Просмотр содержимого документа
«Программа для пришкольного лагеря с дневным пребыванием»
Утверждаю
Директор ГБОУ СОШ №8
имени С.П.Алексеева
г.о. Отрадный
_____
Программа
пришкольного оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей на базе
школы ГБОУ СОШ №8
имени С. П. Алексеева
г. о. Отрадный
Программа рассчитана на детей в возрасте 6,6 лет -16 лет.
Срок реализации программы: 1 смена
Автор программы: - Никитина С.С.
г. Отрадный, 2018 г.
Цель создания программы
Организация отдыха , оздоровления и интеллектуального развития учащихся школы в летний период
Основные задачи программы
1.Содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей;
2.Создание педагогической воспитательной среды, способствующей развитию сознательного стремления к ведению здорового образа жизни;
3. Максимальное внимание развитию личности ребенка, раскрытие его способностей на основе удовлетворения интересов и неудовлетворенных в школе потребностей ( прежде всего духовных, интеллектуальных и двигательных);
4.Широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;
организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности детей и, прежде всего, активного общения с природой;
6. Выявление и развитие творческого потенциала ребенка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
7. Развитие у детей навыков работы в группе, участие в управлении детским оздоровительным лагерем.
Принципы программы
1.Личностный подход в воспитании: - признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; - добровольность включения детей в ту или иную деятельность; 2. Природосообразность воспитания: - обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; 3. Культуросообразность воспитания: - опора в воспитании на культурные литературные национальные особенности; - изучение и освоение литературной культуры; 4. Гуманизация межличностных отношений: - уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми; - уважение и терпимость к мнению детей; - самоуправление в сфере досуга; - создание ситуаций успеха; - приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней; - защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек; - создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения, формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия. 5. Дифференциация воспитания: - отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня); - взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; - активное участие детей во всех видах деятельности. 6. Средовой подход к воспитанию: - педагогическая целесообразная организация среды летнего оздоровительного лагеря, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды.
Условия реализации программы
1.Лагерь организуется на базе ГБОУ СОШ№8 имени С.П.Алексеева г.о.Отрадный Самарской области . Выполнение программы смены обеспечиваются материально-техническими средствами (спортивная и игровая площадки, спортивный и актовый залы, спортивный инвентарь, технические средства, игровые комнаты, актовый зал, медицинский кабинет).
2.Кадровые условия:
- начальник лагеря;
- воспитатели;
- медицинский работник;
- обслуживающий персонал.
3. Охрана жизни и здоровья детей в лагере:
- начальник и сотрудники пришкольного лагеря несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей в лагере;
- сотрудники пришкольного лагеря допускаются к работе с детьми после специального инструктажа по охране жизни и здоровья детей и медицинского освидетельствования;
- воспитатели отрядов проводят инструктаж по т/б с детьми перед выполнением различных форм деятельности.
Система организации контроля над исполнением программы
Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря и заместителем директора по учебно - воспитательной работе школы.
Место реализации
Пришкольный оздоровительный лагерь «Улыбка» с дневным пребыванием детей без сна
Количество, возраст учащихся
125 человек
с 7 до 10 лет
Сроки проведения, количество смен
1 смена– с 1.06 – 27.06. 2018
Содержаниепрограммы:
Введение……………………………………………………………………
Цель и задачи программы………………
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены…
Направления и виды деятельности…………………………………………
Режим дня лагеря………………………………………………………….
Календарный план работы……………………………………………….
Диагностика…………………………………………………………………
Ожидаемые результаты …………………………………………………
Список используемой литературы……………………………
Пояснительная записка.
Приближается лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.
Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. “Здоровому каждый день – праздник”, – гласит восточная мудрость.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка– время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха.
Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив школы, медсестра, учреждения дополнительного образования.
Целью пришкольного оздоровительного лагеря является – выявление способностей ребенка и его развитие в спорте, искусстве, техническом творчестве и других видов игровой деятельности.
Задачи:
Организация разнообразной досуговой деятельности, и прежде всего – активного общения с природой.
Привлечение к активным формам деятельности учащихся группы риска.
Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельностью.
Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности
Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
Содержание программы.
Работа пришкольного лагеря строится по направлениям.
Художественно-творческое направление
Трудовая деятельность
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Досуговая деятельность
Эстетическая деятельность
Образовательная деятельность
Физкультурно-оздоровительная работа
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков
Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
Утренняя зарядка
Спортивные и подвижные игры.
Элементы видов спорта;
Индивидуальные задания для самостоятельного выполнения в течение дня;
Закаливающие процедуры;
Оздоровительные процедуры.
Эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
Пробуждать в детях чувство прекрасного;
Формировать навыки культурного поведения и общения;
Прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общения с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения:
Конкурсы, внеклассные мероприятия, вечера отдыха;
Оформление отрядных уголков.
Художественно-творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков. Формы организации художественно-творческой деятельности:
Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный уголок», конкурс стенгазет и рисунков «За здоровый образ жизни», «Всё о профессиях», «Здравствуй, лето!»).
Конкурсные программы («Мисс лето – 2017», «Мистер лето - 2017»).
Творческие конкурсы, выставки работ из природного материала.
Игровые творческие программы («Поле чудес», «Звездный час»).
Концерты
Выставки
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы работы:
Бытовой самообслуживающий труд;
Операция «Уют». (Уборка прилегающей территории)
Бытовой самообслужичающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в себе уборку постели, уход за одеждой и обувью. Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по отряду. Уборку мусора на прилегающей к отряду территории.
Образовательная деятельность
В условиях летного отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда основные задачи образовательной деятельности:
Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;
Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Основные формы работы:
Мастер-классы, экскурсии в городской музей, городскую детскую библиотеку.
Посещение мероприятий в ДК "Россия", конкурсов, спортивно-оздоровительная, профилактическая работа.
Кружковая деятельность
Определенный интерес у детей вызывают психологические тренинги, которые помогают ребятам узнать о себе что-то новое.
Досуговая деятельность
Задачи досуговой деятельности:
Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.
Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идет закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Виды досуговой деятельности:
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, дискотек, спектаклей , экскурсий, спортивных соревнований, прогулки;
отдых, в какой – то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп по интересам.
Режим дня летнего оздоровительного лагеря
2. Прием детей 08.00–08.15
3. Зарядка 08.15–08.30
4. Утренняя линейка 08.30–08-45
5. Завтрак 09.00–09.30
6. Организация и проведение коллективных творческих
дел, прогулки, бассейн, общественно-полезный труд, работа кружков и секций……… 09.30–12.00
9. Свободное время, культурно-массовые и спортивные мероприятия 13.30-14.20
11.Линейка, уход домой …………………………. 14.20–14.30
План мероприятий по реализации программы
Календарный план работы
1 день
1 июня
День встреч и знакомств «А вот и мы»
1.Открытие 1 смены. Проведение обучающих инструктажей с целью профилактики и предупреждения ДТП и пожарной безопасности.
2.Праздничная программа " Как прекрасно лето красное!"
Цель: Сплочение детского коллектива и формирование традиций отряда, лагеря.
Задачи: воспитание чувства коллективизма и товарищества; совершенствование игровых навыков.
Краткое содержание: знакомство в игровой форме, коллективные игры, оформление отрядного уголка, разучивание отрядной песни, знакомство с "Законами дружбы".
3.Конкурс рисунков на асфальте « Лето нашей мечты»
Цель: Вовлечение детей в творческую деятельность.
Задачи: воспитание интереса к творчеству; развитие воображения, наблюдательности; развитие навыков общения.
4.Занятия с психологом с целью сплочения коллектива.
Воспитатели
2 день
4 июня
День игр и затей
Знатоки фольклора
Цель: Обобщение знаний о жанрах фольклора русского народа.
Задачи:
1.Обобщать знания о жанрах фольклора русского народа.
2. Развивать познавательный интерес к изучению русского фольклора. Развивать связную устную речь, логическое мышление, память, воображение.
3. Прививать любовь к родному искусству, воспитывать интерес к чтению, к общению между детьми. .
Краткое содержание: экскурсия по школьному музею "Народного творчества",знакомство с народными традициями и летними играми, конкурс загадок, скороговорок.
Посещение музея мордовской культуры c целью привития любви к традициям народов Поволжья
Воспитатели
3 день
5 июня
День животных
Конкурс «Эти забавные животные»
Цель: Формирование познавательного интереса и позитивного отношения к природе.
Задачи: экологическое воспитание, расширение кругозора, развитие наблюдательности.
Краткое содержание: тематическая викторина о животных, выставка книг о животных, подвижные игры.
Конкурс поделок «Мой домашний питомиц»
Цель: развитие мелкой моторики и формирование познавательного интереса, позитивного отношения к природе.
Посещение бассейна.
Цель: оздоровление и закаливание детей.
Воспитатели
4 день
6 июня
День безопасности
Цель: Формирование навыков правильного и безопасного поведения в общественных местах и на улице.
Задачи: формирование потребности безопасного поведения, воспитание культуры поведения,
Урок безопасности «Знайте правила движения, как таблицу умножения».
Конкурс рисунков по ПДД и ППБ.
Проведение обучающей эвакуации детей.
Кружок «Оригами и геометрия».
Цель: развитие мелкой моторики и приобщение детей к труду.
5. Посещение городской библиотеки.
Цель: привить любовь к чтению.
Воспитатели
5 день 7 июня
День России
Цель: Формирование духовно-нравственных и культурных ценностей семьи.
Задачи: раскрыть понятие "страна", приобщение к культуре и традициям русского народа, формирование православной культуры.
Беседа «Наша родина – Россия» ( тематическая беседа, показ презентации)
Конкурс рисунков "Россия – моя любимая страна"
Посещение городского музея.
Цель: Привить любовь к родному городу
Воспитатели
6 день
8 июня
День добра
Цель: Формирование духовно-нравственных ценностей.
Задачи: расширить представления обучающихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла; прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения; формировать потребность совершать добрые дела и красивые поступки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру, чувство ответственности за совершаемые поступки.
Праздник «Доброта шагает по планете»
Акция «Чистый двор» (экологический патруль)
«Доброе слово и кошке приятно» (Игровая программа )
Просмотр мультфильмов в ДМО.
Воспитатели
7 день
9 июня
День профессий
Игровая программа «Все работы хороши!»
Цель: Формирование художественно-творческой активности учащихся.
Задачи:обобщить знания детей о профессиях; ознакомить детей с несколькими видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.
Конкурс рисунков «Моя будущая профессия»
Посещение музея мордовской культуры с целью привития интереса и любви к родному краю.
Воспитатели
8 день
13 июня
День здоровья. Малые олимпийские игры.
Цель: Формирование здорового образа жизни.
Задачи: активизировать познавательный интерес к здоровому образу жизни, развитие спортивных навыков, развитие навыков общения.
Беседа о здоровом образе жизни. Профилактика наркомании и вредных привычек.
«Чтобы здоровым, сильным быть, надо спорт любить!» (спортивные состязания)
3. Посещение бассейна.
Воспитатели
9 день
14 июня
День защитника окружающей среды
Цель: Формирование познавательного интереса и позитивного отношения к природе.
Задачи: экологическое воспитание, расширение кругозора, развитие наблюдательности, любознательности.
1.«Что в лесу растет, кто в лесу живет» (Познавательная игра-викторина)
Цель: развитие знаний детей о космосе, известных космонавтах и первооткрывателях космоса. Задачи: познакомить с историей развития космонавтики; развитие любознательности, мышления, речи, памяти, внимания;воспитание патриотизма, гордость за свою страну.
1. Интеллектуальная игра "Через тернии к звёздам"
2. Конкурс поделок из пластилина «Этот загадочный космос»
Кружок «Оригами и геометрия».
Цель: развитие мелкой моторики и любви к труду.
4. Посещение городского музея.
Цель: привить любовь к малой родине.
Воспитатели
11 день
18 июня
День экологии
Цель: Формирование познавательного интереса и позитивного отношения к природе.
Задачи: экологическое воспитание, расширение кругозора, развитие наблюдательности, любознательности.
Экологическая игра « Планета Земля – наш дом » (тематическая викторина, посвященная Году экологии, инсценировка отрывка из сказки)
Проект «Миллионы идей из ненужных вещей» (конкурс поделок из бросового материала)
Цель проекта:научить детей из бросового материала делать различные поделки.
Задачи проекта: в ходе беседы подвести детей к выводу о том, что даже из ненужного использованного материала можно сделать полезную вещь;развивать мыслительную и творческую деятельность учащихся;способствовать развитию сотрудничества ученика с учителем и товарищами по классу;воспитание эстетического вкуса, бережливости, трудолюбия, чувства гордости за выполненную работу.
3. Просмотр мультфильмов в ДМО
Воспитатели
12 день
19 июня
День смеха
Цель: Вовлечение детей в коллективную творческую деятельность.
Задачи: развитие коммуникабельности; совершенствование игровых навыков; формирование навыков общения.
Конкурс рисунков «Подари улыбку миру!»
2. Развлекательная программа «Жить без улыбки – просто ошибка». (конкурс сценок, забавные игры, шутки, выставка книг юмористических произведений)
3. Посещение библиотеки.
Цель: привить интерес к детской книге.
Воспитатели
13 день
20 июня
День творчества
Цель: Вовлечение детей в коллективную творческую деятельность.
Задачи: воспитывать интерес к творчеству, создание условий для самореализации ребят, развитие фантазии, изобретательности, способностей, дружелюбия.
1. Конкурс "Алло, мы ищем таланты" (номера художественной самодеятельности: стихи, песни, танцы, сценки, фокусы, поделки)
Творческая мастерская "подарок для друга"
Посещение бассейна.
Цель: формирование здорового образа жизни.
Воспитатели
14 день
21 июня
День цветов
Цель: Формирование духовно-нравственных ценностей.
Задачи: развитие познавательного интереса и позитивного отношения к природе, экологическое воспитание, расширение кругозора, развитие наблюдательности, воображения, творческих способностей.
Викторина "Цветик - семицветик"
Конкурс на лучший летний букет.
3. Посещение библиотеки.
Цель: привить интерес к детской книге.
Воспитатели
15 день
22 июня
День памяти
Цель: воспитание учащихся на героических примерах Отечественной истории Задачи: привлечение интереса к предмету «История»; расширение знаний по теме: Великая Отечественная война 1941 - 1945 года; формирование общекультурных, коммуникативных компетенций..
Литературная викторина по книгам С.П. Алексеева, ( посвящённая Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.)
Кружок «Оригами и геометрия».
Цель; развитие мелкой моторики и любви к труду.
3. Посещение музея.
Цель: привить любовь к малой родине.
Воспитатели
16 день
25 июня
День мужества
Военно-спортивная игра "Зарница"
Цель: Воспитание патриотических чувств к Родине.
Задачи: активизировать познавательный интерес, развитие спортивных навыков, развитие навыков общения.
Краткое содержание: спортивные и познавательные конкурсы по станциям, разучивание военных песен.
Воспитатели
17 день
26 июня
День зелёного огонька
Праздник «Вежливые пешеходы».
Цель: Формирование навыков правильного и безопасного поведения на улице.
Задачи: формирование потребностей безопасного поведения, воспитание культуры поведения.
Краткое содержание: ролевые игры, тематическая викторина, стихи и загадки.
Конкурс рисунков по ППД «Правила поведения пешехода».
Воспитатели
18 день
27 июня
День прощания
Посещение бассейна.
Цель: формирование ЗОЖ.
Закрытие лагеря. Праздничный концерт.
Цель: Вовлечение детей в коллективную творческую деятельность.
Задачи: воспитание интереса к творчеству, создание условий для самореализации ребят, развитие способностей, воспитание взаимного внимания и дружелюбия.
Краткое содержание: концерт из номеров художественной самодеятельности: стихи, песни, танцы, сценки, фокусы, поделки.
Вручение благодарностей.
Воспитатели
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
3. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
4. Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
5. Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
6. Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
7. Расширение кругозора детей.
8. Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.