Рабочие программы по всем предметам содержат: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, с указанием места курса предмета в учебном плане, результаты изучения курса (личностные, метапредметные, предметные), описано содержание курса, тематическое планирование, перечислен учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса и знания, умения, навыки, которыми учащиеся должны овладеть к концу 3 класса. Подробное тематическое планирование с описанием на каждый урок ФГОС и с характеристикой деятельности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 3 класс "Школа России" »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49 Г. ЛИПЕЦКА
Рабочая программа
по предмету «Изобразительное искусство»
для 3В класса
на 2014-2015 учебный год
Учитель: Ульянова Н.С.
Содержание
I.
Пояснительная записка.
II.
Общая характеристика учебного предмета.
III.
Место учебного предмета в учебном плане.
IV.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
V.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
VI.
Содержание учебного предмета.
VII.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
VIII.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству , программы«Изобразительное искусство и художественный труд» для 3 класса, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского. М.: Просвещение 2013.
Целью курса является общеэстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности. Цель определяет следующие задачи: – расширение художественно-эстетического кругозора; – приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства; – освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов; – создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики; – освоение простейших технологий дизайна и оформления; – воспитание зрительской культуры.
Рабочая учебная программа разработана на основе нормативных правовых документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г»;
Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 № 373»;
СанПиН 2.4.2.2821 - 10, утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрированных в Минюсте России 03.03.2011г. , регистрационный номер 19993;
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 16.04.2014г. ЮТ-1064 «О примерном учебном плане образовательных организаций Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, на 2014-2015учебный год».
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 49 г. Липецка на период 2011- 2015г.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) для учащихся МБОУ СОШ №49г. Липецка, осваивающих ООП НОО в соответствии с ФГОС НОО;
Учебный план МБОУ СОШ № 49 г.Липецка на 2014-2015 учебный год;
Календарный учебный график МБОУ СОШ №49 г. Липецка на 2014-2015 учебный год.
II.Общая характеристика курса
Предмет является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно – прикладное искусства. Обучение строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла, пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда – от древности до наших дней.
III. Место и роль учебного предмета в учебном плане.
Особенности курса:
1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается в 3 классе по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 35 часа.
Формы организации образовательного процесса:
Отработка навыков рисования на разной бумаге
Отработка графических приемов карандашом
Знакомство с орнаментами
Отработка приемов работы углем и фломастером
Работа пастелью
Знакомство с сангиной. Гризайль
Первобытная живопись
Работа с гуашью
Знакомство с пейзажем
Освоение работы гуашью
Знакомство с работой восковыми мелками
Знакомство с городским пейзажем
Передача представлений о величине предметов, об их строении
Передача с помощью цвета фактуры и формы предмета
Знакомство с эмоциональным назначением цвета в живописи
Создание сюжета
Мозаика
Технологии обучения:
- проблемно-поисковые
- коммуникативные технологии
- игровые технологии
- проектные технологии
Виды и формы контроля:
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- наблюдение
- самостоятельная работа
Формы промежуточной аттестации:
-творческая работа
-мониторинг
-защита проектов
-интегрированный зачет
Информация об используемом учебнике
Учебник 3 класс «Изобразительное искусство», Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013 г.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе–это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии–осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины–осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V. Результаты изучения курса
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изо- бразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изо- бразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литерату- рой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятель- ность неразрывно связана с эстетическим видением действительно- сти, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический кон- текст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса
«Изобразительное искусство» является формирование перечислен- ных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмо- циональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение тех- нологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориен- тироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните- ля, критика).
Предметные результаты:
Необходимый уровень. Обучающиеся должны знать:
основные виды и жанры изобразительных искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
имена выдающихся представителей искусства и их основные произведения;
названия наиболее крупных художественных музеев России;
основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни;
о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира.
Обучающиеся должны уметь:
применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
владеть первичными навыками художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
использовать фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
использовать выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги;
владеть начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
VI.Содержание учебного предмета
Тема 1. Искусство в твоем доме (9 часов)
Твои игрушки. Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Посуда у тебя дома. Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Мамин платок. Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения. Обои и шторы в твоем доме Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Твои книжки. Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Поздравительная открытка. Что сделал художник в нашем доме.
Тема 2. Искусство на улицах твоего города (7 часов)
Памятники архитектуры – наследие веков. Изучение архитектурного памятника, своих родных мест. Парки, скверы, бульвары. Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Ажурные ограды. Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Фонари на улицах и в парках. Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Витрины магазинов. Роль художника в создании витрин. Реклама. Транспорт в городе. В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Что сделал художник на улицах моего города.
Тема 3. Художник и зрелище (10 часов)
Театральные маски. Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Художник в театре. Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Театр кукол. Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Театральный занавес. Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Афиша, плакат. Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение. Художник и цирк. Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей. Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище.
Тема 4. Художник и музей (9 часов)
Музеи в жизни города. Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города. Искусство, которое хранится в этих музеях. Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Картина-пейзаж. Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Пейзаж с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж. Картина-портрет. Знакомство с жанром портрета. Портрет подруги, друга. В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Исторические картины и картины бытового жанра. Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников. Итоговая выставка. "Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Резервное время по теме «Художник и музей».Резервное время.
VII. Учебно-тематический план
№п/п
Тема
Кол.
часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
1
Искусство в твоём доме
9
Конструкция, форма предметов, роспись и украшение посуды, разработка эскизов
2
Искусство на улицах твоего города
7
Изучение архитектурных памятников, рекламы, транспорта.
VIII.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Программа обеспечена рабочими тетрадями «Разноцветный мир», 1–4-й классы (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим комментарием и пошаговыми рекомендациями. Кроме того, в процессе реализации программы возможно использование учебников «Технология», 1–4-й классы (авт. О.А. Куревина, Е.А. Лутцева), в которых содержится материал общеэстетической направленности, помогающий решить задачу общекультурного развития.
Литература и средства обучения
Основная литература
Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ Н.А. Горяева. Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др. под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013. – 144с.: ил.
Рабочая тетрадь к учебнику Е. И. Коротеевой «Изобразительное искусство. Искусство и ты», под редакцией Б. М. Неменского для третьего класса начальной школы.// М : Просвещение, 2013.
Дополнительная литература
1. Поурочные планы:Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ Н.А. Горяева. Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др. под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013. – 144с.: ил.
2.Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 2008. – 208 с.: ил..
3. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.: ТЦ Сфера,2002. – 64 с.(Серия вместе с детьми»)
4. Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы. – М.: Рольф, 2012. – 80 с., с илл. – (Ступени).
5. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд. М., 2012.
6. Щеблыкин И.К.и др. Аппликационные работы в начальных классах: Кн.для учителя. М.: Просвещение, 2009. – 191 с.
Интернет-ресурсы
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok
Календарно-тематическое планирование
№
n/n
Кол. часов
Дата
Содержание программного материала
Характеристика деятельности учащихся
Формирование УУД
Тема 1. ИСКУССТВО В ТВОЁМ ДОМЕ (9 часов)
1
1
4.09
Мастера Изображения, Постройки и Украшения.
Художественные материалы.
Иметь представление о видах изобразительной деятельности и их особенностях.
Знать основные приёмы работы цветными карандашами и уметь применять их на практике
Получить представление о взаимодействии тёплых и холодных цветов на практике.
Углубить представление о технике аппликации и её особенностях.
Расширить представление о бытовой живописи.
Рассказывать о живописных работах с использованием ранее изученных терминов и понятий.
Личностные: - внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные: - ориентироваться в учебнике и тетради (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание); - ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Регулятивные: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале; - определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Коммуникативные: - потребность в общении с учителем; - задавать вопросы.
2
1
11.09
Твои игрушки
3
1
18.09
Посуда у тебя дома
4
1
25.09
Обои и шторы у тебя дома
5
1
2.10
Мамин платок
6
1
16.10
Мамин платок . Твои книжки.
7
1
23.10
Открытки
8
1
30.10
Открытки
9
1
6.11
Труд художника для твоего дома
Тема 2. ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА (7 часов)
10
1
13.11
Памятники архитектуры
Расширить представление об искусстве орнамента. Иметь понятие о растительном орнаменте. Знать, что такое элемент орнамента.
Уметь создавать из реальных растений элементы растительного орнамента.
Моделировать различные растительные и геометрические орнаменты с использованием одного элемента в разных сочетаниях и положениях.
Различать простые типы композиции орнамента и уметь их создавать.
Личностные: - смыслообразование, - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные: - знаково-символические; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале; - различать способ и результат действия.
11
1
20.11
Парки, скверы, бульвары
12
1
27.11
Ажурные ограды
13
1
4.12
Волшебные фонари
14
1
11.12
Витрины
15
1
18.12
Удивительный транспорт
16
1
25.12
Труд художника на улицах города
Тема 3. ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ (10 часов)
17
1
15.01
Художник в цирке
Получить понятие об объёме и форме предметов и о том, как их передать на бумаге с помощью штриховки.
Уметь пользоваться рамкой-видоискателем.
Иметь представление о светотени, знать её градации и уметь различать их на различных предметах
Личностные: -смыслообразование, - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; Познавательные: -умение строить речевое высказывание, -моделирование, работа с моделями; - анализ, синтез, сравнение, - формулирование проблемной ситуации, обсуждение представленной проблемы, - рефлексия. Регулятивные: - целеполагание
18
1
22.01
Художник в театре.
19
1
29.01
Театр кукол
20
1
5.02
Театральные маски
21
1
12.02
Театральные маски
22
1
19.02
Театральные маски
23
1
26.02
Афиша и плакат
24
1
5.03
Праздник в городе
25
1
12.03
Праздник в городе
26
1
19.03
Школьный карнавал
Тема 4. ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ (9 часов)
27
1
26.03
Музеи в жизни города
Получить представление о музее и картинной галерее. Знать в общих чертах историю Третьяковской галереи .
Иметь представление о значении рамы в оформлении живописного произведения.
Углубить знания о жанре натюрморта.
Расширить понятие о пейзаже.
Продолжить овладение техникой акварели
Изучить особенности Городецкой росписи и уметь её отличать.
Уметь выполнять элементы Городецкой росписи.
Уметь создавать из элементов Городецкой росписи композицию
Регулятивные: - целеполагание; -планирование работы в группе с учителем и детьми - контроль,оценка и взаимооценка. Коммуникативные: - планирование и работа, - сотрудничество с учителем и сверстниками, - умение точно выражать