Просмотр содержимого документа
«Природа родного края 2 класс»
Пояснительная записка
Направление рабочей программы
Настоящая программа относится к туристско-краеведческой направленности. Школьное краеведение – важный фактор идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания учащихся, оно способствует патриотическому воспитанию, общему и политическому образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии. Объектами краеведения являются природа, население и хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура. Все это объекты разных наук, и, следовательно, при их изучении используются разные методы, присущие соответствующим областям знания. У всех направлений краеведческой деятельности имеется общий предмет изучения – край. Каждый край нашей страны имеет свои культурные традиции и памятные места, которые могут стать основой краеведческой работы.
Актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность настоящей программы заключается в том, что она позволяет средствами дополнительного образования частично компенсировать пробелы в знаниях о родном крае и известных людях по разным предметам, одновременно способствуя и общекультурному развитию детей. Встреча с местностью и обстановкой, где жили и творили писатели и живописцы, музыканты и актеры, знакомство с подлинными документами и их личными вещами, посещение тех мест, где художниками владели, запечатленные в их творениях мысли и чувства, где их глазам открывались картины поэтического восприятия окружающего мира, производят яркое, неизгладимое впечатление. Волнующий эффект присутствия в этих исторических местах вызывает неповторимое ощущение личной причастности к культурной традиции края. Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Она позволяет заложить основы краеведческих знаний, опираясь на которые дети смогут развить свой дальнейший интерес, общаясь с другими источниками информации, посещая различные кружки в средних и старших классах.
Цель:
всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.
Задачи:
расширить кругозор учащихся, глубже изучить природу родного края, пробудить интерес к окружающей природе;
направлено на приобретение учащимися первоначальных навыков исторического наблюдения, через знакомство с различными историческими источниками;
призвано способствовать становлению у школьников самостоятельного мышления, умения сравнивать факты и осмысливать их;
помогает установить первичные логические связи, являющиеся фундаментом для формирования целостного взгляда на историческое развитие цивилизации в целом, обществе, государстве и месте человека в истории;
знакомит с навыками использования в процессе обучения научно-исторических понятий, с методами исторического исследования, приемами работы с историческими источниками;
обеспечивает развитие школьников, их познавательной сферы, умственных способностей и интересов;
воспитывает эмоционально-положительный взгляд на мир, способствует формированию в единстве этических и эстетических чувств;
обеспечивает более четкую преемственность и перспективность изучения истории родного края и страны в начальном и среднем звене школы.
Возраст детей , участвующих в реализации программы
Программа « Природа родного края» предназначена для детей в возрасте 7-8 лет.
Срок реализации программы - 1год
Формы, режим занятий, способы определения результативности
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. А также, включены нетрадиционные формы проведения занятий: экскурсии посещение выставок, музеев; просмотр видеофильмов; защита проектов; исследовательская деятельность; викторины; игры.
Занятие проводится 1 раз в неделю по 1 часу, т.е. 34 часа в год.
Методы отслеживания (диагностики) успешности, овладение учащимися содержания программы:
-педагогическое наблюдение;
-педагогический анализ результатов бесед, участие в конкурсах, активности обучающихся на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
-развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
-воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
-формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
-овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
-освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
-формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
-развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
-в ценностно-ориентационной сфере — сфорсированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
-в познавательной сфере — углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социо-природной среде;
-в трудовой сфере — владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
-в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
-в сфере физической культуры — элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.