на заседании МО учителей Заместитель директора по УР Директор ГКОУ
начальных классов _________ Т.М.Семенникова «Котовская школа-интернат»
Протокол №1 от « » 2022г. от « » 2022г. __________ В.П.Алатарцев
Руководитель МО от « » 2022г.
___________
Рабочая программа
для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
по предмету: «Мир природы и человека»
предметная область: «Естествознание»
класс: 2
г. Котово
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» разработана на основе:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями на 17 июля 2015 г.);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1вариант) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Приказ Министерства образования и науки РФ№ 1599 от 19 декабря 2014 года;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10 июля 2015года №26;
Устав ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Программа курса «Мир природы и человека» реализует основные положения Концепции о стандартах специального образования.
«Мир природы и человека» в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. Программный материал по «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. В процессе освоения программы создаются условия:
для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Естествознание» и «География»;
преемственная система знаний между названными предметами.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Мир природы и человека» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников.
В системе предметов образовательной школы курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть предметных областей
учебного плана и реализует познавательную и социокультурную цели:
формирование естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии.
Для достижения поставленных целей изучения «Мир природы и человека» необходимо формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач:
уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
формирует знания учащихся о природе своего края;
формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
При отборе материалов для примерной рабочей программы «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
Курс «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности тематического планирования навесь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять их новыми сведениями.
Курс «Мир природы и человека» не строится по принципу планирования на определенный период, в нем представлены тематические блоки, последовательность и время изучения которых может варьироваться в зависимости от выбранного образовательным учреждением учебного графика (обучение по модулям, четвертям, триместрам).
На уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр и составления на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также разнообразной природоохранной деятельности обучающихся под руководством учителя.
Знания и умения по курсу «Мир природы и человека» необходимо реализовывать на уроках таких предметных областей, как язык и речевая практика, математика, искусство, технология, а также найти им применение в программе внеурочной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов,обозначающих предметы,их признаки идействия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание» и служит пропедевтической основой для изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение», «Биология», «География».
Рабочая программа рассчитана во 2 классе на 34 часов, 1 час в неделю, 34 учебные недели.
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.
Структура курса представлена следующими разделами:
1.Сезонные изменения в природе:
Долгота дня
Времена года (Осень, Зима, Весна, Лето).
2.Неживая природа.
3.Живая природа:
Растения
Животные
Человек
Второй год обучения продолжает работу, начатую в 1 классе. Основными задачами, которые необходимо решать в этот период, будут следующие:
развитие представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;
закрепление представлений о солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времён года;
изучение воды и её свойств, формирование представлений о роли и участии воды в жизни живой природы;
воспитание интереса и бережного отношения к природе.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА».
ТРЕБОВАНИЯ ПО ФГОС.
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих личностных умений и навыков:
осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;
осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.
Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению общеучебных навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.
Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:
умением вступать в контакт и работать в группах;
умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;
умение обращаться за помощью и принимать помощь;
умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются следующие регулятивные учебные действия:
входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);
самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения);
использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;
самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);
принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой природе в рамках предмета «Мир природы и человека» обучающиеся с интеллектуальными нарушениями научаются следующим познавательным учебным действиям:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,
характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;
использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);
называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;
знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.
Таким образом, для решения тех или иных задач в каждой теме курса представлены задания на развитие той или иной жизненной компетенции. Так, в теме «Объекты живой и неживой природы» отрабатываются навыки нахождения ориентировочных компонентов по дороге в школу, домой. При изучении темы «Человек» отрабатываются навыки коммуникативных компетенций, овладения принятыми ритуалами взаимодействия и т.д.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность,
контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь учителя. Функции базовых учебных действий:
обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;
обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Состав базовых учебных действий:
Личностные БУД:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные БУД:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные БУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
наблюдать.
Коммуникативные БУД:
слушать и понимать речь других;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации.
Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть минимальными и достаточными.
Минимальным уровнем является формирование следующих умений:
-правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
-различать объекты живой и неживой природы;
-выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
-называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
-называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:
-узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях;
-выделять и называть существенные признаки объектов живой и неживой природы
-классифицировать и дифференцировать объекты по одному или нескольким признакам
-замечать изменения в объектах природы и уметь рассказывать о них
-уметь по своим наблюдениям делать выводы и приводить пример.
7. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
Во 2 классе в течение учебного года отметки обучающимся выставляются со II полугодия. Результат продвижения обучающихся в развитии в I полугодии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи). Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.
При необходимости выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.
Основные требования к знаниям учащихся:
1-ый уровень:
Правильно называть изученные объекты и явления;
Различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
Различать наиболее распространённые овощи и фрукты и объяснять, где они растут, как используются человеком;
Различать диких и домашних животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
Выполнять элементарные гигиенические правила;
Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе
2-ой уровень:
Правильно называть изученные объекты и явления;
Различать 2-3 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
Различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
Различать диких и домашних животных, рыб;
Различать признаки времён года;
Выполнять элементарные гигиенические правила, правила приёма пищи.
8. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» 2класс (1ч в неделю)
№ п/п
Наименование разделов программы
Количество часов
1.
Сезонные изменения в природе
13ч
2.
Неживая природа
3ч
3.
Живая природа
18ч
Итого
34ч
Тема
Ко-во часов
Дата
Примечания
1 четверть
8ч
Инструктаж по ТБ. Сезонные изменения
Долгота дня
1ч
1ч
07.09
14
иллюстрации, слайды
презентации
Тест. Времена года.
Осень. Растения и животные осенью.
1ч
1ч
21
28
тестирование
презентации, натуральные объекты
Неживая природа
Вода:
Свойства воды. Температура воды.
Вода в природе
Значение воды
1ч
1ч
1ч
05.10
12
19
карточки
иллюстрации, презентации
картинки
карточки
раскраски, объекты
Сезонные изменения
Времена года. Осень. Листопад. Занятия людей осенью.
1ч
26
карточки
раскраски, слайды
2четверть
8ч
Живая природа
Растения:
Инструктаж по ТБ. Комнатные растения. Уход за ними.
Части растений.
Жизнь растений. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и тенелюбивые
Огород. Овощи. Уход.
Сад. Фрукты. Уход.
Овощи и фрукты в питании человека.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
09.11
16
23
30
07.12
14
презентации
иллюстрации
плакаты
слайды
объекты
овощи
фрукты
карточки
Конт срез.Сезонные изменения
Времена года. Зима. Растения и животные зимой.
1ч
1ч
21
28
предметы, раскраски
лото
3четверть
10ч
Сезонные изменения
Инструктаж по ТБ. Времена года. Зима. Снегопады. Занятия людей зимой.
1ч
презентации
иллюстрации
Живая природа
Человек:
Гигиена тела человека
Органы пищеварения
Питание человека
Правила питания.
Профилактика отравлений.
Живая природа
Животные:
Домашние и дикие животные.
Кошка и рысь.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
карточки
слайды
картинки
раскраски
энциклопедия
презентация
ролик
Сезонные изменения
Времена года. Весна. Растения и животные весной.
2ч
объекты
презентации
4четверть
8ч
Сезонные изменения
Инструктаж по ТБ. Времена года. Весна. Занятия людей весной.
1ч
иллюстрации
цветы, лото
Живая природа
Животные:
Породы кошек.
Собака и волк.
Породы собак.
Рыбы.
Промысел и значение рыбы в жизни человека.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
плакаты
слайды
картинки, книги
лото
ролик
Итоговый тест. Сезонные изменения
Времена года. Лето. Растения и животные летом. Занятия людей летом.
1ч
1ч
17.05
объекты
презентации
9. ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВЫХ РАБОТ:
№ п/п
Название
Дата
1.
Тестовая работа / входной контроль
21.09
2.
Промежуточный тест
21.12
3.
Итоговый тест
17.05
Итого
Тесты -3
10. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА »
Учебники:
1. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М. Просвещение, 2017.
2. Кудрина С.В. Окружающий мир: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида - М. Владос, 2009.
3. Худенко Е.Д. Развитие речи: учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида - М. Аркти, 2007
Программно-методическое обеспечение:
1. И.М. Бгажнокова Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы – М., Просвещение, 2013.
2. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001
3. Ефремова Л.Н. « Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». –М. Владос, 2001.
3. Комарова С.В. Устная речь: учебник для 1 класса - М. : Просвещение, 2013.
4. Комарова, Головкина, Саакян: «Устная речь». Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся специальных обр. учреждений 8 вида. - М.: Просвещение,2014. 5. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.: Владос, 2002
6. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
7. Плешакова Е. П. « Русский язык» коррекционно-развивающие задания и упражнения. – Волгоград: Учитель» 2008.
8. Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.