Просмотр содержимого документа
«План воспитательной работы в ГПД на 2023-2024 учебный год»
Утверждаю:
Директор МБОУ
«Школа №4 города Ясиноватая»
________________ Е.А. Мазур
Приказ № 167от 31.08.2023
ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГРУППЫ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ШКОЛА №4 ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ»
н
План рассмотрен на
педагогическом совете МБОУ
«Школа №4 города Ясиноватая»
(протокол № 2 от 31 августа 2023
а 2023- 2024 учебный год
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 5
Задачи: 5
Методы и приемы воспитательной работы: 8
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НА 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД 9
План работы с родителями ГПД 15
Современные формы воспитательной работы: 18
Цели и задачи режимных моментов в группе продленного дня. 19
Подвижные игры ГПД 20
Прогулки 24
и их виды в группе продлённого дня 24
Цели и задачи прогулок: 24
Виды прогулок: 25
Самоподготовка 28
Цели и задачи: 28
План самоподготовки: 28
Памятки 29
Физкультминутка 31
Общие цели и задачи режимных моментов в работе группы продленного дня 33
Список обучающихся ГПД 36
Режим дня 36
ПОНЕДЕЛЬНИК-ЧЕТВЕРГ 37
ПЯТНИЦА 37
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 39
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения.
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Группы продленного дня в настоящее время вновь стали важной формой общественного воспитания детей. Это вызвано социальными потребностями общества и педагогической целесообразностью. Правильно спланированная учебная и воспитательная работа в группе продленного дня способствует улучшению физического и психического здоровья школьников, повышению качества знаний, расширению кругозора, развитию интеллектуальных и креативных способностей, развитию интереса к учебе, решению задач нравственного воспитания, успешной школьной адаптации и социализации воспитанников, укреплению связи учебного и воспитательного процессов. Основное время в ГПД не должно поглощаться самоподготовкой, выполнением домашних заданий, а способствовать развитию личностных качеств ребенка, формированию общественной культуры, взращиванию самого себя, совокупности главных жизненных ценностей, навыков общения, гуманистических привычек. Режим ГПД в решении поставленной задачи становится областью взаимодействия школы и семьи.
План воспитательной работы в группе продленного дня составлен для учащихся классов МБОУ «Школа № 4 города Ясиноватая» .
ТЕМА воспитательной работы школы: «Личностно-деятельный подход к воспитанию детей как условие повышения эффективности воспитательного процесса в современном образовательном учреждении».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Цель: совершенствование воспитательной деятельности, способствующей развитию нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению граждан Донецкой Народной Республики.
Задачи:
Воспитание гражданина Республики, который считает образованность, воспитанность, культуру наивысшими ценностями.
Формирование личности, ориентированной на достижение успеха в различных сферах деятельности.
Обеспечение благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, патриотического и физического развития учащихся.
Снижать уровень правонарушений и вредных привычек обучающихся средствами патриотического воспитания.
создание оптимальных условий для организации развития творческих способностей ребёнка при невозможности организации контроля со стороны родителей обучающихся;
организация пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении для активного участия их во внеклассной работе и внеурочной деятельности
Выявление и развитие творческих способностей обучающихся путем создания творческой атмосферы через организацию кружков, спортивных секций; совместной творческой деятельности учителей, учеников и родителей
Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.
Обеспечить безопасное и комфортное пребывание учащихся в школе во второй половине дня.
Организовать гармоничное развитие личности учащегося с учетом возрастных особенностей младшего школьника, интеллекта и интересов каждого ребенка.
. Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены.
Развивать познавательные интересы и интересы личности.
Развивать коммуникативные отношения ребенка.
Повышать мотивацию и заинтересованность, развитие интереса к учению, повышать престиж познавательной деятельности в структуре повседневной жизни.
Воспитывать чувство уважения к людям любой профессии, бережное отношение к природе, к школьному имуществу, к личным вещам (проведение смотров, конкурсов, экскурсий в природу, бесед).
Формировать способность воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
Воспитывать потребность и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, укрепления здоровья.
Пропагандировать психологические и педагогические знания среди родителей.
Выявлять уровень воспитанности каждого учащегося и определять план коррекционно- развивающей работы.
Информировать родителей о поведение ребенка, его достижениях на уроках и в ГПД
Помогать родителям в умении грамотно взаимодействовать с ребенком дома, наладить дисциплину, установить семейные правила.
Воспитательная работа является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Концептуальными положениями являются:
1. Личностно – ориентированный подход к каждому учащемуся.
2. Создания условий для всестороннего развития личности ребенка (эмоционально – ценностного, социально – личностного, познавательного, эстетического).
3. Осуществление коммуникативного подхода, то есть нацеленность работы на становление (совершенствование) всех видов деятельности: подготовки домашнего задания, игры, экскурсий, конкурсов, соревнований.
4.Реализация потенциала каждого ребенка, сохранение его индивидуальности. План по воспитательной работе в группе продленного дня педагогически целесообразен, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид воспитательной работы: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Принципы воспитания:
Добровольность.
Творчество и успех.
Целостность педагогического пространства: единство и взаимосвязь урочной и внеурочной форм работы.
Доверие и поддержка.
Системность.
Доступность.
Научность.
Создание развивающей ситуации.
Занимательность.
Сознательность и активность.
Наглядность.
Связь теории с практикой.
Преемственность.
Методы и приемы воспитательной работы:
Метод убеждения – способ воздействия словом и делом на сознание и поведение ребенка. Приемы: объяснение, разъяснение, совет, пожелания, пример.
Метод внушения, попечения - способ влияния на жизнь ребенка участливым отношением. Приемы: наблюдение, защита, помощь, присмотр, утешение и др.
Метод управления – активизация ученического самоуправления. Приемы: установление порядка, планирование, поручение, подведение итогов, инструктаж. Метод поощрения – способ воздействия стимулирующими средствами. Приемы: доверие, одобрение, похвала, награда.
Методы проведения занятий: словесный, наглядный, практический.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НА 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Гражданско-патриотическое воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Эстетическое воспитание
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
Трудовоевоспитание
Экологическоевоспитание
Ценности научного познания
Коммуникативная деятельность
НАПРАВЛЕНИЕ
Целевые ориентиры результатов воспитания
Гражданско-патриотическое воспитание
- знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, её территории, расположении;
- сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам;
- понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства;
- понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение;
- имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях;
- принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности
Духовно-нравственное воспитание
- уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности;
- сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека;
- доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших;
- умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки;
- владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий;
- сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы,
родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению
Эстетическое воспитание
- способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей;
- проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре;
- проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
- бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде;
- владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе;
- ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом;
- сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовоевоспитание
- сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
- проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление;
- проявляющий интерес к разным профессиям;
- участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическоевоспитание
- понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду;
- проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;
- выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
-выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;
- обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, - - - связи живой и неживой природы, о науке, научном знании;
- имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
Коммуникативная деятельность
Определить состояние проблемы формирования коммуникативных умений у учащихся в теории и практике обучения.
Выявить факторы и условия формирования коммуникативных умений у учащихся начальных классов.
Выявить сущность коммуникативной задачи как педагогического средства.
Формировать умение слушать.
Развивать умение понимать и принимать мнение другого.
Развивать умение решать конфликт; умение адекватно оценивать себя и других.
Развитие таких качеств как доброжелательность, вежливость, внимательность, формирование значимости для ребенка мнения окружающих.
Создать условия для сплочения коллектива, развития умения слушать других, строить свои действия в соответствии с поведением.
Ознакомить с приемами общения, развития базовых коммуникативных умений.
Коллективно-творческая деятельность.
Пробудить душу ребёнка, развивать заложенные природные творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитывать элементарную культуру поведения, чувство милосердия и сострадания.
Включать каждого воспитанника в совместные действия (единство мыслей, действий, воли и чувств) стремиться к разностороннему развитию личности - развить: познавательно – мировоззренческую, эмоционально волевую и действенную сферы личности.
Вырабатывать ответственное отношение к себе и другим.
реализовать и развить свои способности;
расширить знания об окружающем мире;
закрепить коммуникативные навыки;
Основные виды КТД
Значимость каждого КТД заключается в том, что оно требует общего поиска, даёт детям простор фантазии, развивает креативное мышление, способствует дальнейшей самореализации и саморазвитию личности. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое, разнообразное содержание.
Трудовые КТД. Цель организации деятельности: обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать взгляды на труд, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (акция «Посади дерево», субботники – уборка территории, подготовка кабинетов к следующему учебному году).
Познавательные КТД. Цель организации деятельности: формировать потребности в познании. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (семинары-практикумы, мастер-классы и открытые уроки по ДПИ и ИЗО) тематические экскурсии, интеллектуальные игровые программы, викторины на знание дорожных знаков и правил дорожного движения, литературные встречи «Литературная среда»).
Художественные КТД. Цель организации деятельности: развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых, воспитывать восприимчивость, благородство души, обогащать внутренний мир человека (кукольные и игровые спектакли, театрализованные представления, тематические концерты в отделе художественной самодеятельности, театральные капустники, литературно-музыкальные композиции и вечера поэзии, выставки художников и мастеров прикладного искусства).
Спортивные КТД. Цель организации деятельности: развивать ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность .
Общественно-политические КТД. Цель организации деятельности: воспитать гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни .
Организаторские КТД. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной и организованной деятельности. Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель, в зависимости от целей, характера и состава участников.
Экологические КТД. Природа - лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы - задача педагога. Необходимо учить ребят «видеть Землю», помогать родной природе, осознавать ее значение, чувствовать красоту родного края. Досуговые КТД. Многие формы КТД, перечисленные выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные и экологические. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они - действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к самим себе. Эти КТД несут заряд веселья, бодрости, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.
8.Работа с родителями.
Пропагандировать психологические и педагогические знания среди родителей.
Выявлять уровень воспитанности каждого учащегося и определять план коррекционно- развивающей работы.
Информировать родителей о поведение ребенка, его достижениях на уроках и в ГПД.
Помогать родителям в умении грамотно взаимодействовать с ребенком дома, наладить дисциплину, установить семейные правила.
План работы с родителями ГПД
Месяц
Организация работы с родителями
Индивидуальная работа с родителями
Наглядно-информационное просвещение родителей
Изучение семей и условий семейного воспитания
Сентябрь
1.10 заповедей для родителей.
2. Опять домашняя работа…
3. Памятка по ПДД.
4.Заповеди родительства.
Индивидуальные беседы «Помощь в адаптации ребёнка к жизнедеятельности группы».
Оформление уголка для родителей.
1. Анкетирование родителей.
2. Рекомендации по организации дистанционного обучения в домашних
условиях при временном ограничении посещения школы.
3.Памятки для родителей.
Октябрь
Консультации- шпаргалки для родителей.
1. Как предупредить детскую агрессивность.
2. Памятка родителям от детей.
3. Как поддержать самооценку ребенка.
Индивидуальные беседы «Внешний вид ребёнка».
Оформление памятки для родителей «Режим дня младшего школьника».
Семейное творчество. Рисунок «Дружная семья».
Ноябрь
Консультации- шпаргалки для родителей.
1. Как обеспечить безопасность своего ребенка.
2. Как помочь детям с нарушениями в общении.
3. Влияние мультипликационных фильмов на поведение
Выставка творческих работ воспитанников «Талантливы все».
Анкетирование «Удовлетворённость работой ГПД»
Май
День открытых дверей группы «Вот и стали мы на год взрослей».
1. Дети с повышенным чувством ответственности.
2. Стеснительные и замкнутые.
3. Если вам не нравятся друзья ребенка.
Заполнение тетради отзывов и предложений. Индивидуальные рекомендации на следующий учебный год.
Оформление стенда «Яркие эпизоды из жизни нашей группы».
«Летний отдых детей».
Современные формы воспитательной работы :
Разнообразные игры (ситуативные, ролевые и т.д);
Сочинение сказок. Эта форма деятельности принимается детьми особенно хорошо и оказывает благоприятное влияние на развитие речи и воображение учащихся, их творческой активности;
Этические беседы, наблюдения;
Чтение и обсуждение, инсценирование и драматизация;
Конкурсы, тематические викторины, брей-рингов;
Смотры, тренировки, соревнования по выполнению правил;
Выступления младших школьников по объяснению другим учащимся;
Обеспечение психологического комфорта .Воспитание культуры поведения и привитие санитарно-гигиенических навыков.
Отдых и деятельность
на воздухе
Восстановление сил, работоспособности. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование умения вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях.
Обед
Воспитание культуры поведения, уважительного
и бережного отношения к пище, формирование умения входить в общественные помещения и выходить из них, общаться
во время еды.
Самоподготовка
Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы, развитие работоспособности, познавательных потребностей, умения рационально использовать свободное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, формирование нравственных взаимоотношений в процессе совместной работы и взаимопомощи.
Кружковая работа
Развитие индивидуальных склонностей, способностей,
интересов. Воспитание нравственных качеств
современного человека.
Подведение
итогов
дня
Упражнения в умении аналитически мыслить,
доброжелательно высказываться.
Подвижные игры в ГПД
Игры для детей - важное средство самовыражения, пробы сил. В играх педагог может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие пути воздействия на каждого из детей, и, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.
Подвижные игры - самое лучшее лекарство для детей от двигательного «голода» - гиподинамии. Многие из них существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Игры обогащаются, но их двигательная основа остается неизменной. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в основе их содержатся все виды естественных движений, свойственных человеку: ходьба, бег, прыжки, метание, броски и др.
Характерной особенностью подвижных игр еще является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления инициативы и творчества. Не выигрывать, а играть - такой есть общая формула, мотивация детской игры. (О. М. Леонтьев)
Подвижные игры можно условно подразделить на группы, каждая из которых имеет свои особенности и назначение.
К первой группе можно отнести игры, где участники вступают в активное единоборство. В процессе таких игр имеет место непосредственный контакт с соперником. Этот вид игр наиболее сложный по характеру выражения двигательных действий, например «Охотники и утки», «Караси и щука», «Бой петухов», «Борьба за мяч».
Ко второй группе можно отнести игры без вступления участников в соприкосновение с командой противника, когда участники каждой команды действуют согласованно между собой (спортивные игры по упрощенным правилам).
Третья группа игр - игровые эстафеты, в которых действия каждого участника имеют одинаковую направленность, связаны с перемещением на площадке и выполнением определенных заданий. Действия производятся в порядке очередности и по возможности с наибольшим мастерством (точностью и быстротой).
Младший школьный возраст (1- 4 классы) характеризуется достаточным развитием сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Это позволяет проводить игры со значительной интенсивностью действий. Однако, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому в ходе игр важны короткие перерывы для отдыха. Этим возрастным особенностям отвечают игры типа перебежек («День и ночь», «Вызов номеров», и др.). У школьников в этом возрасте преобладает предметно образное мышление. Игры носят сюжетный характер, представляя участникам возможность драматизации, проявления творческой активности.
Для детей каждая встреча с игрой — это праздник. А вот будет ли этот праздник ярким и веселым, зависит от педагога, организатора, их профессиональной подготовленности, эрудиции, компетентности, от того, насколько будет проявлена инициатива и творчество с их стороны. Воспитатель должен владеть умением воспитывать через игру, уметь так организовать коллектив, чтобы действия каждого участника игры давали возможность проявить личные качества и вместе с тем приносили успех общему делу. Игра является методом физического развития детей, их нравственного воспитания и одновременно способом совершенствования педагогического мастерства самого воспитателя. От умения руководителя «подать» игру, создать настроение, объяснить и провести ее с занимающимися зависит эффект, который предопределяет педагогической задачей.
Подвижная игра с использованием скакалок —Часики”. Дети разбиваются на две команды. Одна команда прыгает, другая - крутит скакалку (затем наоборот).
Один прыжок.
Два прыжка.
Три прыжка.
Четыре прыжка на левой ноге.
Пять прыжков на правой ноге.
Крестиком.
Закрыв лицо руками.
По два раза на каждой стороне, вокруг себя.
По два раза прыгаем обычно, третий - достать рукой до земли
Прыгаем по три человека одновременно.
Тот, кто первым закончит прыгать, тот и победил.
Не менее интересны спортивные игры.
В эти игры лучше играть с детьми одинаковыми по возрасту. Практически любой вид спорта основан на умении хорошо бегать, поэтому ребята очень любят нескучные беговые состязания (эстафеты).
Очень удобна спортивная площадка с различными атрибутами. В игре развивается сила, ловкость, умение поддержать друг друга, закрепляются технические навыки и формируются личные качества ребят. Перед игрой рекомендуется рассказать детям о влиянии упражнений на состояние здоровья.
Тарелочка по кругу
4-5 человек встают по кругу на расстоянии 5-8 м один от другого. У первого и третьего игрока в руках пластмассовая летающая тарелочка. По сигналу игроки метают свои тарелочки соседу по часовой стрелке. Поймав тарелочку от соседа справа, игрок посылает её дальше, а сам должен поймать новую тарелочку с правой стороны. Если игрок не успел освободиться от одной тарелочки, как к нему прилетела вторая (оказался с двумя тарелочками), то игра останавливается и нерасторопный игрок получает штрафное очко. Оно присуждается и тому игроку, кто неточно (более чем шаг от игрока) бросил ему тарелочку или последняя прилетела выше головы. Играют 8-10 минут. Победителем считается получивший меньше штрафных очков.
Можно увеличить число игроков в кругу, оставив 2 тарелочки. Тогда играть будет легче. Если желающих играть больше 8-10 человек, следует ввести в игру 3 тарелочки.
Догони колокольчик
Все играющие - на коньках. Одному из них вручают колокольчик. Выбирают 2 пары водящих. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а они стараются окружить его, сомкнув руки. Это могут сделать одна или обе пары водящих (четвёрка).
Игрок с колокольчиком в момент опасности может передавать (но не бросать) колокольчик кому-либо из участников игры. Колокольчик переходит из рук в руки, его весёлый звон разносится по всему катку. Однако, если водящие изловчаться, оттеснят убегающего на край катка (хоккейной коробки), где передать колокольчик кому-либо трудно, они завладевают колокольчиком, который вручают наиболее ловкому конькобежцу, и игра продолжается. Можно поменять и пары водящих.
Палка-рычаг
Соревнующиеся встают спиной друг к другу и поднимают вверх метровую палку, которую держат руками. Задача игроков - наклониться вперёд и попытаться оторвать соперника от земли. Проигрывает тот, кто окажется в воздухе или кто отпустит палку.
Другой вариант. Играющие садятся друг против друга на землю (упираясь ступнями ног в ступни партнёра) и берутся за гимнастическую палку. По сигналу игроки начинают тянуть палку в свою сторону. Побеждает тот, кто смог приподнять соперника, продержав его в таком положении 5 сек.
Эстафета с поворотами
За общей линией старта выстраиваются 2-3 команды, игроки которых стоят в колонне по одному. В 12-18 метрах от линии напротив каждой колонны - набивной мяч (городок, флажок). По сигналу направляющие каждой команды бегут к своему мячу, обегают вокруг него (слева направо) 2 раза и возвращаются обратно. Миновав стартовую черту, игрок обегает свою колонну и, оказавшись возле игрока, стоящего впереди, касается его рукой. Это сигнал к бегу очередного участника, который выполняет то же, что и предыдущий. Закончивший перебежку встаёт в конец своей колонны. Победа, как правило, достаётся более быстрым игрокам. Следует учитывать, что в командах должно быть по возможности равное число мальчиков и девочек.
Сумей догнать
На площадке очерчивают или размечают предметами круг диаметром 9 -12 метров. 6-8 человек располагаются по внешней стороне круга лицом против часовой стрелки не одинаковом расстоянии друг от друга и рассчитываются на первый - второй. Первые номера - одна команда, вторые - другая.
По сигналу все бегут в одну сторону, соблюдая дистанцию. По второму сигналу начинается соревнование. Задача каждого игрока осалить бегущего впереди и не дать запятнать себя сопернику, находящемуся сзади. Осаленные покидают круг вместе с тем, кто их осалил, остальные продолжают бег по кругу. Когда заключительный игрок осален, игра прекращается. Проигравшей считается команда, у которой больше запятнанных игроков.
Можно не разбивать участников по парам. Тогда каждый бегущий, запятнав игрока, находящегося впереди, продолжает бег по кругу, пытаясь осадить следующего, а осаленные покидают круг (идут в его середину). Выявляются 2-3 лучших бегуна, которые остаются последними.
Подвижные игры играют большую роль в умственном и физическом развитии ребенка. Различные подвижные игры помогают развивать различные группы мышц тела, координацию движений, способствуют развитию речи и мышления.
Но для того, чтобы эффект от игры был положительный, необходимо при ее выборе учитывать физиологические особенности детей различных возрастов.
Прогулки
и их виды в группе продлённого дня
Что такое прогулка?
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ПРОГУЛКА" - пребывание, хождение на открытом воздухе или поездка на недалекое расстояние для отдыха, развлечения.
Мнение педагогов о том, что прогулка - одна из наиболее лёгких педагогических форм, является заблуждением. Только усвоив сущность прогулки, вскрыв её огромные воспитательные возможности, каждый педагог сможет по достоинству оценить её и включить в арсенал своих методических средств.
Прогулки в коррекционно-развивающем обучении служат для восстановления работоспособности детей, преследуют познавательную, оздоровительную и воспитательную цели.
Цели и задачи прогулок:
организовать практическую деятельность в природе (наблюдение, выращивание растений, уход, посадка, уборка, сбор);
участвовать в общественно полезном труде в природе (уборка территории, прополка клумб, изготовление кормушек, скворечников);
развивать стремление к познанию, наблюдательность, любознательность, умение ориентироваться на местности;
формировать правильные представления и понятия об окружающем мире, уважительное отношение к людям труда, умение правильно вести себя в природе, желание изучать и охранять природу;
активизировать самостоятельную деятельность детей;
выявлять закономерную связь явлений в природе; изучать законы развития природы;
воспитывать чувства патриотизма, коллективизма, товарищества, бережное отношение к природе;
обеспечивать двигательную активность детей на воздух.
Во время прогулок у учащихся формируются необходимые нравственные понятия, навыки культуры поведения.
Процесс воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создаёт предпосылки социальной адаптации ребёнка.
На прогулке проводятся запланированные в группе беседы. Обычно это короткие беседы по подобранной специально теме. Правильно построенная беседа создаёт возможность не только дать детям определённые знания или закрепить их, но и развивает мышление, т.е. учит производить анализ, сравнение, обобщение, организовывает внимание.
Прогулка - это одна из форм отдыха воспитанников в группе продленного дня. Выделяют разнообразные виды прогулок, что дает педагогу возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать. Прогулка может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха или же, наоборот, быть насыщенной подвижными играми и развлечениями.
Подготовка к прогулке:
Определить вид прогулки.
Установить цель.
Разработать маршрут, ознакомиться с ним.
Выбрать место проведения.
Определить затраты времени на прогулку.
Разработать задание.
Наметить виды деятельности учащихся.
Составить конспект прогулки.
Требования к организации прогулки:
Предупредить о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь соответствовали погоде.
Сообщить цель прогулки.
Рассказать о маршруте и заданиях.
Указать порядок следования по маршруту.
Назначить ответственных.
Провести инструктаж по ТБ.
Виды прогулок:
Прогулка-наблюдение за:
сезонными изменениями в природе;
особенностями растительного мира;
жизнью домашних и диких животных;
трудом и отдыхом людей.
Прогулка-задача, направленная на решение какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить:
расстояние;
величину предмета;
высоту предмета;
его цвет;
крутизну склона;
направление и скорость ветра.
Прогулка-поиск - воспитанники получают задание отыскать:
лекарственные травы;
сеянцы;
семена деревьев;
природный материал для гербария, коллекции и т.д.
Прогулка-поход на:
скорость;
выносливость;
дисциплину;
внимание;
ориентирование на местности.
Прогулка-фантазия должна представить возможность:
сделать фотосессию;
изготовить поделку из природного материала;
сплести венок, корзину;
составить букет из листьев, цветов, веток;
придумать рассказ, составить описание.
Прогулка-экскурсия, ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи. Познакомить и показать:
местные достопримечательности;
различные предметы и объекты;
редкие цветы, деревья, кустарники;
заметить «следы» хорошего или плохого поведения человека .
Прогулка-практикум, предусматривает закрепление знаний и умений учащихся:
по правилам дорожного движения;
по технике безопасности;
по трудовым навыкам;
по ориентированию;
по культуре поведения.
8. Комбинированная прогулка проводится в сочетании с:
играми;
спортивными занятиями;
трудом;
экскурсионной работой.
Прогулка проводится ежедневно после обеда и до самоподготовки. Её продолжительность - 1,5 часа.
В процессе воспитания детей сочетается настойчивая работа по формированию у них общественно-ценных личностных качеств со специфической коррекционной работой, направленной на исправление тех недостатков их характера и поведения, которые возникли в результате неправильного предшествующего воспитания и жизненного опыта.
Во время прогулок создаются такие педагогические ситуации, когда должны действовать и вести себя в соответствии с общепринятыми нормами поведения, которые связаны с искусством общения, умением жить среди людей. Эти навыки необходимы для регулирования поведения детей, они помогают выработать этические нормы отношений с окружающими, приучают ребят к дружелюбию и вежливости, уважению и чуткости по отношению к другому.
Это же простые нормы нравственности, которые составляют начальную азбуку морали, на основе которой растёт и формируется система высших нравственных ценностей.
На прогулках-практикумах отдельные правила многократно отрабатываются в искусственно-созданных условиях.
В процессе такой работы происходит постепенное и последовательное развитие знаний, умений и навыков детей - от правил культурного поведения, воспитанности к осознанию и усвоению простых норм нравственности.
Самоподготовка
Цели и задачи:
Формирование обще учебных умений и навыков как основы для успешного овладения предметными знаниями, умениями и навыками.
Формирование учебно-организационных умений:
организовывать свое рабочее место;
планировать текущую работу и работу на день;
понимать учебную задачу и нацеливать себя на ее выполнение;
соблюдать последовательность выполнения домашней работы в определенных временных рамках;
осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
учить анализировать учебный материал и выделять именно те знания, которые помогут выполнить то или иное задание.
План самоподготовки:
Организационный момент. Проверка рабочего места.
У вас прошел динамический час, теперь настало время приступить к выполнению домашнего задания. Я прошу вас проверить, достаточно ли хорошо вы подготовили свое рабочее место. У кого на парте полный порядок и лежит все необходимое для работы, тот может сесть.
Постановка задач. Перед вами стоит задача закрепить те знания, которые вы получили на уроках в первой половине дня и подготовиться к следующему рабочему дню так, чтобы завтра на уроках чувствовать себя спокойно, уверенно и достичь новых успехов в овладении знаниями.
Планирование рабочего дня и текущей работы.
Сколько у вас завтра уроков?
По каким предметам вы имеете домашнее задание?
Это большой объем домашнего задания или нет?
Как бы вы распределили рабочее время?
Как надо работать, чтобы выполнить все задание?
Инструктаж.
а) - Ребята, посмотрите на доску. Сколько необходимо выполнить заданий по математике?
- Откройте стр. рассмотрите задание №
Необходимо решить все примеры? Какие?
Как оформите в тетради?
О чем надо помнить при записи данных примеров —в столбик”?
Что надо знать, чтобы безошибочно решить эти примеры?
Рассмотрите задание
С чего начнем выполнять это задание?
Прочитали. Что необходимо сделать далее?
Зачем необходимо сделать краткую запись?
Ребята, есть ли вопросы по поводу выполнения домашнего задания по математике?
Пользуйтесь памятками при выполнении домашнего задания
ПАМЯТКА
Как подготовить домашнее задание по русскому языку
Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
Выучи или повтори заданное правило. Подбери свои примеры на это правило.
Прочитай задания упражнения.
Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
Выполни упражнение письменно.
Проверь свою работу.
Отметь слова из словаря. По возможности подбери к ним однокоренные слова.
ПАМЯТКА
Как подготовить домашнее задание по математике
Прочитай внимательно условие задачи.
Подумай, что означает каждое слово и число в задаче.
Прочитай еще раз условие задачи. Объясни, что известно по условию задачи и что надо узнать.
Запиши задачу кратко.
Скажи, какие данные надо знать для ответа на главный вопрос задачи.
Подумай, простая это задача или составная.
Составь (устно) план решения задачи.
Реши задачу.
Проверь решение и запиши ответ.
Памятки
Как подготовить домашнее задание по чтению
Прочитай произведение очень внимательно. Старайся все слова прочитать верно. Неверно прочитанное слово проговори несколько раз.
Посмотри в книге (сноске) и прочти значение непонятных слов и выражений. Если нет объяснений в книге, посмотри в словаре или спроси у взрослых.
Второй раз прочитай произведение. Если есть после текста вопросы или задания, выполни их и ответь на вопросы.
Третий раз прочитай текст, перескажи его.
Физкультминутка
Физкультминутка — кратковременные перерывы в учебе для проведения комплекса упражнений (преимущественно физических), направленных на предупреждение выраженного утомления и устранение неблагоприятных для здоровья последствий учебной деятельности.
Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Одной из главных достоинств физкультминутки ещё и в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребёнок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. Нельзя недооценивать роль физкультминуток как фактора памяти, который не менее важен, чем чёткий механизм мышления. Стихотворная форма физкультминуток благотворно влияет на выработку ритмической речи параллельно с ритмичностью движений, развитие интереса к поэзии, родной речи. Всё это способствует интересу обучающихся к выполнению упражнений, формирует наблюдательность, интерес к окружающей жизни.
В ходе учебного процесса учитель может применять разные виды физкультминуток и с различной целью:
Для снятия эмоционального напряжения, улучшения работоспособности
корректирующие осанку, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и др.)
Массаж биологически активных точек
Продолжительность физкультминутки 2-3 минуты.
Основные требования при подборе и составлении комплекса физкультминуток:
Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение.
Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.
Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводиться не реже 1 раза в две недели.
Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. Так, после письменных заданий, включают движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т.д.
Во время контрольных и на некоторых практических уроках физкультминутку не проводят.
Виды физкультминуток:
упражнения для снятия общего или локального утомления;
Сядьте, расслабьте тело. Широко открывайте и закрывайте глаза с интервалам 30с. Повторите 5 - 6 раз.
Вращайте глазами по кругу по 2 - 3 с. Повторите 3 - 4 раза.
Быстро моргайте в течение 1 - 2 мин.
Смотрите вдаль 30 - 40 с. Переведите взгляд на палец на расстоянии 25 - 30 см от глаза и смотрите 3 - 5 с. Повторите 3 - 5 раз.
Упражнения для профилактики нарушений зрения
«Стрельба глазами» вправо - влево, вверх-вниз по 6 раз.
Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
Глазами напишите цифры от 0 до 9.
Глазами напишите своё имя и фамилию.
Глазами напишите число, месяц и год рождения.
Глазами нарисуйте пружинки.
Глазами нарисуйте 6 горизонтальных восьмёрок и 6 вертикальных восьмёрок.
Глазами нарисуйте 6 треугольников по часовой стрелке, затем 6 треугольников против часовой стрелки
Зажмурив левый глаз, правым напишите нечётные числа от 1 до 9.
Зажмурив правый глаз, напишите чётные числа от 2 до 10.
Нарисуйте глазами пружинку из 12 винтиков слева направо и наоборот.
Нарисуйте глазами геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Сначала по часовой стрелке, затем - против часовой стрелки.
Общие цели и задачи режимных моментов в работе группы продленного дня
Нельзя недооценивать важность режимных моментов в рамках ГПД. Поэтому воспитатель считает, что режим способствует формированию позитивных личностных качеств сам по себе и отдельные режимные элементы формируют у каждого ребенка необходимые в социуме навыки. Группа продленного дня- это модель социума и ребенок в течение дня воспроизводит те или иные действия, которые осуществляет затем и вне группы. Поэтому вот какие цели и задачи основных режимных моментов в группе продленного дня ставит педагог перед собой:
Приём детей в группу.
Цель: тесная взаимосвязь урочной и внеурочной работы учащихся в рамках непрерывности учебно-воспитательного процесса, совершенствование педагогического руководства внеурочной учебной деятельностью учащихся.
Приём детей по списку, заполнение журнала, отметить количество обедов и полдников, уборка рабочих мест, учебных принадлежностей, переодевание в удобную одежду и обувь, знакомство с просьбами детей и родителей, сообщения детям плана на день.
Спортивный час.
Цель: восполнение двигательной активности, совершенствование моторного развития школьников, воспитание организованности, дисциплинированности, предупреждение травматизма во время игр.
Развивающие подвижные игры.
Цель: развитие воображения, мышления, памяти, любознательности, умение работать в коллективе.
Обед. Гигиенические процедуры.
Цель: проверка чистоты рук, беседа о культуре приема пищи, учить детей навыкам самообслуживания после приема пищи, повторять правила спуска и подъема по лестничным пролетам.
Отдых и деятельность на свежем воздухе (в холодную погоду занятия по интересам), наблюдение за погодой, определение температуры воздуха, проследить за одеванием детей их одеждой, проведение индивидуальных и групповых бесед, проветрить помещение, проследить за порядком возвращения детей в школу, гигиенические процедуры.
Воспитательные - воспитание нравственных качеств, трудолюбия, бережного отношения к природе, доброжелательное отношение к товарищам, умение подчинить свое желание коллективу.
Обучающие - учить ориентироваться на местности, познакомить с видами ходьбы и бега, учить бросать, ловить и вести мяч.
Развивающие - развивать физическую силу, ловкость, быстроту, гибкость, выносливость, лидерские качества, творческий подход к выполнению заданий.
Самоподготовка.
Цель: привить учащимся навыки самообразовательной работы. При этом учитываются самообразовательные возможности школьников, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках и упражнения в их практическом применении.
Задачи самоподготовки:
углубление содержания учебных предметов;
получение доступных для самостоятельного освоения знаний, умений и навыков и упражнения для их прочного усвоения;
закрепление и повторение изученного на уроках материала;
Индивидуальная развивающая работа с учащимися: подготовка учащимися рабочих мест, оказание своевременной помощи учащимся, испытывающих затруднения, оценить прилежание учащихся.
Игровая гостиная, воспитательный час, творческие мастерские.
Цель: ознакомление детей с планом беседы, следить за участием детей в мероприятии, дать оценку активности воспитанников, анализ самооценок.
Работа с родителями.
Цель: повышать уровень родительской компетентности в вопросах воспитания детей, создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство.
С писок обучающихся ГПД
№
Ф.И.
класс
1
Гладышев Александр Ярославович
1
2
Мальцев Никита Ярославович
1
3
Наставка Ярослав Сергеевич
2
4
Качала Мария Александровна
2
5
Жукова Светлана Владимировна
2
6
Кирильчук Арина Александровна
2
7
Гладышев Николай Владимирович
2
8
Реброва Полина Владимировна
2
9
Милка Михаил-Никола Васильевич
3-а
10
Калмыков Федор Александрович
3-а
11
Полищук Мария Павловна
3-а
12
Корчмар Михаил Сергеевич
3-а
13
Костин Богдан Евгеньевич
3-а
14
Штука Тихон Станиславович
3-а
15
Батеха Алиса Артемовна
3-а
16
Макогон Эмилия Андреевна
3-а
17
Филиппский Михаил Сергеевич
3-а
18
Макаров Александр Сергеевич
3-а
19
Данилко Дмитрий Максимович
4
20
Кваша Максим Евгеньевич
4
21
Лях Дмитрий Дмитриевич
4
22
Корабельников Роман Александрович
4
23
Козак Илья Александрович
4
24
Челапко Игорь Андреевич
4
25
Цыганкова София Андреевна
4
.
РЕЖИМ ДНЯ
Ⅰ ГРУППА
ПОНЕДЕЛЬНИК-ЧЕТВЕРГ
12.15-прием детей , санитарно-гигиеническая пауза
12.30-спортивный час
13.00-этическая беседа
13.30-обед
14.00-прогулка
15.00-самоподготовка
16.15-динамическая пауза
16.30- прогулка
17.00- клубный час, самостоятельное чтение, развивающая деятельность
17.30-организованный уход детей домой
ПЯТНИЦА
13.15-прием детей, санитарно-гигиеническая пауза
13.30-обед
14.00-прогулка на свежем воздухе
15.00-самоподготовка (физпауза)
16.15-динамическая пауза
16.30- прогулка
17.00- клубный час, самостоятельное чтение, развивающая деятельность
17.30-организованный уход детей домой
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Сентябрь
№
Занятия на воздухе
Занятия в помещении
План
Факт
1
Информационная прогулка « Листопад., листопад, листья по ветру летят…».
Знакомство «Здравствуй школа!». Орг.час,
«Чему учат в школе?» Беседа: "Я – ученик», вуиртуальная экскурсия по Донецку. Беседа «Моя родина Россия».
Динамическая пауза.
01
2
Прогулка-наблюдение «Цветущие клумбы».
Осенние пальчиковые игры. Музыкальная страничка.
Инструктаж по технике безопасности. Динамическая пауза.
День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом.
04
3
Экскурсия «В рябиновом сентябре».
Викторина «Сказки и сказочники». Музыкальная страничка.
05
4
Прогулка-практикум «Понятие об участниках дорожного движения».
«Вместе весело играть» – игры со скакалкой, мячом.
Викторина по мультфильмам. Музыкальная страничка.
Динамическая пауза.
06
5
Экскурсия «Какая сегодня погода».
Безопасность дорожного движения. Музыкальная страничка.
Этическая беседа «Будь всегда вежливым». Динамическая пауза.
07
6
Экскурсия .«Народные приметы осени».
8.09 – ко Дню освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков. Музыкальная страничка. Динамическая пауза.
08
7
Прогулка-наблюдение «Утро-день-вечер».
День красоты. Красота человеческая. Музыкальная страничка. Динамическая пауза.
11
8
Прогулка - практикум «Правила перехода улиц» (ПДД).
Первая медицинская помощь. Музыкальная страничка. Динамическая пауза.
12
9
Прогулка-задание: конкурс рисунков на асфальте на тему «Осень волшебница».
100 лет со дня рождения советской партизанки Зои Космодемьянской.
«В ночь на Святого Николая». Музыкальная страничка. Динамическая пауза.
18
13
Спортивный час «Вместе нам не бывает скучно».
Святой Николай,
Письмо Деду Морозу. Музыкальная страничка. Динамическая пауза.
19
14
Устная экскурсия «Лесные диковинки».
«Откуда приходит Новый год?» Конкурс рисунков.
Музыкальная страничка. Динамическая пауза.
20
15
«Сильные, смелые, ловкие, умелые»..
Беседа-игра «Что такое улица и по каким правилам она живет?» Музыкальная страничка. Динамическая пауза.
21
16
«Малые Олимпийские игры».
«На пороге Новый год» (об осторожности при использовании пиротехнических средств). Музыкальная страничка. . Мастерская Деда Мороза. Динамическая пауза.
22
17
Отдых на свежем воздухе. «Мороз и солнце – день чудесный…»