kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Окружающий мир. 3 класс. Рабочая программа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  рабочая программа соответствует ФГОС. 3 класс. Инновационная начальная школа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир. 3 класс. Рабочая программа.»

Пояснительная записка

Программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих задач:

- формирование уважительного отношения к семье, школе, населенному пункту,

- региону, в котором живут дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Формы, методы, технологии организации учебного процесса. Основной формой образовательного процесса является урок. Формы организации образовательного процесса:

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • фронтальная;

  • работа в парах;

  • работа в группах.

Для достижения планируемых результатов обучения используются следующие методики и технологии. Технологии обучения:

  • личностно-ориентированные;

  • игровые;

  • проблемного обучения;

  • проектного обучения;

  • ИКТ;

  • системно-деятельностный метод.

Методы контроля: самостоятельная работа, устный опрос, тестирование, творческий проект. 

Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.


  1. Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру


Результаты изучения предмета в 3 классе «Окружающий мир» проявляются на личностномметапредметном и предметном уровнях.

Личностные результаты.

  • проявлять устойчивый интерес к изучению объектов и явлений социоприродного окружения;

  • повышать уровень своих интеллектуальных и творческих способностей;

  • осознавать необходимость соблюдения этических норм и правил, составляющих основу самовоспитания.

  • уважительно относиться к семье, школе, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

  • осознавать ценность, целостность и многообразие окружающего мира, своё место в нем;

  • формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формировать психологическую культуру и компетенцию для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной

  • оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств),

  • предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценки предложенная учителем.

Познавательные УУД:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи

  • информации;

  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков,

  • подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

  • моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);

  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты.

Ученик научится:

- в ценностно-ориентационной сфере — формировать представления о целостности окружающего мира, о важнейших способах его познания человеком;

- в познавательной сфере — расширять и систематизировать знания о многообразии объектов и явлений окружающего мира; формировать представления о взаимосвязи природы, человека и общества, об изменениях природной среды под воздействием человека; осваивать важнейшие элементы естественно - научных и обществоведческих знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов; формировать элементарные исследовательские умения; применять полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

- в эстетической сфере — развивать эколого-эстетическое восприятие окружающего мира; приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;

- в сфере правил безопасности жизни — иметь представление о здоровом образе жизни, овладевать простейшими приемами самоконтроля своего физического состояния, оказывать первую помощь при легких травмах; соблюдать правила безопасного поведения в городе и на природе;

Ученик получит возможность научиться:

- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

-моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;

- использовать формальные элементы текста (например,подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;


II. Содержание учебного предмета


Как устроена наша планета

Земля – планета. Общие представления о строении Земли. Оболочки (сферы) Земли: твердая (литосфера), водная (гидросфера), воздушная (атмосфера).

Живая оболочка Земли – биосфера.

Формы земной поверхности: равнина, горы, холмы, овраги. Условные обозначения равнин и гор на карте. Особенности земной поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, водотоки, их разнообразие: океан, море, река, озеро, пруд. Использование водоемов человеком. Водоемы и водотоки родного края (названия и краткая характеристика на основе наблюдений).

Стороны горизонта. Ориентирование на местности. Компас. Правила безопасного поведения в лесу, у водоема в разное время года.

Как взаимосвязаны живые организмы и среда обитания

Среды жизни на планете. Что и кто окружает живой организм.

Окружающая среда – совокупность всех тел и явлений, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях.

Наземно-воздушная среда и ее обитатели. Водная среда обитания. Приспособленность организмов к обитанию в водной среде.

Обитатели подземных лабиринтов: как организмы приспособились к жизни в почве.

Организм как среда обитания

Разнообразие экосистем

Элементарные представления о системном строении природы. Живые

(биологические) и экологические системы (экосистемы). Экология — наука, исследующая взаимосвязи живых организмов и окружающей их среды, «наука о доме».

Экосистема как единство сообщества живых организмов и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Компоненты экосистемы. Круговорот веществ в экосистеме. Природные (естественные) и искусственные экосистемы.

Простейшая классификация экологических связей: связи между живыми существами и неживой природой; связи между организмами (внутри одного вида и между различными видами).

Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык поз и движений.

Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Игра — один из способов усвоения навыков поведения, необходимых в дальнейшей жизни.

Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.

Правила безопасного поведения в природе.

Человек в окружающей среде

Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Элементарные представления об экологии жилища. Обеспечение городского дома водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем.

Домашняя обстановка. Предметы домашнего обихода. Чистота, порядок и уют в доме. Семейные традиции и семейные праздники. Одежда и обувь, их назначение. Стремление украшать себя и свое жилище — одна из древнейших потребностей человека. Экономное использование ресурсов — одно из условий сохранения окружающей среды.

Город и человек

Кочевой образ жизни древних племен.

Переход некоторых племен к оседлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т.п.), возможность торговли и др. Города-государства.

Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счет прилегающих к нему природных территорий.

Влияние города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей. Проекты городов будущего. Правила безопасного поведения в городе.

Как человек преодолевает расстояния

Общественный транспорт. Городской и сельский транспорт. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Средства связи: почта, телефон, телеграф.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Страны и народы мира

Общее представление о многообразии стран и народов нашей планеты.

Страны, с которыми граничит Россия.

Страны ближнего и дальнего зарубежья.

Знакомство с некоторыми странами, наиболее контрастными по своим природно-климатическим и культурным особенностям.

Норвегия. Расположение на карте. Столица Норвегии — город Осло. Главные достопримечательности. Страницы истории, культурные связи с Россией.

Греция. Расположение на карте. Столица Греции — город Афины. Главные достопримечательности. Общие страницы истории, культурные связи с Россией.

Соединенные Штаты Америки (США). Столица США — город Вашингтон.

Главные достопримечательности.




































  1. Тематическое планирование


Кол-во часов

Дата проведения


Тема урока

Примечание


Раздел I. Как устроена планета Земля.(7 часов)


1

1


Какую форму имеет Земля. Стороны горизонта. Ориентирование на местности.



2

1


План местности. Какие бывают карты.



3

1


Как устроена наша планета. Твердая оболочка Земли.



4

1


Полезные ископаемые. Формы земной поверхности. Горы и равнины.



5

1


Водная оболочка Земли. Водные объекты и их разнообразие.



6

1


Воздушная оболочка. Живая оболочка Земли -биосфера. Что такое почва.



7

1


Контрольная работа №1 по теме «Как устроена планета Земля»



Раздел II. Как взаимосвязаны организмы и среда обитания. (5 часов)


8

1


Что такое среда обитания. Что и кто окружает живой организм.



9

1


Обитатели наземно-воздушной среды. Как организмы приспособились к жизни в водной среде.



10

1


Как организмы приспособились к жизни в почве.



11

1


Что такое «летающий зоопарк».



12

1


Обобщение по разделу «Как взаимосвязаны организмы и среда обитания»




Раздел III. Разнообразие экосистем. (7 часов)


13

1


Что такое «система»?



14

1


От кочки до оболочки: экологические системы. Компоненты экосистемы.



15

1


Пищевые цепи: кто кого ест. Почему безопаснее жить вместе. Как животные обмениваются информацией.



16

1


Самая распространённая экосистема суши: леса. Водные экосистемы: ручей. Между сушей и водой: экосистемы болот.



17

1


Экосистема луга. Жизнь без воды: экосистемы пустынь.



18

1


Город как экосистема. Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги.



19

1


Контрольная работа №2 по теме «Разнообразие экосистем»



Раздел IV. Человек в окружающей среде. (4 часа)


20

1


Может ли человек существовать без природы. Мой дом - моя крепость. «Что нам стоит дом построить…»



21

1


Может ли посуда вырасти на грядке. На плохую одежду- плохая надежда. Какая обувь самая удобная.



22

1


Экономика домашнего хозяйства. Правила безопасной жизни.



23

1


Обобщение по разделу «Человек в окружающей среде»



Раздел V. Город и человек. ( 3 часа)


24

1


Как растёт и живет город. Как город влияет на человека. Мой город – Чебоксары.



25

1


Каким должен быть город будущего.



26

1


Обобщение по разделу «Город и человек»



Раздел VI. Как человек преодолевает расстояния.( 3 часа)


27

1


Как появился транспорт. Виды транспортов.



28

1


Средства связи и информации.



29

1


Контрольная работа №3 по теме «Как человек преодолевает расстояния»







Раздел VII. Как человек странам и континентам (5 часов)



О чём говорят дорожные знаки.

30

1


Страны мира. Россия на карте мира. Народы и религии России.



31

1


Норвегия-страна фьордов и троллей. Подготовка к проекту « По странам и континентам».



32

1


Промежуточная аттестация



33

1


Греция: наследники Древней Эллады. Подготовка к проекту « По странам и континентам».



34

1


Путешествие через океан: Соединённые Штаты Америки.

Обобщение по разделу





Материально - техническое обеспечение учебного процесса

Учебно-методический комплект

  1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир. Учебник для 3 класса. М.: ООО «Русское слово», 2019 г.

  2. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 3 класса. М.: ООО «Русское слово», 2019 г.

Ресурсы сети Интернет:

1. www.academkniga.ru

2. единая коллекция ЦОР http://school – collection.edu.ru – базовая составляющая проекта ИСО;

3. Российский образовательный портал –http://www.school.tdu/ru-

4. Практическое пособие для учителя Справочник по эффективным образовательным технологиям https://sites.google.com

5. "Российский общеобразовательный портал". Работа с различными каталогами ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; справочно-информационные источники. Работа с интернет журналом «Путь в науку» school.edu http://yos.ru/

6. Электронная библиотека 'Наука и техника' Знакомство с материалами и электронными публикациями педагогов, ученых http://n-t.ru/

7. Федеральный институт педагогических измерений ФИПИ Ознакомление с аналитическими отчетами о результатах ЕГЭ и ГИА за разные периоды. Вопросы повышения квалификации http://www.fipi.ru

8. "Федеральное агентство по образованию РФ". Работа с нормативно-правовыми документами в области образования, статистическими данными http://www.ed.gov.ru/

9. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет Ориентация в пространстве образовательных порталов сети Интернет http://katalog.iot.ru/

10. «Сеть творческих учителей» Общение в профессиональном сообществе. Обмен опытом, методическими материалами. www.it-n.ru

11. «Открытый класс». Сетевые образовательные сообщества Общение в профессиональном сообществе.

12. Обмен опытом, методическими материалами. http://www.openclass.ru/

13. Педсовет Обмен опытом, методическими материалами. Знакомство с нормативными документами. Получение дистанционной консультативной помощи специалистов в области образования, психологии, логопедии и др. http://pedsovet.org/

14. Портал «Всеобуч» Знакомство с опытом работы педагогов всей страны, с опытом работы разных учебных заведений. http://www.edu-all.ru

15. Сообщество «Начальная школа» (NACHALKA.COM) Работа с методическими материалами, мультимедийными материалами, знакомство с сетевыми учебными проектами, http://www.nachalka.com/

16. UROKI.NET Работа с обширной библиотекой методических материалов, поурочных разработок, сценариев и т.д. http://www.uroki.net/

17. Сайт общероссийского проекта «Школа цифрового века». Работа с предметно-методическими материалами по всем учебным дисциплинам и направлениям школьной жизни. Дистанционное обучение http://digital.1september.ru/

18. Интернет журнал «Педагогический мир». Работа с обширной библиотекой методических материалов, поурочных разработок, сценариев и тд. по всем учебным дисциплинам и направлениям школьной жизни. http://pedmir.ru/

19. Интернет портал «ProШколу. ru» Общение в профессиональном сообществе.

20. Обмен опытом, методическими материалами.

21. Работа с предметно-методическими материалами по всем учебным дисциплинам и направлениям школьной жизни коллег из других регионов. http://www.proshkolu.ru/

22. Клуб учителей начальной школы «4 ступени» Работа с предметно-методическими материалами. http://www.4stupeni.ru/

23. Учительский портал «На урок» Работа с методическими разработками, новостями образования, публикациями http://nayrok.ru/

24. «Аудиохрестоматия» Уникальный медиапортал, на котором собраны лучшие произведения мировой литературы в исполнении признанных мастеров сцены. Каждый аудиотрек – результат работы профессионалов самого высокого класса. Работа с видео материалами. Участие в конкурсах. http://audiohrestomatiya.ru/

25. Сообщество учителей «IntelEducationGalaxy» Профессиональное общение и самообразование в сообществе учителей, которые активно используют новые информационные технологии. Возможность участия в конкурсах.

26. https://edugalaxy.intel.ru

27. worksheetworks.com Шаблоны, схемы, модели, планировщики, карты http://www.worksheetworks.com/

28. Портал «Солнышко».На сайте публикуются развивающие компьютерные игры и видеоуроки; мультфильмы и раскраски; занятия для малышей по географии, химии, физике, экономике, природоведению, иностранным языкам; оригинальные макеты развивающих и праздничных стенгазет; сценарии детских праздников; статьи о развитии и обучении детей. http://www.solnet.ee/

Обучение окружающему миру обеспечивается:

• Экранно-звуковые пособия

Интерактивное наглядное пособие по окружающему миру «Экзамен-Медиа» 2013

Электронные презентации к урокам

цифровые и информационные инструменты и источники (по темам программы): электронные справочные и учебные пособия, презентации к урокам;

компьютер;

мультимедийный проектор;

демонстрационные таблицы по окружающему миру для 1 класса

набор картинок с изображением животных, людей, растений, транспорта;

репродукции картин;

• Оборудование класса

классная магнитная доска;

ученические столы двухместные с комплектом стульев;

стол учительский с тумбой;

шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

материалов, пособий и пр.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Окружающий мир. 3 класс. Рабочая программа.

Автор: Косякова Ирина Ивановна

Дата: 20.12.2019

Номер свидетельства: 532913

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс. Школа 2100ю "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-1-klass-shkola-2100iu"
    ["file_id"] => string(6) "148873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419869756"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" для 2 класса "
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-okruzhaiushchii-mir-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "148376"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419683059"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Неживая и живая природа".  УМК "Школа России", 2 класс. "
    ["seo_title"] => string(111) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-niezhivaia-i-zhivaia-priroda-umk-shkola-rossii-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "111693"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407781672"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа  по окружающему миру  3 класс УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-klass-umk-shkola-rossii-1"
    ["file_id"] => string(6) "119834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413539544"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Окружающий мир, 2 класс . Рабочая программа. Школа России."
    ["seo_title"] => string(55) "okruzhaiushchiimir2klassrabochaiaproghrammashkolarossii"
    ["file_id"] => string(6) "261720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449173344"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства