kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 3-4 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-4 классов»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области

«Областной детский санаторий для больных туберкулёзом»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для учащихся 3-4 классов



Школа грамотеев




























2019


I.Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Школа грамотеев»


 Направленность курса на формирование умения учиться позволяет заложить основу работы над достижением таких личностных результатов, как:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;  

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

        Содержание и построение курса дает возможность углубленно заниматься достижением таких метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, как:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания модели изучаемых объектов и процессов;

- использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- овладение логическими действиями анализа, сравнения, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно–следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


Предметные результаты

К концу четвертого класса обучающийся научится:

- группировать звуки по заданному основанию;

- группировать слова по заданному принципу;

- проводить фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму;

- находить информацию и располагать ее в алфавитном порядке;

- анализировать заданную схему состава слова и подбирать, моделировать  слова заданного состава;

- различать синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы и неологизмы;

- подбирать максимальное количество слов с опорой на словарь;

-видеть лексикологические и фразеологические единицы русского языка в учебном и художественном текстах;

- использовать в речи фразеологизмы с учетом их стилистических особенностей, моделировать фразеологические единицы;

- составлять устные и письменные тексты.

-определять наличие изученных орфограмм в словах;

- объяснять написание слов, соотносить звучание и написание слова;

- анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях;

- использовать в повседневной жизни нормы речевого этикета.


Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать в практической деятельности слова с противоположным и близким значением, изобразительные, выразительные средства языка;

- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски

- работать с различными видами словарей.

- оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.


II. Содержание курса внеурочной деятельности «Школа грамотеев» с указанием форм организации и видов деятельности


3 класс - «Занимательное словообразование»

4 класс - «Занимательная лингвистика»

Формы проведения занятий:

 лекции;

 практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

 анализ и просмотр текстов;

 самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

  • самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.


В каждом занятии прослеживаются три части:

 игровая;

 теоретическая;

 практическая.


3-й класс «Занимательное словообразование»

Сказочное царство слов.

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

Путешествие в страну слов.

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова». Игра «Найди лишнее слово».

Чудесные превращения слов.

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ-загадка.

В гостях у слов родственников.

Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний об отличительных признаках слов - родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Добрые слова

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Экскурсия в прошлое

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Новые слова в русском языке.

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

Встреча с зарубежными друзьями.

Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов - пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Синонимы в русском языке

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.

Слова- антонимы

Знакомство со словами - антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.

Омонимы в русском языке и их роль

Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите...». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Крылатые слова

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».

В королевстве ошибок.

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?»

В стране Сочинителей.

Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.

Искусство красноречия.

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Праздник творчества и игры.

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Трудные слова.

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Анаграммы и метаграммы.

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка).

Шарады и логогрифы.

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов-ответов.

Откуда пришли наши имена.

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Занимательное словообразование.

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

КВН по русскому языку.


4-й класс «Занимательная лингвистика»


Фонетика и орфоэпия (3ч)

Что такое орфоэпия?

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Что такое фонография или звукозапись?

Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности - фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Звуки не буквы!

Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.

Звучащая строка.

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Банты и шарфы.

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.

«Пигмалион» учит орфоэпии.

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Кис- кис! Мяу!, или Кое-что о звукоподражаниях.

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «

Лексикология (14ч)

Имена вещей.

Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.

О словарях энциклопедических и лингвистических.

Понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

В царстве смыслов много дорог.

Знакомство с многозначными словами, словами - омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов - омонимов».

Как и почему появляются новые слова?

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

Многозначность слова.

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.

Об одном и том же разными словами.

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.

Как возникают названия.

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Слова - антиподы.

Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».

Фразеологические обороты.

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Словари «чужих» слов.

Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.

Капитан и капуста.

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

«Он весь свободы торжество».

Исследование языковых особенностей произведений А. С. Пушкина. Знакомство с понятием «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.

Мы говорим его стихами.

Понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Слова, придуманные писателями.

Работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально-авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

Слова, уходящие и слова - новички.

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

Словарь языка Пушкина.

Особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.

Смуглая Чернавка.

Особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Значение древнерусских имен.

Паронимы, или «ошибкоопасные» слова.

Знакомство с понятием «паронимы». Виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Виды паронимов и способы их образования.

Какой словарь поможет избежать ошибок?

Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Словарь- грамотей.

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Научная этимология.

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.

Какие бывают имена?

Знакомство с наукой «ономастика», с традиционными кличками животных на Руси. Способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Древнерусские имена.

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Отчество и фамилия.

Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.



III. Тематическое планирование


3 класс


п/п


Тема занятия

Количество

часов

1

Сказочное царство слов. Путешествие в страну Слов.


ССлов.СлоСлов.Слов.

1

2

Чудесные превращения слов. В гостях у слов-родственников.

1

3


1

4


1

5

Добрые слова.

1

6

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

7

Новые слова в русском языке.

1

8

Встреча с зарубежными друзьями.

1

9

Синонимы в русском языке. Слова - антонимы.

1

10

Слова - омонимы. Крылатые слова.

1

11

В королевстве ошибок.

1

12

В стране Сочинителей. Искусство красноречия.

1

13

Праздник творчества и игры.

1

14

Трудные слова. Анаграммы и метаграммы.

1

15

Шарады и логогрифы.

1

16

Откуда пришли наши имена.

1

17

Занимательное словообразование. КВН по русскому языку.

1




  1. класс

п/п


Тема занятия

Количество часов

Фонетика и орфоэпия (3ч)

1

Что такое орфоэпия? «Пигмалион» учит орфоэпии.

1

2

Что такое фонография или звукозапись? Кис-кис! Мяу!, или Кое-что о звукоподражаниях.

1

3

Звуки не буквы! Звучащая строка. Банты и шарфы.

1

Лексикология (14ч)

4

Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

5

В царстве смыслов много дорог.

1

6

Как и почему появляются новые слова? Многозначность слова.

1

7

Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

8

Об одном и том же - разными словами.

1

9

Как возникают названия. Слова - антиподы.

1

10

Фразеологические обороты. Словари «чужих» слов. Капитан и капуста.

1

11

«Он весь свободы торжество». Мы говорим его стихами.

1

12

Слова, придуманные писателями. Словарь языка Пушкина. Смуглая Чернавка.

1

13

Слова, уходящие и слова - новички. Научная этимология.

1

14

Паронимы, или «ошибкоопасные слова». Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

1

15

Какой словарь поможет избежать ошибок? Словарь-грамотей.

1

16

Какие бывают имена? Древнерусские имена. Отчество и фамилия.

1

17

Надо ли останавливаться перед зеброй?

1

















п/п


Дата


Тема занятия

Количество

часов

план

факт

1



Сказочное царство слов. Путешествие в страну Слов.


ССлов.СлоСлов.Слов.

1

2



Чудесные превращения слов. В гостях у слов-родственников.

1

5



Добрые слова.

1

6



Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

7



Новые слова в русском языке.

1

8



Встреча с зарубежными друзьями.

1

9



Синонимы в русском языке. Слова - антонимы.

1

10



Слова - омонимы. Крылатые слова.

1

11



В королевстве ошибок.

1

12



В стране Сочинителей. Искусство красноречия.

1

13



Праздник творчества и игры.

1

14



Трудные слова. Анаграммы и метаграммы.

1

15



Шарады и логогрифы.

1

16



Откуда пришли наши имена.

1

17



Занимательное словообразование. КВН по русскому языку.

1










п/п

Дата



Тема занятия


Количество часов

план

факт

Фонетика и орфоэпия (3ч)

1



Что такое орфоэпия? «Пигмалион» учит орфоэпии.

1

2



Что такое фонография или звукозапись? Кис-кис! Мяу!, или Кое-что о звукоподражаниях.

1

3



Звуки не буквы! Звучащая строка. Банты и шарфы.

1

Лексикология (14ч)

4



Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

5



В царстве смыслов много дорог.

1

6



Как и почему появляются новые слова? Многозначность слова.

1

7



Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

8



Об одном и том же - разными словами.

1

9



Как возникают названия. Слова - антиподы.

1

10



Фразеологические обороты. Словари «чужих» слов. Капитан и капуста.

1

11



«Он весь свободы торжество». Мы говорим его стихами.

1

12



Слова, придуманные писателями. Словарь языка Пушкина. Смуглая Чернавка.

1

13



Слова, уходящие и слова - новички. Научная этимология.

1

14



Паронимы, или «ошибкоопасные слова». Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

1

15



Какой словарь поможет избежать ошибок? Словарь-грамотей.

1

16



Какие бывают имена? Древнерусские имена. Отчество и фамилия.

1

17



Надо ли останавливаться перед зеброй?

1














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-4 классов

Автор: Буквина Елена Леонидовна

Дата: 19.03.2020

Номер свидетельства: 543410

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса "Народные подвижные игры""
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_dlia_2_klassa_narodnye_podvizhnye_i"
    ["file_id"] => string(6) "632419"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1685001333"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся 1 классов «В мире сказок»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_obuchaiushchikhsia_1_klassov_v_mire"
    ["file_id"] => string(6) "480419"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1539324447"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательная математика»"
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_uvlekatelnaia_matematika"
    ["file_id"] => string(6) "559378"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1602095452"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Программа внеурочной деятельности для начальных классов "
    ["seo_title"] => string(64) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dlia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "233804"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443216182"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Рабочая программа внеурочной деятельности в первом классе "Азбука дорожного движения""
    ["seo_title"] => string(98) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-piervom-klassie-azbuka-dorozhnogho-dvizhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "337537"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1468558690"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства