Рабочая программа 3 класс УМК "Школа России" по окружающему миру
Рабочая программа 3 класс УМК "Школа России" по окружающему миру
Рабочие программы по всем предметам содержат: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, с указанием места курса предмета в учебном плане, результаты изучения курса (личностные, метапредметные, предметные), описано содержание курса, тематическое планирование, перечислен учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса и знания, умения, навыки, которыми учащиеся должны овладеть к концу 3 класса. Подробное тематическое планирование с описанием на каждый урок ФГОС и с характеристикой деятельности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 3 класс УМК "Школа России" по окружающему миру »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49 Г. ЛИПЕЦКА
Рабочая программа
по предмету «Окружающий мир»
для 3В класса
на 2014-2015 учебный год
Учитель:Ульянова Н.С.
Содержание
I.
Пояснительная записка.
II.
Общая характеристика учебного предмета.
III.
Место учебного предмета в учебном плане.
IV.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
V.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
VI.
Содержание учебного предмета.
VII.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
VIII.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3класса составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам начального общего образования по окружающему миру, разработана на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России» Москва, «Просвещение», 2012»)., которая является допущенной МО РФ и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.
Цели, решаемые при реализации рабочей программы:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Эти цели обусловили следующие задачи:
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, к России, ее природе и культуре;
-осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г»;
Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 № 373»;
СанПиН 2.4.2.2821 - 10, утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрированных в Минюсте России 03.03.2011г. , регистрационный номер 19993;
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 16.04.2014г. ЮТ-1064 «О примерном учебном плане образовательных организаций Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, на 2014-2015учебный год».
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 49 г. Липецка на период 2011- 2015г.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) для учащихся МБОУ СОШ №49г. Липецка, осваивающих ООП НОО в соответствии с ФГОС НОО;
Учебный план МБОУ СОШ № 49 г.Липецка на 2014-2015 учебный год;
Календарный учебный график МБОУ СОШ №49 г. Липецка на 2014-2015 учебный год.
II.Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
III. Место и роль учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику формированию личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценить свое место в окружающем мире.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он , имея ярко выраженный интегрированный характер соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Информация о количестве часов.
Программа рассчитана на 70 часов в год, в соответствии с учебным планом – 2 часа в неделю.
Формы организации образовательного процесса:
-урок изучения нового материала;
- урок закрепления знаний, умений и навыков;
- урок-беседа;
- урок обобщения и закрепления изученного материала;
- урок-игра;
- урок-исследование;
- урок-практикум;
- урок развития речи;
- урок контроля знаний.
Технологии обучения:
- личностно ориентированное обучение;
- технология проектного обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- здоровьесберегающие технологии.
Виды и формы контроля.
Формы контроля:
- индивидуальный;
- групповой;
- фронтальный.
2. Текущие формы контроля
- текущая успеваемость;
- устные ответы на уроке;
- самостоятельные и проверочные работы.
3. Обязательные формы итогового контроля.
- тестирование;
- комплексная контрольная работа.
Формы промежуточной аттестации:
-мониторинг
-тестирование
-защита проектов
Информация об используемом учебнике.
При обучении окружающему миру во 3 классе используется предметная линия учебников «Окружающий мир». 3 класс: Учеб. для общеобраз. учреждений с прил. на электр. носителе, в 2 ч. /АА Плешаков/. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012 (Школа России)
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим
V.Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
И) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к. России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
VI.Содержание учебного предмета
Человек и природа
Курс «Окружающий мир», имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведение, обществоведение, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейшей взаимосвязи.
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
VII. Учебно-тематический план
3 класс (70 ч)
Тематическое планирование
Раздел «Как устроен мир» 8ч.
Природа
Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология — наука о живой природе. Царства
живой природы (растения, животные. грибы, бактерии). Ценность природы для людей
Человек
Человек — часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира
Проект «Богатства, отданные людям»
Подготовка к выполнению проекта:
знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
Общество
Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство).
Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве.
Мы — граждане России
Что такое экология
Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие
Природа в опасности!
Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь — примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки — особо охраняемые природные территории
Раздел «Эта удивительная природа» 20ч.
Тема, вещества, частицы
Знакомство с целями и задачами раздела. Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества
Разнообразие веществ
Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия — наука о веществах. Наиболее распространённые в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Обнаружение крахмала в продуктах. Кислотные дожди
Воздух и его охрана
Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха
Вода
Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды
Превращения и круговорот воды
Три состояния воды. Круговорот воды в природе
Берегите воду!
Использование воды человеком. Высказывать Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию
Как разрушаются камни
Процесс разрушения горных пород в природе, его причины и последствия
Что такое почва
Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы
Разнообразие растений
Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника — наука о растениях
Солнце, растения и мы с вами
Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека
Размножение и развитие растений
Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семян
Охрана растений
Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе
Разнообразие животных
Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Виды животных. Зоология — наука о животных
Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»
Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пиши, к защите от врагов. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
Размножение и развитие животных
Размножение и развитие животных разных групп
Охрана животных
Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира
В царстве грибов
Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники
Великий круговорот жизни
Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ
Раздел «Мы и наше здоровье» 10ч.
Организм человека
Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровеносная система
Органы чувств
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств
Надёжная защита организма
Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание)
Опора тела и движение
Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц
Наше питание. Проект «Школа кулинаров»
Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
Дыхание и кровообращение
Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота
Умей предупреждать болезни
Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания
Здоровый образ жизни
Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для кольников
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»
Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений
Раздел «Наша безопасность» 8ч.
Огонь, вода и газ
Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа
Чтобы путь был счастливым
Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте
Дорожные знаки
Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса
Проект «Кто нас защищает»
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
Опасные места
Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д.
Природа и наша безопасность
Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки)
Экологическая безопасность
Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности
Раздел «Чему учит экономика» 12ч.
Для чего нужна экономика
Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей — главная задача экономики. Товары и услуги
Природные богатства и труд людей — основа экономики
Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике
Полезные ископаемые
Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых
Растениеводство
Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов
Животноводство
Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов
Какая бывает промышленность
Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая промышленность
Проект «Экономика родного края»
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
Что такое деньги
Обмен товарами: бартер, купля — продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения
Государственный бюджет
Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства
Семейный бюджет
Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи
Экономика и экология (2 ч)
Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику
Раздел «Путешествия по городам и странам» 12ч.
Золотое кольцо России (3ч)
Золотое кольцо России — слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности
Проект «Музей путешествий»
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
Наши ближайшие соседи
Государства, граничащие с Россией, их столицы
На севере Европы
Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, лаги, достопримечательности, знаменитые люди
Что такое Бенилюкс
Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности
В центре Европы
Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди
По Франции и Великобритании (Франция)
Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди
По Франции и Великобритании (Великобритания)
Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди
На юге Европы
Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города
По знаменитым местам мира
Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы)
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» (2 ч)
Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений
VIII.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Окружающий мир» в частности.
В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Окружающий мир» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; коллекции насекомых;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) изобразительные наглядные пособия – таблицы;
5) географические и исторические карты;
6) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества
Литература и средства обучения
Окружающий мир. 3 класс: Учеб. для общеобраз. учреждений с прил. на электр. носителе, в 2 ч. /АА Плешаков/. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013 (Школа России).
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3класс: в 2 ч. /АА Плешаков/-
– М.: Просвещение, 2013 (Школа России)
Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. – М.: ВАКО, 2012.- 336 с. –(В помощь школьному учителю).
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/uroк
MULTIMEDIA – поддержка курса:
Интернет – ресурсы (http://s_14.g_isk.edu54.ru/qwerty/goncharova/p18aa1.html);
СD-диск Современные технологии обучения в начальной школе. Издательство «Учитель», 2010.
VI. Календарно-тематический план.
№
n/n
Кол. часов
Дата
Содержание программного материала
Характеристика деятельности учащихся
Формирование УУД
Как устроен мир 8ч.
1
1
1.09
День знаний
— Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»;
— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей;
— работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и. оценивать достижении на уроке
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных;
—. различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления Внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека;
— работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира
человека; обсуждать, как возникают богатства, внутреннего мира человека;
— моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Личностные: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Познавательные: - ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи; - анализ объектов;
- выбор критериев для сравнения; - знаково-символические. Регулятивные: - целеполагание; - волевая саморегуляция; - принимать и сохранять учебную задачу; - адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: - строить понятные для партнѐра высказывания; - разрешение конфликтов
2
1
3.09.
Природа. Ценность природы для людей
3
1
8.09
Человек
4
1
10.09
Наши проекты: «Богатства, отданные людям»
5
1
15.09
Общество
6
1
17.09
Что такое экология
Личностные: - внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные: - ориентироваться в учебнике и тетради (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание); - ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Регулятивные: - учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в новом материале; - определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Коммуникативные: - потребность в общении с учителем; - задавать вопросы.
7
1
22.09
Природа в опасности! Охрана природы
8
1
24.09
Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа
ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА 20ч.
9
1
29.09
Тела, вещества, частицы
— Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;
— характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;
— классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и
искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ;
— наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения,
объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества
состоят из частиц;
— работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведен-
ных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; мо-
делировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом, жид-
ком и газообразном веществах;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во-
просы и оценивать достижения на уроке— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
— наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала,
кислоты;
— практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради
Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные: - ориентироваться в учебнике и тетради (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание); - знаково-символические; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале; - различать способ и результат действия. Коммуникативные: - потребность в общении с учителем; - умение слушать и вступать в диалог.
