kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Народные промыслы. Часть 5. Дымковская игрушка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжение цикла материалов о народных промыслах. Сегодня поговорим о дымковских игрушках и сделам несколько игрушек в разной технологии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Народные промыслы. Часть 5. Дымковская игрушка.»

Говоря о методической стороне изучения основ народной культуры на начальных этапах, нельзя не сказать о том, что педагогу нужно обращать внимание на то, чтобы работы учащихся носила сознательный и творческий характер. Этого можно добиться, создавая соответствующие условия для практической работы и используя различные методы обучения.

Одним из них является вступительная беседа. Она должна быть содержательным и эмоциональном стержнем занятия, его смысловой основой.

Именно вступительная беседа позволяет создать у учащихся определённый уровень «насмотренности», то есть необходимую базу впечатлений, знаний, которыми они и будут руководствоваться в своей практической деятельности.

Из содержания беседы к занятиям изучения основ народной культуры учащиеся должны получить представление как минимум:

а) о культурно-историческом значении народных художественных ремёсел;

б) о художественных достоинствах и своеобразии изделий;

в) о художественном образе, особенностях символики, орнамента;

г) о связи народной культуры с современностью.


Дымковская игрушка

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.

Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанми у стен Хлыновского кремля.

Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках комовой мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали.

Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее, мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства.

За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни.

Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса. Технология изготовления довольно проста. Делается дымковская игрушка поэтапно. Основные этапы: лепка, сушка и обжиг, побелка и роспись.

Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь...

Дымковский промысел до сих пор не имеет серийного производства. Каждая игрушка является ручной работой, выполненной по всем канонам, которые складывались веками. У каждой мастерицы свой узнаваемый почерк, каждое изделие уникально и неповторимо. Благодаря этому промысел не теряет своей популярности.



Дымковская игрушка

Легенда

Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья – праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.





ДЫМКОВСКАЯ БАРЫШНЯ

Такая игрушка - прекрасный способ познакомь ребёнка со старинным русским промыслом: ярким, необычным, с понятным для детей рисунком.


Первый этап - нарисовать и вырезать шаблон.






Затем легонько простым карандашом наметьте личико и другие важные детали. С обратной стороны также намечаем кофточку

Следующий этап - роспись. Тут можно дать волю своей фантазии. Но нужно помнить, что кофточка и головной убор дымковской барышни, как правило, однотонные, и тот же цвет обязательно используется в росписи юбки, плюс ещё 2-3 дополнительно С обратной стороны кофточку тоже раскрашиваем



... Затем склеиваем сзади юбку и, опустив вниз руки, приклеиваем их на пояс. А можно просто их опустить, загладив линию сгиба.






Дымковская игрушка из бумаги

Скопируй, разукрась, вырежи, склей.


















Дымковская барыня. МК.

Барыня 26 см. http://stranamasterov.ru/node/1048521 Здесь МК индюка.Техника изготовления похожа. http://stranamasterov.ru/node/961900

Для работы нам понадобится - бутылка пластиковая, газета,фольга, клей ПВА, скотч, соленое тесто, краски и лак.

От бутылки 1,5 или 2 литра отрезаем верх - это будет юбка. Делаем из фольги два шарика - голова и туловище. Скрепляем конструкцию термопистолетом. Я для прочности обмотала все малярным скотчем. Обклеиваем газетами (папье-маше). Из соленого теста делаем ручки, туловище, фартук.

Прикрепляем рюши, головной убор, прическу, серьги. Опять сушим. Загрунтовала. Можно просто водоимульсионкой или белой краской.

Приступаем к росписи. Покрываем лаком. Сушим. И готово.






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Народные промыслы. Часть 5. Дымковская игрушка.

Автор: Шемонаева Елена Анатольевна

Дата: 19.02.2018

Номер свидетельства: 458292

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Народное творчество "Дымковская игрушка""
    ["seo_title"] => string(41) "narodnoietvorchiestvodymkovskaiaighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "280408"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453371859"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по изобразительному искусству "Дымковская игрушка" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-dymkovskaia-ighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "133828"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416587698"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Сценарий праздника в 3 классе "Народные промыслы России" "
    ["seo_title"] => string(58) "stsienarii-prazdnika-v-3-klassie-narodnyie-promysly-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "193235"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427616449"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Тема: «Дымковская игрушка». "
    ["seo_title"] => string(27) "tiema-dymkovskaia-ighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "238760"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444649513"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Доклад на тему: Применение информационных технологий на уроках изобразительного искусства "
    ["seo_title"] => string(100) "doklad-na-tiemu-primienieniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-izobrazitiel-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "190562"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427193369"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства