Рабочая программа по воспитательной работе с классом. Можно использовать данный материал как с 1, 2 и 3 классом. Материал полностью готов. Содержит пояснительную записку, содержание, универсально учебные действия. Польностью соответствует ФГОС. Работа разбита по месяцам. Имеется работа с отстающими и одаренными детьми, а так же работа с родителями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«план воспитательной работы 2 »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя образовательная школа №4
.
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
на ступени начального образования
СОСТАВИТЕЛЬ:
классный руководитель
Пальязова Ольга Александровна
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………….
Принципы организации работы классного руководителя………………
Обеспечение реализации программы………………………………………
Планируемые результаты…………………………………………………….
Содержание программы
Работа с родителями…………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………….
1. Пояснительная записка
Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.
К. Д. Ушинский
Формирование личности всегда являлось главной целью любого прогрессивного общества. Жизнедеятельность, развитие современного цивилизованного общества, становление правового государства возможно только на основе формировании свободной, глубоко мыслящей и духовно-богатой личности, приобщения её к общечеловеческим ценностям, на основе развития интеллекта и широкого кругозора.
Безусловно, основная шкала ценностей закладывается и устанавливается в семье, но, приходя в школу, учащиеся учатся взаимоотношениям в коллективе, взвешивают уже приобретенный нравственный багаж с точки зрения нравственных норм, которые приняты в коллективе, переоценивают ценностные воззрения. Нравственные нормы коллектива, формирующиеся в младших классах начальной школы, закладывается учителем. Ему принадлежит в этом формировании определяющая воспитательная роль – роль классного руководителя, так как классный руководитель является координатором воспитательной деятельности учащихся своего класса.
Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Для этого необходимы продуманность и четкость планирования работы, рациональное распределение и использование времени, целенаправленность и системность, то есть целесообразно моделирование и построение воспитательной системы класса.
Цель данной программы – создание благоприятных условий для выявления и самореализации творческих возможностей младших школьников, формирование на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, города, страны, среды личности, умеющей жить в коллективе.
Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:
выработать у учащихся младших классов понимания происходящего, стремления к высказыванию точки зрения;
развивать потребность в абстрактном мышлении, построение личностной картины мира;
способствовать осознанию себя как единого целого через понятие «я – концепция» - системы представлений человека о самом себе, которая включает самооценку, поведенческую реакцию, то есть конкретные действия, вызванные самооценкой;
развивать желание и умение работать в коллективе и для коллектива через систему социализации личности, обогащение личности необходимым социальным опытом;
сохранить психическое и физическое здоровье учащихся.
Принципы организации работы классного руководителя
Содержание и организационные формы воспитательной работы классного руководителя соответствует основным принципам концепции воспитательной работы школы, которые ориентируют воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственной и физически здоровой личности.
Основные принципы реализации воспитательного процесса.
Принцип гуманистической направленности воспитания.
Педагог относится к учащимся как к ответственным субъектам собственного развития.
Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означает отношение к ребенку как к неповторимой, уникально личности.
Принцип культуросообразности.
Общечеловеческие ценности, ценности и нормы национальной культуры, региональные традиции помогут учащемуся освоить социокультурный опыт и свободно определиться в социальном окружении.
Принцип творчества и успеха.
Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных и слабых сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной «я – концепции» личности учащегося.
Обеспечение реализации программы
В урочное и внеурочное время реализации программы достигается через развитие детского коллектива, проведение социально направленных дел, различного рода массовых мероприятий, конкурсов, экскурсий, оздоровительных акций.
Программа воспитательной работы рассчитана на 3 года, создана с учетом этапов развития воспитательной системы класса.
Участники, задействованные в реализации программы, постоянно совершенствуются сами и совершенствуют свою деятельность, находят новые формы и методы работы, побуждающие инициативу. Содержание программы изменяется с учетом возрастных особенностей младших школьников, постоянное возрастающих запросов общества в образованных людях, модернизации российского образования и воспитания.
Основные вопросы воспитания будут реализованы через коллективные творческие дела, разнообразные по форме и содержанию, по следующим направлениям:
Познавательно – информационное развитие.
Интеллектуальное развитие учащихся, воспитание любознательности, культуры чтения, мотивация успешного учения.
Эстетическое воспитание.
