Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс.УМК"Гармония"
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс.УМК"Гармония"
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса,УМК "Гармония" содержит:общую характеристику учебного предмета, пояснительную записку, место учебного предмета,ценностные ориентиры содержания курса, личностные,предметные и метопредметные результаты освоения учебного предмета,содержание курса "Изобразительное искусство".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс.УМК"Гармония"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кагальницкая средняя общеобразовательная школа № 1
(МБОУ Кагальницкая СОШ № 1)
Рассмотрено Рекомендована Утверждаю
на заседании ШМО к утверждению Директор
учителей методсоветом _____________
_______________ Протокол Н. А. Молодова
Протокол от 20.06.2014 №
от «____»_______ 2014 № ___ Приказ от 05.08.2014 №
Рук. ШМО Председатель м/с
_______ Н.В. Шапошникова_______ Л. А. Катьянова
подпись
Образовательная
(рабочая) программа
по изобразительному искусству
1 г класс
2014 – 2015 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Панченко Марина Евгеньевна
2 категория
ст. Кагальницкая
Пояснительная записка
Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; примерной программы по изобразительному искусству; авторской программы «Изобразительное искусство» Т. А. Копцева, В. П. Копцев и Е. В. Копцев УМК « Гармония»; основной образовательной программы МБОУ Кагальницкой СОШ №1.
Программа по изобразительному искусству для начальной школы создана на основе требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения). По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры. Программа адресована обучающимся начальных классов общеобразовательных школ. Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по начальной школе.
Цели программы: Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника– обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.
Задачи программы: развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;
развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.
Рабочая программа по изобразительному искусству имеет следующую структуру: пояснительная записка, общая характеристика предмета «Изобразительное искусство», описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета; содержание учебного курса; календарно-тематическое планирование; описание учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса. Программа рассчитана на 2014 – 1015 учебный год.
1.1Общая характеристика учебного предмета
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.
Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати-двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.
Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.
1.2 Место учебного предмета
В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается в 1- классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 33 часа.
Ценностные ориентиры содержания курса «Изобразительное искусство»
1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.
Основной способ получения знаний – деятельностный подход.
В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное. Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в
выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.
Основные цели курса
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Основные задачи курса
Задачи художественно-творческого развития первоклассников находят своё разрешение в программе «Природа и художник» через серию художественно-творческих заданий, объединённых в четыре тематических модуля:
1-й модуль
Художник и мир природы (наблюдение и изображение окружающей человека природы: неба, земли, деревьев, цветов, водоёмов и т. п., выражение своего к ним отношения).
2-й модуль
Художник и мир животных (наблюдение и изображение живой природы: птиц, насекомых, рыб, зверей, домашних животных и т. д., выражение своего к ним отношения).
3-й модуль
Художник и мир человека (наблюдение за жизнью человека, за окружающим его миром предметов; в творческой деятельности фантазирование на эти темы).
4-й модуль
Художник и мир искусства (рассмотрение проблемы соотношения образа реальной природы и её изображения в различных видах искусства (театре, кино, литературе, музыке), через разные
виды художественной деятельности (изобразительную, декоративную, конструктивную).
Содержательная основа программы «Природа и художник» экологична по своей сути. Негативное воздействие человека на природу с особой актуальностью поставило перед людьми проблему рационального природопользования, охраны живых организмов. Экос в переводе с греческого означает «дом, жилище, местопребывание».
В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.
Для облегчения восприятия материала во всех учебниках курса используется единая система условных обозначений и текстовых выделений. Важной методической составляющей курса для обучения навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические памятки, находящиеся в конце каждого учебника. Для того чтобы сформировать у учащихся умение видеть и понимать суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» даётся алгоритм анализа художественного произведения, который расширяется по мере усвоения нового материала. В начале каждого учебника помещены основные понятия, которые были изучены в предыдущих классах.
Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего курса и может быть алгоритмом для знакомства с культурой других регионов.
2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета « Изобразительное искусство»
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Личностные, Метапредметные и предметные результаты изучения курса ИЗО в начальной школе
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
Функциональная грамотность
Метапредметные результаты
Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные
Комплексные, компетентностные задания в УМК: коллективные проектные задания (на предметном материале); компетентностные (жизненные) задания (на предметном материале)
Образовательные технологии
1-я линия развития
Технология мотивации работы (деятельный подход).
Технология оценивания
2-я линия развития
Технология продуктивного чтения (задания для работы с текстом). Задания для групповой работы
Предметные результаты (цели предмета)
1-я линия развития
Объяснять содержание произведений искусства. Владеть основными техниками изобразительного искусства (тексты и задания)
2-я линия развития
Видеть красоту в мире и в искусстве. Эмоционально воспринимать произведения искусства и уметь выражать своё отношение к ним (тексты и задания)
Личностные результаты
а) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
б) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне
одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Формы оценки достижения результатов
Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Поскольку изобразительное искусство – предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.
Сформулируем требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству.
1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать
различные произведения искусства и формулировать, в чём особенности их собственных работ.
2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.
3. Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях.
Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Естественно, подобные задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего требовать творческого применения знаний) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, конструировать и тому подобное).
Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял, исходя из уровня знаний и возможностей своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса).
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе 8 актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.
Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, они под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.
Задания в учебнике включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники.
Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме.
Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит их планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы
учащиеся должны постоянно. Важно, чтобы после изучения каждой темы у каждого ученика оставались выполненные в рабочей тетради или на отдельных листах работы. Желательно, чтобы в рабочей тетради к концу учебного года не осталось пустых мест (образцы, выполненные красками, нужно вклеивать в тетрадь после полного высыхания).
В особую папку помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником творческих заданий, содержащие не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).
Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.
3. Содержание курса
1-й блочно-тематический модуль «ХУДОЖНИК И МИР ПРИРОДЫ»
Урок 1. Творческая папка художника
Урок 2. Художественные материалы
Урок 3. Многообразие цветов
Урок 4. Мир природы дарит нам материалы для творчества
Урок 5. Небесные переливы цвета
Урок 6. «Есть у солнца друг…»
Урок 7. Капризы природы
2-й блочно-тематический модуль «ХУДОЖНИК И МИР ЖИВОТНЫХ»
Урок 1. Художник рисует диких животных
Урок 2. Художник рисует домашних животных
Урок 3. «В аквариуме есть кусочек моря…»
Урок 4. Художник рисует птиц
Урок 5. Букашки-таракашки
Урок 6. У зверей тоже бывают мамы и папы
Урок 7. «Если б только мы умели понимать язык зверей...»
Урок 8. Животные – наши соседи
3-й блочно-тематический модуль «ХУДОЖНИК И МИР ЧЕЛОВЕКА»
Урок 1. Ты – художник
Урок 2. Художник рисует родной край
Урок 3. «Какие бывают девочки…»
Урок 4. «Какие бывают мальчишки…»
Урок 5. Мужской портрет
Урок 6. Былинные богатыри
Урок 7. Рисуем маму
Урок 8. Моя семья
Урок 9. Знаменитые скульптуры
Урок 10. Транспорт на улицах твоего селения
Урок 11. Фантастический транспорт
4-й блочно-тематический модуль «ХУДОЖНИК И МИР ИСКУССТВА»
Урок 1. В мире книг
Урок 2. Музыка цвета. Театр теней
Урок 3. Цирковое представление
Урок 4. Планетарий
Урок 5. В мире музея
Урок 6. Народные промыслы
Урок 7. Москва – город-музей. Государственная Третьяковская
галерея
Выставка детского рисунка
(Всего 33 урока)
Планируемые результаты.
В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:
умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предмето (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическом содержанием;
умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других с ран мира ;в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями системы оценки являются:
Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
Использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
Оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
Сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
Использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
Использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
Использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
Использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений
4.Календарно-тематическое планирование
Тема: ХУДОЖНИК И ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ
Дата
план
Дата
факт
№, Тема
Содержание
Вид учебной деятельности учащихся
Тема
практических
работ,
кол-во
часов
Художник и мир природы (6 часов)
1 четверть- 9 ч.
1.09
1.Введение.
Творческая папка художника
Знакомство с художественными материалами: гуашь, цветные и простой карандаши, фломастеры, акварель, масляная пастель, белая и цветная бумага, пластилин.
Форма хранения результатов детского изобразительного творчества (папка, альбом, коробка).
Рисунок на свободную тему любимым художественным цветным материалом отражает сферу интересов ученика. Обложка творческой папки или альбома для рисования – визитная карточка художника.
Различать изобразительные возможности разных художественных материалов.
Выполнять рисунок по собственному замыслу.
Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева).
Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома.
8.09
2. Многообразие цветов в природе
Изобразительное искусств и его основные виды. Художник живописец, график, скульптор, архитектор, дизайнер.
Изучение изобразительных возможностей цветных художественных материалов: фломастеров, цветных карандашей или пластилина при создании образа цветика многоцветика.
Определять художественный материал по его изобразительным свойствам. Различать основные виды художественной деятельности (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно прикладное искусство). Оценивать выразительные свойства разных материалов при оформлении декоративной композиции цветка.
Выполнять элементарные смешения трёх основных цветов: красного, синего, жёлтого.
15.09
3. Мир природы дарит нам материалы для творчества.
Рука – первый «инструмент» для получения изображения. Природа дарит художнику материалы для творчества: краски, уголь, цветная глина, ветки, камни.
Выразительность наскальных изображений руки (тёмное - на светлом, светлое - на тёмном).
Цветовой круг из осенних листьев. Тёплые цвета, напоминающие огонь, жаркое солнце. Холодные цвета, напоминающие лёд, снег, далёкие небесные просторы.
Выполнять элементарные оттиски или контурное изображение руки.
Оценивать выразительность цветового круга, тёплых и холодных оттенков цвета.
Украшать перчатку или варежку элементарными узорами с использованием тёплых и холодных цветов.
Участвовать в индивидуальных и коллективных видах деятельности.
22.09
4. Небесные переливы цвета
Природа-художница создаёт выразительные «небесные картины». Восход, закат, северное сияние, грозовые облака. Тёмные и светлые краски.
Выразительность акварельной техники «по-сырому». Приёмы работы акварельными красками по влажному листу.
Высказывать элементарные эмоциональные суждения о красоте небесных переливов.
Выполнять смешение акварельных красок по мокрому листу бумаги.
Отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя переливы тёмных и светлых акварельных красок.
Оценивать выразительные качества рисунков, выполненных в технике «по-сырому».
29.09
5. «Есть у солнца друг…»
Дары осени: фрукты, овощи, семена, ягоды, грибы и др. Природа щедро делится своими богатствами с человеком.
Сравнение природных форм: особенное и всеобщее в образе солнца и подсолнух (солнца и других цветов). Выразительные возможности техники обрывной аппликации: бархатистость обрывных краёв, неточность формы, примесь белого цвета во всех кусочках бумаги и др.
Выделение композиционного центра (крупное изображение в центре, мелкие и маленькие – по бокам; яркий цвет в центре, блёклые, неяркие – по бокам или др.).
Выполнять элементарные операции, используя технику обрывной аппликации (разрыв листа, сминание, отщипывание кусочков бумаги, приклеивание).
Составлять целостную композицию, используя части (обрывные кусочки бумаги).
Сравнивать выразительность форм разных предметов и явлений. Проводить аналогии между солнцем и цветком (подсолнухом).
Оценивать выразительные качества композиций, выполненных в технике аппликации.
Коллективная
работа
6.10
6. Капризы природы
Одухотворение природных явлений: дождь капризный, ветер могучий, снег коварный, пушистый и т.п. Выразительные картины природы: ветер, дождь, снег.
Выразительные свойства графических материалов: линия, точка, штрих, пятно.
Контраст светлого и тёмного - выразительное средство графики, «искусства чёрно-белого».
Книжная иллюстрация: выразительность графического изображения, выполненного тушью (перо, палочка), гелевой ручкой или др.
Высказывать элементарные эмоциональные суждения о природных явлениях: ветер, дождь, снег.
