№ | Дата | Наименование раздела программы | Количество часов | Планируемые результаты | Домашние задания | Корректировка |
Предметные результаты | Универсальные учебные действия | Личностные результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Мы и наш мир (11 ч) |
1 | | Что такое окружающий мир. | | Мир – это все, что нас окружает, мы сами – часть мира. Учебник, рабочая тетрадь. Правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. | Соблюдение основных правил безопасности по пути из дома в школу и обратно, называние домашнего и школьного адресов; моделирование и изображение безопасного маршрута от дома до школы. Ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради; уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью. Уметь рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления; обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. | | |
2 | | Природа. | | Природа – это все, что нас окружает, но не создано руками человека. Представление о природе как составной части окружающего мира. | Различение объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров; использование условных знаков, символов, приведенных в учебной литературе. Выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленный вопрос; ориентироваться в тетради и учебнике. Уметь высказывать предположения о том, что можно отнести к природе; строить сообщение в соответствии с учебной задачей. | Оценивают эмоционально-эстетические впечатления от восприятия природы, отмечают в природном окружении то, что особенно нравится; принимают ценности природ. мира. | | |
3 | | Неживая и живая природа. | | Солнце, звезды, воздух, вода, камни – неживая природа. Растения, грибы, животные – живая природа. Место человека в живой природе. Связи между неживой и живой природой. | Различение и называние объектов неживой и живой природы; приведение примеров объектов каждой группы; осознанное и произ- вольное высказывание в устной форме о значении живой и неживой природы. Следовать установ- ленным правилам в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия. Уметь приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям); вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в паре. | Оценивают эмоционально-эстетические впечатления от восприятия природы; выделяют в неживой и живой природе то, что особенно нравится; отображают свои предпочтения в рисунке. | | |
4 | | Культура. | | Объекты культуры. Предметы культуры, созданные из природных материалов, произведения культуры, которые созданы человеком. | Умение располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше – теперь; давно-недавно» с опорой на собственный опыт путём сравнения. Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотруднич. Уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей, использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | Оценивают эмоционально-эстетические впечатления от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов своего края. | | |
5 | | Культура. | | Древние способы хранения и передачи произведений культуры по памяти. Современные способы фиксации произведений культуры на различных носителях. | Представление о том, что второй составляющей окружающего мира является культура – всё то, что создано людьми; различение предметов и явлений культуры, созданных давно и недавно. Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей, использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | Оценивают эмоционально-эстетические впечатления от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов своего края. | | |
6 | | Природа в творчестве человека. | | Виды природных материалов, из которых делают объекты культуры. Образы живой и не живой природы, воспроизведенные в произведениях куль туры, в том числе народов своего края. | Определение образа природы в произведениях культуры, понимание того, как мастер преображает природу в своих изделиях; чтение схемы и изготовление по ней игрушки из природных материалов. Использовать знаково-символические средства представления информации; следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. Уметь слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение. | Осознают целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; понимают красоту произведений народного творчества. | | |
7 | | Мы – люди. | | Многообразие и красота людей разного возраста, разной этнической принадлежности. особенности традиционного костюма. ценности семейного архива. | Обозначение подходящими словами привлекательных черт в облике человека любого возраста и любой этнической принадлежности; называть особенности традиционного костюма, которые удивили и понравились. Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Уметь адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | Оценивают впечатления от восприятия традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе и своего края; понимают ценности семейного архива, сохраняющего память о самых дорогих нам людях. | | |
8 | | Как мы общаемся с миром. | | Восприятие человеком красоты и своеобразия окружающего мира с помощью пяти органов чувств. Роль органов чувств в восприятии особенностей и красоты окруж. мира. | Ознакомление со способами восприятия окружающего мира с помощью пяти чувств; определение подходящими словами ощущения от восприятия с помощью зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния; передача словами красоты мира. Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; контролировать собственную речь, ее четкость, правильность. Уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей; стремиться к координации различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Определяют интерес к познанию окружающего мира; осознают ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежность | | |
9 | | Как мы общаемся с миром. | | Определяют интерес к познанию окружающего мира; осознают свою этническую принадлежность. | Осуществление поиска признаков, отличающих человека от других живых существ, обобщение, что именно эти особенности позволяют человеку творчески узнавать мир и преображать его в своей деятельности. Контролировать свою речь, ее четкость и правильность; действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); анализировать репродукции картин. | Принимают ценности природного мира, учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи | | |
10 | | Люди – творцы культуры. | | Добрые дела на общую пользу и радость всех. Правила совместной работы. Красота человеческого труда. Радость творчества и общения друг с другом. | Осуществление поиска признаков, отлич. человека от других живых существ; умение передавать словами красоту человеч. труда, радость творчества, которые приносят пользу и радость природе и другим людям. Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; оценивать результаты труда. Уметь контролировать себя в процессе совместной работы, соблюдая правила вежливого обращения. | Выражают словами чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с народной культурой. | | |
11 | | За страницами учебника «Мы и наш мир». | | Мир красок и звуков родной природы. Парки города (околицы села). | Определение подходящими словами красоты человеческого труда и радости творчества, передача словами красоты мира природы и культуры, которую дают нам почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Уметь формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности. | | |
Наш класс (13 ч) |
12 | | Наш класс в школе. | | Объекты природы и предметы культуры в классной комнате. Классная комната и письменные принадлежности в старину, в том числе народов своего края. | Осознание важности школы в процессе познания окруж.мира; умение определять предметы природы и культуры в классной комнате, различать старинные и современные школьные принадлежности; знакомство с образами класса в разные историч. эпохи. Выполнять задания в соответствии с целью, осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Уметь владеть способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности). | Выделяют личное (эмоциональное) отношение к школе, классу, другим ученикам. | | |
13 | | Мы дружный класс. | | Мы в классе – это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа-содружество детей и взрослых. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели – понимание необходимости товарищеского сотрудничества, готовности к взаимодействию и взаимопониманию. Выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Уметь осознавать необходимость сплочённости учащихся как членов единого коллектива – класса. | Выполняют самоопределение личности на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными нормами и ценностями. | | |
14 | | Учитель – наставник и друг. | | Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Образ учителя в искусстве и жизни. | Представление идеального образа учителя в культурной традиции народов России как великой духовной ценности; осмысление на конкретных примерах важности и необходимости культурной преемственности от старшего к младшему. Выполнять задания в соответствии с целью; осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Уметь понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию. | Проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи. | | |
15 | | Природа в классе. | | Комнатные растения как часть живой природы, их значение для человека. Разнообразие комнатных растений. | Распознавание комнатных растений с помощью атласа-определителя «От земли до неба», приведение примеров комнатных растений из числа изученных. Принимать и сохранять учебную задачу; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. Уметь использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. | Ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают ценность природного мира; проявляют учебно-познав. интерес. | | |
16 | | Как ухаживать за комнатными растениями. | | Условия, необходимые комнатным растениям для жизни. Способы и средства ухода за комнат. растениями. | Полив и опрыскивание комнатных растений, рыхление почвы в цветочных горшках; осуществление анализа объектов с выделением существе. признаков. Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Уметь учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнера. | Применяют практические умения по уходу за комнат. растениями; осуществляют самооценку на основе критериев успешности работы. | | |
17 | | Что растёт у школы. | | Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Наиболее распространенные представители этих групп растений, встречающиеся возле школы. | Различать изученные группы растений, приводить примеры, схематически изображать дерево, кустарник, травянистое растение, использовать атлас-определитель. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Уметь формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что – нет. | Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. Проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | | |
18 | | Мир за стеклянным берегом. | | Аквариум – целый мир с водными растениями, рыбами, улитками. Аквариум и его роль в классе, школе. Условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Способы и средства ухода за аквариумом. | Представление об аквариуме как о созданном руками человека сообществе рыб, водных растений, моллюсков; умение распознавать обитателей аквариума, ознакомление со средствами и способами ухода за аквариумом. Выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме; принимать и сохранять учебную задачу. Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Проявляют любовь к животным и чувство ответственности; в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи; преобразовывают практическую задачу в познавательную. | | |
19 | | Кто ещё у нас живёт? | | Живой уголок школы и его обитатели (птицы, зверьки и др.). Условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка, уход за ними. Ответственность человека за жизнь и благополучие обитателей живого уголка. | Знакомство с животными, которых обычно держат в живых уголках, с условиями их содержания; умение различать наиболее распространённых обитателей живого уголка, определять этих животных с помощью атласа-определителя, усвоение правил ухода за этими животными. Различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Уметь аргументировать свою позицию и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Соблюдают правила бережного отношения к животным: принимают ценность природного мира, природоохранного, нерасточительного,здровьесбергающего поведения. | | |
20 | | Какие бывают животные. | | Группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки. | Представление о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), их существенных признаках; умение классифицировать животных, приведение примеров. Преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Уметь задавать вопросы, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия. | Соблюдают основные моральные нормы поведения | | |
21 | | Делу – время. Режим дня. | | Важность организации труда в классе. Необходимость порядка в работе, выполнения правил поведения в классе и школе. Здоровый образ жизни. Режим дня. | Раскрытие смысла первой части пословицы «Делу – время, потехе – час», привлекательности учения как важного дела в любом возрасте; обобщение представлений о школе. Планировать и контролировать свои действия; соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища. Уметь участвовать в работе парами (группами); договариваться, приходить к общему решению с одноклассниками. | Положительно относятся к школе и учебной деятельности; проявляют интерес к учебному материалу. | | |
22 | | Книга – наставник и друг. | | Знакомство с историей книгопечатания, с внешним образом старинных книг, с фрагмента- ми их содержания. Роль и место книги в жизни человека. | Представление образа книги в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности; понимание необход. книги в жизни каждого человека и радости от общения с ней. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Уметь использовать в общении правила вежливости. | Проявляют положительное отношение к уроку окружающего мира; стремление к успешной учебной деятельности, позитивную самооценку. | | |
23 | | Потехе – час. | | Игры – наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Детские игрушки и детский фольклор – школа развития и общения. Правила игрового поведения. | Раскрытие смысла второй части пословицы «Делу – время, потехе – час», необходимости ритмичной смены работы и отдыха для достижения успеха в любом деле; знакомство с тайнами игр и игрушек как хранителей знаний и образа мира. Выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах; осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Уметь соблюдать правила игрового поведения как залога успешности совместной игры, как способа дружеского и результативного общения друг с другом, как школы физического, психического, умственного, эстетического и этического развития. | Осознают сплочённость учащихся как членов единого коллектива – класса; осознают принадлежность к коллективу (классу), поколенческой идентичности (мы – это я и сверстники) | | |
24 | | За страницами учебника «Наш класс». | | Спортивный праздник с программой народных детских игр родного края. Природа в ее естественных формах (путешествие за город, за околицу села) | Осуществление поиска нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимание заданного вопроса, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Уметь соблюдать правила игрового поведения как залога успешности совместной игры, как способа дружеского и результативного общения друг с другом. | Осознают сплочённость учащихся как членов единого коллектива – класса; осознают принадлежность к коллективу (классу), поколенческой идентичности (мы – это я и сверстники) | | |
Наш дом и семья (14 ч) |
25 | | Мы в семье. | | Термины ближайшего родства, в том числе на языках народов своего края (мать, отец, дедушка, бабушка, дочь, сын, сестра, брат, внук, внучка). Волшебные слова семейного счастья (любовь, уважение, симпатия, дружба). | Осмысление понятий, связанных с темой «Семья»; осознание своей роли в семье; умение различать степени родства, с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов своей семьи. Выражать своё позитивное отношение к семье и семейным ценностям; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Уметь взаимодействовать в семье позитивными способами; договариваться, приходить к общему решению. | Проявляют позитивное отношение к семье и семейным ценностям; осознают важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни. | | |
26 | | Моя семья – часть моего народа. | | Схема родословного древа. Пословицы и поговорки о семье и ее членах. Ласкат. формы терминов родства в семейном обиходе. Старинные семейные традиции народов своего края, предметы быта, народные сказки, былины, предания в семье. | Представление о семейных традициях как признаке принадлежности к тому или иному народу России и мира; раскрыть важность и необходимость культурной преемственности в семье от старших к младшим; умение находить ласковые слова в колыбельной песне. Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Уметь использовать в общении правила вежливости; принимать участие в работе парами (группами). | Выражают положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют представление о причинах успеха в учебе. | | |
27 | | Природа в доме. | | Растения и животные в нашем доме, их разнообразие и значение в нашей жизни. Наше отношение к домашним растениям и животным. | Осознание того, что наш дом, как и класс, наполнен природой, понимание её значения для всех членов семьи. Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Уметь участвовать в работе парами (группами), допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению. | Осознают ответственность за жизнь и здоровье живых существ в доме, проявляют любовь к своему дому, ко всему, что в нём находится. | | |
28 | | Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. | | Значение воды, газа, электричества в нашем доме. Путь воды в дом из подземных и поверхностных источников. Добыча и доставка в наш дом газа. Производство электричества на электростанциях и его путь в дом. | Представление о том, что вода, газ, электричество в нашем доме – результат труда человека, использующего богатства неживой природы; знание способов получения воды, газа, электричества, их доставки в наш дом. Выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Уметь выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию. | Выражают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; соблюдают основные моральные нормы поведения. | | |
29 | | Красивые камни в нашем доме. | | Камни – часть неживой природы. Разнообразие и красота камней и изделий из них. | Знакомство с камнями как частью неживой природы, показ красоты камней и изделий из них; умение различать часто встречающиеся поделочные камни, узнавать их в изделиях. Выражать позитивное отношение к неживой природе; организовывать рабочее место под руководством учителя. Уметь принимать другое мнение и позицию одноклассников, формулировать собственное мнение и позицию. | Имеют представления о ценности и уникальности природного мира. | | |
30 | | Комнатные растения у нас дома. | | Разнообразие комнатных растений. Комнатные растения в нашем доме, их названия, особенности внешнего вида. Помощь взрослым в уходе за комнатными растениями. | Знакомство с комнатными растениями, распознавание их на фотографии, рисунке и в натуральном виде, использование атласа-определителя. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Уметь договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости. | Имеют положительное отношение к школе, учебной деятельности, к изучению окружающего мира; представление о причинах успеха в учебе. | | |
31 | | Выйдем в сад. | | Разнообразие растений сада. Садовые деревья, кустарники, травянистые растения. Фрукты и ягоды нашего сада. Овощи нашего огорода. Как мы помогаем взрослым работать в саду (огороде). | Определение значения слов «сад» и «огород», «фрукты», «ягоды» и «овощи»; усвоение понятий «дерево», «кустарник», «травянистое растение» на примере садовых культур; классификация садовых культур. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Уметь адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации. | Используют знаково-символические средства для решения учебных задач. | | |
32 | | Овощи и фрукты на нашем столе. | | Овощи и фрукты – кладовая витаминов. Разнообразие овощей и фруктов. Фрукты из жарких стран на нашем столе и у себя на родине. | Повторение и расширение сведений об овощах и фруктах, о витаминах и их пользе для организма, о классификации овощей и фруктов. Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия поставленной задаче. Уметь формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают красоту и природу родного края. | | |
33 | | Про хлеб и кашу, про чай и кофе. | | Важнейшие продукты питания и растения, которые нас кормят. Народная традиция особого отношении к хлебу. | Знакомство с тем, как растения кормят человека; называние, из чего делают хлеб и каши, чай и кофе; различение видов круп. Контролировать и оценивать свои действия во время работы с наглядно-образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Уважают труд хлебороба и людей, связанных с производством хлеба и других продуктов, бережно относятся к хлебу. | | |
34 | | Дикорастущие и культурные растения. | | Дикорастущие, культурные растения. Как появились культурные растения. Сорта культурных растений. | Отличать культурные растения от дикорастущ.; знакомство с понятиями «дикорастущие растения», «культурные растения», «сорта культурных растений». Контролировать свои действия во время работы с наглядно-образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Уметь ориентироваться в позиции партнера в общении и взаимодействии; договариваться, приходить к общему решению. | Выражают положительное отношение и интерес к изучению природы; понимают ценность природного мира. Эмоционально выражают любовь к домашним питомцам, чувство ответственности за них. | | |
35 | | Собака в нашем доме. | | История появления рядом с человеком собаки. Породы собак. Способы и средства ухода за ними. Наши взаимоотношения с ними. | Происхождение собак, наиболее распространённые породы, различение их с помощью атласа-определителя; знакомство с правилами ухода за собакой. Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне. Уметь осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. | Выражают эмоционально-положительное отношение к животным; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | | |
36 | | Кошка в нашем доме. | | История появления рядом с человеком домашней кошки. Породы кошек. Способы и средства ухода за кошкой. Наши взаимоотношения с кошками. | Знакомство с происхождением домашней кошки, с породами кошек; различение их; знакомство с особенностями содержания кошек и ухода за ними. Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на словесно-образном, наглядно-образном уровне. Уметь адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | Выражают положительное отношение и интерес к изучению природы; понимают ценность природного мира. Эмоционально выражают любовь к домашним питомцам, чувство ответственности за них. | | |
37 | | Дикие и домашние животные. | | Что такое дикие животные, домашние животные. Как появились домашние животные; их роль в нашей жизни. | Знание, в чём состоит различие между дикими и домашними животными; умение классиф. животных по признаку «дикое – домашнее», приведение примеров. Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. Уметь сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку. | Ориентируются на принятие образа «хорошего ученика»; проявляют интерес к познанию окружающего мира. | | |
38 | | С утра до вечера. | | Устойчивый распорядок семейных дел в течение дня. Домашние обязанности. Способы самоконтроля за соблюдением распорядка дня. Личная гигиена, правильное питание; правила обращения с домашней утварью. | Представление о повседневной жизни в семье как о культурной ценности; использование словарного запаса при сравнении внешних старинных и современных форм семейной жизни, выявлении их общих внутренних черт (любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад). Выражать свое позитивное отношение к семье. Уметь выражать устойчивую учебно-познавательную мотивацию обучения; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что – нет. | Стремятся контролировать свой распорядок дня; соблюдают правила обращения с огнём, водой и электроприборами в доме. | | |
39 | | За страницами учебника «Наш дом и семья». | | Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи». Правила личной гигиены; профилактика простудных заболеваний | Важность и необходимость соблюдения устойчивого распорядка дел в течение дня; представление о том, что основой семьи являются любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Уметь распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение. | Ориентируются на принятие образа «хорошего ученика»; проявляют интерес к познанию окружающего мира | | |
Город и село (13 ч) |
40 | | | | Понятие «земляки», особенности жизни горожан в старину и в наши дни. Правила личной безопасности в повседневной жизни; правила общения с незнакомыми людьми. | Осмысл. взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт; понимание необход. взаимной связи людей в городе, важности культурного смысла понятия «земляки»; умение образовать общее название жителей опред. города по его названию. Выполнять задания в соответствии с целью; осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Уметь применять способы существования в городе и селе; представить модель позитивного поведения человека, ценящего роль города как культурного центра. | Осознают личное (эмоциональное) отношение к малой родине. | | |
41 | | | | Жители сёл – хранители непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей. Словесный портрет: рисование, устное описание. | Понятие «земляки»; детализировать культурный смысл этого понятия с помощью уточнения «односельчане»; на конкретных примерах показать особенности жизни человека в селе (деревне) в старину и в наши дни; образование общего названия жителей опред. села (деревни) по его (её) названию. Выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени. Уметь распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение. | Осознают ответственность человека за общее благополучие. | | |
42 | | | | Облик российских городов и сёл, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окруж. природы. | Особенности ландшафта, где находится родной город; название города, происхождение названия; особенности облика города в зависимости от ландшафта. Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм. Уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в парах, группах). | Осознают эстетическое своеобразие и историко-культурное значение архитектурной доминанты города. | | |
43 | | | | Облик российских сёл, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окруж. природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и достопримечательности сёл, их архитектурные доминанты. | Особен. облика села в зависимости от ландшафта (для учащихся города это может быть село или деревня, откуда родом их семьи, где они отдыхают летом); название села, происхожд. названия; хозяйств. и эстет. особенности старинного сельского жилища своего края. Удерживать цель деятельности до получения ее результата; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. Уметь использовать в общении правила вежливости, формулировать собственное мнение и позицию. | Определяют эстетическое своеобразие и историко-культурное значение архитектурной доминанты – храма (в отличие от деревни, где храма не было). | | |
44 | | | | Чем представлена природа в городе (сквер, бульвар, парк, зоопарк, памятник природы, ботанический сад и др.). Природа в городе – источник красоты, здоровья, хорошего настроения. | Определение, что природа в городе – это источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Планировать решение учебной задачи – выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Уметь принимать участие в работе парами и группами; использовать в общении правила вежливости. | Замечают и ценят природу; осознают любовь к родному городу, имеют желание украсить его. | | |
45 | | | | Деревья и кустарники в зелёных насаждениях города. Лиственные и хвойные деревья. | Различение часто встречающихся растений города; листв. и хвойных деревьев; ознакомление с растениями, которые наиболее часто используются для городского озеленения. Планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Уметь использовать речь для регуляции своего действия; строить сообщение в соответствии с учебной задачей, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности. | Осваивают роль ученика; проявляют интерес (мотивацию) к учению; понимают причины успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. | | |
46 | | | | Роль цветников в жизни города. Разнообразие растений цветника. Цветники нашего города. | Ознакомление с растениями цветников, их названиями; определение отношения к культурным растениям; осуществление поиска нужной информации в учебнике и учебных пособиях. Переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Уметь распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение. | Проявляют эстетическое отношение к природе в городе, стремятся принять участие в украшении своего города. | | |
47 | | | | Ботанический сад – живой музей для всех, кто интересуется растениями. Разнообразие растений ботанического сада. Правила поведения в ботаническом саду. | Представление о ботаническом саде как о просветительском и научном учреждении; ознакомление с целями организации ботанических садов, их значимостью для человека. Владеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Уметь соблюдать правила поведения в ботаническом саду; использовать в общении слова вежливости. | Любуются образцами садово-парковых ландшафтов, уникальными растениями; проявляют интерес к учебному материалу. | | |
48 | | | | Разнообразие животных парка. Роль животных парка в нашей жизни. Как мы можем помочь обитателям парка. | Ознакомление с животными парка; понимание их значения для человека; анализ изучаемых объектов окруж мира с выделением отлич. признаков. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Уметь соблюдать правила поведения в парках и скверах города, чтобы не нарушить жизнь животных; принимают участие в работе парами (группами). | Проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. | | |
49 | | | | Зоопарк – живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью. Разнообразите животных зоопарка. Правила поведения. | Знакомство с зоопарком как образовательным и научным учреждением, с некоторыми животными зоопарка, зоопарк – это живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Уметь формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. | Соблюдают правила поведения в зоопарке; представляют причины успеха в учебе; проявляют активный интерес к учебному материалу. | | |
50 | | | | Роль музеев и библиотек в нашей жизни. Музейные экспозиции. Читальные залы и хранилища книг в библиотеках. Правила поведения. | Представления о музее как о хранителе культ. ценностей; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности через посещение музеев. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Уметь допускать существование различных точек зрения; осуществлять работу в группах, распределяя обязанности. | Знают правила поведения в музее и соблюдают их на практике; представляют ценность и уникальность природного мира. | | |
51 | | | | Памятные места, памятник, реликвия. Названия улиц, площадей – наша общая память о прошлом. Ритуалы и знаки памяти: возложение цветов, салют, минута молч | Знакомство с традициями увековечения памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как с великой духовной ценностью; важность и необходимость памяти. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Уметь использовать в общении правила вежливости; договариваться и приходить к общему решению. | Понимают нравственные поступки людей; соблюдают основные моральные нормы поведения. | | |
52 | | | | Профессии в городе и селе: общее и различное. Важность труда хлебороба. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Личная ответ. человека за результаты своего труда. Професс. мастерство. | Умение использовать свой словарный запас, касающийся темы связи качеств человека и профессии, которую он для себя выбирает; понимание важности профессии земледельца. Выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах. Уметь проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников; следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности. | Проявляют положительное отношение к уроку окружающего мира; положительно воспринимают действия одноклассников. | | |
53 | | | | Культурно-просветительские учреждения родного города (села). | Раскрытие важности и необходимости памяти о соотечественниках как свойства каждого культурного человека; знание имён земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники в родном городе (селе). Анализировать собственную работу – соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Уметь использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. | Демонстрируют положительное отношение к школе, чувство необходимости учения. | | |
Родная страна (8 ч) |
54 | | Россия – наша Родина. | | Образ Родины, гос. символы России. Правила поведения при исполнении Гос. гимна, при подъёме Гос. флага России. Малая родина: родной дом, родные люди, друзья, земляки; родная речь, музыка; пейзажи. Карта края. | Первоначальные представления о географ. карте и глобусе, о стране, как об Отечестве, а о культуре и природе этой страны – как о её национ. достоянии; умение приблиз. определять место своего города (села) на карте России; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн. Выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос. Уметь общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников, а себя – как часть большой семьи народов. | Эмоционально осознают себя как россиян, граждан большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу. | | |
55 | | Москва – столица России. | | Москва на карте России. Присловья о Москве: златоглавая, краснозвонная, хлебосольная. Симв. значение образа «хлеб-соль» в отеч. культуре. Герб Москвы и его симв. значение: образ всадника, главные цвета – белый, красный, синий, золотой. | Знакомство с образом сердца России – Москвы как великой духовной ценности; с главными моск. достоприм. – Кремлём и Красной площадью, с гербом Москвы как символом защиты, победы сил добра над силами зла; умение по силуэту, цвету, спец. деталям определять достоприм. Моск. Кремля и Красной площади, знать их названия; образ герба Москвы и своего города (области). Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Уметь входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию; преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; уважать мнение собеседников. | Демонстрируют интерес к изучению окружающего мира; проявляют доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству. | | |
56 | | Мы – семья народов России. | | Своеобразие культур разных народов России. Старинные костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России. Блюда традиц.кухни народов России и мира: общее и особенное. Оленья упряжка – традиц. трансп. средство народов Севера. | Представление о России как об общей родине разных народов; о своеобразии традиционных костюмов, блюдах национальной кухни, музыкальных инструментах, транспорте, праздниках и обычаях народов России. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Уметь задавать вопросы и отвечать по теме урока; проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. | Проявляют интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий; осуществляют позитивную самооценку; осознают свою семейную идентичность, стремятся к взаимопониманию детей и взрослых. | | |
57 | | Природа России. | | Разнообразие и красота природы России. Природа родной страны – основа нашей жизни, великое богатство, которое нужно бережно хранить. Правила поведения на воде в весеннее и летнее время. | Работа с учебником и дополн. литературой, ориентирование по содержанию (оглавлению) и с помощью значков-символов; предст. о разнообразии природы России, красоте родной природы; осознание необходимости бережного отношения к ней. Осуществлять действие по образцу и заданному правилу; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Уметь задавать вопросы и формулировать ответ; входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию. | Владеют начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. | | |
58 | | Охрана природы. | | Отриц. воздействие человека на природу и его последствия. Меры по охране природы. Несъедобные грибы и ягоды. Правила оказания помощи при отравлении ими. | Представление об угрозах природе, исходящих от человека, и мерах по её охране; показать, как младшие школьники могут охранять природу. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области. Уметь выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках. | Оценивают поступки человека по отношению к природе; осознают личное отношение к малой родине, осуществляют действия по охране окружающего мира. | | |
59 | | Красная книга России. | | Красная книга России. Растения и животные из Красной книги России; причины сокращения их численности и меры охраны. | Ознакомление с Красной книгой России, а также с Красной книгой своего региона, с некоторыми растениями и животными, внесенными в эти книги. Принимать и сохранять учебную задачу; выражать свое отношение к Красной книге. Уметь приводить примеры растений и животных из Красной книги России; выражать личное восприятие мира и настроение в эмоц. слове, музык. звуках, красках. | Осуществляют действия по сохранению редких растений и животных; осознают образ «Я», который неразрывно связан с миром природы. | | |
