Рабочая программа по курсу «Литературное чтение » для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, на основе авторской учебной программы для начальной школы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной и на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
1.Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.
2.Соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа.
3.Формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста.
4.Воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.
5. Ориентировка в учебной книге: нахождение оглавления, нужного произведения; умение пользоваться методическим аппаратом учебника.
6.Формирование культуры обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании.
7.Обогащение опыта эстетического восприятия в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и музыки.
1.Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;
2.Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
3.Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
4.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
5.Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального
6.Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
2.Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.
3.Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.
4. Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.
5. Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?».
6.Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов).
7.Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).
8. Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).
1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
2.Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
3.Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
4.Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
5.Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
1.Умение аргументировано высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
2.Понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;
3.Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям другим осознанное, правильное, выразительное чтение;
4.Самостоятельное прогнозирование содержания текста до чтения;
5.Самостоятельное нахождение ключевых слов;
6.Самостоятельное освоение незнакомого текста (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, поиск ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
7.Формулирование основной мысли текста;
8.Составление простого плана текста;
9.Написание сочинения на материале прочитанного с предварительной подготовкой
10.Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; )
Учитель: Жильникова Л.Н.
№ | Тема урока | Дата проведения | Вид урока | Виды контроля | Домашнее задание | Материально-техническое обеспечение урока |
Книга в мировой культуре (7 час) |
1. | Вводный урок | | Урок- ознакомление | Текущий | Стр.6-7, чтение, объяснение значения пословиц. | |
2. | Устное сочинение на тему: «Книга в нашей жизни» | | Комбинированный | Фронтальный опрос | Стр.9,читать | дополнительная литература |
3. | Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. | | Урок изучения нового материала | Экспресс-опрос | Стр.12-13, читать | презентация |
4. | М.Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке | | Комбинированный | Пересказ | Стр.14-15, читать, №6 | Портрет писателя |
5 | История книги. Подготовка сообщения на тему | | Комбинированный | Пересказ | Стр.17, №5,6 | Электронное приложение |
6. | Удивительная находка. Пересказ текста | | Урок-обобщение | Пересказ | Стр.21, №2 | Справочная литература |
Истоки литературного творчества (18 час) |
7 | Пословицы разных народов. Сочинение на тему | | Комбинированный | Устное сочинение о пословице | Написать сочинение на тему «Дружба» | Словари |
8. | Святой источник | | Комбинированный | Фронтальный опрос | Стр.22-23, читать | Презентация |
9. | Библия – главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). | | Комбинированный | Фронтальный опрос | | Дополнительная литература |
10. | Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи | | Комбинированный | Текущий | Стр.24,читать | Презентация |
11. | Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи. | | Комбинированный | Фронтальный опрос | Стр.25, чтение, пересказ | Электронное приложение |
12. | Былины. Особенности былинных текстов. | | Комбинированный | Выразительное чтение | Читать былины | Выставка книг по теме урока |
13. | Исцеление Ильи Муромца. Былина | | Комбинированный | | Стр.28-30, читать | |
14. | Исцеление Ильи Муромца. Сравнение былины со сказочным текстом. | | Комбинированный | Выразительное чтение | Подготовить иллюстрацию | |
15 | Ильины три поездочки. (поэтический вариант) | | Комбинированный | Фронтальный опрос | Стр.32-33, выразительное чтение | Видеозапись об Илье Муромце |
16. | Ильины три поездочки.(прозаический вариант) | | Комбинированный | Выразительное чтение | Стр.33-34, подготовить выразительное чтение понрав. отрывка | Электронное приложение |
17. | Славянский миф. Особенности мифа | | Комбинированный | Фронтальный опрос | Стр.39-40, чтение, пересказ | Карточки с текстом речевой разминки |
18-19. | Мифы Древней Греции. Деревянный конь. | | Комбинированный | Фронтальный опрос | Стр.41-43,читать. Стр.44-46, выраз чтен. №9 | Карточки с текстом речевой разминки и заданиями |
20. | Самостоятельное чтение. Сказки о животных | | Комбинированный | Пересказ | Читать сказки о животных | Выставка книг по теме урока |
21. | Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии | | Комбинированный | Составление плана | Составить сказку по аналогии | |
22. | Немецкая народная сказка. Три бабочки. | | Комбинированный | Фронтальный опрос | Стр.50-51, выразит. чтен. | |
23. | Семейное чтение. Царь и кузнец. Притча | | Комбинированный | Индивидуальный опрос | Стр.52, чтение, пересказ | |
24. | Семейное чтение. Шрамы на сердце. Притча | | Комбинированный | | Найти и прочитать сказку о лисе | Карточки с текстом речевой разминки |
25. | Наш театр. Инсценирование сказки о лисе. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | | Урок-игра | Чтение по ролям | Выразительное чтение произведения из пройденного раздела | |
26. | К.Ушинский. Отечество. В.Песков. Отечество | | Комбинированный | Индивидуальный опрос | Читать произведения о Родине | Портреты писателей |
27. | Н.Языков. Мой друг! Что может быть милей… А.Рылеев Пейзаж с рекой С.Романовский. Русь. | | Комбинированный | Фронтальный опрос | Стр.61-62, выразит. чтен. | Репродукция картин |
28. | Александр Невский. В.Серов. Ледовое побоище. Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом | | Комбинированный | Выразительное чтение | Стр.65-69, выраз. чтен. | |
29-30. | Дмитрий Донской. Куликовская битва | | Комбинированный | Индивидуальный опрос | Стр.стр.71-75, чтение | |
31. | Историческая песня Ф.Глинка. Солдатская песнь. | | Комбинированный | Выразительное чтение | Стр.77,выраз. чтен. | |
32. | Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Р.Рождественский. Реквием. | | Комбинированный | Выразительное чтение | Найти и прочитать произведения о ВОВ | Электронное приложение |
33. | А.Приставкин. Портрет отца. | | Комбинированный | Индивидуальный опрос | Стр.81-82, чтение по ролям | Электронное приложение |
34. | Е.Благинина. Папе на фронт. | | Комбинированный | Индивидуальный опрос | Выучить наизусть отрывок | |
35. | С.Фурин. Чтобы солнышко светило. В.Орлов. Разноцветная планета. | | Комбинированный | Индивидуальный опрос | Выразительное чтение стихотворений | |
36-37. | Ф.Семяновский. Фронтовое детство. | | Комбинированный | Проверочная работа | Чтение, подготовить вопрос по тексту | Карточки с текстом речевой разминки |
38. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. | | Урок-обобщение | Диагностика навыка чтения | | |
39. | Творческий проект на тему : «Нам не нужна война» | | Урок-обобщение | | | |
Жить по совести, любя друг друга |
40-41. | А.Толстой. Детство Никиты. | | Комбинированный | Индивидуальный опрос | Стр.99-103, выраз.чтен., стр.107, №5 | Карточки с текстом речевой разминки |
42. | И.Суриков. Детство. | | Комбинированный | Индивидуальный опрос | Выучить отрывок | |
43. | А.Гайдар. Тимур и его команда. | | Комбинированный | Текущий | Чтение текста без ошибок | Электронное приложение |
44. | А.Гайдар. Тимур и его команда. | | Комбинированный | Фронтальный опрос | Пересказ отрывка | |
45. | А.Гайдар. Тимур и его команда. | | Комбинированный | Фронтальный опрос | Подготовить иллюстрацию | |
46. | М.Зощенко. Самое главное. | | Комбинированный | Индивидуальный опрос | Чтение текста без ошибок | |
47 | И.Пивоварова. Смеялись мы – хи-хи | | Комбинированный | Индивидуальный опрос | Прочитать текст, разделить его на части | |
48. | И.Пивоварова. Смеялись мы – хи-хи | | Комбинированный | Фронтальный опрос | Читать книги о детях-сверстниках | Карточки с текстом речевой разминки |
49. | Н.Носов. Дневник Коли Синицына | | Комбинированный | Индивидуальный опрос | Стр.135-137, читать | |
50 | Н.Носов. Метро. | | Комбинированный | Фронтальный опрос | Чтение по ролям | |
51. | В.Драгунский. …бы. | | Комбинированный | Фронтальный опрос | Чтение, пересказ | |
52 | Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома. | | Комбинированный | Фронтальный опрос | Стр.145-148, читать | Дополнительная литература |
53. | Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома. | | Комбинированный | Экспресс -опрос | Стр.153, №1 | |
54. | Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома. | | Комбинированный | | Прочитать веселые рассказы о детях | |
55. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. | | Урок-обобщение | Проверочная работа | Повторить произведения изученного раздела | |
| Литературная сказка |
56. | Вводный урок | | Урок изучения нового материала | Индивидуальный опрос | Подготовить материал об одном из собирателей народных сказок | Выставка книг по теме урока |
57. | Братья Гримм- собиратели немецких народных сказок | | Комбинированный | Фронтальный опрос | Подготовить материал о братьях Гримм | Иллюстрации к сказкам |
58 | Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов | | Комбинированный | Фронтальный опрос, чтение по ролям | Стр.10-13, читать без ошибок | |
59. | Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов | | Комбинированный | Индивидуальный опрос | Стр.14-19, выраз. чтен. | |
60. | Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов | | Комбинированный | Фронтальный опрос | Стр.19,№4, подготовить 2 вопроса по тексту | |
61 | Шарль Перро. Мальчик-с –пальчик. | | Урок изучения нового материала | Фронтальный опрос | Стр.24-26, выраз. чтение | Выставка книг по теме, портрет писателя |
62. | Шарль Перро. Мальчик-с –пальчик. | | Комбинированный | Фронтальный опрос | Прочитать сказку «Спящая красавица» | |
63. | Шарль Перро. Спящая красавица | | Комбинированный | Индивидуальный опрос | Подготовить выставку книг Г.Х.Андерсена | |
64. | Г.-Х. Андерсен. Дикие лебеди | | Урок изучения нового материала | Индивидуальный опрос | Чтение, пересказ | Выставка книг по теме |
65. | Как писать отзыв? | | Комбинированный | Тест (10 мин) | Стр.41, №4(3) | |
66. | Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка | | Комбинированный | Индивидуальный опрос | Стр.43-46, чтение | |
67 | Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка | | Комбинированный | Индивидуальный опрос | Чтение по ролям | |
68. | Г.-Х. Андерсен. Чайник | | Комбинированный | | Чтение, пересказ | |
69. | И.Токмакова. Сказочка о счастье | | Комбинированный | Фронтальный опрос | Выразительное чтение | Выставка книг по теме, портрет писателя |
70. | С.Аксаков. Аленький цветочек | | Комбинированный | Опрос по цепочке | Дочитать сказку | Выставка книг по теме, портрет писателя |
71. | С.Аксаков. Аленький цветочек | | Комбинированный | Индивидуальный опрос | Пересказ любой части | |
72. | С.Аскаков. Аленький цветочек. Ш. Перро. Красавица и Чудовище | | Комбинированный | Пересказ | Прочитать сказку «Красавица и чудовище» | |
73. | Э.Хогарт. Мафин печет пирог | | Комбинированный | Фронтальный опрос | Чтение по ролям | Карточки с кроссвордом |
74. | Маленькие и большие секреты страны Литературии | | Урок-обобщение | Литературная викторина | Подготовить сообщение о любимом писателе, принести его книгу | |
Великие русские писатели |
75. | Великие русские писатели. А.С.Пушкин. Стихотворения и сказки. | | Урок изучения нового материала | | Читать книги А.С.Пушкина | Выставка книг по теме, портрет А.С.Пушкина |
76. | К.Паустовский. Сказки А.С.Пушкина. | | Комбинированный | Опрос по цепочке | Читать книги А.С.Пушкина | Карточки с текстом речевой разминки |
77. | А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. | | Комбинированный | Экспресс-опрос | Перечитать сказку | Электронное приложение |
78. | А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. | | Комбинированный | Фронтальный опрос | Найти и выписать эпитеты, относящиеся к царице и царевне | Электронное приложение |
79. | А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. | | Комбинированный | Индивидуальный опрос | Читать сказку, нарисовать иллюстрацию | Иллюстрации по теме урока |
80. | А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. | | Комбинированный | Индивидуальный опрос | Пересказ любой части | |
81. | А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. | | Комбинированный | Фронтальный опрос | Подготовиться к уроку -КВН | |
82. | Урок-КВН по сказкам А.С.Пушкина | | Урок-игра | | | Карточки с заданиями |
83. | А.С.Пушкин. Осень. Е.Волков. Октябрь. | | Комбинированный | Индивидуальный опрос | Выучить стих наизусть | Репродукция картины |
84. | А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами… | | Комбинированный | Выразительное чтение | Выучить стих наизусть (по желанию) | Электронное приложение |
85. | Ф.И.Тютчев. Еще земли печален вид… | | Комбинированный | Выразительное чтение | Выучить стих наизусть | Электронное приложение, портрет Ф.И.Тютчева |
86. | И.Козлов. Вечерний звон. | | Комбинированный | Индивидуальный опрос | Выразительное чтение | Репродукции картин по теме урока |
87. | М.Лермонтов. Горные вершины. Гете. Перевод В.Брюсова. | | Комбинированный | Фронтальный опрос | Выразительное чтение | Портрет М.Лермонтова |
88. | М.Лермонтов. . Дары Терека. Утес. | | Комбинированный | Выразительное чтение | По желанию выучить наизусть стих, подготовить иллюстрацию | Карточки с текстом речевой разминки |
89. | М.Лермонтов. Песнь про царя Ивана Васильевича… | | Комбинированный | Фронтальный опрос | Выразительное чтение | |
90. | М.Лермонтов. Бородино. | | Комбинированный | Фронтальный опрос | Подготовить сообщение о Л.Н.Толстом | Электронное приложение |
91. | Л.Толстой. Maman. | | Комбинированный | Опрос по цепочке | Написать небольшое сочинение о маме | Портрет Л.Н.Толстого |
92. | Л.Толстой. Ивины. | | Комбинированный | Фронтальный опрос | Чтение произведения | Электронное приложение |
93. | Л.Толстой. Ивины. | | Комбинированный | Фронтальный опрос | Краткий пересказ | |
94. | И.Никитин. Когда закат прощальными лучами… выразительное чтение, по желанию-наизусть | | Комбинированный | Выразительное чтение | Выразительное чтение, по желанию-наизусть | Репродукция картин по теме |
95. | И. А.Бунин. Гаснет вечер, даль синеет… | | Комбинированный | Индивидуальный опрос | Выразительное чтение | Электронное приложение |
96. | И.Бунин. Еще и холоден и сыр. | | Комбинированный | Выразительное чтение | Подготовить иллюстрацию | Электронное приложение |
97. | Н.Некрасов. Мороз, красный нос. | | Комбинированный | Индивидуальный опрос | Выразительное чтение | Репродукция картин по теме |
98. | Л.Толстой. Был русский князь Олег. | | Комбинированный | Индивидуальный опрос | Выразительное чтение | |
99. | Л.Толстой. Петя Ростов. | | Комбинированный | Индивидуальный опрос | Перечитать отрывок | Карточки с заданиями |
100. | Л.Толстой. Петя Ростов. | | Комбинированный | Фронтальный опрос | Читать басни И.А.Крылова | |
101. | И.Крылов. Ворона и лисица. | | Комбинированный | Выразительное чтение | Выучить басню | Презентация |
102. | Обобщение по разделу. | | Урок- обобщение | Диагностика навыка чтения | | |