kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Окружающий мир. 4 класс. Рабочая программа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру. Программа составлена в соответствии с ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир. 4 класс. Рабочая программа.»

Пояснительная записка

Программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы В.А.Самковой, Н.И.Романовой «Окружающий мир» (УМК «Начальная инновационная школа»»).

Цель изучения предмета «Окружающий мир» — приобщение обучающихся к культурному опыту человечества, отражающему различные стороны взаимодействия человека с его социальным и природным окружением. Данная цель достигается благодаря систематизации и расширению знаний о многообразии, взаимосвязях и универсальной ценности объектов и явлений окружающей действительности; формированию элементов исследовательской деятельности по изучению ближайшего природного и социального окружения.

Задачами реализации содержания учебного предмета являются:

— формирование уважительного отношения к семье, школе, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;

— формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

— формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Формы, способы, средства проверки и оценки результатов обучения.

Приоритетные формы работы с обучающимися: фронтальная групповая и парная формы организации учебного процесса.

Приоритетные методы работы с обучающимися: основным методом является системно-деятельностный метод, тематика курса предусматривает использование проблемного метода и методов стимулирования мотивации учения. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

При проведении письменного контроля используются тестовые задания. Тестовые работы включают задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету используются тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы проверяют осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок-схему. Вопросы с "открытым ответом" позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ.

Проверочные задания направлены на закрепление и проверку знаний обучающихся, сформированности у них общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта.


  1. Планируемые результаты


Личностными результатами изучения курса окружающего мира является формирование следующих умений:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметных результатов:

В области регулятивных УУД обучающиеся смогут:

самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

-учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-совместно с учителем составлять план решения проблемы (задачи);

-работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

В области познавательных УУД обучающиеся смогут:

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

-отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

В области коммуникативных УУД обучающиеся смогут:

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

-читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

-договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

-учиться уважительно относиться к позиции другого.

ПРЕДМЕТНЫЕ

  • Человек и природа

  • Выпускник научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойстви проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям

  • и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

  • использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знанияо строении и функционировании организма человека длясохранения и укрепления своего здоровья.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь принесложных несчастных случаях;

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

  • Человек и общество

  • Выпускник научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Правила безопасной жизни

  • Ценность здоровья и здорового образа жизни.

  • Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

  • Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года.

  • Правила безопасного поведения на железнодорожном пути и железнодорожном транспорте.

  • Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

  • Правила безопасного поведения в природе.

  • Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.


  1. Содержание предмета

«Мы живем в пространстве и во времени»

Расположение в пространстве. Как люди учились измерять время. Как меняется облик нашей планеты. Развитие жизни на земле. Как ученые узнают о прошлом Земли. Появление человека на Земле.

«Природные зоны»

Что такое природная зона. Арктические пустыни. Тундра – край вечной мерзлоты. Бескрайная тайга. Смешанные и широколиственные леса. Степь: травянистый край. Субтропики: край тепла и влаги. Пустыни и полупустыни.

«Родной край»

Родной край – частица России. Особенности поверхности родного края. Водоемы родного края. Растения родного края. Животные родного края. Красная книга Чувашской Республики.

«Человек и его здоровье»

Человек – живой организм. Строение и тело человека. Кожа – «защитный скафандр» нашего организма. Опорно-двигательный аппарат: скелет. Опорно-двигательный аппарат: мышцы. Зачем мы питаемся. Пищеварительная система человека. Кровеносная система. Дыхательная система. Нервная система. Органы чувств: зрение и слух, обоняние, вкус и осязание. Температура тела. Простудные заболевания и их профилактика. Первая помощь при легких травмах.


«Русское государство»

Что такое история. Наши предки – восточные славяне. Русь при первых князьях. Нашествие монголов. Куликовская битва. Объединение русских земель вокруг Москвы. Русское государство при Иване Грозном. Смутное время.

«Российская империя»

Царь Перт – первый император России. Россия при Екатерине II. Великие полководцы России. Михаил Васильевич Ломоносов. Отечественная война 1812 года. Россия во второй половине ХIХ (19) века.

«Россия в ХХ-ХХI (20-21) веках»

Россия в начале ХХ (20) века. Страна советов. Великая Отечественная война. Победа над немецко-фашистскими захватчиками. СССР после войны. Россия в конце ХХ (20) века. Современная Россия. Наше государство. Охрана памятников истории и культуры.





  1. Тематическое планирование


урока

Количество часов

Дата проведения

Тема урока

Примечание

Раздел 1 «Мы живем в пространстве и во времени»( 4 часа)

1

1


Расположение в пространстве. Как люди учились измерять время


2

1


Как меняется облик нашей планеты. Развитие жизни на земле. Как ученые узнают о прошлом Земли. Появление человека на Земле


3

1


Входная контрольная работа


4

1


Анализ контрольной работы


Раздел 2 «Природные зоны» (4 часа)

5

1


Что такое природная зона. Арктические пустыни.


6

1


Тундра – край вечной мерзлоты. Бескрайная тайга. Смешанные и широколиственные леса.


7

1


Степь: травянистый край. Субтропики: край тепла и влаги. Пустыни и полупустыни.


8

1


Контрольная работа №1 по теме «Природные зоны России»


Раздел 3 «Родной край» (2 часа)

9

1


Родной край – частица России. Особенности поверхности родного края.


10

1


Водоемы родного края. Растения родного края. Животные родного края. Красная книга Чувашской Республики.


Раздел 4 «Человек и его здоровье» (8 часов)

11

1


Человек – живой организм. Строение и тело человека


12

1


Кожа – «защитный скафандр» нашего организма


13

1


Опорно-двигательный аппарат: скелет. Опорно-двигательный аппарат: мышцы.


14

1


Зачем мы питаемся. Пищеварительная система человека.


15

1


Кровеносная система. Дыхательная система. Нервная система.


16

1


Органы чувств: зрение и слух, обоняние, вкус и осязание.


17

1


Температура тела. Простудные заболевания и их профилактика. Первая помощь при легких травмах.


18

1


Контрольная работа №2 по теме «Человек и его здоровье»




Раздел 5 «Русское государство» (4 часа)

19

1


Что такое история. Наши предки – восточные славяне.


20

1


Русь при первых князьях. Нашествие монголов.


21

1


Куликовская битва. Объединение русских земель вокруг Москвы.


22

1


Русское государство при Иване Грозном. Смутное время.


Раздел 6 «Российская империя» (4 часа)

23

1


Царь Петр – первый император России. Россия при Екатерине II.


24

1


Великие полководцы России. Михаил Васильевич Ломоносов.


25

1


Отечественная война 1812 года. Россия во второй половине ХIХ (19) века.


26

1


Контрольная работа №3 по теме «Российская империя»


Раздел 7 «Россия в ХХ-ХХI (20-21) веках» (8 часов)

27

1


Россия в начале ХХ (20) века. Страна советов.


28

1


Великая Отечественная война. Победа над немецко-фашистскими захватчиками.


29

1


СССР после войны.


30

1


Всероссийская проверочная работа.


31

1


Россия в конце ХХ (20) века


32

1


Современная Россия.


33

1


Промежуточная аттестация


34

1


Наше государство. Охрана памятников истории и культуры.

Повторение.


























Материально - техническое обеспечение

Учебно-методический комплект

  1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир. Учебник для 4 класса. М.: ООО «Русское слово», 2019 г.

  2. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 4 класса. М.: ООО «Русское слово», 2019 г.

Ресурсы сети Интернет:

1. www.academkniga.ru

2. единая коллекция ЦОР http://school – collection.edu.ru – базовая составляющая проекта ИСО;

3. Российский образовательный портал –http://www.school.tdu/ru-

4. Практическое пособие для учителя Справочник по эффективным образовательным технологиям https://sites.google.com

5. "Российский общеобразовательный портал". Работа с различными каталогами ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; справочно-информационные источники. Работа с интернет журналом «Путь в науку» school.edu http://yos.ru/

6. Электронная библиотека 'Наука и техника' Знакомство с материалами и электронными публикациями педагогов, ученых http://n-t.ru/

7. Федеральный институт педагогических измерений ФИПИ Ознакомление с аналитическими отчетами о результатах ЕГЭ и ГИА за разные периоды. Вопросы повышения квалификации http://www.fipi.ru

8. "Федеральное агентство по образованию РФ". Работа с нормативно-правовыми документами в области образования, статистическими данными http://www.ed.gov.ru/

9. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет Ориентация в пространстве образовательных порталов сети Интернет http://katalog.iot.ru/

10. «Сеть творческих учителей» Общение в профессиональном сообществе. Обмен опытом, методическими материалами. www.it-n.ru

11. «Открытый класс». Сетевые образовательные сообщества Общение в профессиональном сообществе.

12. Обмен опытом, методическими материалами. http://www.openclass.ru/

13. Педсовет Обмен опытом, методическими материалами. Знакомство с нормативными документами. Получение дистанционной консультативной помощи специалистов в области образования, психологии, логопедии и др. http://pedsovet.org/

14. Портал «Всеобуч» Знакомство с опытом работы педагогов всей страны, с опытом работы разных учебных заведений. http://www.edu-all.ru

15. Сообщество «Начальная школа» (NACHALKA.COM) Работа с методическими материалами, мультимедийными материалами, знакомство с сетевыми учебными проектами, http://www.nachalka.com/

16. UROKI.NET Работа с обширной библиотекой методических материалов, поурочных разработок, сценариев и т.д. http://www.uroki.net/

17. Сайт общероссийского проекта «Школа цифрового века». Работа с предметно-методическими материалами по всем учебным дисциплинам и направлениям школьной жизни. Дистанционное обучение http://digital.1september.ru/

18. Интернет журнал «Педагогический мир». Работа с обширной библиотекой методических материалов, поурочных разработок, сценариев и тд. по всем учебным дисциплинам и направлениям школьной жизни. http://pedmir.ru/

19. Интернет портал «ProШколу. ru» Общение в профессиональном сообществе.

20. Обмен опытом, методическими материалами.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Окружающий мир. 4 класс. Рабочая программа.

Автор: Косякова Ирина Ивановна

Дата: 27.12.2020

Номер свидетельства: 568653

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс. Школа 2100ю "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-1-klass-shkola-2100iu"
    ["file_id"] => string(6) "148873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419869756"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" для 2 класса "
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-okruzhaiushchii-mir-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "148376"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419683059"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Неживая и живая природа".  УМК "Школа России", 2 класс. "
    ["seo_title"] => string(111) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-niezhivaia-i-zhivaia-priroda-umk-shkola-rossii-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "111693"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407781672"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа  по окружающему миру  3 класс УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-klass-umk-shkola-rossii-1"
    ["file_id"] => string(6) "119834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413539544"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Окружающий мир, 2 класс . Рабочая программа. Школа России."
    ["seo_title"] => string(55) "okruzhaiushchiimir2klassrabochaiaproghrammashkolarossii"
    ["file_id"] => string(6) "261720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449173344"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства