kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Народное творчество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности включает в себя пояснительную записку, цели и задачи, подробное тематическое планирование, особенности организации работы, список литературы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Народное творчество"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №54»







Принято

на Педагогическом совете

Протокол от 27.08.2020 №


Утверждаю

и.о. директора МБОУ «СОШ №54»

Т.В. Татаринова

приказ от 27.08.2020 №









Рабочая программа

Внеурочной деятельности

Духовно-нравственного направления

«Народная культура»











Составители: Бердюгина И.Н.,

учитель начальных классов







Барнаул 2020

I Пояснительная записка

1.Общие положения

Программа составлена на основе:

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010u/;

-Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образовании (в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)».

2.Место предмета

Курс внеурочной деятельности « Народное культура» входит в обязательную часть федерального образовательного стандарта начального общего образования и согласно учебного плана МБОУ «СОШ № 54» изучается в1 классе 1 час в неделю; всего 33 часа

3. Цели и задачи





Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Народная культура» (автор Л.Н. Михеева) для 1 -4 классов разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классов под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011год.

Данная программа предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.

Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».

Общая характеристика

В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.

Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной

форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.

Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.

Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель – «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремесла русского народа.

Организация данной деятельности направлена на:

1. Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.

2. Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.).

3. Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.

4. Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.

5. Формирование интереса к народному творчеству.

6. Воспитание патриотизма и гражданственности.

7. Развитие эстетического вкуса.







Цель и задачи программы:

приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Задачи:· знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I) ;

· Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;

· Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;

· Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;

· Формирование чувства национального достоинства.

Место факультатива в учебном плане. Программа рассчитана на 33 ч (1 ч в неделю).

Изменения, внесённые в программу и их обоснование:

В первом классе 1 час для вводного занятия.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу срока обучения учащиеся должны:

· Иметь четкие представления о быте русского народа в различные времена;

· Знать русские народные праздники, промыслы, песни, загадки, пословицы, танцы, игры;

· Осознавать необходимость духовно- нравственного развития человека.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива

В результате освоения программы формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

1. Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.

2. Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.

4. Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Особенности содержания

Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

1. личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

2. природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

3. педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);

4. культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).

Содержание программы

1. Старинный русский быт.

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. Учёба. Школа.

2. Новый русский быт (со времён Петра I)

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. Усадьба. Дворянские особняки. Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.

3. Русские народные праздники.

Зимушка-зима. Новый год. Рождество, Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.

4. Русские народные промыслы.

Керамика Гжели. Хохлома и Жостово. Павловопосадские шали. Вятская и Богородская игрушка.

5. Русские народные игры.

6. Русские народные песни для детей.

7. Народные танцы.

Примерное планирование тем по классам

1 класс

Русские народные праздники.

2класс

Русские народные промыслы. Русские народные игры. Русские народные песни и танцы.

3 класс

Старинный русский быт.

4 класс

Новый русский быт (со времён Петра I).

Формы занятий: беседы, игры, просмотр кинофильмов, презентаций, творческие конкурсы, праздники, экскурсии, участие в проведении национально-культурных праздников, встречи с представителями творческих профессий, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры, посещение выставок.









Календарно-тематическое планирование







Тема занятия



Содержание

Количество часов


Моя родословная


1

Вводное занятие. Понятие о родословной.

У меня есть своя история. Понятие родословной.

1

2

Моя семья.

Моя семья.

1

3

Поколение, потомки, предки.

Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки».

1

4

Родословное древо.

Родословное древо.

1

5

Практическое значение родословных в прошлом.

Нужно ли знать свою родословную?

1

6

Составление родословного древа семьи.

Какие события прошлого отразились в истории моей семьи.

1


Я и моё имя



7

«Кто я?» «Где живу?»

Географические названия – свидетели прошлого.

1

8

Что означают наши имена.

Знакомство с историей возникновения имён.

1

9

Как родители выбирают имя ребёнку.

Происхождение современных имён

1

10

Имена и прозвища в Древней Руси.

Имя и прозвище.

1

11

Откуда к нам пришли наши имена.

Влияние различных культур на проникновение имён.

1

12

Тайны наших имён.

Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена.

1

13

Имя и ангел – хранитель.

Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины.

1

14

Моя фамилия. Моё отчество.

История возникновения фамилий и отчеств.

1

15

Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом.

Историческое прошлое семьи.

1

16

«Говорящие» фамилии.

Что могут рассказать фамилии о прошлом.

1


История моей семьи



17

Профессии моих родителей.

Профессии.

1

18

Мои братья и сёстры.

Степени родства в семье.

1

19

Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники.

Степени родства в семье.

1

20

Кто, кому и кем доводится.

Степени родства в семье.

1

21

Мои прабабушка и прадедушка.

Связь поколений.

1

22

Профессии моих предков.

Профессии предков.

1


Семейные обязанности и традиции



23

Что мы знаем о традициях.

Знакомство с понятием «традиции».

1

24

Мир семейных увлечений.

Увлечения моей семьи.

1

25

Семейные обязанности.

Обязанности членов семьи.

1

26

Семейные традиции.

Какие традиции в моей семье.

1

27

Фамильный герб и фамильный девиз.

Знакомство с символами семьи: гербом и девизом. Правила составления гербов.

1

28

Итоговое занятие «Мы не свалились с Луны»

Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи.

1

29-33

Резерв


5









Литература:

1. Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах». Москва, всесоюзное издательство «Советский композитор», 1986 г.

2. В. Владимиров, А. Лагутин «Музыкальная литература». Москва, издательство «Музыка», 1992 г.

3. Н.И. Журавленко «Уроки музыки и пения 1-3 классы», Минск, «Полиграфмаркет», 1998 г.

4. Т.Е. Вендрова «Воспитание музыкой», Москва, «Просвещение», 1991 г.

5. М. Давыдова, И. Агапова «Музыкальные вечера в школе», Москва, «Рольф», 2001 г.

6. Г.Г. Овдиенко, Л.Н. Цаплина «Смешное и грустное на школьной сцене», Москва, «Издат-школа 2000», 1999 г.

7. Т.С. Максимова «Поурочные планы по музыке по программе Д.Б. Кабалевского» 2, 3, 4 классы. Волгоград, издательство «Учитель», 2005 г.

8. Т.И. Бахметьева, Г.Т. Соколова «Детские частушки, шутки, прибаутки», Ярославль, «Академия развития», 1997 г.

9. Е.И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества», Москва, «Аквариум», 1999 г.

Интернет-ресурсы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Народное творчество"

Автор: Бердюгина Ирина Николаевна

Дата: 31.08.2021

Номер свидетельства: 586088

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Рабочая программа -  Внеурочная деятельность.  Народное искусство и художественное творчество. 1-8 класс "
    ["seo_title"] => string(114) "rabochaia-proghramma-vnieurochnaia-dieiatiel-nost-narodnoie-iskusstvo-i-khudozhiestviennoie-tvorchiestvo-1-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "172871"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423892795"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация программы внеурочной деятельности "Радужный мир" "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-proghrammy-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-raduzhnyi-mir"
    ["file_id"] => string(6) "228288"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441212457"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Программа внеурочной деятельности «Лепка из соленого теста». "
    ["seo_title"] => string(67) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-liepka-iz-solienogho-tiesta"
    ["file_id"] => string(6) "112423"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408611805"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Программа внеурочной деятельности "Театральная студия "Непоседы"" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatral-naia-studiia-nieposiedy-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "194796"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427813109"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество" "
    ["seo_title"] => string(143) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-vnieurochnaia-dieiatiel-nost-v-shkolie-narodnoie-iskusstvo-i-khudozhiestviennoie-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "205794"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430032763"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства