Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"»
филиал №1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
в п. Заводской
для учащихся начальных классов
Составитель:
Васильева Елена Николаевна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятий «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формировании потребности в здоровом образе жизни.
Задачи работы:
- формирование у младших школьников мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
- развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся;
- развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения;
- воспитание у младших школьников потребностей к здоровому образу жизни.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы, больницей поселка с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
2. Сотрудничество с родителями учащихся в рамках обозначенной проблемы.
3. Сотрудничество с психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
4. Организация и проведение внеклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
5. Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с классным коллективом:
- психическое и физическое здоровье;
- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья;
- культура сохранения собственного здоровья;
- ответственность за здоровье других людей;
- гармония души и тела, режим дня и здоровье;
- воля и её значение в сохранении здоровья.
Формы работы с классным коллективом:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, между школами;
- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
- беседы и дискуссии на различные темы;
- тематические консультации для родителей;
- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.
Основные направления содержания деятельности
Для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии:
- информационно-коммуникативные;
- здоровьесберегающие;
- технология развивающего обучения.
Количество занятий и учебных часов:
Программа рассчитана на 33 учебных недели, на 50 учебных часов (по 1,5 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся к концу года
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
План работы по программе «Азбука здоровья»
Дата проведения
Название мероприятия:
Ежедневно
Утренняя зарядка
Ежедневно
Наблюдение за здоровьем детей
Ежедневно
Горячие завтраки для детей
Ежедневно
Проведение физкультминуток
Ежедневно
Прогулки, подвижные игры
Сентябрь
Составление карты – показателя уровня здоровья и физического развития учащихся
Сентябрь
Тестирование на физическое развитие
Еженедельно
Спортивный час
Еженедельно
Занятия с логопедом
1раз/мес.
Осмотр детей медсестрой
1раз/мес.
День здоровья. Букварь здоровья
2раз/год
Спортивный праздник
В теч. года
Беседы с врачом
1раз/мес.
Проведение тематических классных часов «Азбука безопасности» - о безопасности на дорогах
1раз/четверть
Экскурсии на природу
1раз/мес.
Беседы о здоровом образе жизни и о правилах личной гигиены
1раз/чет.
Инструктажи и беседы с родителями о здоровье детей
Сентябрь
Футбольный матч
Октябрь
Веселые эстафеты
В теч. года
Подвижные игры на свежем воздухе
Январь
Конкурс рисунков о спорте
дек.-февр.
«Зимние забавы» и прогулки
Март
Спортивная викторина
Апрель
Подвижные игры
Май
Спортивные состязания
Май
Тестирование на физическое развитие
Май
Анализ показателя уровня здоровья и физического развития
Июнь
Организация летнего отдыха детей
2 класс
2016-2017 учебный год
Цель: формирование здорового образа жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Дата
проведения
план
факт
1.
Что такое ГТО?
1
2.
Режим дня школьника
0,5
3.
Весёлые старты
1
4-5.
Мониторинг уровня физического развития
1,5
6.
Советы доктора Воды
0,5
7.
Викторина «Чистота - залог здоровья»
1
8.
Условия успешного обучения
0,5
9.
Правильное питание
1
10.
Правила поведения за столом во время еды
0,5
11.
Практическое занятие «Накрой на стол»
1
12-13.
Подвижные игры
1,5
14-15.
Отравления (пищевые и лекарственные). Как избежать отравлений
1,5
16.
Как уберечься от травм?
0,5
17.
Здоровье и осторожность
1
18.
Поговорим о вирусах
0,5
19.
Как защитить себя от болезней?
1
20.
Зачем нужны прививки
0,5
21.
Вредные привычки
1
22.
Конкурс рисунков «Умей сказать «НЕТ!»
0,5
23.
Какие врачи нас лечат?
1
24.
Встреча с медработником школы
0,5
25.
Викторина «В гостях у Мойдодыра»
1
26.
Польза зарядки
0,5
27-28.
Разучивание комплекса утренней зарядки
1,5
29.
Осанка. Как укрепить свои мышцы?
1
30-31.
Упражнения для правильной осанки
1,5
32.
Спорт — залог здоровья
0,5
33.
Конкурс рисунков «Спорт глазами детей»
1
34.
Конкурс на лучшего снеговика
0,5
35.
Катание на лыжах
1
36.
Если хочешь быть здоров!
0,5
37.
Я и мой организм
1
38.
Для чего нужно заниматься физкультурой
0,5
39-40.
Творческая работа «Спорт в моей жизни»
1,5
41.
Умей организовать свой досуг
1
42-43.
Подвижные игры
1,5
44.
Зачем человеку кожа
0,5
45.
Забота о коже
1
46.
Чтобы уши слышали
0,5
47.
Чтобы зубы были здоровыми
1
48.
Игра «В приемной доктора Айболита»
0,5
49.
Глаза – главные помощники человека
1
50.
Как беречь зрение?
0,5
51-52.
Гимнастика для глаз
1,5
53.
Конкурс загадок
1
54.
Спортивная эстафета
0,5
55.
О пользе витаминов
1
56.
Здоровая пища для всей семьи
0,5
57.
Сон – лучшее лекарство
1
58.
Настроение в школе и дома
0,5
59-60.
Подвижные игры
1,5
61.
Правила безопасности на воде
1
62.
Викторина «Эти правила важны — знать мы их должны»