Тема урока: Приемы деления 48:2, 480:2, 480:20.
Цель: формировать знание и умение выполнять внетабличные приемы деления рациональным способом; закрепить умение решать задачи изученных видов.
Предметные результаты: учащиеся знают алгоритм приема деления вида: 48:2, 480:2, 480:20.
Ход урока
1.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
Психологический настрой. Дети сидят с закрытыми глазами и внимательно слушают учителя, последнее слово каждой его фразы говорят хором.
- На уроке наши глаза внимательно смотрят и все. (видят).
Уши внимательно слушают и все. (слышат).
Голова хорошо. (думает).
(Чистописание)
46 40 6
84 80 4
2.
Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
Дидактическая игра «Лесенка» проводится для совершенствования навыков табличного умножения и деления. На доске нарисована лестница, с двух сторон которой изображен ряд примеров из таблицы умножения и деления. Вызванные ученики записывают только ответы. Побеждает тот, кто быстрее доберется до вершины.
Полезно включить игровое упражнение: «Поработаем на компьютере».
Учитель объясняет детям, что после всех математических действий на табло появилось число 36. Нужно узнать, какое число ввели в машину.
Разложите число 36 на такие слагаемые, чтобы каждое из них де лилось на 4, на 2, на 3.
Даны числа: 8, 42, 5, 7, 9, 72, 6, 20, 4. Выберите такие три числа, чтобы произведение двух из них равнялось третьему.
Задача на смекалку.
На лугу паслось 4 козы. Белых втрое больше, чем черных. Сколько белых и сколько черных коз паслось на лугу?
Физкультминутка
3.
Объяснение нового.
При устном объяснении (упражнение №1) должны быть выделены следующие моменты: 1) заменяем делимое суммой десятков и единиц; 2) пользуясь правилом деления суммы на число, делим сначала десятки, а затем единицы и полученные результаты складываем.
Важно обратить внимание детей на то, что этот прием деления двузначного числа на однозначное применяется лишь в том случае, если на данное число делится и число десятков в делимом и число единиц.
4.
Первичное закрепление.
1. Замените числа суммой разрядных слагаемых.
69, 78, 68, 96, 39,88.
2. Закрепление нового материала, а) 36:3.
Заменю число 36 суммой разрядных слагаемых 30 и 6.
36: 3 = (30 + 6): 3 = 30: 3 + 6: 3 = 10 + 2 = 12 Получится пример (30 + 6): 3
Разделю на 3 каждое слагаемое, полученные результаты сложу. Ответ: 12.
Карточка «помогайка»
а) Не всегда заменяем число суммой разрядных слагаемых. Это могут быть и удобные слагаемые, где каждое делится на это число.
Например: 78:2.
- Какими слагаемыми заменим? Ведь 70 на 2 разделить непросто.
- Каким будет первое слагаемое? (60.)
- Второе? (18.)
Помните, что одно из слагаемых - это число из таблицы умножения. Объяснение:
Заменю число 78 суммой удобных слагаемых 60 и 18. 78 : 2 = (60 + 18): 2 = 60: 2 + 18: 2 = 30 + 9 = 39.
Для первичного закрепления выполняется с пояснениями упражнение №2.
5.
Работа над изученным.
Условие задачи №4 учащиеся записывают в таблицу:
Цена
Количество
Стоимость
?
6 мячей
420 тенге
?
8 мячей
240 тенге
После этого учащиеся решают задачу самостоятельно.
При выполнении упражнения №3 дети могут предлагать разные варианты слагаемых:
24 = 20 + 4 24 = 18 + 6 24 = 16 + 8 24 = 12 + 12 и т. д.
Упражнения №5 и №6 выполняются устно. Важно, чтобы дети не только ответили на вопросы учебника, но и составили свои вопросы по рисункам.
6.
Самостоятельная работа.
№6 (1 и 2-й столбики).
Проверка – фронтально.
7.
Повторение
Работа в тетради на печатной основе может быть выполнена самостоятельно.
Логическое задание №8 выполнить под руководством учителя.
(5 + 5) • (5 + 5) =100 5 • 5 • (5 + 5) = 250
8
Рефлексия
Домашнее задание.
Домашнее задание: №6 (3-й столбик). Творческий уровень: составить по 2 буквенных равенства и неравенства.