kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка коррекционно-развивающих занятии в рамках программы "Безопасное детство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные занятия предусматривают разные методы и формы работы с детьми коррекционных школ. Занятия расчитаны на детей с ОВЗ 2 класса коррекционнрй школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка коррекционно-развивающих занятии в рамках программы "Безопасное детство"»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


«Безопасное детство»




Пояснительная записка

Рабочая программа «Безопасное детство» обеспечивает разностороннее развитие детей с ОВЗ с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

В первую очередь в режимном процессе учебного учреждения следует предусмотреть время для реализации данной программы. Программные задачи планируется решать во внеурочное время.

Программа настоящего курса ориентирована на создание условий для:

1) расширения опы­та поведения, деятельности и общения;

2) творческой самореализации обучающихся в комфортной развивающей сре­де, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жи­з­не­де­ятельности;

3) позитивного отношения к окружающей действительности;

4) социального ста­новления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском со­об­ществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;

  Учитывая неравномерность психического и физического развития детей с ОВЗ, образовательный процесс по основам безопасности жизнедеятельности должен быть построен, на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.

            К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в данной программе, относятся следующие:

            - Преемственность. Каждая новая ступень обучения должна опираться на уже усвоенные учащимися знания, умения и навыки, полученные в школе и дома.

            - Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности жизнедеятельности следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации.

           - Принцип развивающего обучения.  Не следует заставлять обучающихся с ОВЗ зазубривать сложные термины, определения, схемы, таблицы т.д. Задачей данного курса является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях.
- Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий, к ним необходимы комментарии.
            - Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерные игры и т.д.
            - Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в домашних условиях.


           Рабочая программа предусматривает различные методы работы с детьми: рассказ-объяснение, беседа, работа с иллюстративным (наглядным) материалом, игра, ролевая игра, экскурсия.  Таким образом, задачи по формированию норм и правил безопасного поведения ребенка могут решаться через разные виды деятельности.  

 

Основными целями программы «Безопасное детство» являются:

- формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице, профилактика дорожно-транспортного травматизма.

- систематизирование представления о здоровом образе жизни, путях укрепления и сохранения здоровья;

- создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных интересов учащихся в свободное время;

- создание условий для до­с­ти­жения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и фор­ми­ро­вания принимаемой обществом системы ценностей;

- формирование у учащихся потребности предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации;

- Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;

- приобретение учащимися навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание первой помощи пострадавшим - одноклассникам, друзьям.


Задачи программы:

- коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

- развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;

- развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;

- формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя;

- расширение представлений ребенка о мире и о себе;

- формирование умений, навыков социального общения с людьми;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений, выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;

- приобретение учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;

- выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;


Механизм реализации программы:

Программа состоит из 7 групповых занятий, предназначенных для учащихся начальных классов коррекционной школы. Группа формируется на добровольной основе.



Методы работы с детьми:

- упражнения;

- беседы;

- игры (сюжетно-ролевые, деловые и т. п);

- общественно полезные практики;

- экскурсии;

- рассматривание иллюстраций, книг, альбомов;

- заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок;

- викторины.


Исходя из особенностей окружающего социума деятельность обучающихся предполагается осуществляться по различным схемам, в том числе:

• непосредственно в школе

• совместно с организациями дополнительного образования детей, спортивными объектами, организациями культуры;

• в сотрудничестве с другими организациями и с участием педагогов учреждения (комбинированная схема).


Ресурсное обеспечение рабочей программы:

Доска, (магнитная, интерактивная) наглядные материалы, плакаты, муляжи, макеты, вырезки из журналов, создание накопительных папок по отдельным темам, различные энциклопедии, медицинская аптечка, бытовые приборы, игрушки, ручки, карандаши, пластилин, ватманы, фломастеры, цветные карандаши, материалы для творчества, компьютерные развивающие игры и задания на электронном носителе, рисунки детей.


Срок реализации программы: 1 год.


Прогнозируемый результат

В результате выполнения данной программы обучающиеся должны знать:

• правила поведения на улице и дома, чтобы не получить травму;

• правила поведения на воде;

• правила дорожного движения;

• основные правила езды на велосипеде и меры безопасности;

• правила поведения в общественном транспорте;

• правила поведения вблизи железнодорожных путей.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь применять полученные знания на практике:

- различать лекарственные и опасные растения, ягоды

- ориентироваться на местности

- пользоваться огнетушителем

- оказывать первую медицинскую помощь при травмах, при ссадинах, порезах, ожогах, укусах насекомых и т.д.

- соблюдать режим учебы и отдыха.



Календарно-тематическое планирование занятий с учащимися коррекционной школы. (начальные классы)

Тема

Время проведения

Сроки реализации

1

Вводное занятие. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. (Коворкинг).

1 час

октябрь 2019

2

Улица полна неожиданностей. (Практическое занятие).

1 час

ноябрь 2019

3

«Помните четко всегда и везде:
Будь осторожен, дружок, на воде!» (Беседа).

1 час

декабрь 2019

4

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. (Викторина).

1 час

январь 2020

5

Огонь –друг или враг? (Театрализованная игра «Спички не тронь, в спичках огонь»)

1 час

февраль 2020

6

Мы — пассажиры. (Сюжетно –ролевая игра).

1 час

март 2020

7

Итоговое занятие: Что делать если…? (Викторина)

1 час

апрель 2020




1 занятие. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

Цели и задачи:

- Теоретически обосновать формирование основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни учащихся.

Содержание: 

Что такое безопасность? Чрезвычайные ситуации.

Общие понятия безопасности и чрезвычайной ситуации. Город, посёлок, микрорайон, где мы живём. Безопасное поведение на природе. Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег), правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Коворкинг состоит из трёх частей:

Первая (вводная) направлена на создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга.

Вторая теоретическая, обоснование необходимости формирования основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни учащихся.

Третья (практическая) – направлена на знакомство и отработку методов и приемов по формированию основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни учащихся.

2 занятие. «Улица полна неожиданностей»

Цели и задачи:

- Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице, профилактика дорожно-транспортного травматизма;

- Усвоение учащимися первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

- Формирование навыков сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения;

- Закрепление знаний о работе светофора, дорожных знаках;

- Подготовка детей к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, на улице;

- Формирование навыков общения с незнакомыми людьми на улице.

Содержание: 

      Безопасность на улице. Правила перехода дорог. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Сигналы светофора и регулировщика. Виды перекрёстков. Дорожные знаки. Движение пешеходов. Внимательность и осторожность на улице. Движение группами. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Игры на улице.  Где можно и где нельзя играть.  Незнакомец! Общаться ли с незнакомыми людьми на улице? Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде, дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится или звонит в дверь.


3 занятие. «Помните четко всегда и везде: Будь осторожен, дружок, на воде!»

Цели и задачи:

- Познакомить детей с элементарными правилами поведения на воде.

- Закрепить знания детей о воде, её состояниях; познакомить детей с правилами безопасного поведения на воде, развивать внимание, мышление, память, речь;

- Воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающих.

Содержание: 

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в осенний, зимний, весенний и летний периоды. Основные спасательные средства.



4 занятие. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.
Цели и задачи:

- Обсудить с детьми опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе, на участке детского сада, дома.
- Повторить с учащимися основные правила безопасного поведения на улице, в быту;

- Формировать умения видеть опасность в повседневной жизни и умение её предупредить;

- Дать представление о негативных последствиях для жизни и здоровья при незнании или несоблюдении правил безопасности;
Содержание:   

Безопасное поведение дома. Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика. Как вести себя, когда ты дома один. Не торопись быть взрослым. Электричество и газ как источники возможной опасности. Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.
 «Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.

5 занятие. Огонь – друг или враг?

Цели и задачи:

- Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек, научился управлять огнём. Знакомить детей с огнем и его свойствами.

- Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнём. Знать и соблюдать правила поведения при пожаре.

- Развивать у детей умение замечать источники опасности, знать и выполнять схему поведения при возникновении опасной ситуации.

- Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

- Показать детям возможность тушения огня разными средствами (вода, песок, земля).

Уточнить в каких случаях используют эти средства.

- Научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях.

Содержание:  

Пожарная безопасность и поведение при пожаре. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.


6 занятие. Мы — пассажиры. 

Цели и задачи:

- Формирование навыков сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения, правил для пассажиров;

- Закрепление навыков поведения в общественном транспорте;

- Сформулировать представления о правилах движения пешеходов;

обратить внимание детей на знак «Пешеходный переход» и обозначение перехода на проезжей части дороги.

Содержание:  

Знакомство с транспортом города. Правила поведения в транспорте. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. Показать ребенку, как принято вести себя в общественном транспорте, научить его вежливо уступать место старшим, обучить несложным правилам оплаты проезда.


7 занятие. Итоговое занятие: Что делать если…?

 Цели и задачи:

- Вспомнить с учащимися опасности, с которыми они могут столкнуться;

- Обобщить имеющиеся знания и навыки безопасного поведения по основным разделам (Пожарная безопасность, поведение на воде, дома, в транспорте, на улице);

-Закрепить представления учащихся о правилах безопасного поведения в различных ситуациях;

-Совершенствовать навыки общения: договариваться, распределять обязанности, умение работать в команде;

- Продолжать формировать представления учащихся о безопасности поведения в различных ситуациях;

- Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения;

- Продолжать формировать представления учащихся о безопасности поведения в различных ситуациях.

Содержание:  

Организация детей для совместной деятельности. Чтение книги Людмилы Петрановской «Что делать, если…(ты потерялся; не успел выйти из вагона метро; ты один, а в дверь звонят и т. Обыгрывание различных ситуаций.

Работа по закреплению пройденного материала.

Итог. Организация совместной выставки рисунков родителей и детей на тему «Моя безопасность».



Литература

  1. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2003.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2005.

  3. Учебное пособие: «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» Ю. Л. Воробьев, Москва, издательская фирма «Крук», 2002г.

  4. Ежемесячный научно-методический и информационный журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни» №5(155), май 2009 г.

  5. Книга "Пожарная безопасность для школьников". Авторы: П. Ю. Князев, А. В. Марчук в формате pdf (6 МБ).

  6. Окружающий мир в дидактических играх. – М./ Артемова Л. В. 1992.

  7. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы. – М./ Некляев С. Э.,2003.

  8. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М./Гостюшин В. 1995

  9. Безопасность жизнедеятельности/Под ред. В. Е. Анофрикова, С. А. Бобок, М. Н. Дудко. – М., 1999

  10. Пожарный – тот, кто тушит // Дошкольное воспитание./Зурабова К. – 2003. - №9.

  11. Азбука безопасности. – М./ Иванов А. 1996.

  12. Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях / Под ред. В. А. Полякова. – М., 1990, с.12.

  13. Ситников В. Что делать в экстремальных ситуациях. – М., 2004.

  14. Сан Пи Н 2.2.2.542-96 // Госкомсанэпидемнадзор России. – М., 1996.

  15. Это должен знать и уметь каждый. Памятка населению. – М., 1984.

  16. Старостин В. Правила – чтобы их нарушать? // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. - №2.

















10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Разработка коррекционно-развивающих занятии в рамках программы "Безопасное детство"

Автор: Кроль Юлия Карловна

Дата: 22.11.2019

Номер свидетельства: 528133


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства