Рабочая программа факультатива «Творческая работа со словом»
Рабочая программа факультатива «Творческая работа со словом»
Главной целью факультатива «Творческая работа со словом» является расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку на занимательном грамматическом материале, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива «Творческая работа со словом» »
Муниципальное образовательное учреждение лицей №1,
г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Молочева Тамара Владимировна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №1 г. Комсомольск-на-Амуре
Рассмотрено на МО Согласовано «Утверждаю»
учителей начальных классов заместитель директора по УВР директор МБОУ лицея №1
протокол № ___ от __.05.____ Шушунова О.А._____________ Гуйван Е.П._____________
Руководитель МО «___» _____________________ приказ № ____ от ________
Бурик И.П._______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативу
«Творческая работа со словом»
для 3 класса
на 2014-2015 учебный год
Программа составлена на основе программы факультатива «Творческая работа со словом»
/авторы: В.П.Варакин, О.М.Корчемлюк, 2011 год/
Учителя начальных классов Молочевой Т.В., ПКК
2014 год
Пояснительная записка
Главной целью факультатива «Творческая работа со словом» является расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку на занимательном грамматическом материале, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Цель факультатива достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
способствовать развитию смекалки и сообразительности.
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Факультатив «Творческая работа со словом» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
В отличие от классных занятий, на факультативе учащиеся мало пишут и много говорят.
Здесь используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Программа рассчитана для учащихся 3 класса.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40-45 минут.
Этапы реализации программы кружка:
подготовительный;
непосредственно реализация (план прилагается);
оценка эффективности;
коррекция в соответствии с анализом эффективности;
дальнейшее использование в школе.
Личностными результатами изучения курса «Творческая работа со словом» являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи).
Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения факультатива «Творческая работа со словом» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
делить слова на части для переноса;
производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
обращать внимание на особенности употребления слов;
ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится
составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Метапредметными результатами изучения курса «Творческая работа со словом» является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом ;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки.
Содержание программы факультатива «Творческая работа со словом
Авторы В.П. Варакина, О.М. Корчемлюк
Программа 3 класс
Слово в письменной речи.
1 раздел. Звуки и буквы (7 часов).
Звуки и буквы. Путешествие в мир фонетики и графики. Возникновение звуков в речи. Появление письменности. Старославянская азбука и её создатели. Роль современного алфавита. Исследование иностранных слов и архаизмов. Игры с перестановкой букв. Аннаграммы.
Основные понятия:
Звук буква. Азбука. Алфавит. Зарубежная литература. Аннаграмма.
Базовые знания:
-знать историю возникновения письменности;
-знать историю старославянской азбуки.
Основные умения:
-уметь производить звукобуквенный анализ слов;
-уметь исследовать значения устаревших и иностранных слов;
-уметь использовать в речи устаревшие иностранные слова.
2 раздел. Знакомство с разделами русского языка (10 часов).
Разделы русского языка. Морфология. Лексика русского языка. Творческие работы «Мои первые сказки» Игры к разделам «Эстафета восторга», «Опиши предмет».
Основные понятия:
Разделы русского языка. Морфология, лексика, синтаксис, пунктуация. Однозначность и многозначность слова в русском языке. Синтаксические единицы: слово, словосочетание, предложение.
Базовые знания:
-знать синтаксические единицы;
-знать основные правила русского языка.
Основные умения:
-уметь решать задачи синтаксиса, пунктуации, предусмотренные программой основного курса русского языка;
-уметь представлять письменные творческие работы.
3 раздел. Слово и язык (12часов).
Слово и язык. Понятие о морфемах. Словообразование. Грамматические особенности, смысловая роль и эмоциональная окраска слова. Работа по словообразованию (рисование волшебного дерева слов). Игра со словами. Проба пера. «Учимся писать стихи».
Основные понятия:
Морфема. Словообразование. Поэтическое слово. Алгоритм письма стихотворения. Деловые бумаги. Виды деловых бумаг: письмо, заметка, отзыв, аннотация.
Базовые знания:
-знать понятия о морфеме;
-знать приёмы словообразования;
-знать алгоритм письма стихотворения;
-знать виды деловых бумаг.
Основные умения:
-уметь образовывать новые слова (владеть словообразованием);
-уметь подбирать поэтические слова для творческих работ;
Уметь записывать стихотворной строчкой свои впечатления, мысли;
Уметь оформлять различные виды деловых бумаг.
4раздел. О словарях (4 часа).
Словари. Виды словарей: лингвистические, этимологические, энциклопедические и др. Словарные статьи, слово в них. Работа со словарями. Творческая работа: «Словарь в будущем». Практическая работа «Словарь настроений»
Основные понятия:
Словарь и энциклопедия. Виды словарей: лингвистические, этимологические, энциклопедические и др.
Базовые знания:
-знать приёмы работы со словарём (энциклопедией);
-знать виды словарей, энциклопедий.
Основные умения:
-уметь работать со словарём и энциклопедией;
-уметь создавать собственные словари по заданным темам и пользоваться ими при творческой работе.
Календарно - тематическое планировании
№п/п
Дата
Тема
1
03.09
1раздел. Возникновение письменности. История «изображения букв».
2
10.09
Старославянская азбука и её создатели.
3
17.09
Русский алфавит, его роль и значение в жизни. Анаграммы.
4
24.09
Мир фонетики и графики.
5
01.10
Исследование значений некоторых старейших и иностранных слов в нашей речи.
6-7
08.10 - 15.10
Переводы зарубежной литературы. Чтение и обсуждение книги генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате» ( стихотворный перевод И.А.Бунина.
8
22.10
2раздел. Разделы русского языка.
9
29.10
Забавные приключения в стране Морфология.
10
12.11
Морфология в занимательных играх.
11
19.11
Части речи. Части речи и чувства.
12
26.11
Грамматическое значение слов.
13
03.12
Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение их.
14
10.12
Правила русского языка в стихах. Игры: «Эстафета восторга». Опишите предмет» и др.
15
17.12
Загадки синтаксиса и пунктуации. Синтаксические единицы: слово. Словосочетание в предложении. Лексика русского языка.
16
24.12
Творческая работа: «Мои первые сказки».
17
14.01
Редактирование творческих работ.
18
21.01
3 раздел Слово и язык. Словообразование. Понятие о морфемах.
19
28.01
Смысловая роль слова. Учимся строить высказывания.
Творческая работа: «Я пишу письмо (заметку, отзыв)».
29
15.04
Редактирование работ.
30
22.04
4раздел. О словарях.
31
29.04
Словари. Виды словарей: лингвистический, этимологический.
32
06.05
Знакомство с энциклопедическими словарями. Энциклопедии, их виды, работа с ними.
33
13.05
Словарные статьи. Слово в них.
34
20.05
Творческая работа: «Словарь настроений».
35
27.05
Литературная гостиная «Здравствуй, лето красное!»
Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение:
Литература:
В.А. Синицын В.А. Путь к слову/Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / - 2-е изд. – М.: АО «Столетие», 1997.
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.- 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
Технические средства
Классная доска с набором приспособлений.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Компьютер
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
СD, соответствующие тематике программы по развитию речи.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи