kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы  Л.  Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой (Сборник рабочих программ «Школа России»: 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2011), планируемых результатов начального общего образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению »

2. Пояснительная записка

2.1 Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей:


  • овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.


2.2 Общая характеристика учебного предмета


Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.


Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Л.  Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой (Сборник рабочих программ «Школа России»: 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2011), планируемых результатов начального общего образования.


В авторскую программу внесены изменения: на уроках внеклассного чтения реализуется региональный компонент: учащиеся знакомятся с произведениями поэтов и писателей Мордовии, что способствует формированию у детей интереса к историческому прошлому и настоящему родного края, природе родного края, культурному наследию, воспитанию любви к своему краю (Закон РФ «Об образовании» ст.7).



Общий объем часов на изучение предмета, предусмотренный учебным планом.







Количество часов в неделю

4 ч.

I четверть

36 ч.

II четверть

28 ч.

III четверть

40 ч.

IV четверть

32 ч.

ВСЕГО

136 ч.



2.3 Место учебного предмета в учебном плане



Согласно федеральному базисному учебному плану образовательных учреждений на изучение предмета «Литературное чтение» во 2 классе выделяется 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).


2.4 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.


Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.


2.5 Результаты изучения учебного предмета

Личностные:


  • формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

  • формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.



Метапредметные:



  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


Предметные:


  • осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

  • использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

  • умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

  • развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

3. Тематическое планирование


/№


Наименование разделов

Кол-во

часов


Вид контроля

1.

Самое великое чудо на свете

4 ч.

Проверка техники чтения

2.

Устное народное творчество

15 ч.

Тест

3.

Люблю природу русскую. Осень

8 ч.

Проверочная работа

4.

Русские писатели

14 ч.

Проверочная работа

5.

О братьях наших меньших

12 ч.

Проверочная работа

6.

Из детских журналов

9 ч.

Проверка техники чтения. Тест

7.

Люблю природу русскую. Зима

9 ч.

Проверочная работа

8.

Писатели - детям

17 ч.

Проверочная работа

9.

Я и мои друзья

10 ч.

Тест

10.

Люблю природу русскую. Весна

10 ч.

Проверочная работа

11

И в шутку и в серьез

14 ч.

Проверочная работа

12.

Литература зарубежных стран

12 ч.

Проверка техники чтения

Итоговая диагно­стическая работа.


4. Содержание учебного предмета


Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)


Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленно­му, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей раз­ных по виду и типу текстов, передача их с помощью интониро­вания. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго­товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чте­нии про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо­рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста


Общее представление о разных видах текста: художествен­ном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определе­ние целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её на­званию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли про­изведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз­ными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура


Книга как особый вид искусства. Книга как источник не­обходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти­тульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опо­рой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные изда­ния (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятель­ное пользование соответствующими возрасту словарями и дру­гой справочной литературой.


Работа с текстом художественного произведения



Определение особенностей художественного текста: свое­образие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочи­танного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис­пользованием специфической для данного произведения лекси­ки (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием худо­жественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражен­ные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, опре­деление главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы­ваний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту: характеристика героя произведения (выбор слов, выраже­ний в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сю­жета, последовательности событий.


Умение говорить (культура речевого общения)


Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогиче­ского общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно вы­слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме вы­сказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное зна­чение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание не­большого объёма с опорой на авторский текст, по предложен­ной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грам­матически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в вы­сказывании. Передача содержания прочитанного или прослу­шанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседнев­ной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказыва­ния. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произ­ведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.




Планируемые результаты


второклассник научится:


второклассник получит возможность научиться:


- осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;


- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;


- ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;


- осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;


- распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;


- соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.


- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам;

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника);

- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);

- делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах.



Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)


Интерпретация текста литературного произведения в творче­ской деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с раз­личными способами работы с деформированным текстом и ис­пользование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочине­ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож­ников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли­тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.



Планируемые результаты


второклассник научится:

второклассник получит возможность научиться:

- читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения, отражая настроение автора;

- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;

- составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.


- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;


- пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.


Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)


Нахождение в тексте художественного произведения (с помо­щью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: ху­дожественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пей­заж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произве­дения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смыс­ла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Лите­ратурная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жан­ре, наблюдение за особенностями построения и выразительны­ми средствами.

Планируемые результаты


второклассник научится:

второклассник получит возможность научиться:

- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

- находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.

- использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.


- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.


- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.


- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).


Круг чтения.


Вводный урок (1 ч.)

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.


Самое великое чудо на свете (4 ч.)

Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.


Устное народное творчество (15 ч.)

Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».


Люблю природу русскую. Осень (8 ч.)

Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.


Русские писатели (14 ч.)

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.


О братьях наших меньших (12 ч.)

Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.


Из детских журналов (9 ч.)

Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.


Люблю природу русскую. Зима (9 ч.)

Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина. Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.


Писатели детям (17 ч.)

К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.


Я и мои друзья (10 ч.)

Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.


Люблю природу русскую. Весна (10 ч.)

Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.


И в шутку и всерьёз (14 ч.)

Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.


Литература зарубежных стран (12 ч.)

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.

Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка». Г.С.Андерсен. «Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».


5. Календарно – тематическое планирование уроков




/№


Наименование тем изучения



Кол-во

часов


Характеристика деятельности учащихся

Даты проведения

план

факт

Первая четверть (36 ч.)


1.


Введение. Знакомство с учебником.


1 ч.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержании с содержанием текста в учебнике.


___


___

САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ (4 часа)

2.

Игра «Крестики-нолики».

1 ч.

Предполагать на основе названия содержание главы. Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки. Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Размышлять над прочитанным.



3.

Самое великое чудо на свете.

1 ч.



4.

Библиотеки.

1 ч.




5.


Книги.

Проверка техники чтения.


1 ч.


___


___

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (15 часов)

6.

Устное народное творчество.

1 ч.


Прогнозировать содержание раздела, читать, выражая настроение произведения, находить созвучные оконча­ния в тексте. Находить слова, которые по­могают представить героя произведения устного народ­ного творчества. Находить различие в потешках и при­баутках, сходных по теме. Знакомиться с русскими на­родными пословицами. Объ­яснять смысл пословиц, соот­носить смысл пословиц с со­держанием и жизненным опы­том. Придумывать рассказ по пословице и соотносить со­держание рассказа с послови­цей. Анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про се­бя. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Читать, передавая на­строение героя. Читать по ролям. Рассказывать сказку, используя иллюстрации в книге. Характеризовать героев сказки. Составлять план сказ­ки. Пересказывать по состав­ленному плану. Исправлять ошибки, допущенные при пе­ресказе. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про се­бя. Соотносить послови­цы со сказками. Систематизировать и прове­рить свои знания по данной теме. Отвечать на вопросы, формулировать выводы по теме.



7.

Русские народные песни.

1 ч.




8.

Русские народные потешки и прибаутки.


1 ч.


___


___

9.

Скороговорки, считалки, небылицы.

1 ч.



10.

Загадки, пословицы, поговорки.

1 ч.




11.

Народные сказки.

Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…».


1 ч.


___


___


12.

Русская народная сказка

«Петушок и бобовое зёрнышко».


1 ч.


___


___


13.

Русская народная сказка

«У страха глаза велики».


1 ч.


___


___


14.

Русская народная сказка

«Лиса и тетерев».


1 ч.


___


___


15.

Русская народная сказка

«Лиса и журавль».


1 ч.


___


___


16.

Русская народная сказка

«Каша из топора».


1 ч.


___


___


17-18.

Русская народная сказка

«Гуси - лебеди».


2 ч.


___


___

19.

Викторина по сказкам.

1 ч.




20.

Обобщающий урок по теме. Тест. КВН «Обожаемые сказки».


1 ч.


___


___

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ (8 часов)

21.

Люблю природу русскую. Осень.

1 ч.


Прогнозировать содержание раздела. Отвечать на вопро­сы, используя свои наблюде­ния. Формулировать ответы. Составлять загадки, исполь­зуя свои знания сезонных из­менений в природе. Работать в парах. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на заданную тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки осени, переданные в лирическом произведении. Представлять картины осенней природы. Иллюстрировать стихотворения. Наблюдать за жизнью слов в тексте. Читать стихотворения и про­заические произведения, пе­редавая с помощью интона­ции настроение авторов.




22.

Ф. Тютчев

«Есть в осени первоначальной…»


1 ч.


___


___


23.

К. Бальмонт «Поспевает брусника…»,

А. Плещеев «Осень наступила…».


1 ч.


___


___

24.

А. Фет «Ласточки пропали…».

1 ч.



25.

Осенние листья - тема для поэтов.

1 ч.



26.

В. Берестов «Хитрые грибы».

1 ч.




27.

М. Пришвин «Осеннее утро»,

И. Бунин

«Сегодня так светло кругом…».


1 ч.


___


___


28.

Обобщение по разделу

«Люблю природу русскую. Осень».
Проверочная работа.


1 ч.


___


___

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (14 часов)


29.

А. Пушкин

«У лукоморья дуб зеленый…».


1 ч.


Прогнозировать содержание раздела. Сравнивать автор­ские и народные произведе­ния, отгадывать загадки, от­вечать на вопросы виктори­ны. Знакомиться с биогра­фией А.С. Пушкина. Наблюдать за рифмой и рит­мом стихотворного текста. Находить средства художест­венной выразительности. Объяснять интересные вы­ражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотво­рение. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Различать стихотвор­ный и прозаический текст. Находить авторские сравне­ния и подбирать свои. Опре­делять главных героев про­изведения. Давать характери­стики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения. Пересказывать сказку в прозе по плану. Оценивать свой ответ, планировать возмож­ный вариант исправления допущенных ошибок. Отвечать и за­давать вопросы. Отличать басню от стихотво­рения, знать особенности ба­сенного текста, характеризо­вать героев басни с опорой на басенный текст.


___


___

30.

Стихи А. Пушкина.

1 ч.




31.

А. Пушкин

«Сказка о рыбаке и рыбке»

и другие сказки.


1 ч.


___


___


32-33.

А. Пушкин

«Сказка о рыбаке и рыбке».


2 ч.


___


___


34.

Обобщение по теме

«Сказки А. Пушкина».


1 ч.


___


___


35.

И. Крылов

«Лебедь, Рак и Щука».


1 ч.


___


___


36.

И. Крылов

«Стрекоза и Муравей».


1 ч.


___


___

Вторая четверть (28 ч.)

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (продолжение)

37.

Л. Толстой «Старый дед и внучек».

1 ч.


Определять главных героев произведения. Давать харак­теристики героев. Участво­вать в обсуждении. Состав­лять план произведения, со­относить пословицы и смысл прозаического произведения. Пересказывать текст. Оценивать свой ответ, пла­нировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.





38-39.

Л. Толстой «Филипок».

2 ч.



40.

Л. Толстой «Котенок»,

«Правда всего дороже».


1 ч.


___


___

41.

Веселые стихи.

1 ч.




42.

Обобщение по разделу

«Русские писатели».
Проверочная работа.


1 ч.


___


___

О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ (12 часов)

43.

О братьях наших меньших.

1 ч.

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участво­вать в обсуждении. Обогаще­ние словарного запаса. Тре­нировка в заучивании наи­зусть. Находить авторские сравне­ния и подбирать свои. Опре­делять главных героев произ­ведения. Сравнивать художественные и научно-познавательные тек­сты, сказки и рассказы о жи­вотных. Определять героев и харак­теризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступ­кам. Видеть красоту природы, изо­бражённую в художественном произведении, составлять план и пересказывать.

Оценивать свой ответ, пла­нировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по темам и по авторам.




44.

Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова

«Жила-была собака…».


1 ч.


___


___

45.

В. Берестов «Кошкин щенок».

1 ч.



46.

Домашние животные.

1 ч.



47-48.

М. Пришвин «Ребята и утята».

2 ч.



49-50.

Е. Чарушин «Страшный рассказ».

2 ч.



51.

Б. Житков «Храбрый утенок».

1 ч.



52.

Бианки «Музыкант».

1 ч.



53.

В. Бианки «Сова».

1 ч.




54.

Обобщение по разделу

«О братьях наших меньших». Проверочная работа.


1 ч.


___


___

ИЗ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ (9 часов)

55.

Из детских журналов.

1 ч.


Планировать работу на уроке. Прогнозировать содержание раздела. Придумывать свои вопросы по содержанию, срав­нивать их с необычными во­просами из детских журналов. Отличать журнал от книги. Находить интересные и нуж­ные статьи в журнале. Ориен­тироваться в журнале. Выразительно читать. Подбирать заголовок в соот­ветствии с содержанием, главной мыслью. Рисовать иллюстрации к про­читанному и своему журналу. Читать вслух с постепенным переходом про себя. Оценивать свой ответ, пла­нировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.



56.

Д. Хармс «Игра».

1 ч.



57.

Д. Хармс «Вы знаете?..».

1 ч.




58.

Д. Хармс, С. Маршак

«Веселые чижи».


1 ч.


___


___

59.

Д. Хармс «Что это было?».

1 ч.




60.

Н. Гернет, Д. Хармс

«Очень-очень вкусный пирог».


1 ч.


___


___

61.

Ю. Владимиров «Чудаки».

1 ч.




62.

А. Введенский

«Ученый Петя», «Лошадка».


1 ч.


___


___


63.

Обобщение по разделу

«Из детских журналов». Тест.




1 ч.


___


___

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА (9 часов)


64.


Люблю природу русскую. Зима. Проверка техники чтения.


1 ч.

Прогнозировать содержание раздела. Восприни- мать на слух прочитанное. Участво­вать в обсуждении.


___


___

Третья четверть (40 ч.)

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА (продолжение)

65.

Стихи о первом снеге.

1 ч.


Наблюдать за рифмой и рит­мом стихотворного текста. На­ходить средства художествен­ной выразительности. Объяс­нять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстри­ровать стихотворение. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Различать стихотворный и прозаический текст. Находить авторские сравнения и подби­рать свои. Определять глав­ных героев произведения. Читать стихотворения, пере­давая с помощью интонации настроение поэта. Сравни­вать стихи разных поэтов на одну тему. Понимать особенности ска­зочного текста. Характеризо­вать и сравнивать героев, использовать слова - антонимы для их характери­стики. Оценивать свой ответ, пла­нировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Анализировать свои успехи и неуспехи.




66.

Ф. Тютчев

«Чародейкою Зимою…».



1 ч.


___


___


67.

С. Есенин

«Поет зима – аукает…», «Береза».


1 ч.



___



___


68.

Русская народная сказка

«Два Мороза».


1 ч.


___


___

69.

С. Михалков «Новогодняя быль»

1 ч.



70.

А. Барто «Дело было в январе…»

1 ч.




71.

Обобщение по разделу

«Люблю природу русскую. Зима».

Проверочная работа.


1 ч.



___



___


72.


Игра «Поле чудес».


1 ч.


___


___

ПИСАТЕЛИ - ДЕТЯМ (17 часов)

73.

Писатели – детям.

1 ч.

Познакомиться с биографией К. И. Чуковского, совершить обзор по произведениям пи­сателя. Воспринимать на слух худо­жественный текст, опреде­лять особенности юмористи­ческого произведения. Харак­теризовать и сравнивать ге­роев, использовать слова - антонимы для их характери­стики. Читать стихотворение, пере­давая с помощью интонации настроение поэта. Объяснять интересные выражения в ли­рическом тексте. Читать по ролям. Определять смысл произве­дения, составлять план, да­вать характеристики героям, выражать своё мнение в ад­рес главной героини. Пересказывать в прозе и наи­зусть. Коллективно состав­лять картинный план. Познакомиться с биографией С.Я. Маршака и С. М. Михалкова, А. Л. Барто, Н. Н. Носова, сделать обзор произведений писателей. Соотно­сить смысл пословицы с со­держанием стихотворения. Характеризовать героев про­изведения. Давать характе­ристику герою по его поступкам. Определять смысл произве­дения. Делить текст на смы­словые части. Вспоминать детские считалки и сопоставлять с данным про­изведением. Анализировать заголовки стихотворений, подбирать свои. Определять тему и главную мысль произ­ведения, давать характеристику герою стихотворения.

Определять идею произведе­ния, отношение автора и соб­ственное отношение к лите­ратурному персонажу. Со­ставлять картинный план. Знакомиться с понятием «ско­роговорка». Учиться пра­вильному называнию книги (автор, заглавие), ориентировке в книге по об­ложке и содержанию (оглав­лению).



74.

К. Чуковский «Путаница».


1 ч.



75.

К. Чуковский «Радость».

1 ч.




76-77.

К. Чуковский «Федорино горе».


1 ч.



78.

С. Маршак «Кот и лодыри».

1 ч.




79.

С. Михалков

«Мой секрет», «Сила воли».


1 ч.


___


___

80.

С. Михалков «Мой щенок».

1 ч.



81.

А. Барто «Веревочка».


1 ч.




82.

А. Барто

«Мы не заметили жука»,

«В школу».


1 ч.



___



___


83.

А. Барто

«Вовка – добрая душа».



1 ч.


___


___

84.

Н. Носов «Затейники».

1 ч.




85-86.

Н. Носов «Живая шляпа».


1 ч.




87-88.

Н. Носов «На горке».

1 ч.




89.

Обобщение по разделу «Писатели – детям». Проверочная работа.


1 ч.



___



___

Я И МОИ ДРУЗЬЯ (10 часов)

90.

Я и мои друзья.

1 ч.


Учиться выбору книги по заданной учителем теме. Давать характеристику персо­нажу. Составлять неболь­шого рассказа о персонаже. Выявлять подтекста читае­мого произведения. Анализировать заголовок произведе­ния. Озаглавливать прочи­танный текст, иллюстрации. Определять идею произведе­ния и отношение автора и соб­ственное отношение к лите­ратурному персонажу. Составлять план рассказа. Пересказывать произведение. Обобщать прочитанные произведения по заданным параметрам. Учиться пра­вильному называнию книги (автор, заглавие), ориентировке в книге по об­ложке и содержанию (оглав­лению).



91.

Стихи о дружбе и обидах.

1 ч.



92.

Н. Булгаков «Анна, не грусти!».

1 ч.



93.

Ю. Ермолаев «Два пирожных».

1 ч.




94-95.

В. Осеева «Волшебное слово».

1 ч.



96.

В. Осеева «Хорошее».

1 ч.




97-98.

В. Осеева «Почему?».

1 ч.




99.


Обобщение по разделу

«Я и мои друзья».

Проверочная работа.


1 ч.



___



___

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ВЕСНА (10 часов)

100.

Люблю природу русскую. Весна.

1 ч.

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участво­вать в обсуждении. Выполнять упражнений, вы­рабатывающих правиль- ность и беглость чтения. Опреде­лять тему произведения. Определять идею произведе­ния, отношение автора и соб­ственное отношение к лите­ратурному персонажу. Со­ставлять картинный план.

Анализировать заголовки стихотворений, подбирать свои, выразительно читать.


___


___

101.

Стихи Ф. Тютчева о весне.

1 ч.



102.

Стихи А. Плещеева о весне.

1 ч.



103.

А. Блок «На лугу».

1 ч.




104.


С. Маршак

«Снег теперь уже не тот…».


1 ч.



___



___

Четвертая четверть (32 ч.)

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ВЕСНА (продолжение)

105.

И. Бунин «Матери».

1 ч.

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участво­вать в обсуждении. Представлять картины весенней природы. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. Пересказывать подробно на основе вопросов учебника, выразительно читать отрывки из них. Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов. Оценивать свой ответ, пла­нировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.



106.

А. Плещеев «В бурю».

1 ч.




107.

Е. Благинина

«Посидим в тишине».


1 ч.


___


___


108.

Э. Мошковская

«Я маму мою обидел…».


1 ч.


___


___


109.


Обобщение по разделу

«Люблю природу русскую. Весна».

Тест.


1 ч.



___



___

И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ (14 часов)

110.

И в шутку и всерьез.

1 ч.

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участво­вать в обсуждении. Воспринимать на слух худо­жественный текст, опреде­лять особенности юмористи­ческого произведения. Харак­теризовать и сравнивать ге­роев, использовать слова - антонимы для их характери­стики. Читать стихотворение, пере­давая с помощью интонации настроение поэта. Объяснять интересные выражения в ли­рическом тексте. Читать по ролям. Определять смысл произве­дения, составлять план, да­вать характеристики героям, выражать своё мнение в ад­рес героев. Пересказывать в прозе и наи­зусть. Характеризовать героев про­изведения. Давать характе­ристику герою по его поступкам. Придумывать собственные весёлые истории. Определять смысл произве­дения. Делить текст на смы­словые части. Анализировать заголовки стихотворений, подбирать свои. Определять идею произведе­ния, отношение автора и соб­ственное отношение к лите­ратурному персонажу. Оценивать свой ответ, пла­нировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.




111.

Б. Заходер

«Товарищам детям»,

«Что красивей всего?».


1 ч.



___



___


112-13

Б. Заходер.

Песенки Винни-Пуха.


1 ч.


___


___

114.

Э. Успенский «Чебурашка».

1 ч.




115.

Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…».


1 ч.


___


___

116.

Стихи Э. Успенского.

1 ч.



117.

Стихи В. Берестова.

1 ч.



118.

Стихи И. Токмаковой.

1 ч.



119-120.


Г. Остер «Будем знакомы».

1 ч.






121-22

В. Драгунский

«Тайное становится явным».


1 ч.


___


___


123.

Обобщение по разделу

«И в шутку и всерьез». Проверочная работа.


1 ч.



___



___

ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (12 часов)

124.

Литература зарубежных стран.

1 ч.

Анализировать заголовок произведе­ния. Определять собствен­ного отношения к литератур­ному персонажу.

Осознанно и выразительно читать. Уметь заучива­ть наизусть. Сравнивать произведения, пер­сонажей разных произведений. Знакомиться с на­родными сказками (разных народов) и литературными (авторскими). Со­ставлять картинный план. Учиться приему драматиза­ции. Составлять рассказ по иллюстрации. Давать характеристику персонажа. Составлять небольшой рассказ о персонаже. Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказках. Участвовать в проектной деятельности. Оценивать свой ответ, пла­нировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.




125.

Американская и английские народные песенки.


1 ч.


___


___


126.

Песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают мдети».


1 ч.


___


___


127-28

Ш. Перро «Кот в сапогах».

2 ч.



129.

Ш. Перро «Красная Шапочка».

1 ч.




130.

Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине».


1 ч.


___


___


131-33

Э. Хогарт «Мафин и паук».

Проверка техники чтения.


3 ч.


___


___


134.

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран».


1 ч.


___


___

135.

Итоговая диагно­стическая работа.

1 ч.




136.

КВН «Цветик-семицветик».


1 ч.


___


___





6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Книгопечатная продукция


Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 2 класса (программа, учебник, тетради).

Программа начального общего образования по литературному чтению.


Печатные пособия

Словари по русскому языку.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению.

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей.

Технические средства обучения


Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.

Магнитофон.

Компьютер.

Экранно-звуковые пособия


Аудиозаписи художественного исполнения из­учаемых произведений.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.


Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комп­лектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.


7. Учебно-методическое обеспечение предмета

Для ученика:


Климанова Л. Ф. Родная речь: учебник для 2 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. — М.: Просвещение, 2009.

Рабочие тетради.


Для учителя:


Закон РФ «Об образовании».

Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2011.

Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению»: 2 класс. – М.: ВАКО, 2006.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Уроки литературного чтения: метод. пособие к учебнику «Родная речь», 2 класс. – М.: Просвещение, 2007.

Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению, 2 класс. – М.: ВАКО, 2006.

Брауде Л. Ю., Антипова И. А., Белоусов А. Ф. и др. Очерки о детских писателях: Справочник для учителей начальных классов: Приложение к книгам для чтения серии 'Свободный ум' - М: Баласс.

Горецкий В. Г., Тикунова Л. И. Контрольные работы в начальной школе по чтению: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2001.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по чтению

Автор: Дымшакова Ирина Алексеевна

Дата: 17.05.2015

Номер свидетельства: 212416

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Индивидуальная рабочая программа. Чтение и развитие речи."
    ["seo_title"] => string(65) "individual-naia-rabochaia-proghramma-chtieniie-i-razvitiie-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "341608"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1472575571"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Рабочая программа Чтение"
    ["seo_title"] => string(27) "rabochaia_programma_chtenie"
    ["file_id"] => string(6) "526696"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1573544528"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая программа по литературному чтению  УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "143159"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418467482"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-umk-planieta-znanii-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "145791"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418996356"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Рабочие программы для 2 класса "
    ["seo_title"] => string(34) "rabochiie-proghrammy-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "144348"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418708597"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства