Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-4 классов»
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области
«Областной детский санаторий для больных туберкулёзом»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для учащихся 3-4 классов
Школа грамотеев
2019
I.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Школа грамотеев»
Направленность курса на формирование умения учиться позволяет заложить основу работы над достижением таких личностных результатов, как:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Содержание и построение курса дает возможность углубленно заниматься достижением таких метапредметныхрезультатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, как:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания модели изучаемых объектов и процессов;
- использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение логическими действиями анализа, сравнения, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно–следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты
К концу четвертого класса обучающийся научится:
- группировать звуки по заданному основанию;
- группировать слова по заданному принципу;
- проводить фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму;
- находить информацию и располагать ее в алфавитном порядке;
- анализировать заданную схему состава слова и подбирать, моделировать слова заданного состава;
- различать синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы и неологизмы;
- подбирать максимальное количество слов с опорой на словарь;
-видеть лексикологические и фразеологические единицы русского языка в учебном и художественном текстах;
- использовать в речи фразеологизмы с учетом их стилистических особенностей, моделировать фразеологические единицы;
- составлять устные и письменные тексты.
-определять наличие изученных орфограмм в словах;
- объяснять написание слов, соотносить звучание и написание слова;
- анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях;
- использовать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать в практической деятельности слова с противоположным и близким значением, изобразительные, выразительные средства языка;
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски
- работать с различными видами словарей.
- оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.
II. Содержание курса внеурочной деятельности «Школа грамотеев» с указанием форм организации и видов деятельности
3 класс - «Занимательное словообразование»
4 класс - «Занимательная лингвистика»
Формы проведения занятий:
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.
Путешествие в страну слов.
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова». Игра «Найди лишнее слово».
Чудесные превращения слов.
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ-загадка.
В гостях у слов родственников.
Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний об отличительных признаках слов - родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Добрые слова
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Экскурсия в прошлое
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Новые слова в русском языке.
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».
Встреча с зарубежными друзьями.
Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов - пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Синонимы в русском языке
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.
Слова- антонимы
Знакомство со словами - антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Омонимы в русском языке и их роль
Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите...». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Крылатые слова
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».
В королевстве ошибок.
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?»
В стране Сочинителей.
Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.
Искусство красноречия.
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Праздник творчества и игры.
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Трудные слова.
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Анаграммы и метаграммы.
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка).
Шарады и логогрифы.
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов-ответов.
Откуда пришли наши имена.
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Занимательное словообразование.
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
КВН по русскому языку.
4-й класс «Занимательная лингвистика»
Фонетика и орфоэпия (3ч)
Что такое орфоэпия?
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Что такое фонография или звукозапись?
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности - фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Звуки не буквы!
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Звучащая строка.
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Банты и шарфы.
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.
«Пигмалион» учит орфоэпии.
Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.
Кис- кис! Мяу!, или Кое-что о звукоподражаниях.
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «
Лексикология(14ч)
Имена вещей.
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.
О словарях энциклопедических и лингвистических.
Понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
В царстве смыслов много дорог.
Знакомство с многозначными словами, словами - омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов - омонимов».
Как и почему появляются новые слова?
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Многозначность слова.
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.
Об одном и том же разными словами.
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.
Как возникают названия.
Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.
Слова - антиподы.
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Фразеологические обороты.
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Словари «чужих» слов.
Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Капитан и капуста.
Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
«Он весь свободы торжество».
Исследование языковых особенностей произведений А. С. Пушкина. Знакомство с понятием «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Мы говорим его стихами.
Понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Слова, придуманные писателями.
Работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально-авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Слова, уходящие и слова - новички.
Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Словарь языка Пушкина.
Особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
Смуглая Чернавка.
Особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Значение древнерусских имен.
Паронимы, или «ошибкоопасные» слова.
Знакомство с понятием «паронимы». Виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .
Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».
Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Виды паронимов и способы их образования.
Какой словарь поможет избежать ошибок?
Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
Словарь- грамотей.
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Научная этимология.
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.
Какие бывают имена?
Знакомство с наукой «ономастика», с традиционными кличками животных на Руси. Способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Древнерусские имена.
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
Отчество и фамилия.
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
III. Тематическое планирование
3 класс
№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
1
Сказочное царство слов. Путешествие в страну Слов.
ССлов.СлоСлов.Слов.
1
2
Чудесные превращения слов. В гостях у слов-родственников.
1
3
1
4
1
5
Добрые слова.
1
6
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.
1
7
Новые слова в русском языке.
1
8
Встреча с зарубежными друзьями.
1
9
Синонимы в русском языке. Слова - антонимы.
1
10
Слова - омонимы. Крылатые слова.
1
11
В королевстве ошибок.
1
12
В стране Сочинителей. Искусство красноречия.
1
13
Праздник творчества и игры.
1
14
Трудные слова. Анаграммы и метаграммы.
1
15
Шарады и логогрифы.
1
16
Откуда пришли наши имена.
1
17
Занимательное словообразование. КВН по русскому языку.
1
класс
№
п/п
Тема занятия
Количество часов
Фонетика и орфоэпия (3ч)
1
Что такое орфоэпия? «Пигмалион» учит орфоэпии.
1
2
Что такое фонография или звукозапись? Кис-кис! Мяу!, или Кое-что о звукоподражаниях.
1
3
Звуки не буквы! Звучащая строка. Банты и шарфы.
1
Лексикология (14ч)
4
Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических.
1
5
В царстве смыслов много дорог.
1
6
Как и почему появляются новые слова? Многозначность слова.
1
7
Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.
1
8
Об одном и том же - разными словами.
1
9
Как возникают названия. Слова - антиподы.
1
10
Фразеологические обороты. Словари «чужих» слов. Капитан и капуста.
1
11
«Он весь свободы торжество». Мы говорим его стихами.
1
12
Слова, придуманные писателями. Словарь языка Пушкина. Смуглая Чернавка.
1
13
Слова, уходящие и слова - новички. Научная этимология.
1
14
Паронимы, или «ошибкоопасные слова». Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».
1
15
Какой словарь поможет избежать ошибок? Словарь-грамотей.
1
16
Какие бывают имена? Древнерусские имена. Отчество и фамилия.
1
17
Надо ли останавливаться перед зеброй?
1
№
п/п
Дата
Тема занятия
Количество
часов
план
факт
1
Сказочное царство слов. Путешествие в страну Слов.
ССлов.СлоСлов.Слов.
1
2
Чудесные превращения слов. В гостях у слов-родственников.
1
5
Добрые слова.
1
6
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.
1
7
Новые слова в русском языке.
1
8
Встреча с зарубежными друзьями.
1
9
Синонимы в русском языке. Слова - антонимы.
1
10
Слова - омонимы. Крылатые слова.
1
11
В королевстве ошибок.
1
12
В стране Сочинителей. Искусство красноречия.
1
13
Праздник творчества и игры.
1
14
Трудные слова. Анаграммы и метаграммы.
1
15
Шарады и логогрифы.
1
16
Откуда пришли наши имена.
1
17
Занимательное словообразование. КВН по русскому языку.
1
№
п/п
Дата
Тема занятия
Количество часов
план
факт
Фонетика и орфоэпия (3ч)
1
Что такое орфоэпия? «Пигмалион» учит орфоэпии.
1
2
Что такое фонография или звукозапись? Кис-кис! Мяу!, или Кое-что о звукоподражаниях.
1
3
Звуки не буквы! Звучащая строка. Банты и шарфы.
1
Лексикология (14ч)
4
Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических.
1
5
В царстве смыслов много дорог.
1
6
Как и почему появляются новые слова? Многозначность слова.
1
7
Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.
1
8
Об одном и том же - разными словами.
1
9
Как возникают названия. Слова - антиподы.
1
10
Фразеологические обороты. Словари «чужих» слов. Капитан и капуста.
1
11
«Он весь свободы торжество». Мы говорим его стихами.
1
12
Слова, придуманные писателями. Словарь языка Пушкина. Смуглая Чернавка.
1
13
Слова, уходящие и слова - новички. Научная этимология.
1
14
Паронимы, или «ошибкоопасные слова». Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».
1
15
Какой словарь поможет избежать ошибок? Словарь-грамотей.
1
16
Какие бывают имена? Древнерусские имена. Отчество и фамилия.