10
1
1.10
Разнообразие веществ
11
1
6.10
Воздух и его охрана
12
1
13.10
Вода
13
1
15.10
Превращения и круговорот воды
14
1
20.10
Берегите воду!
15
1
22.10
Что такое почва
16
1
27.10
Разнообразие растений
17
1
29.10
Солнце, растения и мы с вами
18
1
3.11
День здоровья
19
1
5.11
Размножение и развитие растений
20
1
10.11
Охрана растений
21
1
12.11
Разнообразие животных ,
22
1
17.11
Кто что ест
23
1
19.11
Наши проекты: «Разнообразие природы родного края»
24
1
26.11
Размножение и развитие животных
25
1
1.12
Охрана животных
26
1
3.12
В царстве грибов
27
1
8.12
Великий круговорот жизни
28
1
10.12
Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа
МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ 10ч.
29
1
15.12
Организм человека
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организ-
ма, полученные во 2 классе;
— характеризовать системы органов человека (их части и назначение);
— обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;
— анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показы-
вать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;
— практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во-
просы и оценивать достижения на уроке
Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные: - ориентироваться в учебнике и тетради (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание); - знаково-символические; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - анализ объектов. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале. Коммуникативные: - потребность в общении с учителем; - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
30
1
17.12
Органы чувств
31
1
22.12
Надежная защита организма
32
1
24.12
Опора тела и движение
33
1
29.12
Наше питание. Наши проекты: «Школа кулинаров»
34
1
31.12
День семьи
35
1
12.01
Дыхание и кровообращение
36
1
14.01
Умей предупреждать болезни
37
1
19.01
Здоровый образ жизни
38
1
21.01
Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа
НАША БЕЗОПАСНОСТЬ 8ч.
39
1
26.01
Огонь, вода и газ
— Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выполнить;
— актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1—2 классах;
— характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа
— моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;
— называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей;
— работать с терминологическим словариком;
— анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: - анализ, сравнение, обобщение; - знаково-символические;
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - анализ объектов.
40
1
28.01
Чтобы путь был счастливым
41
1
2.02
Дорожные знаки
42
1
4.02
Наши проекты: «Кто нас защищает»
43
1
9.02
Опасные места
44
1
11.02
Природа и наша безопасность
45
1
16.02
Экологическая безопасность
46
1
18.02
Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа
ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА12ч.
47
1
2.03
Для чего нужна экономика
— Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться её выполнить;
— раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;
— различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг;
— характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;
— работать с терминологическим словариком;
— работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны
семье в течение дня;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Личностные: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Познавательные: - понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- ориентироваться на разнообразие
способов решения учебной задачи; - анализ и сравнение объектов; - выбор критериев для сравнения; - знаково-символические. Регулятивные: - целеполагание; - принимать и сохранять учебную задачу; - адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: - строить понятные для партнѐра высказывания; - разрешение конфликтов.
48
1
4.03
Природные богатства и труд людей — основа экономики
49
1
11.03
Полезные ископаемые
50
1
16.03
Растениеводство
51
1
18.03
Животноводство
52
1
23.03
Какая бывает промышленность
53
1
25.03
Наши Проекты: «Экономика родного края»
54
1
30.05
Что такое деньги
55
1
6.04
Государственный бюджет
56
1
8.04
Семейный бюджет
57
1
13.04
Экономика и экология
58
1
15.04
Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ 12ч.
59-61
3
20.04
22.04
27.04
Золотое кольцо России
Наши проекты: «Музей путешествий»
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте
России;
— рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;
— узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фото-
графиям;
— составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;
— моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопри-
мечательностей, сувениры и т. д.;
— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
— с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого
кольца;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во-
просы и оценивать достижения на уроке
Личностные: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Познавательные: - понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- ориентироваться на разнообразие
способов решения учебной задачи; - анализ и сравнение объектов; - выбор критериев для сравнения; - знаково-символические. Регулятивные: - целеполагание; - принимать и сохранять учебную задачу; - адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: - строить понятные для партнѐра высказывания; - разрешение конфликтов.
62
1
29.04
Наши ближайшие соседи
63
1
4.05
На севере Европы
64
1
6.05
Что такое Бенилюкс
65
1
11.05
День здоровья
66
1
13.05
В центре Европы
67
1
18.05
По Франции и Великобритании
68
1
20.05
На юге Европы
69
1
25.05
По знаменитым местам мира
70
1
27.05
Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам».Проверочная работа