Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Фундаментального ядра содержания начального общего образования и требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования, установленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству 1-4 класс руководитель проекта член-корреспондент РАО А.М.Кондаков , планируемых результатов начального общего образования, авторской программы начального обучения по «Изобразительному искусству » 1-4 авторы: Т. А. Копцева, В. П. Копцев, Е. В. Копцев . – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013 учебно-методического комплекта «Гармония».
Программа адресована учащимся 3 класса общеобразовательных школ.
Обоснованность
Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2014/15 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ, является частью УМК «Гармония», по которой работает начальная школа.
В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-действенный подход, который предполагает реализацию следующих принципов:
- Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно-ориентированное обучение. обеспечивают преемственность и перспективность обучения.
- Принцип продуктивности обучения.
- Принцип природосообразности обучения
- Принцип культуросообразности
Образовательная область
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Цели учебного предмета
Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира ; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи:
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;
– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного
Сроки реализации программы 2015 -2016 учебный год
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается организация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка, графика и др.
Данный тематический план призван соответствовать приоритетной цели художественного образования в школе: духовно-нравственному развитию ребенка, то есть формированию у него нравственных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Предполагается интеграция художественного образования с воспитанием толерантности, гражданственности и патриотизма в тесной связи с мировыми процессами: в основу планирования положен принцип - «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения школьника.
Система оценивания предметных результатов
В зависимости от этапа обучения используются три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
активность участия.
умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
самостоятельность.
оригинальность суждений.
критерии и система оценки творческой работы
как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное.
качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой.
владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
общее впечатление от работы, оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы, аккуратность всей работы
Основной инструментарий для оценивания результатов
Текущий контроль, самостоятельная работа по образцу, коллективная творческая работа, фронтальный опрос.
Система условных обозначений
Урок открытия нового знания - уонз
Урок отработки умений и рефлексии - уоуи
Уроки построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности) - упсз
Уроки развивающего контроля - рк
Общая характеристика учебного предмета (курса)
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить целостные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
В основу программы положены:
тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства, выраженная в разделах «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», которые содержат лучшие образцы живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства;
яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;
система межпредметных связей (литературное чтение, русский язык, музыка, окружающий мир, технология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года основывается на четырёх блоках: «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусства». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог сам решает порядок их прохождения. В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-деятельностный подход, который предполагает реализацию определённых методических принципов.
Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Создаваемая педагогом проблемная ситуация на занятии способствует вариативности образовательного процесса. Каждый ученик ищет свой путь её решения. Педагог обеспечивает юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные выводы и самооценки, создавая таким образом условия для реализации творческих возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду, обязательную для успешной деятельности.
Выстраиванию личной траектории развития каждого ученика способствуют:
-его самостоятельная работа на занятии изобразительным искусством под руководством педагога и дома (работа по собственному замыслу);
-работа в паре, в группе или выполнение коллективных работ (например, коллективного панно «Весна» или др.);
-участие в организации и проведении интегративных занятий (например, «Театр», «Танец» и др.) и праздников искусств, участие в проектной интегративной деятельности (например, «Театр кукол» и др.);
-участие в организации и проведении выставки результатов изобразительного творчества (групповая или персональная, передвижная или стационарная, одной картины или рисунков всех работ с одного урока и т. п.);
-участие в реализации серии художественных проектов (например, «Подарок»:«Школьник — школе», «Школьник — детскому саду», «Школьник — студенту» и т. п.).Такая работа может включать оформление альбомов, книг, открыток, создание коллективного панно, тематических выставок, а в 3—4 классах — выполнение презентаций (например, «Портрет», «Автопортрет», «Образ мамы», «Будущая профессия», «Пассажирский транспорт», «Древо жизни» и т. п.); участвуя в проекте «Украсим стены школы», учащиеся при поддержке взрослых придумывают и реализуют планы оформления своего образовательного учреждения (например, создают серии коллективных панно:«Времена года», «Культуры мира», «День-ночь» или др.).
Все эти формы организации художественно-творческой деятельности учеников начальных классов способствуют взаимопроникновению содержания урочной и внеурочной деятельности, общего и дополнительного образования, укрепляют связи между семьёй и школой, дошкольными и школьными учреждениями, обогащают межшкольные связи, помогают самоопределению и самореализации личности, обеспечивают преемственность и перспективность обучения.
Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром личностно ориентированного обучения становится личный художественно-творческий опыт ученика, складывающийся из внутренних и внешних образовательных продуктов. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности. С образовательной точки зрения это означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры.
Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на сотворение ребёнком чего-то нового. Усвоение опыта индивидуальной творческой деятельности невозможно без проживания роли творца, первооткрывателя, изобретателя и т. п. Рисунок, скульптура, конструкция и т. п., созданные в позиции «я — автор», а также рефлексивные суждения и самооценки, возникшие в результате проживания позиции «я — зритель — критик — ценитель», являются теми продуктами (результатами) образовательной деятельности,которые свидетельствуют об особенностях индивидуального развития ребёнка.
Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика. Знание «типических» и «особенных» качеств и характеристик результатов (продуктов) творческой деятельности школьников позволит обеспечить педагогу поддержку и помощь учащимся, которые испытывают трудности в обучении, создать условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка и успешного развития одарённых детей.
Принцип природосообразности предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возраста, развитие у них универсальных действий, наиболее актуальных для младшего школьника. При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности.
Любое положительное проявление творчества юного художника (автора) находит поддержку и сопровождение педагога. Сопровождающее обучение связано с ситуативной педагогикой, смысл которой состоит в обеспечении образовательного движения ученику. Педагог внимательно анализирует его возможности и особенности складывающегося образовательного процесса для того, чтобы действовать всякий раз исходя из текущей ситуации, обеспечивать те образовательные условия, которые необходимы на данный момент прохождения им своей образовательной траектории.
Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника. Приобщение к культурно-историческому наследию в процессе организации художественного восприятия произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, эстетического восприятия явлений и объектов природы, участие в продуктивных видах учебной деятельности будут способствовать осознанному уважению и принятию традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни семьи, родного селения, края, страны, позволит наполнить содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», будет способствовать развитию культуры и духовных традиций многонациональной России, умению адаптироваться в поликультурной среде.
Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта. Форма занятия изобразительным искусством представляет собой гармоничное соответствие частей ицелого, элементов и структуры. Художественно-педагогическая драматургия такого занятия может иметь различную форму: открытую (интеграционную) или замкнутую (в рамках одного искусства), может развиваться как театрализованное действие, иметь практическую направленность, проходить в форме игры или круглого стола и т. п., развивать индивидуальные, групповые или коллективные виды деятельности и др.
Учебный диалог предполагает игровые ситуации. Проживание многопозиционных ролей («я — художник», «я — зритель», «я — слушатель», «я — эксперт», «я — экскурсовод» и т. п.) способствует выработке необходимых умений и навыков «проживания» и «нахождения» в искусстве. Многопозиционность формирует опыт эстетического отношения к миру. М. Бахтин писал, что для художника нет безгласных вещей, мир художника — это всегда «выразительное и говорящее бытие». Создание ситуации творческого общения, созерцания и созидания «говорящего бытия» — важнейшие условия урока, организованного на принципе диалогичности. Создание атмосферы «неравнодушного», заинтересованного освоения искусства через искусство, в формах искусства и средствами искусства — это формула положительного эмоционального фона обучения.
Чтобы организовать творческую деятельность младших школьников, учитель использует диалог как образовательную ситуацию, цель которой — вызвать мотивацию и обеспечить деятельность юных художников в направлении познания образовательных объектов и решения связанных с ними проблем. Роль учителя в учебном диалоге — организационно-сопровождающая, так как он обеспечивает личное решение школьником созданного образовательного затруднения.
Эффективна образовательная ситуация, когда юному художнику в качестве культурного аналога его продукта предоставляется возможность знакомства не с одним, а с несколькими подобными образцами человеческого творчества. Возникает образовательная напряжённость — диалог культур, в которой ребёнок-зритель-исследователь входит в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его дальнейших образовательных процессов, что помогает выработать навыки самоопределения в поливариантных ситуациях.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход, информационно-коммуникационная технология, технология личностно-ориентированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект.
.
Общая характеристика учебного процесса
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
-изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
-декоративная и конструктивная работа;
-восприятие явлений действительности и произведений искусства;
-обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
-изучение художественного наследия;
-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
-прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:
рассказ, объяснение, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный:
воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ:
Индивидуальная
Парная
Групповая
Фронтальная
Экскурсия
Преобладающие виды работы:
рисование по образцу
рисование с натуры
бумагопластика
лепка
Место учебного предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в 3 классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю: 34 часа в год..
Содержание тем учебного курса
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Художник и мир природы | 9 |
2 | Художник и мир животных | 9 |
3 | Художник и мир человека | 8 |
4 | Художник и мир искусств | 8 |
| Итого | 34 |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования и отражают следующие целевые установки начального образования в области изобразительного искусства:
– формирование основ гражданской идентичности осуществляется в процессе восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
-уважение истории и искусства каждого народа, анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства как носителей культурно исторической информации, переживание их образного смысла способствуют развитию чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
– формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процессе образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей доверия и внимания к собеседнику, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. При этом ученик ставится в действенную позицию, а не получает лишь теоретическую информацию. Создавая творческий продукт на «важные темы жизни», он сердцем переживает ситуацию «раненой птицы» или «брошенной собаки», «больной бабушки» или «раненого солдата» и т. п. Таким образом он обогащает душу опытом чувствований, так необходимых для формирования чуткой и заботливой личности;
– развитие ценностно-смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма. Такими непреходящими источниками мудрости являются произведения искусства, образная форма которых почти всегда несёт идею любви, сострадания, братства, уважения семейных ценностей и красоты. Даже тогда, когда замысел художника вызывает чувство тревоги, печали или грусти, всё равно ребёнок приобретает важный ценностно-смысловой опыт. Знакомство с мировой и отечественной художественной культурой способствует развитию -эстетического чувства и формированию художественного вкуса;
– развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию осуществляется в процессе продуктивных видов художественно-творческой деятельности – созерцания и созидания. Ребёнок сам ставит перед собой творческую задачу, сам находит адекватные замыслу средства художественного выражения, сам анализирует результаты своей деятельности и сверстников. Самостоятельность действий на всех этапах творческой работы способствует развитию широких познавательных интересов, формированию умений планировать, контролировать и оценивать свою работу;
– развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе.
Реализация ценностных ориентиров общего образования на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания обеспечивает возможность саморазвития обучающихся, способствует развитию личностных, коммуникативных и предметных компетенций младших школьников.
Планируемые результаты обучения
В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
в ценностно-эстетической сфере:
-эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным);
-толерантное принятие разнообразия культурных явлений;
-художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере:
-способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере:
-навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
-стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:
– умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);
– обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическом содержанием;
– умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:
в познавательной сфере:
-понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; -умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
-сформированности представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира;
в ценностно-эстетической сфере:
-умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству;
-осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности;
-умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);
-проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере:
-способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях;
-умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере:
-умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;
-моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
-знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
-понимание образной природы искусства;
-эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
-применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
-способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
-умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
-усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
-умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
-способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
-способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
-овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
-умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
-умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
-изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
-умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
-способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
-умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
-выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
-умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
Средства обучения: ПК, проектор, интерактивная доска, телевизор, DVD
Репродукции картин , находящихся в Третьяковской галерее, в Русском музее
Подборка фотоальбомов «Музеи мира» , презентации по темам
Тематическое планирование
Раздел учебного курса количество часов | Элементы содержания | Характеристика деятельности | УУД | Формы контроля |
Художник и мир природы 9 часов | Наблюдение и изображение окружающей человека неживой природы: неба, земли, деревьев, трав, цветов, водоёмов и т. п., выражение своего к ним отношения через разные виды художественной деятельности – изобразительную, декоративную, конструктивную. | Различать изобразительные возможности разных художественных материалов. Выполнять рисунок по собственному замыслу. Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева). Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Викторины Кроссворды Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ Мини- проект «Красота родного края» |
Художник и мир животных 9 часов | Наблюдение и изображение живой природы: птиц, насекомых, рыб, зверей, домашних животных и т. д., выражение своего к ним отношения через разные виды художественной деятельности – изобразительную, декоративную, конструктивную. | Высказывать суждения по поводу необычного роста и внешнего вида динозавров. Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию. Использовать сравнение, как средство выражения образного смысла сказки. Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре и крупно, ближе – больше, дальше – меньше. Оценивать результаты творческой работы композиции: главный герой в центре и крупно, ближе – больше, дальше – меньше. Оценивать результаты творческой работы | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения | Текущий контроль. Самостоятельная работа по образцу. Ответы на вопросы. Творческая коллективная работа. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ |
Художник и мир человека 9 часов | Наблюдение за жизнью человека и его предметным окружением; фантазирование на эти темы через разные виды художественной деятельности – изобразительную, декоративную, конструктивную. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительности афиши или пригласительного билета. Придумывать вариативные названия персональной или коллективной выставки детского рисунка. Работать над замыслом и его воплощением индивидуально или в группе. Использовать выразительные возможности художественных материалов для создания эскиза афиши или пригласительного билета. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы. Фронтальный опрос. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ |
Художник и мир искусств 7 часов | Рассмотрение проблемы соотношения образа реальной природы и её изображения в различных видах искусств: театре, кино, литературе, музыке – через такие виды художественной деятельности, как изображение, декор, конструкция. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (я любуюсь разводным мостом, Казанским собором) или др. Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы. Фронтальный опрос. |
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
№ п/п | Дата | Тема урока. | Тип урока | Форма контроля |
план | факт |
Iчетверть Художник и мир природы (9 часов) |
1 | | | Творческая папка ОЗОЖ « Зачем я на этой земле» | УОУиР | Текущий контроль, самостоятельная работа по образцу, коллективная творческая работа, фронтальный опрос |
2 | | | Радуга-дуга | УОУиР |
3 | | | «Ветер, ветер! Ты могуч…» ОЗОЖ « Красота окружающего мира» | УОУиР |
4 | | | Пустыни и оазисы | УОНЗ |
5 | | | Кактусы-гиганты ОЗОЖ Развитие познавательной сферы | УОНЗ |
6 | | | Натюрморт в живописи | УОНЗ |
7 | | | Орнамент – стиль эпохи | УОНЗ |
8 | | | Витражная роза ОЗОЖ Достоинства и недостатки | УОНЗ |
9 | | | Чудо-дерево роза | |
II четверть Художник и мир животных (9 часов) |
10 | | | Образы животных в мифах и сказках | УОНЗ | Текущий контроль, самостоятельная работа по образцу, коллективная творческая работа, фронтальный опрос |
11 | | | Собака – верный друг | УОУиР |
12 | | | Полёт птиц | УОУиР |
13 | | | Образ лошади в изобразительном искусстве | УОУиР |
14 | | | Медный всадник | УОНЗ |
15 | | | «Крокодил солнце в небе проглотил…» | УОУиР |
16 | | | «Божья коровка, улети на небо…» | УОУиР |
17 | | | Фантастические существа | УОУиР |
18 | | | Новогодняя игрушка | УОУиР |
III четверть Художник и мир человека (8 часов) |
19 | | | Галерея детского изобразительного творчества | УОУиР | Текущий контроль, самостоятельная работа по образцу, коллективная творческая работа, фронтальный опрос |
20 | | | Портрет в скульптуре | УОНЗ |
21 | | | Великаны и лилипуты | УОУиР |
22 | | | Женский профиль | УОНЗ |
23 | | | Мужской профиль | УОНЗ |
24 | | | Архитектурные постройки: крепостные стены; Золотое кольцо России | УОНЗ |
25 | | | Золотое кольцо России | УОНЗ |
26 | | | Народная игрушка ОЗОЖ Жить для себя и жить для других | УОУиР |
27 | | | Необычная чаша ОЗОЖ Ответственность | УОУиР |
IV четверть Художник и мир искусств (7 часов) |
28 | | | Фантастическое рядом – музей космонавтики | УОНЗ | Текущий контроль, самостоятельная работа по образцу, коллективная творческая работа, фронтальный опрос |
29 | | | В мире книг | УОУиР |
30 | | | В мире музыки | УОУиР |
31 | | | Театр масок | УОНЗ |
32 | | | Танцы народов мира | УОУиР |
33 | | | Афины – город-музей | УОНЗ |
34 | | | Музеи мира: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Лувр | УОНЗ |
«Рассмотрено» | «Согласовано» |
Заседание школьного методического объединения протокол № …. от ___ 08. 2015 г. | Зам. директора по УВР ____________ Иноземцева Е.Г. 31. 08.2015 г. |
1