60 | | Заповедные тропинки. | | Заповедники – особо охраняемые природные территории. Приокско-Террасный заповедник – один из знаменитых заповедников России. Заповедники родного края. Старинные народные правила охраны природы. | Представление о заповеднике как о месте (территории), где вся природа находится под строгой охраной, на примере Приокско-Террасного заповедника; знакомство с заповедниками своего региона, с правилами поведения в заповеднике (национальном парке). Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос. Уметь принимать участие в обсуждении вопроса – какими качествами должны обладать люди, работающие в заповеднике; формулировать свое мнение, слушать мнение одноклассников. | Оценивают поведение людей при анализе иллюстрации рабочей тетради; формулируют правила поведения в заповеднике; проявляют интерес к учебному материалу | | |
61 | | За страницами учебника «Родная страна». | | Историко-архитектурный заповедник родного края. | Представление о России как об общей родине разных народов; о своеобразии традиционных костюмов, блюдах нац. кухни, музык. инструментах, транспорте, праздниках и обычаях народов России; об особенностях традиц. культуры народов своего края. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Уметь принимать мнение и позицию других людей; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; строить понятное для партнёра высказывание, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия. | Сохраняют мотивацию к учёбе, ориентируются на понимание причин успеха в учёбе, проявляют интерес к учебному материалу, способность к самооценке. | | |
Человек и окружающий мир (5 ч) |
62 | | Взгляни на человека! | | Человек – это целый мир. Внешний облик человека. Внутренний мир человека. Влияние внутреннего мира на внешний облик, внешнего облика – на внутренний мир. | Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутр. мира, осознание себя творч. личностью, способной изменить мир к лучшему; определение по внешним признакам (выражение лица, мимика, поза, жест, звуки голоса, интонации речи, манера одеваться, форма одежды) внутр. содерж. личности, характера, настроения человека, его переживания в прошлом, состояние в настоящем. Выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос. Уметь выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках; устанавливать связи между внешним обликом человека и его внутренним миром и выражать понимание этой связи с помощью выразительного слова, музыкального звука, выбора краски соответствующего цвета. | Оценивают образ «Я», неразрывно связанный с миром природы, миром культуры, окружающих людей; уважают достоинство людей разного возраста | | |
63 | | Всему свой черёд. | | Ритм человеч. жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутр. мира человека в разные периоды его жизни. Правила общения со своими родственниками. | Умение приблизи. определять возраст мужчины; соотносить возрастные признаки в его внешности и поведении с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зимой (в сумерки); называть возрастные этапы жизни. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать свои действия на уровне ретро оценки; вносить коррективы в действия. Уметь учитывать разные мнения, координировать свои действия и действия партнера, задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия. | Выражают эмоционально-эстетическое соответствие разных периодов жизни человека состоянию природы в разное время года и суток; относятся с уважением к достоинству человека в разном возрасте. | | |
64 | | У каждого времени свой плод. | | Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство – молодость – зрелость – старость/ утро – день – вечер/весна – лето – осень – зима) в творчестве разных народов мира. | Представление образа женщины в разные возрастные периоды её жизни; понимание эмоционально-эстетического соответствия разных периодов жизни человека состоянию природы в разное время года и суток; толкование понятия «творческая личность человека». Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Допускать существование различных точек зрения; вступать в диалог с учителем, одноклассниками. | Владеют нормой и правилами культурного отношения к женщине, уважения к достоинству человека в разном возрасте. | | |
65 | | Я – часть мира. | | Каждый из нас – целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир – это красота и добро в жизни природы и человека. | Понятие «творческая личность человека» в связи с понятием о личном достоинстве, куда входит и представление о мужском (или женском) статусе. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Уметь выразить личное восприятие мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов. | Оценивают образ «Я», неразрывно связанный с миром природы, миром культуры, окружающих людей. | | |
66 | | За страницами учебника «Человек и окружающий мир». | | Человеческие судьбы. Портретная экспозиция, представляющая динамику внешнего облика и внутреннего мира человека в течение его жизни. | Осуществление поиска нужной информации в учебнике и учебных пособиях; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений. Выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах. Уметь выразить личное восприятие мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать национально-культурной норме (идеалу). | Проявляют интерес к учебному материалу; соблюдают основные моральные нормы поведения. | | |