kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по окружающему миру для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно - научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек - как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, то есть тоже природно-культурное целое.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.пояс зап 1 классdoc»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. - М.: Просвещение, 2011.

  2. Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая ; Рос. акад. наук ; Рос. акад. образования ; изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012.

  3. Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. - М.: Просвещение, 2012.

  4. Плешаков А. А. Уроки по окружающему миру. 1 класс: пособие для учителя / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. - М.: Просвещение, 2011.

  5. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс. - М.:Вако, 2012.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели и задачи курса

В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающихся с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребенка:

  • уважительного отношения к семье, городу или деревне, а также к региону, в котором он проживает, к России, ее природе и культуре, истории;

  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нем;

  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно - научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек - как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, то есть тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры - норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно­нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:

  • природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое пространство и время как важнейшие параметры бытия;

  • природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;

  • мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой.

Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявить отдельные стороны (аспекты) в тех обобщенных формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учетом увеличения возрастных возможностей учащихся углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

  • природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;

  • наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

  • искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;

  • человечество как многообразие народов, культур, религий;

  • семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

  • труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

  • здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;

  • нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко - культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Структура курса.

Содержание учебного предмета

Мы и наш мир (11 ч).

Что такое окружающий мир. Природа. Неживая и живая природа.

Культура. Природа в творчестве человека.

Мы - люди. Как мы общаемся с миром. Люди - творцы культуры.

Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в парк города, за город в мир красок и звуков родной природы.

Наш класс в школе (13 ч).

Наш класс в школе. Мы - дружный класс. Учитель - наставник и друг.

Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями. Что растет у школы. Мир за стеклянным берегом. Кто еще у нас живет? Какие бывают животные. Делу - время. Книга - наставник и друг. Потехе - час.

Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие за город для знакомства с природой в её естественных формах.

Наш дом и семья (15 ч).

Мы в семье. Моя семья - часть моего народа.

Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Красивые камни в нашем доме. Комнатные растения у нас дома.

Выйдем в сад. Овощи и фрукты на нашем столе. Про хлеб и кашу, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения.

Собака в нашем доме. Кошка в нашем доме. Дикие и домашние животные. С утра до вечера. Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».

Город и село (14 ч).

Мы в городе, селе. Красота любимого города и родного села. Природа в городе. Что растёт в городе. Чудесные цветники. В ботаническом саду. Кто живёт в парке. В зоопарке. Войдём в музей!

Мы помним наших земляков. Все профессии важны.

Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение музея, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела»: встреча с родителями - представителями городских, сельских профессий.

Родная страна (8 ч).

Россия - наша Родина. Москва - столица России.

_Мы - семья народов России.

Природа России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедные тропинки.

Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс - семья народов России».

Человек и окружающий мир (5 ч).

Взгляни на человека! Всему свой черёд. У каждого времени - свой плод. Я - часть мира.

Блок внеклассной, внешкольной работы: посещение кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма, представляющих человеческие судьбы. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющей динамику внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни.


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю, программа и материал УМК рассчитаны на 66 часов, 2 часа в неделю, что соответствует БУП в 1 классах (1-4).


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ В СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.

  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.

  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно­нравственной консолидации российского общества.

  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко - культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты.

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  1. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной

справедливости и свободе.

  1. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  2. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  2. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты.

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

  9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


Предметные результаты.

  1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

  2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

  3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

  4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и другие с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Тема

раздел

а

Предметные

результаты

Метапредметные универсальные учебные действия

Личностные

Универсаль­

ные

учебные

действия

Познаватель­

ные

Коммуникатив­

ные

регулятивные

1

2

3

4

5

6

Мы и наш мир

Осмысление представлений о человеке и мире, который его окружает

Осмысление взаимосвязи между человеком и окружаю­щим миром

Формирование

способов

взаимодействия

с окружающим

миром (вижу,

слышу, говорю,

чувствую);

умения

отвечать на

поставленный

вопрос

Формирова­ние умения выполнять задание в соответствии с целью

Формирова­ние личного (эмоциональ­ного)

отношения к окружающе­му миру

Наш

класс

в

школе

Осмысление представлений о школе и классе как части целого мира и об

отношениях в нем

Осознание

важности

школы

в процессе

познания

окружающег

о мира

Формирование

способов

позитивного

взаимодействия

со сверстниками и учителями (в процессе учебы, во внеклассной деятельности); овладение навыками монологичес­кой и диалоговой

речи

Умение выполнять задание в соответствии с целью

Формирова­ние личного (эмоциональ­ного)

отношения к

школе,

классу,

другим

ученикам



Наш

дом

и

семья

Осмысление представлений о доме и семье как о мире, в котором есть природа, культура, близкие и дорогие люди

Осмысление

понятий,

связанных с

темой

«Семья»;

осознание

своей

роли в семье

Знакомство с позитивными способами взаимодействия в семье

Освоение

способов

выражения

позитивного

отношения к

семье

и семейным ценностям; к планирова­нию и целеполага- нию в семье

Формирова­

ние

позитивного отношения к семье и семейным ценностям

Город

Осмысление

Осмысление

Формирование

Умение

Формирова­

и село

представлений

взаимосвязи

способов

выполнять

ние личноо


о городе и селе,

человека и

существования

задания в

(эмоциональ­


которые

неразрывно

связаны с его

историей,

культурой,

людьми

места,

в котором он родился и живёт

в городе и селе

соответствии с целью; целенаправле нный поиск ответа на поставленный вопрос

ного)