Формирование культурной среды школы, привитие учащимся интереса к занятиям искусством; воспитание способности видеть, беречь окружающую красоту, стремление делать все красиво, эстетично. Создание условий для творческого развития и самореализации детей.
Физическое развитие.
Воспитание стремления быть физически сильным, желания и умения выполнять правила личной гигиены; формирование интереса к занятиям спортом, к ЗОЖ; поощрение активного участия в спортивных соревнованиях.
Трудовое воспитание.
Воспитание добросовестности в учебном, домашнем и общественнополезном труде; формирование навыков самообслуживания.
Гражданско-патриотическое воспитание.
Формирование интереса к прошлому родного края; воспитание любви и бережного отношения к природе; воспитание любви и гордости за свою страну, свою школу, свой дом, свою семью.
Воспитание культуры поведения.
Воспитание исполнительности, соблюдения правил поведения дома, в школе, в классе, в общественных местах.
Воспитание культуры взаимоотношений.
Воспитание культуры построения взаимоотношений со старшими, младшими, с одноклассниками, близкими друзьями. Воспитание дружелюбия, заботливости, вежливости, готовности прийти на помощь.
Развитие инициативы и самостоятельности, организация занятости.
Привлечение учащихся к активному участию в делах школы и класса, включение в посильную деятельность.
Этапы становления и развития воспитательной системы в классе.
Во 2 классе устанавливаются более тесные контакты между учителем, учащимися и родителями. В детях проявляется активность, высокая мотивация к учению, но вместе с тем наблюдается нетерпимость и грубость в межличностных отношениях, душевная черствость. Воспользовавшись врожденным чувством красоты человека, необходимо развивать его, так как именно это чувство дает стойкое неприятие и отторжение от всего безобразного, побуждающее к человечности. На этом этапе необходимо формировать общечеловеческие ценности. «Гармония – основа красоты» - под таким девизом необходимо строить воспитательную работу в классе на этом этапе.
На следующем этапе жизни, младший школьник не только осознает себя субъектом, но и испытывает потребность реализовать свою субъективную роль, вступая в широкий круг общественный отношений. Пробуждается интерес к самому себе - «Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Что я для этого могу сделать?» на этом этапе воспитательной работы в классе необходимо ребенка научит любить себя и мир вокруг, радоваться жизни, быть лучше. Дети удовлетворяют свои потребности в общении, познании, самовыражении, самоутверждении, используя при этом свой духовно-нравственный потенциал. Этот этап в 3 классе проходит под девизом «Я среди людей».
К 4-ому классу ребенок уже обогатил свой внутренний мир духовными ценностями и способен раскрыть его для других, проявляя свои способности. Этому будут способствовать творческие мастерские, выставки прикладного творчества, презентации, конкурсные состязания, проектная деятельность, часы духовного общения. Ребенок хочет быть успешным и умеет быть таковым. Учащийся в этом возрасте становится самим собой, но способен познать смысл, предназначение, ценность предметов и явлений мира и себя в этом мире. Происходит рождение творца. Воспитательная работа в классе проходит под девизом «Успех – это извлеченные уроки из ошибок».
Планируемые результаты
Конечным результатом работы по программе воспитательной работы должны стать: сформированность на достаточном уровне классного коллектива, в котором царит обстановка взаимоуважения и взаимовыручки, способствующая максимальному раскрытию творческой индивидуальной личности ребенка, знающего историю, традиции, природу своего края и уважающих рядом людей. Результативность программы будет отслеживаться с помощью тестов, опросов мнений учащихся, карт педагогического наблюдения.
Знание
Качество личности
Функциональная деятельность
Я - гражданин
*национальная традиция
*государственные символы
*история государства, малой родины
*патриотические чувства
*осознание себя, как гражданина России
*знакомство с национальными традициями и государственной символикой
*уважение к историческим событиям
*подготовка к праздникам и тематическим мероприятиям
*посещение музеев, выставок
Культура поведения человека
*правила поведения в школе и общественных местах
*общение со знакомыми и незнакомыми людьми
*взаимоотношения мальчиков и девочек
*отношения со старшими и младшими
*воспитанность
*вежливость
*уважительность
*забота о ближнем, о младшем
*уважительное отношение к старшим
*соблюдение норм этикета в общественных местах
*выполнение более тяжелой работы мальчиками
*умение составить поздравление, обратиться с просьбой и вопросом, извиниться
Культура устной и письменной речи
*ведение диалога
*культура восприятия информации
*культура устной и письменной речи
*культура постановки и решения проблем
*бережливость
*аккуратность
*бережное отношение к книге
*сдержанность
*вежливость
*уважительное отношение друг к другу
*предупредительность
*умение работать с книгой
*ведение диалога
*использование игровой формы обогащения словарного запаса
*совместная работа в группах
Приобщение к эстетической культуре
*красота и безобразие – две противоположности
*гармония – основа красоты
*природа - сложный и хрупкий организм
*человек и домашние животные
*человек – часть живой природы
*принятие красоты
*отторжение безобразного
*любовь к родному краю
*бережное отношение к природе
*доброта
*сострадание
*любовь к животным
*осознание необходимости использования правил поведения в природе для своего будущего
*выполнение правил по уходу за животными
*понимание экологических проблем современности и пути их решения
Гигиеническая культура
*что такое гигиена
*для чего нужно мыть руки и принимать душ (содержать тело в чистоте)
*кто спрятался в грязи рук (о болезнетворных микробах)
*культура питания
*аккуратность
*чистоплотность
*забота о своем здоровье
*ежедневная уборка своих рабочих мест
*соблюдение гигиенических норм
*умение использовать салфетки
*правила культурного поведения за столом
Культура физического труда
*труд – как средство создания материальных ценностей, их сохранения и приумножения
*труд – забота
*труд - работа
*трудолюбие
*уважение чужого труда
*взаимовыручка
*взаимопомощь
*умение предложить свою помощь
*участие в облагораживании школьной территории
*уход за комнатными растениями
Спортивно-оздоровительная культура
*тренировка своего тела
*совершенствование своего тела
*культура телодвижений
*сила
*выносливость
*забота о своем здоровье
*соблюдение правильной посадки во время урока
*ежедневная утренняя гимнастика
* составление и проведение комплекса утренней гимнастики
Культура взаимоотношений
*положительно эмоциональный настрой и атмосфера принятия каждого
*социальная наблюдательность
*понятие «конфликт»
*конструктивное взаимодействие
*сплоченность класса
*честность
*милосердие
*бережливость
*уважительность
*доброта
*ответственность
*умение поддерживать и сопереживать
*умение присоединения и чувствования
*способы выхода из конфликтной ситуации
*осознание важности и необходимости дружеских взаимоотношений
Содержание программы
Индивидуальная работа с отдельными группами учащихся
Современное состояние общества характеризуется повышенным вниманием к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельной взятой личности. В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека. Степени его уникальности, начиная с самого раннего детства.
Задачи:
изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их развития;
установление межличностных контактов с каждым ребенком;
создание условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей учащихся, реализации социально ценных и личностно значимых интересов и потребностей школьников;
оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации и жизнедеятельности класса, в отношениях с учителями и другими членами школьного сообщества, в выполнении норм и правил поведения учебном заведении и за его пределами;
взаимодействие с родителями, администрацией, социальной и другими службами образовательного учреждения с целью проектирования индивидуальных траекторий развития учащихся, педагогической поддержки общественно полезных инициатив школьников, коррекции отклонений: в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности;
содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и саморазвитию;
диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учет их личностных достижений.
По отношению к общественной жизни
Группа учащихся
Задачи
Формы реализации
Активные
Формирование качеств лидера.
Воспитание чувства долга и ответственности.
Развитие творческих способностей.
Привлечение к организации общественных дел в классе, оказание помощи.
Сотрудничество.
Сотворчество.
Пассивные
Формирование активной жизненной позиции.
Привлечение к жизни коллектива.
Привлечение к выполнению дел по душе.
Постоянная поддержка и поощрение.
Воспитание через выполнение посильных дел.
План реализации программы на 2014-2015 учебный год
При составлении плана воспитательной работы классного руководителя учитываются два основополагающих аспекта:
тематика месяцев строится в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы;
в план работы закладываются традиционные мероприятия, а также работа по различным направлениям: тематические конкурсы, викторины, беседы и т.д.
Деятельность по направлениям
Направление программы
Организационно-содержательная деятельность
Контрольно-аналитическая деятельность
Познавательно-информационное
Торжественная линейка, посвященная Дню знаний; изучение нормативных документов; организация дежурства по классу и по школе; экскурсия в музей школы; организация актива детского самоуправления, классный часы; уроки Гражданственности; участие в конкурсах школьного и городского уровня.
Индивидуальные и групповые беседы с учащимися и родителями; заседание родительского комитета; родительские собрание; собеседования с социальным педагогом; анкетирование, тестирование; анализ конкурсных работ учащихся.
Эстетическое
Экскурсии по городу; посещение занятий по ИЗО;. творческие мастерские
Выставка творческих работ учащихся
Физическое
Пропаганда здорового образа жизни, стимулирование на соблюдение правил личной гигиены
Различные тестовые задания
Трудовое
Организация уборки рабочего места; акция «Помоги птицам»; субботники на территории и школы
Анализ соуправления трудовой деятельностью класса
Гражданско-патриотическое
Изучение символики государства, города; участие в подготовке Уроков гражданственности; посещение ветеранов войны; классные часы
Индивидуальные и групповые беседы с учащимися
Воспитание культуры поведения
Изучение Конвенции о правах и обязанностях ребенка; классные часы, психолого-педагогические беседы
Индивидуальные и групповые беседы с учащимися; анкетирование и тестирование
Воспитание культуры взаимоотношений
Беседы, КВН, игровые программы, развивающие занятия, участие в конкурсах школьного уровня; проведение классных и школьных праздников
Анализ мероприятий, отслеживание результативности участия в конкурсах, анкетирование.
Индивидуальные и групповые беседы с учащимися.
Развитие инициативы и самостоятельности, организация занятости
Выбор актива класса; организация самоуправления в классе; стимулирование на участие в конкурсах школьного уровня; участие в проектной деятельности
Конкурс «Лира»
Фестиваль проектов
Анализ участия в различных конкурсах школьного уровня
План основных дел классного сообщества
Месяц
Неделя
Общешкольные мероприятия
Классные часы и мероприятия
Досуговые мероприятия
Организационная работа
СЕНТЯБРЬ
1 неделя
*День знаний. Торжественная линейка
*Беседа «Наша улица. Город, где мы живем»
*Классный час «Я в школе»
*Организация веселых перемен
*Организация горячего питания
*Заполнение дневников, журнала
2 неделя
*Неделя безопасного дорожного движения «Внимание, дорога!»
*Выбор актива класса
*Классный час «Опасности, которые нас окружают»
*Беседа – «Полезные каникулы»
*Экскурсия за природным материалом
*Оформление книги - альбома
*Составление плана работы на новый учебный год
3 неделя
*День Матери
*Игровое занятие «Сказочное путешествие в страну Здравушку»
* Классный час «День Матери»
*Беседа «Режим дня»
*Конкурс рисунков «Моя мама»
*Разучивание новых динамических пауз
*Оформление стенда «Уголок безопасности»
*Установление прав и обязанностей учащихся в классе
4 неделя
*День пожилых людей
*Беседа «День пожилых людей»
*Классный час «Это простое слово «вежливость»
*Оформление портфолио учащихся
*Занятия по интересам
*Индивидуальные беседы с учащимися
ОКТЯБРЬ
1 неделя
*День Учителя
*Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»
*Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе»
*Праздничный концерт для учителей
*Изготовление поздравлений «Осенний листопад»
2 неделя
*Всероссийский урок чтения
*Игровое занятие «В гости к самовару»
*Беседа «Хлеб – всему голова»
*Классный час «Мой друг»
*Подготовка презентации проекта
*Чтение художественной литературы
*Подготовка слайд – шоу к проекту «Книга – юбиляр. Великий старец»
*Взаимопроверка тетрадей
3 неделя
*Чистота – залог здоровья
*Викторина «Клуб магистра Любознайкина»
*Классный час «О лени и лентяях»
* Проблемно-этическая беседа «Все на свете нужны».
*Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
Работа с учителями предметниками
*Посещение уроков физкультуры
*Беседа «Соблюдение правил поведения на уроках физкультуры»
*Посещение уроков иностранного языка.
*Консультация «Как помочь ребенку хорошо учиться»
*Посещение уроков ИЗО, беседа с учителем об уровне усвоения материала, развитие познавательных способностей обучающихся.
*Посещение уроков музыки, вокального кружка по координации усилий в обучении сильных и слабых обучающихся.
Изучение личности
*Анализ рисунков «Я и моя семья»
*Составление карты интересов
*Педагогическое наблюдение. Конкурс «Я и мой класс»
*Проявление нравственных качеств в поступках и поведении школьника.
*Выявление отношения к учебному труду. Составление диагностической карты «Общий уровень развития личности школьника».
Мониторинг развития личности ребенка. Критерии и методики изучения эффективности воспитательной системы класса
Для выявления интересов и увлечений учащихся, взаимоотношений со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенностей характера, эмоционального состояния детей, педагог может воспользоваться педагогическими методами изучения личности младшего школьника. Такие методы гармонично включаются в воспитательную работу и не травмируют детей.
Мероприятия
Сроки
Изучение проблемных учащихся
*выявление проблемных детей, составление картотеки проблемных учащихся
Сентябрь-октябрь
*выявление путем педагогического наблюдения за вновь прибывшими учащимися характера их педагогической запущенности
В течение года
*установление путем наблюдения и анкетирования положения ученика в классном коллективе, характера взаимоотношений с ним
В течение года
*изучение интересов и склонностей учащихся, возможностей включения их во внеурочную и общественно-полезную деятельность
Сентябрь - декабрь
*изучение положение ребенка в семье
Август - октябрь
Организация педагогической помощи
*систематический учет пробелов в знаниях, умения и навыках проблемных детей
В течение года
*организация помощи в учебной деятельности
В течение года
*установление контактов с родителями, учет неблагополучных семей, консультационная помощь родителям в воспитании детей
В течение года
*педагогическая коррекция поведения
В течение года
Организация свободного времени
*вовлечение всех проблемных учащихся с учетом их интересов и возможностей в развивающую деятельность
Сентябрь - октябрь
*привлечение детей к участию в культурно-массовой деятельности
В течение года
*внимание читательским интересам и вкусам, развитие и стимулирование их
В течение года
*организация контроля – наблюдения за проведением свободного времени
В течение года
*работа по правовому воспитанию на уроках, во внеурочное время
В течение года
*взаимосвязь в работе с социальным педагогом, воспитателями Детского дома
6. Работа с родителями
Престиж любой школы во многом определяется тем, насколько налажено взаимодействие между педагогами и учащимися, педагогами и родителями: дети любят свою школу, родители с удовольствием отдают в нее своих детей. Родительские отношения рассматриваются как сложная система, включающая в себя разнообразные чувства родителей по отношению к ребенку, их поведенческие стереотипы, практикуемые в общении с ребенком, а также особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Нарушение взаимоотношений детей и родителей может быть обусловлено различными факторами: внешними (материально-бытовые условия семьи, состав семьи) и внутренними (ценностные ориентации семьи, уровень психолого-педагогической культуры родителей, личностные особенности родителей). Нарушения взаимоотношений могут возникать из-за искаженных родительских взглядов на проблемы ребенка.
В деятельности педагогов и школьного психолога работа с родителями является важнейшим звеном. Цель ее — повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка.
Задачи по организации работы с родителями:
направление семейного воспитания на всестороннее развитие детей;
расширение возможностей понимания своего ребенка, развитие рефлексии своих взаимоотношений с ребенком, личностного роста родителей:
повышение роли ответственности родителей за воспитание детей;
укрепление сотрудничества родителей с образовательным учреждением.
Направления деятельности:
*изучение семей учащихся
*педагогическое просвещение родителей;
*обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
*педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса;
*индивидуальная работа с родителями;
*информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Формы работы
Задачи работы
Способы реализации
Коллективная
Согласовывать подходы педагогов и семьи к воспитанию детей.
Объединить коллектив родителей.
Родительские собрания.
Организация и проведение праздников и классных мероприятия.
Совместная трудовая деятельность.
Участие в творческих делах класса.
Анкетирование.
Работа родительского комитета.
Групповые и индивидуальные консультации.
Беседы.
Совместные праздники.
Посещение семей.
Групповая
Координировать работу родителей, детей и учителей по разрешению проблем, возникающих в ходе образовательного процесса.
Индивидуальная
Обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения.
Оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка.
Планирование и организация работы с родителями в классе
Месяц
Мероприятия
Сентябрь
*Посещение семей учащихся с целью обследования жилищно-коммунальных условий, в которых проживает обучающийся.
*Знакомство с родителями вновь прибывших учащихся.
