№ урока | № урокав теме | Название тем и уроков | Цели изучения темы урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Средства обучения, в том числе ИКТ |
Язык и речь(20ч) |
1 | 1 | Речь устная и письменная. Повторение орфограмм | На основе речевой темы «Здравствуй, школа! 1 сентября» повторить сведения о формах речи (устной, письменной; диалогической, монологической); стимулировать устные высказывания (беседа по рисункам, высказывания по поводу авторской позиции текстов, ответы на вопросы заданий) и письменные (выборочное списывание текста, письмо по памяти, ответ на вопрос по тексту, высказывание собственного мнения | Знакомство с учебником и его знаковой системой ориентирования. Повторение сведений о формах речи (устной, письменной; диалогической, монологической) | Учебник, слайды |
2 | 2 | Речь устная и письменная. | Актуализировать сведения о языковых средствах — слове, предложении, наиболее частотных орфограммах в словах (при пропедевтике записей). Дать сведения из истории русской культуры о смене празднования начала нового года: март — сентябрь — январь. | Повторение сведений о лексическом значении слова, развитие умения пользоваться словарем, повторение значимых частей текста. | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
3 | 3 | Речевые действия (особенности устной и письменной речи) | Углубить (с помощью таблицы) представление об основных видах речевой деятельности: при восприятии речи (слушании, чтении), при создании речи (говорении, письме). Ввести представление о речевом действии, глаголах речи. Обратить внимание на особенности русской устной (говорение, слушание) и письменной письмо, чтение) речи. Дополнить сведения о таких видах речевой деятельности, как воспроизведение (изложение), внутренняя речь (обдумывание). Стимулировать речевое творчество: воспоминания о лете (устно). | Углубление представлений о речевых действиях и об основных видах речевой деятельности. Актуализация знания об основных средствах языка — звуке, слове, предложении, тексте и их взаимосвязи с речью | учебник, рабочая тетрадь слайды |
4 | 4 | Речевые действия (особенности устной и письменной речи) | Актуализировать знания об основных средствах языка — звуке, слове, предложении, тексте (с помощью таблицы). Обратить внимание на процесс оскудения русской речи в наши дни, на необходимость при общении писать разборчиво. Дать первичное представление о наличии в мире разных языков, в том числе на территории России, о родстве русского, украинского, белорусского языков, возникших из древнерусского языка | Осознание важности культуры письменной речи, применении речевых действий в жизни, понятие о внутренней речи | учебник, рабочая тетрадь |
5 | 5 | Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне) | Обобщить основные правила записи слов: 1) пишу как слышу; слышу, но пишу (на основе знания норм произношения слов); слышу, но букву выбираю по правилу; 4) переношу слова по слогам. Углубить представление об орфограмме и актуализировать знания об основных орфограммах в корне | Обобщение основных правила записи слов: 1) пишу, как слышу, 2) слышу, но пишу (на основе знания норм произношения слов), 3) слышу, но букву выбираю по правилу, 4) переношу слова по слогам | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
6 | 6 | Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне) | Повторить правила, способы, приёмы подбора проверочных слов при проверке орфограмм: гласные, проверяемые ударением; парные звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные. | Углубление представлений об орфограмме и актуализация знаний об основных орфограммах в корне, о действиях при решении орфографической задачи | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
7 | 7 | Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне) | Повторить известные детям случаи употребления в словах мягкого знака: как показателя мягкости согласных, разделительного мягкого знака. Вспомнить об употреблении гласных после шипящих; об отсутствии мягкого знака в сочетаниях чк,щн, нщ; о наличии пробела между словами, включая предлоги. | Применение правил при записи слов и предложений (под диктовку, при свободном письме). Использование орфографического словаря для справки. Обогащение словаря и расширение грамматического строя | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
8 | 8 | Большая буква в именах собственных | Повторить сведения о собственных именах существительных, об употреблении в них большой буквы (сделать акцент на написание имён, отчеств, фамилий, названий улиц, населённых пунктов, кличек). | Повторение сведений о собственных именах существительных, об употреблении в них большой буквы (сделать акцент на написание имен, отчеств, фамилий, названий улиц, населенных пунктов, кличек). Наблюдение над оформлением названий книг | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
9 | 9 | Слово: его значение, значимые части | Повторить сведения о свойствах лексического значения слова, смысле устойчивых выражений и пословиц, о толковом словаре. Организовать наблюдение над спецификой называния предметов, лиц детьми (рыцарь, лопата, гвоздика, астра), над омонимами. | Повторение сведений о свойствах лексического значения слова, смысле устойчивых выражений и пословиц, о толковом словаре | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
10 | 10 | Слово: его значение, значимые части | Повторить сведения о взаимосвязи лексического значения слова с оттенками значений, вносимых в слово значимыми частями слова: корнем, приставкой, суффиксом (основой), о роли окончания. Упражнять в анализе слов по составу, моделировании слов, в подборе однокоренных слов (изменяется лексическое значение), наблюдении над написанием их корней. | Углубление представлений о роли окончания, о форме слова и однокоренных словах. Упражнения в полном разборе слов по составу его значимых частей (морфемном анализе) на основе памятки 2 | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
11 | 11 | Слово: его значение, значимые части | Дать сведения о происхождении названия морская свинка, наблюдение над фактом опрощения в слове свинка (срастание суффикса с корнем), сравни свинка (.от слова свинья) Систематизировать знания о группах слов с общим (грамматическим) значением: предметности, признака предмета, действия предмета — частях речи. Упражнять в определении частей речи в словосочетаниях и предложениях. | Систематизация знаний о группах слов с общим (грамматическим) значением: предметности, признака предмета, действия предмета — частях речи. Внимание к образности, точности, «тайнописи» языка произведений народного творчества: загадок и пословиц. Словесное творчество | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
12 | 12 | Слово в предложении и тексте | Повторить сведения о предложении, тексте, о роли частей речи в их составе | Повторение сведений о предложении, тексте, о роли частей речи в их составе. Углубление представлений о главных членах предложения с введением терминов подлежащее и сказуемое | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
13 | 13 | Слово в предложении и тексте | Упражнять в анализе и составлении предложений, текстов, озаглавливании текстов, в наблюдении над употреблением слов в переносном значении, в пересказе текста (письменно) | Упражнения в установлении связи слов в предложении, связи предложений в тексте. Наблюдение за употреблением образных слов, синонимов, мотивировать обогащение словарного запаса детей синонимами- названиями оттенков красного цвета. Упражнения в записи предложений и текстов в соответствии с орфографическими нормами. | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
14 | 14 | Уроки-тренинги Письмо по памяти | Упражнять в записи предложений и текстов в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами. | Упражнения в записи предложений и текстов в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
15 | 15 | Уроки-тренинги Письмо по памяти | Упражнять в записи предложений и текстов в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами. | Упражнения в записи предложений и текстов в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
16 | 16 | Письмо под диктовку и его анализ. | Проверить сформированность знаний, умений и навыков по правописанию слов. Учить группировать слова по однотипным орфограммам и подбирать соответственно им способы проверки, иллюстрировать аналогичными примерами. Учить устанавливать причины выявленных пробелов. | Решать орфографические задачи в ходе записи по слуху. Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками. Выбирать упражнения для ликвидации выявленных пробелов в умениях. | слайды |
17 | 17 | Письмо под диктовку и его анализ. | Проверить сформированность знаний, умений и навыков по правописанию слов. Учить группировать слова по однотипным орфограммам и подбирать соответственно им способы проверки, иллюстрировать аналогичными примерами. Учить устанавливать причины выявленных пробелов. | Решать орфографические задачи в ходе записи по слуху. Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками. Выбирать упражнения для ликвидации выявленных пробелов в умениях. | учебник, рабочая тетрадь |
18 | 18 | Изложение и его анализ. | Учить воспроизводить содержание текста с предварительным его прогнозированием по ориентировочным основам: заголовку, плану. Учить анализировать творческие работы свои и одноклассников, видеть словесные находки, речевые недочёты, давать совет и т.п. | Воспроизведение содержания текста с предварительным его прогнозированием по ориентировочным основам: заголовку, плану. | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
19 | 19 | Изложение и его анализ. | Учить анализировать творческие работы свои и одноклассников, видеть словесные находки, речевые недочёты, давать совет и т.п. | Взаимооценка работ, выявление удавшихся фраз, словосочетаний, коррекция речевых ошибок. | |
20 | 20 | Творческая работа: зарисовка уголка родной природы | Учить словесно передавать свои наблюдения за природой родного края. Составлять текст с опорой на авторские тексты и тексты сверстников по данной теме. | Письменная передача своих наблюдений за природой родного края. Составление текста с опорой на авторские тексты и тексты сверстников по данной теме. | слайды |
| | ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (25 ч) | |
21 | 1 | Слово. Предложение. Текст (вводный урок) | Дать представление о роли основных средств языка в общении: понимании через значения слов общего смысла высказывания (предложения, текста) и способности формулировать собственные мысли. | Наблюдение над средствами языка с позиций их роли в речи, взаимодействия друг с другом, особенностей употребления в собственных высказываниях, чтобы мысль была понята другими. | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
| | | Называем... (11 ч) | | |
22 | 2 | Слово и словосочетание | Сформировать понятие о словосочетании как распространённом слове: его роли называть предмет, действие более конкретно, чем слово, его структуре и связи в нём частей речи. | Усвоение понятия о словосочетании как распространенном слове: его роли называть предмет, действие более конкретно, чем слово, его структуре и связи в нем. | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
23 | 3 | Слово и словосочетание | Организовать наблюдение над подчинительной связью частей речи в словосочетаниях (без терминов); над наличием в русском языке словосочетаний с синонимическими значениями (яблочный сок — сок из яблок). | Наблюдение над подчинительной связью частей речи в словосочетаниях; над наличием в русском языке словосочетаний с синонимическими значениями. Упражнение в образовании словосочетаний с заданным словом. | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы слайды |
24 | 4 | Части речи | Актуализировать сведения об изученных частях речи. Организовать наблюдение над употреблением разных частей речи в составе словосочетаний, предложений. | Повторение сведений об изученных частях речи. Наблюдение над употреблением разных частей речи в составе словосочетаний, предложений | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
25 | 5 | Род имён существительных | Организовать наблюдение над языковым фактом: зависимостью связи слов при согласовании от рода имён существительных. Дать понятие о роде имени существительного как его постоянном признаке. | Наблюдение над языковым фактом: зависимостью связи слов при согласовании от рода имен существительных. Усвоение понятия о роде имени существительного как его постоянном признаке. | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
26 | 6 | Род имён существительных | Упражнять в определении рода имён существительных как в единственном числе, так и во множественном числе | Упражнения в определении рода имен существительных, употребленных как в единственном, так и во множественном числе (в начальном и косвенных падежах), в правильном согласовании частей речи в словосочетании (прилагательных), | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
27 | 7 | Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже) | Познакомить с новой орфограммой. При решении орфографической задачи дать установку: ориентироваться на всю совокупность признаков этой орфограммы. | Знакомство с новой орфограммой и условиями ее проявления, ориентирование на всю совокупность признаков этой орфограммы | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
28 | 8 | Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже) | Упражнять в определении рода имён существительных, в выборе мягкого знака, в подборе нужных по смыслу слов, в письме под диктовку. | Упражнения в определении рода имен существительных, в выборе мягкого знака, в подборе нужных по смыслу слов, в письме под диктовку | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
29 | 9 | Изменение имён прилагательных по родам | Обратить внимание на родовые формы имён прилагательных (непостоянный признак), на наличие определённых окончаний (родовые окончания — орфограмма). Упражнять в согласовании с существительными имён прилагательных, решая как орфографические задачи, так и задачи по культуре речи (как сказать правильно: ... ужасный/ужасная неряха?) | Углубление представлений о непостоянных признаках прилагательных (изменение по числам и родам). Знакомство с новой орфограммой - родовыми окончаниями прилагательных и способом их проверки (по окончанию вопроса). Упражнения в согласовании с существительными имен прилагательных, решение как орфографических задач, так и задач по культуре речи | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
30 | 10 | Связь частей речи в словосочетаниях. | Формировать умение наблюдать над способами связи существительных и прилагательных, в частности согласования в формах числа и рода. | Наблюдение над способами связи существительных и прилагательных, в частности согласования в формах числа и рода. Упражнение в употреблении словосочетаний с прилагательными в предложениях, текстах | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
31 | 11 | Связь частей речи в словосочетаниях. Тренинг | Учить правильно употреблять словосочетания с прилагательными в предложениях, текстах | Упражнение в употреблении словосочетаний с прилагательными в предложениях, текстах. Самопроверка и проверка друг у друга в парах степени усвоения темы «Словосочетание» | учебник, рабочая тетрадь |
32 | 12 | Устойчивые сочетания слов | Углубить представление о наличии в русском языке особого рода словосочетаний — устойчивых выражений, смысл которых не определяется значениями входящих в них слов. Упражнять в установлении значений фразеологизмов (с использованием фразеологических словарей), в синонимической замене одним словом или сочетанием слов, в нахождении рифмы, в употреблении фразеологизмов в речи | Углубление представлений о наличии в русском языке особого рода словосочетаний — устойчивых выражений, смысл которых не определяется значениями входящих в них слов. Упражнение в установлении значений фразеологизмов (с использованием фразеологических словарей), в синонимической замене одним словом или сочетанием слов, в нахождении рифмы, в употреблении фразеологизмов в речи. | учебник, рабочая тетрадь презентация «Фразеологические обороты» |
| | | Спрашиваем... Сообщаем.... Побуждаем.... (13 ч) | | |
33 | 1 | Предложение (вводный урок) | Углубить представление о предложении: единица языка и речи, с помощью которой можно выразить мысль, чувство, связь слов не толь ко по смыслу, но и грамматически (с помощью изменения слов и употребления предлогов, союзов). Дать представление о грамматике как разделе науки о языке, её составных частях: морфологии, синтаксисе (по таблице). | Усвоение понятия о предложении как коммуникативном средстве, с помощью которого можно решать различные речевые задачи. Систематизация известных детям признаков предложения. Представление о грамматике как разделе науки о языке, ее составных частях: морфологии, синтаксисе. | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы слайд |
34 | 2 | Вопросительные и повествовательные предложения | Углубить представление о предложении с позиций его функции — цели высказывания, речевой задачи. Дифференциация вопросительных и повествовательных предложений по цели высказывания: задаём вопросы, отвечаем, сообщаем; по интонационной окраске. Организовать наблюдение над наличием внешних признаков: а)вопросительных предложений: вопросительной интонации, вопросительного знака, наличием вопросительных слов, частиц; б)повествовательных предложений: повествовательной интонации, точки в конце | Дифференциация предложений с позиций цели высказывания, речевой задачи, вычленять вопросительные и повествовательные предложения по цели высказывания: задаем вопросы, отвечаем, сообщаем; по интонационной окраске. Наблюдение над наличием внешних признаков: а) вопросительных предложений: вопросительной интонации, вопросительного знака, наличием вопросительных | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
35 | 3 | Употребление отрицательной частицы НЕ | Углубить представления о разнообразии функций повествовательных предложений: сообщать, утверждая или отрицая информацию | Углубление представления о разнообразии функций повествовательных предложений: сообщать, утверждая или отрицая информацию. Знакомство со способами выражения 1) утверждения или отрицания с помощью слов- предложений ДА тицы НЕ (отсюда отрицательная частица) и ее раздельным написанием с частями речи, особенно с глаголами. Наблюдение над употреблением частицы неперед словами в художественных текстах, загадках, пословицах, ее смысловой нагрузкой, | учебник, рабочая тетрадь слайды |
36 | 4 | Побудительные предложения | Познакомить с вариантами повествовательных предложений: утвердительными, отрицательными. Показать роль частицы не в выражении отрицательного смысла предложения. Познакомить с орфограммой — раздельное написание не с глаголами. Наблюдение над употреблением частицы не перед словами в художественных текстах, загадках, пословицах, её смысловой нагрузкой, написанием | Знакомство с признаками побудительных предложений: их речевыми задачами (просьба, приказ, совет, запрет и пр. ), особой «повелительной формой» глаголов, наличием обращений. Наблюдение над употреблением частицы нес глаголами, слов-обращений в побудительных предложениях, в пословицах типа «Семь раз отмерь — один отрежь» | учебник, рабочая тетрадь |
37 | 5 | Восклицательные предложения | Углубить представления о восклицательных предложениях как предложениях, произносимых с сильным чувством, восклицательной интонацией (характеристика по интонации). Обратить внимание, что восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания. Упражнять в определении речевой задачи, основного чувства и соответствующем интонировании читаемых предложений, собственных высказываний | Углубление представлений о восклицательных предложениях как предложениях, произносимых с сильным чувством, восклицательной интонацией (характеристика по интонации). Понимание, что восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания. Упражнения в определении речевой задачи, основного чувства и соответствующем интонировании читаемых предложений, собственных высказываний | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
38 | 6 | Знаки препинания в конце предложений (обобщение) | Учить наблюдать и сопоставлять цель высказывания, интонационное выделение в устной речи и пунктуационное в письменной речи. Упражнять в «чтении» знаков препинания в конце предложений и постановке их самостоятельно | Наблюдение и сопоставление цели высказывания, интонационного выделения в устной речи и пунктуационного в письменной речи. Упражнение в «чтении» знаков препинания в конце предложений и постановке их самостоятельно | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
39 | 7 | Знаки препинания в конце предложений (обобщение) | Обобщить знания о предложении. | Упражнение в «чтении» знаков препинания в конце предложений и постановке их самостоятельно. Обобщение признаков предложения, включая дифференциацию по цели высказывания и эмоциональной окраске. | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
40 | 8 | Урок-тренинг | Проверить уровень усвоения изученного материала | Самопроверка, проверка в парах уровня усвоения изученного материала за первую четверть. Тренировка в письме под диктовку текста | учебник, рабочая тетрадь |
41 | 9 | Пробный диктант. | Систематизировать и обобщить знания по теме «Проводники наших мыслей и чувств» | Тренировка в письме под диктовку текста для выявления и коррекции затруднений | учебник, рабочая тетрадь |
42 | 10 | Контрольный диктант и его анализ | Проверить знания орфограмм изученных по теме «Язык и речь» и умения писать под диктовку предложения и слова с изученными орфограммами | Демонстрация уровня приобретенных навыков и умений | |
43 | 11 | Контрольный диктант и его анализ | Формировать умение организовать индивидуальную работу с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами | Индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами | |
44 | 12 | Инструктаж по проектным работам | Организовать проектную деятельность учащихся. | Осознавать полезность и значимость выполнения работ проектного характера. Определять свои интересы и выбирать нужный проект | слайды |
45 | 13 | Резервный урок |
ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (продолжение) (7 ч) |
Рассказываем... Описываем... Рассуждаем... (7 ч) | |
46 | 1 | Текст | Обобщить известные детям признаки текста (тематическое единство), углубить представления о функциях (речевых задачах) текстов | Обобщение признаков текста (тематическое единство, состоит из взаимосвязанных предложений). Углубление представлений о функциях (речевых задачах) текстов | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
47 | 2 | Списывание текста с речевой задачей | Проверить уровень графической зоркости и степени понимания темы текста (выбор более точного заголовка) или выделение в тексте предложений | Знакомство с дифференциацией текстов по их назначению (речевой задаче). Наблюдение над особенностями и структурой текста-описания | слайд |
48 | 3 | Повествование. | Познакомить с дифференциацией текстов по их назначению (речевой задаче). Организовать наблюдение над текстами разных типов. Стимулировать творческую работу по составлению текстов по началу, по сюжетным рисункам | Знакомство с дифференциацией текстов по их назначению (речевой задаче). Наблюдение над особенностями и структурой текста-рассуждения. Сравнительная характеристика разных видов. | учебник, рабочая тетрадь |
49 | 4 | Описание. Рассуждение. | Познакомить с дифференциацией текстов по их назначению (речевой задаче). Организовать наблюдение над текстами разных типов. Стимулировать творческую работу по составлению текстов по началу, по сюжетным рисункам | Проверка уровня графической зоркости и степени понимания темы текста (выбор более точного заголовка) или выделение в тексте предложений. | учебник, рабочая тетрадь |
50 | 5 | Изложение и его анализ | Организовать наблюдение над вариантами плана, учить выбирать тот вариант, который поможет воспроизвести содержание текста. Анализ работ учащихся, работа над речевыми и другими недочётами | Воспроизведение текста повествовательного характера о наступлении зимы с опорой на план | Карточки для индивидуальной работы |
51 | 6 | Изложение и его анализ | Формировать умение организовать индивидуальную работу с выявленными проблемами, закреплять навыки записи слов с орфограммами | Анализ и взаимооценка работ, работа над речевыми и другими недочетами | |
52 | 7 | Творческая работа: составление текста (загадки или другого жанра) | Учить анализировать особенности содержания, структуры и языка текста загадки (о снежинке, первом снеге) и составлять собственные тексты (по желанию). | Анализ особенностей содержания, структуры и языка текста загадки (о снежинке, первом снеге) и составление собственных текстов (по желанию). Оценка загадок, составленных одноклассниками, советы по их корректировке | учебник, рабочая тетрадь |
О ГЛАВНОМ (26) |
53 | 1 | Главные части в средствах языка | Учить анализировать материал таблицы и делать выводы о наличии в основных средствах языка главных структурных частей. Организовать наблюдение над текстами, отражающими ситуации общения по телефону, актуализировать правила ведения беседы по телефону | Представление о главных частях в строении разных средств языка (в слове, словосочетании, предложении, тексте) с помощью таблицы. Анализ материала таблицы и выводы о наличии в основных средствах языка главных структурных частей | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
54 | 2 | Корень - главная значимая часть слова | На основе разных текстов дать представление об основной мысли текста. Организовать наблюдение над приёмами выражения основной мысли основного чувства в баснях и других жанрах. Упражнять в безошибочном списывании текстов с учебника | Расширение понятия о корне как смысловом ядре слова, об историческом корне слова. Упражнения в выделении корня в однокоренных словах, в отдельном слове, в моделировании слов, в отличии однокоренных слов 1) от форм одного и того же слова. | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
55 | 3 | Правописание корня (повторение, обобщение) | Углубить представление о роли корня в словах и правописании орфограмм в корнях, дать общее представление об историческом корне слова. Учить обращаться за справками к этимологическому словарю | Упражнения в правописании безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых, двойных согласных в корнях слов. Наблюдение над написанием корней, в которых имеется чередование согласных к//ч, х//ш, г//з//ж и др., безударный гласный | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
56 | 4 | Правописание корня (повторение, обобщение) | Упражнять в выделении корня в однокоренных словах, в отдельном слове, в моделировании слов, в отличии однокоренных слов: от форм одного и того же слова, от синонимов. | Упражнения в совершенствовании разных видов письма, отработка правописания слов с орфограммами. | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
57 | 5 | Если в корне две безударные гласные... | Обогатить детей способами проверки двух безударных гласных в слове: 1) подбор двух проверочных слов вечереет, колосок; 2) запоминание, сверка со словарём соловей, огород; 3) новый: сопоставление буквосочетаний оро | Повторение и расширение способов проверки двух безударных гласных в слове: 1) подбор двух проверочных слов вечереет, колосок; 2)запоминание, сверка со словарем | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
58 | 6 | Если в корне две безударные гласные... | Способы проверки безударных гласных в корне слова (повторение). Обогатить детей способами проверки двух безударных гласных в слове: 1) подбор двух проверочных слов вечереет, колосок; 2) запоминание, сверка со словарём соловей, огород. | Повторение и расширение способов проверки двух безударных гласных в слове: 1) подбор двух проверочных слов вечереет, колосок; 2)запоминание, сверка со словарем | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
59 | 7 | Если в корне две безударные гласные... | Дать сведения из истории развития языка: наличие в современном языке пар слов, пришедших из старославянского и древнерусского, стилевое различие синонимов: город-град, золото-злато | Повторение и расширение способов проверки двух безударных гласных в слове: 1) подбор двух проверочных слов вечереет, колосок; 2)запоминание, сверка со словарем | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
60 | 8 | Изложение текста «Ухоронки» | Учить воспроизводить содержание текста на основе нескольких источников. | Собирать информацию по нескольким источникам и передавать целостное содержание с опорой на план. | Карточки для индивидуальной работы |
61 | 9 | Главное слово в словосочетании | Углубить представление о словосочетании: роли в нём главного слова — от него задаётся вопрос, с ним сопряжена форма зависимого слова. Познакомить со схемой анализа словосочетания. На основе словосочетания повторить орфограммы в корнях слов | Углубление представлений о словосочетании: роли в нем главного слова — от него задается вопрос, с ним сопряжена форма зависимого слова. Дифференцирование словосочетания по средствам выражения главного слова (глагольные, именные, наречные). | учебник, рабочая тетрадь |
62 | 10 | Главные члены предложения – подлежащее, сказуемое | Главные члены предложения как грамматическая основа предложения. Углубить представления о структуре предложения: о главных членах предложения как основной части предложения (грамматической основе), дать представление о второстепенных членах предложения (с введением термина).“Подлежащее и грамматические средства его выражения». | Повторение способов решения задач по проверке орфограмм в корнях слов | учебник, рабочая тетрадь слайд |
63 | 11 | Главные члены предложения – подлежащее, сказуемое | Углубление представлений о структуре предложения: о главных членах предложения как основной части предложения (грамматической основе), о второстепенных членах предложения | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
64 | 12 | Главные члены предложения – подлежащее, сказуемое |
65 | 13 | Главные члены предложения – подлежащее, сказуемое | Углубление понятия о подлежащем, о частотных средствах выражения подлежащего. | учебник, рабочая тетрадь |
66 | 14 | Главная (основная мысль текста) | Тема и основная мысль текста. На основе разных текстов дать представление об основной мысли текста. Способы выражения основной мысли в художественных произведениях разных жанров. | Углубление понятия о сказуемом: о частотных средствах выражения сказуемого, об обозначении сказуемым не только действия, но и состояния субъекта | учебник, рабочая тетрадь карточки |
67 | 15 | Главная (основная мысль текста) | Организовать наблюдение над приёмами выражения основной мысли основного чувства в баснях и других жанрах. Способы выражения основной мысли в текстах. | Углубление понятия о сказуемом: о частотных средствах выражения сказуемого, об обозначении сказуемым не только действия, но и состояния субъекта | учебник, рабочая тетрадь слайд |
68 | 16 | Главная (основная мысль текста) | Определять тему текста по названию; находить предложение, в котором содержится главная мысль; объяснять употребление выделенных букв. | Анализ текстов с точки зрения цели высказывания, темы, основной мысли, отношения к описываемому | учебник, рабочая тетрадь |
69 | 17 | Создание текста на основе его главной мысли | Учить составлять текст на основе основной мысли по общей речевой теме «Подкормите птиц зимой», конкретизировать темы (по выбору). | Наблюдение над приемами выражения основной мысли, основного чувства в баснях и других жанрах. | учебник, рабочая тетрадь |
70 | 18 | Контрольное списывание текста «Русь» | Проверить уровень графической и орфографической зоркости, а также текстовые умения (дополнительное задание). | Контролировать процесс и результат письма. Действовать по алгоритму, использовать памятку. Оценивать уровень своей подготовки к работе проверочного характера. | |
71 | 19 | Подготовка к контрольному диктанту | Провести орфографическую и синтаксическую подготовку к написанию текста на слух. | Орфографическая и синтаксическая подготовка к написанию текста на слух | учебник, рабочая тетрадь |
72 | 20 | Контрольный диктант и его анализ | Проверить знания изученных орфограмм и умения писать под диктовку предложения и слова с изученными орфограммами | Демонстрация уровня предметных учебных действий, умений (дополнительное задание) | |
73 | 21 | Контрольный диктант и его анализ | Формировать умение организовать индивидуальную работу с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами | Индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами | слайд |
74 | 22 | Проверочная работа комплексного характера | На основе текста проверить разного типа текстовые и языковые умения (использование слов разных частей речи), универсальные действия. | Читать с пониманием прочитанного. Применять полученные предметные и метапредметные умения при работе с текстом. | Карточки для индивидуальной работы |
75 | 23 | Творческие работы детей по теме «Новогодняя ёлка» и их презентация | Дифференцированная работа с материалами разворота «Мастерская слова»: описание изготовления ёлочной игрушки, 3) описание новогодней ёлки. | Описание изготовления елочной игрушки либо описание новогодней елки по выбору | |
76 | 24 | Творческие работы детей по теме «Новогодняя ёлка» и их презентация | Презентация детских работ | Понимать тему и особенности строения текста Давать доброжелат-е советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы. | учебник, рабочая тетрадь |
77 | 25 | Резервный урок | Тренинг — основные языковые средства выражения подлежащего и сказуемого. Осуществить помощь в индивидуальной и групповой проектной деятельности учащихся. | | учебник, рабочая тетрадь |
78 | 26 | Резервный урок |
О ГЛАВНОМ (обобщаем, изучаем) (20 ч)- продолжение раздела |
79 | 1 | Главные части слова и словосочетания | Упражнять в морфемном анализе слова, в восстановлении и составлении словосочетаний, в анализе слова и словосочетаний, в решении орфографических задач при записи слов. | Выявлять наиболее важную информацию и основную мысль в тексте. Осуществлять морфемный анализ слова. Решать орфографические задачи. | учебник, рабочая тетрадь |
«Работа» частей речи и их форм в роли главных членов предложения (12 ч) |
80 | 2 | Части речи в роли главных членов предложения. | Углубить понятия о предложении как конструкции из слов, которые в составе предложения являются членами предложения. | Расширение представлений о средствах выражения главных членов предложения: именами прилагательными, словосочетаниями и пр. Составление высказываний на тему «Береза» | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
81 | 3 | Подлежащее. Употребление личных местоимений | Употребление личных местоимений в роли подлежащего. Организовать наблюдение над выражением подлежащего личными местоимениями. | Наблюдение над выражением подлежащего личными местоимениями | учебник, рабочая тетрадь |
82 | 4 | Подлежащее. Употребление личных местоимений | Значение лица и числа личных местоимений. Формировать понятие о личных местоимениях (пока в начальной форме): роль, значение лица, числа. | Углубление представлений о частотном глагольном средстве выражения сказуемого: выбор глагольных форм осуществляется задачей обозначить реальные, «побудительные», желаемые действия субъекта | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
83 | 5 | Подлежащее. Употребление личных местоимений | Углубить представление о частотном глагольном средстве выражения сказуемого: выбор глагольных форм осуществляется задачей обозначить реальные, «побудительные», желаемые действия субъекта. | Углубление представлений о частотном глагольном средстве выражения сказуемого: выбор глагольных форм осуществляется задачей обозначить реальные, «побудительные», желаемые действия субъекта | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
84 | 6 | Сказуемое. Употребление форм глагола | Формировать представление об изменении глаголов по временам. Знакомство с формами пошедшего, настоящего, будущего времени глагола. | Представление об изменении глаголов по временам. Знакомство с формами пошедшего, настоящего, будущего времени глагола. | учебник, рабочая тетрадь |
85 | 7 | Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени | Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. Дать представление об изменении глаголов по временам. Прошедшее, настоящее, будущее время глагола. Изменение глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени. Формы числа. | Внимание на зависимость выбора формы глаголов прошедшего времени от рода и числа имени существительного, на изменение глаголов в прошедшем времени по числам и родам. | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
86 | 8 | Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени | Обратить внимание на зависимость выбора формы глаголов прошедшего времени от рода и числа имени существительного, на изменение глаголов в прошедшем времени по числам и родам. | Знакомство с орфограммами: родовые окончания глаголов прошедшего времени, написание гласной перед -л. Упражнения в выборе родовых окончаний при проведении разных видов письма | учебник, рабочая тетрадь |
87 | 9 | Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени | Формы рода глаголов прошедшего времени. Родовые окончания Формы времени Формы глагол прошедшего времени Спряжение глаголов настоящего и будущего времени Сложная и простая форма глаголов будущего времени иллюстрация понял, но поняла | Внимание к зависимости выбора формы глаголов от вида (что делать? что сделать?). Представление о глаголах неопределенной формы, входящих в состав сказуемых (буду читать, начал петь) | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
88 | 10 | Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени | Упражнять в выборе родовых окончаний при проведении разных видов письма. Формы лица и числа глаголов настоящего и будущего времени. Организовать наблюдение по таблице над изменением глаголов по числам и лицам, над сложной и простой формой глаголов будущего времени | Знакомство с орфограммами: родовые окончания глаголов прошедшего времени, написание гласной перед -л. Упражнения в выборе родовых окончаний при проведении разных видов письма | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
89 | 11 | Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени | Обратить внимание на зависимость выбора формы глаголов от вида (что делать? что сделать?). Дать общее (первичное) представление о глаголах неопределённой формы, входящих в состав сказуемых (буду читать, начал петь). | Знакомство с орфограммами: родовые окончания глаголов прошедшего времени, написание гласной перед -л. Упражнения в выборе родовых окончаний при проведении разных видов письма | учебник, рабочая тетрадь слайд |
90 | 12 | Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени | Употребление временных глаголов в роли сказуемого. Обобщить сведения об использовании в роли сказуемых временных форм глаголов. Упражнять в анализе и составлении предложений, опираясь на выбор главных членов предложения. | Наблюдение по таблице над изменением глаголов по числам и лицам, над сложной и простой формой глаголов будущего времени | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
91 | 13 | Взаимосвязь подлежащего и сказуемого | Обобщить сведения о главных членах предложения, морфологических средствах их выражения и взаимосвязи (согласовании в формах числа, рода, лица). | Обобщение сведений о главных членах предложения, морфологических средствах их выражения и взаимосвязи (согласовании) | учебник, рабочая тетрадь |
92 | 14 | Главная (основная) мысль текста (обобщение) | Упражнять в определении типа текста, его темы и основной мысли (на основе текста-описания). Учить излагать содержание текста-описания. | Обобщать информацию о главных строительных частях языковых средств, в форме таблицы. Выявлять «первородный смысл» слов и выражений, для более точного их употребления и правописания. | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
93 | 15 | Тренинг или изложение текста | Организовать работу по самоконтролю, взаимоконтролю за прочностью усвоения изученного материала: использование разных глагольных форм в роли сказуемого. Учить воспроизводить содержание текста-описания | Отстаивать собственную точку зрения, убеждать собеседника (партнёра), прислушиваться к его мнению. Воспроизводить содержание текста-описания. | учебник, рабочая тетрадь |
94 | 16 | Проверочный диктант и его анализ | Проверить качество грамотности письма под диктовку с грамматическим заданием | Демонстрация уровня приобретенных орфографических и пунктуационных навыков и умений | |
95 | 17 | Проверочный диктант и его анализ | Формировать умение организовать индивидуальную работу с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами | Индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами | учебник, рабочая тетрадь |
96 | 18 | Творческая работа и её анализ. | Учить составлять текст-инструкцию, используя знания о главных частях средств языка. | Учить выполнять работу над ошибками и речевыми недочетами с использованием по выбору материалов раздела «Школа Грамотея» | учебник, рабочая тетрадь |
97 | 19 | Инструкция по изготовлению кормушки. | Учить составлять текста-инструкцию с использованием знаний о главных частях средств языка | Составлять текст в жанре инструкции на основе текста, рисунков, собственных наблюдений. | учебник, рабочая тетрадь |
98 | 20 | Резервный урок | Учить выполнять работу над ошибками и речевыми недочетами с использованием по выбору материалов раздела «Школа Грамотея» | Использование форм имён существительных, местоимений и глаголов. | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
КОНКРЕТИЗИРУЕМ ЗНАЧЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЯ-ЕМ МЫСЛЬ... (32 ч) |
99 | 1 | Структурные части средств языка | Дать представление о структурных средствах языка, с помощью которых можно конкретизировать значение, распространять мысль. | Общее представление о структурных средствах языка, с помощью которых можно конкретизировать значение, распространять мысль. Отбор лексики для выражения отношения к предмету речи | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
100 | 2 | Роль приставок и суффиксов в словах | Дать представление о функции приставок и суффиксов - внесение оттенков значений, конкретизация значения корня. Редактирование текста («Конец зимы») | Представление о функции приставок и суффиксов - внесение оттенков значений, конкретизация значения корня. Редактирование текста («Конец зимы») | |
101 | 3 | Роль приставок и суффиксов в словах | Дать представление о разнице между однокоренными словами и формами одного и того же слова, образование слов (с опорой на таблицу), подбор однокоренных слов с целью обогащения словаря и выявление среди них проверяемых и проверочных слов. Обогащение речи словами с уменьшительно-ласкательными | Представление о разнице между однокоренными словами и формами одного и того же слова, образование слов (с опорой на таблицу), подбор однокоренных слов с целью обогащения словаря и выявление среди них проверяемых и проверочных слов. Обогащение речи словами с уменьшительно-ласкательными. | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
Употребление и правописание слов с приставками (12 ч) |
102 | 1 | Правописание приставок и предлогов | Учить распознавать приставки и предлоги по внешней форме, по их функции (роли), по написанию со словами (орфограммы), различение приставки от начальной части корня (надоить, надломить, надеть). | Распознавание приставок и предлогов по внешней форме, по их функции (роли), по написанию со словами (орфограммы), различение приставки от начальной части корня (надоить, надломить, надеть).Выводы о способах определения приставки, предлога | учебник, рабочая тетрадь |
103 | 2 | Правописание приставок и предлогов | Учить применять способ выявления приставок, предлогов. Наблюдать за оттенками значения, вносимыми в слово приставкой | Упражнение в применении способа выявления приставок, предлогов. Наблюдение за оттенками значения, вносимыми в слово приставкой | учебник, рабочая тетрадь |
104 | 3 | Правописание приставок и предлогов | Упражняться в нахождении в предложениях текстов слов с приставками, в выявлении оттенков значений приставок. | Упражнение в нахождении в предложениях текстов слов с приставками, в выявлении оттенков значений приставок. Группировка слов по наличию в них старославянского слова со-, выяснение значения и употребление слова - понятия нравственности в собственной речи. Внимание к случаям, когда приставка приросла к корню и в современном языке не выделяется | учебник, рабочая тетрадь |
105 | 4 | Правописание гласных в приставках | Познакомить с новой орфограммой — правописанием гласных в приставках, с приемами запоминания или подбора слов с такой же приставкой, в которой гласный под ударением (изготовить — изморозь, заморозить — заморозки) | Знакомство с новой орфограммой — правописанием гласных в приставках, с приемами запоминания или подбора слов с такой же приставкой, в которой гласный под ударением (изготовить — изморозь, заморозить — заморозки) | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
106 | 5 | Правописание гласных в приставках | Упражняться в точном употреблении в речи слов с приставками | Упражнения в точном употреблении в речи слов с приставками | учебник, рабочая тетрадь |
107 | 6 | Правописание согласных в приставках | Познакомить с орфограммой - одинаковость написания согласных в приставках, кроме приставок на з/с, с приемами запоминаниям или проверки (подбор приставок с полногласием типа под-подо, от-ото) | Знакомство с орфограммой - одинаковость написания согласных в приставках, кроме приставок на з/с, с приемами запоминаниям или проверки (подбор приставок с полногласием типа под-подо, от-ото) | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
108 | 7 | Правописание согласных в приставках | Наблюдать над использованием приставок в наречиях. Упражнение в образовании слов с помощью приставок, в выборе нужной по значению приставки | Наблюдение над использованием приставок в наречиях. Упражнение в образовании слов с помощью приставок, в выборе нужной по значению приставки | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
109 | 8 | Употребление разделительного твёрдого знака после приставок | Познакомить с новой орфограммой, ее условиями. Упражнение в использовании вновь изученной орфограммы при письме под диктовку | Наблюдение над использованием приставок в наречиях. Упражнение в образовании слов с помощью приставок, в выборе нужной по значению приставки | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
110 | 9 | Употребление разделительного твёрдого знака после приставок | Познакомить с новой орфограммой, ее условиями. Упражнение в использовании вновь изученной орфограммы при письме под диктовку | Знакомство с новой орфограммой, ее условиями. Упражнение в использовании вновь изученной орфограммы при письме под диктовку | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
111 | 10 | Употребление разделительного твёрдого знака после приставок | Познакомить с новой орфограммой, ее условиями. Упражнение в использовании вновь изученной орфограммы при письме под диктовку | Сопоставление с употреблением разделительного мягкого знака в словах: одинакова природа (как заместители звука [й]),признаки, кроме варианта перед и: воробьи, но предыстория. Упражнения в переносе слов с разделительным знаком. Работа с пословицами. | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
112 | 11 | Употребление и правописание слов с приставками | Обобщить типы орфограмм в приставках. Дифференциация способов проверки орфограмм в словах при письме по памяти, письме под диктовку, уместное использование слов с приставками в пословицах. Упражнения в применении изученных орфограмм при разных видах письма | Обобщение типов орфограмм в приставках. Дифференциация способов проверки орфограмм в словах при письме по памяти, письме под диктовку, уместное использование слов с приставками в пословицах. Упражнения в применении изученных орфограмм при разных видах письма | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
113 | 12 | Обучение написанию текста объявления | Познакомить с признаками, структурой текста объявления как делового текста. Составление текста объявления в зависимости от речевой задачи | Знакомство с признаками, структурой текста объявления как делового текста. Составление текста объявления в зависимости от речевой задачи | учебник, рабочая тетрадь |
Употребление слов с суффиксами (4 ч) |
114 | 1 | Употребление слов с суффиксами | Наблюдать над значениями, которые вносят в слова уменьшительно-лас-кательные суффиксы (-очк-, -оньк-, -еньк- | Наблюдение над значениями, которые вносят в слова уменьшительно-лас-кательные суффиксы (-очк-, -оньк-, -еньк- в ществительных и прилагательных) | учебник, рабочая тетрадь |
115 | 2 | Употребление слов с суффиксами | Учить наблюдать над значениями, которые вносят в слова суффиксы, указывающие на род занятий, профессию | Наблюдение над значениями, которые вносят в слова суффиксы, указывающие на род занятий, профессию | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
116 | 3 | Употребление слов с суффиксами | Учить наблюдать над словами а) с суффиксами, указывающими на малышей животных, б) образованными с помощью приставок и суффиксов одновременно. Упражнения в самостоятельном выборе суффиксов и приставок в зависимости от контекста | Наблюдение над словами а) с суффиксами, указывающими на малышей животных, б) образованными с помощью приставок и суффиксов одновременно. Упражнения в самостоятельном выборе суффиксов и приставок в зависимости от контекста | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
117 | 4 | Творческое списывание | Формировать навык самопроверки уровня графической зоркости. | Самопроверка уровня графической зоркости, самоконтроль, замена в процессе списывания выделенных слов однокоренными словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами | учебник, рабочая тетрадь |
Назначение зависимого слова в словосочетании (13 ч) |
118 | 5 | Назначение зависимого слова в словосочетании. | Повторить назначение и строение словосочетаний. Наблюдать над функцией (назначением) зависимых слов в словосочетаниях, в предложениях. Упражняться в выборе зависимых слов, их правильном согласовании с главным. | Повторение назначения и строения словосочетаний. Наблюдение над функцией (назначением) зависимых слов в словосочетаниях, в предложениях. Упражнения в выборе зависимых слов, их правильном согласовании с главным. Синтаксический анализ словосочетания. | учебник, рабочая тетрадь |
Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, местоимений(продолжение 3 ч) |
119 | 1 | Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, | Дать понятие об изменении имен существительных по падежам (склонении), знакомство с системой падежей в русском языке, наблюдение над употреблением падежных форм существительных в роли зависимых слов в глагольных словосочетаниях | Понятие об изменении имен существительных по падежам (склонении), знакомство с системой падежей в русском языке, наблюдение над употреблением падежных форм существительных в роли зависимых слов в глагольных словосочетаниях | учебник, рабочая тетрадь |
120 | 2 | Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, | Дать понятие об изменении имен существительных по падежам (склонении), знакомство с системой падежей в русском языке, наблюдение над употреблением падежных форм существительных в роли зависимых слов в глагольных словосочетаниях | Распознание падежных форм существительных с помощью частотных предлогов, упражнение в определении падежей зависимых слов и в употреблении падежных форм существительных в составе словосочетания, предложения с использованием падежных и смысловых вариантов вопросов к зависимым | учебник, рабочая тетрадь |
121 | 3 | Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, | Познакомить с системой склонения имен прилагательных, упражнения в употреблении падежных форм прилагательных, согласование зависимого прилагательного с существительным, постановка падежных вопросов и по ним определение окончания прилагательных | Знакомство с системой склонения имен прилагательных, упражнения в употреблении падежных форм прилагательных, согласование зависимого прилагательного с существительным, постановка падежных вопросов и по ним определение окончания прилагательных | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
122 | 4 | Подготовка к контрольному диктанту | Организовать работу по самоконтролю, взаимоконтролю за прочностью усвоения изученного материала. | Работа по самоконтролю, взаимоконтролю за прочностью усвоения изученного материала | |
123 | 5 | Подготовка к контрольному диктанту | Провести пробный диктант с комментированием | Предварительное установление качества усвоения материала, выявление трудностей и коррекция ошибок. | учебник, рабочая тетрадь |
124 | 6 | Контрольный диктант и его анализ | Проверить качества грамотности письма под диктовку с грамматическим заданием | Проверка качества грамотности письма под диктовку с грамматическим заданием | |
125 | 7 | Контрольный диктант и его анализ | Формировать умение организовать индивидуальную работу с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами | Коррекция ошибок, использование графического способа доказательства при работе над ошибками | |
Речевые уроки ( 4 ч) |
126 | 8 | Обучающее изложение | Формировать умение работать над восприятием (пониманием) содержания текста и воспроизведение его близко к тексту с опорой на самостоятельно составленный план | Работа над восприятием (пониманием) содержания текста и воспроизведение его близко к тексту с опорой на самостоятельно составленный план | |
127 | 9 | Обучающее изложение | Формировать умение организовать индивидуальную работу с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами | Выявление удачных речевых оборотов, коррекция речевых ошибок | |
128 | 10 | Обучающее сочинение | Учить выбирать групповые и индивидуальные формы работы. обсуждать возможных результаты. Учить составлять собственное описание месяца — апреля. | Изучение предлагаемых проектных работ. Выбор групповых и индивидуальных форм работы. Обсуждение возможных результатов, их полезности, возможности организовать коллективный праздник или другой вид презентации . | учебник, рабочая тетрадь |
129 | 11 | Инструктаж по проектным работам | Рассмотреть предлагаемые проектные работы. Помочь выбрать групповые и индивидуальные виды. Обсудить возможные результаты, их полезность, возможность организовать коллективный праздник или другой вид презентации для одноклассников. | Повторение, в каких по структуре словосочетаниях требуются в роли зависимого слова падежные формы существительных, падежные формы прилагательных, падежи (названия, вопросы) и изменение по падежам существительных. | учебник, рабочая тетрадь |
130 | 12 | Резервный урок | | | |
КОНКРЕТИЗИРУЕМ ЗНАЧЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛЬ...(продолжение)(18 ч) |
Назначение зависимого слова в словосочетании (продолжение) |
Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, местоимений (продолжение) (3 ч) |
131 | 1 | Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, местоимений | Учить соотносить падежные окончания вопросов с падежными окончаниями имён прилагательных. Упражнять в употреблении (согласовании) падежных форм прилагательных в составе словосочетания, предложения в роли зависимых слов. Упражнять в употреблении падежных форм личных местоимений в составе словосочетания в роли зависимых слов. Повторить начальные формы личных местоимений. Дать представление о склонении личных местоимений, их косвенных (без термина) формах | Повторение начальных форм личных местоимений. Представление о склонении личных местоимений, их косвенных (без термина) формах. | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
132 | 2 | Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, местоимений | Знакомство с новой орфограммой - употребление -Н- в косвенных формах местоимений 3 лица. Упражнение в употреблении падежных форм личных местоимений с предлогами в составе словосочетаний. Образование и употребление формы местоимений с предлогами | учебник, рабочая тетрадь |
133 | 3 | Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, местоимений | Само-, взаимопроверка умений по правилу употребления существительных, прилагательных, местоимений в качестве зависимых слов. | учебник, рабочая тетрадь |
Правописание местоимений с предлогами (3 ч) |
134 | 4 | Правописание местоимений с предлогами | Познакомить с новой орфограммой — употребление –Н в косвенных формах местоимений 3го лица. Упражнять в употреблении падежных форм личных местоимений с предлогами в составе словосочетаний. | Диагностика точности, уместности употребления зависимых слов в словосочетаниях и предложениях Замечать и устранять речевые недочёты в высказываниях. Находить в предложениях словосочетания и выполнять их разбор. Определять падежную форму зависимых слов. Осуществлять само- и взаимопроверку, корректировку и самооценку выполненной работы. | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
135 | 5 | Тренинг | Организовать само- и взаимопроверку умений по правильному употреблению существительных, прилагательных, местоимений в качестве зависимых слов. Диагностировать точность, уместность употребления зависимых слов в словосочетаниях и предложениях. |
136 | 6 | Проверочная работа по словосочетанию |
Второстепенные члены предложения (4 ч) |
137 | 1 | Второстепенные члены предложения | Дать понятие о распространённых предложениях, о роли второстепенных членов предложения. Организовать наблюдение над второстепенными членами группы подлежащего, группы сказуемого. Упражнять в установлении связи между второстепенными и главными членами предложения. Учить извлекать новую информацию из учебного текста, «читать» таблицу. | Распространять, дополнять главные мысли, выраженные в высказывании-предложении с помощью второстепенных членов предложения. Анализировать (производить синтаксический разбор) строение предложения. | учебник, рабочая тетрадь |
138 | 2 | Анализ (разбор) простого предложения | Учить анализировать строение (состав членов предложения) простых предложений устно и графически с опорой на памятку 8. Учить «читать» текст памятки и следовать инструкциям при анализе предложений. Дать общие представления о разделах языка (грамматике, синтаксисе), о простых и сложных предложениях. | Отработка умения производить синтаксический анализ (разбор) простых предложений. Углубление представления об осложненных простых и сложных предложениях. Сопоставление языковых средств, анализ строения с помощью моделей, схем. Распространение мысли в предложениях с помощью второстепенных членов | учебник, рабочая тетрадь |
139 | 3 | Связь второстепенных членов с главными членами предложений | Познакомить с полным синтаксическим анализом простого предложения. Учить осознавать речевую задачу и выбирать для выражения мыслей и чувств нужные предложения по цели высказывания и по строению, наличию определённых второстепенных членов. | Повторение признаков и структуры текста-повествования | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
140 | 4 | Сопоставление состава простых и сложных предложений | Отрабатывать умение производить синтаксический анализ (разбор) простых предложений. Углубить представление об осложнённых простых и сложных предложениях. Учить сопоставлять языковые средства, анализировать строение с помощью моделей, схем. Учить самим распространять мысли в предложениях с помощью второстепенных членов. | Наблюдение над двумя текстами по одной теме «Отчего идет дождь?». Знакомство со структурными частями текста типа рассуждения и их роли (вступительная часть, основное утверждение (тезис), аргументы (доказательства), вывод) | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
Развиваем главные мысли в текстах (8 ч) |
141 | 1 | Повествование | Организовать наблюдение над двумя текстами по одной теме | Организовать наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания. Учить анализировать текст (описание куклы из книги Ю. Олеши «Три толстяка») | учебник, рабочая тетрадь |
142 | 2 | Рассуждение | Познакомить со структурными частями текста типа рассуждения и их роли (вступительная часть, основное утверждение (тезис), аргументы (доказательства), вывод). | Выделять структурные части Текста- рассуждения. | учебник, рабочая тетрадь |
143 | 3 | Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания | Организовать наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания. Учить анализировать текст (описание куклы из книги Ю. Олеши «Три толстяка»). | Анализировать текст. Создавать текст. Описывать любимую игрушку, предмет, изделие. Замечать, тактично советовать, устранять речевые недочёты в высказываниях. | учебник, рабочая тетрадь |
144 | 4 | Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания | Учить создавать текст (описание матрёшки). Мотивировать создание собственного описании любимой игрушки. Развивать самоконтроль при устных и письменных высказываниях. Проверить уровень сформированности графической зоркости | Решение орфографических задач при записи слов Анализировать текст. Создавать текст. Описывать любимую игрушку, предмет, изделие. Замечать, тактично советовать, устранять речевые недочёты в высказываниях. | учебник, рабочая тетрадь |
145 | 5 | Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания | Учить создавать текст об игрушке, записывать текст с орфографической подготовкой Формировать умение организовать индивидуальную работу с выявленными проблемами | Анализировать текст. Создавать текст. Описывать любимую игрушку, предмет, изделие. Замечать, тактично советовать, устранять речевые недочёты в высказываниях. | учебник, рабочая тетрадь |
146 | 6 | Подготовка к итоговой контрольной работе | Организовать работу по самоконтролю, взаимоконтролю за прочностью усвоения изученного материала. | Применение изученных правил при решении орфографических задач. Работа по самоконтролю, взаимоконтролю за прочностью усвоения изученного материала | учебник, рабочая тетрадь |
147 | 7 | Итоговый контрольный диктант и его анализ | Проверить уровень сформированности умений учащихся по русскому языку. | Демонстрация уровня приобретенных навыков и умений | |
148 | 8 | Итоговый контрольный диктант и его анализ | Формировать умение организовать индивидуальную работу с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами | Индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 3 КЛАССЕ (22 ч) |
Средства языка и их анализ (5 ч) |
149 | 1 | Средства языка и их анализ | Повторить основные средства (единицы) языка через их изучение в определенных разделах науки о языке (по таблице, данной на форзаце учебника | Повторение основных средств (единиц) языка через их изучение в определенных разделах науки о языке (по таблице, данной на форзаце учебника) | учебник, рабочая тетрадь |
150 | 2 | Называем... Слово и словосочетание | Повторить общие и отличительные признаки средств языка. Повторить строение слов и словосочетаний, роль главных и дополнительных частей этих единиц | Повторение общих и отличительных признаков средств языка. Повторение строения слов и словосочетаний, роли главных и дополнительных частей этих единиц | учебник, рабочая тетрадь |
151 | 3 | Слово как часть речи | Учить обобщать сведения о каждой изученной части речи (на основе общего плана). | Делать простые обобщения. употреблять слова разных частей речи при выражении мыслей и чувств | учебник, рабочая тетрадь |
152 | 4 | Конкретизируем значение слова | Дать представление о морфологическом анализе частей речи (частичном). Упражнять в употреблении | Упражнения в употреблении в речи слов с разными суффиксами и приставками в соответствии с потребностями речевой ситуации. Морфемный анализ слов | учебник, рабочая тетрадь |
153 | 5 | Конкретизируем значение слова | Переводить словесную информацию о частях речи в табличную форму (собственного производства). | Упражнять в употреблении в речи слов с разными суффиксами и приставками в соответствии с | учебник, рабочая тетрадь |
Правописание слов (6 ч) |
154 | 6 | Правописание слов | Проверить уровень сформированности графической зоркости | Проверка уровня сформированности предметных и метапредметных умений | |
155 | 7 | Правописание слов | Формировать умение организовать индивидуальную работу с выявленными проблемами | Выявление и разбор затруднений, коррекция орфографических | |
156 | 8 | Правописание слов | Повторить типы орфограмм в корне слова и способы их решения (согласные на конце и в середине слова, проверяемые и непроверяемые безударные гласные). | Обобщение способов подбора проверочных слов. Классификация орфограмм в корне слова | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
157 | 9 | Правописание слов | Обобщить способы подбора проверочных слов. Учить классифицировать орфограммы в корне слова. | Обобщение способов проверки парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных. Поиск орфограмм в словах звучащего текста, определение их типа и использование нужного способа решения орфографических задач. Осуществление самоконтроля в процессе записи и ее проверки | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
158 | 10 | Проверочная работа и её анализ | Проверить уровень сформированности предметных и метапредметных умений | Проверка уровня сформированности предметных и метапредметных умений | |
159 | 11 | Проверочная работа и её анализ | Учить анализировать причины ошибок и использование способов их исправления | Анализ причин ошибок и использование способов их исправления. | |
Выражаем мысли и чувства …(11 ч) |
160 | 12 | Предложение. Текст | Учить сопоставлять словосочетания и предложения как единицы синтаксиса. | Сопоставление словосочетаний и предложений как единиц синтаксиса. Письмо под диктовку текста с последующим анализом предложений по членам предложения, выявления связи между ними | учебник, рабочая тетрадь |
161 | 13 | Распространяем мысли | Актуализировать поиск средств, с помощью которых можно распространять мысли (второстепенные члены предложения, части текста). Учить читать материал таблицы (с. 120) и употреблять эти средства в речевой практике | Актуализировать поиск средств, с помощью которых можно распространять мысли (второстепенные члены предложения, части текста). Учить читать материал таблицы (с. 120) и употреблять эти средства в речевой практике | учебник, рабочая тетрадь |
162 | 14 | Распространяем мысли | Проверить уровень сформированности графической зоркости | Выборочное списывание. Проверка уровня сформированности графической зоркости | учебник, рабочая тетрадь |
163 | 15 | Изложение и его анализ | Учить прогнозировать содержание текста по его заголовку, плану («Любопытные»). | Учить прогнозировать содержание текста по его заголовку, плану («Любопытные»). Решение лингвистических задач по тексту | учебник, рабочая тетрадь |
164 | 16 | Изложение и его анализ | Формировать умение письменно пересказывать текст по готовому плану и опорным словам | Письменный пересказ текста по готовому плану и опорным словам | |
165 | 17 | Изложение и его анализ | Формировать умение организовать индивидуальную работу с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами | Оценка выполненных работ, выявление удачных речевых оборотов, коррекция речевых ошибок | |
166 | 18 | Итоговая комплексная работа и её анализ. | Обобщить способы действий при записи слов по слуху, вопреки звучанию (орфоэпическим нормам), по памяти, при употреблении разделительных знаков и мягкого знака | Обобщение способов действий при записи слов по слуху, вопреки звучанию (орфоэпическим нормам), по памяти, при употреблении разделительных знаков и мягкого знака. Упражнения в произнесении слов в соответствии с произносительными нормами | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
167 | 19 | Итоговая комплексная работа и её анализ. | Учить создавать текст об игрушке, записывать текст с орфографической подготовкой | Повторение типов орфограмм в корне слова и способов их решения (согласные на конце и в середине слова, проверяемые и непроверяемые безударные гласные). | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
168 | 20 | Проба пера. Письмо | Учить писать текст письма с соблюдением правил этикета и культуры речи | Написание текста письма с соблюдением правил этикета и культуры речи | учебник, рабочая тетрадь карточки для индивидуальной и групповой работы |
169 | 21 | Резервный урок | В игровой форме проверить знания и умения по изученным темам | Защищать (презентовать) результаты проектной работы. | учебник, рабочая тетрадь |
170 | 22 | Резервный урок | Организовать презентацию творческих работ. | Презентация проектов. Взаимооценка . | учебник, рабочая тетрадь |