Пояснительная записка к рабочей программе по технологии 3 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии 3 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Н.И.Роговцевой, С.В.Анащенковой «Технология», М.: «Просвещение»,2011г.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе по технологии 3 класс»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Путьленинская основная общеобразовательная школа» Черлакского муниципального района Омской области
Рассмотрено
на педагогическом
совете № 1
«___» ___________2015 г.
Согласовано
с зам. директора по УВР
И И. А. Шабанова________
«___» _________2015 г.
Утверждаю
Директор школы
Т. А. Фролова _______
«___» _________2015 г.
Рабочая программа по технологии в 3 классе УМК «Школа России»
Составитель:
Мироненко Елена Александровна
учитель начальных классов
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Н.И.Роговцевой, С.В.Анащенковой «Технология», М.: «Просвещение»,2011г.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Теоретической основой данной программы являются:
системно-деятельностный подход - обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.);
теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Основные задачи курса:
духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре, развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России, развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
- знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы:
учатся экономно расходовать материалы;
осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
учатся преимущественно конструкторской деятельности;
знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа"Технология».интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенкоммира во всемего многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для их духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч — в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч — во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
воспринимать современную городскую среду как продукт преобразующей и творческой деятельности человека – созидателя в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в Информационном пространстве ;
называть основные виды профессиональной деятельности человека в городе: экскурсовод, архитектор, инженер-строитель, прораб, модельер, закройщик, портной, швея садовник, дворник, и т.д.
бережно относиться к предметам окружающего мира;
организовывать самостоятельно рабочее место для работы в зависимости от используемых инструментов и материалов;
соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
отбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия в зависимости от вида работы, с помощью учителя заменять их;
проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемому материалу;
проводить анализ конструктивных особенностей простейших предметов быта под руководством учителя и самостоятельно;
осваивать доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
определять самостоятельно этапы изготовления изделия на основе текстового и слайдового плана, работы с технологической картой.
Обучающийся получит возможность научиться:
осмыслить понятие «городская инфраструктура»;
уважительно относиться к профессиональной деятельности человека;
осмыслить значимости профессий сферы обслуживания для обеспечения комфортной жизни человека;
осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты.
Обучающийся научится:
узнавать и называть основные материалы и их свойства, происхождение, применение в жизни;
узнавать и называть свойства материалов, изученных в 3 классе:
Бумага и картон:
свойства различных видов бумаги: толщина, или объемная масса; гладкость; белизна; прозрачность; сопротивление разрыву, излому продавливанию, раздиранию; прочность поверхности; влагопрочность; деформация при намокании; скручиваемость; впитывающая способность;
выбирать необходимый вид бумаги для выполнения изделия.
Текстильные и волокнистые материалы:
структура и состав тканей;
способ производства тканей (ткачество, гобелен);
производство и виды волокон (натуральные, синтетические);
Природные материалы:
умения сравнивать свойства природных материалов при изготовлении изделий из соломки, листьев, веточек и др.
знакомство с новым природным материалом – соломкой, ее свойствами и особенностями использования в декоративно-прикладном искусстве;
знакомство с новым материалом — пробкой, ее свойствами и особенностями использования.
Пластичные материалы
систематизация знаний о свойствах пластичных материалов;
выбор материала в зависимости от назначения изделия
наблюдение за использованием пластичных материалов в жизнедеятельности человека.
Конструктор:
сравнивать свойства металлического и пластмассового конструктора
Металл:
знакомство с новым материалом проволокой, ее свойствами.
Бисер:
знакомство с новым материалом бисером;
виды бисера;
свойства бисера и способы его использования;
виды изделий из бисера;
леска, её свойства и особенности.
использование лески при изготовлении изделий из бисера.
Продукты питания:
знакомство с понятием продукты питания;
виды продуктов;
знакомство с понятием «рецепт», «ингредиенты», «мерка»;
экономно расходовать используемые материалы при выполнении изделия;
выбирать материалы в соответствии с заданными критериями;
выполнять простейшие чертежи, эскизы и наброски;
изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по слайдовому плану, эскизам, техническим рисункам и простым чертежам;
выполнять разметку материала, с помощью циркуля, по линейке, через копировальную, калькированную бумагу, помощью шаблонов, на глаз.
выполнять разметку на ткани мягким карандашом, кусочком мыла или мела, при помощи шаблона.
выполнять разметку симметричных деталей;
оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;
готовить пищу по рецептам, не требующим термической обработки;
выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств:
Бумага и картон.
приемы работы с калькой, копировальной и металлизированной бумагой;
выполнять различные виды орнамента, (геометрический, растительный, зооморфный, комбинированный).
выбирать или заменять вид бумаги в зависимости от выполняемого изделия (под руководством учителя);
выполнять изделия при помощи технологии выполнение папье-маше;
осваивать технологию создания объемных изделий из бумаги, используя особенности этого материала, создания разных видов оригами;
выполнять раскрой вырезанием симметричных фигур в гармошке, подгонкой по шаблону;
Освоение элементов переплётных работ (переплёт листов в книжный блок);
Ткани и нитки
знакомство с технологическим процессом производства тканей, с ткацким станком (прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в ткани (основа, уток);
конструирование костюмов из ткани
обработка ткани накрахмаливание;
различать виды ниток, сравнивая их свойств (назначение);
выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения;
выполнять виды швов: стачные и украшающие, ручные и машинные, шов «через край», «тамбурный шов», освоить строчки стебельчатых, петельных и крестообразных стежков;
освоить новые технологические приемы:
создания мягких игрушек из бросовых материалов (старые перчатки, варежки);
производства полотна ручным способом (ткачество– гобелен);
изготовления карнавального костюма;
украшение изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками.
украшения изделия при помощи вышивки и вязанных элементов;
вязания воздушных петель крючком;
вид соединения деталей — натягивание нитей.
Природные материалы
применять на практике различные приемы (склеивание, соединение, дел осваивать приемы работы с соломкой:
подготовка соломки к выполнению изделия: холодный и горячий способы;
выполнение аппликации из соломки;
учитывать цвет и фактуру соломки при создании композиции;
использовать свойства пробки при создании изделия;
выполнять композицию из природных материалов.
оформлять изделия из природных материалов при помощи фломастеров, красок и цветной бумаги.
Пластичные материалы
использовать пластичные материалы для соединения деталей;
освоение нового вида работы с пластичным материалом –
тестопластикой
Конструктор.
выполнять способы соединения (подвижное и неподвижное) конструктора.
Металл:
освоение способов работы с проволокой: скручивание, сгибание, откусывание.
Бисер:
освоение способов бисероплетения.
Продукты питания:
освоение способов приготовление пищи (без термической обработки и с термической обработкой);
готовить блюда по рецептам, определяя ингредиенты и способ его приготовления;
использование для определения веса продуктов «мерки»;
Растения, уход за растениями
освоение способов ухода за парковыми растениями
Первоначальные сведения о графическом изображении в технике и технологии
использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль);
чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам;
вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу;
выполнять «эскиз» и «технический рисунок»;
применять масштабирование при выполнении чертежа;
уметь «читать» простейшие чертежи;
анализировать и использовать обозначения линий чертежа.
применять приемы безопасной работы с инструментами:
использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, наперстком, ножницами,: пяльцами (вышивание), ножом (разрезания), циркулем, гаечным и накидным ключами;
использовать правила безопасной работы при работе с яичной скорлупой, металлизированной бумагой.
осуществлять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру, разрыванием пальцами;
осваивать правила работы с новыми инструментами: контргайка, острогубцы, плоскогубцы;
осваивать способы работы с кухонными инструментами и приспособлениями;
использовать правила безопасности и гигиены при приготовлении пищи;
При сборке изделий использовать приемы
окантовки картоном
крепления кнопками
склеивания объемных фигур из разверток (понимать значение клапанов при склеивании развертки)
соединение с помощью острогубцев и плоскогубцев
скручивание мягкой проволоки
соединения с помощью ниток, клея, скотча.
знакомство с понятием «универсальность инструмента».
Обучающиеся получат возможность:
изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;
комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий
осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности
оформлять изделия по собственному замыслу;
выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий.
подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
выделять детали конструкции, называть их форму, расположение и определять способ соединения;
анализировать конструкцию изделия по рисунку, простому чертежу, схеме, готовому образцу;
частично изменять свойства конструкции изделия;
выполнять изделие, используя разные материалы;
повторять в конструкции изделия конструктивные особенности реальных предметов и объектов;
анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия составлять на основе слайдового плана текстовый и наоборот.
Обучающиеся получат возможность:
сравнивать конструкцию реальных объектов и конструкции изделия;
соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических фигур с изображением развертки;
создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.
Практика работы на компьютере.
Обучающийся научится:
использовать информацию, представленную в учебнике в разных формах при защите проекта;
воспринимать книгу как источник информации;
наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать выводы и умозаключения;
выполнять преобразования информации; переводить текстовую информацию в табличную форму;
самостоятельно заполнять технологическую карту по заданному образцу;
использовать компьютер для поиска, хранения и воспроизведения информации;
различать устройства компьютера и соблюдать правила безопасной работы;
находить, сохранять и использовать рисунки для оформления афиши.
Обучающиеся получат возможность:
переводить информацию из одного вида в другой;
создавать простейшие информационные объекты;
использовать возможности сети Интернет по поиску информации
Проектная деятельность.
Обучающийся научится:
составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому или текстовому плану;
определять этапы проектной деятельности;
определять задачи каждого этапа проекторной деятельности под руководством учителя и самостоятельно;
распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя и/ или выбирать роли в зависимости от своих интересов и возможностей;
проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;
проектировать деятельность по выполнению изделия на основе технологической карты как одного из средств реализации проекта;
Обучающиеся получат возможность:
осмыслить понятие стоимость изделия и его значение в практической и производственной деятельности;
выделять задачи каждого этапа проектной деятельности;
распределять роли при выполнении изделия в зависимости от умения качественно выполнять отдельные виды обработки материалов;
проводить оценку качества выполнения изделия на каждом этапе проекта и корректировать выполнение изделия;
развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека в городской среде;
ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности профессиональной деятельности человека;
интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника и с учетом собственных интересов;
представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
основные критерии оценивания собственной деятельности других учеников как самостоятельно, так и при помощи ответов на «Вопросы юного технолога»;
этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при выполнении проекта;
потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
представления о значении проектной деятельности.
интерес к конструктивной деятельности;
простейшие навыки самообслуживания;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой деятельности;
этических норм (долга, сопереживания, сочувствия) на основе анализа взаимодействия профессиональной деятельности людей;
ценности коллективного труда в процессе реализации проекта;
способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или неуспешность и определяя способы ее корректировки;
представление о себе как о гражданине России и жителе города, поселка, деревни;
бережного и уважительного отношения к окружающей среде;
уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности.
эстетических чувств (прекрасного и безобразного);
потребность в творческой деятельности;
учет при выполнении изделия интересов, склонностей и способностей других учеников.
Метапредметные результаты
Регулятивные
У учащихся будут сформированы:
следовать определенным правилам при выполнении изделия;
дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя и / или самостоятельно;
выбирать средства для выполнения изделия и проекта под руководством учителя;
корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учеников;
вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;
действовать в соответствии с определенной ролью;
прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» под руководством учителя;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
работать над проектом с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
ставить новые задачи при изменении условий деятельности под руководством учителя;
выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия;
прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта:
оценивать качества своей работы.
Познавательные
У обучающегося будут сформированы:
выделять информацию из текстов заданную в явной форме;
высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника,
проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника;
использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника;
проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя и / или самостоятельно;
выделять признаки изучаемых объектов на основе сравнения;
находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя и / или самостоятельно;
проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выбранным критериям;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения;
высказывать суждения о свойствах объектов, его строении и т.д.;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач разного характера с учетом конкретных условий;
устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями;
проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;
находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям;
Коммуникативные
У обучающегося будут сформированы:
слушать собеседника понимать и/ или принимать его точку зрения;
находить точки соприкосновения различных мнений;
приводить аргументы «за» и «против» под руководством учителя при совместных обсуждениях;
осуществлять попытку решения конфликтных ситуаций (конфликтов «интересов») при выполнении изделия, предлагать разные способы решения конфликтных ситуаций;
оценивать высказывания и действия партнера с сравнивать их со своими высказываниями и поступками;
формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;
проявлять инициативу в ситуации общения.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;
учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои;
задавать вопросы на уточнение и/ или углубление получаемой информации;
осуществлять взаимопомощь и взаимопомощь при взаимодействии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т.д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактическихматериалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, для использования в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов.. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую
карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схеА, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Систематический курс (34 часа)
№
п/п
Тема
Количество часов
1.
Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником
1
2.
Человек и земля
21
3.
Человек и вода
4
4.
Человек и воздух
3
5.
Человек и информация
5
Итого
34
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа:
Роговцева. Н.И., Анащенкова С. В. Технология. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений С. В. Анащенкова и др. М. Просвещение 2011г. стр. 469
Учебник:
Роговцева Н.И., Богданова Н. В. Добромыслова Н. В. Технология: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013 г.
Рабочие тетради:
Роговцева Н.И., Богданова Н. В. , Шипилова Н. В. Технология. Рабочая тетрадь 3 класс: пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013 г.
Методические пособия:
Роговцева Н.И., Богданова Н. В. , Шипилова Н. В. Уроки технологии: 3 класс М.: Просвещение, 2012 г.
Электронные ресурсы:
Электронное приложение к учебнику «Технология», 3 класс (диск CD- ROM), авторы С. А. Володина, О. А. Петрова, М.О. Майсурадзе, В. А. Мотылёва.
CD «Развивашка». Делаем игрушки с дизайнером Поделкиным. Выпуск 2. Карнавальные костюмы мистера Маски.
CD «Смешарики». Подарок для мамы. Выпуск 8.
CD «Мышка Мия. Юный дизайнер».
http//www.prosv.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://nsc. 1september.ru/urok
Печатные пособия:
Комплекты тематических таблиц
Технология обработки ткани.
Технология. Обработка бумаги и картона — 1.
Технология. Обработка бумаги и картона — 2.
Технология. Организация рабочего места (для работы с разными материалами).
Демонстрационный и раздаточный материал
Коллекции «Бумага и картон», «Лен», «Хлопок», «Шерсть».
Экранно-звуковые пособия:
Видеофильмы «Маски, шляпы, карнавальные костюмы своими руками», «Театр кукол своими руками», «Оригами».
Технические средства обучения:
Оборудование рабочего места учителя.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Персональный компьютер с принтером.
Ксерокс.
Фотокамера цифровая.
Видеокамера цифровая со штативом.
Аудио/видеомагнитофон.
CD/ DVD- проигрыватели.
Телевизор с диагональю не менее 72 см.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран размером не менее 150 х 150 см
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.
Набор металлических конструкторов. Набор пластмассовых конструкторов «Лего». Образовательный конструктор «Лего».
«Мир вокруг нас». Строительные кирпичи.
Набор демонстрационных материалов, коллекций (в соответствии с программой),
Действующие модели механизмов.
Объёмные модели геометрических фигур.
Наборы цветной бумаги, картона, в том числе гофрированного, кальки,
картографической, миллиметровой, бархатной, и др.
Заготовки природного материала
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Третьеклассники научатся:
правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;
с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;
читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;
выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;
выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
выполнять разметку по предмету;
выполнять изображения в технике барельефа;
лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных материалов;
выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;
выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;
выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;
выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);
анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.
Третьеклассники получат возможность научиться:
планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;
выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;
вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;
создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;
расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений