Программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел"
Программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел"
Программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой интегрированный модуль социальной добровольческой деятельности. Курс расчитан на 35 часов в год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Сергачская средняя общеобразовательная школа № 2"
Рабочая программа
внеурочной деятельности
социальной направленности
«Школа добрых дел»
Срок реализации: 1 год
Возраст: 9-10 лет
Составитель:
Брусова Наталья Сергеевна,
учитель начальных классов
г. Сергач
2019 г.
Рабочая программа курса «Школа добрых дел» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой интегрированный модуль социально преобразующей добровольческой деятельности. Курс рассчитан на 35 часов в год (1 час в неделю) для обучающихся 9-10 лет.
Актуальность программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа добрых дел» заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его добрые дела - это ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, воспитанным, трудолюбивым, готовым нести людям добро.
В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа добрых дел» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности классного руководителя и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, города, ближайшего социума.
Цель программы
Формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.
Задачи
Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы.
Обучать навыкам общественно-полезной деятельности.
Формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности.
Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
Прививать интерес к своему здоровью и здоровому образу жизни в целом.
Воспитывать милосердие и толерантность к людям.
Особая роль в организации социальной деятельности младших школьников отводится коллективным творческим делам (КТД).
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами освоения курса является:
• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Метапредметные результаты:
приобретение школьником социальных знаний,
понимание социальной реальности и повседневной жизни;
приобретение навыков групповой работы;
получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;
способность регулировать собственную деятельность;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
совершенствование в умениях слышать себя и других;
приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализа результатов деятельности, проекты. Для оценки эффективности программы проводятся опросы, анкетирование детей, учителей, родителей, изучение активности в общественной жизни класса, школы, города, района.
Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время круглых столов, дискуссий. А так же:
Тесты
Анкета
Творческие работы
Презентация проектной деятельности
Участие в КТД («День воспитателя», «День учителя», работа в мастерской Деда Мороза», «Новогодний калейдоскоп», «Прощай начальная школа» и другие), социально-значимая деятельность (Акция «День любимых бабушек и дедушек»,
акция «Лес Победы», акция «Треугольники памяти», акция «Милосердие» и другие)
Творческие работы, самоанализ и самооценка.
2. Содержание курса внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Школа добрых дел» предназначена для работы с детьми 4 классов и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Социально значимая (проектная) деятельность школьников – это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью. Социальное проектирование дает возможность социально адаптировать школьников к условиям современной жизни, а также позволяет сформировать у них собственную активную гражданскую позицию. Это важнейшая самостоятельная деятельность школьников, направленная на практическое решение общественно-значимых.
Младший школьный возраст - оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций Общение в жизни детей играет важную роль. Именно в общении дети развивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды.
На занятиях проводится коррекция эмоционально-личностной сферы детей, развиваются навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Занятия с детьми призваны способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. На занятии дети не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в приемах различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Очень важно, чтобы дети осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения. В занятия включены приемы по выработке у детей элементарных правил вежливости. Через ролевое разыгрывание отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются знания этикета.
В рамках программы «Школа добрых дел» могут использоваться следующие формы организации внеурочной деятельности:
беседы;
встречи с людьми различных профессий;
просмотр и обсуждение видеоматериала;
экскурсии, поездки;
конкурсы;
выставки детских работ;
коллективные творческие дела;
праздники;
викторины;
творческие проекты, презентации;
мастерские подарков;
аукционы добрых дел;
трудовые десанты;
общественно полезные практики;
социально-значимые акции,
социальные проекты и т.п.
Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.
Тема №1 «Мой вклад в работу класса» (1 час)
Знакомство с планом работы. Выбор актива детского самоуправления, распределение обязанностей. Оформление уголка класса. Тематический коллаж, исполнение песен, изготовление поделки «Доброе солнышко».
Тема №2. «Все профессии важны» (1 час)
Понятие «профессия». Чтение и обсуждение книги В. В. Маяковского «Кем быть? Знакомство с профессиями родителей.Игра “Узнай профессию”.
Тема №3-4.Подготовка к КТД «День воспитателя», «День учителя» (2 часа)
Составление плана работы. Работа в творческих группах. Мини-концерт к праздникам. Изготовление подарочных открыток.
Тема №5-6.Акция «День любимых бабушек и дедушек» (2 часа)
Беседа о пожилых людях. Общение с пожилым человеком. Кого мы называем пожилым человеком. Особенности пожилых людей. Какого отношения ждут от нас пожилые люди. Чтение о добре и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии в произведениях А. Н. Плещеева «Хорошо вам, детки», «Мешок яблок» В.Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г.Х.Андерсена.
Изготовление подарков пожилым людям.
Тема № 7. Акция «Лес Победы» (1 час)
Посадка саженцев деревьев совместно с Сергачским лесхозом. Фоторепортаж о проведении акции.
Тема №8. Операция «Спортивный праздник» (1 час)
Подготовка и организация спортивных состязаний. Конкурс рисунков «Мы за ЗОЖ». Конкурс семейных комплексов утренней гимнастики. День здоровья на природе с проведением подвижных игр на воздухе.
Тема №9 Операция «Чистыйкласс.Чистаяшкола!» (1 час)
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома. Трудолюбие как главная ценность человека. Проведение трудовых акций по очистке территории города от мусора.
Тема №10.Акция «Треугольник Памяти» (1 час)
Беседа «Тяжелые годы моей страны». Поиск информации о ветеранах ВОВ нашего города. Изготовление «Треугольников памяти». Экскурсия к Обелиску Славы.
Тема №11. Подготовка к концерту ко Дню Матери. (1 час)
Подборка песен, танцевальных композиций. Операция «Сюрприз для мам»
Тема №12-13. Работа в Мастерской Деда Мороза. (2 часа)
Изготовление ёлочных украшений. Участие в выставках новогодних игрушек и поделок. Украшение классной комнаты к празднику.
Тема №14. Акция «Покормите птиц зимой» (1 час)
Беседа «Спешите делать добрые дела». Зимующие птицы. Составление плана помощи птицам. Изучение кормов для зимующих птиц. Виды кормушек для подкормки птиц зимой. Помощь птицам в перезимовке. заготовка корма для зимующих птиц; знакомство с зимующими птицами; чтение книг о птицах. Изготовление кормушек для птиц (с помощью родителей), акция «Каждой пичужке - своя кормушка». Подкормка птиц зимой; наблюдение за посетителями кормушек.
Разработка игровой развлекательной программы. Подготовка атрибутов к конкурсам по группам. Изготовление подарка - сувенира «Петушок»
Тема №17. Цена минутки в нашей семье. (1 час)
Обсуждение пословиц «Минута – час бережет», «Делу время – потехе час». Беседа о том, ценится ли время в семьях ребят и как ценится. Как учат беречь время родители. Беседа по теме «Минута – это много или мало?», Что помогает беречь время. Дорожи словом. Каждой вещи – свое место. Будь точным всегда. Готовься к завтрашнему дню с вечера. В итоге вывод – соблюдая простые правила можно сберечь время и использовать это время на пользу. Также вывод о том, что ценить время – значит сохранять сое здоровье.
Беседа«Люби книгу». Чтенье – лучшее ученье. История возникновения первой книги. Идем в библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Книга – народная мудрость. Наши читательские умения. Как относится к книгам. Приведем в порядок свои учебники.
Тема №19-20. Беседа-практикум «Единственная красота – это здоровье» (2 часа)
Для мальчиков (урок-практикум с учителем физкультуры)
– как стать сильным и ловким. Каким я буду солдатом. Вывод: красота мужчины в силе, ловкости, смелости, уме, т.е. красивый мужчина – это здоровый мужчина.
Для девочек (урок - практикум с педагогом-психологом)
– беседы по темам «Умение вести себя», «Улыбка», «Аккуратность во всем», «Осанка», «Походка» и т.д.
Вывод: красота девочки, девушки, женщины зависит от здоровья.
Тема №21. Чтение книг о дружбе. (1 час)
Чтение книг о дружбе с последующим обсуждением, инсценировка сказок о дружбе.
Тема №22-23. Операция «Как поздравить наших пап»
История праздника 23 февраля. Знакомство с некоторыми родами войск. Подарки папам и дедушкам. Стенд о наших защитниках.
Тема №24-25. КТД «Поздравление девочек, женщин с международным женским днем»
Игровая конкурсная программа «А ну-ка, девочки!» Изготовление открыток.
Тема №26.Мастер-класс «Квиллинг»
История техники Квиллинг. Конструкция изделия. Технология изготовления. Банк идей и предложений.
Тема №27.Трудовой десант.
Беседа «Мусору – бой!» Работа на пришкольном участке. Фоторепортаж добрых дел.
Тема №28-29. «Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!»
Беседа «Знать, беречь и охранять». Экскурсия в дендропарк с целью наблюдения за состоянием окружающей среды, за растениями и животными: за теми, кому нужна наша помощь. Агитационная работа по охране природы. Мероприятие «Жалобная книга растений и животных».
Тема №30-31. Акция «Милосердие»
Беседа о людях, прошедших ВОВ. Изготовление информационного стенда о событиях ВОВ, открыток ветеранам. Беседа «Доброта, отзывчивость, милосердие». «Будем милосердны к старости». Чтение и обсуждение рассказа «Бабка» В.Осеевой.Беседы о жизни и добрых делах бабушек и дедушек. Подготовка концерта к празднику «День пожилого человека». Акция «Визит вежливости». Праздник «Согреть своим сердцем».
Тема №32-34. КТД « Прощай, начальная школа»
Разработка сценария праздника, подборка песен, стихов, танцев.
Тема №35. Копилка добрых дел.
Самоанализ деятельности данного направления. Беседа «Твори добро другим во благо». Сопереживание. Чувство доброты.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности социальной направленности «Школа добрых дел»
№
Название темы
Кол-во часов
Дата/план
Дата/факт
1
Мой вклад в работу класса
1
02.09
2
«Все профессии важны»
1
09.09
3-4
Подготовка к КТД «День воспитателя», «День учителя»
2
16.09
23.09
5-6
Акция «День любимых бабушек и дедушек»
2
30.09
07.10
7.
Акция «Лес Победы»
1
14.10
8.
Операция «Спортивный праздник»
1
21.10
9.
Операция «Чистый класс. Чистая школа!»
1
28.10
10.
Акция «Треугольники Памяти»
1
11.11
11.
Подготовка к концерту ко Дню Матери.
1
18.11
12-13.
Работа в мастерской Деда Мороза
2
25.11
02.12
14.
Акция «Покормите птиц зимою»
1
09.12
15-16.
КТД «Новогодний калейдоскоп»
2
16.12
23.12
17.
Цена минутки в нашей семье.
1
13.01
18.
Рейд-смотр «Как живешь, учебник?»
1
20.01
19-20.
Беседа-практикум «Единственная красота – это здоровье»
2
27.01
03.02
21.
Чтение книг о дружбе.
1
10.02
22-23.
Операция «Как поздравить наших пап».
2
17.02
24.02
24-25.
КТД «Поздравление девочек, женщин с международным женским днем»
2
03.03
10.03
26.
Мастер-класс «Квиллинг»
1
17.03
27.
Трудовой десант.
1
24.03
28-29.
«Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!»