Содержание работы кружка «ЭРУДИТ» 1. ТЕМА «Чудо из чудес». Вопросы для любознательных (по русскому языку).» Цель. развитие у детей мыслительных операций анализа и синтеза; 1.Разминка". Задание: вставьте в слова недостающие буквы 2.Исключи лишнее". Найти лишнее слово и комментировать свои выводы. 3."Отгадай загадку". "Анаграмма". Задание: найдите спрятанное слово. Отгадай зашифрованное слово. 4."Сходство и различие". Советуемся, находим сходство и различие, свои выводы аргументируем 5.Это интересно знать «Древние письмена» 2. ТЕМА: «Заседание почемучек (окружающий мир).» Это интересно знать «ПОЧЕМУ на ЗЕМЛЕ ЕСТЬ ПРИТЯЖЕНИЕ». 1. Просмотр презентации «Природа» 2.Викторина «Живая планета» - загадки о животных. Царство растений – рассказы о растениях. 3.Мир пернатых – прослушивание голосов птиц. 4 Конкурс «Узнай обитателей нашей планеты» 5. Рисование плаката Сохраним нашу планету» 3 ТЕМА: Подготовка к конкурсу «Медвежонок» Цель:сформировать у детей умение и навык составления определений и отвечать насложные вопросы. 1 Чтение книги «Секреты орфографии» - Кто, кто в алфавите живёт. Игра 2«Одна фонема марш» из одного слова выньте по одной фонеме и объясните. 3.Ответы на вопросы конкурсов прошлых лет. 4 ТЕМА «Гимнастика для ума.» Цель: развитие у детей мыслительных операций анализа и синтеза; научить детей узнавать предметы по заданным признакам, научить классифицировать, обобщать, сравнивать; 1. Разминка «Не прерви цепочку» 2. «Это интересно»- знакомство с древними цифрами. (обозначение цифр пальцами) УПРАЖНЕНИЕЧто это такое? В большинстве случаев наши размышления направлены на то, чтобы получить один-единственный правильный ответ. При таким подходе “единственно правильное решение”, который внедряется в нас тестами и викторинами, мы привыкаем мыслить блоками: “да-нет, “черное-белое”, “правильно-неправильно”. 3.«Магический треугольник» Расставить цифры в треугольнике 4.Проверка гибкости ума 1. У вас есть свечка, коробок спичек и коробочка гвоздей. Вы должны прикрепить свечку к деревянной двери так, чтобы свечка хорошо горела и давала достаточно света для чтения. Обратите внимание на то, как оформляются ваши идеи по мере размышлений. 2. Перечислите все возможные способы измерить высоту здания с помощью барометра. 5.Работа с ноутбуками - 5.ТЕМА: «Гимнастика для ума.» Цель: развитие у детей мыслительных операций анализа и синтеза; научить детей узнавать предметы по заданным признакам, научить классифицировать, обобщать, сравнивать; 1. Разминка «Не прерви цепочку» 2.«Это интересно»- 3.УПРАЖНЕНИЕ. Что получится, если соединить лампочку с ручкой? Крылья и автомобиль? Утюг и пылесос? и др. Многие творческие озарения приходят именно тогда, когда человек пытается соединить две очевидно разнородные идеи и на их основе образовать нечто радикально повое. В предложенном упражнении можно найти несколько связей. Например, подумать о ручке со встроенным источником света для писания в темноте или представить себе специальную ручку, которая пишет па стекле лампы так, чтобы можно было проецировать разнообразные красивые узоры. Можно представить себе ручку, которая ввинчивается в цоколь для заправки. Какие еще связи вы сумеете найти? Дети могут придумать такое, что вам и не придет в голову. 6. ТЕМА: Знаешь ли ты природу? Цель. Расширить знания о природе. Уметь сравнивать и анализировать Проверка гибкости ума 1. У вас есть свечка, коробок спичек и коробочка гвоздей. Вы должны прикрепить свечку к деревянной двери так, чтобы свечка хорошо горела и давала достаточно света для чтения. Обратите внимание на то, как оформляются ваши идеи по мере размышлений. 2. Перечислите все возможные способы измерить высоту здания с помощью барометра. 3. Вы придумываете обложку новой книги . Утром вы решили поместить некую рекламу в такое место, где президент мог бы увидеть ее по дороге на работу. Что это будет за реклама? Каково должно быть внешнее оформление рекламы, чтобы президент наверняка обратил на нее внимание? 4 .Вы знаете, что вам предложат тестовую задачу: как достать теннисным мячик из длинного узкого цилиндра, привинченного к полу. Стандартное решение - налить воды, чтобы мячик всплыл. Но вы узнали о содержании задачи и заранее подготовили дополнительные варианты ответа. Какие именно? Как вы собираетесь достать мячик? Это интересно. «Почему желтеют листья?» Просмотр презентации. Что не боится времени? (пирамиды) . “Полный спектр.” Составить списки из тридцати взаимосвязанных слов в алфавитном порядке, например: Пища: ананас, булка, виноград... Деревья: акация, берёза 7 Тема: Занимательная математика Цель: развитие у детей мыслительных операций анализа и синтеза; научить детей узнавать предметы по заданным признакам, научить классифицировать, обобщать, сравнивать; 1.Разминка Какая последняя творческая идея вас посетила? Когда вы последний раз воплотили свою творческую идею в жизнь? Назовите пять наиболее творческих вещей, которые вы сделали. Вспомните свое раннее детство. Когда вы в последний раз творчески рискнули? И что произошло? Что плохого могло произойти? И что хорошего? 2.Это интересно «Что такое пирамида.» 3. Работа с ноутбуком 8. ТЕМА. Читай, играй, выдумывай (литературные загадки). Цель. ФОРМИРОВАНИЕ– интереса к чтению как осо- бому способу изображения действительности и умения отгадывать загадки. 1. Упражнение на внимательность «С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ?» 2. Игра «Найди картинку» 3. Викторина с презентецией «По страницам сказок» 9.ТЕМА. Конкурс смекалистых. Цель. Научить детей работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы; корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла; Игры «Отгадай зашифрованное слово» «Какое слово соответствует ему по смыслу?» « Поставь подходящий значок.» Упражнение Задачи на промежутки "Сходство и различие". Советуемся, находим сходство и различие, свои выводы аргументируем. Европа плюс Азия получается Евроазия Решение географических задач. Сравнение материков 10.ТЕМА Конкурс «Медвежонок Цель. Научить детей правильно отвечать на вопросы, решать кроссворды и анаграммы. 1.Разминка. 2. Работа над заданиями. 11. ТЕМА" Лабиринты живой природы». Цель 1. тур "Подбери пару" 1. собака - шерсть = рыба - ? 2. утро - ночь = зима - ? 3. нож - сталь = стол - ? 4. волк - пасть = птица -? 2. Две минуты на творчество Очень часто наше творческое кровообращение осуществляется намного интенсивнее, когда мы попадаем в безвыходное положение, и нам ничего не остается, как только проявить изобретательность. Выполните следующие упражнения. 3а две минуты придайте своей правой руке максимальное количество новых положений. А теперь за две минуты произнесите слова “сегодня вечером”, с наибольшим количеством различных интонаций 3а две минуты составьте из четырех скрепок различные фигуры, не допускать разгибания скрепок (зарисуйте длинными овалами каждую картинку). На рисунке три фрагмента. За две минуты составьте как можно больше узоров с использованием только этих трех фрагментов. 3. Викторина «Наш лес полон сказочных чудес» Отгадай 12.ТЕМА «Чудо из чудес» (по русскому языку).Цель. Развивать возможность корректировать выполнение задания на основе пониманияего смысла; соотносить внешнюю оценку и самооценку 1.Разминка". Задание: вставьте в слова недостающие буквы 2.Исключи лишнее". Найти лишнее слово и комментировать свои выводы. 3"Отгадай загадку". «Соедините части «крылатого выражения»: 4. Моя вообразилия. 5. Работа с ноутбуком. 13. ТЕМА «Занимательная география». ЦЕЛЬ. Развивать интерес к исследовательской деятельности и окружающему миру. 1. Разминка Проверка гибкости ума 1. У вас есть свечка, коробок спичек и коробочка гвоздей. Вы должны прикрепить свечку к деревянной двери так, чтобы свечка хорошо горела и давала достаточно света для чтения. Обратите внимание на то, как оформляются ваши идеи по мере размышлений. 2. Перечислите все возможные способы измерить высоту здания с помощью барометра. 3. Вы придумываете обложку новой книги . Утром вы решили поместить некую рекламу в такое место, где президент мог бы увидеть ее по дороге на работу. Что это будет за реклама? Каково должно быть внешнее оформление рекламы, чтобы президент наверняка обратил на нее внимание? 4 .Вы знаете, что вам предложат тестовую задачу: как достать теннисным мячик из длинного узкого цилиндра, привинченного к полу. Стандартное решение - налить воды, чтобы мячик всплыл. Но вы узнали о содержании задачи и заранее подготовили дополнительные варианты ответа. Какие именно? Как вы собираетесь достать мячик? 14. ТЕМА «Логические цепочки (тренировка внимания и быстроты реакции). Цель. Развитие у детей мыслительных операций анализа и синтеза; научить узнавать предметы по заданным признакам, классифицировать, обобщать, сравнивать; 1. УПРАЖНЕНИЕ. Что получится, если соединить лампочку с ручкой? Крылья и автомобиль? Утюг и пылесос? и др. Многие творческие озарения приходят именно тогда, когда человек пытается соединить две очевидно разнородные идеи и на их основе образовать нечто радикально повое. В предложенном вам упражнении можно найти несколько связей. Например, подумать о ручке со встроенным источником света для писания в темноте или представить себе специальную ручку, которая пишет па стекле лампы так, чтобы можно было проецировать разнообразные красивые узоры. Можно представить себе ручку, которая ввинчивается в цоколь для заправки. Какие еще связи вы сумеете найти? Дети могут придумать такое, что вам и не придет в голову. 2.Игра на сообразительность «Просвет и обмены» 3. «Танграм» Составление разных фигур. 4. Вставь пропущенные числа. 5.Работа с нетбуком. 15.ТЕМА, «Логические цепочки» (тренировка внимания и быстроты реакции).Цель . Развитие у детей мыслительных операций анализа и синтеза; научить узнавать предметы по заданным признакам, классифицировать, обобщать, сравнивать; 1. Развитие метафорического мышления Заполните пробелы в сравнениях и метафорах. Вода для корабля то же что ... для…. бочки. Цветок вызывает радость, так же как ... гнев. Кран для…. то же, что ... для праздника. 2. Мой дом - это ... Мой друг - это... Правда - это ... Игра - это ... Обед - это ... Сон - это ... | Мой детский сад- это ... Беспокойство - это ... Дружба - это ... Книга - это ... Прогулка - это ... Школа - это... | 2 Соедините части «крылатого выражения»: 3. "Анаграмма". Задание: найдите спрятанное слово. 4. Работа с нетбуком 16. Узелок на память (по русскому языку). Разминка . “Сочинение загадок но алгоритму” Можно сочинять загадки, описывая признаки предмета по таблице: Алгоритм: 1. Выбрать объект, 2. Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: “Какой?” 3. Заполнить правую часть таблицы: “Что такое же?” 4. Вставить слова -связки “….но не...” 5. Прочитать готовую загадку: Белый, по не снег, сладкий, но не мед. «Это интересно» Присмотрись к соседу (Глухие и звонкие согл. С. 66) На сцене гласные (с 70) 17.Заседание почемучек (окружающий мир).Цель. Воспитывать бережное, ответственное отношение к природе; Воспитывать экологическую культуру у воспитанников; Закрепить знания о природном сообществе, полученные на занятиях; Расширять представления воспитанников о растениях, птицах и животных, какую важную роль они играют в природном сообществе. 1.Почему говорят, что лес наше богатство 2.Почему лист зелёный. 3.Игра «звёздный час» по экологии Презентация о лесе. 18 ТЕМА Олимпиада по русскому языку. Цель Развивать возможность корректировать выполнение задания на основе пониманиемого смысла; соотносить внешнюю оценку и самооценку 1.Разминка. 2. Работа над заданиями. 3. Проверка работ. 19.ТЕМА «Развивающее занятие по логике» Развивать логический стиль мышления как самостоятельную культурную ценность и сформировать знания о логических операциях и процессах, связанных с мышлением. сформировать приемы решения типичных логических задач и упражнений. 1Разминка на скорость мышления. 2 Игра на планирование действий «Путешествие насекомых» 3."Сходство и различие". Советуемся, находим сходство и различие, свои выводы. 4.Работа с ноутбуком. 20 ТЕМА «Познание жизни. Исследование. Что такое хорошая жизнь» Цель Научить детей дискуссировать и делать исследования. 1.Это интересно Появление жизни. 2. Диалог о хорошей жизни. 21.Олимпиада по математике. Цель– проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений при обосновании изучаемых математических фактов; 1.Разминка. 2. Работа над заданиями. 22.ТЕМА Игры по творческому мышлению. –Цель проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений при обосновании изучаемых математических фактов. 1."Найди и раскрась". 2. УПРАЖНЕНИЕ. Придумайте двадцать способов применения скрепки, стакан, шарика, кастрюли, ботинка и т.д. Вещи приобретают значение в зависимости от своего окружения. Например, в офисе скрепки используются для того, чтобы держать вместе письма, договоры и другие документы. В лаборатории та же железка может оказаться частью проводки, которая соединит два кабеля. Вы можете использовать скрепку, чтобы наспех починить разбитые очки, с ее помощью взломать замок. 3. Упражнения на импровизацию Разминка Какая последняя творческая идея вас посетила? Когда вы последний раз воплотили свою творческую идею в жизнь? Назовите пять наиболее творческих вещей, которые вы сделали. Вспомните свое раннее детство. Когда вы в последний раз творчески рискнули? И что произошло? Что плохого могло произойти? И что хорошего? 4. Работа сноутбуком 23 ТЕМА. Удивление, мышление, реальность. ЦЕЛЬ – на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; 1.Разминка «Не прерви цепочку» 2. 7. “Как сказать иначе?” Отыскать как можно больше синонимов к словам: Глупый: бестолковый, недалекий, тупой, тупоголовый, безмозглый...... Важный: весомый, значительный, существенный, принципиальный...... Печальный: скорбный, угрюмый, тоскливый, грустный...... Друг: приятель, товарищ, коллега… Испуганный: охваченный страхом, струсивший, боязливый, обеспокоенный..... Смешной: забавный, комичный, потешный, уморительный, веселый, остроумный.... Привлекательный: обаятельный, восхитительный, зовущий, манящий, соблазнительный, притягательный..... Самоуверенный: самонадеянный, знающий себе иену, бесцеремонный...... 32. “Три словечка” Педагог говорит три любых слова например: кот, мяч, самолет, каждый ребенок старается придумать предложение, используя эти слова. Например: Кот летел на самолете за мячом. 24.ТЕМА. Лабиринты живой природы. Цель формировать– интерес к предметно исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях. Воспитывать любовь к природе 1. Это интересно 2. “Конструкция” листок на всех целый, на который дети по очереди приклеят свои кусочки не зная, что задумал изобразить первый ребенок. Последний скажет, что получилось в итоге и сравнить с тем, что задумал первый. 2 Соревнование «Узнай животных» 25.ТЕМА. Секреты орфографии. Цель. – принимать роль в учебном сотрудничестве; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. 1. Память м грамотность 2. Из чего строятся слова. 26.ТЕМА, Час весёлой математики Учить детей на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; 1. Поиск магических квадратов. 2. Считай не зевай. 3. Отгадай задуманное число. 4. Работа с ноутбуком 27.ТЕМА. Кроссворды и головоломки. Цель. Научить детей дискуссировать и делать исследования. 1 Это интересно. 2.Составление кроссвордов. 3. Разгадывание кроссвордов 28. ТЕМА. Познавать играя Цель. Развивать логический стиль мышления как самостоятельную культурную ценность и сформировать знания о логических операциях и процессах, связанных с мышлением. 1.Магические фокусы. 2. “Каракули” Взять ручку, поставить и центр листочка, закрыть глаза, и произвольно водить но листочку, непрерывную линию в течение 15 сек., затем внимательно посмотреть какой образ видно” выделить его. 3. Работа с ноутбуком 29.ТЕМА. .Конкурс «Кенгуру» Развивать логический стиль мышления как самостоятельную культурную ценность и сформировать знания о логических операциях и процессах, связанных с мышлением. 1.Разминка. 2. Работа над заданиями. 30. 31.ТЕМА. Исследование «Энциклопедия одного слова» – Цель.Корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла; 1.Этапы проекта. 2 Работа с дополнительной литературой. Оформление проекта 32.ТЕМА.Проект «Энциклопедия одного слова»Цель. Учить детей создавать проект, выражать правильно свои мысли, рассказыватьо своих впечатлениях. Защита проектов «Энциклопедия одного слова 33.ТЕМА. Сказочный марафон. Цель. Учить детей отгадывать сказки и определять сказочных героев. 1. Разминка. 2 Презентация сказочного маара фона. 34.ТЕМА. Воображение и словесное творчество 1. Займитесь синтезом Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в то: чтобы вообразить смешение различных видов восприятия, то есть представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения. Попробуйте проделать что-то в таком роде. Чем пахнет слово “веселье”? Каково на ощупь число семь? Какой вкус у желтого цвета? Какая форма у среды? Какой на вкус закат? Каков вкус радости? 2.Две минуты на творчество Очень часто наше творческое кровообращение осуществляется намного интенсивнее, когда мы попадаем в безвыходное положение, и нам ничего не остается, как только проявить изобретательность. Выполните следующие упражнения. 3а две минуты придайте своей правой руке максимальное количество новых положений. А теперь за две минуты произнесите слова “сегодня вечером”, с наибольшим количеством различных интонаций 3а две минуты составьте из четырех скрепок различные фигуры, не допускать разгибания скрепок (зарисуйте длинными овалами каждую картинку). На рисунке три фрагмента. За две минуты составьте как можно больше узоров с использованием только этих трех фрагментов. 3"Найди картинку 4.Спонтанная иллюстрация.Возьмите ручку и нарисуйте что-нибудь, не задумываясь. Не имея никакого представления о том, что вы собираетесь сотворить, прижмите кончик карандаша к бумаге и дайте ему свободно двигаться. Не думайте о том, что получится - что выйдет, то и выйдет. Сделайте хотя бы пятнадцать рисунков. Что сотворит ваш карандаш? |