В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная деятельность, т.е. деятельность, значимая, мотивированная, в процессе которой ребёнок усваивает общественный опыт, готовится к овладению основ наук и развивается психически. Этот период становления связан у детей с осознанием своего места в системе общественных отношений, появлением у них творческого отношения к действительности. Происходит формирование внутреннего плана действия, рефлексии собственного поведения, что обеспечивает к концу обучения в начальной школе развитие потребностей ребёнка в получении признания другими людьми, в системе взаимоотношений с ними, новой социально значимой деятельностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы 1класс »
Согласовано Утверждаю
заместитель директора по ВР Директор МАОУ «Лицей
государственной службы
и управления»
________Е.В.Михайлова _______________О.В.Савчук
МАОУ « Лицей государственной службы и управления»
Программа развития классного коллектива
« Дружбой надо дорожить»
Направленность программы – воспитательная
Возраст обучающихся – 6,5-7 лет
Общее количество часов – 1-3 г.об – 288 ч.
(144 ч. – групп. раб., 144 ч. – инд.)
Автор программы
Курапкина Наталия Анатольевна
учитель 1 квалификационной категории
город Канаш
Чувашской Республики
2014г.
Пояснительная записка
В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная деятельность, т.е. деятельность, значимая, мотивированная, в процессе которой ребёнок усваивает общественный опыт, готовится к овладению основ наук и развивается психически. Этот период становления связан у детей с осознанием своего места в системе общественных отношений, появлением у них творческого отношения к действительности. Происходит формирование внутреннего плана действия, рефлексии собственного поведения, что обеспечивает к концу обучения в начальной школе развитие потребностей ребёнка в получении признания другими людьми, в системе взаимоотношений с ними, новой социально значимой деятельностью.
Перед учителем ставится задача воспитания всестороннее развитой личности, способной к самообразованию и самореализации в жизни. В полной мере эту задачу можно решить в плодотворном союзе школы и семьи. Для этого разработана программа развитияклассногоколлектива, рассчитанная на4 года.
Каким должен быть воспитательный процесс, чтобы он приводил не только к всестороннему и гармоничному развитию личности, но и к созданию сплоченного детского коллектива, в котором каждый ребенок, прежде всего, гражданин своего Отечества, человек, который может помочь другому, может творить и хочет созидать?
Как осуществить единство умственного, нравственного, трудового воспитания, т.е. реализовать комплексный подход?
Как способствовать улучшению качества жизни учащихся?
Программа является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Решение проблем воспитания в программе осуществляется через различные формы воспитательного воздействия. Их целью является включение ребёнка в общность одного возраста, выработка у него собственного «Я» при уважительном отношении к позиции других.
Обучаясь в школе, ребёнок приобретает товарищей, сталкивается с понятием «одноклассники». Как воспитать в ребёнке верность дружбе и товариществу, умение жить среди ровесников, ценить дружбу?
Актуальность программы
Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни.
В отличие от дошкольника жизнь младшего школьника коренным образом меняется, он вынужден быть более самостоятельным, ответственным, должен уметь управлять собой. В его жизни возникают проблемы, каких не было раньше, успешность решения которых начинает определять и отношение к нему взрослых, и положение среди сверстников, и его собственную самооценку. Со всей остротой в начальной школе встает вопрос об активизации внутрен них возможностей личности в процессе духовного самостроительства.
Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формиру ется личность каждого ребенка.
Выстраивая систему деятельности на каждом этапе программы, реализуется арсенал содержания, технологий, приемов и форм. И все это - вместе с детьми!
Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – вот главное условие успешного воспитания.
Этапы реализации программы
1-й год реализации программы (1-й класс):
Воспитательная работа в первом классе, основной целью которой является формирование качеств личности, строится с учетом тех потребностей и вопросов, с которыми ребенок приходит в школу:
- обеспечить успешную адаптацию учащихся на первом этапе образования;
- обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр;
- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;
- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;
- использовать разнообразные формы организации работы с детьми;
- привлечь родителей к реализации данной программы
2-й год реализации программы (2 класс):
Во 2-м классе уделяется внимание обучению коллективной деятельности:
- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;
- воспитывать коммуникативную культуру школьника – умение работать в паре, минигруппе, коллективе;
- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу
жизни;
- использовать разнообразные формы организации работы с детьми.
3-й год реализации программы (3-й класс):
После заложенного начала формирования качеств личности и обучения коллективной деятельности основной целью работы в 3-м классе является формирование культуры личности:
- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
- воспитывать у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора;
- создавать условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса;
- формировать оргдеятельностные умения учащихся;
- использовать разнообразные формы организации работы с детьми.
4-й год реализации программы (4 класс):
При условии доверительного отношения к классу и каждому ребенку в отдельности, основной целью воспитательной работы в 4-м классе становится формирование самосознания:
- обеспечивать устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию способностей;
- поддерживать увлеченность учащихся различными видами внеурочной деятельности;
- обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие класса в общешкольных мероприятиях.
Участники программы: учащиеся, классный руководитель, педагоги, работающие в классе, родители учащихся.
. Срок реализации программы – 4 года
. Прогнозируемый результат:
- учащиеся обладают настойчивостью в достижении поставленных целей, стремятся преодолевать затруднения в учебе и внеклассной работе, в личном поведении, умеют проявлять собранность, организованность;
- стабильный положительный настрой учащихся к активной познавательной и творческой деятельности;
- осознание учащимися ценности межличностных отношений и необходимости их расширения;
- заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей своих детей, учащихся класса;
- увлекаются каким-либо видом внеурочной деятельности;
- младшие школьники владеют навыками самостоятельной организации учебной и внеурочной деятельности;
- уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы;
- высокий уровень сплоченности детского коллектива.
Программа «Дружбой надо дорожить» включает в себя четыре этапа обучения и воспитания младших школьников с 1 по 4 класс. В основе ее лежит система коллективного творческого дела.
Цель каждого этапа - сделать мир вокруг лучше, добрее;
- помочь всем, кто нуждается в помощи;
- самим многое узнать и научиться многому новому.
Воспитание детей осуществляется на «полянках развития», каждая из которых несет на себе определенную задачу и является ступенькой в развитии творчества детей.
Каждый этап заканчивается подведением итогов за год. Детям, которые на протяжении всего года прилежно учились, активно участвовали во всех добрых делах и начинаниях вручаются благодарственные письма.
Главный принцип этой программы - забота об улучшении окружающего мира, о далеких и близких друзьях.
Чем больше ребята делают добрых дел, чем больше помогают людям, тем теплее, светлее и радостнее вокруг.
Цели и задачи программы
- формирование классного коллектива, актива класса;
- стимулирование самостоятельности и инициативы школьников;
- воспитание ответственности за свои поступки, поступки товарищей, ответственности за порученное дело;
- изучение каждого ученика и индивидуальный подход к каждому члену классного коллектива.
- создание атмосферы, способствующей общению детей друг с другом, детей со своими родителями, родителей между собой;
- содействие возрождению различных традиций, повышению культуры общения, организации досуга, основанного на духовном общении детей и взрослых;
- оказание помощи семье в вопросах самообразования детей
Программа состоит из девяти разделов. Каждый раздел имеет свои цели и задачи. Программа представляет собой практическое руководство по организации внеурочной деятельности школьного коллектива.
Основные направления и особенности воспитания
1. "Знание".
Цели:
- формирование сознательного отношения к знаниям;
- воспитание познавательной активности и развития культуры умственного труда.
Задачи:
- выработать у школьников ответственное отношение к учебному труду;
- развивать индивидуальные и интеллектуальные способности детей;
-формирование и развитие интереса к учению и познанию мира.
-удовлетворение потребностей учащихся в общении с учителем и
одноклассниками во внеурочное время.
-привитие интереса к новому, неизвестному, любви к чтению.
-работать над умением развивать память, размышлять, доказывать.
-воспитание самостоятельности, старательности, аккуратности в выполнении каждого учебного задания, бережного отношения к учебникам, книгам, учебным принадлежностям, содержания их в чистоте и порядке.
Ученики принимают участие в познавательных играх, викторинах, конкурсах, в играх на внимание и сообразительность, беседах как обмене познавательным материалом. Организуют совместно с классным руководителем выставки поделок, рисунков, творческих работ. Учатся внимательно относиться к одноклассникам, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей в учении.
2."Патриот".
Цель:
- воспитание чувства долга, любви и ответственности перед своим Отечеством.
Задачи:
- развитие ребёнка как гармонично развитой личности;
- формирование уважительного отношения к малой и большой Родине, к своему народу, к его традициям и обычаям,
-воспитание у детей любви к родному краю.
-ознакомить с героическими и трудовыми традициями старших поколений. -воспитание уважения к борцам за свободу Родины, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в военные годы.
-Развитие у детей представления о том, что защита Родины - священная обязанность каждого гражданина России.
3. "Дружный коллектив".
Цели:
- формирование у ребёнка сознательного уважительного отношения к норам и правилам общественной жизни и морали, законам, правам и свободам человека, правам и ответственности гражданина;
- развитие у детей вечных нравственных норм: доброты, любви к близким, терпимости к окружающим, сознание самосовершенствования.
Задачи:
- приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям: гуманности, сознательной дисциплине и поведению;
- создание условий для постепенного становления жизненных ориентаций учащихся как гражданина, в выборе линии своего поведения, способов действия, поступков.
Представление о гражданстве России, Конституциях Российской Федерации и Чувашской Республики, важнейших законах страны. Знание о правилах поведения в школе, дома, на улице, в природе.
Необходимость терпимости по отношению к людям, не похожим на нас.
Формирование у учащихся нравственных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла.
Формирование и развитие в ребёнке:
- чувства собственного достоинства, уважение к себе и другим;
- протеста против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь и честь других.
Ознакомление учащихся с Конвенцией ООН о правах ребёнка.
Ученик должен:
- усвоить правовые нормы своего поведения;
- знать, кто и как защищает права человека;
- уважать права другого человека;
- знать куда и к кому обратиться за помощью при необходимости защиты своих прав.
4. "Мои родословная".
Цели:
- воспитание любви к родителям;
- налаживание плодотворных связей между семьёй и школой.
Задачи:
- создание теплоты между детьми и родителями;
- создание условий для взаимопониманий и совместной работы между учителем и родителями.
Формирование представления о семье и обществе. Понятия: семья, член семьи, близкие и дальние родственники, семейные традиции, реликвии, предки, потомки. Семейные роли человека: мать-жена, отец-муж, дети-
сын и дочь. Обязанности каждого члена семьи. Ответственность каждого члена семьи за семью. Любовь и взаимопомощь между родными людьми.
Роль учителя во взаимоотношениях между родителями и детьми.
5. "Экология".
Цели:
- формирование у школьников представлений о взаимосвязи окружающего мира с человеком и обществом;
- формирование экологического сознания школьников.
Задачи:
- выработать познавательный интерес к изучению природы и происходящих явлений в ней;
- выработать навыки природоохранительного поведения в окружающем мире.
Человек - совершенное творение природы, и он не может существовать без неё.
Умение понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, заботиться о зимующих птицах и зверях, мастерить птичьи домики, кормушки, замечать недостойные человека случаи обращения с живой и неживой природой, бороться против расхищения природных ресурсов.
Помнить правила поведения в природе.
Ученик должен:
- участвовать в природоохранительных мероприятиях;
- знать растения, деревья, кустарники, травы своей местности;
- знать Красную книгу России и Чувашии;
- знать значение природы для человека, факторы угрозы и уничтожения природы;
- знать организации по охране природы;
- знать меры по охране природы.
6. "Трудовое воспитание".
Цели:
- формирование трудовых навыков школьников;
- воспитание добросовестного отношения к труду и народному достоянию как к источнику благополучия общества в целом и личности в частности.
Задачи:
- воспитание положительного отношения к труду как к высшей
человеческой ценности;
- воспитание бережливости,
- развитие трудолюбия, бережного отношения к вещам и школьным принадлежностям
-формирование у учащихся не только исполнительской, практической, но и познавательной самостоятельности, чтобы процесс их труда стал осмысленным, интеллектуально насыщенным, приносил детям радость.
Ученики должны:
- уметь организовывать свой труд на уроках и внеурочное время;
- уметь экономно относиться к материалам и рабочему времени;
- уважать и ценить труд людей.
7. "Красота спасет мир".
Цели:
- воспитание эстетических чувств у детей;
- приобщение детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного края и других народов, к их духовным и нравственно-эстетическим ценностям.
Задачи:
- привлечение учащихся к работе по сохранению и приумножению, возрождению исторических, культурных, нравственных ценностей родного народа;
- знание различных видов искусства;
-развитие у детей общих художественных и изобразительных способностей, творческого воображения, стремления к гармонии внешней и внутренней, стремления видеть и созидать красоту.
-формирование восприятия и понимания музыки и изобразительного искусства.
-развитие знаний о культуре народа, её орнаментальном богатстве, разноообразии и красоте (резьба, роспись по дереву, вышивка и т.д.),интереса к прошлому своего народа, пробуждение генетической и культурной памяти. Русские писатели, учёные, путешественники о Чувашии и культуре её народа в прошлом и настоящем.
Участие в беседах о прочитанных книгах, кино, концертах. Участие в организации и проведении народных праздников, игр, юбилейных и памятных дат в культурной жизни города., страны, мира.
Ученик должен:
- любить и хранить национальную культуру;
- уметь отличать разные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство;
- знать имена, особенности творчества отдельных художников, композиторов Чувашии, России и других стран.
8. "В здоровом теле- здоровый дух".
Цель:
- воспитание здорового образа жизни и высокого уровня физической культуры.
Задачи:
- овладение навыками общей физической культуры;
- развитие двигательной активности;
- профилактика различных заболеваний, отказ от вредных привычек.
-формирование у учащихся представления о физической культуре, её возможностях в повышении работоспособности и улучшения состояния здоровья.
-укрепление здоровья, закаливание организма, повышение уровня физического развития.
9. " Я осторожен.
Цель:- формирование культуры безопасного поведения.
Задачи:
- формировать у ребёнка положительные навыки из которых складывается бытовая культура безопасности человека.
-развитие у учащихся навыков аккуратности, чистоплотности.
-формирование внимания к опасностям
-воспитывать навыки правильного поведения на улице, дома, в общественных местах, на дороге.
-знание правил оказания первой помощи, номеров телефонов экстренных служб.
Задачи
Мероприятия
Учебная
Воспитать устойчивую мотивацию к учебной деятельности; пробуждать интерес к знаниям; формировать целостное отношение к учебе.
Формировать у учащихся природосообразное поведение: включать ребенка во взаимодействие с природой через систему социальнозначимых отношений «Я и природа - одно целое».
Экологические викторины, «Помоги пернатым, экскурсии в природу, посадка деревьев.
Труд
Формировать начальные и навыки трудовой деятельности; развивать творчество, воображение, умения управлять процессам творчества (фантазирования).
Трудовые акции, выставки работ, работа на УОУ.
Спорт и
здоровье
Обеспечить право ребенка на разностороннее развитие и укрепление здоровья; воспитание потребности занятий спортом, здорового образа жизни.
Недели спорта, классные часы о спорте, здоровом образе жизни, марафоны соревнования
Доброта
Формировать нравственное поведение в социуме, создать условия для сознательного выбора поступков в соответствии с нравственными принципами, воспитывать желание и потребности нести добро людям.
Шефство над младшими братьями и сестренками, старыми людьми, акция «добрых дел».
Любознательность
Создать условия для учебной деятельности детей; воспитать потребность в открытии новых знаний; в самостоятельном выборе средств их открытия. Формировать устойчивый интерес к процессу познания и самопознания.
Экскурсии в музей, к памятникам архитектуры, искусства, посещения библиотеки, конкурсы и т.д.
Работа с
родителями
Помочь родителям в закладывании основы счастья в будущее своего ребенка. Заинтересовать родителей школьной жизнью, привлечь их к внеклассной работе. Налаживание тесного контакта с родителями, чтобы положительно влиять на развитие ребенка