Программа «Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ»
Программа «Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ»
Данная программа позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения детей с ОВЗ в образовательную среду общеобразовательной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа «Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 175» (МБОУ СОШ № 175)
Программа «Инклюзивное образование:
сопровождение обучающихся с ОВЗ»
Разработчик:
учитель – логопед
I квалификационной категории
Крестьянова О.М.
Новосибирск 2013
Программа
«Инклюзивное образование:
сопровождение обучающихся с ОВЗ»
I. Краткая аннотация программы
Целью данной программы является создание модели инклюзивного образования детей с ОВЗ на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 45». Данная программа позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения детей с ОВЗ в образовательную среду общеобразовательной школы. В результате реализации программы педагоги школы освоят технологию обучения детей с особыми образовательными потребностями. Законные представители ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательной школе по индивидуальной траектории обучения, успешной их социализации. Учащиеся школы получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности, повышенный уровень качества обучения, который даст возможность формированию различных образовательных компетентностей;
3.Готовность и качественная сдача итоговой аттестации ГИА и ЕГЭ.
В школе имеются специалисты, обеспечивающие и сопровождающие процессы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, детский врач, школьная медсестра, детский стоматолог).
Проведенный анализ позволяет выделить ряд актуальных проблем, которые необходимо решить, чтобы обеспечить защиту прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на доступное и качественное образование:
Деятельность образовательного учреждения, обеспечивающего инклюзивное образование, недостаточно обеспечена нормативно-правовой базой.
Отсутствуют обоснованные расчеты и утвержденные нормативы по расходам, необходимым для организации интегрированного, инклюзивного, дистанционного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Образовательное учреждение, предоставляющее детям - инвалидам и детям с ОВЗ образовательные услуги в форме инклюзивного образования, специального (коррекционного), надомного обучения, располагает недостаточной необходимой материально-технической базой, нормативно-правовым, программно-методическим обеспечением.
Недостаточно обеспечена возможность для самореализации и социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через включение в социально-значимые проекты и события, различные виды социальной, творческой деятельности.
В образовательном пространстве школы не сформировано необходимое толерантное отношение к детям с ОВЗ и детям-инвалидам, что затрудняет организацию интегрированного, инклюзивного обучения.
Отсутствует система мониторинга качества образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в образовательном учреждении, что затрудняет принятие своевременных и эффективных управленческих решений.
Решив эти проблемы, мы можем создать предпосылки для внедрения модели более гуманного, качественного образовательного процесса, включающего обучение всех детей, в том числе имеющих ОВЗ и детей-инвалидов.
II. Кадровое обеспечение программы сопровождения детей с ОВЗ:
Состав инициативной группы:
№п/п
ФИО
Должность
1
Волосникова
директор школы
2
Крестьянова О.М.
куратор проекта, логопед
3
Черных Л.И.
Зам.директора по НМР
4
Спецова М.а.
Зам. Директора по УВР 1 ступени.
5
Гаталький В.В
Педагог - психолог
6
Муренко Д.И.
Социальный педагог
7
Врач
8
Медсестра
III. Цель и задачи программы сопровождения.
Цель: создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Задачи:
Педагогические:
1.Создание комфортных условий для детей с ОВЗ и детей-инвалидов для успешной социализации и включения их в учебную, досуговую, общественную и трудовую деятельность.
2.Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс, развитие гармоничной личности.
3. Разработка индивидуальных программ (образовательных маршрутов) для детей с ОВЗ.
4.Увеличение доли педагогических работников, прошедших переподготовку и повышение квалификации по организации инклюзивного образования.
Социальные:
1. Изменение отношения школьного сообщества (учителей, детей, родительской общественности) к людям с ограниченными возможностями здоровья через вовлечение детей – инвалидов в организацию общешкольных мероприятий.
2.Увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, вовлеченных в разнообразные кружки, секции и клубы по интересам в школе.
3. Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи родителям и детям (ПМПК, ПМПк, консультативные центры в ОУ).
4.Развитие социального партнерства с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ограниченными возможностями здоровья и принимающими активное участие в продвижении инклюзивного образования в городе Новосибирске и Новосибирской области.
Организационные:
1.Выявление детей с ОВЗ, формирование образовательной среды.
2. Проведение анализа возможностей ОУ в организации инклюзии, формирование потребности ОУ в оборудовании.
3. Создание системы коррекционных занятий с учащимися с ОВЗ.
4. Организация работы психолого - медико -педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ.
5. Проведение мероприятий по информированию населения о введении инклюзивного образования в школе.
6. Формирование пакета документов, регламентирующих деятельность ОУ по внедрению инклюзивного образования.
7.Разработка системы мероприятия по формированию индивидуальной траектории обучения учащихся с ОВЗ.
8. Создание условий для методического сопровождения процесса обучения учащихся с ОВЗ.
9. Мониторинг результатов реализации проекта инклюзивного образования.
10. Участие в семинарах для педагогов города Новосибирска и Новосибирской области с целью обобщения опыта.
IV. Программно‑методическое обеспечение:
рабочие коррекционно - развивающие программы,
диагностический инструментарий
V. Принципы и подходы
1. Создание положительного эмоционального фона в процессе совместной деятельности педагога и ребенка;
2. Индивидуализация воспитательных приемов и методов;
3. Контроль динамики, как основной фактор прогноза дальнейшего развития ребенка и поиск факторов препятствующих благоприятной динамики;
4. Учет потенциальных способностей ребенка в реализации коррекционного воздействия;
5. Организация психолого-педагогического целесообразного воздействия, учитывающего особенности и значение формирование тех или иных функций, умений и навыков;
6. Учет возрастных особенностей на каждом этапе развития ребенка;
7. Учет замедленного темпа формирования знаний, интеллектуальную пассивности, повышенная утомляемость, мотивационные особенности ребенка;
8. Создание развивающей среды как фактора психического развития ребенка;
9. Необходимость ранней коррекционно-педагогической помощи проблемным детям;
10. Ориентация на зону ближайшего развития в процессе воспитания и обучения;
11. Активное воздействие на умственное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей ребенка;
12. Воспитание через коллектив, как основной фактор психологического развития ребенка.
Характерные недостатки развития детей с ограниченными возможностями здоровья:
замедленное и ограниченное восприятие;
недостатки развития моторики;
недостатки речевого развития;
недостатки развития мыслительной деятельности;
недостаточная по сравнению со здоровыми детьми познавательная активность;
пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).
VI. Направления работы и характеристика содержания
Кадровое обеспечение:
Создание координационного совета по внедрению инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 45 в составе:
Директор и зам. директора (обеспечение нормативно-правового регулирования, мотивационная деятельность, подготовка кадров, связи с внешними структурами);
Кураторы от ШМО (система модификации учебных программ, адаптированных к дистанционному образованию);
Медицинские работники (мониторинг и оценка здоровья);
Родительская общественность и представители ученического коллектива (обеспечение донесения решений координационного совета);
Привлечение к инклюзивному образованию на базе МОУ СОШ №45 нуждающихся детей из других микрорайонов города;
Создание службы мониторинга (входной, промежуточный и итоговый контроль за качеством инклюзивного образования).
Диагностическая работа включает:
своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля: учителя, врача-педиатра, врача-психиатра.
изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся, испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ.
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ;
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка испытывающего трудности в обучении и в общении, с ограниченными возможностями здоровья;
анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Задачи
(направления деятельности)
Планируемые результаты
Виды и формы деятельности,
мероприятия
Сроки
(периодичность в течение года)
Ответственные
Психолого-педагогическая диагностика
Первичная диагностика для выявления группы «риска»
Учёт индивидуальных особенностей ребёнка
Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализирован
ной помощи.
Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ
Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи и проведение ранней диагностики отклонений в развитии
Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам
Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам.
Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.)
Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.
Сентябрь - октябрь
Классный руководитель, Зам. дир. по УВР.
психолог
Коррекционно-развивающая работа включает:
выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
коррекцию и развитие высших психических функций;
развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи (направления) деятельности
Планируемые результаты.
Виды и формы деятельности, мероприятия.
Сроки (периодич-ность в течение года)
Ответственные
Повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья
В течение года
Директор, зам директора по УВР
Материально – техническое и организационное обеспечение.
В течение года
директор
Психолого-педагогическая работа
Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.
Введение в содержание обучения дополнительных разделов
Использование специальных методов, приёмов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей
Дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка
Комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях
Планы, программы
Разработать индивидуальную программу по предмету.
Разработать воспитательную программу работы с классом
Введение коррекционно-развивающих блоков в рабочие программы по предметам для учащихся с ОВЗ.
Обучение педагогов специальным методам, приёмам, средствам обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей
Разработка педагогами системы дифференцированных заданий для детей с ОВЗ.
Обучение детей с ОВЗ индивидуально или в малых группах при наличии необходимости
Организация работы логопункта для детей с проблемами в письменной и устной речи
Организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения
сентябрь
классный руководитель, Зам. дир. по УВР.
психолог, логопед
Зам. дир. по УВР, педагоги, психолог
Зам. дир. по УВР, психолог, логопед
Зам. дир. по УВР, Рук-ль МО, психолог, логопед
Зам. дир. по УВР
Профилактическая работа
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ.
Соблюдение комфортного психоэмоционального режима
Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми с ОВЗ.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни.
Реализация профилактических программ
Мониторинг психоэмоционального режима школьников
Обучение педагогов технологиям, обеспечивающим комфортный психоэмоциональный режим
Использование педагогами современных педагогических технологий
В течение года
Зам.директора по УВР
Психолог
Зам.директора по УВР
Консультативная работа включает:
выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Консультативное направление
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся
Задачи (направления) деятельности
Планируемые результаты.
Виды и формы деятельности, мероприятия.
Сроки (периодичность в течение года)
Ответственные
Консультирование педагогов
1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.
2. Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы
Информационно-просветительская работа предусматривает:
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно – просветительская работа
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса
Задачи (направления) деятельности
Планируемые результаты.
Виды и формы деятельности, мероприятия.
Сроки (периодичность в течение года)
Ответственные
Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам
Организация работы семинаров, тренингов.
Информационные мероприятия
По отдельному плану-графику
специалисты ПМПК
Заместитель директора по УВР
другие организации
Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей
Организация методических мероприятий
Информационные мероприятия
По отдельному плану-графику
Специалисты ПМПК
Заместитель директора по УВР
другие организации
VIII. Методы решения проектных задач
Основными методами решения проектных задач являются:
1.Изучение нормативных документов по реализации доступного образования
2.Анализ качества существующей системы адаптации детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью.
3.Составление администрацией, внешними экспертами независимых перечней направлений, средств повышения качества внутришкольной адаптивной образовательной среды.
4.Изучение рынка лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, материально-технических изделий учебного назначения, образовательных услуг.
5.Изучение спроса родительской общественности на образовательный заказ.
IX. Оценка результатов коррекционной работы
Оценка результатов коррекционной работы педагога и всех специалистов, сопровождающих ребёнка с ОВЗ производится по результатам итоговой аттестации обучающихся, психологического и логопедического исследования, результатов медицинского обследования с занесением данных в дневники динамического наблюдения, карту медико-психолого- педагогической помощи, речевую карту.
X .Ожидаемые результаты внедрения программы:
Образовательные результаты:
1.Повышение качества обучения у детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью;
2.Формирование различных образовательных компетентностей;
3.Готовность и качественная сдача итоговой аттестации ГИА и ЕГЭ.
4.Включенность в предпрофильную подготовку;
5.Готовность к профильному обучению в среднеспециальных и высших учебных заведениях;
6.Всестороннее развитие способностей детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью.
Социальные результаты:
1.Компенсация особых потребностей детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью;
2. Создание системы поддержки детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью;
3. Вовлеченность детей в социум;
4.Удовлетворенность родителей выполнением МБОУ СОШ №45 образовательного заказа.