отношения к малой родине

Род­

Осмысление

Осмысление

Формирование

Умение

Формирова­

ная

представлений

представлен

умения

выполнять

ние эмоцио­

стра­

о том, чем

ия о стране,

общаться

задания в

нального

на

является для

в которой

с людьми,

соответствии

осознания


человека

родился

воспринимать

с

себя как


Родина

и живешь, как об Отечестве, а о культуре и природе этой стра­ны - как о её националь­ном

достоянии

их как своих соотечественни ков, а себя - как часть большой семьи народов

поставленной

целью;

осуществлени е поиска ответов на конкретные вопросы

россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообраз­ную

культуру,

уникальную

природу

Чело­

Установление

Осмысление

Формирование

Умение

Формирова­

век

связи между

взаимосвязи

умения

выполнять

ние образа

и ок-

внешним

внешнего

выражать

задания в

«Я», нераз­

ружа

обликом

вида

личное

соответствии

рывно

ющий


человека и его

человека и

восприятие

с целью;

связанного с


мир

внутренним

его

мира и

осуществле­

миром


миром,

внутреннего

настроение в

ние поиска

природы,


понимание

мира;

эмоциональном

ответов на

культуры,


эмоционально­

осознание

слове,

поставленные

окружающих


эстетического соответствия разных периодов жизни человека состоянию природы в разное время года

себя

творческой

личностью,

способной

изменить

мир к

лучшему

музыкальных звуках, красках

вопросы

людей



Предмет «Окружающий мир» в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД).

Личностные: нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий.

Познавательные общеучебные: широкий спектр источников информации.

Познавательные логические: анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно- следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия.

Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УМК «ПЕРСПЕКТИВА»

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью предметов УМК «Перспектива». Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в системе учебников Перспектива» предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание предоставляет возможность обсуждать с детьми проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом. В курсе «Окружающий мир» для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках предусмотрены соответствующие темы и ориентиры в рубрике «За страницами учебника». Так, с 1 класса широко используется богатый здоровье формирующий потенциал детских игр народов России.

Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. Использование на уроках УМК «Перспектива» позволяет организовать системное освоение учащимися общего способа решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации. В УМК «Перспектива» предлагается система заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся творческих способностей и интеллектуальных мыслительных операций, формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.

В курсе «Окружающий мир» в процессе работы над темами учащиеся выдвигают предположения, обсуждают их, находят с помощью иллюстраций учебника, в Приложении, в дополнительных и вспомогательных источниках (в «Атласе-определителе», «Великане на поляне», словарях, путеводителях и т. п.) необходимую информацию, производят сопоставления, обращаясь к соответствующему материалу своего края, делают умозаключения, сравнивают их с выводом в конце текста. Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами, предлагаемыми в рабочих тетрадях и в рубрике «За страницами учебника».


ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Интернет-ресурсы.

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school- collection.edu.ru

  2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). - Режим доступа: http://www.km-school.ru

  3. Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

  4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: http://nsc. 1 september.ru/urok

  5. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka.info/about/193


2. Наглядные пособия.

  1. Таблицы. Растения и животный мир.

2. Географические карты. Физическая карта.

3. Глобус.

4. Иллюстрации растений, животных, предметов Древнего Мира.


3. Технические средства обучения.

  1. Магнитофон.

  2. Компьютер.

  3. Мультимедийный проектор.

  4. Экран проекционный.


4. Учебно-практическое оборудование.

  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью

  2. Шкаф для хранения карт, таблиц.


5. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.


10


Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по окружающему миру»

Тематическое планирование по окружающему миру

Дата

Наименование раздела программы

Количество часов

Планируемые результаты

Домашние задания

Корректировка

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Мы и наш мир (11 ч)

1


Что такое окружающий мир.


Мир – это все, что нас окружает, мы сами – часть мира.

Учебник, рабочая тетрадь. Правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно.

Соблюдение основных правил безопасности по пути из дома в школу и обратно, называние домашнего и школьного адресов; моделирование и изображение безопасного маршрута от дома до школы.

Ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради; уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

Уметь рассказывать
о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления; обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно.


Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.




2


Природа.


Природа – это все, что нас окружает, но не создано руками человека.

Представление
о природе как составной части окружающего мира.

Различение объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров; использование условных знаков, символов, приведенных в учебной литературе.

Выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленный вопрос; ориентироваться в тетради и учебнике.

Уметь высказывать предположения о том, что можно отнести к природе; строить сообщение в соответствии с учебной задачей.


Оценивают эмоционально-эстетические впечатления от восприятия природы, отмечают в природном окружении то, что особенно нравится; принимают ценности природ. мира.



3


Неживая и живая природа.


Солнце, звезды, воздух, вода, камни – неживая природа. Растения, грибы, животные – живая природа. Место человека в  живой природе. Связи между неживой и живой природой.

Различение и называние объектов неживой и живой природы; приведение примеров объектов каждой группы; осознанное и произ-

вольное высказывание в устной форме о значении живой и неживой природы.

Следовать установ- ленным правилам в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия.

Уметь приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям); вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в паре.


Оценивают эмоционально-эстетические впечатления от восприятия природы; выделяют в неживой и живой природе то, что особенно нравится; отображают свои предпочтения в рисунке.



4


Культура.


Объекты культуры. Предметы культуры, созданные из природных материалов, произведения культуры, которые созданы человеком.

Умение располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше – теперь; давно-недавно» с опорой на собственный опыт путём сравнения.

Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотруднич.

Уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей, использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.


Оценивают эмоционально-эстетические впечатления от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов своего края.



5


Культура.


Древние способы хранения и передачи произведений культуры по памяти. Современные способы фиксации произведений культуры на различных носителях.

Представление о том, что второй составляющей окружающего мира является культура – всё то, что создано людьми; различение предметов и явлений культуры, созданных давно и недавно.

Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей, использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.


Оценивают эмоционально-эстетические впечатления от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов своего края.



6


Природа в творчестве человека.


Виды природных материалов, из которых делают объекты культуры.

Образы живой и не живой природы, воспроизведенные в произведениях куль туры, в том числе народов своего края.

Определение образа природы в произведениях культуры, понимание того, как

мастер преображает природу в своих изделиях; чтение схемы и изготовление по ней игрушки из природных материалов.

Использовать знаково-символические средства представления информации; следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

Уметь слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение.


Осознают целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; понимают красоту произведений народного творчества.




7


Мы – люди.


Многообразие и красота людей разного возраста, разной этнической принадлежности.

особенности традиционного костюма.

ценности семейного архива.


Обозначение подходящими словами привлекательных черт в облике человека любого возраста и любой этнической принадлежности; называть особенности традиционного костюма, которые удивили и понравились.

Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Уметь адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.


Оценивают впечатления от восприятия традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе и своего края; понимают ценности семейного архива, сохраняющего память о самых дорогих нам людях.



8


Как мы общаемся с миром.


Восприятие человеком красоты и своеобразия окружающего мира с помощью пяти органов чувств. Роль органов чувств в восприятии особенностей и красоты окруж. мира.

Ознакомление со способами восприятия окружающего мира с помощью пяти чувств; определение подходящими словами ощущения от восприятия с помощью зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния; передача словами красоты мира.

Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; контролировать собственную речь, ее четкость, правильность.

Уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей; стремиться к координации различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.


Определяют интерес к познанию окружающего мира; осознают ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежность




9


Как мы общаемся с миром.


Определяют интерес к познанию окружающего мира; осознают свою этническую принадлежность.


Осуществление поиска признаков, отличающих человека от других живых существ, обобщение, что именно эти особенности позволяют человеку творчески узнавать мир и преображать его в своей деятельности.

Контролировать свою речь, ее четкость и правильность; действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); анализировать репродукции картин.


Принимают ценности природного мира, учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи




10


Люди – творцы культуры.


Добрые дела
на общую пользу и радость всех.

Правила совместной работы. Красота человеческого труда. Радость творчества и общения друг с другом.

Осуществление поиска признаков, отлич. человека от других живых существ; умение передавать словами красоту человеч. труда, радость творчества, которые приносят пользу и радость природе и другим людям.

Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; оценивать результаты труда.

Уметь контролировать себя в процессе совместной работы, соблюдая правила вежливого обращения.


Выражают словами чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с народной культурой.




11


За страницами учебника «Мы и наш мир».


Мир красок и звуков родной природы.

Парки города
(околицы села).


Определение подходящими словами красоты человеческого труда и радости творчества, передача словами красоты мира природы и культуры, которую дают нам почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Уметь формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


Осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.




Наш класс (13 ч)

12


Наш класс в школе.


Объекты природы и предметы культуры в классной комнате. Классная комната и письменные принадлежности в старину, в том числе народов своего края.

Осознание важности школы в процессе познания окруж.мира; умение определять предметы природы и культуры в классной комнате, различать старинные и современные школьные принадлежности; знакомство с образами класса в разные историч. эпохи.

Выполнять задания в соответствии с целью, осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Уметь владеть способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности).


Выделяют личное (эмоциональное) отношение к школе, классу, другим ученикам.



13


Мы дружный класс.


Мы в классе –

это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа-содружество детей и взрослых.


Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели – понимание необходимости товарищеского сотрудничества, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.

Выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Уметь осознавать необходимость сплочённости учащихся как членов единого коллектива – класса.


Выполняют самоопределение личности на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными нормами

и ценностями.



14


Учитель – наставник и друг.


Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира.

Образ учителя
в искусстве
и жизни.

Представление идеального образа учителя в культурной традиции народов России как великой духовной ценности; осмысление на конкретных примерах важности и необходимости культурной преемственности от старшего к младшему.

Выполнять задания в соответствии с целью; осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Уметь понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию.


Проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи.




15


Природа в классе.


Комнатные растения как часть живой природы, их значение для человека. Разнообразие комнатных растений.

Распознавание комнатных растений с помощью атласа-определителя «От земли до неба», приведение примеров комнатных растений из числа изученных.

Принимать и сохранять учебную задачу; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности.

Уметь использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают ценность природного мира; проявляют учебно-познав. интерес.



16


Как ухаживать за комнатными растениями.


Условия, необходимые комнатным растениям для жизни. Способы и средства ухода за комнат. растениями.


Полив и опрыскивание комнатных растений, рыхление почвы в цветочных горшках; осуществление анализа объектов с выделением существе. признаков.

Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Уметь учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнера.


Применяют практические умения по уходу за комнат. растениями; осуществляют самооценку на основе критериев успешности работы.



17


Что растёт у школы.


Деревья, кустарники, травянистые растения (травы).

Наиболее распространенные представители этих групп растений, встречающиеся возле школы.


Различать изученные группы растений, приводить примеры, схематически изображать дерево, кустарник, травянистое растение, использовать атлас-определитель.

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Уметь формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что – нет.


Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

Проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.



18


Мир за стеклянным берегом.


Аквариум – целый мир с водными растениями, рыбами, улитками. Аквариум и его роль в классе, школе. Условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Способы и средства ухода за аквариумом.

Представление об аквариуме как о созданном руками человека сообществе рыб, водных растений, моллюсков; умение распознавать обитателей аквариума, ознакомление со средствами и способами ухода за аквариумом.

Выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме; принимать и сохранять учебную задачу.

Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.


Проявляют любовь к животным и чувство ответственности; в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи; преобразовывают практическую задачу в познавательную.



19


Кто ещё у нас живёт?


Живой уголок школы и его обитатели (птицы, зверьки и др.). Условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка, уход за ними. Ответственность человека за жизнь и благополучие обитателей живого уголка.

Знакомство с животными, которых обычно держат в живых уголках, с условиями их содержания; умение различать наиболее распространённых обитателей живого уголка, определять этих животных с помощью атласа-определителя, усвоение правил ухода за этими животными.

Различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Уметь аргументировать свою позицию и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.


Соблюдают правила бережного отношения к животным: принимают ценность природного мира, природоохранного, нерасточительного,здровьесбергающего поведения.



20


Какие бывают животные.


Группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки.

Представление о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), их существенных признаках; умение классифицировать животных, приведение примеров.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Уметь задавать вопросы, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.


Соблюдают основные моральные нормы поведения




21


Делу – время. Режим дня.


Важность организации труда в классе. Необходимость порядка в работе, выполнения правил поведения в классе и школе. Здоровый образ жизни. Режим дня.

Раскрытие смысла первой части пословицы «Делу – время, потехе – час», привлекательности учения как важного дела в любом возрасте; обобщение представлений о школе.

Планировать и контролировать свои действия; соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища.

Уметь участвовать в работе парами (группами); договариваться, приходить к общему решению с одноклассниками.


Положительно относятся к школе и учебной деятельности; проявляют интерес к учебному материалу.




22


Книга – наставник и друг.


Знакомство с историей книгопечатания, с внешним образом старинных книг, с фрагмента-

ми их содержания.

Роль и место книги в жизни человека.

Представление образа книги в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности; понимание необход. книги в жизни каждого человека и радости от общения с ней.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Уметь использовать в общении правила вежливости.


Проявляют положительное отношение к уроку окружающего мира; стремление к успешной учебной деятельности, позитивную самооценку.



23


Потехе – час.


Игры – наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Детские игрушки и детский фольклор – школа развития и общения. Правила игрового поведения.

Раскрытие смысла второй части пословицы «Делу – время, потехе – час», необходимости ритмичной смены работы и отдыха для достижения успеха в любом деле; знакомство с тайнами игр и игрушек как хранителей знаний и образа мира.

Выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах; осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

Уметь соблюдать правила игрового поведения как залога успешности совместной игры, как способа дружеского и результативного общения друг с другом, как школы физического, психического, умственного, эстетического и этического развития.

Осознают сплочённость учащихся как членов единого коллектива – класса; осознают принадлежность к коллективу (классу), поколенческой идентичности (мы – это я и сверстники)



24


За страницами учебника «Наш класс».


Спортивный праздник с программой народных детских игр родного края. Природа в ее естественных формах (путешествие за город, за околицу села)


Осуществление поиска нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимание заданного вопроса, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Уметь соблюдать правила игрового поведения как залога успешности совместной игры, как способа дружеского и результативного общения друг с другом.


Осознают сплочённость учащихся как членов единого коллектива – класса; осознают принадлежность к коллективу (классу), поколенческой идентичности (мы – это я и сверстники)



Наш дом и семья (14 ч)

25


Мы в семье.


Термины ближайшего родства, в том числе на языках народов своего края
(мать, отец, дедушка, бабушка, дочь, сын, сестра, брат, внук, внучка). Волшебные слова семейного счастья
(любовь, уважение, симпатия, дружба).

Осмысление понятий, связанных с темой «Семья»; осознание своей роли в семье; умение различать степени родства, с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов своей семьи.

Выражать своё позитивное отношение к семье и семейным ценностям; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Уметь взаимодействовать в семье позитивными способами; договариваться, приходить к общему решению.

Проявляют позитивное отношение к семье и семейным ценностям; осознают важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни.



26


Моя семья – часть моего народа.


Схема родословного древа. Пословицы и поговорки о семье
и ее членах. Ласкат. формы терминов родства в семейном обиходе. Старинные семейные традиции народов своего края, предметы быта, народные сказки, былины, предания в семье.

Представление о семейных традициях как признаке принадлежности к тому или иному народу России и мира; раскрыть важность и необходимость культурной преемственности в семье от старших к младшим; умение находить ласковые слова в колыбельной песне.

Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Уметь использовать в общении правила вежливости; принимать участие в работе парами (группами).


Выражают положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют представление о причинах успеха в учебе.



27


Природа в доме.


Растения и животные в нашем доме, их разнообразие и значение в нашей жизни. Наше отношение к домашним растениям и животным.

Осознание того, что наш дом, как и класс, наполнен природой, понимание её значения для всех членов семьи.

Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Уметь участвовать в работе парами (группами), допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению.


Осознают ответственность за жизнь и здоровье живых существ в доме, проявляют любовь к своему дому, ко всему, что в нём находится.



28


Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество.


Значение воды, газа, электричества в нашем доме. Путь воды в дом из подземных и поверхностных источников. Добыча и доставка в наш дом газа. Производство электричества на электростанциях и его путь в дом.

Представление о том, что вода, газ, электричество в нашем доме – результат труда человека, использующего богатства неживой природы; знание способов получения воды, газа, электричества, их доставки в наш дом.

Выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Уметь выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию.


Выражают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; соблюдают основные моральные нормы поведения.



29


Красивые камни в нашем доме.


Камни – часть неживой природы. Разнообразие и красота камней и изделий из них.


Знакомство с камнями как частью неживой природы, показ красоты камней и изделий из них; умение различать часто встречающиеся поделочные камни, узнавать их в изделиях.

Выражать позитивное отношение к неживой природе; организовывать рабочее место под руководством учителя.

Уметь принимать другое мнение и позицию одноклассников, формулировать собственное мнение и позицию.


Имеют представления о ценности и уникальности природного мира.



30


Комнатные растения у нас дома.


Разнообразие комнатных растений. Комнатные растения в нашем доме, их названия, особенности внешнего вида. Помощь взрослым в уходе за комнатными растениями.

Знакомство с комнатными растениями, распознавание их на фотографии, рисунке и в натуральном виде, использование атласа-определителя.

Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Уметь договариваться,

приходить к общему решению; использовать
в общении правила вежливости.


Имеют положительное отношение к школе, учебной деятельности, к изучению окружающего мира; представление о причинах успеха в учебе.



31


Выйдем в сад.



Разнообразие растений сада. Садовые деревья, кустарники, травянистые растения. Фрукты и ягоды нашего сада. Овощи нашего огорода. Как мы помогаем взрослым работать в саду (огороде).

Определение значения слов «сад» и «огород», «фрукты», «ягоды» и «овощи»; усвоение понятий «дерево», «кустарник», «травянистое растение» на примере садовых культур; классификация садовых культур.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Уметь адекватно использовать коммуникативные средства для решения

различных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.


Используют знаково-символические средства для решения учебных задач.



32


Овощи и фрукты на нашем столе.


Овощи и фрукты – кладовая витаминов. Разнообразие овощей и фруктов.

Фрукты из жарких стран на нашем столе и у себя на родине.

Повторение и расширение сведений об овощах и фруктах, о витаминах и их пользе для организма, о классификации овощей и фруктов.

Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия поставленной задаче.

Уметь формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают красоту и природу родного края.




33


Про хлеб и кашу, про чай и кофе.


Важнейшие продукты питания и растения, которые нас кормят. Народная традиция особого отношении к хлебу.

Знакомство с тем, как растения кормят человека; называние, из чего делают хлеб и каши, чай и кофе; различение видов круп.

Контролировать и оценивать свои действия во время работы с наглядно-образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Уважают труд хлебороба и людей, связанных с производством хлеба и других продуктов, бережно относятся к хлебу.



34


Дикорастущие и культурные растения.


Дикорастущие, культурные растения.

Как появились культурные растения.

Сорта культурных растений.


Отличать культурные растения от дикорастущ.; знакомство с понятиями «дикорастущие растения», «культурные растения», «сорта культурных растений».

Контролировать свои действия во время работы с наглядно-образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Уметь ориентироваться
в позиции партнера в общении и взаимодействии; договариваться, приходить к общему решению.

Выражают положительное отношение и интерес к изучению природы; понимают ценность природного мира.

Эмоционально выражают любовь к домашним питомцам, чувство ответственности за них.



35


Собака в нашем доме.


История появления рядом с человеком собаки. Породы собак. Способы и средства ухода за ними. Наши взаимоотношения с ними.

Происхождение собак, наиболее распространённые породы, различение их с помощью атласа-определителя; знакомство с правилами ухода за собакой.

Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.

Уметь осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем.

Выражают эмоционально-положительное отношение к животным; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям.



36


Кошка в нашем доме.


История появления рядом с человеком домашней кошки.
Породы кошек. Способы и средства ухода за кошкой.
Наши взаимоотношения с кошками.


Знакомство с происхождением домашней кошки, с породами кошек; различение их; знакомство с особенностями содержания кошек и ухода за ними.

Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на словесно-образном, наглядно-образном уровне.

Уметь адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.


Выражают положительное отношение и интерес к изучению природы; понимают ценность природного мира.

Эмоционально выражают любовь к домашним питомцам, чувство ответственности за них.



37


Дикие и домашние животные.


Что такое дикие животные, домашние животные.

Как появились домашние животные; их роль в нашей жизни.

Знание, в чём состоит различие между дикими и домашними животными; умение классиф. животных по признаку «дикое – домашнее», приведение примеров.

Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

Уметь сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.


Ориентируются на принятие образа «хорошего ученика»; проявляют интерес к познанию окружающего мира.



38


С утра до вечера.


Устойчивый распорядок семейных дел в течение дня. Домашние обязанности. Способы самоконтроля за соблюдением распорядка дня. Личная гигиена, правильное питание; правила обращения с домашней утварью.


Представление о повседневной жизни в семье как о культурной ценности; использование словарного запаса при сравнении внешних старинных и современных форм семейной жизни, выявлении их общих внутренних черт (любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад).

Выражать свое позитивное отношение к семье.

Уметь выражать устойчивую учебно-познавательную мотивацию обучения; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что – нет.


Стремятся контролировать свой распорядок дня; соблюдают правила обращения

с огнём, водой и электроприборами в доме.



39


За страницами учебника «Наш дом и семья».


Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».

Правила личной гигиены; профилактика простудных заболеваний


Важность и необходимость соблюдения устойчивого распорядка дел в течение дня; представление о том, что основой семьи являются любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад.

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Уметь распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.


Ориентируются на принятие образа «хорошего ученика»; проявляют интерес к познанию окружающего мира




Город и село (13 ч)

40




Понятие «земляки», особенности жизни горожан в старину
и в наши дни.

Правила личной безопасности
в повседневной жизни; правила общения с незнакомыми людьми.


Осмысл. взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт; понимание необход. взаимной связи людей в городе, важности культурного смысла понятия «земляки»; умение образовать общее название жителей опред. города по его названию.

Выполнять задания в соответствии с целью; осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Уметь применять способы существования в городе и селе; представить модель позитивного поведения человека, ценящего роль города как культурного центра.


Осознают личное (эмоциональное) отношение к малой родине.



41




Жители сёл – хранители непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей. Словесный портрет: рисование, устное описание.


Понятие «земляки»; детализировать культурный смысл этого понятия с помощью уточнения «односельчане»; на конкретных примерах показать особенности жизни человека в селе (деревне) в старину и в наши дни; образование общего названия жителей опред. села (деревни) по его (её) названию.

Выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени.

Уметь распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.


Осознают ответственность человека за общее благополучие.



42




Облик российских городов и сёл, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окруж. природы.


Особенности ландшафта, где находится родной город; название города, происхождение названия; особенности облика города в зависимости от ландшафта.

Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.

Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в парах, группах).


Осознают эстетическое своеобразие и историко-культурное значение архитектурной доминанты города.



43




Облик российских сёл, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окруж. природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и достопримечательности сёл, их архитектурные доминанты.

Особен. облика села в зависимости от ландшафта (для учащихся города это может быть село или деревня, откуда родом их семьи, где они отдыхают летом); название села, происхожд. названия; хозяйств. и эстет. особенности старинного сельского жилища своего края.

Удерживать цель деятельности до получения ее результата; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Уметь использовать
в общении правила вежливости, формулировать собственное мнение и позицию.


Определяют эстетическое своеобразие и историко-культурное значение архитектурной доминанты – храма (в отличие от деревни, где храма не было).




44




Чем представлена природа в городе (сквер, бульвар, парк, зоопарк, памятник природы, ботанический сад и др.). Природа в городе – источник красоты, здоровья, хорошего настроения.

Определение, что природа в городе – это источник красоты, здоровья, хорошего настроения.

Планировать решение учебной задачи – выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Уметь принимать участие в работе парами и группами; использовать
в общении правила вежливости.


Замечают и ценят природу; осознают любовь к родному городу, имеют желание украсить его.



45




Деревья и кустарники в зелёных насаждениях города.

Лиственные и хвойные деревья.


Различение часто встречающихся растений города; листв. и хвойных деревьев; ознакомление с растениями, которые наиболее часто используются для городского озеленения.

Планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Уметь использовать речь для регуляции своего действия; строить сообщение в соответствии с учебной задачей, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Осваивают роль ученика; проявляют интерес (мотивацию) к учению; понимают причины успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.



46




Роль цветников

в жизни города. Разнообразие растений цветника.

Цветники нашего города.


Ознакомление с растениями цветников, их названиями; определение отношения к культурным растениям; осуществление поиска нужной информации в учебнике и учебных пособиях.

Переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Уметь распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.


Проявляют эстетическое отношение к природе в городе, стремятся принять участие в украшении своего города.



47




Ботанический

сад – живой музей для всех, кто интересуется растениями. Разнообразие растений ботанического сада. Правила поведения в ботаническом саду.

Представление о ботаническом саде как о просветительском и научном учреждении; ознакомление с целями организации ботанических садов, их значимостью для человека.

Владеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Уметь соблюдать правила поведения в ботаническом саду; использовать в общении слова вежливости.


Любуются образцами садово-парковых ландшафтов, уникальными растениями; проявляют интерес к учебному материалу.



48




Разнообразие животных парка. Роль животных парка в нашей жизни. Как мы можем помочь обитателям парка.

Ознакомление с животными парка; понимание их значения для человека; анализ изучаемых объектов окруж мира с выделением отлич. признаков.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
в сотрудничестве с учителем.

Уметь соблюдать правила поведения в парках и скверах города, чтобы не нарушить жизнь животных; принимают участие
в работе парами (группами).

Проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.



49




Зоопарк – живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью. Разнообразите животных зоопарка. Правила поведения.

Знакомство с зоопарком как образовательным и научным учреждением, с некоторыми животными зоопарка, зоопарк – это живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью.

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Уметь формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Соблюдают правила поведения в зоопарке; представляют причины успеха в учебе; проявляют активный интерес к учебному материалу.



50




Роль музеев и библиотек в нашей жизни. Музейные экспозиции. Читальные залы и хранилища книг в библиотеках. Правила поведения.

Представления о музее как о хранителе культ. ценностей; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности через посещение музеев.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Уметь допускать существование различных точек зрения; осуществлять работу в группах, распределяя обязанности.


Знают правила поведения в музее и соблюдают их на практике; представляют ценность и уникальность природного мира.



51




Памятные места, памятник, реликвия.

Названия улиц, площадей – наша общая память о прошлом. Ритуалы и знаки памяти: возложение цветов, салют, минута молч

Знакомство с традициями увековечения памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как с великой духовной ценностью; важность и необходимость памяти.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Уметь использовать
в общении правила вежливости; договариваться
и приходить к общему решению.


Понимают нравственные поступки людей; соблюдают основные моральные нормы поведения.



52




Профессии в городе и селе: общее и различное. Важность труда хлебороба.

Трудолюбие как общественно значимая ценность. Личная ответ. человека за результаты своего труда. Професс. мастерство.

Умение использовать свой словарный запас, касающийся темы связи качеств человека и профессии, которую он для себя выбирает; понимание важности профессии земледельца.

Выполнять учебные действия

в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.

Уметь проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников; следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности.


Проявляют положительное отношение к уроку окружающего мира; положительно воспринимают действия одноклассников.



53




Культурно-просветительские учреждения родного города (села).

Раскрытие важности и необходимости памяти о соотечественниках как свойства каждого культурного человека; знание имён земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники в родном городе (селе).

Анализировать собственную работу – соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Уметь использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.


Демонстрируют положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.




Родная страна (8 ч)

54


Россия – наша Родина.


Образ Родины, гос. символы России. Правила поведения при исполнении Гос. гимна, при подъёме Гос. флага России. Малая родина: родной дом, родные люди, друзья, земляки; родная речь, музыка; пейзажи. Карта края.

Первоначальные представления о географ. карте и глобусе, о стране, как об Отечестве, а о культуре и природе этой страны – как о её национ. достоянии; умение приблиз. определять место своего города (села) на карте России; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн.

Выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

Уметь общаться
с людьми, воспринимая их как своих соотечественников, а себя – как часть большой семьи народов.


Эмоционально осознают себя как россиян, граждан большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу.



55


Москва – столица России.


Москва на карте России. Присловья о Москве: златоглавая, краснозвонная, хлебосольная. Симв. значение образа «хлеб-соль» в отеч. культуре.

Герб Москвы и его симв. значение: образ всадника, главные цвета – белый, красный, синий, золотой.


Знакомство с образом сердца России – Москвы как великой духовной ценности; с главными моск. достоприм. – Кремлём и Красной площадью, с гербом Москвы как символом защиты, победы сил добра над силами зла; умение по силуэту, цвету, спец. деталям определять достоприм. Моск. Кремля и Красной площади, знать их названия; образ герба Москвы и своего города (области).

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Уметь входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию; преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; уважать мнение собеседников.


Демонстрируют интерес к изучению окружающего мира; проявляют доброжелательность, доверие, внимательность, готовность

к сотрудничеству.



56


Мы – семья народов России.


Своеобразие культур разных народов России. Старинные костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов

России. Блюда традиц.кухни народов России и мира: общее и особенное. Оленья упряжка – традиц. трансп. средство народов Севера.

Представление о России как об общей родине разных народов; о своеобразии традиционных костюмов, блюдах национальной кухни, музыкальных инструментах, транспорте, праздниках и обычаях народов России.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Уметь задавать вопросы и отвечать по теме урока; проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.


Проявляют интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий; осуществляют позитивную самооценку; осознают свою семейную идентичность, стремятся к взаимопониманию детей и взрослых.



57


Природа России.


Разнообразие

и красота природы России. Природа родной страны – основа нашей жизни, великое богатство, которое нужно

бережно хранить. Правила поведения на воде в весеннее и летнее время.

Работа с учебником и дополн. литературой, ориентирование по содержанию (оглавлению) и с помощью значков-символов; предст. о разнообразии природы России, красоте родной природы; осознание необходимости бережного отношения к ней.

Осуществлять действие по образцу и заданному правилу; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Уметь задавать вопросы

и формулировать ответ; входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.

Владеют начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.



58


Охрана природы.


Отриц. воздействие человека на природу и его последствия. Меры по охране природы. Несъедобные грибы и ягоды. Правила оказания помощи при отравлении ими.

Представление об угрозах природе, исходящих от человека, и мерах по её охране; показать, как младшие школьники могут охранять природу.

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области.

Уметь выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках.


Оценивают поступки человека по отношению к природе; осознают личное отношение к малой родине, осуществляют действия по охране окружающего мира.



59


Красная книга России.


Красная книга России. Растения и животные из Красной книги России; причины сокращения их численности и меры охраны.

Ознакомление с Красной книгой России, а также с Красной книгой своего региона, с некоторыми растениями и животными, внесенными в эти книги.

Принимать и сохранять учебную задачу; выражать свое отношение к Красной книге.

Уметь приводить примеры растений и животных из Красной книги России; выражать личное восприятие мира и настроение в эмоц. слове, музык. звуках, красках.

Осуществляют действия по сохранению редких растений и животных; осознают образ «Я», который неразрывно связан с миром природы.



60


Заповедные тропинки.


Заповедники – особо охраняемые природные территории.

Приокско-Террасный заповедник – один из знаменитых заповедников России. Заповедники родного края. Старинные народные правила охраны природы.

Представление о заповеднике как о месте (территории), где вся природа находится под строгой охраной, на примере Приокско-Террасного заповедника; знакомство с заповедниками своего региона, с правилами поведения в заповеднике (национальном парке).

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос.

Уметь принимать участие в обсуждении вопроса – какими качествами должны обладать люди, работающие в заповеднике; формулировать свое мнение, слушать мнение одноклассников.


Оценивают поведение людей при анализе иллюстрации рабочей тетради; формулируют правила поведения в заповеднике; проявляют интерес к учебному материалу



61


За страницами учебника «Родная страна».


Историко-архитектурный заповедник родного края.


Представление о России как об общей родине разных народов; о своеобразии традиционных костюмов, блюдах нац. кухни, музык. инструментах, транспорте, праздниках и обычаях народов России; об особенностях традиц. культуры народов своего края.

Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату
и по способу действия, актуальный контроль
на уровне произвольного внимания.

Уметь принимать мнение и позицию других людей; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; строить понятное для партнёра высказывание, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

Сохраняют мотивацию к учёбе,

ориентируются на понимание причин успеха в учёбе, проявляют интерес к учебному материалу, способность к самооценке.




Человек и окружающий мир (5 ч)

62


Взгляни на человека!


Человек – это целый мир. Внешний облик человека.

Внутренний мир человека. Влияние внутреннего мира на внешний облик, внешнего облика – на внутренний мир.

Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутр. мира, осознание себя творч. личностью, способной изменить мир к лучшему; определение по внешним признакам (выражение лица, мимика, поза, жест, звуки голоса, интонации речи, манера одеваться, форма одежды) внутр. содерж. личности, характера, настроения человека, его переживания в прошлом, состояние в настоящем.

Выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос.

Уметь выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках; устанавливать связи между внешним обликом человека и его внутренним миром и выражать понимание этой связи с помощью выразительного слова, музыкального звука, выбора краски соответствующего цвета.


Оценивают образ «Я», неразрывно связанный с миром природы, миром культуры, окружающих людей; уважают достоинство людей разного возраста



63


Всему свой черёд.


Ритм человеч. жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутр. мира человека в разные периоды его жизни.

Правила общения со своими родственниками.

Умение приблизи. определять возраст мужчины; соотносить возрастные признаки в его внешности и поведении с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зимой (в сумерки); называть возрастные этапы жизни.

Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать свои действия на уровне ретро оценки; вносить коррективы в действия.

Уметь учитывать разные мнения, координировать свои действия и действия партнера, задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия.

Выражают эмоционально-эстетическое соответствие разных периодов жизни человека состоянию природы в разное время года и суток; относятся с уважением к достоинству человека в разном возрасте.



64


У каждого времени свой плод.


Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство – молодость – зрелость – старость/ утро – день – вечер/весна –
лето – осень –
зима) в творчестве разных народов мира.

Представление образа женщины в разные возрастные периоды её жизни; понимание эмоционально-эстетического соответствия разных периодов жизни человека состоянию природы в разное время года и суток; толкование понятия «творческая личность человека».

Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Допускать существование различных точек зрения; вступать в диалог с учителем, одноклассниками.


Владеют нормой и правилами культурного отношения к женщине, уважения к достоинству человека в разном возрасте.




65


Я – часть мира.


Каждый из нас – целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг.

Мир – это красота и добро в жизни природы и человека.

Понятие «творческая личность человека» в связи с понятием о личном достоинстве, куда входит и представление о мужском
(или женском) статусе.

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Уметь выразить личное восприятие мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов.

Оценивают образ «Я», неразрывно связанный с миром природы, миром культуры, окружающих людей.



66


За страницами учебника «Человек и окружающий мир».


Человеческие судьбы. Портретная экспозиция, представляющая динамику внешнего облика

и внутреннего мира человека в течение его жизни.

Осуществление поиска нужной информации в учебнике и учебных пособиях; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений.

Выполнять учебные действия

в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.

Уметь выразить личное восприятие мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать национально-культурной норме (идеалу).

Проявляют интерес к учебному материалу; соблюдают основные моральные нормы поведения.





36



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по окружающему миру для 1 класса

Автор: Алексеева Анжелика Анатольевна

Дата: 10.10.2015

Номер свидетельства: 238079

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета Знаний" "
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-klass-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "171805"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423729443"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа "Окужающий мир" для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-okuzhaiushchii-mir-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "128076"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415434643"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Рабочая программа "Окружающий мир. 3 класс""
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia_proghramma_okruzhaiushchii_mir_3_klass"
    ["file_id"] => string(6) "456472"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1518345870"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК Школа России "
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-2-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "100430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402380425"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-4-klassa-umk-shkola-rossii-1"
    ["file_id"] => string(6) "246139"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446300205"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства