Просмотр содержимого документа
«Программа работы со слабоуспевающими детьми.»
Программа дополнительных индивидуальных занятий.
Направленность программы:
Повышение уровня в образовании
Вид образовательной деятельности:
Индивидуальные занятия.
Программа авторская
Авторство:
Ануфриева О.Ю.
Возраст детей от 9 до 10 лет
Срок реализации программы (в годах): 1 год
Пояснительная записка
Актуальность проблемы состоит в том, что неуспеваемость учащихся есть и остается наиболее острой в современной педагогике. Число таких детей из года в год возрастает, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.
По данным МО РФ 85% детей учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического и коррекционно-педагогического характера.
Чтобы наметить пути коррекционной работы с такими учащимися нужно более подробно познакомиться с отклонениями в развитии ребенка: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общества.
У такого ребенка гораздо дольше остается ведущая игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные процессы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задания, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается.
Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащиеся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих.
Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо владеет навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из – за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без индивидуальной педагогической помощи выйти не может.
Цель и задачи коррекционных занятий:
повышение уровня общего развития учащихся;
восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков;
коррекция отклонений в развитии познавательной сферы;
логопедическая коррекция нарушения речи;
психокоррекция поведения ребенка;
социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Содержание программы индивидуального сопровождения отстающих учащихся
№
Содержание
Формы занятий
1.
Выявление учащихся, испытывающих затруднения в усвоении ЗУН на основе срезов и контрольных работ учащихся.
Контрольные работы, контрольные срезы, педагогическая диагностика.
2.
Анализ причин не усвоения программ на основе комплексной диагностики:
а) психофизической;
б) педагогической;
в) логопедической;
г) медицинской;
д) социально – педагогической.
Тестирование.
Педагогическая диагностика.
Диагностика.
Медицинское обследование, анализ карт развития.
Индивидуальная беседа с родителями, наблюдение, посещение семьи.
3
Реализация индивидуальных программ и плана коррекционных мероприятий с ребенком.
Урок, индивидуальное занятие.
4.
Отслеживание динамики в развитии.
оценка динамики обучения и коррекции;
внесение изменений в индивидуальную программу;
назначение дополнительных обследований.
Обсуждение, беседы с родителями.
5.
Заключительный этап:
разработка рекомендаций по переводу и адаптации ребенка к новым условиям обучения.
Консилиум.
Методическое обеспечение программы
-- индивидуальные и групповые коррекционные занятия;
-динамическое наблюдение
- обсуждение результатов наблюдений ( с приглашением на них родителей этих учащихся). -----
-профилактическое пролечивание и физическое закаливание( в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребенка.)
Для детей испытывающих трудности в обучении организую работу в режиме группы продленного дня, обеспечивающую полноценную подготовку домашнего задания. Это позволяет реализовать метод дифференцированного подхода к домашнему заданию исходя из индивидуальных особенностей ребенка.
Итогом такого комплексного подхода к отстающему учащемуся является:
нормализация учебной деятельности;
развитие познавательной активности;
развитие темповых показателей учащихся;
обогащение знаниями и представлениями об окружающей действительности;
направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Индивидуальные занятия .
Месяц
Русский язык
Математика.
Сентябрь
1.Павописание корня.
2.Приставки и предлоги.
3.Слова с Ъ иЬ
4.Части речи.
1Виды действий
2Сложение и вычитание.
3Умножение .
4 Деление.
Октябрь
1.Однородные члены предложения.
2. Склонение существительных.
3. Работа по распознаванию падежей.
4. Три склонения существительных.
1Класс тысяч.
2Разряды.
3 Сравнение чисел.
4Миллионы и миллиарды.
Ноябрь
1.Распознавание склонений сущ-х.
2.Правописание падежных окончаний сущ.
3.Правописание падежных окончаний сущ.
4.Правописание падежных окончаний сущ.
1 Единицы площади.
2Единицы длины.
3Единицы массы.
4 Сравнение величин.
Декабрь
1.Правописание предлогов.
2.Деление текста на части.
3.Состав слова.
4.Знаки препинания в предложении.
1 Единицы времени.
2Отработка вычисл. навыков.
3Решаем уравнения.
4 Решаем задачи.
Январь
1.Падежные окончания
2.Склонение прилагательных
3. Падежные окончания прилагательных.
1 Умножение и деление.
2Отработка вычисл. навыков
3 Решаем задачи.
Февраль
1 Работа над изложением
2. Падежные окончания прилагательных
3. Падежные окончания прилагательных
4. Падежные окончания прилагательных
1 Скорость, время, расстояние
2Задачи на движение
3Виды треугольников
4 Отработка вычисл. навыков
Март
1 Местоимение.
2Правописание предлогов с местоимениями
3Правописание предлогов с местоимениями
4Правописание предлогов с местоимениями
1 Отработка вычисл. навыков
2 Отработка вычисл. навыков
3 Решаем задачи
4 Решаем задачи
Апрель
1 Повторение знаний о глаголе.
2Изменение глаголов по временам.
3 Неопределенная форма глаголов.
4 Состав слова.
1 Решаем задачи
2 Решаем задачи
3 Умножение и деление
4Решаем уравнения
Май
1 Спряжение глаголов.
2 Окончания глаголов.
3 Повторение орфограмм.
4 Повторение о частях речи.
1Деление на трехзначное число.
2Деление на трехзначное число
3Деление на трехзначное число
4 Обобщение изученного.
Список используемой литературы
1.Шевченко С.Г. Информационно-методическое письмо по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений//Начальная школа, 1997, №10
2.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей коррекционно-развивающего обучения/Под ред. С.Г.Шевченко. М: АРКТИ, 2001
3.Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – М: издательство НЦ ЭНАС, 2002
4.Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития./Составители: В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе.- СПб: Питер, 2001