kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа «Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения детей с ОВЗ в образовательную среду общеобразовательной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа «Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ»»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 175» (МБОУ СОШ № 175)







Программа «Инклюзивное образование:

сопровождение обучающихся с ОВЗ»









Разработчик:

учитель – логопед

I квалификационной категории

Крестьянова О.М.





Новосибирск 2013


Программа


«Инклюзивное образование:

сопровождение обучающихся с ОВЗ»


I. Краткая аннотация программы


Целью данной программы является создание модели инклюзивного образования детей с ОВЗ на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 45». Данная программа позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения детей с ОВЗ в образовательную среду общеобразовательной школы. В результате реализации программы педагоги школы освоят технологию обучения детей с особыми образовательными потребностями. Законные представители ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательной школе по индивидуальной траектории обучения, успешной их социализации. Учащиеся школы получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности, повышенный уровень качества обучения, который даст возможность формированию различных образовательных компетентностей;

3.Готовность и качественная сдача итоговой аттестации ГИА и ЕГЭ.

В школе имеются специалисты, обеспечивающие и сопровождающие процессы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, детский врач, школьная медсестра, детский стоматолог).

Проведенный анализ позволяет выделить ряд актуальных проблем, которые необходимо решить, чтобы обеспечить защиту прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на доступное и качественное образование:


  • Деятельность образовательного учреждения, обеспечивающего инклюзивное образование, недостаточно обеспечена нормативно-правовой базой.

  • Отсутствуют обоснованные расчеты и утвержденные нормативы по расходам, необходимым для организации интегрированного, инклюзивного, дистанционного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

  • Образовательное учреждение, предоставляющее детям - инвалидам и детям с ОВЗ образовательные услуги в форме инклюзивного образования, специального (коррекционного), надомного обучения, располагает недостаточной необходимой материально-технической базой, нормативно-правовым, программно-методическим обеспечением.

  • Недостаточно обеспечена возможность для самореализации и социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через включение в социально-значимые проекты и события, различные виды социальной, творческой деятельности.

  • В образовательном пространстве школы не сформировано необходимое толерантное отношение к детям с ОВЗ и детям-инвалидам, что затрудняет организацию интегрированного, инклюзивного обучения.

  • Отсутствует система мониторинга качества образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в образовательном учреждении, что затрудняет принятие своевременных и эффективных управленческих решений.


Решив эти проблемы, мы можем создать предпосылки для внедрения модели более гуманного, качественного образовательного процесса, включающего обучение всех детей, в том числе имеющих ОВЗ и детей-инвалидов.


II. Кадровое обеспечение программы сопровождения детей с ОВЗ:


Состав инициативной группы:

№п/п


ФИО


Должность


1

Волосникова

директор школы

2

Крестьянова О.М.

куратор проекта, логопед

3

Черных Л.И.

Зам.директора по НМР

4

Спецова М.а.

Зам. Директора по УВР 1 ступени.

5

Гаталький В.В

Педагог - психолог

6

Муренко Д.И.

Социальный педагог

7


Врач

8


Медсестра



III. Цель и задачи программы сопровождения.


Цель: создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Задачи:

Педагогические:

1.Создание комфортных условий для детей с ОВЗ и детей-инвалидов для успешной социализации и включения их в учебную, досуговую, общественную и трудовую деятельность.

2.Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс, развитие гармоничной личности.

3. Разработка индивидуальных программ (образовательных маршрутов) для детей с ОВЗ.

4.Увеличение доли педагогических работников, прошедших переподготовку и повышение квалификации по организации инклюзивного образования.


Социальные:


1. Изменение отношения школьного сообщества (учителей, детей, родительской общественности) к людям с ограниченными возможностями здоровья через вовлечение детей – инвалидов в организацию общешкольных мероприятий.

2.Увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, вовлеченных в разнообразные кружки, секции и клубы по интересам в школе.

3. Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи родителям и детям (ПМПК, ПМПк, консультативные центры в ОУ).

4.Развитие социального партнерства с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ограниченными возможностями здоровья и принимающими активное участие в продвижении инклюзивного образования в городе Новосибирске и Новосибирской области.


Организационные:


1.Выявление детей с ОВЗ, формирование образовательной среды.

2. Проведение анализа возможностей ОУ в организации инклюзии, формирование потребности ОУ в оборудовании.

3. Создание системы коррекционных занятий с учащимися с ОВЗ.

4. Организация работы психолого - медико -педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ.

5. Проведение мероприятий по информированию населения о введении инклюзивного образования в школе.

6. Формирование пакета документов, регламентирующих деятельность ОУ по внедрению инклюзивного образования.


7.Разработка системы мероприятия по формированию индивидуальной траектории обучения учащихся с ОВЗ.

8. Создание условий для методического сопровождения процесса обучения учащихся с ОВЗ.

9. Мониторинг результатов реализации проекта инклюзивного образования.

10. Участие в семинарах для педагогов города Новосибирска и Новосибирской области с целью обобщения опыта.



IV. Программнометодическое обеспечение:


  • рабочие коррекционно - развивающие программы,

  • диагностический инструментарий


V. Принципы и подходы


1. Создание положительного эмоционального фона в процессе совместной деятельности педагога и ребенка;

2. Индивидуализация воспитательных приемов и методов;

3. Контроль динамики, как основной фактор прогноза дальнейшего развития ребенка и поиск факторов препятствующих благоприятной динамики;

4. Учет потенциальных способностей ребенка в реализации коррекционного воздействия;

5. Организация психолого-педагогического целесообразного воздействия, учитывающего особенности и значение формирование тех или иных функций, умений и навыков;

6. Учет возрастных особенностей на каждом этапе развития ребенка;

7. Учет замедленного темпа формирования знаний, интеллектуальную пассивности, повышенная утомляемость, мотивационные особенности ребенка;

8. Создание развивающей среды как фактора психического развития ребенка;

9. Необходимость ранней коррекционно-педагогической помощи проблемным детям;

10. Ориентация на зону ближайшего развития в процессе воспитания и обучения;

11. Активное воздействие на умственное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей ребенка;

12. Воспитание через коллектив, как основной фактор психологического развития ребенка.



Характерные недостатки развития детей с ограниченными возможностями здоровья:


  • замедленное и ограниченное восприятие;

  • недостатки развития моторики;

  • недостатки речевого развития;

  • недостатки развития мыслительной деятельности;

  • недостаточная по сравнению со здоровыми детьми познавательная активность;

  • пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;

  • недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).


VI. Направления работы и характеристика содержания

Кадровое обеспечение:

Создание координационного совета по внедрению инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 45 в составе:

  • Директор и зам. директора (обеспечение нормативно-правового регулирования, мотивационная деятельность, подготовка кадров, связи с внешними структурами);

  • Кураторы от ШМО (система модификации учебных программ, адаптированных к дистанционному образованию);

  • Психолог, логопед, соц. педагог(обеспечение социально-педагогического сопровождения);

  • Медицинские работники (мониторинг и оценка здоровья);

  • Родительская общественность и представители ученического коллектива (обеспечение донесения решений координационного совета);

  • Привлечение к инклюзивному образованию на базе МОУ СОШ №45 нуждающихся детей из других микрорайонов города;

  • Создание службы мониторинга (входной, промежуточный и итоговый контроль за качеством инклюзивного образования).


Диагностическая работа включает:


  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

  • диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

  • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля: учителя, врача-педиатра, врача-психиатра.

  • изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся, испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ.

  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ;

  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка испытывающего трудности в обучении и в общении, с ограниченными возможностями здоровья;

  • анализ успешности коррекционно-развивающей работы.


Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.


Задачи

(направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности,

мероприятия

Сроки

(периодичность в течение года)

Ответственные

Психолого-педагогическая диагностика

Первичная диагностика для выявления группы «риска»


















Учёт индивидуальных особенностей ребёнка

Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализирован

ной помощи.


Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ

Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи и проведение ранней диагностики отклонений в развитии


Организация регулярной работы ПМПКа

Наблюдение,

анкетирование родителей, беседы с педагогами

сентябрь

Классный руководитель, психолог. логопед, социальный

педагог

















Зам. дир. по УВР, психолог


Социально – педагогическая диагностика

Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам

Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам.

Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.)

Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.

Сентябрь - октябрь

Классный руководитель, Зам. дир. по УВР.

психолог



Коррекционно-развивающая работа включает:


  • выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

  • организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

  • системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

  • коррекцию и развитие высших психических функций;

  • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

  • социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

  • Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки (периодич-ность в течение года)

Ответственные

Повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья




В течение года

Директор, зам директора по УВР

Материально – техническое и организационное обеспечение.



В течение года

директор


Психолого-педагогическая работа

Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.











Введение в содержание обучения дополнительных разделов




Использование специальных методов, приёмов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей




Дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка















Комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях

Планы, программы

Разработать индивидуальную программу по предмету.


Разработать воспитательную программу работы с классом


Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника.


Введение коррекционно-развивающих блоков в рабочие программы по предметам для учащихся с ОВЗ.


Обучение педагогов специальным методам, приёмам, средствам обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей


Разработка педагогами системы дифференцированных заданий для детей с ОВЗ.


Обучение детей с ОВЗ индивидуально или в малых группах при наличии необходимости


Организация работы логопункта для детей с проблемами в письменной и устной речи


Организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения

сентябрь


классный руководитель, Зам. дир. по УВР.

психолог, логопед









Зам. дир. по УВР, педагоги, психолог





Зам. дир. по УВР, психолог, логопед










Зам. дир. по УВР, Рук-ль МО, психолог, логопед
















Зам. дир. по УВР

Профилактическая работа


Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ.



















Соблюдение комфортного психоэмоционального режима


Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми с ОВЗ.


Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни.


Реализация профилактических программ


Мониторинг психоэмоционального режима школьников


Обучение педагогов технологиям, обеспечивающим комфортный психоэмоциональный режим


Использование педагогами современных педагогических технологий

В течение года

Зам.директора по УВР
























Психолог


Зам.директора по УВР



Консультативная работа включает:


  • выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

  • Консультативное направление

  • Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки (периодичность в течение года)

Ответственные

Консультирование педагогов

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.


2. Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику

Специалисты ПМПК


Заместитель директора УВР

Консультирование обучающихся по выявленным проблемам, оказание превентивной помощи

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.


2. Разработка плана консультативной работы с ребенком

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику

Специалисты ПМПК



Заместитель директора по УВР. Психолог. логопед

Консультирование родителей

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.


2. Разработка плана консультативной работы с родителями

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику



Специалисты ПМПК

Заместитель директора по УВР



Информационно-просветительская работа предусматривает:


  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),

  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.


Информационно – просветительская работа


Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса


Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки (периодичность в течение года)

Ответственные

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

Организация работы семинаров, тренингов.

Информационные мероприятия

По отдельному плану-графику

специалисты ПМПК


Заместитель директора по УВР


другие организации

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей

Организация методических мероприятий

Информационные мероприятия

По отдельному плану-графику

Специалисты ПМПК


Заместитель директора по УВР


другие организации


VIII. Методы решения проектных задач

Основными методами решения проектных задач являются:

1.Изучение нормативных документов по реализации доступного образования

2.Анализ качества существующей системы адаптации детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью.

3.Составление администрацией, внешними экспертами независимых перечней направлений, средств повышения качества внутришкольной адаптивной образовательной среды.

4.Изучение рынка лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, материально-технических изделий учебного назначения, образовательных услуг.

5.Изучение спроса родительской общественности на образовательный заказ.



IX. Оценка результатов коррекционной работы


Оценка результатов коррекционной работы педагога и всех специалистов, сопровождающих ребёнка с ОВЗ производится по результатам итоговой аттестации обучающихся, психологического и логопедического исследования, результатов медицинского обследования с занесением данных в дневники динамического наблюдения, карту медико-психолого- педагогической помощи, речевую карту.


X .Ожидаемые результаты внедрения программы:

Образовательные результаты:

1.Повышение качества обучения у детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью;

2.Формирование различных образовательных компетентностей;

3.Готовность и качественная сдача итоговой аттестации ГИА и ЕГЭ.

4.Включенность в предпрофильную подготовку;

5.Готовность к профильному обучению в среднеспециальных и высших учебных заведениях;

6.Всестороннее развитие способностей детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью.

Социальные результаты:

1.Компенсация особых потребностей детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью;

2. Создание системы поддержки детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью;

3. Вовлеченность детей в социум;

4.Удовлетворенность родителей выполнением МБОУ СОШ №45 образовательного заказа.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа «Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ»

Автор: Крестьянова Ольга Михайловна

Дата: 18.08.2016

Номер свидетельства: 339828

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования "
    ["seo_title"] => string(82) "psikhologho-piedaghoghichieskiie-trudnosti-i-probliemy-inkliuzivnogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "125686"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415031918"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
    ["seo_title"] => string(80) "loghopiedichieskoie_soprovozhdieniie_obuchaiushchikhsia_s_ovz_v_usloviiakh_inkli"
    ["file_id"] => string(6) "416689"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1495114084"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья."
    ["seo_title"] => string(112) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-obuchaiushchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "248169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446668447"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Тьюторское сопровождение инклюзивного образования"
    ["seo_title"] => string(53) "tiutorskoiesoprovozhdieniieinkliuzivnoghoobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "271412"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451490758"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Психолого - педагогическое сопровождение обучающихся в условиях инклюзивного образования"
    ["seo_title"] => string(109) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-obuchaiushchikhsia-v-usloviiakh-inkliuzivnogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "243432"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445719126"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства