Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы "В мире добра"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Высокоосельская основная школа»
Филиал Брон-Ватрасская НШ
Согласовано:
заместитель директора по воспитательной работе
___________ О. ВЛяхманова
«____» ________________2016г.
Утверждаю:
директор школы
_____________ Н.К.Малышева
«____» _________________2016г
Программа по учебно-воспитательной работе «В МИРЕ ДОБРА»
на 2016 – 2020 учебный год
Составитель программы:
учитель начальных классов
Щепеткова Елена Львовна
2016г.
Пояснительная записка
Воспитание - великое дело: им решается участь человека. В.Г. Белинский
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества. Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную человека» составляет сущность воспитательного процесса. Особое звучание сегодня приобретает проблема воспитания доброй и толерантной личности. В сложившейся ситуации назрела необходимость составления программы «В мире добра».
М. Пришвин говорил, что доброта - это солнце, которое согревает душу человека. «Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни – от человека». В современном жестоком мире счастливая жизнь невозможна без человеческой доброты, а доброту надо воспитывать в детских сердцах с раннего возраста.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Цель программы: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности, и ее духовного развития.
Задачи:
Развивать умение общаться и сотрудничать.
Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
Развивать эмоциональную и волевую сферы.
Воспитательная работа в начальных классах построена по принципу концентричности: по тематическим периодам ученикам предлагаются мероприятия и виды работ от простых (1 класс) к более сложным по содержанию, выполнению во 2-м, 3-м, 4-м классах.
Основу воспитательной системы начальных классов определяют следующие принципы: - гуманистическое воспитание; - личностно-ориентированный подход;
- принцип коллективизма;
- доступность;
- научность.
Вся воспитательная работа в начальной школе проводится по общешкольному воспитательному плану. В течение учебного года воспитательная работа может корректироваться с учетом школьных, районных, областных мероприятий и рекомендаций Министерства образования и науки РФ, Министерства образования и молодежной политики Нижегородской области.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
1 год
успешная адаптация к школьной жизни;
эмоциональная устойчивость обучающихся;
создание предпосылок для формирования классного коллектива;
активное участие родителей в жизни класса, школы.
2 год
устойчивые положительные результаты обучения;
активное участие детей в жизни класса, школы, района;
негативное отношение к вредным привычкам;
создание органов классного самоуправления.
3 год
проявление интеллектуальных способностей на уровне района, области;
знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей села;
умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
ощущение ответственности за совершаемые поступки.
4 год
овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
проявление самостоятельной творческой активности;
умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
готовность к самоопределению в социуме.
создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
Сроки реализации программы: 2016 – 2020г.г.
Подготовительный (май 2016г. – август 2016 г.).
Разработка и экспертиза программы развития. Определение приоритетных направлений развития на каждый учебный год. Теоретическое изучение и осмысление проблем программы.
Практический (сентябрь 2016 г. – август 2019 г.).
Реализация основных задач программы через различные формы деятельности участников образовательного процесса.
Заключительный (сентябрь 2019г. – май 2020г.).
Экспертиза реализации программы развития. Определение основных проблем и путей их преодоления на новый период развития.
Содержание программы (Основные программные мероприятия)
Воспитание творческого отношения к учебе, труду и жизни
- приобщать к разнообразной творческой деятельности;
- формировать потребность в самообразовании.
Беседа «Твой стиль поведения» Классный час «Математика-наука»
Беседа «Все о компьютерах"
Классный час «Звездный час»
Классный час «Хлеб – всему голова»
Поход по родному краю
интеллектуальный конкурс
конкурс исследовательских работ
поход
Экологическое воспитание
- формировать желание проявлять творческую инициативу.
Познавательная беседа «Славная осень»
Классный час «Природа»
Беседа «Зима в произведениях поэтов и художников»
Проект «Весна в произведениях поэтов»
Классный час «Весна»
беседа
праздник
проект
праздник
Эстетическое воспитание
- формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни;
- создать атмосферу взаимной заинтересованности.
Беседа «Удивительное рядом»
Игра – путешествие «Герои сказок и мультфильмов»
Беседа «О милосердии»
Проект «Как произошло слово «здоровье»?»
Классный час «Загадки о сказках»
Беседа «Как правильно питаться»
Познавательная беседа «Путешествие по сказкам»
проект
игра – путешествие
учебная игра
практическая игра
Работа с родителями
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Семейные праздники и их значение для ребёнка.
Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка
Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.
Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка.
участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
психолого-педагогическое просвещение родителей;
4 год"Жизнь дана на добрые дела"
Воспитательные задачи
Основные мероприятия
формы проведения
Массовые внеклассные мероприятия
- создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии
- учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
Уроки мужества
Участие в празднике Осени
Участие в новогоднем утреннике
Участие в школьных мероприятиях
Участие праздничной программе, посвященной Дню защитника Отечества
Участие в праздничной программе, посвященной дню 8 Марта
Благоустройство закрепленной территории
Участие в празднике, посвященном Дню детских и пионерских организаций
устный журнал
игра - путешествие
трудовой десант
Гражданско-патриотическое
- формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении.
- поддерживать и направлять работу органов самоуправления.
- Классный час «Символика России»
Классный час
«Я люблю тебя, Россия»
- Беседа «Чтобы дети больше знали, есть газеты и журналы»
Беседа «Наша дружба»
Классный час
«В кругу семьи»
Классный час «Матери России»
Классный час «Чтобы радость людям дарить…»
конкурс
трудовая акция
беседа
классный час
Нравственно-этическое
- развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны;
Классный час «Движение на дорогах
- Беседа «Кто мы есть»
- Классный час
«Загляните в мамины глаза…»
Классный час «Что такое толерантность?»
Час общения «Давайте поиграем!»
Беседа «О компьютерах»
Беседа
«Собака – верный друг»
- Беседа «Как ты мечтаешь провести летние каникулы?»
беседа
акция
исследовательская деятельность
круглый стол в кругу друзей
Воспитание творческого отношения к учебе, труду и жизни
- формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье.
Беседа
«Как выполнять домашнее задание»
Классный час «Литературная гостиная Н. Носов»
Классный час «Наши права и обязанности»
Классный час «Об огне»
Классный час «Загадки про сказки»
- Прощание с начальной школой
интеллектуальный конкурс
смотр достижений выпускников начальной школы
Экологическое воспитание
- обучать пониманию смысла человеческого существования.
Классный час «Витамины»
Беседа
«Лекарственные растения и человек»
Викторина «Сказочные цветы»
Беседа «Как заботиться о птицах зимой»
Классный час
«Маленькие лапки, а в лапках цап-царапки»
Беседа
«Веселый календарь»
Экскурсия «Зеленый мир»
беседа
викторина
классный час
акция помощи
Эстетическое воспитание
- формировать желание активно преобразовывать действительность
Классный час
«Искусство России»
Классный час
«Дом, который построим мы»
Беседа
«Мифы Древней Греции»
Час общения
«Волшебный цветок»
Беседа «Дом, который построим мы»
Классный час «Мы – дети природы»
поисковая работа
выпуск журнала
экологический плакат
Работа с родителями
участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Ваш ребёнок взрослеет.
Половое воспитание в семье. Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника.
Как научить ребёнка жить в мире людей.
Уроки этики для детей и родителей.
Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!"
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
психолого-педагогическое просвещение родителей
Во внеклассной деятельности используются различные формы работы, такие как:
* беседа
* творческие конкурсы (рисунков, стихов, песен, поделок и др.),
* экскурсии,
* спортивные игры и соревнования,
* общешкольные утренники,
* линейки,
* творческие отчеты,
* трудовые десанты,
* занятия по ОРКСЭ,
* занятия внеурочной деятельности,
*исследовательские работы.
Такая форма работы позволяет глубоко рассматривать обозначенные вопросы, вызывать интерес у младших школьников, находить разнообразные подходы к достижению поставленных воспитательных и образовательных целей и задач.
Огромную роль в осуществлении программы «В мире добра» играют занятия по ОРКСЭ (основам религиозных культур и светской этики). Уроки по этому предмету, формируют именно такие качества личности, как доброта, милосердие, вежливость, любовь и уважение к близким людям, бережное отношение к окружающей среде и т. д. Они проходят в виде бесед, игр, экскурсий. Данные занятия развивают творческую деятельность учащихся.
Для всестороннего развития личности школьников, для получения учениками возможности реализовать свои интересы и потребности, предполагается использовать другие ресурсы, внутренние и внешние связи.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителямивключает три основных направления:
психолого-педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
основные направления
формы работы с семьёй
психолого - педагогическое просвещение родителей
родительские университеты
индивидуальные и тематические консультации
тренинги
родительские собрания
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
дни творчества
открытые уроки и внеклассные мероприятия
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса
шефская помощь
участие в управлении учебно-воспитательным процессом
участие родителей класса в работе родительского комитета
участие в работе общественного совета школы (Управляющий совет и др.)
Калейдоскоп родительских собраний
Срок проведения
Тема собрания
Ответственные
Подготовительный период
май
Условия приёма детей в 1 класс.
администрация школы, учитель
июнь
Ознакомление родителей с образовательным маршрутом школы, класса.
администрация школы, учитель
1 класс
сентябрь
Младший школьник: особенности развития.
учитель
октябрь
Трудности адаптации первоклассников.
учитель
декабрь
Родителям о внимании и внимательности.
учитель
февраль
Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними?
учитель
апрель
Итоги адаптации первоклассников.
учитель
май
Перелистывая страницы учебного года.
учитель
2 класс
I четверть
Особенности учебников, по которым учатся дети.
учитель
II четверть
Утомляемость ребёнка и как с ней бороться.
учитель
III четверть
Причины и последствия детской агрессии.
учитель, психолог
IV четверть
Поощрение и наказание детей в семье.
учитель, родительский актив
3 класс
I четверть
Семейные праздники и их значение для ребёнка.
учитель
II четверть
Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка.
учитель, библиотекарь
III четверть
Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.
Учитель
IV четверть
Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка.
врач, учитель
4 класс
I четверть
Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье.
врач, учитель
II четверть
Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника.
Учитель
III четверть
Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей.
Учитель
IV четверть
Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!"
Учитель
Ожидаемые результаты:
- Развитие в детях нравственных качеств: доброта, честность, справедливость, сострадание другому человеку.
- Привитие навыков коллективистских отношений, активной жизненной позиции.
- Привитие здоровье сберегающих навыков.
- Формирование патриотического сознания, уважительного отношения к старшему поколению, любви к родному краю.
- Формирование уважительного, ценностного отношения к труду,
- формирование общетрудовых навыков, потребности в труде.
4. Тематические периоды воспитательной работы
(план-график реализации программы)
№п\п
Название периода
Дата
Классы
1
«Здравствуй, школа!»
01.09.- 12.09.
1 - 4
2
«Золотая осень…»
13.09..- 17.10.
1 - 4
3
«Люблю тебя, мой край родной».
18.10.- 21.11.
1 - 4
4
«Встречаем матушку- зиму».
22.11.- 28.12.
1 - 4
5
«В здоровом теле – здоровый дух»
10.01.-06.02.
1 - 4
6
«Славим Армию родную».
07.02..– 28.02.
1 - 4
7
«С Днём 8 марта!»
01.03.-14.03.
1 - 4
8
«Человек и природа».
15.03.- 14.04.
1 - 4
9
«С Днем Победы!».
15.04.– 12.05.
1 - 4
10
«В ожидании лета».
13.05.– 31.05.
1 - 4
11
«Здравствуй, лето красное!».
01.06.– 25.06.
1 - 4
План воспитательной работы для 1-4 классов (по периодам)
«Здравствуй, школа!»
Праздник Первого Звонка.
Кл. часы по ПДД, ППБ
Школьный конкурс поделок
Школьный конкурс рисунков
Выбор активов классов
«Золотая осень…»
Выставка поделок, букетов, рисунков.
Утренники
Выставка рисунков «Золотая осень»
Концерт, посвященный Дню Учителя
«В здоровом теле – здоровый дух».
День здоровья (на стадионе)
Классные часы о ЗОЖ.
Игры «Весёлые старты»
Выставка рисунков «Будем здоровы!»
Праздники
«Люблю тебя, мой край родной»
Кл часы на тему «Путешествие по родному краю»
Конкурс рисунков «Мой сказочный край»
Конкурс рисунков «Моя мама»
«Встречаем матушку-зиму».
Классные часы на новогоднюю тематику (по планам классных руководителей)
Изготовление игрушек для ёлки
Конкурс новогодних игрушек
Новогодние утренники
«Славим армию родную»
Игры мальчиков, посвященные Дню Защитника Отечества
Классные часы «Защитники Отечества во все времена»
Конкурс стихов «Несокрушимая и легендарная»
Акция «Сердцем к подвигу прикоснись»
«С Днём 8 марта!»
Выставка рисунков «Заботливая мама…»
Конкурс стихов «О мамах»
Выступление театрализованным представлением к празднику 8 Марта
Праздник «Прощание с Азбукой»
« Человек и природа». «Космос далёкий и близкий»
Классные часы об отношении человека к природе
Беседы посвященные Дню космонавтики
Конкурсы рисунков о природе
«С Днём Победы!»
Классные часы «И помнит мир спасенный»
Беседа «Наши земляки - Герои»
Беседа с мультимедийной презентацией «С Днём Победы»
Итоговая линейка
«В ожидании лета!»
Субботник по уборке территории школы
Организация летнего отдыха детей
День Здоровья
Праздник «Последний звонок»
«Здравствуй, лето красное»
Работа летней оздоровительной площадки
5. Методическое обеспечение программы:
- программа воспитательной деятельности в начальной школе «В мире добра»,
- общешкольный план учебно-воспитательной работы,
- план работы детской организации школы - учебные таблицы, плакаты по основным предметам
- классный уголок.
Список учебникови DVD- фильмов в кабинете начальных классов, используемых при подготовке и проведении внеклассных мероприятий
1. Классные часы в начальной школе. (Издательство «Учитель»)
2. Презентации к классным часам и беседам.
3. Аудиозаписи.
4. Интерактивные DVD-игры.
5. Сборник мультфильмов
6. Сказки, загадки, пословицы, скороговорки.
7. Родительские собрания в начальной школе. (Издательство «Учитель»).
Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.
4
3
2
1
0
2
Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры).
4
3
2
1
0
3
Выполняю трудовые поручения родителей.
4
3
2
1
0
4
Добросовестно выполняю все поручения.
4
3
2
1
0
Коллективизм, чувство товарищества
1
Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.
4
3
2
1
0
2
Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.
4
3
2
1
0
3
Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.
4
3
2
1
0
4
Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
4
3
2
1
0
Доброта и отзывчивость
1
Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.
4
3
2
1
0
2
Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.
4
3
2
1
0
3
Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим .
4
3
2
1
0
4
Ко мне всегда можно обратиться за помощью.
4
3
2
1
0
Честность и справедливость
1
Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.
4
3
2
1
0
2
Честно сознаюсь, если что-то натворил.
4
3
2
1
0
3
Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.
4
3
2
1
0
4
Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.
4
3
2
1
0
Простота и скромность
1
Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.
4
3
2
1
0
2
Понимаю, что человека уважают не за деньги.
4
3
2
1
0
3
Иногда люблю похвастаться.
4
3
2
1
0
4
Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности
4
3
2
1
0
Культурный уровень
1
Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.
4
3
2
1
0
2
Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.
4
3
2
1
0
3
Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.
4
3
2
1
0
4
Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте)
4
3
2
1
0
Расчет делать по каждому пункту.
Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”
“0” - всегда нет или никогда.
“1” - очень редко, чаще случайно.
“2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
“3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
“4”- всегда да, постоянно.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9
До 0,5 – низкий уровень воспитанности
0,6- уровень воспитанности ниже среднего
0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
1- высокий уровень воспитанности
Приложение 4
ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА
Тест школьной тревожности Филлипса (Альманах психологических тестов, 1995) позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста, оценить эмоциональные особенности отношений ребенка со сверстниками и учителями.
Показатели этого теста дают представление как об общей тревожности — эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности.
Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать школьникам, а можно предлагать в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет».
Инструкция:
«Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, не может быть верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ: "+", если Вы согласны с ним, или "-", если не согласны».
Текст опросника
Трудно ли тебе держаться на одном уровне знаний со всем классом?
Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
Снится ли тебе временами, что учитель в ярости потому, что ты не знаешь урок?
Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
Случается ли с тобой, что ты опасаешься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
Похож ли ты на своих одноклассников?
Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
Часто ли мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
Боишься ли ты временами вступать в спор?
Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
Как ты думаешь, теряют ли расположение остальных те учебники, которые не справляются с учебой?
Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?
Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
Часто ли, отвечая на уроке, ты задумываешься о том, что думают о тебе в это время другие?
Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и поведение?
Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Приложение 5
Материалы диагностики уровня сформированности нравственных качеств АНКЕТА
№1)Обведите вариант, с которым вы согласны.
1.Если кто-то относится к тебе не очень хорошо, то
а) ты прощаешь ему это,
б) ты относишься к нему также.
2.Когда кто-то из детей просит тебя помочь на контрольной,
а) ты говоришь, чтобы он сам все решал,
б) ты помогаешь, когда не видит учитель.
3.Если мама на тебя сердится, то
а) у тебя ощущение, что ты сделал что-то не так,
б) ты думаешь, что она ошибается.
4.Когда мама зовет тебя домой, ты
а) идешь сразу же,
б) продолжаешь играть еще немного.
5.Если ты знаешь, что тебя могут наказать за что-то,
а) ты тревожишься,
б) тебя это не волнует.
№2) Ответь на вопросы:
-с кем бы хотел подружиться из героев литературных произведений или фильмов?
-почему?
-какие качества привлекают в герое?
- кто вам в жизни помогает в трудную минуту?
- чем могут помочь телевизионные и литературные герои?
№3) Как бы ты поступил?
-Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто–нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу.
Что бы ты сделал?
-Если бы ты строил что – то из дощечек и рядом Витя тоже строил. Ему не хватало кубиков. Что бы ты сделал?
А если бы тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы тоже не хватило?
№4) ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯМ:
1. Счастье
2. Свобода
3.Мудрость
4.мужество
5.Умеренность
6. справедливость
7 Дружба
8. Добро
9. Зло
10. милосердие
11. Долг
Вина
№5)Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?
Как обычно ведет себя ответственный человек?
Как обычно ведет себя безответственный человек?
Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?
Как обычно ведет себя доброжелательный человек?
Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?
Приложение 6
Диагностика уровня нравственного воспитания учащихся
Для изучения уровня нравственной воспитанности школьников используют диагностику по методике доктора педагогических наук М.И. Шиловой. Диагностические таблицы отражают пять основных показателей нравственной воспитанности школьника: саморегуляция личности, отношение к обществу, активная жизненная позиция, отношение к родине, отношение к природе. Анализ психологических и нравственных качеств ребенка, отслеживаемых по данной методике, позволяет определить процесс развития личности, динамический аспект ее становления.
Основные отношения Показатели воспитанности
Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)
Отношение к обществу
1. Патриотизм
1. Отношение к родной природе
3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; 2 - любит и бережет природу; 1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 0 - природу не ценит и не бережет.
2. Гордость за свою страну
3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 - интересуется историческим прошлым; 1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 - не интересуется историческим прошлым.
3. Служение своими силами
3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 - находит дела на службу малому Отечеству; 1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству
4. Забота о своей школе
3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других 2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 - в делах класса участвует при побуждении; 0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.
Отношение к умственному труду
2. Любознательность
5. Познавательная активность
3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; 2 - сам много читает; 1 - читает при побуждении взрослых, учителей 0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности
3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 2 - стремится учиться как можно лучше 1 - учиться при наличии контроля; 0 - плохо учится даже при наличии контроля
7. Саморазвитие
3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; 2 - есть любимое полезное увлечение; 1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя; 0 - во внеурочной деятельности не участвует.
8. Организованность в учении
3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; 2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно 1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем; 0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет
Отношение к физическому труду
3. Трудолюбие
9. Инициативность и творчество в труде
3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; 2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом; 1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими; 0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.
10. Самостоятельность
3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; 2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 1 - трудится при наличии контроля; 0 - участия в труде не принимает
11. Бережное отношение к результатам труда
3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; 2 - бережет личное и общественное имущество; 1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу; 0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.
12. Осознание значимости труда
3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; 2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам; 1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.
Отношение к людям
4. Доброта и отзывчивость
13. Уважительное отношение к старшим
3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 - уважает старших; 1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 - не уважает старших, допускает грубость.
14. Дружелюбное отношение к сверстникам
3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 - груб и эгоистичен
15. Милосердие
3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 - сочувствует и помогает слабым, больным; 1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля 0 - неотзывчив, иногда жесток
16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми
3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 - не всегда честен; 0 - нечестен
Отношение к себе
5. Самодисциплина
17. Развитая добрая воля
3 - проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли сверстников; 2 - проявляет добрую волю, стремится развивать ее; 1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.
18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения
3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 0 - нормы и правила не соблюдает
19. Организованность и пунктуальность
3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 2 - своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 - начатые дела не выполняет
20. Требовательность к себе
3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.
Баллы независимо друг от друга выставляют учитель, родители, сам школьник и заполняют индивидуальный оценочный лист. Таким образом, формируется объективная оценка нравственных качеств личности.
Приложение 7
Индивидуальный оценочный лист по определению уровня воспитанности ученика ___ класса ______________________________
№
Критерии уровня воспитанности
Оценка в баллах
(по 3-балльной системе)
Средняя
оценка
Сам школьник
семья
Классный руководитель
1.
Отношение к обществу.
2.
Отношение к умственному труду
3.
Отношение к физическому труду
4.
Отношение к людям
5.
Отношение к себе
Итого: арифметическая сумма средних оценок
ВЫВОДЫ: Общий уровень воспитанности личности учащегося
Трудно «замерить» результаты нравственного развития младших школьников, да еще в таком возрасте. Но трудности в замерах не означают, что нам, педагогам, этим не надо заниматься. Надо помнить, что нравственные убеждения, которые психологи считают главным результатом нравственного воспитания, складываются у человека в мировоззренческую систему в юности. Но формирование нравственных представлений ребенка начинается в детстве. Система нравственных убеждений складывается иногда всю жизнь, ведь человека можно переубедить, разубедить в том, в чем он, казалось, был уверен. Младший школьный возраст – это именно тот возраст, когда ребенок открыт миру, искренен, свято верит в то, что говорят взрослые и написано в книгах, когда нравственные представления детей, полученные в семье, оформляются в педагогическом процессе в понятия, то есть закладываются основы нравственных убеждений человека. Как отслеживать этот внутренний процесс педагогу? Учитель имеет интуитивные представления о нравственном уровне своих учеников, и они по большей части соответствуют действительности, ведь учителя в начальной школе очень близки и открыты детям – общаясь с детьми, они сохраняют и культивируют в себе детскость и творчество, без чего нельзя работать с детьми этого возраста. И, самое главное, они видят учеников своих не только на уроках, а ведь поведение ребенка, его поступки, их мотивы, если учитель их наблюдает и анализирует, говорят педагогу об уровне нравственной убежденности, дефектах нравственного воспитания и нравственных представлениях детей. Диагностика уровня воспитанности учащегося включает в себя комплексное изучение сформированных отношений ученика к учёбе, труду, природе, обществу, к другим и к себе. Изучение воспитанности школьников осуществлялось с учётом их возрастных особенностей. В целях изучения уровня сформированности нравственных знаний, убеждений, нравственного поведения, мною, совместно с социальным педагогом школы, проводилась диагностика уровня воспитанности учащихся 2- 3 (м/к) класса за 20106– 2017 уч. год. (Приложение 4)
Динамика роста уровня воспитанности учащихся 2-3 (м/к) класса за 2016 – 2017 учебный год.
Учебный год
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Для изучения уровня нравственной воспитанности учащихся я провожу диагностику по методике доктора педагогических наук М.И. Шиловой. Наблюдения за ребятами, беседы с ними и родителями, с другими педагогами позволили более подробно проанализировать уровень нравственного развития учащихся своего класса и составить карту – характеристику.
Показатели воспитанности
Высокий
Средний
Низкий
1.Отношение к обществу, родному краю, селу
53%
36%
11%
2.Отношение к умственному труду
58%
34%
8%
3.Отношение к физическому труду
68%
25%
7%
4.Отношения к людям
52%
36%
12%
5.Отношение к самому себе
75%
20%
5%
Из таблицы и диаграммы видно, что большинство учащихся показали высокий и средний уровень нравственного развития.
Приложение 9
Участие в олимпиадах и конкурсах учащихся 2-3 (м/к) класса
за 2016 – 2017 учебный год.
№
Учебный год
Название олимпиады (конкурса)
Предмет
Кол-во уч-ов
ФИ участника и результат
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Приложение 10
Анкета для родителей первоклассников.
Уважаемый родитель! Просим Вас ответить на перечисленные вопросы. Среди вариантов ответов подчеркните тот, который Вам кажется более подходящим Вашему ребенку.
Охотно ли идет ребенок в школу?
Неохотно – 4, без особой охоты – 3, охотно – 2, с радостью – 1, затрудняюсь ответить.
Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?
Пока нет – 4, не совсем – 3, в основном да – 2, безусловно да – 1, ответить затрудняюсь.
Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
Нет – 4, скорее нет, чем да – 3, скорее да, чем нет – 2, безусловно да – 1, ответить затрудняюсь.
Вполне ли сформировалось у него чувство ответственности по отношению к учебным занятиям?
Пока нет – 4, не совсем – 3, в основном да – 2, безусловно да – 1, ответить затрудняюсь.
Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
Пока нет – 4, делится иногда – 3, делится всегда – 2, довольно часто – 1.
Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
преобладают в основном отрицательные эмоциональные впечатления – 4,
впечатления разные, но отрицательных больше – 3,
положительных и отрицательных поровну – 2,
в основном впечатления положительные – 1.
Сколько времени в среднем тратит Ваш ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий?
4 часа – 4; 3 часа – 3; 2 часа – 2; 1 час – 1.
Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
Помощь нужна всегда – 4, помогаем довольно часто – 3, помогаем иногда – 2, в помощи не нуждается – 1, ответить затрудняюсь.
Как Ваш ребенок преодолевает трудности в работе?
Перед трудностями сразу пасует – 4, обращается за помощью – 3, трудности старается
преодолеть сам, но может отступить – 2, настойчив в преодолении трудностей – 1, ответить затрудняюсь.
Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
Сам этого сделать не может – 4, иногда может – 3, может, если побуждать к этому – 2, как правило, может – 1, ответить затрудняюсь.
Часто лиребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
Довольно часто – 4, бывает, но редко – 3, такого практически не бывает – 2, ответить затрудняюсь.
Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
Нет – 4, скорее нет, чем да – 3, скорее да, чем нет – 2, безусловно да – 1.