kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Путь к грамотности» составлена на основе авторского курса Олейник О.В., Кабанюк Л.П, разработанного в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Курс  предназначен для работы с учащимися 2–4 классов, желающими освоить формы и методы проектной деятельности путем исследования понятий и явлений русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность по русскому языку»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

«Путь к грамотности»


Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Путь к грамотности» составлена на основе авторского курса Олейник О.В., Кабанюк Л.П, разработанного в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Курс «Путь к грамотности» предназначен для работы с учащимися 2–4 классов, желающими освоить формы и методы проектной деятельности путем исследования понятий и явлений русского языка.

Одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность и результативность обучения младших школьников в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, является проектная деятельность. Проектное обучение способствует формированию умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, формулировать задачи, решать их, делать выводы и умозаключения. Научить процессу «думать», выстраивать последовательность логичных рассуждений, наиболее эффективно в проектной деятельности. Данный курс представляет собой серию проектных задач и имеет практический характер. В нем рассматриваются конкретные примеры разработок и решения проектных задач на разных этапах начального образования. Программа является наиболее актуальной, так как в большей мере обеспечивает развитие у учащихся интеллектуальных общеучебных умений, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности, поэтому она имеет общеинтеллектуальную направленность. Программа внеурочной деятельности способствует формированию общей культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию; она направлена на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, и самосовершенствование.

Программа «Путь к грамотности» является авторским оригинальным законченным курсом обучения проектной деятельности по русскому языку. Принципы, подходы, педагогическая целесообразность и актуальность программы внеурочной деятельности обусловлены важностью создания условий для всего процесса обучения младших школьников через проектную деятельность. Это средство развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основной канал социализации личности.

Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения другим школьным предметам. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируются позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.

Основными целями программы являются:

• формирование у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;

• обучение детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;

• развитие у учащихся творческих способностей и интереса к исследовательской деятельности.


Общая характеристика курса

Курс «Путь к грамотности» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

Данный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программами по русскому языку. Он позволяет закрепить и дополнить знания по следующим основным разделам:

• во 2 классе – лексика, фонетика, графика;

• в 3 классе – морфология, морфемика, орфография;

• в 4 классе – синтаксис и пунктуация, морфология, орфография.

На занятиях используются различные формы работы и проверки знаний, умений учащихся. Это занимательные упражнения, дидактические игры, конкурсы, творческие задания и др. В числе прочих предусмотрены следующие формы работы: доклад, реферат, исследование (исследовательская работа), проект.

Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой). В докладе могут быть представлены соображения автора, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.

Реферат – доклад на определенную тему, основанный на обзоре различных источников информации. В реферате могут быть изложены различные точки зрения по данному вопросу. Исследование (исследовательская работа) – изучение чего-либо с целью решения определенной задачи и получения какого-либо результата.

Проект – это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций. Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат.

Содержание курса «Путь к грамотности» для 3 класса отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Русский язык», не требует от учащихся дополнительных знаний по русскому языку. Тем не менее в ходе разработки проектов по каждому разделу уровень полученных умений будет значительно превышать базовый. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные лингвистические факты, способные дать простор воображению.

Место курса «Путь к грамотности» в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю продолжительностью 30–35 минут.


Ценностные ориентиры содержания курса

Важными ориентирами содержания данного курса являются:

  • развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

  • формирование представлений о языке как универсальной ценности;

  • изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

  • развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа);

  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

  • развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

  • включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.


Личностные, метапредметные результаты освоения курса


В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

Метапредметным результатом изучения курса в 3 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.


Календарно-тематическое планирование для 3 класса


/№



Наименование тем изучения


Кол-во часов

Дата проведения



по плану



факт.

ЧАСТИ РЕЧИ

1.

Проекты дают знания.

1 ч.



2.

В гостях у частей речи.

1 ч.



3.

Все, что существует.

1 ч.



4.

Прилагательное.

1 ч.



5.

Глагол.

1 ч.



6.

Вместо имени.

1 ч.



7.

Служба частям речи.

1 ч.



8.

Для чего нужна морфология?

1 ч.



9.

Защита проектов по морфологии.

1 ч.



СОСТАВ СЛОВА

10.

Из чего состоят слова?

1 ч.



11.

Зрим в корень!

1 ч.



12.

Окончание и основа.

1 ч.



13.

Слово о префиксах.

1 ч.



14.

Приставки - труженицы.

1 ч.



15.

Говорящие суффиксы.

1 ч.



16.

Суффиксы существительных.

1 ч.



17.

Суффиксы прилагательных.

1 ч.



18.

Суффиксы глаголов.

1 ч.



19.

Интерфикс и постфикс.

1 ч.



20.

Слова замаскировались.

1 ч.



21.

Защита проектов по морфемики.

1 ч.



ПРАВОПИСАНИЕ

22.

Где прячутся ошибки?

1 ч.



23.

Самоинструкция.

1 ч.



24.

Орфограммы в стихах.

1 ч.



25.

Что нельзя проверить?

1 ч.



26.

Этимология.

1 ч.



27.

Школа эйдетики.

1 ч.



28.

Образ слова.

1 ч.



29.

Цепочки ассоциаций.

1 ч.



30.

Стоп! Перенос!

1 ч.



31.

Предлоги и приставки.

1 ч.



32.

Пишем раздельно.

1 ч.



33.

Защита проектов по правописанию.

1 ч.



34.

Конкурс «Что написано пером, не вырубишь топором».

1 ч.





Литература


Агеева И.Д. 500 загадок обо всем для детей. М.: Сфера, 2008.

Белицкая Н.Г. и др. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2–4 кл. М.: Айрис-пресс, 2007.

Бурлака Е.Г. и др. Занимательная грамматика. Донецк: Кредо, 2006.

Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. М.: Просвещение, 1991.

Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991.

Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М.: Просвещение, 1988.

Дитрих А.К. и др. Почемучка. М.: Педагогика - Пресс, 1994.

Жиренко О.Е. и др. Учим русский язык с увлечением. Формирование орфографической грамотности. 1–4 кл. М.: 5 за знания, 2007.

Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1990.

Нечаева Г.Г. Ветковская буквица: Книжка - раскраска / Худ. С. Леонтьева. Минск: Альтиора – Живые краски, 2010.



Справочники


Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1974.

Глинкина Л.А. Словарь-справочник: этимологические тайны русской орфографии. Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2001.

Квятковский А.П. Словарь поэтических терминов. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. ред. В.В. Бурцева. М., 2000. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.

Русский орфографический словарь / Отв. ред. В.В. Лопатин. М., 1999.

Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. М.: АСТ: Астрель, 2007.







14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектная деятельность по русскому языку

Автор: Дымшакова Ирина Алексеевна

Дата: 19.01.2016

Номер свидетельства: 279231

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад «Проектная деятельность на уроках русского языка в условиях ФГОС ОО»"
    ["seo_title"] => string(77) "doklad_proektnaia_deiatelnost_na_urokakh_russkogo_iazyka_v_usloviiakh_fgos_oo"
    ["file_id"] => string(6) "529691"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575215476"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование метода проектной деятельности учащихся на уроках русского языка в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(113) "ispol-zovaniie-mietoda-proiektnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "123106"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414416109"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Проектная деятельность на уроках английского языка - как важная составляющая  ФГОС в начальной и основной школе. "
    ["seo_title"] => string(127) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-kak-vazhnaia-sostavliaiushchaia-fgos-v-nachal-noi-i-osnovnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "221660"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435508185"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Методическая рекомендация "Организация проектной деятельности учащихся по русскому языку как одна из активных форм обучения" "
    ["seo_title"] => string(148) "mietodichieskaia-riekomiendatsiia-orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-po-russkomu-iazyku-kak-odna-iz-aktivnykh-form-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "187425"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426515067"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства