Просмотр содержимого документа
«Программа "Безопасное детство"»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «БЕЗОПАСНОЕ ДЕТСТВО»
ЗА КУРС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1-4 КЛАССЫ
1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» социального направления для детей младшего школьного возраста составлена на основе положений концепции «Школа жизни – окружающий мир», разработанной доктором педагогических наук А.А.Остапцом, на основе авторской программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся государственных общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации Л.П. Анастасовой в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования1, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Федоровская СОШ №1»
Безопасность – важная цель жизни человека. Каждый человек должен уметь защитить себя и ближнего в чрезвычайных ситуациях, оказать первую помощь пострадавшему. Чтобы защитить, надо знать, что такое безопасность, необходимо уметь и знать, как защищать. Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.
Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах, особенно в крупных городах, растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов.
Вторая проблема - это пожарная безопасность. Пожар – это зло, творимое руками человека. Ежегодно в огне погибают тысячи людей, в том числе и дети. Все это говорит о важной проблеме подготовки детей к избежанию опасной ситуации и правильному поведению в случае пожара. Пожарная безопасность как и безопасность человека вообще, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действий в чрезвычайных ситуациях – пожарах, готовности противостоять опасностям огня, которые подстерегают нас в природе (лесные пожары, молния), в городских условиях (электрооборудование, газоснабжение, легко воспламеняющиеся жидкости и т.д.)- повсюду, где мы живем, трудимся, отдыхаем.
Третья проблема – безопасность в окружающей их среде. Походы, экскурсии, краеведческие исследования способствуют развитию физических качеств младших школьников, закаляют организм, пробуждают пытливый, активный интерес к явлениям и фактам как в области естествознания, так и в области общественной жизни, в частности, охране окружающей среды. Знание истории своего края, исторических и природных памятников, краеведческие исследования помогают воспитать патриотов своей Родины, граждан с активной жизненной позицией. В походах рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина. Участники программы в дальнейшем смогут применять полученные знания в жизни для обеспечения собственной безопасности.
Четвертая проблема – личная безопасность. Особенно актуальна проблема правовой защиты ребенка, обеспечение его социальной безопасности. Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, к сожалению, не имеет тенденций к снижению. Как уберечь ребенка от подобных встреч?
Таким образом, данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду. Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития воспитанников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:
1. Конвенция о правах ребенка;
2. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Цель: Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка; формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, своих способностей и возможностей.
Содержание данной программы соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования, реализуемой в МБОУ «Федоровская СОШ №1. Программа позволяет детям расширить знания, получаемые не только на уроках окружающего мира в школе, но и во внеурочное время. Походы, экскурсии, краеведческие исследования способствуют развитию физических качеств младших школьников, закаляют организм, пробуждают пытливый, активный интерес к явлениям и фактам, как в области естествознания, так и в области общественной жизни, в частности, охране окружающей среды. Обучающиеся в дальнейшем смогут применять полученные знания в жизни для обеспечения собственной безопасности.
Аудиторные занятия проходят в виде бесед, которые проводит руководитель программы, либо приглашенные специалисты в учебном кабинете; просмотра видеофильмов в компьютерном классе.
Внеаудиторные занятия организованы в форме прогулок, экскурсий, походов, практических тренировок, тренингов, соревнований на местности, исследовательских и творческих работ в лесу, парке, пришкольном участке.
Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» предусматривает использование следующих технологий:
Групповая. В течение всего периода обучения дети делятся на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач, выполнения определенной работы, успех которой зависит от вклада каждого члена группы. Состав группы меняется в зависимости от цели деятельности.
Игровая. Позволяет активно включить детей в деятельность, решить задачу воссоздания и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
КТД. Предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Личностно-ориентированная технология. Содержание, методы и приемы её направлены на то, чтобы использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению его личности.
Исследовательская и проектная деятельность.
Программа состоит из 4 модулей: «Улица полна неожиданностей», «Мир вокруг нас», «Не шути с огнем», «Это должны знать все». Всего 135 часов.
1 класс - 1час в неделю – 33 часа в год;
2 класс - 1час в неделю – 34 часа в год;
3 класс - 1час в неделю – 34 часа в год;
4 класс - 1час в неделю – 34 часа в год;
Виды и формы работы с одаренными детьми:
Работа в малых группах
Индивидуальные занятия
Проектно-исследовательская деятельность
Разноуровневые задания
Нестандартные задания ( творческого характера)
Проблемно-развивающее обучение
Виды и формы с детьми с ОВЗ:
Работа в малой группе
Индивидуальные занятия
Конкурсы
Участие в олимпиадах
Работа по индивидуальным планам
Формы воспитания:
-познавательная беседа;
-этическая беседа;
-профилактическая беседа;
-игры: ролевые, ситуационные;
-занятия с использованием художественных средств выразительности;
-упражнения;
-тренинги;
-экскурсии;
-тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.
Методы воспитания:
-методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);
-методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
-методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
-методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
2. Планируемые результаты освоения программы
1 класс
«Мир вокруг нас»
Предметные:
-следовать правилам поведения в природе и в обществе;
-проявлять заботу о личной гигиене;
Личностные УУД:
-Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).
-умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
-ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение»;
-осознание здорового образа жизни, необходимость физической подготовки.
Регулятивные УУД:
-определять план выполнения заданий на занятии, жизненных ситуациях под руководством учителя;
-осуществление контроля процесса и результатов деятельности
Познавательные УУД:
-анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;
-формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации
Коммуникативные УУД:
-умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-Умение подчиняться правилам.
II. «Улица полна неожиданностей»
Предметные:
-самостоятельно идти по тротуару и обочине, по безопасному пути по дороге в школу и домой.
-знать предназначение основных частей улицы, дороги; элементарные правила движения по улице и переход ее; значение красного, желтого, зеленого сигналов светофора; разнообразие видов транспорта; обязанности пешехода и пассажира.
ЛичностныеУУД:
- ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение».
Регулятивные УУД:
-определять план выполнения заданий на занятии, жизненных ситуациях под руководством учителя;
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Познавательные УУД:
-анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.
Коммуникативные УУД:
-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение подчиняться правилам.
III. «Не шути с огнем»
Предметные:
- пожароопасные предметы;
-правила поведения при пожаре в школе;
- пожароопасные предметы;
-знать систему оповещения при пожаре;
- знать номер пожарной службы
- уметь эвакуироваться во время пожара в школе;
-уметь действовать при возникновении пожара
ЛичностныеУУД:
- ценить и принимать следующие базовые ценности »добро», «природа»; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД:
- планирование результата; составление плана последовательности действий
-организация своего рабочего места под руководством учителя; Определять цель выполнения заданий в жизненной ситуации под руководством учителя.
Познавательные УУД:
-формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации.
Коммуникативные УУД;
- определение цели, функции участников, способов взаимодействия;
- участвовать в диалоге на экскурсии, задавать вопросы, соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
IY. «Это должны знать все»
Предметные:
- как вести себя с незнакомыми людьми на улице, транспорте, дома.
-оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, порезах, ожогах, растяжениях, вывихах, укусах насекомых;
ЛичностныеУУД:
- ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение».
Регулятивные УУД:
- планирование результата; составление плана последовательности действий.
Познавательные УУД:
- формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации.
Коммуникативные УУД:
- умение согласованно работать в группе;
- взаимодействие и сотрудничество;
-умение подчиняться правилам;
- разрешение конфликтов.
класс
«Мир вокруг нас»
Предметные:
-уложить рюкзак для похода;
-знать и соблюдать правила личной гигиены;
-знать требования к продуктам питания.
ЛичностныУУДе:
- оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков;
- внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности.
Регулятивные УУД:
- планирование;
-следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия;
-корректировать выполнение задани;
-оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чѐм сложность выполнения.
Познавательные УУД:
- наблюдать и делать самостоятельные выводы;
- наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;
- выполнять задания по аналогии
Коммуникативные УУД:
- умение согласованно работать в группе. Взаимодействие и сотрудничество;
- выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
II. «Улица полна неожиданностей»
Предметные:
-все безопасные места перехода проезжей части школы;
-все виды перекрестков и правила перехода проезжей части на них;
-все сигналы светофора и их значение;
- правила перехода проезжей части;
-правила посадки и высадки из автобуса.
Личностные УУД:
- самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности);
- формирование позитивного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- уважение к пешеходам.
Регулятивные УУД:
- планирование;
-следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия;
-корректировать выполнение задани;
-оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чѐм сложность выполнения.
Познавательные УУД:
- наблюдать и делать самостоятельные выводы
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
III. «Не шути с огнем»
Предметные:
-правила пожарной безопасности в быту;
-правила безопасного обращения с электроприборами;
- оказать первую помощь при поражении электрическим токо;.
- оказать помощь пострадавшему, ошпаренному кипятком.
Личностные УУД:
- освоение личностного смысла учения, желание продолжать свою учебу;
- осознание здорового образа жизни. Необходимость соблюдения гигиенических правил. Навыки безопасного Выработка правил образа жизни.
Регулятивные УУД:
- Осуществление контроля процесса и результатов деятельности;
- оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих
Познавательные УУД:
- анализ объектов.
Коммуникативные УУД:
- умение согласованно работать в группе. Взаимодействие и сотрудничество;
- выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
IY. «Это должны знать все»
Предметные:
-правила поведения при обнаружении подозрительных предметов или встрече подозрительных людей;
-подручные средства защиты.
Личностны УУДе:
-признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой еѐ товарищами, учителем
Регулятивные УУД:
- планирование;
- определять цель деятельности с помощью учителя.
Познавательные УУД:
- наблюдать и делать самостоятельные выводы;
- наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;
- выполнять задания по аналогии.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
3 класс
«Мир вокруг нас»
Предметные:
- условия безопасности при походе в лес;
- экипировка лыжника-туриста;
-оказание первой помощи при обморожении, переохлаждении. Предупреждение обморожения;
- меры безопасности на воде весной. Спасательные средства. Оказание первой помощи.
Личностные УУД
-анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содер- жании собственных поступков и поступков других людей.
Регулятивные УУД:
-самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
-определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
Познавательные УУД:
-определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определѐнную задачу;
-самостоятельно предполагать, какая дополни- тельная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
Коммуникативные УУД:
-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
II. «Улица полна неожиданностей»
Предметные:
- виды транспортных средств, их предназначение
- обязанности водителей. Обязанности пешеходов;
- обязанности пассажиров;
- назначение светофора, значение его сигналов
- Как вести себя на улице (дороге). Ответственность пешеходов за нарушение ПДД.
Личностные УУД:
- выполнять основные правила бережного отношения к природе, правила здорового образа жизни;
- сопоставлять само- оценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.
Регулятивные УУД:
-составлять план выполнения заданий на, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
-осознавать способы и приѐмы действий при решении учебных задач
Познавательные УУД:
-извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.);
-предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.
Коммуникативные УУД:
-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения;
-критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.
III. «Не шути с огнем»
Предметные:
-виды и причины лесных пожаров. Борьба с пожаром;
- знаки пожарной безопасности;
- доступные средства пожаротушения. Огнетушители;
Личностные УУД:
- выполнять основные правила бережного отношения к природе, правила здорового образа жизни;
- сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.
Регулятивные УУД:
-Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;
-оценивать собственную успешность в выполнения заданий
Познавательные УУД:
-активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выпол- нения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия
Коммуникативные УУД:
-участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
IY. «Это должны знать все»
Предметные:
-правила личной безопасности в помещении;
- правила личной безопасности в подъезде;
- правила личной безопасности, если оказался заложником.
Личностные:
- выполнять основные правила бережного отношения к природе, правила здорового образа жизни;
- сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.
Регулятивные УУД:
-Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;
-оценивать собственную успешность в выполнения заданий
Познавательные УУД:
-извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.);
-предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.
Коммуникативные УУД:
-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения;
-критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.
4 класс
«Мир вокруг нас»
Предметные:
-ориентироваться на местности по местным признакам и компасу;
- оказание первой помощи при ушибах
Личностные УУД:
-знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях;
- ориентироваться в понимании причин успешности/не успешности.
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приѐмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
Познавательные УУД:
-определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своѐ целеполагание;
-самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.
Коммуникативные УУД:
-владеть диалоговой формой речи;
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
II. «Улица полна неожиданностей»
Предметные:
-история развития автотранспорта и правил дорожного движения в нашей стране;
- дорожные знаки и их группы. История возникновения дорожных знаков;
- правила и места пользования велосипедом;
- порядок движения на улицах и дорогах;
- выбор безопасного пути движения в той или иной местности;
- виды перевязочных средств и правила наложения повязок;
- правила транспортировки пострадавших.
-основные термины и понятия, общие положения «Правил дорожного движения»,
-правила перехода проезжей части,
-правила посадки и высадки из общественного транспорта,
-правила поведения детей при перевозке автобусом.
- правила движения управления велосипедом.
Личностны УУД е:
-регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями. Испытывать симпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение в конкретных поступках.
Регулятивные УУД:
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов;
-оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка
Познавательные УУД:
-самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ, представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, гистограмм, сообщений.
Коммуникативные УУД:
-критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Договариваться и приходить к общему решению
III. «Не шути с огнем»
Предметные:
- права и обязанности членов отряда «ЮПД»;
- знать правила пожарной безопасности;
- правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях во время пожара.
Личностные УУД:
-регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями. Испытывать симпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение в конкретных поступках.
-ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках внеурочной и проектной деятельности) и удерживать ее.
Познавательные УУД:
-уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презен- таций
Коммуникативные УУД:
-формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
IY. «Это должны знать все»
Предметные:
- овладение навыками уверенного поведения;
- правила личной безопасности принимать правильные решения, находить выход из -сложившейся ситуации;
- оказывать первую доврачебную помощь.
Личностные УУД:
-ответственно относиться к собственному здоровью, к окружающей среде, стремиться к сохранению живой природы.
Регулятивные УУД:
-регулировать своѐ поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
- планировать собственную деятельность.
Познавательные УУД:
-самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ, представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, гистограмм, сообщений.
Коммуникативные УУД:
-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
-участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять само-, взаимоконтроль и взаимопомощь
3.Содержание учебного курса
№
Название модуля
Количество часов по годам обучения
1класс
2класс
3класс
4класс
Общее количество часов
1
«Улица полна неожиданностей»
8
8
8
8
32
2
«Мир вокруг нас»
8
8
8
8
32
3
«Не шути с огнем»
8
8
8
8
32
4
«Это должны знать все»
9
10
10
10
39
Итого
33
34
34
34
135
Модуль 1. «Улица полна неожиданностей», знакомит младших школьников с правилами дорожного движения, воспитывает в них навыки безопасного поведения на улице. Занятия построены в форме тематических бесед, игровых занятий, конкурсов, соревнований и викторин, а для контроля знаний составлены вопросы и задания. Модуль позволит достичь успешных результатов в обучении и воспитании дисциплинированных участников дорожного движения, а также поможет снизить уровень детского травматизма на дорогах.
Цель: Формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения.
Задачи:
обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в ДТП;
развить природные задатки, способствующие успеху в социальном самоопределении детей.
Модуль 2. «Мир вокруг нас», пробуждает и развивает чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, способствует освоению элементарных практических навыков и правил поведения во время походов, прогулок и экскурсий. Дети получают первоначальные теоретические знания и практические навыки по организации пешего туристского путешествия, проходят топографическую подготовку, учатся ориентироваться на местности, изучают природные условия, флору родного края. Знакомятся со своим ближайшим окружением.
Цель: Формирование знаний и умений обучающихся безопасного поведения в природе. Задачи:
научить детей применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
сформировать стремление к сохранению и укреплению своей безопасности.
Модуль 3. «Не шути с огнем».
В истории человечества немало событий, связанных с пожарами, память о которых хранится веками. Ежегодно при пожарах погибают тысячи людей, в том числе и дети. Пожарная безопасность, как и безопасность человека, вообще, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действия в чрезвычайных ситуациях.
Цель: Обучить детей противопожарным мерам, действиям при пожаре и первой помощи пострадавшим от огня.
Задачи:
познакомить обучающихся с возможными факторами, источниками носителями пожарных бедствий;
сформировать знания и умения по пожарной безопасности, оказание первой помощи пострадавшим;
обучить правилам действий в чрезвычайных ситуациях.
Модуль 4. «Это должны знать все», знакомит детей, как нужно вести себя в экстремальной ситуации, уметь применять три модели поведения в экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Уходи из ситуации», «Принимай меры по самоспасению»; знакомит, как уберечь свою жизнь, достоинство от преступного посягательства. Особенно актуальна проблема правовой защиты ребенка, обеспечение его социальной безопасности. Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, к сожалению, не имеет тенденций к снижению. Как уберечь ребенка от подобных встреч? Здесь многое зависит от родителей, педагогов школ, истинна, здесь проста, следует объяснять и учить детей правилам предосторожности.
Цель: Уберечь жизнь и достоинство от преступного посягательства.
Задачи:
показать связь дружбы и социального здоровья
описать различные влияния друзей друг на друга
познакомить с видами давления и способами сопротивления давлению
показать ученикам ситуации, в которых отказ – единственный способ ответственного поведения
познакомить с формами отказа.
1 класс
I«Улица полна неожиданностей» - 8 часов
1.Вводное занятие. (1 ч.) Ознакомление обучающихся с программой «Безопасное детство», чередование творческих поручений (ЧТП). Секреты безопасности. Я буду действовать так…
2.Мы идем в школу (1 ч). Особенности микрорайона, где находится школа. Наиболее безопасный путь школьника в школу.
Практическое занятие: разбор конкретных маршрутов детей в школу.
3.Наша улица. Поселок, где мы живем (1 ч).Улица, дорога, их составные части: проезжая часть, тротуар, газон. Преодоление различных препятствий на дорогах.
4.Движение пешеходов по улицам и дорогам (1ч).Движение пешеходов по тротуару и обочине. Особенности движения пешеходов по обочине улицы. Предназначение основных частей улицы и дороги.
5.Общие правила перехода улиц и дорог (1 ч).
Практическое занятие: разбор действий пешеходов в конкретных ситуациях. Значение красного , желтого , зеленого сигналов Светофора.
6. Дорожные знаки (1ч).Дорожные знаки, их предназначение. Название и предназначение знаков «Пешеходный переход», «Дети».
7. Где можно играть?(1 ч).Почему нельзя играть на лицах и дорогах? Места для игр, катания на детских велосипедах, лыжах, санках и коньках, роликах.
8.Мы пассажиры (1 ч).Правила пользования общественного транспорта. Виды общественного транспорта. Как нужно обходить автобус, автомобиль.
Практическое занятие: проведение игровой программы «Посвящение в пешеходы»
II. «Мир вокруг нас»– 8 часов
1. «Поход в лес. Если заблудился» (1 ч.)Поход. Разновидности походов. Обязанности туристов. Правила поведения в природе.
2. Ядовитые растения. (1ч.) Знакомство с ядовитыми ягодами нашего края и не только. Виды ядовитых растений и их польза. Вред для людей и животных.
3. Проект «Ядовитые и съедобные ягоды». (1 ч.) Знакомство с ядовитыми грибами нашей страны. Техника Безопасности при встречи с я довитыми ягодами.
4. Ориентирование на местности (1 ч).Карты. Компас. Ориентирование на местности по местным признакам.
5. Опасные насекомые. (1 ч).Знакомство с опасными насекомыми и условиями их жизни.
6. « Осторожно, тонкий лёд !» ( 1 ч. ) Правила поведения на водоёмах.
7.Купание в водоёме. Положительные и отрицательные стороны водоёмов. Водоёмы и дети – это опасно!.(1ч)
8.Обобщающее занятие. Викторина «Если заблудился в лесу». (1 ч).
Практическое занятие: проведение прогулки «Наше окружение».
III. «Не шути с огнем» - 8 часов
1.Огонь в жизни человека (1 ч). История возникновения огня. Огонь наш враг. Какую роль играет в нашей жизни огонь ? 2. Безопасность в квартире ( 1 ч.). Электричество. Водопровод. Острые и колющие предметы.
3. Будь осторожен, выходя из дома. (1 ч) Секреты безопасности. Я буду делать так…
4. Моё поведение при пожаре в школе. ( 1 ч.) Отчего может возникнуть пожар. Правила поведения при пожаре. Профессия пожарного. Практическое занятие: отгадывание ребусов о пожароопасных предметах».
5.Подготовка и проведение учебной эвакуации «Пожар в школе». (1 ч). Выход из классного кабинета при пожаре в случае ЧС
Практическое занятие: проведение инструктажа по пожарной безопасности в учреждении.
6. Проведение викторины « Азбука противопожарной безопасности» (1 ч.). Проверка знаний учащихся по пожарной безопасности.
7.Экскурсия в пожарную часть (1 ч). История пожарной части. Профессия пожарного. Почему телефон пожарной службы 01?
8. Конкурсно - игровая программа «Не шути с огнём» (1 ч).
Практическое занятие: Игра «Не ошибись» Проверка знаний учащихся по пожарной безопасности.
IV. «Это должны знать все» - 9 часов
1.Здоровье и полезные привычки(1ч.). Режим дня. Правила гигиены .
2.Правила поведение на улице. Правила предосторожности (1 ч). Правила дорожного движения и меры предосторожности в транспорте.
Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.
3-4.Правила предосторожности в транспорте . Это должны знать все !(2 ч).
Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.
5. Опасная ситуация в подъезде (1 ч). Правила предосторожности в общественных местах скопления людей.
Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.
6. « Я иду в в гости » (1 ч). Место пребывания в гостях и время возвращения. Культура общения и поведения в чужом доме.
Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.
7. « Если остался один дома» (1 ч). Опасность может подстерегать везде.
Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.
8.«Интернет глазами ребёнка» (1ч.) Интернет – безопасность.
9. Обобщающее занятие. Повторение правил предосторожности. Составление памятки (1ч.)
2.Проект «Основные правила поведения учащихся на улице, дороге» (1 ч).Повторение правил дорожного движения, изученные за 1 год обучения. Разбор конкретных маршрутов. Наиболее безопасные места для движения пешеходов в поселке.
3.Элементы улиц и дорог (1 ч).Для чего служит дорога. Улица, ее составные части. Безопасное поведение на улицах и дорогах.
4. Движение пешеходов по улицам и дорогам (1ч).Подготовка к игре «Водители-пешеходы».
Практическое занятие: проведение игры «Водители-пешеходы».
5. Правила перехода улиц и дорог (1 ч). Места, где разрешено переходить улицу (дороги): пешеходный переход, перекресток. Как найти и определить ближайший безопасный переход улицы (дороги).
6. Дорожные знаки (1 ч).Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам, выученным за первый год обучения. Название и предназначение знаков сервиса.
Практическое занятие: проведение игры «Теремок.
7.Обязанности пассажиров (1 ч).Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай.
1.Правила пожарной безопасности в быту (1 ч).Можно ли играть со спичками? Почему детям нельзя включать газовую плиту? Можно ли оставлять включенный телевизор без присмотра? Где следует укрываться во время пожара. Что мы знаем о правильных действиях во время возникновения пожара?
Практическое занятие: проведение игры «Если возник пожар».
2.Беседа по сказке «Тили-бом, тили-бом. Почему загорелся Кошкин дом?». (1 ч). Основные правила пожарной безопасности. Правила поведения при пожаре в квартире.
3.Осторожно электричество (1 ч). Электроприборы. Правила безопасного обращения с электроприборами. Первая помощь при поражении электрическим током.
4.Подготовка и проведение игры-практикума «Пожар в доме напротив» (1 ч).
Практическое занятие: проведение игры-практикума «Пожар в доме напротив».
5-6.Ожоги. Как оказать первую помощь при ожогах (2 ч).Ожоги. Причины возникновения ожогов. Степени ожога. Как оказать помощь пострадавшему, ошпаренному кипятком.
Практическое занятие: оказание первой помощи пострадавшему, ошпаренному кипятком;
разбор ситуации «на пострадавшем горит одежда», что нужно сделать.
7.Составление памятки «Как вести себя при пожаре» (1 ч).
Практическое занятие: составление памятки, как вести себя при пожаре.
8.Обобщающее занятие - игра «Поле безопасных чудес» (1 ч).
IV. «Это должны знать все» – 10 часов
1-2. Если ты оказался на улице (2 ч).Подозрительные предметы, люди.
Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.
3-4. Незнакомец (2 ч). К чему может привести знакомство и разговор с незнакомым человеком.
Практическое занятие: проведение игры «Хочу познакомиться».
5-6.Внимание! Опасно! (2 ч). Подозрительные предметы и люди в подъезде. Виды подозрительных предметов. Правила поведения.
Практическое занятие: проведение игры «Внимание, черепаха!»
7-9.Если беда случилась (3ч). Средства самозащиты: сумка, ключи от дома, газовый баллончик…
Практическое занятие: проведение тренинга специалистом по самообороне.
Практическое занятие: Наблюдение за дорожным движением. Обеспечение безопасности пешеходов.
3.Виды транспортных средств (1 ч). Виды транспортных средств, их предназначение.
4. Правила дорожного движения: обязанности водителей, пешеходов и пассажиров (1 ч).Обязанности водителей. Обязанности пешеходов. Обязанности пассажиров.
5.Правила дорожного движения. Организация движения (1 ч).
6. Правила дорожного движения: Светофор (1ч).Назначение светофора, значение его сигналов. Практическое занятие: проведение игры «Светофорное регулирование».
7.Проект «Дорожные знаки» Правила дорожного движения: дорожные знаки (1 ч).
Назначение предупреждающих, запрещающих знаков.
Практическое занятие: проведение игры «Пять названий дорожных знаков».
8. Правила дорожного движения: обязанности пешеходов (1 ч). Как вести себя на улице (дороге). Ответственность пешеходов за нарушение ПДД.
Практическое занятие: проведение викторины «Как ты знаешь Правила дорожного движения».
II. «Мир вокруг нас» – 8 часов
1.Как вести себя в лесу (1 ч).Условия безопасности при походе в лес
2.Экскурсия «Лес – природное сообщество» (1 ч). Знакомство детей с лесом как природным сообществом, экологический закон «Все со всем взаимосвязано».
Практическое занятие: проведение игры «Съедобные растения леса». Витамины для школьной столовой - сбор шиповника.
3-4.Особенности лыжных походов. Оказание первой доврачебной помощи (2 ч). Специфика лыжных путешествий. Экипировка лыжника-туриста. Оказание первой помощи при обморожении, переохлаждении. Предупреждение обморожения. Практическое занятие: лыжная прогулка, оказание первой помощи при переохлаждении.
5-6.Весенняя прогулка «Идем по следу» (2 ч). Навыки пешего туризма. Меры безопасности на воде весной. Спасательные средства. Оказание первой помощи.
Практическое занятие: проведение весенней прогулки «Идем по следу».
7.Оформление уголка «Сам себе спасатель»Правила поведения на воде весной.(1ч.)
8.Обобщающее занятие – игра «Экологическая тропа».
III. «Не шути с огнем»- 8 часов
1.«Знаем, как при пожаре себя вести, знаем, как пожара не допустить»(1 ч).
Практическое занятие: решение теста.
2-3.Пожар в лесу. (2 ч). Виды и причины лесных пожаров. Борьба с пожаром.
4-5.Предупредим пожары от детской шалости (2 ч). Для чего нужны знаки. Знаки пожарной безопасности.
Практическое занятие: нарисуй знаки пожарной безопасности для дома.
6.Средства пожаротушения (1 ч). Доступные средства пожаротушения. Огнетушители.
Практическое занятие: проведение игры
7-8.Подготовка к проведению праздника – посвящения отряд «Юная пожарная дружина» (2 ч).
Практическое занятие: Праздник – посвящение отряд «Юная пожарная дружина».
IV. «Это должны знать все» – 10 часов
1-2.Личная безопасность (2 ч). Модель поведения
Практическое занятие: тренинг со специалистом.
3-4.Стрельба в помещении (2 ч).
5-6.Личная безопасность в подъезде. Если ты оказался заложником (2 ч).
Практическое занятие: разбор ситуации «Захват заложника».
7.Личная безопасность в гостях (1 ч). Звонок в дверь.
Практическое занятие: разыгрывание ситуации «Звонок в дверь».
8-9Личная безопасность дома. Внимание – мошенники, воры ( 2 ч).
Практическое занятие: разыгрывание ситуации «Поворот ключа в замочной скважине».
10.Обобщающее занятие .Личная безопасность.(1ч.)
Практическое занятие: подготовка материалов «Внимание! Опасно!» для информационного стенда школы
4 класс
I. « Улица полна неожиданностей» – 8 часов
1.Отряд юных инспекторов движения (1 ч). Повторение пройденного за три года обучения. Отряд юных инспекторов движения, их роль и участие в обеспечении безопасности дорожного движения. Правила членов Отряда юных инспекторов движения.
2.История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения (1 ч). История развития автотранспорта и правил дорожного движения в нашей стране.
3. Дорожные знаки и их группы. История возникновения дорожных знаков (1 ч).Подготовка игровой программы «Путешествие в Страну дорожных знаков».
Практическое занятие: проведение игровой программы «Путешествие в Страну дорожных знаков».
4.Дорожная разметка и ее предназначение (1 ч). Разновидности дорожной разметки.
5.Общие правила к водителям велосипедов (1 ч).Правила и места пользования велосипедом. Порядок движения на улицах и дорогах. Выбор безопасного пути движения в той или иной местности.
6. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (1 ч). Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших.
Практическое занятие: первая помощь пострадавшим при несчастных случаях на дорогах.
7. Выступление агитбригады ЮИДД «Пропаганда правил дорожного движения» (1 ч).
Практическое занятие: выступление агитбригады ЮИДД «Пропаганда правил дорожного движения» для учащихся 1-х классов.
8. Обобщающее занятие-игра «Посвящение в ЮИДД» (1 ч).
Практическое занятие: посвящение в юные инспектора дорожного движения.
II. «Мир вокруг нас» – 8 часов
1-2.Ориентирование на местности.(2 ч). Ориентирование на местности по местным признакам.
Практическое занятие: оказание первой помощи при ушибах.
3-4.Ориентирование на местности. Компас (2 ч). Правила ориентирования по компасу.
Практическое занятие: определение сторон горизонта по компасу.
Практическое занятие: проведение летнего зачетного путешествия, по итогам которого руководитель вручит личные учетные карточки туристов. В карточках оценивается степень освоения следующих элементов туристкой техники: укладка рюкзака, установка палатки в обычных условиях, разведение костра, переход через речку (ручей) по бревну, ходьба по пересеченной местности, подъемы и спуски по склонам, определение сторон горизонта по местным признакам, ориентирование по компасу и карте, умение оказывать первую доврачебную помощь.
III. «Не шути с огнем» – 8 часов
1-2.Отряд «Юная пожарная дружина» («ЮПД»)(2 ч).
Практическое занятие: КТД: разработка положения отряда «ЮПД»: цели и задачи, функции, права и обязанности членов отряда, символики.
3.Подготовка к представлению отряда «ЮПД» учащимся школы (1 ч).
Практическое занятие: Представление отряда «ЮПД» перед учащимися школы.
4.Подготовка игры-практикума для учащихся 1-х классов «Звони по номеру-01» (1 ч).
Практическое занятие: Проведение игры – практикума «Звони по номеру-01».
5-7Проект «Сбор и подготовка материала для создания книжки-малышки «С огнем шутить нельзя!» для учащихся 1-х классов» (3 ч).
Практическое занятие: Сбор и подготовка материала для создания книжки-малышки «С огнем шутить нельзя!» для учащихся 1-х классов. Издание книжки-малышки.
Беседа по сказке «Тили-бом, тили-бом. Почему загорелся Кошкин дом?».
1
19
Осторожно электричество
1
20
Подготовка и проведение игры-практикума «Пожар в доме напротив»
1
21-22
Ожоги. Как оказать первую помощь при ожогах
2
23
Составление памятки « Как вести себя при пожаре»
1
24
Обобщающее занятие - игра «Поле безопасных чудес»
1
Модуль «Это должны знать все»
10ч.
25-26
Если ты оказался на улице
2
27-28
Незнакомец
2
29-30
Внимание! Опасно!
2
31-33
Если беда случилась
3
34
Обобщающее занятие-игра «Я - спасатель».
1
3 класс (34 часа)
№ п/п
Тема
Количество часов
Модуль «Улица полна неожиданностей»
8ч.
1
Вводное занятие.
1
2
Экскурсия по поселку
1
3
Виды транспортных средств
1
4
Правила дорожного движения: обязанности водителей, пешеходов и пассажиров
1
5
Правила дорожного движения. Организация движения
1
6
Правила дорожного движения: Светофор
1
7
Правила дорожного движения: дорожные знаки. Проект «Дорожные знаки»
1
8
Правила дорожного движения: обязанности пешеходов
1
Модуль «Мир вокруг нас»
8ч.
9
Как вести себя в лесу
1
10
Экскурсия «Лес – природное сообщество»
1
11-12
Особенности лыжных походов. Оказание первой доврачебной помощи
2
13-14
Весенняя прогулка «Идем по следу»
2
15
Оформление уголка «Сам себе спасатель» Правила поведения на воде весной.
1
16
Обобщающее занятие – игра «Экологическая тропа».
1
Модуль «Не шути с огнем»
8ч.
17
«Знаем, как при пожаре себя вести, знаем, как пожара не допустить»
1
18-19
Пожар в лесу.
2
20-21
Предупредим пожары от детской шалости
2
22
Средства пожаротушения
1
23-24
Подготовка к проведению праздника – посвящения отряд «Юная пожарная дружина»
2
Модуль «Это должны знать все»
10ч.
25-26
Личная безопасность
2
27-28
Стрельба в помещении
2
29-30
Личная безопасность в подъезде. Если ты оказался заложником
2
31
Личная безопасность в гостях
1
32-33
Личная безопасность дома. Внимание – мошенники, воры
2
34
Обобщающее занятие. Личная безопасность.
1
4 класс (34часа)
№ п/п
Тема
Количество часов
Модуль «Улица полна неожиданностей»
8ч.
1
Отряд юных инспекторов движения
1
2
История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения
1
3
Дорожные знаки и их группы. История возникновения дорожных знаков
1
4
Дорожная разметка и ее предназначение
1
5
Общие правила к водителям велосипедов
1
6
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП
1
7
Выступление агитбригады ЮИДД «Пропаганда правил дорожного движения»
1
8
Обобщающее занятие-игра «Посвящение в ЮИДД»
1
Модуль «Мир вокруг нас»
8ч.
9-10
Ориентирование на местности
2
11-12
Ориентирование на местности. Компас
2
13-14
Летнее зачетное путешествие
2
15-16
Обобщающее занятие. Составление памяток безопасности
2
Модуль «Не шути с огнем»
8ч.
17-18
Отряд «Юная пожарная дружина»
2
19
Подготовка к представлению отряда «ЮПД» учащимся школы
1
20
Подготовка игры-практикума для учащихся 1-х классов «Звони по номеру-01»
1
21-23
Проект «Сбор и подготовка материала для создания книжки-малышки «С огнем шутить нельзя!» для учащихся 1-х классов».
3
24
Обобщающее занятие «С огнем шутить нельзя!»
1
Модуль «Это должны знать все»
10ч.
25-26
Умей сказать «Нет!»
2
27-28
Деловая игра «Чтобы вы сделали?
2
29-30
Насилие и закон
2
31-33
Подбор материала для буклета-памятки
3
34
Обобщающее занятие. Составление буклета-памятки «Как не стать жертвой»
1
1приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»