Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖОК «Всё знаю, всё умею»
НАПРАВЛЕНИЕ общеинтелллектуальное
Срок реализации 1 год
Возраст обучающихся 6-8 лет
Разработала студентка Ш-31 гр.
Шорохова А. К.
Ейск, 2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа направлена на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы. Программа «Всё знаю, всё умею» была составлена на основании программы Н. В. Глухих «Эрудит».
Актуальность данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентного ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что влечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Цель: способствовать созданию условий для формирования предметных, коммуникативных, социальных компетентностей.
Задачи:
Выявление коммуникативной культуры школьников.
Выявление и поддержка одаренных детей.
Развитие устной и письменной речи.
Развитие индивидуальных способностей учащихся.
Развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников.
Принципы:
Принцип системности: учет всех элементов, условий, факторов при все видах информационной деятельности.
Принцип креативности: воспитание творческого начала.
Принцип вариативности: широкий спектр видов форм и способов организации внеурочной деятельности.
Принцип прочности: не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению, подогревать интерес обучающихся.
Принцип оптимальности: сочетание различных методов, средств и форм организации внеурочной деятельности.
Программа «Всё знаю, всё умею» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в возрасте 6-8 лет.
Срок реализации данной программы 1 год.
Формы занятий:
По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая.
По особенностям коммуникативных взаимодействий: практикум, тренинг, интеллектуальная и деловая игра, экскурсия.
По дидактической цели: вводные занятия, практические занятия, комбинированные формы.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
Целостное восприятие окружающего мира.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества.
Метапредметные:
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поиского характера.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами процесса.
Предметные:
Приобретение начального опыта знаний окружающего мира для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Использование приобретенных знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений.
УУД:
Личностные: сформировать у детей любознательность.
Регулятивные: Определение цели учебной деятельности.
Познавательные: умение отбирать информацию.
Коммуникативные: умений договариваться друг с другом.
Форма подведения итогов реализации программы: конкурс «Умники и умницы».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Название раздела, темы
Всего часов
Теорет.
Практич.
1
Раздел 1. Правила поведения в школе
1
1.1
Игра «Мы - школьники»
1
1
2
Раздел 2. Правила дорожного движения
1
2.1
Игра «Дети и дорога»
1
1
3
Раздел 3. Природа вокруг нас
6
3.1
Викторина «В мире насекомых»
1
1
3.2
Игра «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
1
1
3.3
Конкурс загадок об осени
1
1
3.4
Конкурс загадок о природе. Поделки из природных материалов.
2
1
1
3.5
Как жили наши бабушки. Экскурсия в краеведческий музей.
1
1
4
Раздел 4. Логика. Задания на внимание
4
4.1
Логика. Решение кроссвордов
2
1
1
4.2
Игра «Геометрический конструктор»
1
1
4.3
Игра «Что изменилось?»
1
1
5
Раздел 5. Познавательные игры и задания
9
5.1
Игра «Путешествие в страну Сказка»
1
1
5.2
Игра «Все работы хороши – выбирай на вкус»
2
1
1
5.3
Просмотр презентации «Из глубины веков»
1
1
5.4
Игра – путешествие «Полет на Марс»
1
1
5.5
Занятие «История появления часов»
1
1
5.6
Животный мир Пустыни. Просмотр презентации. Викторина
3
2
1
6
Раздел 6. Интеллектуальные игры
3
6.1
Игра «Буква потерялась»
1
1
6.2
Игра «Самый смекалистый»
1
1
6.3
Моя коллекция
1
1
7
Раздел 7. Занимательная математика и геометрия
3
7.1
Математика – царица наук. Викторина
2
1
1
7.2
Математические лабиринты
1
1
8
Раздел 8. Литературные викторины и конкурсы
5
8.1
Игровое занятие «Сказка – ложь, да в ней намек…»
1
1
8.2
Ребусы
1
1
8.3
Видеовикторина «Времена года»
1
1
8.4
Беседа «День Победы». Конкурс рисунков «Мы за мир»
2
1
1
9
Раздел 9. Проектная деятельность
2
9.1
Мой домашний питомец
1
1
9.2
Конкурс «Умники и умницы»
1
1
Всего:
34
9
25
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Раздел 1. Правила поведения в школе (1 час)
Тема 1. Игра «Мы – школьники» - пословицы и поговорки о школе и знаниях, которые надо будет закончить, загадки о школе, вопросы про школу и правила поведения в школе (1 ч).
Раздел 2. Правила дорожного движения (1 час)
Тема 1. Игра «Дети и дорога». В ней будут правила дорожного движения, викторина о них (1 ч).
Раздел 3. Природа вокруг нас (6 часов)
Тема 1. Викторина «В мире насекомых» - вопросы про разные виды насекомых (1 ч).
Тема 2. Игра «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - вопросы про природные явления (1 ч).
Тема 3. Конкурс загадок об осени: дети будут придумывать загадки об осени (1 ч).
Тема 4. Конкурс загадок о природе; поделка из природных материалов – дети будут придумывать загадки про осень, будет проводиться выставка поделок из природных материалов (2 ч).
Тема 5. Экскурсия в краеведческий музей «Как жили наши бабушки» (1 ч).
Раздел 4. Логика. Задания на внимание (4 часа)
Тема 1. Логика; решение кроссвордов: рассказ про логику, решение кроссвордов (2 ч).
Тема 2. Игра «Геометрический конструктор» будут вопросы про геометрические фигуры, их свойствах и т.д. (1 ч)
Тема 3. Игра «Что изменилось?» - разные картинки на внимательность, картинки «Найди отличия» и т.д. (1 ч)
Раздел 5. Познавательные игры и занятия (9 часов)
Тема 1. Игра «Путешествие в страну Сказка» будут вопросы про персонажей из разных сказок и вопросы по сюжету разных сказок (1 ч).
Тема 2. Игра «Все работы хороши – выбирай на вкус»: знакомство с разными профессиями, вопросы по разным профессиям (2 ч).
Тема 3. Просмотр презентации «Из глубины веков»: история российского государства с самого его образования (1 ч).
Тема 4. Игра-путешествие «Полет на Марс»: рассказ про планеты Солнечной системы, викторина по планетам (1 ч).
Тема 5. Занятие «История появления часов»: рассказ про разные виды часов и как они появились (1 ч).
Тема 6. Животный мир пустыни; просмотр презентации; викторина: рассказ про пустыню, животный и растительный мир пустынь; вопросы про пустыню, ее флору и фауну (3 ч).
Раздел 6. Интеллектуальные игры (3 часа)
Тема 1. Игра «Буква потерялась» - игра на внимательность, в которой будут слова, в которые надо будет правильно поставить букву и соединить части слов (1 ч).
Тема 2. В игре «Самый смекалистый» будут задания с подвохом, логические задачи (1 ч).
Тема 3. Проект «Моя коллекция» - создание каждым учащимся альбома с коллекцией разных интеллектуальных игр (1 ч).
Раздел 7. Занимательная математика и геометрия (3 часа)
Тема 1. «Математика – царица наук»; викторина – рассказ про математику, из каких разделов состоит (2 ч).
Тема 2. «Математические лабиринты» - решение примеров, для того, чтобы найти выход из лабиринта (1 ч).
Раздел 8. Литературные викторины и конкурсы (5 часов)
Тема 1. Игровое занятие «Сказка – ложь, да в ней намек» - вопросы по сказкам, определение воспитательного и познавательного значения (1 ч).
Тема 2. Ребусы – ребусы по сказкам и персонажам, определение сюжета этих сказок (1 ч).
Тема 3. Видеовикторина «Времена года» - вопросы про времена года, стихотворения и сказки, где присутствует упоминание про какое-нибудь время года (1 ч).
Тема 4. Беседа «День Победы»; конкурс рисунков «Мы за мир» - рассказ про 9 мая, Великую Отечественную войну; выставка и конкурс рисунков «Мы за мир» (1 ч).
Раздел 9. Проектная деятельность (2 часа)
Тема 1. Проект «Мой домашний питомец» - рассказ про домашнее животное, выставка рисунков домашних животных обучающихся (1 ч).
Тема 2. Конкурс «Умники и умницы» - закрепление полученных знаний по всем разделам (1 ч).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№
Наименование объекта и средств материально-технического обеспечения
Технические средства обучения
1.
Компьютер
2.
Проектор
3.
Интерактивная доска
Учебно- практическое оборудование
4.
Бумага А3, А4
5.
Цветная бумага
6.
Фломастеры
7.
Клей
8.
Ножницы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2015.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2016 г.
Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2017 г.
Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2015 г.
Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-на Дону. 2017 г.
Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2015г.