РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» дл второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России»),- М: Просвещение,2011 г.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
идея многообразия мира;
идея целостности мира;
идея уважения к миру.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально- гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила.поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет, наряду с другими предметами начальной школы, значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности; формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмо-ционально-ценностному постижению окружающего мира. В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил. Программа курса «Окружающий мир» для второго класса рассчитана на 68 часов (34 учебные недели по 2 часа в неделю). Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия: Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник в 2-х ч. - М.: Просвещение, 2012. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь в 2-х ч. - М.: Просвещение, 2012. Плешаков А.А., Гара Н.И., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 2 класс. - М.: Просвещение, 2012. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы. - М.: Просвещение, 2012. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс (Диск CD-ROM), автор А.А. Плешаков. Учебно-тематический план № | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Что и кто? | 22 |
3 | Как, откуда и куда? | 12 |
4 | Где и когда? | 11 |
5 | Почему и зачем? | 22 |
| ИТОГО | 68 |
Содержание программы (68часов)
Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Вода. Свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, их названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери; их отличия. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества.
Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми.
Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно- нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Россия на карте, государственная граница России.
Москва - столица России, Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с математикой и литературным чтением.- -
3. Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т.д.). Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Перечень практических работ № урока | Тема | Вид работы |
7 | Что у нас под ногами | Определение образцов камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя. |
8 | Что общего у разных растений? | Нахождение у растений их частей, показ и называние. |
9 | Что растет на подоконнике? | Определение комнатных растений с помощью атласа- определителя. |
10 | Что растет на грядке? | Определение растений цветника с помощью атласа- определителя. |
11 | Что это за листья? | Определение деревьев по листьям. |
15 | Кто такие птицы? | Исследование строение пера птицы. |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | Опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку. |
27 | Откуда берутся снег и лед? | Опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулирование выводов на основе проделанных опытов. |
28 | Как живут растения? | Наблюдение за ростом и развитием растений. |
30 | Как зимой помочь птицам? | Изготовление простейших кормушек и подбор подходящего для птиц корма. |
32 | Откуда в снежках грязь? | Исследование снежков и снеговой воды на наличие загрязнений. |
38 | Где живут белые медведи? | Нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды, их характеристика. |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения окружающего мира первоклассники научатся:
распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц;
распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных;
характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем);
характеризовать признаки времён года;
объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);
находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
понимать правила поведения в природе;
называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
152
называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах.
К концу обучения во 2 классе ученик получит возможность научиться:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;
рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий рассказывать о достопримечательностях родного города (села);
объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.).
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе направлено на получение следующих личностных результатов:
Л – 1 - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
Л – 2 - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Л – 3 - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Л – 4 - формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Л – 5 - формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Л – 6 - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Л – 7 - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Л – 8 - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Л – 9 - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Л – 10 - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
153
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Р – 1 - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств её осуществления;
Р – 2 - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Р – 3 - умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Р – 4 - умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Р – 5 - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные универсальные учебные действия:
П – 1 - умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
П – 2 - умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
П – 3 - умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет}, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
П – 4 - владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
П – 5 - владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
П – 7 - владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
П – 8 - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Коммуникативные универсальные учебные действия:
К – 1 - умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
К – 2 - умение определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здо-ровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
154
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения предмета.критерии оценивания
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по окружающему миру должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования необходимо использовать систему оценки, ориентированную на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями такой системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
В первом классе ведетсябезотметочное обучение, основная цель которого - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальных классах - на содержательно-оценочной основе.
При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио. Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Портфолио ученика:
является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся заключается в следующем:
155
содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы; учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) - осмысление - рефлексия; позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали. Критериями оценивания являются: -динамика результатов предметнойобученности, формирования универсальных учебных действий. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием. В первом классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое оценивание без выставления бальной отметки, но сопровождающееся словесной оценкой. Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках окружающего мира (наблюдение, сопоставление, установление взаимосвязей и т.д.). Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению. Тематическое оценивание проводится с помощью тетради, которая содержит тесты по всем темам курса «Окружающий мир» для первого класса. С их помощью ребенок можешь быстро проверить свои знания. На каждый вопрос дано несколько вариантов ответов, среди них только один правильный. Почти все ответы представлены в виде рисунков. Необходимо выбрать правильный ответ и отметить его (закрасить кружок). В конце тетради имеются ответы на все тесты. Учащиеся выполняют работу самостоятельно. И только после этого могут проверить себя. Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач. Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем. График проведения проверочных работ № урока | Вид работы | Тема |
21 | Проверочная работа | Что и кто? |
33 | Проверочная работа | Как, откуда и куда? |
44 | Проверочная работа | Где и когда? |
66 | Проверочная работа | Почему и зачем? |
Общее количество | 4 |
156
| сравнивать старинные и современные велосипеды | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
по фотографиям в учебнике называть профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Почему и зачем? | сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны | | | | | | | | | | | | | | | | | | • | | | | | | | | | | | | |
рассказывать по рисунку учебника о видах дождя, отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
высказывать предположения о причине возникновения эха | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
перечислять последовательность цветов радуги; высказывать предположения о причинах возникновения радуги | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
называть правила подготовки ко сну, оценивать правильность своей подготовки ко сну | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
знать правила безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
оценивать свои поступки по отношению к природе | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
*Учитель по своему усмотрению может вписать фамилии учеников, а может закодировать их.
159
Уровень усвоения программного материала и сформированности умений учитель может фиксировать в предложенной ниже Таблице достижений предметных результатов с помощью двухуровневой оценки: «+» - справляется, «-» - необходима тренировка.
№ № | Тема раздела | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Дата проведения |
Освоение фундаментального ядра содержания «Ученик научится» | «Ученик может научиться» и сформировать УУД | План | Факт |
Л | Р | К | П |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1 | | Задавайте вопросы! | 1 | Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атла- сом-определителем). Знакомство с постоянными персонажами учебника - Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой. | Сравнивать учебник и рабочую тетрадь. Осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов и отвечать на них), анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию. | Л – 5 Л - 10 | Р - 1 | | П - 4 | Текущий | | |
2 | «Что и кто?» (20 часов) | Что такое Родина? | 1 | Знакомство с целями и задачами раздела. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине. | Работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей. Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о «малой родине» и Москве как столице государства; отвечать на итоговые вопросы. | Л - 5 | Р - 1 | | П - 6 | Фронтальный | | |
3 | | Что мы знаем о народах России? | 1 | Многонациональный характер населения России. Знакомство с национальными праздниками народов России. Знакомство с основными традиционными религиями. | Рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы разных народов; рассказывать (по фотографиям) о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью. | Л - 5 | Р - 1 | К - 1 | | Беседа по вопросам | | |
4 | | Что мы знаем о Москве? | 1 | Знакомство с достопримечательностями Москвы (Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т.д.) | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; узнавать достопримечательности столицы; | Л - 5 | Р - 1 | К - 1 | | Беседа по вопросам | | |
5 | | Проект «Моя малая Родина». | 1 | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | С помощью взрослых фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; интервьюировать членов своей семьи об истории своей малой родины. | Л - 7 | | К - 1 | | Беседа по вопросам | | |
6 | | Что у нас над головой? | 1 | Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы. | Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; моделировать форму Солнца; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради). | Л - 5 | Р - 5 | | | Фронтальный | | |
7 | | Что у нас под ногами? Полезные ископаемые Адыгеи. | 1 | Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней. | Группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремень, известняк; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Знать испокаемые Адыгеи. | Л - 9 | Р - 1 | К - 1 | | Фронтальный | | |
8 | | Что общего у разных растений? | 1 | Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях. | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; находить у растений их части, показывать и называть; различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Л - 5 | Р - 3 | К - 2 | П - 3 | Фронтальный | | |
9 | | Что растёт на подоконнике? | 1 | Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе. | Наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам;различать изученные растения; использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, приводить примеры комнатных растений. | Л - 5 | Р - 1 | К - 1 | | Фронтальный | | |
10 | | Что растёт на клумбе? | 1 | Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы,астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника. | Наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; узнавать по фотографиям растения цветника, рассказывать о любимом цветке. | Л - 5 | Р - 5 | | | Беседа по вопросам | | |
11 | | Что это за листья? Растения Адыгеи. | 1 | Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям. | Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; сравнивать и группировать листья по различным признакам; описывать внешний вид листьев какого-либо дерева. Уметь распознать растения Адыгеи. | Л - 5 | Р - 1 | К - 1 | | Беседа по вопросам | | |
12 | | Что такое хвоинки? | 1 | Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна - хвойные деревья. Хвоинки - видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев. | Различать лиственные и хвойные деревья; определять деревья с помощью атласа-определителя; сравнивать ель и сосну; описывать дерево по плану. | Л - 5 | | К - 2 | | Беседа по вопросам | | |
13 | | Кто такие насекомые? | 1 | Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых - шесть ног. Разнообразие насекомых. | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; приводить примеры насекомых; сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам.. | Л - 5 | Р - 3 | К - 2 | П - 3 | Беседа по вопросам | | |
14 | | Кто такие рыбы? | 1 | Рыбы - водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы. | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке, описывать рыбу по плану; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа- определителя. | Л - 5 | Р - 3 | К - 2 | | Беседа по вопросам | | |
15 | | Кто такие птицы? | 1 | Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья - главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы. | Узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку; описывать птицу по плану; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. | Л - 5 | Р - 3 | | | Текущий | | |
16 | | Кто такие звери? | 1 | Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связьстроения тела зверя с его образом жизни. | Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; исследовать строение шерсти зверей;узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя. | Л - 5 | Р - 1 | | | Текущий | | |
17 | | Что окружает нас дома? | 1 | Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению. | Характеризовать назначение бытовых предметов; находить на рисунке предметы определённых групп; группировать предметы домашнего обихода; приводить примеры предметов разных групп. | Л - 5 | Р - 1 | | | Фронтальный | | |
18 | | Что умеет компьютер? | 1 | Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним. | Определять составные части компьютера; характеризовать назначение частей компьютера; сравнивать стационарный компьютер и ноутбук; соблюдать правила безопасного обращения с компьютером. | Л - 5 | | | П - 4 | Фронтальный | | |
19 | | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения. | Выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;характеризовать опасность бытовых предметов; формулировать правила перехода улицы; моделировать устройство светофора; оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге; сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника. | Л - 5 | Р - 3 | | П - 2 | Фронтальный | | |
20 | | На что похожа наша планета? | 1 | Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус - модель Земли. | Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; моделировать форму Земли. | Л - 8 | Р - 1 | | | Фронтальный | | |
21 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина». | 1 | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся. | Л - 5 | Р- 3 | | П - 2 | Индивидуальный | | |
22 | «Как, откуда и куда?» (12 часов) | Как живёт семья? Проект «Моя семья». | 1 | Семья - это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий,обсуждение способов и сроков работы. | Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям)членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества; отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий. | Л - 5 | Р - 1 | | П - 3 | Индивидуальный | | |
23 | | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды. | Прослеживать по рисунку- схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязнённой воды; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Л - 7 | Р - 3 | | П - 2 | Фронтальный | | |
24 | | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. | Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; анализировать схему выработки электричества и способы его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии. Знание правил безопасности при обращении с электричеством и электроприборами. | Л - 7 | Р - 3 | | П - 2 | Фронтальный | | |
25 | | Как путешествует письмо? | 1 | Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации. | Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма; различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки. | Л - 5 | | К - 2 | П - 3 | Беседа по вопросам | | |
26 | | Куда текут реки? Реки Адыгеи. | 1 | Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде. | Прослеживать по рисунку- схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. Знать реки Адыгеи | Л - 8 | | К - 1 | П - 2 | Текущий | | |
27 | | Откуда берутся снег и лёд? | 1 | Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда. | Проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями; формулировать выводы из опытов; наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках. | Л - 5 | Р - 3 | | П - 2 | Текущий | | |
28 | | Как живут растения? | 1 | Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями. | Наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; прослеживать по рисунку- схеме этапы жизни растения; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений. | Л - 5 | | | П - 2 | Текущий | | |
29 | | Как живут животные? Животные Адыгеи. | 1 | Животные как живые организмы. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка. | Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; ухаживать за животными живого уголка. Познакомить с животными из Красной книги Адыгеи. | Л - 7 | | К - 2 | П - 3 | Текущий | | |
30 | | Как зимой помочь птицам? | 1 | Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц. | Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; изготавливать простейшие кормушки и подбирать подходящий для птиц корм; перечислять правила подкормки птиц. | Л - 7 | | | П - 3 | Текущий | | |
31 | | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора. | Определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. | Л - 5 | | К - 1 | П - 2 | Текущий | | |
32 | | Откуда в снежках грязь? | 1 | Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде. | Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; обсуждать источники появления загрязнений в снеге; формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему. | Л - 5 | | | П - 6 | Фронтальный | | |
33 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». | 1 | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся. | Л - 7 | Р - 3 | | П - 2 | Индивидуальный | | |
34 | «Где и когда?» (11 часов) | Когда учиться интересно? | 1 | Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. | Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; | Л - 7 | | | П - 2 | Беседа по вопросам | | |
35 | | Проект «Мой класс и моя школа». | 1 | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т.д.; коллективно составлять рассказ о школе и классе; презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами). | Л - 5 | | К - 1 | П - 2 | Индивидуальный | | |
36 | | Когда придёт суббота? | 1 | Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели. | Анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым. | Л - 8 | | | П - 6 | Текущий | | |
37 | | Когда наступитлето? | 1 | Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года. | Анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в тетради. | Л - 7 | | | П – 3 П - 4 | Текущий | | |
38 | | Где живут белые медведи? | 1 | Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов. | Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; приводить примеры животных холодных районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. | Л - 5 | | К - 1 | П - 2 | Текущий | | |
39 | | Где живут слоны? | 1 | Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов. | Практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. | Л - 7 | Р - 3 | | П - 2 | Текущий | | |
40 | | Где зимуют птицы? Птицы Адыгеи. | 1 | Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму. | Различать зимующих и перелётных птиц;группировать (классифицировать) птиц; выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; приводить примеры зимующих и перелётных птиц. Знать птиц Адыгеи. | Л - 5 | | | П - 6 | Фронтальный | | |
41 | | Когда появилась одежда? Промышленность в Адыгее. | 1 | История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная). | Прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев. Иметь представление о промышленности в Адыгее. | Л - 7 | | | П - 3 | Текущий | | |
42 | | Когда изобрели велосипед? | 1 | История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде. | Сравнивать старинные и современные велосипеды; извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; называть правила безопасной езды на велосипеде. | Л - 5 | | К - 1 | П - 2 | Текущий | | |
43 | | Когда мы станем взрослыми? | 1 | Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира. | Сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; сравнивать рисунки учебника; рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков. | Л - 8 | | | П - 6 | Текущий | | |
44 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | 1 | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Л - 7 | | К - 1 | | Индивидуальный | | |
45 | «Почему и зачем?» (22 часа) | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 | Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва. | Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд; использовать атлас-определитель для получения нужной информации; наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва. | Л - 7 | | | П - 2 | Текущий | | |
46 | | Почему Луна бывает разной? | 1 | Луна - спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны. | Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; моделировать из пластилина форму Луны; рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради. | Л - 7 | | | П – 3 П - 4 | Текущий | | |
47 | | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | Причины возникновения дождя и ветра. Значение этих природных явлений для человека, растений и животных. | Наблюдать за дождями и ветром; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра. | Л - 5 | Р - 3 | | П - 2 | Фронтальный | | |
48 | | Почему звенит звонок? | 1 | Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши. Ч | Анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира; исследовать возникновение и распространение звуков; обсуждать, почему и как следует беречь уши; высказывать предположения о причине возникновения эха. | Л - 5 | | | П - 6 | Текущий | | |
49 | | Почему радуга разноцветная? | 1 | Радуга - украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги. | Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок. Знание последовательности цветов радуги. | Л - 5 | Р - 3 | | П - 2 | Фронтальный | | |
50 | | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой. | Описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); обсуждать свое отношение к домашним питомцам; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением. | Л - 7 | | К - 1 | П - 2 | Индивидуальный | | |
51 | | Проект «Мои домашние питомцы». | 1 | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов). | Л - 5 | Р - 3 | | П - 2 | Индивидуальный | | |
52 | | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу. | Определять цветы и бабочек с помощью атласа- определителя; рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе; устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника. | Л - 7 | Р - 3 | | П - 2 | Фронтальный | | |
53 | | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу. | Определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину; оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения рассказов из книги «Великан на поляне»; формулировать правила поведения в природе. | Л - 7 | | К – 2 | | Текущий | | |
54 | | Зачем мы спим ночью? | 1 | Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену. | Сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; оценивать правильность своей подготовки ко сну; рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»; определять по рисункам профессии лей и рассказывать об их работе. | Л - 5 | | | П – 3 П - 4 | Индивидуальный | | |
55 | | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов. ч | Различать овощи и фрукты, группировать (классифицировать) их; находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма. Знание правил гигиены при употреблении овощей и фруктов. | Л - 7 | Р - 3 | | П - 2 | Фронтальный | | |
56 | | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук. | Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; рассказывать по •рисункам, в каких случаях следует мыть руки; запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; формулировать основные правила гигиены. | Л - 7 | | К – 1 | П - 2 | Текущий | | |
57 | | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | Почта, телеграф, телефон - средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) - средства массовой информации. Интернет. | Различать средства связи и средства массовой информации; рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; обсуждать назначение Интернета; моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. | Л - 7 | | | П - 3 | Текущий | | |
58 | | Зачем нужны автомобили? | 1 | Автомобили - наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль - автомобиль будущего. | Классифицировать автомобили и объяснять их назначение; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. | Л - 5 | | | П - 3 | Текущий | | |
59 | | Зачем нужны поезда? | 1 | Поезда - наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта. | Классифицировать поезда в зависимости от их назначения; работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; использовать информацию учебника для выполнения задания. | Л - 7 | | | П - 6 | Текущий | | |
60 | | Зачем строят корабли? | 1 | Корабли (суда) - водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля. | Классифицировать корабли в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля. | Л - 7 | Р - 1 | | | Текущий | | |
61 | | Зачем строят самолёты? | 1 | Самолёты - воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта. | Классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта. | Л - 7 | Р– 3 | | | Текущий | | |
62 | | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае). | Обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках; обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте. Называть правила безопасности в автомобиле,поезде и на железной дороге. | Л - 5 | | К - 1 | | Текущий | | |
63 | | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте. | Перечислять правила безопасности и спасательные средства на корабле и в самолёте. Участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации. | Л - 7 | Р - 1 | | | Текущий | | |
64 | | Зачем люди осваивают космос? | 1 | Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин - первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции. | Рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; высказывать предположения по вопросам учебника, моделировать экипировку космонавта; участвовать в ролевой игре «Полёт в космос». | Л - 5 | Р - 1 | К - 2 | П - 3 | Текущий | | |
65 | | Почему мы часто слышим слово «экология»? Экология в Адыгее. | 1 | Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли. | Находить в тексте учебника ответы на вопросы; приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой; | Л - 6 | | К - 2 | | фронтальный | | |
66 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы». | 1 | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся. | Л - 6 | | К - 2 | | Индивидуальный | | |
Материально-технические средства для реализации программы
Печатные и другие пособия
Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.
В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:
таблицы (строение растения, организм человека);
иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
муляжи фруктов и овощей;
макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.
Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера (по возможности).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
демонстрационный экземпляр микроскопа;
комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
демонстрационный экземпляр флюгера;
демонстрационный экземпляр барометра;
-демонстрационный экземпляр бинокля;
демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами - рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гер- барными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.
Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.
Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).
176
Материально-технические средства для реализации программы
Печатные и другие пособия
Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.
В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:
таблицы (строение растения, организм человека);
иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
муляжи фруктов и овощей;
макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.
Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера (по возможности).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
демонстрационный экземпляр микроскопа;
комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
демонстрационный экземпляр флюгера;
демонстрационный экземпляр барометра;
-демонстрационный экземпляр бинокля;
демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами - рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гер- барными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.
Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.
Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).
177