В рамках изучения внеурочной деятельности «Узнаем сами» вводится программа «Разговор о правильном питании»
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, введенного с 1 января 2010 г. (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373), п. 19.7 предусматривает необходимость разработки образовательным учреждением программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты.
- На вкус и цвет товарищей нет.
- Как правильно накрыть стол.
Раздел программы | Содержание раздела | Формы организации | Виды деятельности |
1 класс Тема 1. Учимся делать проекты (8ч.) | Знакомство с понятием «проект». Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Учимся правильно задавать вопросы. Понятие «тема исследования». Выдвижение гипотез. Источники информации. Главное и второстепенное. | Беседа, фронтальная работа | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
Тема 2. Я и моё имя.(4ч.) | Влияние различных культур на проникновение имён. Знакомство с историей возникновения имён. Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена. Коллективный проект “Поляна дружных имен” | Индивидуальная работа | Формулировать собственное мнение и позицию. |
Тема 3. Портфолио.(4ч.) | Что такое портфолио. Форма и разделы портфолио. Оформление и заполнение портфолио | Работа в парах | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
Тема 4. Растения. (10ч.) | Растение фасоль (горох). Семена. Условия, необходимые для прорастания семян (тепло, почва, влага и солнечный свет). Технология выращивания фасоли (гороха). Выгонка луковичных растений. Выбор темы школьного проекта. Защита проекта. | Работа в группах | Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов |
Тема 5. Сказки. (7ч.) | Устное народное творчество. Русские народные сказки. Сказка «Курочка Ряба».Сказка «Репка». Сказка «Мужик и медведь». Сказка « Бобовое зернышко». Сказка «Журавль и цапля». Выбор темы коллективного проекта: “Моя любимая сказка”, “Сочиняем сказку”, “Театрализация сказки”. | Беседа, работа в сменных парах, сюжетно-ролевые игры | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. – 1ч. | Систематизация и обобщение знаний детей по курсу «Я исследователь». Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся. | Индивидуальная работа | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
2 класс Тема 1. Воздух и атмосферное давление (8ч.). | Воздух. Тормозящее воздействие воздуха. Ветер – движущийся воздух. | Беседа, эксперименты, фронтальная работа | Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов Практические задания на развитие наблюдательности. |
Тема 2. Погода. (8ч).. | Понятие о погоде и климате. Последовательная смена погоды в течение года. Необходимость систематического изучения погоды и климата своей местности, района, области и страны. Знакомство с элементами погоды. Понятия: «температура, облачность, осадки, ветер». Наблюдаем за облаками. Температура воздуха (термометр). Осадки. Типы осадков. Направление ветра. Флюгер и компас. Исследовательский проект «Наблюдение за погодой». | Беседа, эксперименты, фронтальная работа | Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
Тема 3. Индивидуальные проекты (10ч.). | Выбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы. Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования. Определение предмета и объекта исследования и их формулирование. Выбор литературы. Наблюдение и экспериментирование. Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок. Составление плана выступления. Выступление с проектами. | Индивидуальная работа, эксперименты, совместная работа с родителями | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
Тема 4. Плавание и погружение (7ч.). | Какие предметы плавают. Выявление свойства предмета, которое определяет, утонет он или нет. Материалы, из которых можно построить плот. Проект «Строим плот». Вытеснение воды. | Беседа, эксперименты, фронтальная работа | Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов |
Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. – 1ч. | Систематизация и обобщение знаний детей детей по курсу «Я исследователь». Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся. | Индивидуальная работа | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
3 класс Тема 1. Воздух и атмосферное давление (8ч.). | Сжатый воздух. Исследование нагретого воздуха. История об опытах первых полетов братьев Монгольфье. Свойства нагретого воздуха. Кислород, содержащийся в воздухе. Способы борьбы с пожаром (создание памятки по пожарной безопасности). | Беседа, эксперименты, фронтальная работа | Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
Тема 2. Плавание и погружение (8 ч.) | Плавание и погружение сплошных тел. Что происходит с водой, когда в нее погружается предмет? Вытеснение воды. Сила выталкивания. Понятия «Вода давит» и «Вода вытесняется». Понятия «Вес тянет» и «Вода выталкивает». | Беседа, эксперименты, фронтальная работа | Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов Практические задания на развитие наблюдательности. |
Тема 3. Индивидуальные проекты (10ч.). | Выбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы. Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования. Определение предмета и объекта исследования и их формулирование. Выбор литературы. Наблюдение и экспериментирование. Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок. Составление плана выступления. Выступление с проектами. | Индивидуальная работа, эксперименты, работа с привлечением родителей | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
Тема 4. Моя родословная.(7ч.) | У меня есть своя история. Понятие родословной. Моя семья. Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки». Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. Сбор информации о своей семье (моя родословная). Составление книги «Тайна имени», оформление презентации «Моя родословная». | работа с привлечением родителей | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. – 1ч. | Систематизация и обобщение знаний детей по курсу «Я исследователь». Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся. | Индивидуальная работа | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
4 класс Тема 1. Воздух и атмосферное давление (8ч.). | Воздух. Давление воздуха. Открытие вакуума Отто фон Герике . Способы создания относительного вакуума. Давления воздуха в различных опытах. Первые предсказания погоды Отто фон Герике (резиновый барометр). Зависимость атмосферного давления от высоты. Вакуум. | Беседа, эксперименты, фронтальная работа | Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
Тема 2. Плавание и погружение (8ч.). | Плотность. Вес и объем. Сотношение между объемом и весом (массой). Выталкивание, плотность, вытеснение. | Беседа, эксперименты, фронтальная работа | Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов Практические задания на развитие наблюдательности. |
Тема 3. Индивидуальные проекты (10ч.). | Выбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы. Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования. Определение предмета и объекта исследования и их формулирование. Выбор литературы. Наблюдение и экспериментирование. Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок. Составление плана выступления. Выступление с проектами. | Индивидуальная работа, эксперименты, работа с привлечением родителей | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
Тема 4. Школьная страна (7ч.) | Проведение фотосессии: учащихся класса, сценок из школьной жизни, школьного здания и внутреннего интерьера. Оформление электронного фотоальбома о школьной жизни. | Беседа, эксперименты, фронтальная работа | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. – 1ч. | Систематизация и обобщение знаний детей по курсу «Я исследователь». Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся. | Индивидуальная работа | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
Дата план | Дата факт | №п/п | Тема занятия(раздела) | Кол-во часов |
| | | Тема 1. Учимся делать проекты. | 8ч. |
| | -
| Что такое проекты. | 1 |
| | -
| Что такое проблема. | 1 |
| | -
| "Как задавать вопросы?" | 1 |
| | | Как выбрать тему исследования? | 1 |
| | -
| Наблюдение и наблюдательность. | 1 |
| | -
| Что такое гипотеза. | 1 |
| | -
| Источники информации. | 1 |
| | -
| Учимся выделять главное и второстепенное. | 1 |
| | | Тема 2. Я и моё имя. | 4 |
| | -
| Откуда к нам пришли наши имена. | 1 |
| | -
| Что означают наши имена. | 1 |
| | -
| Работа над проектом «Тайна наших имен» | 1 |
| | -
| Защита проекта. | 1 |
| | | Тема 3. Портфолио. | 4 |
| | -
| Выбор формы и структуры портфолио. | 1 |
| | -
| Оформление титульного листа. Оформление листа «Мое Имя, моя семья». | 1 |
| | -
| Оформление листа «Мои увлечения», «Мои любимые школьные предметы» | 1 |
| | -
| Оформление листа "Мои достижения","Работы, которыми я горжусь". | 1 |
| | | Тема 4. Растения. | 10 |
| | -
| Вводное занятие. «Можно ли вырастить фасоль зимой? ». Самые полезные продукты | 1 |
| | -
| Зачем растениям семена? Плох обед, если хлеба нет | 1 |
| | -
| Знакомство с абиотическими факторами | 1 |
| | 20-21 | Исследовательская работа. Посадка фасоли. | 2 |
| | 22-25 | Работа над исследованием. | 4 |
| | 26 | Подведение итогов работы. Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты. | 1 |
| | | Тема 5. Сказки. | 7 |
| | -
| Устное народное творчество. Народные сказки. Всякому овощу свое время | 1 |
| | -
| «Не в золоте счастье». Сказка «Курочка Ряба». | 1 |
| | -
| «В дружной работе все равны». Сказка «Репка». Что надо есть, чтобы стать сильнее | 1 |
| | -
| «Птице – крылья, человеку разум». Сказка «Мужик и медведь». Если хочешь быть здоров | 1 |
| | -
| «Жизнь дана на добрые дела». Сказка «Бобовое зернышко». Как правильно есть | 1 |
| | -
| «Умел ошибиться, умей и поправиться». Сказка «Журавль и цапля». Как сделать кашу вкусной | 1 |
| | -
| Сочиняем сказки, загадки. На вкус и цвет товарищей нет. | 1 |
| | -
| Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. Творческий отчет портфолио в форме выставки. | 1 |
Дата план | Дата факт | №п/п | Тема занятия(раздела) | Кол-во часов |
| | | Тема 1. Воздух и атмосферное давление | 8 |
| | -
| Знакомство с мини лабораторией «Воздух и атмосферное давление» | 1 |
| | -
| Воздух занимает место. Первое наблюдение. | 1 |
| | 3. | Воздух тормозит движение - сборка парашюта. | 1 |
| | 4-5. | Воздух тормозит движение - сборка парусной машины. | 2 |
| | -
| Ветер - это движущийся воздух; воздух может перемещать предметы. | 1 |
| | -
| Ветер - это движущийся воздух; воздух может приводить предметы в движение. | 1 |
| | -
| Подведение итогов работы. Если хочешь быть здоров | 1 |
| | | Тема 2. Погода. | 8 |
| | -
| Что такое погода. Каждому овощу свое время | 1 |
| | -
| Как измеряют температуру? Учимся определять температуру воздуха. | 1 |
| | -
| Наблюдения над облачностью. Учимся определять степень облачности | 1 |
| | 12 | Осадки. Измеряем осадки. Где найти витамины весной | 1 |
| | 13 | Наблюдения за ветром. Приборы для определения силы и направления ветра. Учимся определять направление ветра. | 1 |
| | 14-15 | Исследовательский проект «Наблюдение за погодой». Самые полезные продукты | 2 |
| | 16 | Моя лучшая работа. | 1 |
| | | Тема 3. Индивидуальные проекты. | 10 |
| | -
| Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | 1 |
| | -
| Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 1 |
| | -
| Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 1 |
| | -
| Предмет и объект исследования. | 1 |
| | -
| Отбор литературы по теме исследования. | 1 |
| | -
| Наблюдение и экспериментирование. | 1 |
| | -
| Обработка и анализ всех полученных данных. | 1 |
| | -
| Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 1 |
| | -
| Подготовка публичного выступления. Проект «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты» | 1 |
| | -
| Защита исследования. | 1 |
| | | Тема 4. Плавание и погружение | 7 |
| | -
| Знакомство с мини лабораторией «Плавание и погружение». Как утолить жажду | 1 |
| | -
| «Что плавает - что тонет?» | 1 |
| | -
| «Почему один нож плавает, а другой нет?» | 1 |
| | -
| «Строим плот из различных материалов» | 2 |
| | -
| «Что происходит с водой, когда в нее что-нибудь погружают?» | 1 |
| | 32-33. | «Почему при погружении различных предметов уровень воды поднимается по-разному?» | 1 |
| | 34. | Подведение итогов работы. Проект «Что надо есть, чтобы стать сильнее» | 1 |
Дата план | Дата факт | №п/п | Тема занятия(раздела) | Кол-во часов |
| | | Тема 1. Воздух и атмосферное давление | 8 |
| | -
| Сжатый воздух. | 1 |
| | -
| Сжатый воздух - история велосипеда | 1 |
| | -
| Что происходит со сжатым нагретым воздухом? | 1 |
| | | Теплый воздух поднимается вверх - воздушный шарик с нагретым воздухом. | 1 |
| | -
| Нагретый воздух поднимается и приводит в движение предметы. | 1 |
| | -
| Кислород, содержащийся в воздухе, очень важен. | 1 |
| | -
| Способы борьбы с пожаром. | 1 |
| | -
| Подведение итогов работы. Из чего состоит наша пища | 1 |
| | | Тема 2. Плавание и погружение. | 8 |
| | -
| «Что плавает - что погружается?». | 1 |
| | -
| «Как получается, что огромный, тяжелый корабль из металла не тонет в воде?» | 1 |
| | -
| «Что происходит с водой, когда в нее что-нибудь погружают?» | 1 |
| | -
| «Как вода действует на корабль, когда его спускают на воду?» | 1 |
| | 13-14 | «Изготовление пластилиновых лодок» Установление связи между понятиями «Вода давит» и «Вода вытесняется» | 2 |
| | -
| Игра «Противоборство». Взаимосвязь между понятиями «Вес тянет» и «Вода выталкивает» | 1 |
| | -
| Подведение итогов работы. Как правильно питаться, если заниматься спортом | 1 |
| | | Тема 3. Индивидуальные проекты. | 10 |
| | -
| Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | 1 |
| | -
| Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 1 |
| | -
| Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 1 |
| | -
| Предмет и объект исследования. | 1 |
| | -
| Отбор литературы по теме исследования | 1 |
| | -
| Наблюдение и экспериментирование | 1 |
| | -
| Обработка и анализ всех полученных данных | 1 |
| | -
| Работа в компьютерном классе. Оформление презентации | 1 |
| | -
| Подготовка публичного выступления. Проект «Дары моря» | 1 |
| | -
| Защита исследования. Проект «Где и как готовят пищу» | 1 |
| | | Тема 4. Моя родословная | 7 |
| | -
| Вводное занятие. Понятие о родословной. | 1 |
| | 28-29. | Моя семья. Как правильно накрыть стол. Как правильно вести себя за столом | 2 |
| | 30-31. | Поколение, потомки, предки. | 2 |
| | 32-33. | Составление родословного древа семьи. | 2 |
| | 34. | Моя лучшая работа. «Кулинарное путешествие» по России | 1 |
Дата план | Дата факт | №п/п | Тема занятия(раздела) | Кол-во часов |
| | | Тема 1. Воздух и атмосферное давление | 8 |
| | -
| Имеет ли воздух массу? Воздушный океан. | 1 |
| | -
| Мы изучаем "ничто". | 1 |
| | -
| Открытие вакуума Отто фон Герике -магдебургские полушария. | 1 |
| | | Знакомство с действием давления воздуха в различных опытах . | 1 |
| | -
| Первые предсказания погоды Отто фон Герике – барометр. | 1 |
| | -
| Атмосферное давление изменяется с высотой | 1 |
| | -
| Вакуум полезен: хранение продуктов питания. Где и как готовят пищу | 1 |
| | -
| "Волшебные опыты" - давление воздуха. | 1 |
| | | Тема 2. Плавание и погружение. | 8 |
| | -
| Понятие плотность. | 1 |
| | -
| «Что плавает - что тонет?» | 1 |
| | -
| «Почему железо тонет, а воск плавает?» | 1 |
| | -
| «Почему железо тонет, а воск плавает?» | 1 |
| | -
| «Почему корабль плавает, а металлический брусок тонет?» | 1 |
| | 14-15. | Изготовление кораблика из разных материалов. | 2 |
| | 16. | Заключительное занятие. Подведение итогов работы. | 1 |
| | | Тема 3. Индивидуальные проекты. | 10 |
| | -
| Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | 1 |
| | -
| Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 1 |
| | -
| Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 1 |
| | -
| Предмет и объект исследования. | 1 |
| | -
| Отбор литературы по теме исследования. | 1 |
| | -
| Наблюдение и экспериментирование. Проект «Из чего состоит наша пища» | 1 |
| | -
| Обработка и анализ всех полученных данных. | 1 |
| | -
| Работа в компьютерном классе. Оформление презентации | 1 |
| | -
| Подготовка публичного выступления. Проект «Молоко и молочные продукты» | 1 |
| | -
| Защита исследования. Проект «Что и как можно приготовить из рыбы» | 1 |
| | | Тема 4. Школьная страна | 7 |
| | 27-28. | Моя школа | 2 |
| | 29-30. | Мой класс | 2 |
| | 31-33. | Оформление электронного фотоальбома | 3 |
| | 34. | Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. | 1 |