Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир. 3 класс. Рабочая программа.»
Пояснительная записка
Программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.
Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих задач:
- формирование уважительного отношения к семье, школе, населенному пункту,
- региону, в котором живут дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Формы, методы, технологии организации учебного процесса. Основной формой образовательного процесса является урок. Формы организации образовательного процесса:
индивидуальная;
групповая;
фронтальная;
работа в парах;
работа в группах.
Для достижения планируемых результатов обучения используются следующие методики и технологии. Технологии обучения:
личностно-ориентированные;
игровые;
проблемного обучения;
проектного обучения;
ИКТ;
системно-деятельностный метод.
Методы контроля: самостоятельная работа, устный опрос, тестирование, творческий проект.
Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.
Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру
Результаты изучения предмета в 3 классе «Окружающий мир» проявляются на личностном, метапредметном и предметном уровнях.
Личностные результаты.
проявлять устойчивый интерес к изучению объектов и явлений социоприродного окружения;
повышать уровень своих интеллектуальных и творческих способностей;
осознавать необходимость соблюдения этических норм и правил, составляющих основу самовоспитания.
уважительно относиться к семье, школе, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
осознавать ценность, целостность и многообразие окружающего мира, своё место в нем;
формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формировать психологическую культуру и компетенцию для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств),
предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценки предложенная учителем.
Познавательные УУД:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи
информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков,
подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты.
Ученик научится:
- в ценностно-ориентационной сфере — формировать представления о целостности окружающего мира, о важнейших способах его познания человеком;
- в познавательной сфере — расширять и систематизировать знания о многообразии объектов и явлений окружающего мира; формировать представления о взаимосвязи природы, человека и общества, об изменениях природной среды под воздействием человека; осваивать важнейшие элементы естественно - научных и обществоведческих знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов; формировать элементарные исследовательские умения; применять полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
- в эстетической сфере — развивать эколого-эстетическое восприятие окружающего мира; приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
- в сфере правил безопасности жизни — иметь представление о здоровом образе жизни, овладевать простейшими приемами самоконтроля своего физического состояния, оказывать первую помощь при легких травмах; соблюдать правила безопасного поведения в городе и на природе;
Ученик получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
-моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;
- использовать формальные элементы текста (например,подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
II. Содержание учебного предмета
Как устроена наша планета
Земля – планета. Общие представления о строении Земли. Оболочки (сферы) Земли: твердая (литосфера), водная (гидросфера), воздушная (атмосфера).
Живая оболочка Земли – биосфера.
Формы земной поверхности: равнина, горы, холмы, овраги. Условные обозначения равнин и гор на карте. Особенности земной поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, водотоки, их разнообразие: океан, море, река, озеро, пруд. Использование водоемов человеком. Водоемы и водотоки родного края (названия и краткая характеристика на основе наблюдений).
Стороны горизонта. Ориентирование на местности. Компас. Правила безопасного поведения в лесу, у водоема в разное время года.
Как взаимосвязаны живые организмы и среда обитания
Среды жизни на планете. Что и кто окружает живой организм.
Окружающая среда – совокупность всех тел и явлений, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях.
Наземно-воздушная среда и ее обитатели. Водная среда обитания. Приспособленность организмов к обитанию в водной среде.
Обитатели подземных лабиринтов: как организмы приспособились к жизни в почве.
Организм как среда обитания
Разнообразиеэкосистем
Элементарные представления о системном строении природы. Живые
(биологические) и экологические системы (экосистемы). Экология — наука, исследующая взаимосвязи живых организмов и окружающей их среды, «наука о доме».
Экосистема как единство сообщества живых организмов и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Компоненты экосистемы. Круговорот веществ в экосистеме. Природные (естественные) и искусственные экосистемы.
Простейшая классификация экологических связей: связи между живыми существами и неживой природой; связи между организмами (внутри одного вида и между различными видами).
Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык поз и движений.
Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Игра — один из способов усвоения навыков поведения, необходимых в дальнейшей жизни.
Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.
Правила безопасного поведения в природе.
Человек в окружающей среде
Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Элементарные представления об экологии жилища. Обеспечение городского дома водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем.
Домашняя обстановка. Предметы домашнего обихода. Чистота, порядок и уют в доме. Семейные традиции и семейные праздники. Одежда и обувь, их назначение. Стремление украшать себя и свое жилище — одна из древнейших потребностей человека. Экономное использование ресурсов — одно из условий сохранения окружающей среды.
Город и человек
Кочевой образ жизни древних племен.
Переход некоторых племен к оседлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т.п.), возможность торговли и др. Города-государства.
Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счет прилегающих к нему природных территорий.
Влияние города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей. Проекты городов будущего. Правила безопасного поведения в городе.
Как человек преодолевает расстояния
Общественный транспорт. Городской и сельский транспорт. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.
Средства связи: почта, телефон, телеграф.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Страны и народы мира
Общее представление о многообразии стран и народов нашей планеты.
Страны, с которыми граничит Россия.
Страны ближнего и дальнего зарубежья.
Знакомство с некоторыми странами, наиболее контрастными по своим природно-климатическим и культурным особенностям.
Норвегия. Расположение на карте. Столица Норвегии — город Осло. Главные достопримечательности. Страницы истории, культурные связи с Россией.
Греция. Расположение на карте. Столица Греции — город Афины. Главные достопримечательности. Общие страницы истории, культурные связи с Россией.
Соединенные Штаты Америки (США). Столица США — город Вашингтон.
Главные достопримечательности.
Тематическое планирование
№
Кол-во часов
Дата проведения
Тема урока
Примечание
Раздел I. Как устроена планета Земля.(7 часов)
1
1
Какую форму имеет Земля. Стороны горизонта. Ориентирование на местности.
2
1
План местности. Какие бывают карты.
3
1
Как устроена наша планета. Твердая оболочка Земли.
4
1
Полезные ископаемые. Формы земной поверхности. Горы и равнины.
5
1
Водная оболочка Земли. Водные объекты и их разнообразие.
6
1
Воздушная оболочка. Живая оболочка Земли -биосфера. Что такое почва.
7
1
Контрольная работа №1 по теме «Как устроена планета Земля»
Раздел II. Как взаимосвязаны организмы и среда обитания. (5 часов)
8
1
Что такое среда обитания. Что и кто окружает живой организм.
9
1
Обитатели наземно-воздушной среды. Как организмы приспособились к жизни в водной среде.
10
1
Как организмы приспособились к жизни в почве.
11
1
Что такое «летающий зоопарк».
12
1
Обобщение по разделу «Как взаимосвязаны организмы и среда обитания»
Раздел III. Разнообразие экосистем. (7 часов)
13
1
Что такое «система»?
14
1
От кочки до оболочки: экологические системы. Компоненты экосистемы.
15
1
Пищевые цепи: кто кого ест. Почему безопаснее жить вместе. Как животные обмениваются информацией.
16
1
Самая распространённая экосистема суши: леса. Водные экосистемы: ручей. Между сушей и водой: экосистемы болот.
17
1
Экосистема луга. Жизнь без воды: экосистемы пустынь.
18
1
Город как экосистема. Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги.
19
1
Контрольная работа №2 по теме «Разнообразие экосистем»
Раздел IV. Человек в окружающей среде. (4 часа)
20
1
Может ли человек существовать без природы. Мой дом - моя крепость. «Что нам стоит дом построить…»
21
1
Может ли посуда вырасти на грядке. На плохую одежду- плохая надежда. Какая обувь самая удобная.
22
1
Экономика домашнего хозяйства. Правила безопасной жизни.
23
1
Обобщение по разделу «Человек в окружающей среде»
Раздел V. Город и человек. ( 3 часа)
24
1
Как растёт и живет город. Как город влияет на человека. Мой город – Чебоксары.
25
1
Каким должен быть город будущего.
26
1
Обобщение по разделу «Город и человек»
Раздел VI. Как человек преодолевает расстояния.( 3 часа)
27
1
Как появился транспорт. Виды транспортов.
28
1
Средства связи и информации.
29
1
Контрольная работа №3 по теме «Как человек преодолевает расстояния»
Раздел VII. Как человек странам и континентам (5 часов)
О чём говорят дорожные знаки.
30
1
Страны мира. Россия на карте мира. Народы и религии России.
31
1
Норвегия-страна фьордов и троллей. Подготовка к проекту « По странам и континентам».
32
1
Промежуточная аттестация
33
1
Греция: наследники Древней Эллады. Подготовка к проекту « По странам и континентам».
34
1
Путешествие через океан: Соединённые Штаты Америки.
Обобщение по разделу
Материально - техническое обеспечение учебного процесса
Учебно-методический комплект
Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир. Учебник для 3 класса. М.: ООО «Русское слово», 2019 г.
Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 3 класса. М.: ООО «Русское слово», 2019 г.
3. Российский образовательный портал –http://www.school.tdu/ru-
4. Практическое пособие для учителя Справочник по эффективным образовательным технологиям https://sites.google.com
5. "Российский общеобразовательный портал". Работа с различными каталогами ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; справочно-информационные источники. Работа с интернет журналом «Путь в науку» school.edu http://yos.ru/
6. Электронная библиотека 'Наука и техника' Знакомство с материалами и электронными публикациями педагогов, ученых http://n-t.ru/
7. Федеральный институт педагогических измерений ФИПИ Ознакомление с аналитическими отчетами о результатах ЕГЭ и ГИА за разные периоды. Вопросы повышения квалификации http://www.fipi.ru
8. "Федеральное агентство по образованию РФ". Работа с нормативно-правовыми документами в области образования, статистическими данными http://www.ed.gov.ru/
9. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет Ориентация в пространстве образовательных порталов сети Интернет http://katalog.iot.ru/
10. «Сеть творческих учителей» Общение в профессиональном сообществе. Обмен опытом, методическими материалами. www.it-n.ru
11. «Открытый класс». Сетевые образовательные сообщества Общение в профессиональном сообществе.
12. Обмен опытом, методическими материалами. http://www.openclass.ru/
13. Педсовет Обмен опытом, методическими материалами. Знакомство с нормативными документами. Получение дистанционной консультативной помощи специалистов в области образования, психологии, логопедии и др. http://pedsovet.org/
14. Портал «Всеобуч» Знакомство с опытом работы педагогов всей страны, с опытом работы разных учебных заведений. http://www.edu-all.ru
15. Сообщество «Начальная школа» (NACHALKA.COM) Работа с методическими материалами, мультимедийными материалами, знакомство с сетевыми учебными проектами, http://www.nachalka.com/
16. UROKI.NET Работа с обширной библиотекой методических материалов, поурочных разработок, сценариев и т.д. http://www.uroki.net/
17. Сайт общероссийского проекта «Школа цифрового века». Работа с предметно-методическими материалами по всем учебным дисциплинам и направлениям школьной жизни. Дистанционное обучение http://digital.1september.ru/
18. Интернет журнал «Педагогический мир». Работа с обширной библиотекой методических материалов, поурочных разработок, сценариев и тд. по всем учебным дисциплинам и направлениям школьной жизни. http://pedmir.ru/
19. Интернет портал «ProШколу. ru» Общение в профессиональном сообществе.
20. Обмен опытом, методическими материалами.
21. Работа с предметно-методическими материалами по всем учебным дисциплинам и направлениям школьной жизни коллег из других регионов. http://www.proshkolu.ru/
22. Клуб учителей начальной школы «4 ступени» Работа с предметно-методическими материалами. http://www.4stupeni.ru/
23. Учительский портал «На урок» Работа с методическими разработками, новостями образования, публикациями http://nayrok.ru/
24. «Аудиохрестоматия» Уникальный медиапортал, на котором собраны лучшие произведения мировой литературы в исполнении признанных мастеров сцены. Каждый аудиотрек – результат работы профессионалов самого высокого класса. Работа с видео материалами. Участие в конкурсах. http://audiohrestomatiya.ru/
25. Сообщество учителей «IntelEducationGalaxy» Профессиональное общение и самообразование в сообществе учителей, которые активно используют новые информационные технологии. Возможность участия в конкурсах.
26. https://edugalaxy.intel.ru
27. worksheetworks.com Шаблоны, схемы, модели, планировщики, карты http://www.worksheetworks.com/
28. Портал «Солнышко».На сайте публикуются развивающие компьютерные игры и видеоуроки; мультфильмы и раскраски; занятия для малышей по географии, химии, физике, экономике, природоведению, иностранным языкам; оригинальные макеты развивающих и праздничных стенгазет; сценарии детских праздников; статьи о развитии и обучении детей. http://www.solnet.ee/
Обучение окружающему миру обеспечивается:
• Экранно-звуковые пособия
Интерактивное наглядное пособие по окружающему миру «Экзамен-Медиа» 2013
Электронные презентации к урокам
цифровые и информационные инструменты и источники (по темам программы): электронные справочные и учебные пособия, презентации к урокам;
компьютер;
мультимедийный проектор;
демонстрационные таблицы по окружающему миру для 1 класса
набор картинок с изображением животных, людей, растений, транспорта;
репродукции картин;
• Оборудование класса
классная магнитная доска;
ученические столы двухместные с комплектом стульев;
стол учительский с тумбой;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.