Выражать эмоциональное отношение к чёрно-белой иллюстрации.
Передавать в рисунке состояние грусти, радости или тревоги, используя выразительные возможности линии, пятна, точки, штриха.
Выполнять иллюстрацию стихотворения при помощи туши и палочки, используя контраст чёрно-белых изображений.
Художник и мир животных (8 часов)
13.10
1. Художник рисует диких зверей
Наскальные рисунки со сценами охоты – древнейшие следы художественной деятельности человека.
Белый мел, цветные глины и уголь – первые художественные материалы человека. Выразительность наскального рисунка.
Рисунки животных разными художественными материалами.
Название рисунка, отражает замысел автора: «Напуганный котёнок», « Внимательный кот», « Красный кот», «Казанский кот» и др.
Использование выразительных свойств материалов для передачи характера домашнего животного (грустный, весёлый, испуганный, хитрый и т.п.).
Определять художественный материал по его изобразительным свойствам. Различать основные виды художественной деятельности (графика, живопись).
Оценивать выразительные свойства разных материалов с целью достижения замысла.
Выполнять элементарные смешения трёх основных цветов: красного, синего, жёлтого.
Коллективная
работа
27.10
3. «В аквариуме есть кусочек моря…»
2 четверть- 8 ч.
Богатство природных форм подводного мира: рыба-бабочка, рыба-ёж, рыба-пила, морской конёк и др.
Разнообразие форм и окраски аквариумных рыб: золотая рыбка, вуалехвост, меченосец и др.
Выразительность смешанной техники: восковые мелки (масляная пастель или парафиновая свеча) и акварель в технике по-сырому.
Оценивать выразительность форм и цветового окраса обитателей подводного мира.
Выполнять композицию, используя контраст тёплых и холодных, светлых и тёмных цветов.
Использовать выразительные возможности смешанной техники: восковые мелки и акварель для достижения своего замысла.
Выделять особенное в изображении рыб через их характерную форму.
10.11
4. Художник рисует птиц
В природе существует большое многообразие птиц. Форма их тела, головы, крыльев и ног зависит от среды обитания.
Внешний вид птицы, её повадки способствовали созданию сказок, стихов, пословиц, поговорок, образных сравнений и аллегорий: орёл – царь, сова-мудрость, лебедь-преданность и др.
Приёмы изображения птиц одной линией, от пятна и поэлементно.
Рисунки птиц художников В.Ватагина, Е.Чарушина.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.
Высказывать эмоциональные суждения о выразительности формы и окраса птиц.
Отражать характер птиц (гордый, внимательный, грустный, радостный и т.п.), используя выразительные возможности художественных материалов.
Оценивать выразительность иллюстраций с изображением птиц.
Коллективная
работа
17.11
5. Букашки-таракашки
Иллюстрации разных художников к одному и тому же сюжету сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха».
Оригинальность замысла, индивидуальный изобразительный стиль художника.
Приёмы получения рельефного изображения из цветного пластилина.
Сравнивать выразительность форм разных насекомых.
Выполнять элементарные операции, используя технику лепки из цветного пластилина (скручивание, сминание, размазывание, налепление).
Составлять целостную композицию, используя части.
Оценивать выразительные качества рельефных композиций, выполненных из цветного пластилина.
Коллективная
работа
24.11
6.У зверей тоже бывают мамы и папы
Образы зверей в творчестве художника-графика Е.Чарушина и художника-скульптора Б.Ефимова.
Объём – выразительное средство скульптуры.
Приёмы лепки: вытягивание из целого куска деталей и поэлементное соединение частей в целое.
Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений.
Сравнивать и выделять выразительные средства плоскостного и объёмного изображения.
Овладевать основами языка скульптуры, использовать объём для выражения своего замысла (сильный, слабый, большой, маленький).
Создавать индивидуально или в группе целостную многофигурную композицию, применяя разные приёмы лепки.
1.12
7.«Если б только мы умели понимать язык зверей…»
Красная книга. Животные родного края, занесённые в Красную книгу.
Уссурийский тигр – богатство нашей страны.
Изображение уссурийского тигра разными художниками.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности.
Выражать своё отношение к исчезающим видам животных.
Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство.
Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (раненый зверь, радостный зверь).
8.12
8.Животные – наши соседи
Животные – символы Нового года. Книжные иллюстрации отражают основное содержание литературного текста, рассказывающего о повадках и поведении животных.
Маски животных. Приёмы изготовления масок, на основе маски «очки».
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств иллюстрации.
Высказывать эмоциональные суждения о выразительности масок животных.
Отражать в маске основные признаки животного (длинные уши - у зайца, нос пяточком - у свиньи, длинные усы – у кота и т.п.).
Оценивать выразительность масок, изображающих животных.
Художник и мир человека (10 часов)
15.12
1.Ты – художник
Название рисунка отражает основную идею автора, его замысел.
Этикетаж: имя автора, возраст, класс, название рисунка.
Содержание рисунка «Я-художник»: атрибуты изобразительного искусства.
Выразительные свойства линии: плавная, корявая, непрерывная, прерывная.
Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений.
Видеть и отражать в рисунке характер деятельности художника через атрибуты профессии (краски на столе, кисти в банке, картины на стене и т.п.).
Использовать выразительные возможности линейного рисунка (линия плавная, корявая).
Оценивать выразительность графического изображения человека.
22.12
2.Художник рисует родной край
Каждый народ – художник.
Выражение природного и национального своеобразия в изобразительном искусстве.
Выделение в рисунке главного средствами композиции: ближе - больше, дальше – меньше, первый, второй план при выполнении композиции «Как я провёл зимние каникулы», «У бабушки в деревне», «На даче», «Новогодняя ёлка», «Новогодний подарок», «Хоровод вокруг ёлки» или др.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.
Выражать своё отношение к красоте родной природы, к традиционным занятиям жителей своего края, народным и государственным праздникам или др.
Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (весёлый праздник).
29.12
3.«Какие бывают девчонки…»
3 четверть – 8 ч.
Портер. Автопортрет. «Глаза – зеркало души».
Выражение отношения к портретируемому через изображение крупных глаз, улыбку, красивую причёску и др.
Цвет как средство выражения в портрете: тёплый-холодный, нюансный-контрасный, светлый-тёмный.
Приёмы изображения портрета.
Учёт основных пропорций в изображении частей человеческого лица.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.
Выражать своё отношение к портрету, на котором изображена девочка.
Выбирать и использовать способы работы различными цветными художественными материалами для передачи замысла (весёлая девочка, девочка в нарядной шляпе, девочка с веснушками и др.).
12.01
4.«Какие бывают мальчишки…»
Портер. Автопортрет. «Глаза – зеркало души».
Выражение отношения к портретируемому через изображение крупных глаз, улыбку и др.
Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих.
Приёмы изображения портрета.
Учёт основных пропорций в изображении частей человеческого лица.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.
Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён мальчик.
Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем или др.) для передачи замысла (весёлый мальчик, мальчик с книгой, футбольным мячом, на фоне компьютера и др.).
19.01
5.Мужской портрет
Психологический портрет.
«Все профессии важны…».
Выражение отношения к портретируемому через композицию: крупные глаза, добрый, суровый, серьезный или уставший взгляд и др.
Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих.
Приёмы изображения портрета.
Учёт основных пропорций в изображении частей человеческого лица.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён мужественный человек (пожарник, космонавт или др.).
Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем или др.) для передачи замысла (любимый папа, добрый дед, храбрый пожарный, спасатель, космонавт, футболист-чемпион или др.).
Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица.
26.01
6.Богатыри земли российской
Героический и парадный портрет. Былинные герои. Ветераны - участники Великой Отечественной войны. Современные солдаты, моряки, пехотинцы, танкисты – защитники отечества.
Выражение отношения к портретируемым через изображение крупных глаз, добрый, суровый или уставший взгляд, широкие плечи, через военные атрибуты: оружие, доспехи, награды, знамёна и др.
Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих.
Приёмы изображения человека во весь рост.
Учёт основных пропорций при изображении фигуры человека и лица.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Различать основные жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, былинный жанр и др.
Выражать своё отношение к портрету, на котором изображёны русские богатыри – защитники отечества.
Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем или др.) для передачи замысла (любимый папа, добрый дед, храбрый пожарный, спасатель, космонавт, футболист-чемпион или др.).
Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица.
2.02
7.Мамины руки
Сюжетная картина.
Выражение отношения к портретируемым через движение рук (мама моет, стирает, гладит и т.п.), через изображение важных деталей: посуда на кухне, пылесос, комнатные цветы или др.
Цвет как средство выражения: тёплый и холодный колорит.
Приёмы изображения человека во весь рост, учёт основных пропорций.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Выражать своё отношение к маме или бабушке в суждениях и средствами изобразительного искусства.
Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (мама читает книгу, мамин добрый взгляд, мама на кухне, мама с пылесосом, бабушка поёт колыбельную, дарим маме цветы или др.).
Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица.
9.02
8.Моя семья
Сюжетная картина.
Выражение отношения к портретируемым через совместные дела, рукопожатие, улыбку, добрый взгляд или др.
Цвет как средство выражения: тёплый и холодный колорит.
Приёмы изображения человека в движении во весь рост.
Учёт основных пропорций при изображении фигуры человека и лица.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Выражать своё отношение к членам своей семьи, используя цвет как средство передачи идеи благополучия, дружбы, любви.
Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (дружная семья на даче, семья на море, семья на кухне, семья смотрит телевизор или др.).
Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица.
16.02
9. Красота труда
Скульптурная композиция «Рабочий и колхозница» В.Мухиной.
Передача движения в объёме.
Приёмы лепки человека во весь рост, учёт основных пропорций при изображении фигуры человека в объёме.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в процессе лепки.
Выражать основную мысль через движение фигур.
Выбирать и использовать способы работы пластилином (глиной или др.) для передачи замысла (поливаем цветы, играем в мяч, несём корзину грибов или др.).
Передавать в самом общем виде пропорции объёмной человеческой фигуры.
2.03
10. Транспорт на улицах селения
Пассажирский транспорт: автобусы, легковые машины разных марок, трамвай, троллейбус, маршрутное такси и др.
Городской транспорт: машина скорой помощи, пожарная машина, полицейская машина и др.
Выделение в рисунке главного средствами композиции: ближе - больше, дальше – меньше, первый, второй план при выполнении композиции «Машины и пешеходы у светофора».
Выражать основную мысль через композицию, состоящую из двух и более планов (главное впереди, второстепенное – на дальнем плане).
Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла («Красный цвет – дороги нет!», «Пожарная машина спешит на тушение пожара», «Скорая помощь спешит к больному» или др.).
Передавать в самом общем виде форму и пропорции изображаемых машин.
Коллективная
работа
Художник и мир искусства(9 часов)
16.03
1.В мире книг
4 четверть- 8 ч.
Книга – источник знаний.
Буквица – первая буква на странице. Красная буква - красивая буква.
Образное решение буквицы, раскрывающее замысел автора.
Тёплые и холодные цвета. Контраст светлых и тёмных цветов.
Участвовать в обсуждении выразительных средств книжной графики.
Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, книжная графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство.
Высказывать эмоциональные суждения о цветовом оформлении буквицы.
Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла («Моя буква», «Мамина буква» или др.).
30.03
2. Музыка цвета
Весёлые и грустные цвета. Весёлая и грустная музыка.
Искусство мульпипликации.
Техники кляксография и монотипия: приёмы получения цветных «музыкальных» пятен.
Участвовать в обсуждении выразительных средств техники монотипии.
Выбирать и использовать способы работы в технике монотипия для оформления замысла: нежные музыка и цвет, ласковая музыка и цвет, тревожная музыка и цвет и т.п.
Выражать отношение к объекту изображения через цвет.
6.04
3.Театр теней
Театр – синтез слова, музыки и изображения.
Выразительность теневого силуэта.
Техника кляксография: приёмы нанесения клякс на лист бумаги, сложенный пополам, получение симметричных оттисков.
Участвовать в обсуждении выразительных средств техники кляксографии.
Выбирать и использовать способы работы в технике кляксография для оформления замысла.
Выражать отношение к объекту изображения через силуэт.
13.04
4. Цирковое представление
Цирковое представление – это всегда чудо.
Люди и животные, выполняющие трюки на цирковой арене: акробаты, фокусники, дрессировщики и т.п.
Цвет – средство выражения, помогающее художникам передать настроение таинственности, настороженности, праздничности или др. Контраст светлых и тёмных цветов.
Элементарные приёмы изображения животных в движении (поднятая лапа, хобот и др.).
Основы композиционного построения изображений: ближе - больше, дальше -меньше, первый и второй изобразительный план.
Высказывать эмоциональные суждения о цирковом представлении с участием животных и людей.
Выражать своё отношение к пластичности животных их ловкости и умению выполнять трюки.
Передавать в рисунке состояние радости, праздника, загадочности, используя выразительные возможности цветового контраста.
Выполнять изображение животного или человека в движении, используя элементарные законы композиции: загораживание, выделение первого плана.
20.04
5. Планетарий
Первый планетарий в России был открыт в Москве (1929).
В планетариях читаются лекции по астрономии и космонавтике, сопровождающиеся показом искусственного звёздного неба на полусферическом экране-куполе и др.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительном творчестве.
Знать первого космонавта Земли, животных-космонавтов, основные планеты солнечной системы.
Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи замысла «Собаки-космонавты» (на тренировке, в космосе, Стрелка со своими щенятами и т.п.).
Передавать в самом общем виде пропорции животных.
Коллективная
работа
27.04
6. В мире музея
Музей декоративно-прикладного искусства.
Представления о строении мира в древние времена. Три царства: небесное, земное и подводно-подземное.
Пасхальное яйцо.
Элементы декоративного узора и их символическое значение: линия, круг, спираль, звезда и др.
Осознавать роль музеев в жизни общества.
Участвовать в обсуждении содержания произведений декоративно-прикладного искусства.
Выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов и цветового оформления предмета.
Учитывать символическое значение элементов декоративного узора и использовать его в своей работе.
4.05
7. Народные промыслы
Народные промыслы, характерные для региона.
Влияние климатических и геологических факторов на развитие народных промыслов.
Симметричное изображение.
Элементы декоративного узора и их символическое значение: линия, круг, спираль, звезда и др.
Участвовать в обсуждении образного смысла произведений декоративно-прикладного искусства.
Выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов и цветового оформления предмета.
Уметь получать симметричное изображение.
Учитывать символическое значение элементов декоративного узора для украшения предметов симметричной формы.
11.05
8. Москва-город музей
Москва – столица Российской Федерации – город музей.
Памятники архитектуры Красной площади.
Московский Кремль (деревянный, белокаменный, кирпичный).
Выделение главного в композиции: ближе больше, дальше - меньше.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Выражать своё отношение к красоте столицы, её архитектурных памятников.
Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (я любуюсь Царь-колоколом, Царь-пушкой, башнями Московского Кремля или др.).
Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.
18.05
9. Государственная Третьяковская галерея
Павел Третьяков – коллекционер произведений изобразительного искусства.
Выдающиеся произведения живописи, графики и скульптуры, хранящиеся в Третьяковской галерее: Иванов В. «Явление Христа народу», Кипренский А. «Портрет А.С.Пушкина», Антокольский М. «Царь Иоанн Васильевич Грозный» и др.
Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
Различать основные виды и жанры изобразительного искусства.
Выражать своё отношение к произведениям изобразительного искусства, хранящимся в Государственной Третьяковской галерее.
Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи замысла (я в залах музея, я учусь в первом классе, я иду в школу, на перемене, на уроке или др.).
Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов.
5.Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Книго - печатная продукция:
Учебник «Изобразительное искусство» 1 класс Т. А. Копцева. В..П. Копцев, Е. В. Копцев.»Яхонт» «Ассоциация 21 век» 2011г.
Методическое пособие для учителя по изобразительному искусству 1 класс.