kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "Окружающий мир. 3 класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале представлена пояснительная записка, планирование предмета Окружающий мир для 3 класса. Материал соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Окружающий мир. 3 класс"»



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

и КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учебного предмета



«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»



3 класс.






















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа является одним из вариантов реализации содержания предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009). В соответствии со стандартом «Окружающий мир» представляет собой интегрированный предмет, в содержании которого отражены идеи сближения и взаимопроникновения естественнонаучных и обществоведческих дисциплин. Под интеграцией в данном случае понимается функциональное объединение различных областей научного знания (науки о природе, социальные и гуманитарные науки) и других сфер культуры (прежде всего искусства),

имеющих своей целью сформировать у младших школьников целостное представление о социо-природном окружении си человека, о своем месте в окружающем мире.

Предлагаемый курс имеет ряд особенностей. Прежде всего его отличает аксиологический подход к отбору содержания. В содержание предмета включены как объективные знания о природе и обществе, так и те знания, которые несут в своей основе нормативно-ценностную нагрузку. Содержание курса ориентировано на формирование у младших школьников основ личностной культуры, фундамент которой составляют общечеловеческие ценности (добро, истина, красота и др.) и система отношений к окружающему миру (к природе, другим людям, к себе).

Курс имеет линейно-концентрическое построение содержания.

Последовательность изложения нового материала базируется на принципе открывающейся перспективы. Младшие школьники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, побуждает строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность постоянного движения к новым знаниям.

Изучение курса предусматривает обращение младших школьников за помощью в познании мира к различным источникам информации — словарям, справочникам, энциклопедиям, Интернету и др.

Школьники усваивают элементарные навыки работы с информацией: поиск, оценка, представление информации и ее практическое применение.

В программе 1 класса представлены основные содержательные линии, определенные стандартом начального образования, которые в дальнейшем последовательно развиваются в программах 2,3 и 4 классов.

Системообразующая идея программы 2 класса — «Разнообразие». В содержании раскрывается разнообразие природного мира, многообразие растений и животных.

Основное содержание программы 3 класса может быть охарактеризовано как «Взаимосвязь». Раскрываются основные связи, существующие между живой и неживой природой, между растениями и животными в различных природных экосистемах.

Содержание программы 4 класса построено в логике понятия «Развитие». Углубляются и расширяются знания младших школьников о развитии человека, о зависимости здоровья от образа жизни и окружающей среды.

Программа курса предусматривает проведение практических работ и опытов, экскурсий.

Место курса в учебном плане

На изучение курса предметной области «Окружающий мир» в Базисном учебном плане в начальной школе отводится:

1 класс — 66 часов;

2—4 классы — по 68 часов.

Планируемые результаты на выходе 4 класса.

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты

  • Устойчивый интерес к изучению объектов и явлений социоприродного окружения;

  • повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей младших школьников;

  • осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения

  • эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Предметные результаты

Предметными результатами выпускников начальной школы являются:

  • в ценностно-ориентационной сфере — формирование представлений о целостности окружающего мира, о важнейших способах его познания человеком;

  • в познавательной сфере — расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений окружающего мира; формирование представлений о взаимосвязи природы, человека и общества, об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение важнейших элементов естественно – научных и обществоведческих знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов;

  • формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; при оказании простейших видов первой медицинской помощи;

  • в эстетической сфере — развитие эколого-эстетического восприятия окружающего мира; умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;

  • в сфере правил безопасности жизни — расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами самоконтроля своего физического состояния, оказания первой помощи при легких травмах, знание и соблюдение правил безопасного поведения в городе и в природе.

Метапредметные результаты

  • Ставить цели и планировать личную учебную деятельность;

  • оценивать собственный вклад в деятельность группы;

  • проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

  • владеть элементами исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

  • владеть элементами информационно-коммуникативной деятельности: поиск и систематизация информации; понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;

  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Педагогическое обеспечение учебного процесса

К необходимым элементам учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса относится учебник, рабочая тетрадь, программа курса и рабочая программа.

































Окружающий мир 3 класс (68 часов)

Тема

Коли­чество часов

Содержание

Требования к уровню подготовки учащихся

Содержание

Требования к уровню подготовки учащихся

Как устроена наша планета

12

Земля — планета. Общие представле­ния о строении Земли. Оболочки (сфе­ры) Земли: твердая (литосфера), водная (гидросфера), воздушная (атмосфера). Живая оболочка Земли — биосфера. Формы земной поверхности: равнина, горы, холмы, овраги. Условные обоз­начения равнин и гор на карте. Осо­бенности земной поверхности родного края (краткая характеристика на осно­ве наблюдений).

Водоемы, водотоки, их разнообразие: океан, море, река, озеро, пруд. Ис­пользование водоемов человеком. Во­доемы и водотоки родного края (на­звания и краткая характеристика на основе наблюдений).

Стороны горизонта. Ориентирование на местности. Компас. Правила безо­пасного поведения в лесу, у водоема в разное время года.

Описывать строение оболочек Земли. Характеризовать основные формы земной поверхности, знать их услов­ное обозначение на глобусе и карте. Приводить примеры использования водоемов человеком.

Определять с помощью компаса сто­роны горизонта.

Ориентироваться по небесным телам (Солнцу и звездам), по объектам на местности (кора дерева, муравейник, снеговое покрытие склонов). Ориентироваться на местности с по­мощью компаса и плана.

Объяснять правила безопасного пове­дения в природе (в лесу, на воде).


Как взаимо­связаны при­рода и климат

9

Основные природные зоны (общее представление): арктическая пустыня, тундра, тайга, зона смешанных и ши­роколиственных лесов, степи, пустыни

и полупустыни, субтропики. Климат природных зон. Растительный и жи­вотный мир. Особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон. Охрана природы.

Приводить примеры взаимосвязи климата и животного и растительного мира. Объяснять, чем обусловлена эта зависимость.

Называть в правильной последова­тельности природные зоны России. Описывать их природно-клима­тические условия, растительный и животный мир.

Давать сравнительную характеристику различных природных зон России.



Как взаимо­связаны жи­вые организ­мы и среда обитания

6

Среды жизни на планете. Что и кто ок­ружает живой организм. Окружающая среда — совокупность всех тел и явле­ний, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотноше­ниях. Наземно-воздушная среда и ее обитатели.

Водная среда обитания. Приспособ­ленность организмов к обитанию в водной среде.

Обитатели подземных лабиринтов: как организмы приспособились к жизни в почве.

Организм как среда обитания.

Объяснять зависимость особенностей строения и жизнедеятельности рас­тений и животных от среды их обита­ния.

Называть и кратко охарактеризовать основные среды жизни на планете: наземно-воздушную, водную, почву, живой организм.

Приводить примеры приспособлен­ности того или иного живого организ­ма к среде его обитания.




Разнообразие

экосистем


15

Элементарные представления о сис­темном строении природы. Живые (биологические) и экологические сис­темы (экосистемы). Экология — на­ука, исследующая взаимосвязи живых организмов и окружающей их среды, «наука о доме».

Экосистема как единство сообщества живых организмов и неживой приро­ды (солнечный свет, воздух, вода, поч­ва, растения, животные). Компонен­ты экосистемы. Круговорот веществ в экосистеме. Природные (естествен­ные) и искусственные экосистемы. Простейшая классификация экологи­ческих связей: связи между живыми существами и неживой природой; свя­зи между организмами (внутри одного вида и между различными видами). Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые

сигналы, запахи, язык поз и движений. Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Игра — один из способов ус­воения навыков поведения, необходи­мых в дальнейшей жизни.

Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и от­рицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.

Правила безопасного поведения в при­роде.

Называть компоненты экосистемы.

Приводить примеры взаимодействия компонентов экосистемы.

Изготавливать модели, демонстрирующие распускание цветков водных растений.

Изготовление модели, имитирующей какой-либо объект или явление (по выбору уч-ся).

Приводить примеры внутривидовых и межвидовых отношений в экосистеме.

Обосновывать необходимость обмена информацией между живыми организмами.

Приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на экосистемы.

Обосновывать экологически целесообразные правила отношения человека к природе.

Человек в

окружающей

среде

8

Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Элементарные представле­ния об экологии жилища. Обеспечение городского дома водой и электроэнер­гией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин воз­никновения экологических проблем. Домашняя обстановка. Предметы до­машнего обихода. Чистота, порядок и уют в доме. Семейные традиции и се­мейные праздники. Одежда и обувь, их назначение. Стремление украшать себя и свое жилище — одна из древнейших

Потребностей человека. Экономное использование ресурсов – одно из условий сохранения окружающей среды.

Объяснять причины возникновения одежды и жилища человека. Принимать посильное участие в поддержании порядка и уюта дома (в классе).

Обосновывать необходимость эко­номного отношения к электроэнер­гии, воде и другим ресурсам

Город и чело­век

6

Кочевой образ жизни древних племен. Переход некоторых племен к оседлой жизни, возникновение первых поселе­ний. Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т.п.), возможность торговли и др. Города-государства. Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счет прилегающих к нему природных тер­риторий.

Влияние города на образ жизни, харак­тер, настроение, культурный уровень его жителей. Проекты городов будуще­го. Правила безопасного поведения в городе.

Называть основные принципы выбо­ра места для строительства первых го­родов.

Объяснять, в чем заключается влия­ние городов на окружающую природу. Приводить примеры, как город влияет на здоровье и настроение его жителей. Обосновывать целесообразность и выполнять правила безопасного пове­дения в городе.

По странам и континентам

5

Общее представление о многообразии стран и народов нашей планеты. Страны, с которыми граничит Россия. Страны ближнего и дальнего зарубежья. Знакомство с некоторыми странами, наиболее контрастными по своим при­родно-климатическим и культурным особенностям. Норвегия. Расположе­ние на карте. Столица Норвегии — го­род Осло. Главные достопримечатель­ности. Страницы истории, культурные связи с Россией.

Греция. Расположение на карте. Сто­лица Греции — город Афины. Главные достопримечательности. Общие стра­ницы истории, культурные связи с Рос­сией.

Соединенные Штаты Америки (США). Столица США — город Вашингтон. Главные достопримечательности.

Находить изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информа­цию о зарубежных странах с помощью библиотеки, Интернета и других ин­формационных источников. Описывать особенности 2—3 стран мира.

Приводить примеры вклада изучен­ных стран в мировую культуру.

Человек пре­одолевает расстояния

6

Общественный транспорт. Городской и сельский транспорт. Наземный, воз­душный и водный транспорт. Правила

пользования транспортом.

Средства связи: почта, телефон, теле­граф.

Средства массовой информации: ра­дио, телевидение, пресса, Интернет.

Излагать историю возникновения различных видов транспорта. Называть и соблюдать в реальных ситуациях правила пользования обще­ственным и личным транспортом. Приводить примеры, доказывающие важность средств массовой информа­ции. Находить информацию в различ­ных источниках.

Итоговый урок

1





п/п

ур.

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Целевая установка урока (уроков)

ПОНЯТИЯ

Предметные

результаты

Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)

Личностные результаты

Дата проведения

Тема 1. Как устроена наша планета.


1

Путешествие к центру Земли

1

Систематизация знаний

Систематизировать и углублять знания школьников о форме и строении Земли.


Форма Земли, земная кора, земная поверхность, мантия, ядро

Приводить доказательства в пользу шарообразной Земли; объяснять почему она сплюснута с полюсов; анализировать результаты опыта с тенью; описывать строение оболочек Земли.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия при изучении нового мат-ла.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели (глобус, карта).

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге.

Расширение мотивационной основы учебной д-ти, интереса к новому учебному м-лу. Навыки самоорганиза-ции и самообразования, любовь к чтению, желание расширять кругозор.


2

Земная твердь - литосфера

1

Комбинированный

Расширить представления школьников о строении твердой оболочки Землм; ввести понятия «литосфера», «горная порода», «минерал».


Каменная оболчка (литосфера), горные породы, минералы

Описывать строение литосферы; объяснять происхождение осадочных, магматических, метаморфических пород; планировать и проводить опыт по выращиванию кристаллов поваренной соли, сахара; различать полезные ископаемые.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Устойчивый познавательный интерес к новому учебному м-лу и способам решения новой частной задачи.

Навыки самоорганизации и самообразования, любовь к чтению, желание расширять кругозор.


3

Водная оболочка

1

Комбинированный

Расширить представления школьников о строении и особенностях водной оболочки Земли.


Вода, водная оболочка (гидросфера), солнечные и пресные воды, загрязнение гидросферы, Всемирный день охраны водных ресурсов (день воды) 22 марта

Описывать строение водной оболочки Земли; объяснять значение «гидросфера»; выделять существенные признаки данной оболочки. Приводить примеры природных явлений, знать правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Устойчивый познавательный интерес к новому учебному м-лу и способам решения новой частной задачи.



4

Что такое рельеф

1

Комбинированный

Сформировать представление о рельефе как совокупности форм земной поверхности.

Раскрыть влияние на рельеф разных природных факторов и деятельности человека.


Поверхность Земли, рельеф, горы, равнины.

Объяснять значение п. «рельеф». Характеризовать основные формы земной поверхности. Приводить примеры изменения рельефа. Моделировать формы земной поверхности.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Учебно-познавательные и внешние мотивы;

интерес к новому учебному материалу и способам решения учебной задачи.


5

Водоемы и водотоки, их разнообразие

1

Комбинированный

Систематизировать и расширить представления школьников о водоемах, их использовании человеком.


Мировой океан, водоемы и водотоки, река (исток, русло, устье), озеро, пруд, водохранилище.

Объяснять значение п. «Мировой океан», «водоем», «водоток»; выявлять существенное различие между водоемами и водотоками. Приводить примеры природных и искусственных водоемов и водотоков их использование человеком. Обосновывать важность бережного отношения к озерам и т. д.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Широкая мотивационная основа учебной д-ти, включающая учебно-познавательные и внешние мотивы;

интерес к новому учебному м-лу и способам решения учебной задачи.


6

Воздушная оболочка

1

Комбинированный

Систематизировать и расширить знания школьников о воздушной оболочке Земли: ее составе, строении, значении для живых обитателей планеты.


Воздух, воздушная оболочка, (атмосфера) круговорот воды в природе, состав атмосферы(кислород, углекислый газ), ветер, ураган, смерч, загрязнение атмосферы.

Характеризовать состав атмосферы, приводить примеры , раскрывающие значение кислорода и угл. Газа для живых организмов.

Описывать последователь-ность круговорота воды. Называть источники загрязнения атмосферы.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия при изучении нового мат-ла.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Интерес к новому учебному м-лу и способам решения учебной задачи.


7

Живая оболочка Земли –биосфера

1

Комбинированный

Дать школьникам элементарные представления о биосфере как сфере жизни, показать уникальность биосферы в масштабах Вселенной.


Живые существа (организмы), биосфера, границы распространения живых существ, человек-часть биосферы.

Объяснять значение т. «биосфера». Объяснять , чем обусловлены границы распространения живых организмов в биосфере. Приводить примеры приспособленности организмов к условиям обитания.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия при изучении нового мат-ла.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Широкая мотивационная основа учебной д-ти, включающая учебно-познавательные и внешние мотивы. Элементы экологической культуры.


8

Самая тонкая оболочка Земли – почва

1

Комбинированный

Дать школьникам представление о почве как особой системе, состоящей из веществ, образованных с участием живых организмов (например перегной) и без их участия (например глина, песок, минеральные соли)


Почва, компоненты почвы: твердый, жидкий и газообразный, плодородие.

Объяснять, что такое почва, перегной. Выполнять опыты по определению состава почвы. Объяснять роль живых организмов в образовании почвы. Приводить примеры различных видов почв. Называть причины истощения почв. Объяснять, что такое почва, перегной, в чем заключается ее основное свойство-плодородия.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия при изучении нового мат-ла.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: работать в парах и группах.

Широкая мотивационная основа учебной д-ти, включающая учебно-познавательные и внешние мотивы. Элементы экологической культуры, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения.


9

Стороны горизонта Ориентирование на местности

1

Комбинированный

Определять с помощью компаса стороны горизонта.

Ориентироваться на местности с помощью компаса и плана.


Горизонт, линия горизонта, стороны горизонта (север, юг, запад, восток) способы ориентирования на местности.

Знать устройства компаса. Определять с помощью его стороны горизонта. Ориентироваться с помощью плана и компаса сначала в классе, а затем на территории школы (парка, сквера).

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия при изучении нового мат-ла.

Познавательные: использовать- знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения задач; владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные: работать в парах и группах.

Устойчивый познавательный интерес к новому учебному м-лу и способам решения новой частной задачи.



10

Поверхность Земли – взгляд с высоты

1

Комбинированный

Познакомить школьников с современными методами изучения поверхности Земли.


Изображение поверхности Земли, масштаб, топографическая карта, план местности, топографические знаки.

Объяснять, что такое «масштаб», приводить примеры различных объектов (моделей), выполненных в масштабе (с увеличением и уменьшением) Составлять план комнаты и т. п. Объяснять, каким образом на картах и планах отображается рельеф местности, различные объекты.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: использовать- знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения задач; владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные: работать в парах и группах.

Широкая мотивационная основа учебной д-ти, включающая учебно-познавательные и внешние мотивы.

Интерес к новому учебному м-лу и способам решения учебной задачи.


11

Какие бывают карты

1

Закрепление нового материала

Дать представление об особенностях и назначении различных видов карт.


Карта, условные знаки, виды карт.

Объяснять необходимость создания различных по масштабу, охвату территории и содержанию карт. Знать условные обозначения на глобусе и карте форм рельефа. Находить на карте России равнины и горы, определять их названия.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: использовать- знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения задач; владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные: работать в парах и группах и сам-но.

Широкая мотивационная основа учебной д-ти, включающая учебно-познавательные и внешние мотивы.

Интерес к новому учебному м-лу и способам решения учебной задачи.


12

Как не заблудиться в лесу

1

Выработка умений и навыков

Знакомство с основами безопасного поведения в природе: использование различных природных ориентиров.


Правила безопасного поведения в природе, ориентирование, стороны света (юг, север, запад, восток), маршрут, компас, природные ориентиры.

Знать и уметь обосновывать правила безопасного поведения в природе; моделировать ситуации, требующие умения по природным (естественным) ориентирам.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: использовать- знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения задач; владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные: работать в парах и группах.

Интерес к новому учебному м-лу. Навыки самоорганизации и самообразования, любовь к чтению, желание расширять кругозор.


Тема 2. Как взаимосвязаны природа и климат


13

Что такое «природная зона»

1

Комбинированный

Ввести понятие «природная зона», познакомить школьников с основными природными зонами России. Раскрыть причины широтной зональности (без введения этого понятия) в расположении природных зон.


Природная зона, карта природных зон России.

Обнаруживать и объяснять взаимосвязи между живой и неживой природой (зависимость растительного и животного мира от климатических условий). Называть в правильной последовательности природные зоны России. Объяснять смену природных зон в широтном направлении различным количеством солнечного света и тепла.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия при изучении нового мат-ла.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природно-климатических явлений.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, при необходимости сопровождая его иллюстративным рядом, участвовать в диалоге.

Интерес к новому учебному м-лу и способам решения новых познавательных задач. Основы экологической культуры.


14

Ледяное безмолвие: арктическая пустыня

1

Комбинированный

Продолжить формирование представлений о зависимости климатических условий, растительного и животного мира от количества солнечного света и тепла. Показать уникальность арктической природной зоны, ее уязвимость по отношению к воздействию человека.


Артика, климат арктической пустыни, полярный день, полярная ночь, глобальное потепление, таяние полярных льдов

Описывать природно-климатические условия арктической зоны, ее животный мир. Находить в средствах массовой инф-ии сведения о влиянии глобального потепления на клим. условия и жив. мир арктических льдов.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной учителем задачей и условиями ее решения; контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природно-климатических явлений.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, при необходимости сопровождая его иллюстративным рядом, участвовать в диалоге.

Интерес к новому учебному м-лу и способам решения новых познавательных задач. Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.


15

В краю вечной мерзлоты: тундра

1

Комбинированный

Продолжить формирование представлений о зависимости климатических условий, растительного и животного мира от количества солнечного света и тепла. Показать уникальность зоны тундры, ее уязвимость по отношению к воздействию человека.


Тундра, полярный день, полярная ночь, вечная мерзлота.

Описывать природно-климатические условия тундры ее растительный и животный мир. Давать сравнительную хар-ку арктической зоны и зоны тундры. Высказывать предположения о воздействии глобального потепления на тундру (оттаивание вечной мерзлоты) Приводить примеры изменения тундры под воздействием деятельности человека (нефте-и газодобыча и др).

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной учителем задачей и условиями ее решения; контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природно-климатических явлений.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, при необходимости сопровождая его иллюстративным рядом, участвовать в диалоге.

Интерес к новому учебному м-лу и способам решения новых познавательных задач. Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.


16

Тайга

1

Комбинированный

Продолжить формирование представлений о зависимости климатических условий, растительного и животного мира от количества солнечного света и тепла. Показать уникальность таежной зоны, ее изменение под воздействием человека.


Лес, тайга, хвойный лес.

Объяснять значение слова «тайга. Описывать природно-климатические условия тайги ее растительный и животный мир. Давать сравнительную характеристику таежной зоны и зоны тундры. Высказывать предположения о том, чем объясняется бедное видовое разнообразие тундры и богатое-тайги (без введения термина)

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной учителем задачей и условиями ее решения;

Познавательные: проводить сравнение природных объектов по заданному плану.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание; грамотно формулировать вопросы; участвовать в диалоге.

Интерес к новому учебному м-лу и способам решения новых познавательных задач. Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.


17

Зона смешанных и широколиственных лесов

1

Комбинированный

Продолжить формирование представлений о зависимости климатических условий, растительного и животного мира от количества солнечного света и тепла. Ввести понятие «средняя полоса России»


Лес, смешанные и широколиственные леса, средняя полоса умеренный климат

Описывать природно-климатические условия зоны смешанных и широколиственных лесов ее растительный и животный мир. Показывать на карте, какую часть территории России называют «средней полосой». Сравнивать природные условия таежной зоны и зоны смешанных лесов. Высказывать предположения о том, почему эта природная зона является самой густозаселенной частью России.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной учителем задачей и условиями ее решения; контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные: проводить сравнение природных объектов по заданному плану. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природных явлений.

Коммуникативные: высказывать обоснованное суждение; участвовать в диалоге.


Интерес к новому учебному м-лу и способам решения новых познавательных задач. Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.


18

Степные просторы

1

Комбинированный

Продолжить формирование представлений о зависимости климатических условий, растительного и животного мира от количества солнечного света и тепла. Показать уникальность животного и растительного мира степной зоны, ее уязвимость по отношению к деятельности человека.


Степь , ковыльная степь, суховей..

Описывать природно-климатические условия степи, ее растительный и животный мир. Давать сравнительную хар-ку степной зоны и з тундры. Приводить примеры изменения степи под воздействием деятельности человека, в частности при строительстве городов и дорог, при распашке под сельскохозяйственные культуры (освоение целены)

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной учителем задачей и условиями ее решения; контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природных явлений.

Коммуникативные: высказывать обоснованное суждение; участвовать в диалоге.


Интерес к новому учебному м-лу и способам решения новых познавательных задач. Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.


19

В жарких субтропиках

1

Комбинированный

Продолжить формирование представлений о зависимости климатических условий, растительного и животного мира от количества солнечного света и тепла. Показать уникальность природно-климатического комплекса субтропической зоны России, ее уязвимость по отношению к деятельности человека.


Субтропики, курорт, курортная зона.

Описывать природно-климатические условия зоны влажных субтропиков(черноморское побережье), ее растительный и животный мир. Использовать дополнит. источники информации для подготовки кратких устных или псиьменных сообщений об уникальных природных и культурных объектах, расположенных на данной территории.(зимних Олимпийские игры 2014)

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной учителем задачей и условиями ее решения; контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природных явлений.

Коммуникативные: высказывать обоснованное суждение; участвовать в диалоге.


Интерес к новому учебному м-лу и способам решения новых познавательных задач. Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.


20

Пустыни и полупустыни

1

Комбинированный

Продолжить формирование представлений о зависимости климатических условий, растительного и животного мира от количества солнечного света и тепла. Показать уникальность природно-климатического комплекса пустынь и полупустынь на территории РФ; охарактеризовать особенности проживания человека в этих условиях


Пустыня, полупустыня, опустынивание, глобальное потепление

Описывать природно-климатические условия пустынь и полупустынь. Выявлять признаки сходства арктической зоны пустыни и зоны пустынь и субтропической зоны. На основе сравнения делать выводы о благоприятных и неблагоприятных условиях для существования. Называть причины увеличения S пустынь.(деятельность человека, изменение климата и др). Объяснять, с какой целью был учрежден Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой (17 июня)

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной учителем задачей и условиями ее решения; контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные: проводить сравнение природных объектов по заданному плану. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природных явлений.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге, в паре и группе.

Интерес к новому учебному м-лу и способам решения новых познавательных задач. Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.


21

Ядовитые растения различных природных зон

1

Выработка умений и навыков

Выработка умений и навыков безопасного поведения в природе при встрече с ядовитыми растениями.


Ядовитые растения, безопасное поведение, оказание первой помощи.

Распознавать ядовитые растения, знать и соблюдать правила безопасного поведения, знать способы оказания первой помощи прилегких поражениях (обратить особое внимание на то, что в таб. Учеб. Знаком «!» отмечены те растения, от которых чаще всего страдают дети)

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: распознавать природные объекты по существенному признаку, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге, в паре и группе.

Интерес к новому учебному м-лу и способам решения новых познавательных задач. Основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.


Тема 3. Как взаимосвязаны живые организмы и среда обитания


22

Среды жизни на планете

1

Комбинированный

Выявить зависимость особенностей строения и жизнедеятельности организмов от условий обитания.


Среды жизни (водная, наземно-воздушная, почва, организм) виды живых организмов (биологический) Всемирный день охраны окр. среды (5 июня)

Объяснять зависимость особенностей строения и жизнедеятельности растений и животных от среды их обитания. Называть и характеризовать среды жизни на планете: наземно-воздушную, водную, почву, живой организм. Объяснять, что такое вид, на элементарном уровне. Приводить примеры приспособленности различных видов к среде обитания.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой инф-ии для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, при необходимости сопровождая его иллюстративным рядом, участвовать в диалоге.

Интерес к новому учебному м-лу и способам решения новых познавательных задач. Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.


23

Кто и что окружает живой организм

1

Комбинированный

Обобщить и систематизировать представления школьников о среде обитания, ввести понятие «экологический фактор»


Живой организм, среда обитания, экологические факторы

Объяснять, что входит в понятие «среде обитания» (на примере домового воробья), дополнить эту схему собственными примерами; давать аналогичную характеристику окружающей среде других видов. Характеризировать экологический фактор как условие окружающей среды, воздействующее на организм, приводить примеры экологических факторов, предлагать основания для деления их на группы (например, факторы живой и неживой природы, деятельность человека)

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия при изучении нового мат-ла.

Познавательные: использовать- знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения задач; владеть общими приемами решения задач. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природных

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, при необходимости сопровождая его иллюстративным рядом, участвовать в диалоге.

Интерес к новому учебному м-лу и способам решения новых познавательных задач. Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.


24

Обитатели наземно-воздушной среды

1

Комбинированный

Выявить особенности наземно-воздушной среды обитания; установить, в чем проявляется приспособленность живых организмов к обитанию в этих условиях


Особенности наземно-воздушной среды жизни, движение, полет, планирование.

Характеризовать наземно-воздушную среду. Приводить примеры приспособленности организмов к этой среде. Выражающиеся в особенностях внешнего строения тела, способах передвижения, дыхания, питания.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия при изучении нового мат-ла.

Познавательные: использовать- знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения задач; владеть общими приемами решения задач. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природных

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, при необходимости сопровождая его иллюстративным рядом, участвовать в диалоге.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному м-лу и способам решения новой задачи.


25

Как организмы приспособились к жизни в водной среде

1

Комбинированный

Выявить особенности водной среды обитания; установить, в чем проявляется приспособленность живых организмов к обитанию в этих условиях


Особенности водной жизни, активное передвижение, прикрепленный образ жизни

Характеризовать водную среду. Приводить примеры приспособленности организмов к этой среде, выражающиеся в особенностях внешнего строения тела, способах передвижения, дыхания, питания и др. Сравнивать условия обитания в наземно-воздушной и водной среде.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия при изучении нового мат-ла.

Познавательные: использовать- знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения задач; владеть общими приемами решения задач. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природных

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, при необходимости сопровождая его иллюстративным рядом, участвовать в диалоге.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному м-лу и сп-ам решения новой задачи.


26

Обитатели подземных лабиринтов: как организмы приспособились к жизни в почве

1

Комбинированный

Выявить особенности подземной среды обитания; установить, в чем проявляется приспособленность живых организмов к обитанию в этих условиях.


Три группы обитателей почвы (постоянные обитатели, обитающие на каком-либо этапе развития, использующие почву для строительства убежищ)


Характеризовать почву как среду обитания. Приводить примеры приспособленности организмов к этой среде, выражающиеся в особенностях внешнего строения тела, способах передвижения, дыхания, питания, и др. Сравнивать условия обитания в наземно-воздушной (водной) и в почве. Объяснять роль дождевых червей.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия при изучении нового мат-ла.

Познавательные: проводить сравнение природных объектов по заданному плану. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природных Коммуникативные: строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге, в паре и группе.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному м-лу и способам решения новой задачи.


27

Что такое «летающий зоопарк»: обитатели четвертой среды жизни

1

Комбинированный

Познакомить школьников с организмом как средой обитания для других видов живых существ; с различными видами взаимоотношений организма хозяина и поселяющихся на нем или внутри его организмов.


Организм как среда жизни, взаимовыгодные отношения, паразитизм, внутренние и внешние паразиты.

Характеризовать живой организм как среду обитания. Приводить примеры приспособленности организмов к этой среде. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния на организм хозяина.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной учителем задачей и условиями ее решения; контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природных явлений.

Коммуникативные: высказывать обоснованное суждение; участвовать в диалоге.


Учебно-познавательный интерес к новому учебному м-лу и сп-ам решения новой задачи. Основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.


Тема 4. Разнообразие экосистем.


28

Что такое «система»

1

Изучение нового материала.

Введение элементарных представлений о системе как целом, состоящем из взаимодействующих частей (элементов), о разнообразии природных систем


Система, живая система, составная часть (элемент, компонент) системы

Давать определение системы. Приводить примеры неживых (например, механических) и живых (биологических) систем, называть их компоненты, выявлять особое (системное) свойство называемых систем.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществлять генерализацию и выведения общности для целого ряда или класса единичных объектов. Коммуникативные: работать в группах и самостоятельно.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные и внешние мотивы.

Интерес к новому учебному м-лу и способам решения учебной задачи


29

От кочки до оболочки: экологические системы

1

Комбинированный

Дать первичные представления об экосистеме: в ходе обсуждения выяснить, в чем проявляется и чем обусловлено разнообразие экосистем


Экосистема (экологическая система), размеры экосистемы, природные (естественные) и искусственные экосистемы.

Приводить примеры различных экосистем, выявлять признаки, отличающие экосистемы (например, размеры, видовое разнообразие, географическое положение и т.п. Группировать их на основе признака, принятого в качестве главного (существенного).

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природных явлений.

Коммуникативные: работать в группах и самостоятельно.


Интерес к новому учебному м-лу и способам решения новых познавательных задач. Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.


30

Компоненты экосистемы

1

Комбинированный

На основе анализа различных экосистем выявить обязательные для каждой экосистемы компоненты, показать их взаимосвязь.


Компоненты экосистемы, экологические связи, производители, потребители, разрушители.


Анализировать компонентный состав различных экосистем и на основе этого делать выводы о том, какие компоненты являются обязательными для каждой экосистемы. Называть живые компоненты экосистемы и объяснять их функции и экосистеме. Приводить примеры взаимодействия компонентов экосистемы. Заполнить схему «Моя экосистема»: выявлять объекты, с которыми прямо или косвенно связан ребенок; ранжировать эти объекты по степени значимости.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия при изучении нового мат-ла.

Познавательные: использовать- знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения задач; владеть общими приемами решения задач. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природных

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, при необходимости сопровождая его иллюстративным рядом, участвовать в диалоге.

Интерес к новому учебному м-лу и способам решения новых познавательных задач. Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.


31

Цепи, сети и пирамиды: кто кого ест

1

Комбинированный

Сформировать начальноые представления о пищевых связях в экосистеме; ввести понятия «пищевая цепочка», «пищевая сеть», пищевая пирамида


Цепи питания (пищевая цепь), сеть питания (пищевая сеть)

Выделять из многообразия связей в экосистеме пищевые связи. Знать, что по пищевым цепочкам передается вещество и энергия. Приводить примеры пищевых цепочек.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: проводить сравнение природных объектов по заданному плану Коммуникативные: работать в группах и самостоятельно.


Учебно-познавательный интерес к новому учебному м-лу и способам решения новой задачи. Основы экологической культуры


32

Вместе - безопаснее

1

Комбинированный

Познакомить с некоторыми видами внутривидовых отношений


Взаимопомощь, семья, стая, табун, стадо, косяк, колония.

Приводить примеры животных, ведущих одиночный и групповой образ жизни, знать 4-5 типов групп животных различных видов (например, семья, колония, стадо, стая, табун или др) Объяснять преимущества, которые дает животным групповой образ жизни.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природных явлений.

Коммуникативные: работать в группах и самостоятельно.


Учебно-познавательный интерес к новому учебному м-лу и способам решения новой задачи. Основы экологической культуры


33

И вместе тесно, и врозь - скучно

1

Комбинированный

Познакомить с некоторыми примерами взаимовыгодных (взаимополезных) отношений между различными видами.


Взаимополезные отношения

Приводить примеры взаимополезных отношений между разными видами животных

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природных явлений.

Коммуникативные: работать в группах и сам-но.


Учебно-познавательный интерес к новому учебному м-лу и сп-ам решения новой задачи. Основы экологической культуры


34

Как животные обмениваются информацией

1

Комбинированный

Дать представление об обмене информацией как одном из важнейших свойств живых организмов


Информация, обмен, информацией, окраска, звуковые сигналы, язык поз и движений, запахи.

Обосновывать необходимость обмениваться информацией между живыми организмами. Объяснить, какя информация передается приобщении животных и каким образом это происходит. Использовать для поиска аргументов в пользу своей точки зрения дополнительные источники информации.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природных явлений.

Коммуникативные: работать в группах и сам-но.


Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Основы экологической культуры


35

Самая распространенная экосистема суши: леса

1

Комбинированный

Рассмотреть леса с точки зрения полученных школьниками представлений о системах и экосистемах.


Леса, лесная экосистема, ярусы растения и животных (этажи, леса)

Описывать лес как экосистему. Объяснять разнообразие лесных экосистем различными климатическими условиями, в которых они сложились. Приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на экосистемы. Обосновывать экологические целесообразные правила отношения человека к природе.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природных явлений.

Коммуникативные: работать в группах и сам-но.


Учебно-познавательный интерес к новому учебному м-лу и сп-ам решения новой задачи. Основы экологической культуры


36

Водные экосистемы: изучаем ручей

1

Комбинированный

Познакомиться с видовым составом и изучить связи, существующие в экосистеме ручья (или малой реки)


Водная экосистема, экосистема ручья

Называть компоненты водной экосистемы на примере ручья или малой реки. Приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на экосистемы. Обосновывать бережное отношение к водоемам и водотокам.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природных явлений.

Коммуникативные: работать в группах и самостоятельно.


Учебно-познавательный интерес к новому учебному м-лу и сп-ам решения новой задачи. Основы экологической культуры


37

Между сушей и водой: экосистемы болот

1

Комбинированный

Охарактеризовать болотные экосистемы как одно из важнейших условий сохранения равновесии в природе.


Болото, верховое болото, низинное болото, торф, осушение болота.

Описывать болото как экосистему: называть компоненты, называть виды обитающих здесь растений, животных и других организмов. Приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на экосистемы. Обосновывать отношения человека к природе.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природных явлений.

Коммуникативные: работать в группах и сам-но.


Учебно-познавательный интерес к новому учебному м-лу и сп-ам решения новой задачи. Основы экологической культуры


38

Жизнь без воды: экосистема пустынь

1

Комбинированный

Познакомить с особенностями пустыни как экосистемы; выяснить причины увеличения площадей пустынь на планете.


Пустыня, полупустыня (экосистема пустыни и полупустыни) каменистая и песчаная пустыня, оазис.

Называть компоненты экосистемы пустынь. Сравнивать признаки приспособленности животных и растений к суровым условиям обитания пустыни (полупустыни) и арктической пустыни (тундры) Объяснить, к каким последствиям приводит увеличение S пустынь

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природных явлений.

Коммуникативные: работать в группах и сам-но.


Учебно-познавательный интерес к новому учебному м-лу и сп-ам решения новой задачи. Основы экологической культуры


39

Город как экосистема

1

Комбинированный

Сформировать представление о городе как особой искусственной экосистеме


Город как экосистема, квартира как экосистема

Описывать город как экосистему искусственно созданную человеком. Называть ее компоненты. Объяснять значение зеленых насаждений, привлечения разнообразных птиц в город. Приводить примеры видов животных, соседство которых неблагоприятно для человека.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природных явлений.

Коммуникативные: работать в группах и сам-но.


Учебно-познавательный интерес к новому учебному м-лу и сп-ам решения новой задачи. Основы экологической культуры


40

Человек изменяет экосистемы

1

Комбинированный

Дать представление о деятельности человека как одном из важнейших факторов, вызывающих изменения в природных экосистемах.


Загрязнение и разрушение природных экосистем, сокращение видового разнообразия на планете.

Приводить примеры положительных и отрицательных изменений в экосистемах, вызванных деятельностью человека. Высказывать обоснованные суждения о необходимости сохранения природного разнообразия (разнообразия видов и экосистем). Обосновывать экологические правила отношения человека к природе.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природных явлений.

Коммуникативные: работать в группах и сам-но.


Учебно-познавательный интерес к новому учебному м-лу и сп-ам решения новой задачи. Основы экологической культуры


41

Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги

1

Комбинированный

Познакомить с проблемой сохранения редких и исчезающих видов животных и растений


Уничтожение животных и растений, редкие и исчезающие животные и растения. 22 мая Мед. День биологического разнообразия

Называть причины приводящие к сокращению численности и исчезновению некоторых видов животых и растений. Высказывать мнение как спасти их.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природных явлений.

Коммуникативные: работать в группах и сам-но.


Учебно-познавательный интерес к новому учебному м-лу и сп-ам решения новой задачи. Основы экологической культуры


42

Животные нападают и защищаются

1

Выработка умений и навыков

Выработка умений и навыков безопасного поведения в природе при встрече с ядовитыми животными


Ядовитое животное, безопасное поведение, оказание первой помощи.

Распознавать ядовитых животных, знать и соблюдать правила безопасного поведения, знать способы оказания первой помощи прилегких поражениях.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: распознавать природные объекты по существенному признаку, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге, в паре и группе.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному м-лу и сп-ам решения новой задачи. Основы экологической культуры


Тема 5. Человек в окружающей среде.


43

Может ли человек существовать без природы

1

Комбинированный

Систематизировать и расширить представления младших школьников о природе как неотъемлемом условии существования человека, ее роли в удовлетворении материальных и духовных потребностей человека.


Потребности человека, материальные и духовные потребности.

Приводить примеры, подтверждающие, что человек не может существовать без природы. Высказывать суждение о том, как изменяется с течением времени воздействие человека на природу и подтверждать его примерами. Сообщение «Я и природа».

Регулятивные: планировать свои действия с поставленной учителем задачей.

Познавательные: правильно воспринимать и анализировать тексты различных жанров Коммуникативные: работать с источниками инф-ии.

Широкая мотивационная основа учебной д-ти, включающая социальные и учебно-познавательные мотивы. Интерес к новому учебному м-лу и способам решения новых познавательных задач. Ориентация в нравственном содержании.


44

Мой дом - моя крепость

1

Комбинированный

Сформировать представление об одной из основных функций жилища – защите от неблагоприятного воздействия окружающей среды.


Дом, очаг, жилище.

Объяснять, в чем заключаются основные функции жилища человека. Обосновывать зависимость формы жилища, используемых строительных материалов и других его особенностей от природно-климатических условий местности.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: строить тематические сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге, в паре и группе.

Устойчивые социально и учебно-познавательные мотивы. Интерес к новому учебному м-лу и сп-ам решения новой задачи.


45

«Что нам стоит дом построить…»

1

Изучение нового материала

Познакомить школьников с тем, как решается проблема обеспечения людей жилищем.


Право на жилище строительство жилья.

Высказывать суждение о том, почему право на жилище является наиболее важных прав человека. Объяснять, в чем состоят преимущества и недостатки городской многоэтажной застройки. Сравнивать материалы и способы строительства в прошлом и в настоящее время.

Составлять устное или письменное сообщение «Если бы я был архитектором»

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной учителем задачей и условиями ее решения; контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природных явлений.

Коммуникативные: высказывать обоснованное суждение; участвовать в диалоге.


Учебно-познавательный интерес к новому учебному м-лу и сп-ам решения новой задачи. Решение и контроль своих действий.


46

«А у нас в квартире газ, а у вас?»

1

Изучение нового материала

Познакомить с системами обеспечения городских домов водой и электроэнергией; сформулировать правила экономного использования в быту воды и электроэнергии.


Водоснабжение, водопровод, электроэнергия, использование электроэнергии.

Объяснять, каким образом в квартиры поступает вода и электроэнергия. Под руководством учителя формулировать и обосновывать правила экономного использования воды и электроэнергии. Составлять устное или письменное сообщение «Путешествие в прошлое: когда не было электричества и водопровода.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге социоприродных явлений; строить рассуждения об объекте.

Коммуникативные: уметь четко формулировать и задавать вопросы.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному м-лу и сп-ам решения новой задачи. Решение и контроль своих действий.


47

О кувшинах, выросших на грядке, и не только…

1

Комбинированный

Актуализировать и расширить знания школьников о предметах домашнего обихода (домашней утвари), истории их создания и особенностях изготовления у разных народов.


Утварь, предметы домашнего обихода, посуда.


Называть и систематизировать предметы домашнего обихода. Делать выводы о том, почему у разных народов использовались различные материалы для изготовления предметов домашнего обихода. Использовать дополнительные источники информации для расширения своих представлений об истории создания некоторых из них. Выполнить практическое задание «Домашняя инвентаризация»

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой инф-ии с использованием разных источников

Коммуникативные: работать с различными источниками инф-ии

Элементы экологической культуры: готовность следовать в своей д-ти нормам здоровьесберегающего поведения


48

На плохую одежду плохая надежда

1

Комбинированный

Знакомство с историей появления одежды, ее основными функциями.


Одежда, национальный костюм, природные и синтетические материалы.

Объяснять, с чем связано появление первой одежды у древних людей. Приводить примеры, подтверждающие взаимосвязь особенностей одежды и ее назначения. Сравнивать одежду в разные временные эпохи. Сравнивать национальную одежду жителей Севера, юга, средней полосы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой инф-ии с использованием разных источников

Коммуникативные: работать с различными источниками инф-ии

Элементы экологической культуры: готовность следовать в своей д-ти нормам здоровьесберегающего поведения


49

Какая обувь самая удобная

1

Комбинированный

Знакомство с историей появления обуви, ее основными функциями


Обувь, национальная обувь, природные и синтетические материалы для изготовления обуви.

Объяснять, с чем связано появление первой обуви у древних людей. Сравнивать обувь в разные временные эпохи. Объяснять, каким требованиям должна отвечать обувь. Приводить примеры, подтверждающие взаимосвязь материала, формы обуви и ее назначения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой инф-ии с использованием разных источников

Коммуникативные: работать с различными источниками информации

Элементы экологической культуры: готовность следовать в своей д-ти нормам здоровьесберегающего поведения


50

Экономика домашнего хозяйства

1

Комбинированный

Познакомить школьников с понятием «экономика», «бюджет», дать элементарные представления о необходимости планирования семейного бюджета.


Экономика, семейный бюджет, доходы и расходы, планирование.

Объяснять значение понятий «экономика» и «бюджет». Используя схему учебника, описывать, из каких статей складываются расходы семьи..Высказывать суждения по поводу необходимости планирования семейного бюджета..

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной учителем задачей и условиями ее решения; контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природных явлений.

Коммуникативные: высказывать обоснованное суждение; участвовать в диалоге.


Элементы экологической культуры: готовность следовать в своей д-ти нормам здоровьесберегающего поведения


Тема 6. Город и человек


51

Дом тянется к дому - получается город

1

Изучение нового материала

Дать начальные сведения об истории возникновения городов, их роли как культурных, промышленных, торговых центров.


Город, расположение.

Называть основные принципы выбора места для строительства первых городов. Преимущества города в прошлом и настоящем.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия при изучении нового мат-ла.

Познавательные: проводить сравнение объектов по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге соци природных явлений.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге, в паре и группе.

Расширение мотивации учения.

Интерес к новому учебному м-лу и сп-ам решения новой задачи. Решение и контроль своих действий.


52

Как «растет» город

1

Комбинированный

Познакомить с проблемой роста городов и городского населения; дать начальное представление о городе как особой среде жизни большей части населения России.


Город, рост городов.

Называть признаки. по которым города отличаются друг от друга.

Преимущества города в прошлом и настоящем проживания в городе

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: анализировать инф-ию о влиянии ч-ка на среду обитания, о влиянии городской среды на ч-ка. Коммуникативные: работать в парах и группах.

Элементы экологической культуры: готовность следовать в своей д-ти нормам здоровьесберегающего поведения


53

Как «живет» город

1

Комбинированный

Показать, что полноценное существование города возможно только при его тесном взаимодействии с прилегающими территориями.


Город, загрязнение городской среды, проблема роста твердых бытовых отходов, раздельный сбор мусора.

Объяснять, каким образом жители городов получают все необходимое для жизни: воду, газ, электроэнергию, тепло и тд. Что получает город и что «отдает» (сточные воды, мусор, загрязняющие атмосферу вещества). Использовать цифры, приведенные в этой схеме, для расчета примерных показателей поступающих и возвращаемых во внешнюю среду вещества для своего города(исходя из численности его населения).

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: использовать- знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения задач; владеть общими приемами решения задач. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге.

Коммуникативные: работать в парах и группах.

Элементы экологической культуры: готовность следовать в своей д-ти нормам здоровьесберегающего поведения


54

Как город влияет на человека

1

Комбинированный

В ходе совместного обсуждения выяснить, каким образом городская среда влияет на человека (его здоровье, настроение, поведение, привычки).


Город, горожане, влияние городской среды на человека.

Приводить примеры как город влияет на здоровье человека и настроение. Обосновывать целесообразность и выполнять правила безопасного поведения.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия при изучении нового мат-ла.

Познавательные: извлекать и фиксировать отобранную инф-ию. Строить тематические сообщения.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.

Элементы экологической культуры: готовность следовать в своей д-ти нормам здоровьесберегающего поведения. Знакомства с произведениями искусства.


55

Будущее города-город будущего

1

Комбинированный

Дать школьникам элементарное представление о нацчном прогнозировании и моделировании для выявления возможных вариантов развития каждого конкретного города.


Город будущего, прогноз, сценарий, «умный дом» (экологический дом)

С опорой на рисунки и текст учебника и рабочей тетради рассказывать, о том, какими будут города будущего по предположениям ученых. Приводить примеры технических изобретений, которые позволят в будущем уменьшить воздействие человека на природу. Моделировать в игровой ситуации возможные варианты будущего своего города «наш город в 2050 г»

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия при изучении нового материала.

Познавательные: извлекать и фиксировать отобранную информацию. Строить тематические сообщения.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.

Развитие воображения, творческой фантазии. Элементы прогностического и экологического стиля мышления.


56

Самые чистые города (вирт. экскур)

1

Виртуальная экскурсия

Познакомить школьников с самыми чистыми городами мира. На конкретных примерах показать, как жители различных стран мира заботятся о своих городах, делают их привлекательными и благоприятными для проживания.


Город, чистота города.

Формулировать правила экологического поведения в городе, позволяющие не только сохранить, но и улучшить среду своего обитания.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: извлекать и фиксировать отобранную инф-ию. Строить тематические сообщения.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.

Принятие ценности природного мира. Развитие эколого-эстетического восприятия.


Тема 7. По странам и континентам.


57

Сколько стран на нашей планете

1

Комбинированный

Дать школьникам общее представление о многообразии стран и народов.


Страна, государство, политическая карта мира, международное сотрудничество

Показывать страны на глобусе и карте. Описывать особенности стран по плану, составленному во время фронтальной работы класса. Использовать различные источники информации о стране: справочники, энциклопедии, периодические и научно-популярные издания, телепрограммы, интернет..

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной учителем задачей и условиями ее решения; контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные: извлекать и фиксировать отобранную информацию. Строить тематические сообщения.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.

Широкая мотивационная основа учебной д-ти, включающая учебно-познавательные и внешние мотивы;

интерес к новому учебному м-лу и способам решения учебной задачи. Элементы гражданской идентичности.


58

Наши ближайшие соседи: с кем граничит Россия

1

Комбинированный

Познакомить школьников со странами ближнего зарубежья - Украиной и Казахстаном, показать исторически сложившиеся культурные и экономические связи между Россией и этими странами


Государственная граница, России, Украина, Казахстан.

Показывать Украину и Казахстан на политическое карте. Описывать особенности этих стран. Приводить примеры культурных и экономических связей России с Украиной и Казахстаном.Использовать различные источники дополнительной информации об этих странах.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной учителем задачей и условиями ее решения; контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные: извлекать и фиксировать отобранную инф-ию. Строить тематические сообщения.

Коммуникативные: работать в парах и группах.

Широкая мотивационная основа учебной д-ти, включающая учебно-познавательные и внешние мотивы;

интерес к новому учебному м-лу и способам решения учебной задачи.


59

Норвегия- страна фьордов и..троллей

1

Изучение нового материала

Познакомить школьников с северным соседом России – Норвегией; показать глубокие, исторически сложившиеся связи этой страны с Россией.


Норвегия, Осло, фьорды

Показывать Норвегию на глобусе и карте. Приводить примеры, подтверждающие исторически сложившие связи нашей страны и Норвегии. Описывать особенности этой страны. Приводить примеры вклада Норвегии в мировую культуру. Использовать различные источники информации о стране: справочники, энциклопедии, периодические и научно-популярные издания, телепрограммы, интернет..

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной учителем задачей и условиями ее решения; контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные: извлекать и фиксировать отобранную инф-ию. Строить тематические сообщения.

Коммуникативные: работать в парах и группах.

Широкая мотивационная основа учебной д-ти, включающая учебно-познавательные и внешние мотивы;

интерес к новому учебному м-лу и способам решения учебной задачи.


60

Греция: наследники Древней Эллады

1

Комбинированный

Познакомить школьников с Грецией; показать глубокие исторически сложившиеся связи этой страны с Россией.


Греция, Эллада, Афины.

Показывать Грецию на карте. Приводить примеры, подтверждающие исторически сложившие связи нашей страны и Греции. Объяснять выражение «из варяг в греки». Описывать особенности Греции. Приводить примеры вклада Греции в мировую культуру. Использовать различные источники информации о стране: справочники, энциклопедии, периодические и научно-популярные издания, телепрограммы, интернет..

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной учителем задачей и условиями ее решения; контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные: извлекать и фиксировать отобранную инф-ию. Строить тематические сообщения.

Коммуникативные: работать в парах и группах.

Широкая мотивационная основа учебной д-ти, включающая учебно-познавательные и внешние мотивы;

интерес к новому учебному м-лу и способам решения учебной задачи.


61

Путешествие через океан: Соединенные Штаты Америки

1

Комбинированный

Познакомить школьников с Соедин. Штаты Америки; показать глубокие исторически сложившиеся связи этой страны с Россией.


Показывать на карте и глобусе. Показывать Берингов пролив, Приводить примеры, подтверждающие исторически сложившие связи нашей страны и США. Описывать особенности США.

Приводить примеры вклада США в мировую культуру

Использовать различные источники информации о стране: справочники, энциклопедии, периодические и научно-популярные издания, телепрограммы, интернет...

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной учителем задачей и условиями ее решения; контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные: извлекать и фиксировать отобранную инф-ию. Строить тематические сообщения. Коммуникативные: работать в парах и группах.

Широкая мотивационная основа учебной д-ти, включающая учебно-познавательные и внешние мотивы;

интерес к новому учебному м-лу и способам решения учебной задачи


Тема 8. Человек преодолевает расстояния


62

Зачем нужен транспорт

1

Комбинированный

Систематизировать и расширить знания школьников о транспорте; его возникновении, роли в жизни человека, разнообразии видов транспорта.


Транспорт, виды (наземный, подземный, водный, воздушный)

Излагать историю возникновения различных видов транспорта. Выделять существенный признак для классификации видов транспорта. Приводить примеры, подтверждающие зависимость используемых видов транспорта от природно-климатических условий проживания тех или иных народов.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной учителем задачей и условиями ее решения; контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге природных явлений.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.

Широкая мотивационная основа учебной д-ти, включающая учебно-познавательные и внешние мотивы;

интерес к новому учебному м-лу и способам решения учебной задачи.

Готовность следовать в своей д-ти нормам здоровьесберегающего поведения.


63

Транспорт в городе

1

Комбинированный

Систематизировать и расширить знания школьников о городском транспорте: истории его развития, роли в жизни, горожан, разнообразии видов городского транспорта.


Городской транспорт, виды городского транспорта, метрополитен (метро)

Выделять существенный признак для классификации видов городского транспорта. Составлять сообщение одного из видов транспорта. Соблюдать правила пользования транспортом.

Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные: проводить сравнение изучаемых объектов.

Коммуникативные: работать в парах и группах, сам-но.


Учебно-познавательный интерес к новому учебному м-лу и сп-ам решения новой задачи. Решение и контроль своих действий.


64

О чем говорят дорожные знаки

1

Комбинированный

Актуализировать и расширить знания школьников о правилах ДД, о необходимости их соблюдения.


Правила ДД история дорожных знаков

Знать и обосновывать необходимость ПДД. Знать некоторые дорожные знаки.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: проводить сравнение и классификацию изучаемых объектов.

Коммуникативные: работать в парах и группах. Грамотно использовать иллюстративный ряд.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному м-лу и сп-ам решения новой задачи. Решение и контроль своих действий.


65

Водный транспорт

1

Комбинированный

Познакомить с историей возникновения и развитием водного транспорта, его значением в жизни людей и страны в целом, для международных связей.


Водный транспорт, виды : грузовые, пассажирские, военные, вспомогательные суда.

Характеризовать водный транспорт как один из древних способов передвижения человека на дальние расстояния и транспортировки груза. Описывать различные виды водного транспорта. Выделять признаки для классификации. Сравнивать наземный и водный транспорт.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной учителем задачей и условиями ее решения;

Познавательные: проводить сравнение изучаемых объектов.

Коммуникативные: работать в парах и группах. Грамотно использовать иллюстративный ряд.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному м-лу и сп-ам решения новой задачи. Решение и контроль своих действий.


66

Человек покоряет воздушные просторы

1

Комбинированный

Познакомить с историей возникновения и развитием воздушного транспорта, его значением в жизни людей и страны в целом, для международных связей.


Воздушный транспорт, виды воздушного транспорта, авиация.

Характеризовать воздушный транспорт как один из молодых способов передвижения человека на дальние расстояния и транспортировки груза. Описывать различные виды. Выделять признаки для классификации.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной учителем задачей и условиями ее решения;

Познавательные: проводить сравнение изучаемых объектов.

Коммуникативные: работать в парах и группах. Грамотно использовать иллюстративный ряд.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному м-лу и сп-ам решения новой задачи. Решение и контроль своих действий.


67

Средства связи и информации

1

Комбинированный

Обощать и расширять представления о современных способах связи и средствах массовой информации


Информация, почта, Интернет, средства массовой информации.

Составлять сообщения об истории развития одного из видов связи или средств массовой информации.. Приводить примеры, доказывающие важность средств массовой информации в жизни современного человека.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной учителем задачей и условиями ее решения;

Познавательные: проводить сравнение изучаемых объектов.

Коммуникативные: работать в парах и группах.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному м-лу и сп-ам решения новой задачи. Решение и контроль своих действий.


68

Итоговый урок




Защита проектов.


















Список литературы

Нормативные документы и учебно-методический комплект, обеспечивающие реализацию программы:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилин, А.М. Кондаков. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

  4. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

  5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: В 2 ч.Ч. 1, 2. – М.: Просвещение, 2010.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.- 31с. (Стандарты второго поколения).

  7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / под ред. А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2010.

  8. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2010.

  9. Основная образовательная программа начального общего образования для образовательных учреждений, работающих по системе «Начальная инновационная школа» / С.А. Болотова, Н.Е. Скрипова. – М.: Русское слово, 2012.

Для учащихся:

  1. Окружающий мир: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях / В.А. Самкова, Н.И. Романова «Окружающий мир», 3 класс. М.: ООО «Русское слово», 2011.

  2. Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.А. Самкова, Н.И. Романова «Окружающий мир», 3 класс, учебник. М.: ООО «Русское слово», 2014.

Для учителя:

  1. Самкова В.А. Программа общеобразовательных учреждений. Образовательная область «Окружающий мир»: 1-4 классы: Программа и тематическое планирование. - М.: ООО «Русское слово», 2011.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа "Окружающий мир. 3 класс"

Автор: Санникова Ирина Вячеславовна

Дата: 11.02.2018

Номер свидетельства: 456472

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Рабочая программа.Окружающий мир (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-okruzhaiushchii-mir-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "191861"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427376689"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа для 2 класса. Окружающий мир"
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_proghramma_dlia_2_klassa_okruzhaiushchii_mir"
    ["file_id"] => string(6) "458113"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1518949117"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа "Окужающий мир" для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-okuzhaiushchii-mir-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "128076"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415434643"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа окружающий мир 1 класс"
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia_proghramma_okruzhaiushchii_mir_1_klass"
    ["file_id"] => string(6) "384173"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1485445430"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Рабочая программа окр. мир "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-okr-mir"
    ["file_id"] => string(6) "113062"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1409109757"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства