Письменные приемы деления многозначного числа на двузначное. Деление с остатком.
Письменные приемы деления многозначного числа на двузначное. Деление с остатком.
Урок математики в 4 классе.
Тема: Письменные приемы деления многозначного числа на двузначное. Деление с остатком.
Цель: формировать у учащихся умение делить многозначные числа на двузначные с остатком письменным способом ;
развивать логическое мышление, внимание, математическую речь, умение работать в парах и группах.
воспитывать в себе уважительное отношение к мнению других, трудолюбие, взаимопомощь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ГУ «Средняя общеобразовательная школа-гимназия № 9» города Павлодара
Тема:Письменные приемы деления многозначного числа на двузначное.
Деление с остатком.
Цель: формировать у учащихся умение делить многозначные числа на двузначные с остатком письменным способом ; развивать логическое мышление, внимание, математическую речь, умение работать в парах и группах. воспитывать в себе уважительное отношение к мнению других, трудолюбие, взаимопомощь.
Ход урока:
I. Организационно-мотивационный этап
Учитель: Итак, друзья внимание – ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.
– Я надеюсь, что на этом уроке вы откроете для себя новые знания, будете работать с радостью и с удовольствием.
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь глазками, пожелайте удачи, хорошего настроения на весь учебный день. (Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят:)
желаю (большой) успеха (указательный) большого (средний) во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).
II. Актуализация опорных знаний.
1. Запись даты: 25 января. Классная работа.
– Дайте характеристику числу 25. (Для записи этого числа понадобилось 2 цифры, значит оно двузначное. В нём 2 десятка и 5 единиц. Это число нечётное, т.к. не делится на 2. Число 25 некруглое, т.к. не заканчивается 0. Соседи этого числа: предшествующее -24, последующее -26.)
– Как в произведении получить число 25? ( 55; 25 1; 52)
2. Выражения.
- Рассмотрите записи: (на доске карточки с примерами)
287 : 30 =
756 : 75 =
813 : 90 =
394 : 13 =
6832 : 25 =
– Что их объединяет? (Это числовые выражения. Они на деление, делитель двузначное число)
– Исключите «лишнее» выражение. Обоснуйте свой выбор. Обсудите в паре.
(Последнее, так как делимое четырёхзначное число)
– Попробуйте найти значение выражений и вы сможете определить что ещё их объединяет? Можно посоветоваться в парах. (Все выражения на деление с остатком)
– Что важно помнить при делении с остатком? (остаток должен быть меньше делителя)
287 : 30 = 9 (ост.17)
756 : 75 = 10 (ост.6)
813 : 90 = 9 (ост.3)
394 : 13 = 30 (ост.4)
6832: 25
III. «Открытие» нового
– Всё ли удалось сосчитать? (последнее выражение решить сложнее, так какмы не учились решать такие примеры)
– Вам сложно решить устно, а какой способ мы уже знаем? (Деление уголком, письменно)
– А вы хотите научиться решать такие выражения?
1. Определение темы урока. Постановка учебных задач.
– Попытайтесь сформулировать тему урока.(Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком)
- Поставьте учебные задачи (цели). (Научиться выполнять письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком)
–Я уверена, что вы достигнете своих целей, если будете внимательно и осознанно выполнять вычисления.
2. Постановка проблемы.
– Посмотрите на последнее выражение ( 6832: 25 )
–Прочитайте разными способами.
– Предлагаю вам поработать в группах.
–Подумайте, как можно найти значение этого выражения, пользуясь письменным приёмом деления. (Дети работают в группах)
–Если у вас возникнут затруднения, воспользуйтесь памяткой-подсказкой. В ней указан алгоритм письменного деления.
Коллективная проверка:
–Проверим, как вы выполнили задание?
–Кто хочет поделиться своими знаниями?
(2 ученика из групп, которые решат первыми, записывают решение на доске)
6832: 25
Самопроверка: сравните вашу работу с работой на доске. Оцените работу товарищей.
- У кого другой ответ?
Самооценка: - Если ваша группа рассуждала так же, поставьте «+»,если ошиблись, поставьте пока «–».
– У кого «+»? У кого «–»?
– А вы уверены, что решили правильно? (Да)
Докажите. (Надо выполнить проверку)
– А как проверить? (Частное умножить на делитель и прибавить остаток)
– Выполните проверку самостоятельно в тетради. (Взаимопроверка)
- Если значения получились разные, то постарайтесь прийти к единому мнению.
Итог: – Сделайте вывод, как выполнить деление с остатком?
– Обговорите в паре.
– Кто расскажет мне?
Вынос на доску:
Сделать прикидку.
Найти первое неполное делимое.
Определить число цифр в частном.
Найти цифры в каждом разряде частного.
Найти остаток и сравнить с делителем. (Остаток всегда должен быть меньше делителя)
Подружитесь с этим алгоритмом. Если у вас будут затруднения в оформлении решения, то можете воспользоваться учебником на стр.18. Откройте учебник и обратите внимание на запись ещё раз.
V. Контролирующий этап
– А сейчас вы примените полученные знания на практике. с. 18 №2 (б)
– Прочитайте задание.
(один ученик решает с объяснением у доски,остальные – в тетрадях)
384545:22
– Как проверить? (Частное умножить на делитель и прибавить остаток)
(ученик решает с объяснением у доски)
– Следующее выражение вычислите в паре с комментированием.
1вар. 907654:25 2 вар. (проверка)
Итог: – Для чего выполняли это задание? (учились выполнять письменный приём деления с остатком и проверять.)
Физминутка.
Решение задачи. (По карточке)
– Прочитайте текст. Является ли он задачей?
Из двух городов навстречу друг другу одновременно выехали две машины и встретились через 9 часов. Скорость одной машины 70 км/ч, а другой– 80 км/ч.
Можно ли данный текст назвать задачей? (Это не задача, так как нет вопроса)
- Работая в парах, выберите из предложенных вопросов тот, который подойдёт к данному условию.
Какого цвета была первая машина?
С какой скоростью ехала вторая машина?
Каково расстояние между городами?
(3-ий, т. к. требует вычислений с использованием данных)
- Что вы можете сказать об этой задаче?
(Составная, т. к. будет решаться в несколько действий; на встречное движение)
- Составьте чертёж к данной задаче.
- Какие способы решения задачи вы знаете? (Арифметический и алгебраический)
- Чем они отличаются друг от друга? (Выражением и уравнением)
- Решите задачу удобным для вас способом.
(70+80) 9=1350 (км) х:(70+80)=9
709+809=1350 (км) х:9=70+80
Коллективная проверка.
- Кто решил выражением? Проверьте решение самостоятельно. (по слайду)
- Какой способ рациональный?
- Кто решил алгебраическим способом?
- Какое уравнение составили? Проверьте решение самостоятельно. (по слайду)
- Какие ЗУНы нужны, чтобы решить его? (выполнять сложение круглых чисел; находить делимое; умножать круглое число на однозначное)
Самооценка: - Если вы выполнили верно, поставьте на полях «+», если допустили ошибку, поставьте «–».
– У кого «+»? У кого «–»?
Индивидуальная работа по разноуровневым карточкам
– Наш урок движется к концу. Я предлагаю вам воспользоваться своими знаниями, чтобы выполнить задания по карточкам. Здесь задания трёх уровней сложности. Вы выбираете для решения только одно и объясняете свой выбор.
1. Выполни деление с остатком:
460 : 29 428 : 63
2 . Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.
526 : 25 920 : 92 685 : 27
3 . Вставить пропущенные цифры, чтобы запись была верной.
: 83 = 7 ( ост. 4) : 29 = 8 (ост. 15)
Проверка: - Кто выбрал 1-е задание? Почему? (Фронтальная работа)
- Кто выбрал 2-е задание? Почему?
- Кто выбрал 3-е задание? Почему?
– Выполните выбранное задание.
Самопроверка:(пока дети выполняют выбранное задание, учитель раздает контрольные листы, по которым дети затем сверяют решение)
с/оц. – Если вы решили все правильно – «+», если были ошибки – «–».
Рефлексия.
- Какое открытие сделали для себя на уроке? Расскажите о своих открытиях в парах.
- Поделитесь теперь своими открытиями со мной.
- Кто считает, что он сегодня научился решать такие выражения?
- А кто считает, что ему ещё нужна помощь?
- Кто из вас считает, что сегодня на уроке он работал лучше, чем обычно?
- Оцените себя.
( на доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).