Просмотр содержимого документа
«Папка работы молодого педагога»
Общие сведения
о молодом педагоге
Фамилия, имя, отчество:
Попович Юлия Павловна
Образование:
высшее
Какое учебное заведение окончил:
Крымский гуманитарный университет г. Ялта, 2010 г., по специальности «Начальное обучение»
Педагогический стаж:
5 лет
Место работы:
МОУ «Рощинская школа» (2 года)
Дата поступления в МОУ «Рощинская школа»
1 сентября 2014 год
Должность:
Учитель начальных классов
Учебная нагрузка:
24 часа
Класс
2 - А
Квалификационная категория:
Специалист, 1 аттестация в 2017 году
Электронный адрес
Popovich-1988@ inbox.ru
Сайт
http://multiurok.ru/popovichyp/
Диплом, удостоверения,
курсы повышения квалификации
Легко ли быть молодым учителем...
Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.
Конечно же, настоящий учитель обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. И, наконец, очень важную роль играют личностные качества школьного учителя: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы. А как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет? "Легко ли быть молодым учителем в современной школе?" - именно этот вопрос ставят перед собой выпускники педагогических вузов, решая, идти ли им работать в школу.
За время обучения в вузе студенты обычно проходят педагогическую практику на выпускных курсах. Тесная связь теории педагогики с практикой помогает студентам почувствовать уверенность в себе, в своих действиях, осознать цели и задачи учительской профессии. Однако не каждому студенту, получавшему отличные оценки на практике, удается успешно начать свою работу в школе.
Школа - это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни - все иначе!
В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами - вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя-новичка.
Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на уроках, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.
Часто молодые учителя испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. По данным психолога М.В. Зязько, 82% начинающих учителей ставит на первое место именно плохую дисциплину учеников на их уроках. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю. Однако молодым специалистам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять. К сожалению, во многих школах опытные учителя, методисты и администрация пытаются создать только трудности для начинающего учителя. Но есть и такие школы, где к молодым преподавателям относятся очень трепетно. Продуманные действия администрации школы, психологической службы, хорошо спланированная система наставничества для начинающих учителей помогает быстро влиться в новый коллектив и успешно работать с учениками и их родителями.
В школе важную роль должно играть взаимодействие психологической службы с учителями, родителями и учащимися. Это способствует созданию доброжелательных взаимоотношений в коллективе и достижению наивысших результатов обучения. Сопровождение молодого специалиста в школе - дело всех: начиная от директора школы, заканчивая учителем-коллегой.
Особую роль в становлении молодого специалиста играет председатель методического объединения, который способствует постоянному развитию учителя, ведь, как отмечал в одной из своих книг известный педагог и психолог М.М. Рубинштейн, "педагог в узком смысле слова рождается не в учебном заведении, а в практической жизни". Методист или куратор школы должен выступать в роли учителя учителей, который всегда подскажет, как правильно спланировать этапы урока, подобрать формы работы, как наладить ту самую пресловутую дисциплину в классе, которая является камнем преткновения для всех молодых преподавателей. Такая поддержка просто необходима начинающему учителю. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист.
Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив школы. Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников: администрации, председателя методического объединения, учителей-коллег, классных руководителей и психологов. Ведь все они могут и помочь новичку в календарно-тематическом планировании, и рассказать о специфике работы с детьми и поделиться опытом многими другими способами. Ведь каждый из них - мастер своего дела.
Цели и задачи
на 2015 – 2016
учебный год
Цель: учиться быть учителем.
Задачи:
целенаправленно планировать методическую работу;
повышать профессиональный уровень;
развивать творческий потенциал, развития профессиональной деятельности;
повышать продуктивность работы.
План работы на 2015 – 2016 учебный год
Содержание работы
Сроки
1. Познакомиться с учебным планом, программой, календарно-тематическим планированием, с документами.
2. Консультация по вопросу оформления классной документации (единые требования к составлению календарно- тематического планирования, к заполнению классного журнала).
Сентябрь, в течении года
3. Консультация, знакомство с инструкциями.
Сентябрь
4. Консультация, посещение и анализ уроков у учителей наставников; практикум.
формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
находить нестандартные решения любых возникающих проблем;
воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.
Использование современных образовательных технологий и их результативность
Технологии
Результативность использования технологии
Здоровье сберегающие технологии
Усиление здоровьесберегающего объекта предметного обучения. Повышение качества обученности посредством образовательных стандартов. Моя деятельность учителя в аспекте реализации здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом
Технология игрового обучения
Активное включение учащихся в учебно - воспитательный процесс. Поставленные учебные задачи решаются в творческой, игровой форме. Повышение качества обученности.
Технология деятельностного метода
Создание необходимых условий для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем. Формирование учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности.
Технология уровневой дифференциации
Уровневая дифференциация дает реальную возможность каждому ученику использовать право выбора в процессе обучения, выбора своего уровня. Развитию личности ребенка и сохранению здоровья
Проектные методы обучения
Предметная неделя физической культуры "Школьные Олимпийские игры", Муниципальный проект " Мы против наркотиков! Мы за здоровый образ жизни!". Всероссийский проект "Источник знаний"; "Лыжня России"; "Дворовый футбол".
Проблемное обучение
Подготовка образовательной базы для обучения, развитие личности ребенка.
Развитие исследовательских навыков
Развитие исследовательских навыков в серии уроков и процессе обучения с последующей презентацией, результатов работы в виде доклада, реферата и презентации; способность вести длительные эксперимент и системную работу; выступление в НПК (межсетевой) "Я познаю мир" и в школьном "Фестивале наук", участие в акции "Радуга здоровья".
Обучение в сотрудничестве
Способность выполнить задание качественно и в срок в полном объеме; способность обучаться при поддержке своих товарищей и собственных возможностей. Разработка подходов к объяснению нового материала, расширять информационную базу обучения.
Информационно - коммуникационные технологии
Конструирование урока с использованием коммуникационных обучающих средств. Всестороннее развитие личности ребенка. Развитие навыка работы в интернете. Участие во Всероссийских и международных олимпиадах, конкурс - играх, интеллектуальных марафонах. Разработка интерактивных тестов и обучающих презентаций по предмету.
Самообразование молодого педагога
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности учителя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Особенно актуальной проблема самообразования учителя стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:
во-первых, осуществляется добровольно;
во-вторых, планируется, управляется и контролируется самим человеком;
в-третьих, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека, и сам человек это осознает.
Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день учителю предлагается широкий спектр услуг повышения квалификации (курсы повышения квалификации: дистанционные, с выездом, на местах; обучающие и практические семинары; деятельность в рамках эксперимента; работа в методических объединениях и творческих группах). Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства учителя – это самообразование.
Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности».
Профессиональное самообразование – динамический и непрерывный процесс. Существуют различные подходы к классификации стадий профессионального роста учителя. В классификации Р.Фуллера выделяется три стадии:
стадия «выживания» - на первом году работы в школе;
стадия адаптации и активного усвоения методических рекомендаций – 2-5 лет работы;
стадия зрелости, наступающая, как правило, через 6-8 лет и характеризующаяся стремлением переосмыслить свой педагогический опыт, желанием самостоятельных педагогических исследований.
Каждому из этих этапов присущи специфические интересы учителей. Так, первый этап отмечен личными профессиональными проблемами. Формируется представление о себе как профессионале, возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте. Второй этап характеризуется вниманием учителя к своей профессиональной деятельности. Третий этап отличается возрастанием творческой потребности. Представление о себе и педагогической деятельности требует обобщения и анализа.
Работа должна начинаться с формирования мотивации на самообразование, обеспечивающее активную поисково-познавательную и творческую деятельность учителя.
Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение и соответственно очень часто создают образ учителя как «несовременного человека».
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим » или «плохим».
Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, надбавки, а может даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу - исцелись сам!». Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
После чёткого определения мотивов следует формулировать цель, конкретизировать проблему (тему самообразования) и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания. При выборе проблемы (темы) самообразования важно помнить, что она должна соответствовать методической теме образовательного учреждения. Результаты вашей самообразовательной деятельности не должны выпадать из комплекса прогнозируемых результатов деятельности всего педагогического коллектива. Тематикой самообразования также может быть: одна из годовых задач ОУ; проблема, которая вызывает у педагога затруднение; пополнение знаний по уже имеющемуся опыту. Сроки работы 3 – 5 лет.
Формы самообразования учителя:
индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;
коллективная, направленная на активное участие группы педагогов в методической работе
Конкретные формы работы определяются педагогом совместно с администратором, ответственным за методическую деятельность в ОУ. Целесообразно привлечь к этой работе наставника, закреплённого за молодым специалистом.
Далее следует создание и оформление плана самообразовательной работы. Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе?
Повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество).
Разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования.
Апробирование новых форм, методов и приемов обучения.
Доклады, выступления.
Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей.
Разработка и проведение открытых уроков по новаторским технологиям.
Создание комплектов педагогических разработок.
Проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, по исследуемой проблеме (теме).
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
Основными критериями самообразования учителя являются:
эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности школьников),
творческий рост учителя,
внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.
Работу над темой самообразования учитель строит, отвечая последовательно на следующие вопросы:
1.Чего я хочу добиться? (Формирование образа желаемого.)
2.Где я в настоящее время? (Определение сильных и слабых сторон нынешнего положения).
3.На что следует обратить внимание? (Ключевые вопросы, приоритеты, постановка задач).
4.Как прийти к желаемому? (Последовательность действий, приёмов, средств, разработка критериев).
5.Насколько успешно движение? (Оценивание эффективности процесса: контроль за происходящим.)
6.Чего удалось достичь? (Насколько далеко удалось подвинуться. Удовлетворен(а) ли я?).
Если учитель не удовлетворён результатами, то цикл повторяется сначала, если получает то, чего хотел добиться, то вычленяет следующую проблему в своей деятельности и работает над её решением.
Молодому учителю самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. У творчески работающего учителя возникает потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Учитель, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
Алгоритм работы по теме самообразования
1. Выявление потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога.
2. Планирование работы по самообразованию.
• определение содержания работы по самообразованию;
• выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения;
• составление плана в зависимости от уровня профессионализма педагога.
3. Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)
4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми)
5. Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов
6. Подведение итогов самообразования, оформление результатов самообразования:
• выступление по итогам работы и обмену опытом;
• составление перспективного плана работы с детьми;
• организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;