Планирование составлено на основе учебника и программы.
| № п/п | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся |
| 1 четверть | |
| 1 | | Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником. | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; - отвечать на вопросы по содержанию; - понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание, (учебный текст); - определять алгоритм выполнения; - оценивать ход и результат выполнения. Характеризовать прослушанное художественное произведение: - его жанр (включая поу-чение, летопись, путешествие и др.); - сюжет (последо-вательность развития событий); - описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников; - оценивать свое и чужое высказывание. Чтение Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно; - выбирать соответствующую интонацию, тон и темп речи; - ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки, прозы. Читать про себя текст осознанно, выделять в нем логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы. Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения. Формулировать основную мысль текста. Вести по ходу чтения диалог с автором текста: - задавать вопросы автору по ходу чтения, - прогнозировать ответы, - осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова текста. Объяснять смыл заглавия произведения. Составлять простой план текста самотоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно. Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке. Культура речевого общения Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание. Создавать устно текст-рассказ характеристику героя. Высказывать аргументировано свое отношение к прочитанному, к героям. Культура письменной речи Готовиться к сочинению: - определять и анализировать тему; - формулировать замысел (главную мысль); - собирать материал; - составлять план; - работать над черновиком; - редактировать текст. Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки. Творческая деятельность Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация Иллюстрировать текст. Писать творческие работы: сочинение по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др. |
| Раздел 1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РАЗНЫХ ЖАНРОВ |
| 2 | | Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий |
| 3 | | Фантастическая повесть. Е.Велтистов «Приключения Электроника» |
| 4 | | Е.Велтистов «Приключения Электроника» |
| 5 | | Е.Велтистов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной и фантастической повести |
| 6 | | Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада» |
| 7 | | Обобщение по разделу. |
| 8 | | Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках |
| 9 | | Развитие речи. Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе |
| Раздел 2. У ИСТОКОВ РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
| 10 | | Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…» |
| 11 | | «Повесть временных лет». Расселение славян |
| 12 | | Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки |
| 13 | | «Похвала книгам» Ярослава Мудрого |
| 14 | | «Поучение» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV – XVI веках. Поучение и светский рассказ «О поселянине и медведице» |
| 15 | | Путешествие 1. XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия |
| 16 | | Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина… |
| 17 – 18 | | Обобщение по разделу. Проверочная работа №2: «У истоков русской детской литературы». |
| 19 | | Внеклассное чтение. Книги о книгах |
| 20 | | Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Сережкины книги |
| 21 | | С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» |
| 22 | | А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих предков и первейших лет моей жизни» |
| 23 | | Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума» |
| 24 | | Развитие речи. Сочинение в стиле нравоучительной статьи. |
| 25 | | Детские стихи А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь» |
| 26 – 27 | | Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы XI – XVIII веков. Проверочная работа №3. |
| 28 | | Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги) |
| 29 | | Развитие речи. Сочинение по теме: «Мое путешествие в историю детской литературы» |
| Раздел 3. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА |
| 30 | | Путешествие 3. Москва начала XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська» |
| 31 | | И. А. Крылов «Квартет», «Свинья под дубом». Характерные особенности жанра басни. |
| 32 | | Обобщение. Басни И. А. Крылова. |
| 33 | | Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица» |
| 34 | | А. Погорельский «Черная курица» |
| 35 | | А. Погорельский «Черная курица» |
| 36 | | А. Погорельский «Черная курица» |
| 2 четверть |
| 37 | | Путешествие 5. Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэтическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Сказки и сказочники. Исторические рас-сказы Александры Ишимовой |
| 38 | | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» |
| 39 | | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» |
| 40 | | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» |
| 41 | | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» |
| 42 | | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» |
| 43 | | Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде» |
| 44 | | В. А. Жуковский «Спящая царевна» |
| 45 | | Литературные сказки. Поэтичес-кое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского (обощение) |
| 46 | | В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В. Даля). «Кузовок» (игра) |
| 47 | | Развитие речи. Сочинение-обработка народной сказки (подражание В. И. Далю) |
| 48 | | А. Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей») |
| 49 | | Обобщение по разделу. Проверочная работа №4: «XIX век. Путешествие продолжается» |
| 50 | | Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». (Книги о родном городе, его прошлом и настоя-щем или литературные сказки писателей XIX века) |
| 51 | | Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. |
| 52 | | С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» |
| 53 | | Поэты XIX века о природе. Стихи А. Толстого, А. Плещеева |
| 54 | | Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе |
| 55 | | Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» |
| 56 | | Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» |
| 57 | | Путешествие 7. Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги |
| 58 | | Л. Н. Толстой как учитель. Сказка «Два брата» |
| 59 | | Л. Н. толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья» |
| 60 | | Практикум «Учусь читать художественную прозу» |
| 61 | | К. Д. Ушинский «Столица и губернский город» |
| 62 | | К. Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога» |
| 63 | | Развитие речи. Сочинение в форме путевого очерка |
| 64 | | К. Д. Ушинский «Наше Отечество» |
| 3 четверть |
| 65 | | К. Д. Ушинский «Жалобы зайки». Развитие речи. Сочинение-подражание Ушинскому |
| 66 | | А. И. Куприн «Слон» |
| 67 | | А. И. Куприн «Слон» |
| 68 | | А. И. Куприн «Слон» |
| 69 | | Обобщение по разделу. Проверочная работа №5: «Детская литература XIX века» |
| 70 | | Внеклассное чтение. Произведения А. П. Чехова для детей («Мальчики») |
| Раздел 4. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА |
| 71 | | Путешествие 8. (В…библиотеку). Загадка Лидии Чарской |
| 72 | | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (глава 8) |
| 73 | | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (главы 10 – 11) |
| 74 | | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (обобщение) |
| 75 | | Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики XIX – XX веков |
| 76 | | Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак |
| 77 | | Б. Житков «Николай Исаич Пушкин» |
| 78 | | К. Чуковский «Серебряный герб» (глава 1 «Телефон») |
| 79 | | Д. Хармс «Уж бегал, бегал, бегал…» |
| 80 | | Ю. Владимиров «Чудаки» |
| 81 | | А. Введенский «О рыбаке и судаке» |
| 82 | | Внеклассное чтение. Современные чудаки |
| 83 | | Путешествие 10. «Вокруг Маршака» |
| 84 | | С. Сивоконь «Везите все, как есть, почитаем!» |
| 85 | | Внеклассное чтение. Современные детские журналы |
| 86 | | Е. Шварц «Два брата» |
| 87 | | Е. Шварц «Два брата» |
| 88 | | Е. Шварц «Два брата» |
| 89 | | Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок). «Пишу на ту же тему по-своему» |
| 90 | | А. Н. Толстой «Фофка» |
| 91 | | А. Н. Толстой «Кот – сметанный рот» |
| 92 | | М. Пришвин «Изобретатель» |
| 93 | | С. Я. Маршак «Сила жизни» |
| 94 | | Р. Киплинг «На далекой Амазонке» |
| 95 | | Р. Бёрнс «В горах мое сердце» |
| 96 | | С. Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор |
| 97 | | Обобщение. Проверочная работа №6: «Детская литература XX века» |
| 98 | | Внеклассное чтение. Творцы книг (рассказы о писателях, художниках-иллюстраторах) |
| 99 | | Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928 году |
| 100 | | В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» |
| 101 | | А. Барто «Снегирь» |
| 102 | | Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» |
| 103 | | Ю. Олеша «Три Толстяка». «Кукла с хорошим аппетитом» |
| 104 | | Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» |
| 4 четверть |
| 105 | | Б. Галанов «Как найти город Трех Толстяков?». Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» |
| 106 | | Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки». Р. Фраерман «Гайдар и дети» |
| 107 | | А. Гайдар «Тимур и его команда» |
| 108 | | А. Гайдар «Тимур и его команда» |
| 109 | | А. Гайдар «Тимур и его команда» |
| 110 | | Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача» |
| 111 | | В. Драгунский «Что любит Мишка?» |
| 112 | | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника |
| 113 | | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы Н. Носова |
| 114 | | Стихи А. Барто. Сатира или юмор? |
| 115 | | Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?» (Веселые произведения В. Голявкина, И. Пивоваровой) |
| 116 | | Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца |
| 117 | | Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира | |
| 118 | | Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского |
| 119 | | Стихи С. Чёрного и В. Долиной |
| 120 | | Миниатюры Г. Цыферова. Развитие речи. Создание собственных миниатюр |
| 121 | | Стихи Н Матвеевой |
| 122 | | Внеклассное чтение. Любимые стихи |
| 123 | | Практикум «Учусь читать лирический текст» по стихотворению Н. Матвеевой «Лето» |
| 124 | | Обобщение по разделу. Проверочная работа №7: «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» |
| 125 | | С. Козлов «Снежный цветок» |
| 126 | | С. Козлов «Снежный цветок» |
| 127 | | С. Козлов «Снежный цветок» |
| 128 | | Путешествие 15. Современные детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай» |
| 129 | | К. Драгунская «Ерунда на постном масле» |
| 130 | | Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра» |
| 131 | | Тим Собакин «Самолет», «До будущего лета» |
| 132 | | Обобщающий урок по всему курсу. Берём интервью у детских писателей |
| 133 | | Проверочная работа №8 (итоговая): «Интервью у детского писателя» | |
| 134 | | Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям |
| 135 | | Внеклассное чтение. О чем можно, о чем хочется читать |
| 136 | | Путешествие по «океану света» |