kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа факультатива «Творческая работа со словом»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной целью факультатива «Творческая работа со словом» является расширить, углубить и зак­репить у младших школьников знания по русскому языку  на занимательном грамматическом материале, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива «Творческая работа со словом» »

Муниципальное образовательное учреждение лицей №1,

г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край

Молочева Тамара Владимировна


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №1 г. Комсомольск-на-Амуре

Рассмотрено на МО Согласовано «Утверждаю»

учителей начальных классов заместитель директора по УВР директор МБОУ лицея №1

протокол № ___ от __.05.____ Шушунова О.А._____________ Гуйван Е.П._____________

Руководитель МО «___» _____________________ приказ № ____ от ________

Бурик И.П._______________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по факультативу

«Творческая работа со словом»

для 3 класса

на 2014-2015 учебный год

Программа составлена на основе программы факультатива «Творческая работа со словом»

/авторы: В.П.Варакин, О.М.Корчемлюк, 2011 год/




Учителя начальных классов Молочевой Т.В., ПКК







2014 год





Пояснительная записка



Главной целью факультатива «Творческая работа со словом» является расширить, углубить и зак­репить у младших школьников знания по русскому языку на занимательном грамматическом материале, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Цель факультатива достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

  • способствовать развитию смекалки и сообразительности.

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.


Факультатив «Творческая работа со словом» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

В отличие от классных занятий, на факультативе учащиеся мало пишут и много говорят.

Здесь используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  1. игровая;

  2. теоретическая;

  3. практическая.

Программа рассчитана для учащихся 3 класса.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40-45 минут.

Этапы реализации программы кружка:

  1. подготовительный;

  2. непосредственно реализация (план прилагается);

  3. оценка эффективности;

  4. коррекция в соответствии с анализом эффективности;

  5. дальнейшее использование в школе.



Личностными результатами изучения курса «Творческая работа со словом» являются следующие умения:

  1. осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  2. эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  3. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  4. Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи).

  5. Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).



Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.


Предметными результатами изучения факультатива «Творческая работа со словом» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

  • понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

  • делить текст на части, озаглавливать части;

  • правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

  • делить слова на части для переноса;

  • производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

  • видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

  • находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

  • обращать внимание на особенности употребления слов;

  • ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится

  • составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

  • предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

  • составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.


Метапредметными результатами изучения курса «Творческая работа со словом» является формирование универсальных учебных действий (УУД)


Регулятивные УУД:

  1. определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;

  2. проговаривать последовательность действий;

  3. учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом ;

  4. учиться работать по предложенному учителем плану


Познавательные УУД:

  1. ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

  2. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  3. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  4. преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  2. слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  3. выразительно читать и пересказывать текст;

  4. договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки.


Содержание программы факультатива «Творческая работа со словом

Авторы В.П. Варакина, О.М. Корчемлюк

Программа 3 класс

Слово в письменной речи.


1 раздел. Звуки и буквы (7 часов).

Звуки и буквы. Путешествие в мир фонетики и графики. Возникновение звуков в речи. Появление письменности. Старославянская азбука и её создатели. Роль современного алфавита. Исследование иностранных слов и архаизмов. Игры с перестановкой букв. Аннаграммы.

Основные понятия:

Звук буква. Азбука. Алфавит. Зарубежная литература. Аннаграмма.

Базовые знания:

-знать историю возникновения письменности;

-знать историю старославянской азбуки.

Основные умения:

-уметь производить звукобуквенный анализ слов;

-уметь исследовать значения устаревших и иностранных слов;

-уметь использовать в речи устаревшие иностранные слова.


2 раздел. Знакомство с разделами русского языка (10 часов).

Разделы русского языка. Морфология. Лексика русского языка. Творческие работы «Мои первые сказки» Игры к разделам «Эстафета восторга», «Опиши предмет».

Основные понятия:

Разделы русского языка. Морфология, лексика, синтаксис, пунктуация. Однозначность и многозначность слова в русском языке. Синтаксические единицы: слово, словосочетание, предложение.

Базовые знания:

-знать синтаксические единицы;

-знать основные правила русского языка.

Основные умения:

-уметь решать задачи синтаксиса, пунктуации, предусмотренные программой основного курса русского языка;

-уметь представлять письменные творческие работы.


3 раздел. Слово и язык (12часов).

Слово и язык. Понятие о морфемах. Словообразование. Грамматические особенности, смысловая роль и эмоциональная окраска слова. Работа по словообразованию (рисование волшебного дерева слов). Игра со словами. Проба пера. «Учимся писать стихи».

Основные понятия:

Морфема. Словообразование. Поэтическое слово. Алгоритм письма стихотворения. Деловые бумаги. Виды деловых бумаг: письмо, заметка, отзыв, аннотация.

Базовые знания:

-знать понятия о морфеме;

-знать приёмы словообразования;

-знать алгоритм письма стихотворения;

-знать виды деловых бумаг.

Основные умения:

-уметь образовывать новые слова (владеть словообразованием);

-уметь подбирать поэтические слова для творческих работ;

Уметь записывать стихотворной строчкой свои впечатления, мысли;

Уметь оформлять различные виды деловых бумаг.


4раздел. О словарях (4 часа).

Словари. Виды словарей: лингвистические, этимологические, энциклопедические и др. Словарные статьи, слово в них. Работа со словарями. Творческая работа: «Словарь в будущем». Практическая работа «Словарь настроений»

Основные понятия:

Словарь и энциклопедия. Виды словарей: лингвистические, этимологические, энциклопедические и др.

Базовые знания:

-знать приёмы работы со словарём (энциклопедией);

-знать виды словарей, энциклопедий.

Основные умения:

-уметь работать со словарём и энциклопедией;

-уметь создавать собственные словари по заданным темам и пользоваться ими при творческой работе.






Календарно - тематическое планировании


п/п

Дата

Тема

1

03.09

1раздел. Возникновение письменности. История «изображения букв».

2

10.09

Старославянская азбука и её создатели.

3

17.09

Русский алфавит, его роль и значение в жизни. Анаграммы.

4

24.09

Мир фонетики и графики.

5

01.10

Исследование значений некоторых старейших и иностранных слов в нашей речи.

6-7

08.10 - 15.10

Переводы зарубежной литературы. Чтение и обсуждение книги генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате» ( стихотворный перевод И.А.Бунина.

8

22.10

2раздел. Разделы русского языка.

9

29.10

Забавные приключения в стране Морфология.

10

12.11

Морфология в занимательных играх.

11

19.11

Части речи. Части речи и чувства.

12

26.11

Грамматическое значение слов.

13

03.12

Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение их.

14

10.12

Правила русского языка в стихах. Игры: «Эстафета восторга». Опишите предмет» и др.

15

17.12

Загадки синтаксиса и пунктуации. Синтаксические единицы: слово. Словосочетание в предложении. Лексика русского языка.

16

24.12

Творческая работа: «Мои первые сказки».

17

14.01

Редактирование творческих работ.

18

21.01

3 раздел Слово и язык. Словообразование. Понятие о морфемах.

19

28.01

Смысловая роль слова. Учимся строить высказывания.

20

04.02

Игра: «волшебное дерево слов»

21

11.02

Эмоциональная окраска слова: эпитеты, метафоры.

22

18.02

Поэтическое слово. Учимся писать стихи.

23

25.02

Мои любимые стихи русских поэтов.

24

04.03

Конкурс чтецов. Чтение стихов.

25

11.03

Весёлая рифма. Проба пера.

26

18.03

«Учимся писать стихи».

27

01.04

Оформление деловых бумаг: письма, заметки, отзывы.

28

08.04

Творческая работа: «Я пишу письмо (заметку, отзыв)».

29

15.04

Редактирование работ.

30

22.04

4раздел. О словарях.

31

29.04

Словари. Виды словарей: лингвистический, этимологический.

32

06.05

Знакомство с энциклопедическими словарями. Энциклопедии, их виды, работа с ними.

33

13.05

Словарные статьи. Слово в них.

34

20.05

Творческая работа: «Словарь настроений».

35

27.05

Литературная гостиная «Здравствуй, лето красное!»







Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение:


Литература:

  1. В.А. Синицын В.А. Путь к слову/Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / - 2-е изд.   – М.: АО «Столетие», 1997.

  2. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.- 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).

  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).

  4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)

  5. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов.  - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).

  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В.  Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.


Электронные образовательные ресурсы:

1.  Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2.  Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

 3.  Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)


Технические средства

  1. Классная доска с набором приспособлений.

  2. Настенная доска  с набором приспособлений для крепления картинок.

  3. Компьютер

  4. Мультимедийный проектор.

  5. Интерактивная доска.

  6. СD, соответствующие тематике программы по развитию речи.

  7. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа факультатива «Творческая работа со словом»

Автор: Молочева Тамара Владимировна

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139132

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "программа факультатива для 4 класса "Я и моя Россия" "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-fakul-tativa-dlia-4-klassa-ia-i-moia-rossiia"
    ["file_id"] => string(6) "223536"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437814307"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Программа творческого объединения "Умники и умницы" "
    ["seo_title"] => string(56) "proghramma-tvorchieskogho-obiedinieniia-umniki-i-umnitsy"
    ["file_id"] => string(6) "126313"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415139322"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КАБИНЕТ БИОЛОГИИ КАК СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "
    ["seo_title"] => string(57) "kabiniet-biologii-kak-srieda-obrazovatiel-nogo-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "127422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300093"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Программа дополнительного образования "Занимательная точка" "
    ["seo_title"] => string(64) "proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-zanimatiel-naia-tochka"
    ["file_id"] => string(6) "229503"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441744325"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства