Просмотр содержимого документа
«Мир древности: далекий и близкий»
Окружающий мир (4 класс)
Тема: Мир древности: далекий и близкий
Цель:познакомить учащихся с древними Египтом, Грецией и Римом.
Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять желание больше узнать.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, дополнительная литература, кроссворд, карточки для работы в группе.
Ход урока
Организационный момент
Ребята, рада видеть вас на уроке окружающего мира. Сегодня хорошая погода. Напомните, пожалуйста, какое сегодня число? Год? Век? Эпоха?
II. Актуализация опорных знаний
Игра «Угадай»
Раз — читаем летопись,
Два — идем в музей,
Узнаем о первобытном времени
И станем мы мудрей.
На прошлом уроке мы начали изучать страницы истории
-На какие эпохи делят учёные историю человечества?
(Первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового и Новейшего времени)
Прием «Горячий стул» (дети задают вопросы по дом.зад, если вопросов нет от учеников, задаю сама)
3 Шкатулка, проверка домашнего задания
1. Что такое история? (Наука о прошлом)
2. Кого называю «отцом» истории? (Геродота)
3. Что мы изучали на прошлом уроке? (Первобытную историю)
4. Какая эпоха в истории была самой долгой? (первобытная)
5. Где археологи находят следы первобытных людей? (Восточной Африке)
6. А почему они там жили? (благоприятные условия для первобытного человека)
7. Опишите, как выглядел древний человек?
8. Чем занимался первобытный человек? (охота, земледелие, рыболовство)
Я буду показывать современные предметы, рисунки необходимо ответить как они относятся к первобытной истории
- Он был величайшим помощником человека
- основные занятия первобытных людей
Наскальная живопись, появившаяся в это время
Из камня были сделаны первые орудия труда
- изобретение первобытных людей дошли до наших дней
III. Постановка учебной задачи.
-Какая эпоха идет после первобытного мира (Мы будем говорить о древнем мире).
- Что мы должны узнать об этой эпохе? (Чтобы узнать, как жил человек, чем занимался какие открытия делали люди).
Давайте назовем нашу тему. (Мир древности: далекий и близкий»
- Отлично! — Вам сегодня предстоит изучить три Древних Государства и получить новую информацию. И, надеюсь, вы сумеете найти ответы на мои вопросы. Я предлагаю вам поработать в группах, но сначала отгадайте о каких цивилизациях мы будем говорить
Послушайте загадки- описание и ответьте, как называется древнее
государство, в котором мы окажемся.
1. Люди этого государства верили в загробную жизнь. Для своих умерших
царей они строили гробницы- пирамиды. И сейчас эти пирамиды одно из чудес света .(Египет) (вывешиваю картинку)
2. На севере этого государства есть высокая гора Олимп, поэтому эта страна
считается родиной Олимпийских игр (Древняя Греция)
3. В названии этого государства всего 3 буквы, от него произошло такое
название словосочетание Папа Римский (Древний Рим)
- Молодцы!
Сегодня мы познакомимся с эпохами Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. Узнаем о некоторых достижениях людей в это время.
IV. Решение учебной задачи. Работа в группах.
(Класс делится на группы. Каждая группа получает государство для изучения. Ученики используют учебник, доп. информацию, карточки с вопросами.)
— Ваша задача — ответить на вопросы, а затем рассказать главное о стране по плану. Ответы вы ищите в учебнике, обсуждаете группой. Выбираете нескольких человек из группы, которые будут рассказывать о стране. Определите, кто в группе будет хранителем времени. Помните и о правилах работы в группе. Время работы -10 минут.
Карточка для работы 1
Древний Египет
1. Когда и где появилось Египетское царство? Учебник (с. 8-10)
Почему была возможна жизнь на берегах Нила?
2.Кто управлял миром, по мнению египтян? Назовите египетских богов.
3. Как писали египтяне? Учебник (с. 8-10)
4. Какие сооружения и для кого возводили египтяне?
5. Древнейшее чудо света это ……. (Книга « Семь чудес света»)
6. Познакомившись с картой, найди на Политической карте мира страну Египет.
Карточка для работы 2
Древняя Греция
1. Какой город является столицей Древней Греции? (Столица древней Греции — Афины)
2. Что является сердцем Афин? (Сердцем Афин является Акрополь)
3. Что такое Акрополь? (стр.10)
4.Назовите самый знаменитый храм Акрополя.?
4.Чем увлекались древние греки?
5.Что происходило в городе Олимпия?
6.Как древние греки изменили письменность? ( Учебник стр. 11-12)
7. Познакомившись с картой, найди на Политической карте мира Грецию.
Карточка для работы 3
Древний Рим (с. 12—13)
1. Назовите дату основания Рима. Почему его назвали Римом?
2. Как отдыхали римляне? Стр.12
3.Что такое Колизей?
4.Что такое Римский форум? ( Учебник стр. 12-13)
5. Назови богов Древнего Рима.
6. Что такое Пантеон?
7. Познакомившись с картой, найди на Политической карте мира Рим
Древний Рим
Древний Рим, Римская империя — это название одного из самых знаменитых государств в истории человечества. Название Рима связано с именем его основателя — Ромула.
В Древнем Риме были возведены многие грандиозные постройки, сохранившиеся до наших дней. Среди них особенно выделяется Колизей — самый большой амфитеатр, где проходили всевозможные представления и соревнования.
Древние боги Рима Древнеримские боги очень похожи на древнегреческих. Это не случайно: две цивилизации находились рядом, а когда Римская империя начала захватывать другие государства, она включала в свой пантеон и чужих богов. Хотя пантеон богов Древнего Рима в результате значительно разросся, главными оставались 12 богов - 6 мужчин и 6 женщин - так называемый Совет богов. Помимо этого, есть еще другие почитаемые боги. Юпитер был одним из наиболее почитаемых богов в Древнем Риме. Юнона - покровительница семьи и брака. - Брат Юпитера и покровитель моря, Нептун был вторым по силе богом Рима. По легенде, на дне моря у Нептуна был роскошный дворец. -
V. Отчёты групп
Какой вопрос остался для Вас не решенным? О нем нужно узнать дома.
VIII. Подведение итогов урока
История Древнего мира длилась несколько тысяч лет и закончилась в V веке нашей эры.
— Посмотрите на тему урока и скажите: почему мир древности может быть близким? (Многие строения и знания древности дошли до наших дней.)
— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.)
IX. Рефлексия
Для того чтобы завершить наш урок предлагаю обратиться к ленте времени.
И поставить ваш магнит на нужную эпоху. Если вы достаточно хорошо усвоили первые две эпохи и можете отправится изучать дальше поставьте фигурку на Средние века. Если есть еще, что изучить по эпохе Древнего Мира значит остаемся в этой эпохе, а если вы пропустили и нужно еще изучить все сначала поставьте на эпоху Первобытная история.
Домашнее задание
Прочитать стр. 8- 14 и подготовить сообщение о городе Помпеи