Программа внеурочной деятельности "Народное творчество"
Программа внеурочной деятельности "Народное творчество"
Программа внеурочной деятельности включает в себя пояснительную записку, цели и задачи, подробное тематическое планирование, особенности организации работы, список литературы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Народное творчество"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №54»
Принято
на Педагогическом совете
Протокол от 27.08.2020 №
Утверждаю
и.о. директора МБОУ «СОШ №54»
Т.В. Татаринова
приказ от 27.08.2020 №
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
Духовно-нравственного направления
«Народная культура»
Составители: Бердюгина И.Н.,
учитель начальных классов
Барнаул 2020
I Пояснительная записка
1.Общие положения
Программа составлена на основе:
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010u/;
-Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образовании (в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)».
2.Место предмета
Курс внеурочной деятельности « Народное культура» входит в обязательную часть федерального образовательного стандарта начального общего образования и согласно учебного плана МБОУ «СОШ № 54» изучается в1 классе 1 час в неделю; всего 33 часа
3. Цели и задачи
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Народная культура» (автор Л.Н. Михеева) для 1 -4 классов разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классов под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011год.
Данная программа предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.
Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.
Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».
Общая характеристика
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.
Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной
форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.
Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.
Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель – «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремесла русского народа.
Организация данной деятельности направлена на:
1. Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.
2. Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.).
3. Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.
приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Задачи:· знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I) ;
· Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;
· Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;
· Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;
· Формирование чувства национального достоинства.
Место факультатива в учебном плане. Программа рассчитана на 33 ч (1 ч в неделю).
Изменения, внесённые в программу и их обоснование:
В первом классе 1 час для вводного занятия.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу срока обучения учащиеся должны:
· Иметь четкие представления о быте русского народа в различные времена;
· Знать русские народные праздники, промыслы, песни, загадки, пословицы, танцы, игры;
· Осознавать необходимость духовно- нравственного развития человека.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива
В результате освоения программы формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
1. Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.
2. Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.
4. Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Особенности содержания
Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
1. личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
2. природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
3. педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
4. культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).
Содержание программы
1. Старинный русский быт.
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. Учёба. Школа.
2. Новый русский быт (со времён Петра I)
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. Усадьба. Дворянские особняки. Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.
3. Русские народные праздники.
Зимушка-зима. Новый год. Рождество, Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.
4. Русские народные промыслы.
Керамика Гжели. Хохлома и Жостово. Павловопосадские шали. Вятская и Богородская игрушка.
5. Русские народные игры.
6. Русские народные песни для детей.
7. Народные танцы.
Примерное планирование тем по классам
1 класс
Русские народные праздники.
2класс
Русские народные промыслы. Русские народные игры. Русские народные песни и танцы.
3 класс
Старинный русский быт.
4 класс
Новый русский быт (со времён Петра I).
Формы занятий: беседы, игры, просмотр кинофильмов, презентаций, творческие конкурсы, праздники, экскурсии, участие в проведении национально-культурных праздников, встречи с представителями творческих профессий, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры, посещение выставок.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Содержание
Количество часов
Моя родословная
1
Вводное занятие. Понятие о родословной.
У меня есть своя история. Понятие родословной.
1
2
Моя семья.
Моя семья.
1
3
Поколение, потомки, предки.
Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки».
1
4
Родословное древо.
Родословное древо.
1
5
Практическое значение родословных в прошлом.
Нужно ли знать свою родословную?
1
6
Составление родословного древа семьи.
Какие события прошлого отразились в истории моей семьи.
1
Я и моё имя
7
«Кто я?» «Где живу?»
Географические названия – свидетели прошлого.
1
8
Что означают наши имена.
Знакомство с историей возникновения имён.
1
9
Как родители выбирают имя ребёнку.
Происхождение современных имён
1
10
Имена и прозвища в Древней Руси.
Имя и прозвище.
1
11
Откуда к нам пришли наши имена.
Влияние различных культур на проникновение имён.
1
12
Тайны наших имён.
Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена.
1
13
Имя и ангел – хранитель.
Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины.
1
14
Моя фамилия. Моё отчество.
История возникновения фамилий и отчеств.
1
15
Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом.
Историческое прошлое семьи.
1
16
«Говорящие» фамилии.
Что могут рассказать фамилии о прошлом.
1
История моей семьи
17
Профессии моих родителей.
Профессии.
1
18
Мои братья и сёстры.
Степени родства в семье.
1
19
Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники.
Степени родства в семье.
1
20
Кто, кому и кем доводится.
Степени родства в семье.
1
21
Мои прабабушка и прадедушка.
Связь поколений.
1
22
Профессии моих предков.
Профессии предков.
1
Семейные обязанности и традиции
23
Что мы знаем о традициях.
Знакомство с понятием «традиции».
1
24
Мир семейных увлечений.
Увлечения моей семьи.
1
25
Семейные обязанности.
Обязанности членов семьи.
1
26
Семейные традиции.
Какие традиции в моей семье.
1
27
Фамильный герб и фамильный девиз.
Знакомство с символами семьи: гербом и девизом. Правила составления гербов.
1
28
Итоговое занятие «Мы не свалились с Луны»
Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи.
1
29-33
Резерв
5
Литература:
1. Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах». Москва, всесоюзное издательство «Советский композитор», 1986 г.
2. В. Владимиров, А. Лагутин «Музыкальная литература». Москва, издательство «Музыка», 1992 г.
3. Н.И. Журавленко «Уроки музыки и пения 1-3 классы», Минск, «Полиграфмаркет», 1998 г.
4. Т.Е. Вендрова «Воспитание музыкой», Москва, «Просвещение», 1991 г.
5. М. Давыдова, И. Агапова «Музыкальные вечера в школе», Москва, «Рольф», 2001 г.
6. Г.Г. Овдиенко, Л.Н. Цаплина «Смешное и грустное на школьной сцене», Москва, «Издат-школа 2000», 1999 г.
7. Т.С. Максимова «Поурочные планы по музыке по программе Д.Б. Кабалевского» 2, 3, 4 классы. Волгоград, издательство «Учитель», 2005 г.