читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины (метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); единицами длины, площади, массы, времени;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка по математике»
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Лангепасского городского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «СОШ № 1» с учётом Примерной программы по математике и на основе авторской программы «Математика» М.И. Башмаков; М.Г. Нефёдова. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель». 2011 г.
Рабочая программа ориентирована на учебник « Математика», М.И. Башмаков; М.Г. Нефёдова. М.: АСТ, «Астрель». 2012г.
Согласно учебному плану на изучение математики в 4 классе отводится 136 часовв год, 4 часа в неделю.
Особенности организации образовательной деятельности
В процессе реализации рабочей программы учитываются особенности обучающихся класса. В классе 25 обучающихся. Из них с нарушением речи 1 чел., с двуязычием – 3 чел., с нарушением зрения – 6 чел.
По результатам работы за третий год обучения выявлены проблемные зоны:
56% обучающихся допустили ошибки в примерах на вычитание в пределах 1000;
24% обучающихся допустили ошибки в примерах на деление в пределах 1000;
28% обучающихся допустили ошибки на нахождение периметра, площади.
Для устранения данных недостатков, считаю, необходимо работать над:
продолжить изучение тем «Письменное вычитание», «Письменное деление, умножение»;
развивать навык самостоятельной работы с учебником, с тетрадями-задачниками, а также при выполнении практических, самостоятельных, контрольных, тестовых работ;
разъяснением сюжета задачи;
вычленение опорных слов для записи краткой записи;
чёткое разграничение составных частей задачи.
Учитывая разный уровень усвоения учебного материала обучающимися, необходим индивидуальный подход, создание ситуации успеха, обеспечение эмоциональной поддержки обучающихся. Для достижения всеми обучающимися положительного результата считаю необходимостью использование следующих элементов технологий и методик:
здоровьесберегающие;
системно-деятельностный подход;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного состава);
технология проблемного обучения;
технология развивающего обучения;
информационно-коммуникационные технологии.
В организации внеурочной деятельности по предмету и воспитательной работе с обучающимися использую:
система инновационной оценки «портфолио»;
технология дистанционного обучения (участие в дистанционных олимпиадах («Познание и творчество», «Кенгуру», «Математический ребус», «Олимпиада плюс»).
Система контроля и оценки
Контроль и оценка результатов обучения осуществляется на основании методического письма Министерства образования № 1561/14-15 от 19.11.98.
Виды
контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Контрольная работа
3
2
3
2
Арифметический диктант
2
2
3
2
Самостоятельная работа
1
1
1
1
Проверочная работа
1
1
1
1
Тестовая работа
1
1
1
1
Работа над проектами
1
2
Планируемые результаты освоения программы по математике к концу 4 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У выпускникабудут сформированы:
положительное отношение и интерес к изучению математики;
ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
умение признавать собственные ошибки;
У выпускникамогут быть сформированы:
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе
проектной деятельности);
восприятие математики как части общечеловеческой культуры;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины (метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); единицами длины, площади, массы, времени;
сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания метрических соотношений между ними; выражать величины в разных единицах измерения;
выполнять арифметические действия с величинами;
правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность, произведение, частное); названия компонентов сложения (слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), умножения (множители, произведение) и деления (делимое, делитель, частное);
вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия на основе знания правил порядка выполнения действий;
выполнять арифметические действия с числами 0 и 1;
выполнять простые устные вычисления в пределах 1000;
устно выполнять простые арифметические действия с многозначными числами;
письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа;
проверять результаты арифметических действий разными способами; использовать изученные свойства арифметических действий при вычислении значений выражений;
осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи и устанавливать зависимости между компонентами числового выражения, данными текстовой задачи;
понимать зависимости между: скоростью, временем движением и длиной пройденного пути; стоимостью единицы товара, количеством купленных единиц товара и общей стоимостью покупки; производительностью, временем работы и общим объёмом выполненной работы; затратами на изготовление изделия, количеством изделий и расходом материалов;
решать текстовые задачи в 2–3 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; нахождение произведения, деления на части и по содержанию, нахождение множителя, делимого, делителя; на стоимость; движение одного объекта; разностное и кратное сравнение;
задачи в 1-2 действия на нахождение доли числа и числа по доле; на встречное движение и движение в противоположных направлениях: на производительность; на расход материалов;
распознавать изображения геометрических фигур и называть их (точка, отрезок, ломаная, прямая, треугольник, четырёхугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат, куб, шар);
различать плоские и пространственные геометрические фигуры;
изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;
строить прямоугольник с заданными параметрами с помощью угольника;
решать геометрические задачи на определение площади и периметра прямоугольника.
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять умножение и деление на трёхзначное число;
вычислять значения числовых выражений рациональными способами, используя свойства арифметических действий;
прогнозировать результаты вычислений; оценивать результаты арифметических действий разными способами;
решать текстовые задачи в 3–4 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; произведения, деления на части и по содержанию; нахождение множителя, делимого, делителя; задачи на стоимость; движение одного объекта; задачи в 1-2 действия на движение в одном направлении;
видеть прямопропорциональную зависимость между величинами и использовать её при решении текстовых задач;
решать задачи разными способами.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Выпускник научится:
удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;
самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);
вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над
ошибками.
Выпускник получит возможность научиться:
планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);
использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата).
Познавательные
Выпускник научится:
выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;
моделировать условия текстовых задач освоенными способами;
сопоставлять разные способы решения задач;
использовать обобщённые способы решения текстовых задач (например, на пропорциональную зависимость);
устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);
осуществлять синтез числового выражения (восстанавление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;
сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными, достраивать диаграммы;
находить нужную информацию в учебнике.
Выпускник получит возможность научиться:
моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задачи в несколько действий;
решать задачи разными способами;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач;
проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;
выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;
находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;
планировать маршрут движения, время, расход продуктов;
планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;
выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат, расхода материалов).
Коммуникативные
Выпускник научится:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);
задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;
задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.
Содержание программы
4 класс (136 ч)
Числа и величины (25 ч)
Названия, запись, последовательность чисел до 1 000 000. Классы и разряды. Сравнение чисел.
Масса, единицы массы (центнер). Метрические соотношения между изученными единицами массы. Сравнение и упорядочивание величин по массе.
Время, единицы времени (век). Метрические соотношения между изученными единицами времени. Сравнение и упорядочивание промежутков времени по длительности.
Арифметические действия (35 ч)
Сложение и вычитание в пределах 1 000 000. Умножение и деление на двузначные и трехзначные числа.Рациональные приёмы вычислений (разложение числа на удобные слагаемые или множители; умножение на 5, 25, 9, 99 и т.д.). Оценка результата вычислений, определение числа цифр в ответе. Способы проверки правильности вычислений.
Числовые и буквенные выражения. Нахождение значения выражения с переменной. Обозначение неизвестного компонента арифметических действий буквой. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий (усложненные случаи).
Действия с величинами.
Текстовые задачи (40 ч)
Моделирование условия задач на движение. Решение задач, содержащих однородные величины.
Решение текстовых задач: разностное и кратное сравнение, движение в противоположных направлениях; определение объёма работы, производительности и времени работы, определение расхода материалов.
Геометрические фигуры и величины (30 ч)
Плоские и пространственные геометрические фигуры. Куб. Изображение геометрических фигур на клетчатой бумаге.
Метрические соотношения между изученными единицами длины. Сравнение и упорядочивание величин по длине.
Единицы площади (ар, гектар). Метрические соотношения между изученными единицами площади. Сравнение и упорядочивание величин по площади.
Формулы периметра и площади прямоугольника. Решение задач на определение периметра и площади.
Работа с данными (6 ч)
Информация, способы представления информации, работа с информацией (сбор, передача, хранение). Виды диаграмм (столбчатая, линейная, круговая). Планирование действий (знакомство с понятием «алгоритм»).
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом для 1 – 4 классов, который включает учебники в двух частях и тетради с печатной основой в двух частях, методическими рекомендациями для учителя.
Учебники и тетради с печатной основой для обучающихся –
Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика. 4 класс. Учебник, Часть 1 и 2. Москва: Издательство «Астрель», 2014 г.
Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика. 4 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. Москва: Издательство «Астрель», 2014 г.
Нефедова М.Г. . Математика. Контрольные и диагностические работы. 4 класс. Москва: Издательство «Астрель», 2014 г.
Для учителя:
Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Методические рекомендации к учебнику «Обучение в 4 классе. Математика», Москва: Издательство «Астрель», 2005 г.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы: учебно-методический комплект «Планета знаний».- М.: АСТ: Астрель, 2009 г.
Печатные и другие пособия
Для организации работы с разными источниками информации в кабинете имеются:
демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения;
карточки с заданиями по математике для 1-4 классов (в том числе многоразового использования с возможностью самопроверки) Например, с прозрачным клапаном для письма фломастером поверх условия задачи.
В соответствии с содержанием в кабинете имеются цифровые информационные инструменты и источники (по тематике курса математики):
Математика. Демонстрационные таблицы [Электронный ресурс]: начальная школа. - Электрон. граф. дан. Электрон. текстовые дан.. - Волгоград: Учитель, 2010. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Наглядные Пособия).
Математика. 3-4 классы: дидактический и раздаточный материал [Электронный ресурс]. - Электрон. граф. дан. Электрон. текстовые дан.. - Волгоград: Учитель, 2008. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM):
Зайцев, Н. А. Обучение математике [Электронный ресурс]: играем и изучаем/ Н. А. Зайцев. - СПб.: INTERACT VIDEO, 2007. - 1 эл. опт. диск (DVD-ROM) (100 мин.) : , цв., звук на том же нос.
Демонстрационные пособия:
наглядное пособие для изучения состава числа, с возможностью крепления на доске;
демонстрационная числовая линейка с делениями от 0 до 100; карточки с целыми десятками и пустые;
демонстрационное пособие с изображением сотенного квадрата:
демонстрационная таблица умножения, карточки с целыми числами от 0 до 100;
демонстрационная числовая линейка магнитная или иная; числа от 0 до 1000, представленные квадратами по 100; карточки с единицами, десятками, сотнями и пустые.
Занимательные задания по математике:
Арутюнян, Е. Б. Занимательная математика 1-5 класс.- М.: Аст-пресс, 1999.
Волина, В. В. Праздник числа: занимательная математика для детей.- М.: Знание, 1993.
Гарднер, М. Математические досуги.- М.: Оникс, 1995.
Гибсон, Р. Мы считаем.- М.: Росмен, 2000.
Давыдов, В. В. Математика 4 класс.- М.: Мирос, 1994.
Игнатьев, Е. И. Математическая смекалка: занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы.- М.: Омега, 1994.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
комплект для изучения состава числа;
раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 1000;
числовая линейка от 0 до 100 для выкладывания счетного материала;
числовой квадрат от 0 до 100 для выкладывания счетного материала.