольное чтение
Итоговый контроль
23
«Вот и лето подоспело» М. Ивенсен
Обобщение по теме Лето красное идет.
1
31.05
Обобщающая беседа (работа над большими произведениями или темой; сравнение глав прочитанного произведения или тексты из изученной темы; сравнение характеров героев; сравнение развития событий; выявление общей идеи)