*Родительское собрание «Наши задачи на новый учебный год»
-обновление родительского комитета
-предложения к плану
-реклама факультативов, кружков, секций
*Привлечение родителей к участию в жизни класса
Октябрь
*Индивидуальные консультации для родителей
Ноябрь
*Родительское собрание «Основные проблемы обучения и воспитания»
*Работа с малообеспеченными семьями
Декабрь
*Заседание родительского комитета
*Привлечение родителей к участию в жизни класса
-подготовка к новогоднему празднику
-операция «Уют»
*Подведение итогов
Январь
*Мастерская общения «Школа для родителей»
*Привлечение родителей к участию в жизни класса
*Индивидуальные консультации
Февраль
*Заседание родительского комитета
*Беседы с родителями учащихся, которые не успевают в обучении
*Встреча с медицинским работником школы «Профилактика гриппа»
Март
* Консультация социального педагога для родителей трудных учащихся
*Привлечение родителей к участию в жизни класса
-подготовка к празднику мам
*Родительское собрание «Стили воспитания»
*Подведение итогов
Апрель
*Заседание родительского комитета
*Индивидуальная консультация родителей
Май
*Проведение открытых занятий для родителей
*Родительское собрание «Жизнь ребенка, его достижения в школе»
*Подведение итогов
7. Список использованных источников
1. Лебединская К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. – Москва: Педагогика, 1982.
2. Ульбенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. - Нижний Новгород, 1994.
3. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы – М.: ЭКСМО. 2008. 384 с.
4. Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития: Учебное пособие - Екатеринбург. 1995. 152 с.
5. Груздева Ю.В., Богачкина Н.А. Классные часы с психологом. 1-4 классы. – Москва: Глобус», 2009. 332 с.
6. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу: 1-4 классы. - М.: ВАКО. 2008. 192 с.
7. Ещеркина О.А. Формирование гражданственности младших школьников: занятия с учащимися, беседы с родителями – Волгоград: Учитель. 2007. 125 с.
8. Гайдина Л.И., Яровенко В.Я., Жиренко О.Е. Патриотическое воспитание: сценарии мероприятий: 1-4 классы – М.: ВАКО, 2009. 224 с.
9. Васильева О.В. Классные часы. – Волгоград: Корифей». 96 с.
13. Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов.– Ростов н/Дону: Феникс. 2007. – 352 с.
14. Гальцова Е.А. Нравственное воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий. – Волгоград: Учитель. 2007. 190 с.
15. Справочник классного руководителя: 1-4 классы /Под редакцией И.С. Артюховой. – М.: ВАКО. 2007. 272 с.
16. Попова Г.П. Классные часы . 1 класс. – Волгоград: Учитель. 2008. 287 с.
17. И.В. Персидская и др. Классные часы в 1-4 классах. – Волгоград: Учитель, 2007. 204 с.
18. Вакуленко Ю.А. Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины, ярмарки). – Волгоград: Учитель, 2007. 231 с.
19. Мартынова Я.Ю. Внеклассные мероприятия в начальной школе: игры, викторины, классные часы, праздники, материалы для газет, стендов. – Волгоград: Учитель, 2007. 207 с.
20. Агафонова А.Д. Классные часы на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры, тренинги). 1-4 классы: методическое пособие. – М.: Глобус, 2009. 158 с.
21. Волкова Т.В. Наука быть человеком: материалы для классных часов. 1-4 классы. – Волгоград: Учитель. 2008. 170 с.
22. Коган М.С. Правила дорожного движения знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками. – Новосибирск. 2007. 256 с.
23. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО. 2007. 288 с.
24. Багрова О.Е. Введение в мир профессий: классные часы, игры, конкурсы. 1-4 классы. – Волгоград: Учитель. 2009. 159 с.
25. Болотская С.А. Внеклассные мероприятия в начальной школе: тематические занятия, утренники, композиции, экскурсии, КВН, беседы – обозрения. 2007. 143 с.
26. Толстых Т.В. Играем, празднуем, соревнуемся: сценарии совместных мероприятий с родителями. – Волгоград.: Учитель. 2009. 312 с.
27. Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий. – Волгоград: Учитель. 2007. 266 с.
28. Бобкова Н.Н. Азбука права: разработки занятий в начальной школе. – Волгоград: Учитель. 2009. 134 с.
29. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО. 2007. 208 с.
ем нарисованы несколько линий, имеющих свое название. ченные показатели по каждой шкале и разделить сумму на количество шкало