Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Узнаём сами"»
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Узнаем сами»
Личностные универсальные учебные действия:
• ценностно-смысловая ориентация учащихся;
• нравственно-этическое оценивание;
• действие смыслообразования;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение выражать свои мысли;
• разрешение конфликтов, постановка вопросов;
• планирование совместной деятельности;
• управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• целеполагание;
• волевая саморегуляция;
• коррекция;
• оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
• умение структурировать знания;
• смысловое чтение;
• выделение и формулирование учебной цели;
• планирование деятельности для достижения результата.
Логические:
• анализ объектов;
• синтез, как составление целого из частей;
• классификация объектов;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровеньрезультатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровеньрезультатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровеньрезультатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
1. Самостоятельность работы над проектом
2. Актуальность и значимость темы
3. Полнота раскрытия темы
4. Оригинальность решения проблемы
5. Артистизм и выразительность выступления
6. Раскрытие содержание проекта в презентации
7. Использование средств наглядности, технических средств.
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
• основным этапам организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
• познавать окружающий мир (наблюдения, эксперименты);
• использовать источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Обучающийся получит возможность научиться:
• выделять объект исследования;
• разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
• выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
• работать в группе;
• пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
• вести наблюдения окружающего мира;
• планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание
Формы организации
Виды деятельности
Тема: Сказки.
Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке).
Герои сказок в лепке.
Герои сказок в рисунках.
Создание костюмов для сказочных персонажей.
Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.
Создание собственных сказок.
Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».
Волшебная книга сказок и фантастических историй.
Выставка книг, рисунков, поделок
Трудовой десант «Город мастеров»
Инсценировка сказки в классе, школе
Выставка коллажей
Викторины
Групповая защита проектов
Собирают информацию в разных источниках и рассказывают о животных. Выбирают тему по группам
Рисуют героев сказок. Пишут текст печатными буквами к книге.
Лепят героев сказок. Создают костюмы с помощью аппликации.
Инсценируют сюжет из сказки.
Работают группами над созданием собственных сказок.
Изготавливают сказочные домики из бумаги. Собирают из деталей коллаж.
Рассказывают историю создания книг. В группах придумывают фантастические истории. Создают группами свою книжку и художественно оформляют свои книги.
Под руководством учителя оформляют собранный материал в виде проекта.
Защищают группами свои проекты «Книги сказок».
Тема: Узоры.
Узоры в Древней Руси.
Закономерности в узорах.
Узоры на зданиях.
Узоры на одежде.
Узоры на посуде.
Узоры на оружии.
Узоры в оформлении книг.
Магические узоры.
Этическая беседа.
Викторины, познавательные игры
Выставка работ
Групповая защита проектов
Рассматривают иллюстрации узоров Древней Руси. Рисуют русские избы, украшают с помощью узоров. Рисуют и украшают узорами одежду. Рисуют и украшают узорами посуду, оружие. Украшают свои книги. Рисуют магические узоры–обереги чувашского народа. Отвечают на вопросы викторины об узорах .
Под руководством учителя оформляют собранный материал в виде проектов и защищают группами свои проекты «Узоры».
Вышивка с узорами.
Энциклопедия узоров.
Украшение класса узорами.
Демонстрация моделей одежды с узорами.
Выставка оружия с узорами и реконструкция боя.
Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды с узорами.
Исследование: «Узоры в истории нашего края».
Коллекция узоров, созданных в графическом редакторе.
Программа создания узоров на компьютере.
Викторины, познавательные игры
Трудовой десант «Город мастеров
Экскурсия в Музей вышивки
Экскурсия в Национальный музей
Выставка поделок
Групповая защита проектов
Собирают информацию в разных источниках о чувашской вышивке. Вышивают чувашские узоры .
Украшают класс узорами. Рисуют модели кукол в чувашских костюмах. Демонстрируют приемы боя.
Лепят из глины посуду и украшают узорами.
Познают окружающий мир родного края через различные источники.
Выбирают тему исследования, составляют план работы над проектом.
Раскрывают содержание проектов в презентациях.
Тема: Игры народов России и мира.
Игры наших дедушек и бабушек (для использования на школьной перемене)
Сезонные игры народов Чувашии
Сезонные игры народов разных регионов России и мира
Игры с семейной тематикой: в дом, в дочки-матери, в свадьбу и др.
Образовательная экскурсия в Национальный музей.
Групповые игры
Ролевые игры
Групповая защита проектов
Расспрашивают бабушек и дедушек об их играх.
Играют на переменах в эти игры.
Играют в игры народов разных регионов России и мира.
Играют в ролевые игры.
Самостоятельно выбирают тему проекта.
Собирают информацию о сезонных играх чувашей в разных источниках, систематизируют материал и оформляют работу под руководством учителя.
Тема: Семейная культура.
Моя родословная
Наш семейный альбом
Рецепты домашней кухни
Фотовыставка
Конкурс на лучшее оформление родословной семьи
Конкурс на лучшее блюдо
Защита проектов
Собирают информацию о родословной своей семьи: расспрашивают своих родственников. Рисуют родословное древо своей семьи и представляют его в виде презентации.
Оформляют семейный альбом «Моя родословная».
Готовят совместно с родителями любимое блюдо.
Оформляют проектную работу о своей семье и родословной семьи под руководством учителя и защищают ее .
Тема: Россия и мир на карте
Имена родного края
История в названиях рек, морей, океанов
Прошлое в названиях городов России
История в названиях городов мира
Викторины
Разгадывание кроссвордов
Познавательные игры
Групповая защита проектов
Перечисляют имена родного края. Работают со словарями, ищут значения имен. Отвечают на вопросы викторины. Рассказывают о происхождении названий рек, морей, океанов, читают энциклопедии. Разгадывают кроссворды. Играют в познавательные игры на знание рек, городов.
Перечисляют названия городов мира, России.
Оформляют проектную работу под руководством учителя и защищают ее группами.
Тема: Человек и семья
Терминология родства.
Традиция наречения имени в культуре народов моего края.
Традиционные детские игрушки народов моего края.
Традиционная свадьба и народные детские игры в свадьбу.
Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье.
«Старый и малый» в культуре народов моего края.
Полезные вещи для себя и родных.
Секреты, которые не знали наши бабушки.
Возрождение искусства бисероплетения.
Этическая беседа
Выставка игрушек
Инсценировка свадьбы в классе
Ролевые игры
Демонстрация вещей быта
Выставка изделий бисероплетения
Защита детских исследовательских проектов
Изучают историю своей семьи: расспрашивают своих родителей. Работают со словарями, рассказывают о значении имен своего родного края.
Лепят игрушки родного края.
Играют в ролевые игры.
Самостоятельно подбирают, систематизируют материал о свадьбах народов мира.
Играют в игры народов разных регионов России и мира.
Рассказывают о традициях родного края и оформляют под руководством учителя список использованной литературы
Готовят экспонаты для выставки.
Рассказывают о технике бисероплетения, изготавливают изделия из бисера. Оформляют проектную работу под руководством учителя и защищают ее группами.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Тематическое планирование
1 год обучения
№
п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
1
Вводное занятие.
1
2
Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку)
1
3
Наблюдение как способ выявления проблем.
1
4
Выдвижение идеи (мозговой штурм)
1
5
Творческий проект «Поздравление с днем учителя»
1
6
Игры народов России и мира.
Проект «Настольные игры».
2
7
Человек и семья.
Проект «Полезные вещи для себя и родных»
2
8
Развитие умений задавать вопросы.
Проект «Загадки»
2
9
Узоры. Проект «Новогодний наряд»
6
10
Человек и семья. Проект "Секреты, которые не знали наши бабушки. Возрождение искусства бисероплетения"
7
11
Сказки. Проект "Волшебная книга сказок и фантастических историй"
8
12
Итоговое занятие. Подведение итогов.
1
Итого:
33
2 год обучения
№
п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
1
Вводное занятие.
1
2
Семейная культура Проект «Наш семейный альбом»
3
3
Сказки. Проекты:
«Герои сказок в лепке».
«Герои сказок в рисунках».
Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».
5
4
Узоры.
Украшение класса узорами.
Узоры на посуде.
Узоры в оформлении книг.
8
5
Игры народов России и мира.
Проекты: «Игры наших дедушек и бабушек» (для использования на школьной перемене).
Игры с семейной тематикой: в дом, в дочки-матери, в свадьбу и др.
5
6
Россия и мир на карте. Проекты; «Имена родного края».
«История в названиях рек, морей, океанов»
4
7
Человек и семья.
Проекты: «Традиционные детские игрушки народов моего края».
«Традиция наречения имени в культуре народов моего края».
«Полезные вещи для себя и родных».
7
8
Итоговое занятие. Подведение итогов.
1
Итого:
34
3 год обучения
№
п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
1
Вводное занятие.
1
2
Семейная культура Проект «Рецепты домашней кухни»
3
3
Сказки.
Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке).
Создание костюмов для сказочных персонажей.
Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.
8
4
Узоры.
Закономерности в узорах.
Вышивка с узорами.
Энциклопедия узоров.
6
5
Игры народов России и мира.
Проект «Сезонные игры народов нашего края»
4
6
Россия и мир на карте.
Проект «Прошлое в названиях городов России»
3
7
Человек и семья.
Проекты: «Полезные вещи для себя и родных».
«Старый и малый» в культуре народов моего края».
8
8
Итоговое занятие. Подведение итогов.
1
Итого:
34
4 год обучения
№
п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
1
Вводное занятие.
1
2
Семейная культура. Проект «Моя родословная»
4
3
Сказки.
Проекты: «Постановка спектакля по мотивам одной из сказок».
«Создание собственных сказок».
8
4
Узоры.
Узоры в Древней Руси.
Демонстрация моделей одежды с узорами.
Магические узоры.
Узоры на оружии.
7
5
Игры народов России и мира.
Проект «Сезонные игры народов разных регионов России и мира»
4
6
Россия и мир на карте.
Проект «История в названиях городов мира»
3
7
Человек и семья.
«Полезные вещи для себя и родных»,
«Традиционная свадьба и народные детские игры в свадьбу»,