Программа работы со слабоуспевающими детьми в общеобразовательной школе
Программа работы со слабоуспевающими детьми в общеобразовательной школе
Одной из важных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ - это работа со слабоуспевающими учащимися. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа работы со слабоуспевающими детьми в общеобразовательной школе»
Программа работы со слабоуспевающими
детьми в общеобразовательной школе
Одной из важных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими считаются учащиеся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования и особенностей личности каждого ребенка с затруднениями в обучении или связанных с состоянием здоровья, занятиями спортом, какими-либо видами художественного творчества, неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное внимание со стороны учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые включена продуманная система помощи ребенку, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку приемов и навыков.
Цель:
Формировать у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.
Задачи программы:
- Выявление возможных причин снижения успеваемости и качества ЗУН учащихся.
-ликвидация пробелов у учащихся в обучении русскому языку и математике;
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;
- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
- пробуждение природной любознательности;
- вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности;
- создание максимально благожелательных отношений учителя и учащихся к слабому ученику.
Педагогические технологии, используемые при работе:
индивидуализация образовательного процесса;
обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
диалоговая форма обучения;
игровые формы;
памятки, карточки, творческие задания.
Планирование различных видов дифференцированной помощи:
1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т.д.)
3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц, схем.
4. Указание алгоритма решения или выполнения задания.
5. Указание аналогичной задачи, решенной ранее.
6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение основного задания.
8. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.
9. Выдача ответа или результата выполнения задания.
10. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
11. Постановка наводящих вопросов.
12. Указание правил, на основании которых выполняется задание.
13. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
14. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
При работе со слабоуспевающими учащимися необходимо учитывать следующее:
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4.Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросами учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, при необходимости предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:
нарушения нервной деятельности;
общая неспособность к интеллектуальному труду;
физическая ослабленность;
школьная незрелость;
педагогическая запущенность;
недостаточное развитие речи;
боязнь школы, учителей;
инфантилизм (т. е. детскость)
астеническое состояние;
снижение зрения;
гиподинамия;
социум;
миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);
социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребёнок предоставлен сам себе.
Причины и характер проявления неуспеваемости
Причины неуспеваемости
Характер проявления
Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться).
Влияют:
- обстоятельства жизни ребёнка в семье;
- взаимоотношения с окружающими взрослыми
Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости.
Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствие заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные).
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания взрослыми. Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение.
При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремления его понять и осмыслить. Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении.
Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приёмами её выполнения.
Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правила, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работы в медленном темпе.
Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:
- пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся);
- неправильная организация учебной деятельности ОУ.
Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.
Небрежность и недобросовенность в выполнении учебных обязанностей.
Невыполненные или частично выполненные домашние задания.
Неаккуратное обращение с учебными пособиями.
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей.
Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мёртвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности.
Список слабоуспевающих учащихся 3 класса
Причины слабой успеваемости
Класс
Ф.И. учащихся
Причины слабой успеваемости
Пути решения
1
Максим
Низкий уровень развития учебной мотивации рассеянное внимание, инфантилизм, слабый уровень знаний за 2 класс, слабое развитие учебных и познавательных интересов
Контроль за выполнением домашних заданий, индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями.
2
Максим
Слабый уровень знаний за 2 класс, нерегулярное выполнение домашних заданий, слабый контроль со стороны родителей, обстоятельства жизни ребёнка в семье
Контроль за выполнением домашних заданий, индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями.
3
Карина
Рассеянное внимание, слабый уровень знаний за 2 класс, низкая техника письма, счета,
Контроль за выполнением домашних заданий, индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями.
План работы со слабоуспевающими учащимися 3класса на учебный год
№
Мероприятия
Сроки реализации
1.
Контрольный срез знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала за предыдущий учебный год для определения фактического уровня знаний детей, выявления пробелов в знаниях учащихся.
Сентябрь
2.
Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях, выявленных в ходе контрольных работ.
В течение учебного года
3.
Беседы со школьными специалистами, родителями и самими учащимися для установления причин отставания слабоуспевающих учащихся.
В течение учебного года
4.
Дифференцированный подход при организации сам. работы на уроке с фиксированием в плане урока.
В течение учебного года
5.
Различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный) для объективности результата.
В течение учебного года
6.
Систематическое определение уровня знаний по каждой теме ( опрашивать регулярно) со своевременным выставлением оценок, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученику В течение года же не имеет возможности их исправить.
В течение учебного года
7.
Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.
В течение учебного года
8.
Обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса (по возможности вести тематический учет знаний по предмету обучающихся всего класса).
В течение учебного года
9.
Дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих учащихся с обучением навыкам самостоятельной работы.
В течение учебного года
План работы со слабоуспевающими учащимися 3 класса
на 1 полугодие учебного года
Кол-во
уч-ся в
классе
Ф.И.О.
Слабоуспевающих учащихся
Предмет
(учитель)
Планируемые мероприятия
Сроки исполнения
30
М.,
М.,
К.
Математика
Русский язык
Выявление причин неуспеваемости.
Анкетирование родителей, учащихся.
Индивидуальные беседы.
Сентябрь
Контрольный срез знаний за предыдущий год.
Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях.
Сентябрь
Беседы со школьными специалистами для установления причин отставания
Сентябрь
Беседы с родителями и слабоуспевающими учащимися.
Консультации
Сентябрь - октябрь
Дифференцированные задания
при организации сам. работы.
Сентябрь - октябрь
Различные виды опроса на уроках (устный, письменный, индивидуальный).
Сентябрь - октябрь
Систематическое определение
уровня знаний по каждой теме.
Сентябрь - октябрь
Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости.
5.Имя прилагательное. Значение и употребление имен прилагательных.
Февраль
6.Род и число имен прилагательных.
Февраль – март
7.Изменение имен прилагательных по падежам.
Март
8.Местоимение. Личные местоимения.
Март
9.Изменение личных местоимений по родам.
Март
10.Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.
Апрель
11.Неопределенная форма глагола.
Апрель
12. Число и время глаголов. Изменение глаголов по временам.
Апрель
13.Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы не с глаголами.
Май
14.Орфограммы. Письмо под диктовку.
Май
15.Орфограммы. Работа над текстом.
Май
Прогнозируемый результат
По русскому языку
Учащиеся должны уметь:
- объяснять правило написания парных согласных в середине слова,
- непроизносимых согласных, слов с удвоенной согласной;
- гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках;
- написания разделительных ъ и ь;
- раздельного написания предлогов с другими словами;
- написания мягкого знака на конце существительных 3-го склонения;
- написания безударных окончаний имён существительных единственного числа 1-3 склонения;
- применять правила правописания
- соединительных гласных о, е в сложных словах;
- применять постановку запятых при однородных членах предложения.
по математике:
Учащиеся должны уметь:
- выполнять сложение и вычитание в пределах шестизначных чисел;
- выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число;
- выполнять деление с остатком;
- находить значения сложных выражений, содержащих 2-3 действия;
- решать уравнения на нахождение неизвестного компонента действия в пределах изученных чисел,
- решать задачи, рассматривающие процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы);
- различать окружность и круг;
- строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;
- строить квадрат и прямоугольник по заданным значениям длин сторон с помощью линейки и угольника,
- находить площадь многоугольника.
Таким образом, осуществляя работу по развитию и обучению слабоуспевающих учащихся, необходимо опираться на знания психологии, возрастной физиологии, особенностей развития младших школьников. Современный УМК «Школа России», разработанный в соответствии с новыми образовательными стандартами, позволяют учителю правильно организовать работу со слабоуспевающими учащимися и имеют для этого соответствующие инструменты, позволяют формировать весь комплекс заданных ФГОС личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, учебных действий и умения учиться в целом.