Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Путь к грамотности» составлена на основе авторского курса Олейник О.В., Кабанюк Л.П, разработанного в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Курс предназначен для работы с учащимися 2–4 классов, желающими освоить формы и методы проектной деятельности путем исследования понятий и явлений русского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность по русскому языку»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
«Путь к грамотности»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Путь к грамотности» составлена на основе авторского курса Олейник О.В., Кабанюк Л.П, разработанного в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Курс «Путь к грамотности» предназначен для работы с учащимися 2–4 классов, желающими освоить формы и методы проектной деятельности путем исследования понятий и явлений русского языка.
Одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность и результативность обучения младших школьников в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, является проектная деятельность. Проектное обучение способствует формированию умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, формулировать задачи, решать их, делать выводы и умозаключения. Научить процессу «думать», выстраивать последовательность логичных рассуждений, наиболее эффективно в проектной деятельности. Данный курс представляет собой серию проектных задач и имеет практический характер. В нем рассматриваются конкретные примеры разработок и решения проектных задач на разных этапах начального образования. Программа является наиболее актуальной, так как в большей мере обеспечивает развитие у учащихся интеллектуальных общеучебных умений, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности, поэтому она имеет общеинтеллектуальную направленность. Программа внеурочной деятельности способствует формированию общей культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию; она направлена на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, и самосовершенствование.
Программа «Путь к грамотности» является авторским оригинальным законченным курсом обучения проектной деятельности по русскому языку. Принципы, подходы, педагогическая целесообразность и актуальность программы внеурочной деятельности обусловлены важностью создания условий для всего процесса обучения младших школьников через проектную деятельность. Это средство развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основной канал социализации личности.
Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения другим школьным предметам. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируются позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.
Основными целями программы являются:
• формирование у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;
• обучение детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;
• развитие у учащихся творческих способностей и интереса к исследовательской деятельности.
Общая характеристика курса
Курс «Путь к грамотности» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Данный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программами по русскому языку. Он позволяет закрепить и дополнить знания по следующим основным разделам:
• во 2 классе – лексика, фонетика, графика;
• в 3 классе – морфология, морфемика, орфография;
• в 4 классе – синтаксис и пунктуация, морфология, орфография.
На занятиях используются различные формы работы и проверки знаний, умений учащихся. Это занимательные упражнения, дидактические игры, конкурсы, творческие задания и др. В числе прочих предусмотрены следующие формы работы: доклад, реферат, исследование (исследовательская работа), проект.
Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой). В докладе могут быть представлены соображения автора, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.
Реферат – доклад на определенную тему, основанный на обзоре различных источников информации. В реферате могут быть изложены различные точки зрения по данному вопросу. Исследование (исследовательская работа) – изучение чего-либо с целью решения определенной задачи и получения какого-либо результата.
Проект – это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций. Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат.
Содержание курса «Путь к грамотности» для 3 класса отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Русский язык», не требует от учащихся дополнительных знаний по русскому языку. Тем не менее в ходе разработки проектов по каждому разделу уровень полученных умений будет значительно превышать базовый. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные лингвистические факты, способные дать простор воображению.
Место курса «Путь к грамотности» в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю продолжительностью 30–35 минут.
Ценностные ориентиры содержания курса
Важными ориентирами содержания данного курса являются:
развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
формирование представлений о языке как универсальной ценности;
изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Личностные, метапредметные результаты освоения курса
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Метапредметным результатом изучения курса в 3 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Календарно-тематическое планирование для 3 класса
№/№
Наименование тем изучения
Кол-во часов
Дата проведения
по плану
факт.
ЧАСТИ РЕЧИ
1.
Проекты дают знания.
1 ч.
2.
В гостях у частей речи.
1 ч.
3.
Все, что существует.
1 ч.
4.
Прилагательное.
1 ч.
5.
Глагол.
1 ч.
6.
Вместо имени.
1 ч.
7.
Служба частям речи.
1 ч.
8.
Для чего нужна морфология?
1 ч.
9.
Защита проектов по морфологии.
1 ч.
СОСТАВ СЛОВА
10.
Из чего состоят слова?
1 ч.
11.
Зрим в корень!
1 ч.
12.
Окончание и основа.
1 ч.
13.
Слово о префиксах.
1 ч.
14.
Приставки - труженицы.
1 ч.
15.
Говорящие суффиксы.
1 ч.
16.
Суффиксы существительных.
1 ч.
17.
Суффиксы прилагательных.
1 ч.
18.
Суффиксы глаголов.
1 ч.
19.
Интерфикс и постфикс.
1 ч.
20.
Слова замаскировались.
1 ч.
21.
Защита проектов по морфемики.
1 ч.
ПРАВОПИСАНИЕ
22.
Где прячутся ошибки?
1 ч.
23.
Самоинструкция.
1 ч.
24.
Орфограммы в стихах.
1 ч.
25.
Что нельзя проверить?
1 ч.
26.
Этимология.
1 ч.
27.
Школа эйдетики.
1 ч.
28.
Образ слова.
1 ч.
29.
Цепочки ассоциаций.
1 ч.
30.
Стоп! Перенос!
1 ч.
31.
Предлоги и приставки.
1 ч.
32.
Пишем раздельно.
1 ч.
33.
Защита проектов по правописанию.
1 ч.
34.
Конкурс «Что написано пером, не вырубишь топором».
1 ч.
Литература
Агеева И.Д. 500 загадок обо всем для детей. М.: Сфера, 2008.
Белицкая Н.Г. и др. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2–4 кл. М.: Айрис-пресс, 2007.
Бурлака Е.Г. и др. Занимательная грамматика. Донецк: Кредо, 2006.
Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. М.: Просвещение, 1991.
Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991.
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М.: Просвещение, 1988.
Дитрих А.К. и др. Почемучка. М.: Педагогика - Пресс, 1994.
Жиренко О.Е. и др. Учим русский язык с увлечением. Формирование орфографической грамотности. 1–4 кл. М.: 5 за знания, 2007.
Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1990.
Нечаева Г.Г. Ветковская буквица: Книжка - раскраска / Худ. С. Леонтьева. Минск: Альтиора – Живые краски, 2010.
Справочники
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1974.
Квятковский А.П. Словарь поэтических терминов. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. ред. В.В. Бурцева. М., 2000. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.
Русский орфографический словарь / Отв. ред. В.В. Лопатин. М., 1999.
Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. М.: АСТ: Астрель, 2007.