Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"»
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А Заргалаева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
социального направления
«ШКОЛА ВЕЖЛИВЫХ НАУК»
Класс: 2
Учитель: Магомедова Р. А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности социального направления разработана на основе «Рабочей программы по внеурочной деятельности учащихся начальной школы», «Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» («Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 7 муниципального образования Староминский район»), на основе авторской программы воспитательной работы «Школа вежливых наук», автор М.В. Дикалова.
Данная программа курса «Школа вежливых наук» представляет собой программу организации внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса.
Программа рассчитана на 2 года обучения (общим объёмом 67 часов: 33 часа – в 1 классе, по 34 часа – во 2классе), предназначена для обучающихся 1-2 классов, в возрасте от 7 до 9 лет и построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребёнка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю из 10 возможных часов внеурочной деятельности в неделю).
Программа предполагает возможность организовывать проведение занятий, как в аудиториях, так и в форме внеаудиторных активных занятий.
Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку.
Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть внутриличностные и межличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.
Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.
В настоящее время, когда общество испытывает острую нужду в таких нравственных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, возникла острая необходимость проведения в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы уроков нравственности и этикета.
Цель курса:
Сформировать у детей умение уверенно чувствовать себя в различных жизненных ситуациях и выглядеть достойно.
В задачи курса входит:
формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение) и других людей;
формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;
развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
пробуждение у учащихся интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Название модуля,
разделы
Общее
кол-во
часов
Количество часов
Характеристика деятельности
1
2
Аудиторные
Внеаудиторные
Аудиторные
Внеаудиторные
1
Правила общения
11
2
2
4
3
Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности во взаимоотношениях с взрослыми, сверстниками. Различать с позиции нравственных норм формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Выбирать в игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества. Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих. Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении ролевых и психологических игр. Излагать правила и условия проведения ролевых и психологических игр. Взаимодействовать в парах и группах при проведении ролевых и психологических игр. Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и игровых задач. Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности. Соблюдать дисциплину, правила техники безопасности и этикета в условиях игровой деятельности и в жизни
2
Режим дня
3
1
2
Описывать факторы, влияющие на укрепление здоровья человека. Рассказывать об общих и индивидуальных основах личной гигиены. Соблюдать правила личной гигиены. Определять значение утренней гимнастики для организма, влияние физической активности на здоровье. Формировать навыки самообслуживания: умение собирать портфель, укладывать учебные принадлежности. Объяснять необходимость чередования труда и отдыха. Рассказывать о своём режиме дня. Составлять рациональный режим дня школьника. Приобретать навыки следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды). Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении ролевых и психологических игр. Демонстрировать в учебных играх образцы культурного общения. Взаимодействовать в парах и группах при проведении ролевых и психологических игр. Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности. Соблюдать дисциплину, правила техники безопасности и этикета в условиях игровой деятельности и в жизни
3
Речевой этикет
11
2
2
4
3
Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Демонстрировать в учебных играх образцы культурного общения. Оценивать лучшие черты характера, представленные в образе идеального человека в культуре народов своего края. Моделировать и обсуждать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, к их языкам, традициям, религии. Разыгрывать воображаемые ситуации общения с носителями других языков. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к носителям других духовных и национально-культурных традиций. Строить диалог с представителями других народов с учётом уровня владения ими русским языком, оказывать посильную помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком, в учебной и внеклассной деятельности. Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении ролевых и психологических игр. Излагать правила и условия проведения ролевых и психологических игр. Взаимодействовать в парах и группах при проведении ролевых и психологических игр. Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и игровых задач. Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях игровой деятельности. Соблюдать дисциплину, правила техники безопасности и этикета в условиях игровой деятельности и в жизни
4
Культура поведения
35
12
9
8
6
Оценивать свои личные качества и их проявление в школе, дома, в гостях, в общественных местах, в природе. Рассказывать друг другу о семейных традициях. Формулировать и выполнять правила хорошего тона. Уметь договариваться, сотрудничать в совместной деятельности, оказывать помощь, сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта. Называть возможные выходы из опасных ситуаций. Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении ролевых и психологических игр. Излагать правила и условия проведения ролевых и психологических игр. Взаимодействовать в парах и группах при проведении ролевых и психологических игр. Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности
Соблюдать дисциплину, правила техники безопасности и этикета в условиях игровой деятельности и в жизни
5
В мире сказок
5
2
3
Слушать сказки и обсуждать их. Оценивать добрые и злые поступки сказочных героев, их последствия. Рассуждать на темы: «Добро и зло в отношениях между людьми», «Волшебство, чудо и правда в сказках», «В сказках – мечты людей». Главное в сказках – победа добра над злом. Высказывать своё мнение, почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. Осознавать, что лгать, врать, говорить неправду – плохо. Разыгрывать воображаемые ситуации, эпизоды сказок. Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности. Соблюдать дисциплину, правила техники безопасности и этикета в условиях игровой деятельности и в жизни.
6
Итоговые занятия
2
1
1
Оценивать свои личные качества и их проявление в различных жизненных ситуациях. Взаимодействовать в парах и группах при проведении ролевых игр, выполнении заданий. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся