Программа внеурочной деятельности "Природа наш дом"
Программа внеурочной деятельности "Природа наш дом"
Данная программа направлена на решение актуальной проблемы формирования экологической культуры детей.
Проблема формирования экологической культуры очень важна в основной школе и послешкольном обучении, но ее формирование надо начинать с начальной школы, т.к. это отвечает возрастным задачам и является условием успешного личностного развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Природа наш дом"»
Пояснительная записка.
Данная программа рассчитана на работу с детьми 7-10 лет.
Предлагаемая программа «Природа наш дом» содействует углубление знаний о природе родного края у учащихся, вовлечению их в практические дела по сохранению природных объектов и охране окружающей среды от загрязнения.
Исходя из современных общеобразовательных задач, в целях воспитания у подрастающего поколения интереса к изучению родного наследия своих родных мест, любви к природе - экологическое воспитание становится одной из форм приобщения детей к духовно – нравственным ценностям.
Эту проблему рассматривали многие учёные и педагоги. Ж. Ж. Руссо определил идеи «естественного развития», которые обеспечивают совокупность трёх факторов воспитания: природа, люди, общество. В непосредственной связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л. Н. Толстой.
К. Д. Ушинскому принадлежит идея народности в воспитании, в отношениях человека с его родной природой.
В. А. Сухомлинский считал, что эмоционально-эстетические богатства, приобретённые в процессе общения с природой в годы детства, должны входить в духовную жизнь, как одно из глубочайших человеческих потребностей, чтобы познание красоты способствовало познанию высокого в самом себе, утверждению человеческого достоинства.
Несмотря на это проблема продолжает существовать, решить её можно не только на уроках окружающего мира, но и через дополнительное образование детей. Поэтому было решено организовать творческое объединение «Войди в природу другом» На протяжении нескольких лет я стремлюсь реализовать систему экологических знаний на основе исследований И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, А. Е. Тихоновой, Н. А. Рыкова и др.
Актуальность и перспективность опыта.
В настоящее время возникло противоречие между содержанием школьного образования и уровнем экологической культуры детей. Эта проблема нашла отражение в Законе РФ «Об охране окружающей среды» и Постановлении правительства «О мерах поулучшению экологического образования населения» № 1208 от 03.11.1994, в которых одной из главных задач является решение назревшей проблемы формирования нового стиля социального поведения, необходимостью изменения у детей и взрослого населения нашей страны, устоявшихся представлений о безграничности природных богатств и беспредельных возможностях окружающей среды к самовосстановлению и самоочищению, преодоление потребительского подхода, который связан с пренебрежением к общественным ценностям и будущему состоянию окружающей среды.
Данная программа направлена на решение актуальной проблемы формирования экологической культуры детей.
Проблема формирования экологической культуры очень важна в основной школе и послешкольном обучении, но ее формирование надо начинать с начальной школы, т.к. это отвечает возрастным задачам и является условием успешного личностного развития.
Ведущая педагогическая идея.
Формирование экологически ответственной личности возможно при использовании современных методов, средств и форм экологического образования.
Новизна опыта
Новизна представленной программы заключается в развитии интеллектуальной сферы деятельности детей – способности к целевому, причинному и вероятному анализу экологических ситуаций, эмоциональной сферы – чувственным, гигиеническим и эстетическим оценкам состояния окружающей среды; волевой сферы; убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, стремления к пропаганде экологических идей и личному участию в практических делах по защите и улучшению окружающей среды, формирование модели экологически воспитанного человека.
Модель экологически воспитанного человека:
требования к личности, личности, которая в экологическом отношении сформирована разносторонне, гармонично, целостно;
владение целостной картиной системы «общество-природа-человек» и осознание места и функции в ней;
владение системой умений, позволяющей выполнять основные социальные функции человека (функции гражданина, труженика и т.д.), в соответствии со своей экологической позицией в обществе, пониманием целостной картины системы «Общество-природа» и собственного места в ней.
В отличие от типовой программы данный курс способствует развитию познавательной деятельности, любознательности у учащихся, изучению ресурсов свой местности, знакомству с лекарственными растениями и редкими растениями своей местности.
В программу входят занятия, как теоретического, так и практического характера. Например, изучение редких растений Ульяновской области, так же составление гербария лекарственных растений нашей местности.
Экологический кружок посещают 15 учащихся в возрасте 7-10 лет. Учащиеся активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых руководителем кружка, в постановке экологических спектаклей.
Учебно – воспитательные цели:
1) Содействовать углублению знаний о природе у учащихся;
2) Вовлекать детей в практическую деятельность по сохранению природных объектов и охране окружающей среды от загрязнения;
3) Оазнообразить досуг детей, научить их общению друг с другом, участию в экологических субботниках, акциях, операциях;
4) Вопитывать у школьников любовь к Родине на примере любви к своему селу, к природе своей местности, воспитывать их активными борцами за сохранение и чистоту окружающей среды.
5) Изучать и знакомить учащихся с экологическими проблемами. Научить детей быть экологически грамотными.
6) Воспитывать в детях бережное, заботливое отношение к природе. Учить грамотно, рационально использовать природные ресурсы. Быть активными защитниками окружающей среды, пропагандировать экологические знания и здоровый образ жизни.
9) Изучать и охранять редкие растения родного края.
10) Выращивать комнатные растения
Задачи:
С целью укрепления знаний о природе провести экскурсии, походы, составить фото альбомы лекарственных и редких растений нашей местности.
2) В целях охраны окружающей среды провести трудовые десанты по уборке территории вокруг школы, а так же местного парка.
Провести следующие экологические мероприятия:
-День птиц
-Праздник каши
-День земли
-Герасим –грачевник
Игра – путешествие «Лес – природное сообщество», игра «Букварь природы», «Вербный базар», «Проводы зимы», «Наш дом – планета Земля».
Практическая значимость.
Описанная работа по формированию экологической культуры младших школьников в дополнительном образовании детей, рекомендуется педагогам начальной школы к использованию в работе. Сегодня в области целенаправленного и многопланового экологического образования необходимо в дать школьникам систему знаний по основам экологии в рамках дополнительного образования детей:
научить школьников принимать экологически грамотные решения в области природопользования;
сформировать ответственное отношение к природе как общечеловеческому достоянию;
помочь осознать огромную роль взаимосвязи человеческого общества, его культуры и состояния природы;
Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений со сверстниками, под влиянием новых видов деятельности (работа с дополнительной литературой, оформление гербария растений и др.). У младшего школьника складываются элементы социальных чувств, вырабатываются навыки общественного поведения (коллективизм, товарищество, взаимопомощь).
Младший возраст представляет большие возможности для развития нравственных качеств личности. Эта идея воплощена через экологические игры, работу с наглядным материалом, изготовление кормушек и т.д.
Предлагаемые результаты обучения.
Знать:
-основные ископаемые организмы своей местности;
-редкие растения и животные Ульяновской области;
-охраняемые территории Ульяновской области.
Уметь:
-самостоятельно работать с определителями и справочниками;
-оформлять гербарии растений.
Условия достижения результата по программе.
Для обучении по данной программе созданы необходимые условия. Занятия осуществляются в группе, в количестве 15 человек.
Занятия проходят в учебном помещении, рассчитанном на 15 человек и отвечающем правилам СанПиНа.
Материально – техническая база оснащена: комплекты гербариев растений – 4шт., 7 луп, 3 микроскопа, 2 компьютера, справочники, энциклопедии.
На занятиях данного курса используется необходимый наглядный материал (гербарии, настенные таблицы и картины, коллекция полезных ископаемых, экспонаты краеведческого музея и др.), научная и справочная литература.
Проведение занятий рассчитано на использование различных форм и методов обучения (беседы, игровая деятельность, экскурсии, экологические праздники, трудовые десанты).
Важное значение в экологической культуре имеют ролевые игры, развивающие экологическое мышление, эмоциональность, творчество, самостоятельность школьников. При выборе форм и методов обучения учитывают многие факторы, однако определяющая роль принадлежит целям и содержанию изучаемого материала и важнейшим условием организации взаимодействия педагога и обучающегося.
-Программой предусмотрен входящий контроль (анкетирование, тестирование), текущий контроль (практические работы, викторины, и итоговый (тестирование, ролевые игры, викторины)
Принципы обучения, положенные в основу программы.
1) доступности: в программе разработаны методы и формы работы, определяемые возрастными особенностями;
2) гуманизма: занятия проходят с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их особенностей и интересов;
3) наглядности: наглядные пособия используются в процессе бесед, при объяснении заданий; на экскурсиях;
связь теории и практики: все занятия теоретического характера подтверждаются примерами из практической деятельности;
ориентация на потребности личности.
Формы и методы данной программы направлены на улучшение экологии села, на интеллектуальное развитие детей в области биологии, экологии.
Формы обучения:
Программа рассчитана на использование разнообразных форм обучения, среди которых наиболее преобладают групповые (коллективная трудовая деятельность, экскурсии, экологические праздники, экологические акции и т.д.). при проведении праздников часто готовятся разнообразные театральные постановки.
При работе над материалом для конкурсов и викторин необходима индивидуальная работа с каждым из учеников.
Методы обучения.
1) словесный метод обучения: среди словесных методов обучения отдаётся предпочтение беседе, объяснению, эмоциональному рассказу, дискуссии;
2) практические методы: занятия по данной программе включают такие практические методы, как практическая природоохранная работа, мастерская по изготовлению кормушек, фабрика по изготовлению ёлочной икебаны;
3) наглядные: показ опытов, наблюдение;
4) в качестве контроля за усвоением программы используются контрольно диагностические методы (тестирование).
Типы и виды занятий: экскурсии, интеллектуальные игры, усвоение новых знаний, комбинированные занятия, зачёты, практикумы.
Расписание занятий
День недели
Количество часов
Вторник
2 часа
Пятница
2часа
Тематический план. (1 год обучения)
№
п/п
Темы занятий
Количество часов:
Всего:
практически
теоретически
1
Введение
2
2
4
2
Всё о природе
32
30
62
3
Следы древней жизни
8
6
14
4
Дом под крышей голубой
10
8
18
5
Войди в природу другом
34
14
48
Всего:
84
60
144
Учебно-тематический план. (1 год обучения)
№
п/п
Название темы
Количество часов:
Всего:
практически
теоретически
1
Введение
2
2
4
1.1
Инструктаж по ОТ
1
1
2
1.2
Входная диагностика
1
1
2
2
Всё о природе
32
30
62
2.1
Азбука поведения в природе (беседа)
-
1
1
2.2
Экологическая игра «Азбука поведения в природе»
1
-
1
2.3
Праздник каши
1
1
2
2.4
Природа осенью (беседы, экскурсии)
1
1
2
2.5
Природа зимой (беседы, экскурсии)
1
1
2
2.6
Природа весной (беседы, экскурсии)
1
1
2
2.7
Природа летом (беседы, экскурсии)
1
1
2
2.8
Исследовательская работа по итогам экскурсий
2
2
4
2.9
Удивительный мир грибов
1
1
2
2.10
Съедобные грибы нашего леса
1
1
2
2.11
Не съедобные грибы нашего леса
1
1
2
2.12
Исследовательская работа «Грибы»
2
2
4
2.13
Подготовка к празднику «День Журавля».
2
2
4
2.14
Мир комнатных растений.
Уход, пересадка комнатных растений.
Пересадка сенполий. Викторины, цветочная галерея
4
1
2
1
2
1
-
1
6
2
2
2
2.15
Исследовательская работа «Комнатные растения»
2
2
4
2.16
Лекарственные растения
1
1
2
2.17
Природа и мы.
-
2
2
2.18
Акция «Помоги птицам зимой».
Сбор корма, сортировка.
Беседы о зимующих птицах, просмотр фильма.
Изготовление кормушек.
Изготовление и распространение листовок «Помоги птицам зимой»
Праздник «Чтобы птицы пели – это в наших руках»
Создание фотоальбома «Зимующие птицы нашего села»
8
2
1
1
1
2
1
4
-
1
1
1
-
1
12
2
2
2
2
2
2
2.19
Подготовка к конкурсу «Ёлочка живи!»
Конкурс «Ёлочка живи!»
1
1
1
1
4
2
3
Следы древней жизни
8
6
14
3.1
Геологические эры и периоды
1
1
2
3.2
Минералогия как наука
1
1
2
3.3
Понятие – горные породы
1
1
2
3.4
Геологические памятники Ульяновской области
1
1
2
3.5
Палеонтология как наука
1
1
2
3.6
Основные группы ископаемых организмов
2
-
2
3.7
Создание коллекции
1
1
2
4
Дом под крышей
голубой
10
8
18
4.1
Памятники природы на территории Новоспасского района
1
1
2
4.2
Охраняемые территории Ульяновской области
1
1
2
4.3
Редкие растения и животные Ульяновской области
2
2
4
4.3
Редкие растения нашего села
1
1
2
4.4
Редкие животные нашего села
1
1
2
4.5
Исследовательская работа «Редкие растения и животные нашей местности»
2
2
4
4.5
Родники нашего села
2
-
2
5
Войди в природу другом
34
14
48
5.1
Поляна чудес волшебница природа
1
1
2
5.2
Изготовление плакатов, листовок в защиту природы
2
-
2
5.3
Знаете ли вы птиц
1
1
2
5.4
День птиц – праздник весны.
2
-
2
5.5
Операция «Первоцвет»
Первоцветы нашего края.
Викторина «Знаешь ли ты первоцветы», рисунки.
Исследовательская работа «Первоцветы».
Создание альбома первоцветов
6
1
2
2
1
4
1
-
2
1
10
2
2
4
2
5.6
День Земли
1
1
2
5.7
Праздник День Земли
2
-
2
5.8
Экологический утренник «Чудо природы - бабочка»
-
2
2
5.9
Экологическая игра «Счастливый случай»
1
1
2
5.10
Экологическая игра «Лесные репортажи с места событий»
2
-
2
5.11
Экологическая игра «Уроки Айболита»
2
-
2
5.12
Посадка садовых растений на рассаду
2
-
2
5.13
Работа в цветнике
2
-
2
5.14
Дизайн участка
1
1
2
5.15
Уход за рассадой. Работа в теплице.
2
-
2
5.16
Высадка рассады в открытый грунт
2
-
2
5.17
Уход за рассадой в цветнике
2
1
2
5.18
Выпуск газеты «Юный эколог»
1
1
2
5.19
Игра «Крестики нолики» по теме: «Войди в природу другом». Праздник.
2
-
2
Всего:
84
60
144
Содержание программы.
Раздел 1.Введение. Инструктаж по ОТ (4ч.)
Цель:
1.Познакомить обучающихся с программой «Войти в природу другом». 2.Провести инструктаж по охране труда.
Задачи:
Способствовать развитию знаний обучающихся по основным вопросам техники безопасности во время проведения занятий.
Создать условия для формирования познавательного интереса обучающихся по программе «Войти в природу другом».
Способствовать воспитанию у обучающихся бережного отношения к природе родного края.
20-21. Исследовательская работа «Комнатные растения» (2ч.)
22.Лекарственные растения (оформление альбома рисунков о лекарственных растениях)
23-24.Природа и мы. (2ч)
25-28.Акция «Помоги птицам зимой»(4ч.)
Сбор корма, сортировка.
Беседы о зимующих птицах, просмотр фильма. Изготовление кормушек.
29. Распространение листовок «Помоги птицам зимой»
Праздник «Чтобы птицы пели – это в наших руках»
30.Создание фотоальбома «Зимующие птицы нашего села»
31.Подготовка к конкурсу «Ёлочка живи!»
32.Конкурс «Ёлочка живи!»
Знать:
Правила поведения в природе.
Основные «царства» живой природы и их представителей.
Лекарственные растения нашей местности и растения-синоптики.
Уметь:
Работать со справочным материалом и справочниками-определителями.
Раздел 3. «Следы древней жизни» (14 ч.)
Цель: создать условия ознакомления обучающихся с геологическим прошлым села Репьёвки Новоспасского района.
Задачи:
Создать условия для знакомства обучающихся с основами минералогии как науки.
Создать условия для знакомства обучающихся с основами палеонтологии как науки.
Способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся при изучении ископаемых организмов, обитавших на территории села в прошлые геологические эпохи.
Содействовать воспитанию у обучающихся инициативности, согласованности при нахождении общего решения поставленной задачи.
Теория:
1. Геологические эры и периоды.(работа с атласом-определителем, словарём)
2.Минералогия как наука (работа в кабинете географии)
3.Понятие – горные породы (работа с атласом-определителем, словарём)
4.Геологические памятники Ульяновской области (работа с атласом-определителем, словарём)
5.Палеонтология как наука
6. Создание коллекции
Практика:
1. Геологические эры и периоды
2.Минералогия как наука
3.Понятие – горные породы
4.Геологические памятники Ульяновской области
5.Палеонтология как наука
6.Основные группы ископаемых организмов (2 ч.)
7. Создание коллекции
Определение минералов и остатков ископаемых организмов с использованием определителей. Составление коллекции горных пород и ископаемых окаменелостей.
Раздел 4. «Дом под крышей голубой» (18ч.)
Цель: способствовать развитию знаний учащихся о природе с. Репьёвки, лесостепной зоны.
Задачи:
Создать условия для изучения особо охраняемых территорий Ульяновской области.
Содействовать развитию познавательного интереса у обучающихся в процессе наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Способствовать воспитанию у детей чувства бережного отношения к редким растениям и животным.
Теория:
1.Памятники природы на территории Новоспасского района (работа с атласом-определителем, словарём)
2.Охраняемые территории Ульяновской области (работа с атласом-определителем, словарём)
3-4.Редкие растения и животные Ульяновской области (2 ч. Работа с Красной книгой)
5.Редкие растения нашего села
6.Редкие животные нашего села
7-8.Исследовательская работа «Редкие растения и животные нашей местности» (2 ч.выбор темы для исследовательской работы)
Практика:
1.Памятники природы на территории Новоспасского района
2.Охраняемые территории Ульяновской области
3-4.Редкие растения и животные Ульяновской области (2 ч.)
5.Редкие растения нашего села
6.Редкие животные нашего села
7-8.Исследовательская работа «Редкие растения и животные нашей местности» (2 ч.защита исследовательской работы)
9-10. Родники нашего села (2 ч., экскурсия к роднику, очищение территории вокруг родника с привлечением родителей)
Знать:
1.ООТ Ульяновской области;
2.Название редких растений и животных с. Репьёвки Новоспасского района
Уметь:
1. Работать со справочниками-определителями.
2. Определять основные классы животных
3. Наблюдать основные изменения в природе.
Раздел 5. «Войти в природу другом» (46 ч.)
Цель: способствовать развитию природоохранной деятельности с обучающимися.
Задачи:
1. Содействовать расширению знаний обучающихся о первоцветах своей местности.
2. Способствовать развитию трудолюбия, экологической культуры.
3.Создать условие для воспитания бережного отношения к природе, неравнодушия к проблеме окружающего мира.
Теория:
1.Поляна чудес волшебница природа
2. Знаете ли вы птиц? Викторина
3.Подготовка к празднику День птиц – праздник весны.(подбор стихов. пословиц, материала для презентации про перелётных птиц)
4.Викторина «Знаешь ли ты первоцветы» (работа с энциклопедиями, атласами-определителями)
5-6.Исследовательская работа «Первоцветы» (2 ч.выбор темы исследовательской работы, сбор материала)
7.Создание альбома первоцветов. (рисунки «Первоцветы нашего села»)
8.День Земли
9.Подготовка праздника «День Земли» (подбор стихов. пословиц, материала для презентации)
10-11.Подготовка к утреннику «Чудо природы - бабочка» (2 ч. подбор стихов. пословиц, материала для презентации про разнообразный мир бабаочек)
12.Подготовка к экологической игре «Счастливый случай»
13.Подготовка к экологической игре «Лесные репортажи с места событий»
14.Подготовка к экологической игре «Уроки Айболита»
Практика.
1.Поляна чудес волшебница природа
2-3.Изготовление плакатов, листовок в защиту природы
(Распространение листовок)
(2 ч.)
4.Знаете ли вы птиц (подготовка к викторине, работа с энциклопедией)
5-6.День птиц – праздник весны.
(2 ч.)
7.Первоцветы нашего края.
8.Викторина «Знаешь ли ты первоцветы», рисунки.
9-10.Исследовательская работа «Первоцветы».
11-12.Создание альбома первоцветов
(2 ч.)
(2 ч.)
13-14.Праздник День Земли
(2 ч.)
15-16.Экологический утренник «Чудо природы - бабочка» подбор стихов.
(2ч.)
17.Экологическая игра «Счастливый случай»
18-19.Экологическая игра «Лесные репортажи с места событий»
(2 ч.)
20-21.Экологическая игра «Уроки Айболита»
(2 ч.)
22-23.Посадка садовых растений на рассаду
(2 ч.)
24-25.Работа в цветнике
(2 ч.)
26.Дизайн участка
27-28.Уход за рассадой. Работа в теплице.
(2 ч.)
29-30.Высадка рассады в открытый грунт
(2 ч.)
31-32.Уход за рассадой в цветнике
(2 ч.)
Экскурсия в природу. Экологические десанты по уборке парка и цветника, территории школы.
Формы контроля. Викторина «Знаете ли вы птиц?»
Работа с карточками (определение первоцветов)
Оформление газеты «Первоцветы – цветы весны»
Оформление газеты «Юный эколог»
Самостоятельная работа. Посадка кустарников и цветов. Посадка комнатных растений.
Знать:
1. Примерные сроки прилёта различных птиц.
2. Даты основных экологических праздников.
3.Первоцветы нашей местности.
Уметь:
1. Сажать кустарники и цветы, эстетично оформлять клумбы
2. Грамотно вести себя в природе.
Входная диагностика
Задачи:
1.Изучение теоретических основ экологического образования и воспитания и опыта передовых педагогов в данной области;
2.Изучение уровня экологического образования младших школьников.
Детям был предложен вопросник, выявляющий уровень экологических знаний учащихся, их отношение к природе.
Вопросник.
Что такое природа?
Что природа даёт человеку?
Назовите охраняемые растения нашей области.
Какие животные внесены в Красную книгу нашей страны?
Как взаимодействуют в природе живые организмы?
Какие лекарственные растения ты знаешь?
Как ты оцениваешь состояние окружающей среды в нашей местности?
Как человек разрушает среду?
Что могут сделать люди для охраны окружающей среды?
Анализ полученных данных убедил меня в необходимости создания условий, способствующих повышению уровня экологической культуры младших школьников.
Ф.И. уче
ни
ка
Показатели экологической воспитанности
Сум
ма бал
лов
Уровень экологи
ческой воспитан
ности
Глубина и систематичность знаний
Понима
ние многосторонней ценности природы
Сформирован
ность и разнообразие экологических уме
ний и навыков
Проявление интере
са к экологическим пробле
мам.
Инициативность и актив
ность природоохран
ной деятельности.
Убеждён
ность в охране приро
ды.
От 30 до 21 балла высокий уровень
21-19 -средний уровень
19-17 –ниже среднего
17 и ниже- низкий уровень
Вопросы на установление причинно- следственных связей
Почему нужно охранять природу?
Природа – источник чего?
Что будет, если исчез
нет вода? (умение прогнозировать)
Какаие книги ты любишь читать?
Какие любишь смотреть телепередачи?
Кто может принес
ти кормушку для птиц?
Проводится игра «Экологический экспресс» по 5 станциям: «Угадай-ка», «В мире животных», «В мире растений», «Экологическая», «Театральная».
4 балла, если все задания выполнены
3 балла, если не выполнено 1 задание
1-2 балла
Уровень экологической воспитанности оценивается по данным таблицы и результатам игры.
Высокий уровень – учащиеся имеют глубокие системные знания о природе и главным образом о взаимосвязях в ней, развитые экологические убеждения, широкий круг экологических природоохранных умений. Понимают многообразную ценность природы, проявляют устойчивый интерес (читают литературу, смотрят телевизор, занимаются в кружках). Проявляют инициативу и творчество в природоохранной деятельности.
Средний уровень – наличие определённых экологических убеждений, недостаточно систематичны и глубоки знания, сформирован некоторый арсенал природоохранительных умений, учащиеся понимают ценность природы, но интерес не устойчивый. Участвуют в природоохранной деятельности, но недостаточно осознают её значимость.
Низкий уровень – низкая степень осознания экологических проблем. Не проявляет заметного интереса. Имеет поверхностные элементарные знания. Проявляет потребительское отношение к природе.
Для оценки эффективности предложенной системы подобранного материала, форм, методов, влияющих на формирование экологической культуры младших школьников, мною в процессе обучения были использованы следующие методики:
1.«Экологический светофор»
С помощью этой методики можно развивать:
представления детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности
умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно)
расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.
Оборудование.
Набор из цветных кружков (красного, желтого, зеленого) для каждого ученика.
Набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека на природе.
Ход игры.
Все участники получают по три кружка: красный, желтый, зеленый. Учитель поясняет, что каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, желтый – предупреждает, а зеленый – разрешает.
Можно вывесить таблицу, напоминающую о значении цветов – сигналов экологического светофора.
Запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей
Предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе
Разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным
Учитель зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить этот поступок, подняв по сигналу учителя один из имеющихся кружков, - включить тот или иной сигнал светофора.
Методика может проводиться как коллективная игра и как индивидуальная работа по карточкам – на полученных карточках дети рисуют кружок соответствующего цвета. По количеству правильных и неправильных ответов определяется победитель. Нерешенные задачи – предмет специального обсуждения в группе.
Важное значение имеет наблюдение педагога за детьми по ходу выполнения ими заданий игры. В ряде случаев необходимо выслушать ребят, чтобы уточнить, почему был выбран тот или иной сигнал.
Примеры рисунков-заданий:
1. рисование с натуры 2. бытовые отходы в реке
3. выхлопные газы автомобилей 4. рубка леса
5. ухаживать за растениями 6. лечить домашних животных
7. тушить пожар в лесу 8. Помогать животным
9. сажать деревья 10. сбрасывать отходы в водоем
«Радости и огорчения»
С помощью данной методики выявляется место природы в системе ценностных ориентаций младших школьников.
Методика опирается на проведение прогулки в природу. После беседы, напоминающей детям об их путешествии в природу, каждый ребенок получает карточку с двумя вопросами:
Что тебя больше всего порадовало во время прогулки?
Что тебя больше всего огорчило во время прогулки?
Вопросы могут быть сформулированы с большим акцентом на эмоции ребенка:
Когда во время прогулки ты сильнее всего чувствовал радость?
Когда во время прогулки ты сильнее всего огорчался?
При анализе ответов можно пользоваться схемой:
Фамилия, имя
Радости и огорчения
Связанные с
самим
собой
Связанные с другими людьми
Эстетического характера, связанные с природой
Этического характера, связанные с природой
Более объективный и богатый будет тот материал, который основан на анализе нескольких путешествий.
3.«Письмо зеленому другу»
Методика помогает не только определить готовность учащихся начальных классов помогать природе и заботиться о ней, но и развивает у них чувство сострадания, сопереживания представителям растительного и животного мира.
Ребенок вводится в следующую ситуацию:
«Представь себе, что где-то в глубине леса (парка) растет небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц – поют, суетятся, дерутся… и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга – человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо…»
далее учитель предлагает детям: «Напишите деревцу. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждет. Подумайте, о чем ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами».
Методика может быть проведена как небольшое сочинение, лучше – с игровыми элементами.
Хорошо, если во время прогулки в парк ребята найдут каждый свое деревце, сумеют поговорить с ним и сделают что-то полезное для него.
Проводя методику, нужно соотносить ее с возрастными особенностями младших школьников. Так, в 1-м классе оно может быть составлено устно, коллективно, а во время прогулки больше внимания уделяется общению ребенка с растениями. Использование данной методики в 3-м классе предполагает конкретную практическую природоохранную деятельность ребят – заботу о своем друге.
4.«Природа благодарит и сердится»
Методика позволяет выявить отношение младших школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с ней.
После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в природу, восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:
Напиши, за что природа могла бы сказать тебе спасибо:
Рассердиться на тебя:
При анализе детских работ необходимо обратить внимание на следующее:
Что преобладает в детских ответах в графе «Природа благодарит» – перечисление норм и правил поведения в природе (например, не будем рвать листья, ломать ветки) или примеры практической экологически ориентированной деятельности (например, соберем мусор, будем подкармливать птиц). Очевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию защитника природы.
Приводят ли дети в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу.
Как часто в графе «Природа сердится» проявляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей (не кормим птиц и др.). Эти ответы также говорят об активной позиции ребенка как защитника природы. Оказание помощи природе – норма поведения личности (в отличие от нормы «не причинять природе вреда»).
Какие нормы и правила взаимодействия с природой, а также практические дела дети выдвигают на первый план.
6. «Хоровод», «Новоселы»
Ребенку предлагается рисунок, на котором изображены в хороводе колокольчик, заяц, грибок, другие представители растительного и животного мира и человечек. Ребенку предлагается участвовать в хороводе в образе человечка. Ему дается задание: поставить кого-нибудь в центр круга.
По методике «Новоселы» детям предлагается расселить изображенных на рисунке представителей растительного и животного мира по трем домикам. В числе новоселов и сам ребенок, работающий с методикой.
В зависимости от возраста дети по-разному отвечают, так как постепенно у ребенка формируется осознанное отношение к окружающему миру, он начинает выделять себя из окружающей среды.
Диагностика экологического воспитания под ред . М.А. Васильевой, В.В, Гербовой, Т.С. Комаровой, разработанная Н. Б. Вешининой, проводится по 6 основным направлениям экологического воспитания: умение объяснять экологические связи в природе, умение ухаживать за растениями , знания о жизни на земле, в земле, в воздухе, знания о растительности леса, луга, сада, поля, знания о птицах, домашних и диких животных, Красной книги, знания о природе родного края. По каждому направлению проводятся диагностические задания, которые представлены в виде вопросов, игр, упражнений.
За ответы на диагностические задания выставляются баллы:
3 балла – ребенок безошибочно и правильно делает диагностическое задание
2 балла – ребенок затрудняется выполнять диагностические задания, при выполнении требуются дополнительные инструкции воспитателя, дает ответ не полный, затрудняется ответить на дополнительные задания
1 балл – ребенок не может выполнить диагностическое задание, затрудняется выполнить задание, имеет слабые представления, допускает много ошибок, не устанавливает причинно-следственные связи, не может обосновать свой ответ.
После проведения диагностических заданий баллы по каждому направлению суммируются и определяется уровень освоения программы по экологическому воспитанию:
Н - Низкий уровень- ребенок плохо освоил программу, набрал по диагностическим заданиям 8-12 баллов
С - Средний уровень – ребенок хорошо освоил программу, набрал по диагностическим заданиям 10-15 баллов
В - Высокий уровень ребенок освоил программу полностью, набрал по диагностическим заданиям 16-18 баллов
нг- начало учебного года
кг – конец учебного года
Диагностическая карта по экологическому
№ п\п
Виды полученных знаний умений и навыков
Умение объяснить экологические связи в природе
Умение ухажи
вать за растениями
Знания о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе
Знания о расти
тельнос
ти леса, луга, сада, поля
Знания о птицах, животных, Красной книги
Знания о природе родного края
Итого
Итого
Имя ребёнка
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Вывод.
Диагностика «Древо желаний» В.С. Юркевич
Диагностика проводится с группой детей из 15 человек
Цель: изучение познавательной активности детей
Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя, куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.
Анализ ответов
Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности. Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.
Диагностическая карта по методике «Древо желаний» В.С. Юркевич
Диагностика проводилась с группой детей из 15 человек
Цель: выявить предпочтения ребенка в выборе деятельности.
Ребенку демонстрируются картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: 1 – игровая; 2 – чтение книг; 3 – изобразительная; 4 – детское экспериментирование; 5 –труд; 6 – конструирование.
Затем ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе, за первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.
Результаты оформляются в таблицу:
Оценка результатов методики «Выбор деятельности»
Игро
вая
Чтение книг
Изобразительная
Детское экспериментирование
Труд
Конструирование
Имя ребенка
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Итого баллов
Вывод.
Текущий контроль
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Теоретические знания
Имеет слабые представления о некоторых понятиях в области экологии, имеет представление о содержании деятельности экологического клуба. Затрудняется в определении биологических групп растений и животных, не находит связей между ними. Знает элементарные правила поведения в природе и наблюдения за живыми объектами. Знает домашних животных и некоторые комнатные растения и основные правила ухода за ними. Знаком с отдельными способами использования природного материала для изготовления поделок.
Знаком с некоторыми понятиями в области экологии, с содержанием деятельности экологического клуба. Знает отдельные биологические группы растений и животных, знает некоторые связи между ними. Знает отдельные правила поведения в природе и наблюдения за живыми объектами. Знает домашних животных и распространённые комнатные растения и основные правила ухода за ними. Знаком с отдельными способами использования природного материала для изготовления поделок.
Знает некоторые понятия в области экологии, знаком с содержанием деятельности экологического клуба. Знает основные биологические группы растений и животных, знает некоторые связи между ними. Знает основные правила поведения в природе и наблюдения за живыми объектами. Знает домашних животных и распространённые комнатные растения и правила ухода за ними. Знает способы использования природного материала для изготовления поделок.
Владение специальной терминологией
Не употребляет специальные термины.
Избегает употреблять специальные термины. При их употреблении допускает ошибки.
Употребляет специальные термины, при их употреблении допускает незначительные ошибки.
3.Практические умения и навыки, предусмотренные программой.
Владеет некоторыми навыками наблюдения за живыми объектами природы, не причиняя им вреда. В отдельных случаях правильно ведёт себя в природе. Имеет некоторые навыки использования природного материала для изготовления поделок. Умеет соблюдать основные правила ухода за домашними животными и комнатными растениями.
Владеет навыками наблюдения за живыми объектами природы. В отдельных случаях правильно ведёт себя в природе, иногда может дать оценку деятельности человека в природе.
Имеет навыки использования природного материала для изготовления поделок. Умеет соблюдать основные правила ухода за домашними животными и комнатными растениями.
Владеет навыками наблюдения за живыми объектами природы, бережного обращения с ними, навыками экспериментальной деятельности. Правильно ведёт себя в природе, иногда может дать оценку деятельности человека в природе. Владеет навыками использования природного материала для изготовления поделок. Умеет соблюдать основные правила ухода за домашними животными и комнатными растениями.
4.Творческие навыки.
Ребёнок может выполнять лишь простейшие задания педагога.
Ребёнок выполняет задания по образцу.
Выполняет практические задания с элементами творчества.
5.Самостоятельность
Ребёнок испытывает затруднения в выполнении практических заданий, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога.
Выполняет практические задания с помощью педагога.
Не испытывает особых затруднений при выполнении практических заданий, отдельные задания может выполнять самостоятельно.
Итоговый контроль
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
1.Теоретические знания
Знаком с некоторыми понятиями в области экологии, допускает ошибки. Знает отдельные биологические группы растений и животных, не находит связей между ними. Знает отдельные правила поведения в природе и наблюдения за живыми объектами. Знает домашних животных и некоторые комнатные растения и основные правила ухода за ними. Знаком с отдельными способами использования природного материала для изготовления поделок.
Знает основные понятия в области экологии, иногда допускает незначительные ошибки. Знает основные биологические группы растений и животных, знает некоторые связи между ними, умеет их находить. Знает основные правила поведения в природе и наблюдения за живыми объектами. Знает домашних животных и распространённые комнатные растения и основные правила ухода за ними. Знает способы использования природного материала для изготовления поделок.
Знает основные понятия в области экологии, не допускает ошибок. Знает биологические группы растений и животных, знает некоторые связи между ними, умеет их находить. Знает правила поведения в природе и наблюдения за живыми объектами. Знает домашних животных и распространённые комнатные растения и правила ухода за ними. Знает способы заготовки и использования природного материала для изготовления поделок.
Владение специальной терминологией
Избегает употреблять специальные термины. Изредка употребляет специальные термины, сочетая специальную терминологию с бытовой.
Употребляет специальные термины, при их употреблении допускает незначительные ошибки.
Употребляет специальные термины осознанно и в полном соответствии с их содержанием.
Практические умения и навыки, предусмотренные программой.
Владеет некоторыми навыками наблюдения за живыми объектами природы, не причиняя им вреда. В отдельных случаях правильно ведёт себя в природе, иногда может дать оценку деятельности человека в природе. Имеет некоторые навыки использования природного материала для изготовления поделок. Умеет соблюдать основные правила ухода за домашними животными и комнатными растениями.
Владеет навыками наблюдения за живыми объектами природы. В большинстве случаях правильно ведёт себя в природе, может дать оценку деятельности человека в природе.
Имеет навыки использования природного материала для изготовления поделок. Умеет соблюдать основные правила ухода за домашними животными и комнатными растениями.
Владеет навыками наблюдения за живыми объектами природы, бережного обращения с ними, навыками экспериментальной деятельности. Правильно ведёт себя в природе, иногда может дать оценку деятельности человека в природе. Владеет навыками использования природного материала для изготовления поделок. Умеет соблюдать основные правила ухода за домашними животными и комнатными растениями.
Творческие навыки
Ребёнок может выполнять лишь простейшие задания педагога.
Ребёнок выполняет задания по образцу.
Выполняет практические задания с элементами творчества
Самостоятельность
Ребёнок испытывает затруднения в выполнении практических заданий, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога.
Выполняет практические задания с помощью педагога.
Не испытывает особых затруднений при выполнении практических заданий, отдельные задания может выполнять самостоятельно.
Литература для учителя.
Воспитание – 98. Выпуск 1 . Памятка для педагогов дополнительного образования. Методический сборник (Составитель И.А.Костева) – Ульяновск: ИПКПРО, 1998 год
Е.А. Гринёва. Л.П.Максимова, Л.А.Черных «Мир вокруг нас 1 класс»: методическое пособие для четырёхлетней начальной школы./ Под редакцией Е.А.Гринёвой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2003 год.
Географическое краеведение: учебное пособие для 6-9 классов общеобразовательных учреждений/ Под общей редакцией Н.В.Лобиной. – Ульяновск: УИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2007год.
Л.М.Егорова, Е.П.Коробкова и др. «Экология для детей»:1-2 часть – Ульяновск: 1997 год.
А.А.Плешаков «От земли до неба»: атлас-определитель/ 9-е издание-М:. Просвещение, 2008 год.
Л.Ф.Павленко «Экологическая сказка»: Методические рекомендации.- Ульяновск УИПКПРО, 2002 год.
7.Цветкова И.В.Экология дляначальной школы. Игры и проекты. Ярославль: Академия развития, 2009 г.
Литература для детей
В. Бианки «Чей нос лучше?» Рассказы и сказки. Москва «Детская литература», 2005 год.
Ю. Дмитриев «Хитрецы, невидимки и разные родители». Москва «Детская литература», 2005 год.
«Времена года».Стихи и рассказы о природе, загадки. Москва «Детская литература», 2007 год.
Энциклопедия «Я познаю мир». Москва Астрель, 2006 год
Энциклопедия. Большая серия знаний «Бионика», Москва Мир книги, 2006 год.
Энциклопедия. Большая серия знаний «Планета Земля», Москва Мир книги, 2006 год.
В.Чаплина «Питомцы зоопарка» Москва «Стрекоза-Пресс» 2010 год.