Ежегодно для обучающихся МБОУ "Петропавловская школа" организуется пришкольный лагерь дневного пребывания, который функционирует на базе школы. Программа предназначена для детей от 7-15 лет. Данная программа является комплексной, т.е. включает в себя различные направления оздоровления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа летнего пришкольного лагеря "СмИД"»
МБОУ «ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ СОШ»
Программа летнего пришкольного лагеря "СмИД"
(Смена интересных дней)
РАЗРАБОТАЛА УЧИТЕЛЬ МБОУ «ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ СОШ»
ЧУНАРЕВА Т.И.
Петропавловск 2015г.
Содержание:
Информационная карта программы
Пояснительная записка
Цели и задачи
Принципы реализации программы
Механизм реализации
Кадровое обеспечение
Этапы и график реализации
Работа с родителями
Критерии оценивания
Режим дня
Приложения
Информационная карта программы
Основания для разработки
программы
- Закон РФ “Об образовании”
- Конвенция о правах ребенка
-Федеральный закон от 24.07. 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
- Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2599-10.
- Приказ директора школы «Об организации летнего пришкольного лагеря» от 05.05.2015 № 84 о.д.
Полное название программы
Программа летнего пришкольного лагеря «СмИД» с дневным пребыванием – «Смена интересных дней»
Цель программы
создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развитие их внутреннего потенциала, содействие формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно- значимую и личностно- привлекательную деятельность;
содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе;
воспитание у воспитанников навыков культуры поведения, бережливости, заботы о своем здоровье;
развитие творческих способностей воспитанников лагеря.
Тип лагеря
Пришкольный с дневным пребыванием
Специфика содержания программы
Содержание Программы направлено на обеспечение занятости учащихся в каникулярный период социально-значимыми видами деятельности, оздоровление, а так же на развитие эстетических вкусов и художественных навыков, морально-этических устоев в форме коллективно-творческого дела
Направления и виды деятельности
Эстетическое воспитание и творческая деятельность.
Нравственное воспитание и социально-значимая деятельность
Физическое воспитание и физкультурно-оздоровительная деятельность, профилактика заболеваний, развитие навыков здорового образа жизни
Профилактическая работа, развитие знаний и практических навыков по ПДД, ППБ, антитеррору и т.д.
Руководитель программы
Чунарева Татьяна Ивановна, ответственная за организацию пришкольного лагеря
Авторы программы
Чунарева Татьяна Ивановна и авторы приложений: Алтынцева Расима Шарифулловна,
Дурыманова Галина Валентиновна,
Шафигуллина Надежда Ивановна,
Зорин Анатолий Николаевич,
Шакирова Галина Леонидовна,
Плотникова Светлана Павловна.
Название проводящей организации
МБОУ «Петропавловская СОШ»
Адрес, телефон
617082 Пермский край, Большесосновский район, с. Петропавловск, ул. Ленина 3.
Место проведения
МБОУ «Петропавловская «СОШ
Адресаты программы
Учащиеся 7-15 лет.
Количество учащихся
80 человек
Сроки проведения
Летние каникулы: с 3 июня по 27 июня 2013 г.
Количество смен
1
Кадровое обеспечение
Ответственный за организацию лагеря – 1
Воспитатели – 18
Повар – 3
Уборщица – 3
Ожидаемые результаты
1. Оздоровление учащихся
2. Формирование осознанной самодисциплины при организации КТД
3. Развитие навыков безопасности жизнедеятельности
4.Улучшение социально-психологического климата;
5. Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
6. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей.
Пояснительная записка
Детство – счастливейшие годы жизни.
(Д.Пашков)
Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.
В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние - в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков.
Ежегодно для учащихся МБОУ «Петропавловская СОШ» организуется 1 смена летнего пришкольного лагеря дневного пребывания, который функционирует на базе школы.
Программа предназначена для учащихся школы от 7 до 15 лет. Она имеет цель и задачи, в ней указаны принципы, на которые она опирается, описаны ожидаемые результаты.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 1 лагерной смены (18 дней).
Программа насыщена разными спортивно-оздоровительными, творческими, познавательными, развивающими мероприятиями и играми, которые способствуют активному отдыху воспитанников и развивают духовно-нравственную творческую личность.
Пришкольные лагеря – одна из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей школьного возраста. Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим. В летнем пришкольном лагере как нигде лучше реализуются воспитательные задачи школы.
Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих познание, искусство, культуру, игру и другие сферы образовательной деятельности вне уроков. Все эти направления как нельзя лучше решаются через КТД – давно известную и проверенную методику самоуправления детей.
Какой ребенок не мечтает о сюрпризах? Этим летом наш лагерь называется «СмИД»- смена интересных дней, значит, каждый день в лагере будет сюрпризом: на утренней линейке командиры звеньев по очереди будут доставать из ящичка «СмИД» название дня и коллективно придумывать девиз дня. Программа «СмИД» подарит детям возможность ощутить себя в роли творцов, сделать свое маленькое открытие, развить коммуникативные способности. Летнее солнце, хорошее настроение и воображение помогут нам в этом.
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в лагеря вне поселка, выехать из поселка к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска.
Цель открытия лагеря - охватить как можно больше детей «группы риска» полноценным оздоровлением и занятостью с целью предупреждения бродяжничества и правонарушений среди несовершеннолетних подростков.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь.
3. Цели программы
создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развитие их внутреннего потенциала, содействие формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно- значимую и личностно- привлекательную деятельность;
содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе;
воспитание у воспитанников навыков культуры поведения, бережливости, заботы о своем здоровье;
развитие творческих способностей воспитанников лагеря.
Задачи:
- Создать систему физического оздоровления детей в условиях временного коллектива, прививать навыки здорового образа жизни, укрепления здоровья
- Формировать потребность в социально-значимых видах деятельности через коллективно-творческие дела
- Формировать у школьников коммуникативные навыки
- Способствовать утверждению в сознании школьников нравственных и культурных ценностей
- Приобщать детей к творческим видам деятельности, способствовать развитию творческого мышления
- Закреплять знания и формировать практические навыки по ПДД, ППБ, антитеррору, , правовому воспитанию
- Создавать условия для развития и укрепления связей семьи и школы, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
4. Принципы программы
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности
Участие всех детей и подростков в мероприятиях с целью развития творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
оценка эффективности пребывания детей в лагере должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
при развитии детского самоуправления;
при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
5.Механизм реализации программы
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
Организационный модуль.
Формы работы:
планирование;
подготовка к лагерной смене;
оформление уголка;
подготовка материальной базы;
определение обязанностей;
подготовка к сдаче приемной комиссии.
организация питания в школьном оздоровительном лагере.
Оздоровительный модуль.
Формы работы:
утренняя зарядка;
закаливание
встречи с медицинским работником;
влажная уборка, проветривание;
беседы о вредных привычках;
организация питания воспитанников;
спортивные праздники;
экскурсии;
подвижные игры.
- ежедневно - подвижные игры на свежем воздухе,
- минутки здоровья (беседы о первой помощи пострадавшим и о ЗОЖ)
- комический футбол с родителями,
- эстафеты,
3. Творческий модуль
Формы работы:
коллективно-творческая деятельность;
участие в мероприятиях;
экскурсии с библиотеку;
конкурсы;
викторины.
4.Патриотический модуль
Формы работы:
посещение музея;
мероприятия;
просмотр видео-фильмов;
беседы.
5.Нравственно-экологический модуль
Формы работы:
экскурсии в природу;
беседы о нравственности;
викторины, конкурсы;
мероприятия.
- выставки рисунков, поделок
- концерты,
- социально-значимые акции,
6. Социально-психологический модуль
Формы работы:
работа педагога-психолога;
анкетирование;
индивидуальные беседы;
групповая работа;
аутогенный тренировки.
- организация самоуправления и закрепление постоянных обязанностей за каждым,
-игры на знакомство и сплочение коллектива,
- ежедневно – огоньки в конце дня (рефлексия в игровой форме),
- день именинников,
- ролевые игры,
- обучение правилам КТД,
7.Трудовой модуль.
Формы работы:
- Дежурство в столовой,
- Операции: «Уют», «Участок»,
Каждый день программы имеет свое название и направление. Проведение мероприятий осуществляется различными формами и методами. Для наглядности для детей оформляется карта смены.
Для проведения некоторых мероприятий планируется привлечение работников библиотеки, участкового инспектора, медицинского работника.
Обоснование значимости: Все дети одарены, это доказано психологическими исследованиями. Главное – вовремя создать условия для детского развития. У младших школьников и подростков бурно развивается потребность в самореализации и самоутверждении, поэтому все мероприятия программы насыщены творческими элементами, позволяющими раскрыться каждому ребенку и попробовать себя в разных ролях в КТД.
6. Кадровое обеспечение
летнего пришкольного лагеря «СмИД»
МБОУ Петропавловская СОШ
Сотрудники:
1. Чунарева Татьяна Ивановна – ответственная за организацию пришкольного лагеря
- начальник и сотрудники пришкольного лагеря несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей в лагере;
- сотрудники пришкольного лагеря допускаются к работе с детьми после специального инструктажа по охране жизни и здоровья детей и медицинского освидетельствования;
- воспитатели отрядов проводят инструктаж по ТБ с детьми перед выполнением различных форм деятельности.
7. Этапы и график реализации программы
1. Подготовительный этап (01.04 – 31.05.2015 г.)
Направление деятельности
Ответственные
Определение направлений деятельности лагеря и сроков его проведения.
М.М.Чечкина – директор.
Отбор кадров и назначение ответственного за организацию смены, воспитателей, уборщицы, повара
М.М.Чечкина
Издание приказов по школе о подготовке и проведении лагерной смены.
М.М.Чечкина
Подготовка методического обеспечения и материально-технической базы.
Чечкина М.М –директор Т.И.Чунарева- ответственная за пришкольный лагерь
Сбор пакета документов по нормативно-правовой базе лагеря (положения, инструкции, приказы и др.)
Т.И.Чунарева
Организационные мероприятия для получения санитарно-гигиенического заключения Роспотребнадзора
М.М.Чечкина
Информирование родителей, прием заявлений и формирование списка детей, страхование детей
Т.И.Чунарева
Проработка проекта программы лагеря, составление программы лагеря
Оповещение (напоминание) родителей об открытии лагерной смены
Т.И.Чунарева
3. Основной этап (3.06 - 21.06.2015г.)
Направление деятельности
Ответственные
Реализация основных мероприятий программы с детьми
Все сотрудники
4. Заключительный этап (24 – 27.06.2015 г.)
Направление деятельности
Ответственные
Мониторинг воспитательной деятельности лагеря
Воспитатели
Закрытие лагеря, оформление альбома лагерной смены
Воспитатели
Подготовка материала для печати в СМИ
Воспитатели
Подведение итогов и анализ работы лагеря
Т.И.Чунарева
Отчет и сдача документации в УО
Т.И.Чунарева
Приказ по школе об итогах работы лагеря
Директор – М.М.Чечкина
Организационные мероприятия:
Форма мероприятия, тема
Участники
Сроки проведения
Совет при директоре, обсуждение организации подготовки к открытию лагеря
М.М.Чечкина, Т.И.Чунарева
08.05.2015
Районная учеба начальников лагерей
Т.И.Чунарева
6.05.2015
Педагогический совет, рассмотрение положений и программы лагеря
Педколлектив
30.05.2015
Организационное совещание с сотрудниками лагеря, ознакомление с должностными инструкциями
сотрудники лагеря
03.06.2015
Организационное совещание с сотрудниками лагеря, инструктажи по ОТ
А.Н.Зорин, сотрудники лагеря
03.06.2015
Планерки
Воспитатели
с 03.06. по 27.06.ежедневно
Итоговое совещание с сотрудниками, отчеты и анализ работы лагеря
Т.И.Чунарева, воспитатели
27.06.2015
8. Работа с родителями
Работа с родителями состоит в постоянном контакте с ними воспитателей во время приема детей, по телефону для обсуждения текущих вопросов (организационных, дисциплинарных и других). Кроме этого проводятся общие мероприятия.
Организационное родительское собрание,
Участие родителей в праздниках и КТД, открытии и закрытии лагеря,
Издание информационных листков для родителей по ПБ в летний период,
По необходимости – письменное оповещение родителей, посещение на дому.
9.Критерии оценивания
1. Оздоровление учащихся
2. Формирование осознанной самодисциплины и навыков проведения КТД
3. Развитие навыков безопасности жизнедеятельности
4. Удовлетворенность детей и родителей работой лагеря
5.Участие в районном конкурсе
6. Размещение материалов о работе лагеря в СМИ
Приложения
Приложение 1
Режим дня летнего пришкольного лагеря
МБОУ Петропавловская СОШ
«СмИД»
Элементы режима дня
Время
Сбор детей
8.30 – 9.00
Зарядка, линейка
9.00 – 9.20
Завтрак
9.20 – 10.00
Работа по плану отрядов, массовые мероприятия
10.00 – 12.00
Спортивные игры, оздоровительные процедуры
12.00 – 13.00
Обед
13.00 – 13.30
Свободное время, работа по плану отрядов, работа кружков и секций
13.30 – 14.30
Уход домой
14.30
Приложение 2.
Планируемые в смену дни (сюрпризы)
День добрых поступков.
День комплиментов.
День милости.
День творчества.
День борьбы с вредными привычками.
День благодарения.
День чистоты.
День интеллекта.
День труда.
День музыки.
День радости.
День памяти и скорби (21 июня)
День спорта.
День отваги.
День закаливания.
День книги.
День Нептуна.
День природы.
Приложение 3
Планируемые в смену акции
«Помоги ветерану»
«За сигарету – конфета»
«Обменяй пакет пластикового мусора на шоколадку»
Выпуск листовок: «Береги природу»,
«Береги лес от пожара».
Приложение 4.
План оздоровительных мероприятий
летнего пришкольного оздоровительного лагеря
№
Мероприятия
Ответственный
1
Врачебный контроль детей перед поступлением в пришкольный лагерь с определением группы здоровья
Медицинский работник
2
Антропометрия, контроль АД до поступления в лагерь и после его завершения с проведением их анализа
Медицинский работник
3
Контроль за организацией полноценного сбалансированного питания, физического воспитания и закаливания детей
Медицинский работник
4
Контроль за соблюдением физиологических норм при проведении спортивных мероприятий
Медицинский работник
5
С-витаминизация
Медицинский работник, повар
6
Проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию детей, привитию навыков здорового образа жизни
Воспитатели
7
Утренняя гимнастика
Воспитатели
8
Физкультурно-оздоровительные мероприятия
Воспитатели
9
Ежедневный утренний и при уходе осмотр детей от клещей
Воспитатели
9
Контроль проведения санитарно-гигиенических мероприятий
Ответственный за организацию лагеря
Приложение 5
План работы детской площадки «Мурашки»
Девиз: Дома мы не усидели, на площадку прилетели. Ждут нас новые дела, дружно крикнем мы «УРА!»
Цель: Формирование убеждения в духовной ценности мира животных и растений.
Задачи:
*Формирование у школьников системы представлений о социальной ценности животных и растений, их биологических и экологических особенностях.
*Формирование гуманного отношения к каждому животному и растению.
*Формирование у детей потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных и растениях.
1 День. 1 июня. Понедельник.
Задача: Настроить и организовать детей на детскую площадку.
Выбор актива.
Принятие законов жизни в отряде.
Оформление отрядного уголка.
Инструктаж «Правила поведения в экстремальных ситуациях».
Час подвижных игр.
2 День. 2 июня. Вторник.
Задача: Формировать сплочённый коллектив.
Подготовка к открытию площадки.
Работа на пришкольном участке (высаживание цветов на клумбы).
Час «Загадок».
Спортивное мероприятие «Вперёд, мальчишки!»
3 День. 3 июня. Среда.
Задача: Познакомить детей с жизнью лягушек, ящериц, змей.
Этическая беседа «Все нужны на Земле».
Экскурсия на сельский пруд.
Игры с мячом.
4 День. 4 июня. Четверг.
Задача: Расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина.
1. Познавательная игра «У лукоморья дуб зелёный.
2. «Зов Джунглей».
3. Просмотр сказок Пушкина.
5 День. 5 июня. Пятница.
Задача: Воспитывать трудолюбие.
Праздник «Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся».
Работа на пришкольном участке.
Конкурс рисунков «Здравствуй, лето».
6 День. 8 июня. Понедельник.
Задача: Воспитание чувства уважения к односельчанам, к истории своего села.
Встреча с ветеранами села.
2. Игра «12 записок».
7 День. 9 июня. Вторник.
Задача: Познакомить с символами нашей страны, правами, обязанностями граждан России.
Беседа «Я – гражданин».
Спортивно – развлекательный час «Детские забавы».
8 День. 10 июня. Четверг.
Задача: Знакомство с правилами вежливости.
Праздник «Вежливых наук».
Спортивное состязание «Семь – С».
9 День. 11 июня. Пятница.
Задача: Прививать бережное отношение к окружающему.
Экологическая игра «Мир животных».
Трудовой десант. Уборка улицы Ленина.
10 День. 15 июня. Понедельник.
Задача: Развитие творческих способностей.
Инсценировка сказок на новый лад.
Игра «Зарничка».
11 День. 16 июня. Вторник.
Поездка в город Пермь. Посещение Зоосада, парка Горького.
12 День. 17 июня. Среда.
Задача: Знакомство с достопримечательностью села «Святой ключик», воспитание бережного отношения к источникам.
Экскурсия на «Святой ключик».
Практическое занятие «Родник и его свойства».
13 День. 18 июня. Четверг.
Задача: Воспитание патриотизма.
Уборка территории у памятника.
Беседа «О православном празднике Троица.
Экскурсия в сельскую библиотеку.
14 День. 19 июня. Пятница.
Задача: Воспитание положительного отношения к закаливанию организма.
Знакомство с правилами поведения на воде.
Праздник «День Нептуна».
Конкурсная программа «Без воды, ни туды и ни сюды».
15 День. 22 июня. Понедельник.
День Памяти.
Задача: Воспитание патриотизма.
Митинг «В память о войне»
Конкурс рисунков «Никто не забыт, ничто не забыто».
16 День. 23 июня. Вторник.
Задача: Воспитание бережного отношения к растительному миру.
Конкурс букетов.
Показ мод.
Цветочная эстафета.
17 День.24 июня. Среда.
Задача: Расширение знаний о грибах, воспитание грамотного отношения к ним.