Рабочая программа по предметной области: обществознание и естествознание (окружающий мир) для 2 класса на 2015-2016 уч.год.
Уровень начального общего образования (2 часа в неделю, 68 часов в год).
Никитина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 7» администрации города Нефтеюганска.
Пояснительная записка к аттестационному заданию.
Рабочая программа по предмету - это нормативный документ, обязательный для выполнения в полном объёме, предназначенный для реализации требований ФГОС общего образования к результатам освоения образовательной программы по конкретному предмету.
Рабочая программа является составной частью образовательной программы Школы и направлена на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы на каждом уровне общего образования.
Рабочая программа по предмету разработана мной на основе:
1)Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
2)Примерных программ основного общего образования.
3)Программы формирования универсальных учебных действий.
4)Авторских программ.
Программы отдельных учебных предметов содержит:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального, среднего (полного) общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета;
3) описание места учебного предмета в учебном плане;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;
6) содержание учебного предмета;
7) планируемые результаты изучения учебного предмета;
8) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
9) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
10) контрольно-измерительный материал
В рамках реализации ФГОС работаю по программе образовательной системы «Школа 2100». Мною составлены рабочие программы на уровень начального общего образования по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы «Школа 2100» под редакцией Д. И.Фельдштейна (Сборник программ. Начальная школа/ Под науч. ред. Д. И.Фельдштейна. Изд. 2-е, испр.-М.: Баласс. 2012.). При составлении рабочей программы по окружающему миру использована авторская предметная программа А. А. Вахрушева, Д,. Д. Данилова, А. С. Раутина, С, В. Тырина (М.: Баласс, 2012).
Рабочая программа включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по окружающему миру и авторской программой учебного курса. В рабочей программе указаны внеурочные формы проведения занятий.
В содержание рабочей программы введён национально - региональный компонент: интегрированный курс краеведения «Мы –дети природы». Часы резерва использованы для изучения тем данного курса.
Рабочая программа ориентирована на реализацию региональной инновационной программы «Адаптация и социализация детей мигрантов».
Данная рабочая программа по окружающему миру опубликована в интернет-проекте «Копилка уроков –сайт для учителей».
Рабочая программа на уровень начального общего образования, но ввиду того, что работаю в 2 классе, предлагаю сокращённый вариант данной программы в связи с ограничением объёма аттестационного задания. К данной программе имеется приложение, содержащее календарно-тематическое планирование и контрольно-измерительный материал.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» в полном объёме на сайте МБОУ «СОШ №7 администрации города Нефтеюганска.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МБОУ "СОШ №7" г. Нефтеюганска »
Аттестационное задание №1
Рабочая программа по предметной области: обществознание и естествознание (окружающий мир) для 2 класса на 2015-2016 уч.год.
Уровень начального общего образования (2 часа в неделю, 68 часов в год).
Никитина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 7» администрации города Нефтеюганска.
Пояснительная записка к аттестационному заданию.
Рабочая программа по предмету - это нормативный документ, обязательный для выполнения в полном объёме, предназначенный для реализации требований ФГОС общего образования к результатам освоения образовательной программы по конкретному предмету.
Рабочая программа является составной частью образовательной программы Школы и направлена на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы на каждом уровне общего образования.
Рабочая программа по предмету разработана мной на основе:
1)Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
2)Примерных программ основного общего образования.
3)Программы формирования универсальных учебных действий.
4)Авторских программ.
Программы отдельных учебных предметов содержит:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального, среднего (полного) общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета;
3) описание места учебного предмета в учебном плане;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;
6) содержание учебного предмета;
7) планируемые результаты изучения учебного предмета;
8) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
9) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
10) контрольно-измерительный материал
В рамках реализации ФГОС работаю по программе образовательной системы «Школа 2100». Мною составлены рабочие программы на уровень начального общего образования по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы «Школа 2100» под редакцией Д. И.Фельдштейна (Сборник программ. Начальная школа/ Под науч. ред. Д. И.Фельдштейна. Изд. 2-е, испр.-М.: Баласс. 2012.). При составлении рабочей программы по окружающему миру использована авторская предметная программа А. А. Вахрушева, Д,. Д. Данилова, А. С. Раутина, С, В. Тырина (М.: Баласс, 2012).
Рабочая программа включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по окружающему миру и авторской программой учебного курса. В рабочей программе указаны внеурочные формы проведения занятий.
В содержание рабочей программы введён национально - региональный компонент: интегрированный курс краеведения «Мы –дети природы». Часы резерва использованы для изучения тем данного курса.
Рабочая программа ориентирована на реализацию региональной инновационной программы «Адаптация и социализация детей мигрантов».
Данная рабочая программа по окружающему миру опубликована в интернет-проекте «Копилка уроков –сайт для учителей».
Рабочая программа на уровень начального общего образования, но ввиду того, что работаю в 2 классе, предлагаю сокращённый вариант данной программы в связи с ограничением объёма аттестационного задания. К данной программе имеется приложение, содержащее календарно-тематическое планирование и контрольно-измерительный материал.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» в полном объёме на сайте МБОУ «СОШ №7 администрации города Нефтеюганска.
I. Пояснительная записка
I. Пояснительная записка к рабочей программе
Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина «Окружающий мир» (Сборник программ. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2012.)
Образовательная организация является пилотной площадкой по адаптации детей мигрантов.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Задача курса познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Задача курса познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира.
II. Общая характеристика учебного предмета
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. Эти знания детей не систематизированы и раздроблены.
В результате у различных школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.
Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребёнка в школе научить его целостному взгляду на мир.
Курс окружающего мира в рамках Образовательной системы «Школа 2100» школьников знакомит с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
Как же сформировать у ребёнка целостную картину мира? Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет действовать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
В курсе реализуется принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить.
В целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
2-й класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулироватьучебнуюпроблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
объяснять влияние притяжения Земли;
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
наблюдать за погодой и описывать её;
уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
называть основные природные зоны и их особенности.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
оценивать правильность поведения людей в природе;
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
VI. Содержание учебного предмета
2-й класс. «Наша планета Земля» (68 ч)
Введение. Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лёд – твёрдое тело. Смена состояний веществ.
Земля и солнце. Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход Солнца, запад – направление на закат Солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны. Изготовление солнечных часов.
Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос.
Практическая работа с глобусом. Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.
Вселенная или космос. Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.
Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.
Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.
Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта. План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.
Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.
Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.
Материк – большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Формы земной поверхности. Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра – природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.
Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.
Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.
Земля – наш общий дом. Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.
Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.
Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.
Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.
Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.
Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозёленых лесов на земном шаре.
Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.
Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.
Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.
Части света. Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.
Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.
Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.
Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.
Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.
Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.
Наша маленькая планета Земля. Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.
Повторение пройденного материала.
2-й класс
Тема
Число часов
Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне
Как мы будем учиться
1
Познакомиться с тем, как ученики будут учиться (Н).
Общие слова – понятия
1
Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н).
Сравнивать природные объекты и изделия (искусственных предметов), выделяя их существенные свойства (П).
Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (П).
Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности (П).
Приводить примеры явлений природы (Н).
НАША ПЛАНЕТА
Из чего состоят все предметы.
Проверочная работа
2
Приводить примеры веществ, описывать их (Н).
Называть особенности различных состояний веществ (П).
Природные часы, календарь и компас
2
Самостоятельно и в группах проводитьнаблюдения явлений природы (Н).
Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н).
Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П).
Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П).
Земля имеет форму шара
1
Глобус – модель Земли
1
Повторение и проверочная работа
1
Контрольная работа
1
Земля в космосе
1
Притяжение Земли
1
Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления (П).
Смена дня и ночи.
Проверочная работа
2
Сравнивать и различать день и ночь, времена года (Н).
Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года (Н).
Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях (П).
Смена времён года
2
Где на Земле теплее
1
Погода и климат
2
Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния (Н).
Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра (Н).
Сравнивать погоду и климат (П).
Характеризовать круговорот воды в природе (Н).
Урок-тренинг и проверочная работа
1
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).
Контрольная работа
1
План и карта
2
Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки (Н).
Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (П).
Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н).
Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П).
Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (П).
Глобус и карта
1
Повторение и проверочная работа
1
Что изображают на карте
2
Материки и океаны
1
Повторение и проверочная работа
1
Реки и озёра
2
Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности (Н).
Находить на физической карте России (Н) и полушарий (П) разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.
Определять направления течения рек по карте и глобусу (П).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения (П).
Равнины и горы
2
Повторение и проверочная работа
1
Моря и острова.
Проверочная работа
2
Учимся решать жизненные задачи.
Контрольная работа
1
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ
Экологические системы
2
Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах) (П).
Природная зональность
1
Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П).
Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н).
Находить на карте изученные природные зоны (П).
Природные зоны холодного пояса
1
Леса умеренного пояса
1
Засушливые зоны умеренного пояса
1
Путешествие в тёплые края (Самостоятельная подготовка докладов)
1
Горные экосистемы
1
Повторение и проверочная работа
1
Люди, города и страны.
Проверочная работа
2
Обсуждать особенности 2-3 стран мира (Н).
Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П).
Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П).
Контрольная работа
1
Путешествие тучки по Европе
2
Азия
1
Путешествие в дальние страны (сообщения школьников)
3
Россия – наша родина.
Проверочная работа
2
Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу (Н).
Находить на карте России родной регион (Н).
Экскурсии (формы земной поверхности: река, озеро, равнина, горы и т.п.; наша природная зона)
2
Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности (Н).
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоёмы» (П).
Наша маленькая планета Земля
2
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н).
Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н).
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).
Урок повторения
1
Учимся решать жизненные задачи
Контрольная работа
1
Часы по выбору
5
ИТОГО:
68
Тематическое планирование по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 2класс.
№ п/п
Кол-во часов
Элементы содержания
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
Планируемые результаты
Личностные
Предметные
Метапредметные
НАША ПЛАНЕТА(37 часов)
1
1
Что такое окружающий мир. Как человек познаёт природу, общество, самого себя
Введение. Как мы будем учиться
Познакомиться с тем, как ученики будут учиться (Н).
-осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека ,развития эстетического восприятия мира и творческих способностей; -понимание важности здорового образа жизни;-осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремлениепреодолеватьвозникающиезатруднения;-готовностьоценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя,родителей;-навыкибезопасного,экологическиграмотного,нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
умение выделять нравственный аспект поведения ,соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
Знать: -объекты окружающего мира; –понятия «природные» и «рукотворные» объекты; –общие условия, –отличительные признаки живого; -роль органов чувств в жизни человека и животных. – роль труда в жизни человека и общества; –виды транспорта; – понятия «талант» и «трудолюбие»;–разнообразие профессий людей;
Регулятивные: -организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами )-принимать(ставить)Учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий Познавательные: -понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;-применять для решения задач (подруководствомучителя)логическиедействияанализа,сравнения,обобщения,классификации,установленияпричинно-следственныхсвязей,построениярассуждений и выводов. Коммуникативные: -вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи.
2
1
Природа – это то, что нас окружает, но не сделанное человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени, суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза
Общие слова - понятия
Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н).
Сравнивать природные объекты и изделия, выделяя их существенные свойства (П).
Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (П).
Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности (П).
Приводить примеры явлений природы (Н).
Приводить примеры веществ, описывать их (Н).
Называть особенности различных состояний веществ (П).
3
.1
Вещество – то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Элементарные сведения о трёх состояниях веществ. Твёрдые тела, жидкости, газы их свойства
Из чего состоят все предметы
4
1
Живая, неживая природа (различия, краткая характеристика объектов). Отличия предметов природы от изделий, изготовленных человеком, понимание связи неживой и живой природы. Три состояния вещества, их свойства
Повторение и проверочная работа по теме «Из чего состоят все предметы»
5
2
Ориентирование на местности. Компас. Основные стороны горизонта. Работа с компасом. Расширение гори-зонта. Горизонт – воображаемая линия. Связь смены дня и ночи и времён года с вращением Земли, её вращением вокруг Солнца. Представление о том, почему луна имеет форму, как определять стороны горизонта по солнцу.
Природные часы, календарь
Самостоятельно и в группах проводитьнаблюдения явлений природы (Н).
Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н).
Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П).
-осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека ,развития эстетического восприятия мира и творческих способностей; -понимание важности здорового образа жизни;-осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремлениепреодолеватьвозникающиезатруднения;-готовностьоценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя,родителей;-навыкибезопасного,экологическиграмотного,нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
умение выделять нравственный аспект поведения ,соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
Знать:-что изучают биологи, экологи, географы ,астрономы. –понятие «тела»;-примеры природных явлений;-какие явления представляют опасности для человека.-понятие «облака». Правила безопасного поведения вовремя грозы. -небесные тела дневного неба; -Солнце –ближайшая к Земле звезда; -значение солнца для растений, животных и человека;-основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).-причину смены дня и ночи; -причину смены времен года. -что Луна –естественный спутник Земли; -названия основных небесных тел; звезд и созвездий; –имена, фамилии первых космонавтов.- названия планет солнечной системы.
Регулятивные: -организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами )-принимать(ставить)Учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий Познавательные: -понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;-применять для решения задач (подруководствомучителя)логическиедействияанализа,сравнения,обобщения,классификации,установленияпричинно-следственныхсвязей,построениярассуждений и выводов. Коммуникативные: -вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи.
6
7
1
Звёзды и планеты. Солнце. Земля – планета Солнечной системы; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Работа по глобусу: нахождение и показ пути Магеллана. Рассказы о первых космонавтах
Земля имеет форму шара
8
1
Глобус как уменьшенная модель Земли. Ответы на вопросы: что показывает глобус? Какую форму имеет Земля? Как вращается наша планета? Что находится на поверхности Земли? Работа по глобусу: нахождение и показ городов, экватора, параллелей, меридианов, серного и Южного полюсов земной оси, Северного и Южного полюсов
Глобус – модель Земли
9
1
Глобус как уменьшенная модель Земли. Ответы на вопросы: что показывает глобус? Какую форму имеет Земля? Как вращается наша планета? Что находится на поверхности Земли?
Повторение и проверочная работа по теме «Глобус – модель Земли»
10
1
Звёзды и планеты. Солнце. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Ориентирование на местности. Компас.
Контрольная работа №1 по теме «Наша планета»
11
1
Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус. Элементарные сведения об астрономии (космос, небесные тела, планета, звёзды)
Земля в космосе
12
1
Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Закон всемирного тяготения. Притяжение Земли. Связь живых организмов с тяготением. Невесомость. Объяснение: почему все предметы притягиваются друг к другу.
Притяжение Земли
Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления (П).
13
1
Смена дня и ночи на Земле. Связь смены дня и ночи и времён года с вращением Земли, её вращением вокруг Солнца. Растения и животные днём и ночью.
Смена дня и ночи
Сравнивать и различать день и ночь, времена года (Н).
Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года (Н).
Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях (П).
14
1
Смена дня и ночи на Земле. Соразмерность ритма в жизни человека с сутками. Нахождение и показ на глобусе России, Америки. Решение проблемного вопроса: что произойдёт, если не будет вращаться Земля?
Повторение и проверочная работа по теме «Смена дня и ночи»
15
1
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае (на основе наблюдений). Правила безопасного поведения в разное время года. Составление рассказов о сезонных изменениях в жизни природы, о жизни растений осенью и весной. Работа по рисункам: соотнесение изображения с временем года
Смена времён года
16
1
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае (на основе наблюдений)
Смена времён года
17
1
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае (на основе наблюдений). Ознакомление с понятиями: «количество солнечного тепла», «полярная ночь», «полярный день», «полярная станция»,
Где на Земле теплее
18
1
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха. Круговорот воды в природе
Погода и климат
Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния (Н).
Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра (Н).
Сравнивать погоду и климат (П).
Характеризовать круговорот воды в природе (Н).
19
1
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха. Круговорот воды в природе
Погода и климат
20
1
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха. Круговорот воды в природе
Повторение и проверочная работа по теме «Погода и климат»
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).
21
1
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
Контрольная работа №2 по теме «Наша планета»
22
1
Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте
План и карта
Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки (Н).
Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (П).
Находить и определять географич
23
1
Географическая карта. Части света, материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте (общее представление, расположение на глобусе и на карте). Условные обозначения на карте. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Элементарные приёмы чтения карты.
План и карта
еские объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н).
Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П).
Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (П).
-осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека ,развития эстетического восприятия мира и творческих способностей; -понимание важности здорового образа жизни;-осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремлениепреодолеватьвозникающиезатруднения;-готовностьоценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя,родителей;-навыкибезопасного,экологическиграмотного,нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
умение выделять нравственный аспект поведения ,соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами
Знать: названия основных небесных тел; звезд и созвездий; –имена, фамилии и первых космонавтов. -названия планет солнечной системы-названия материков и океанов; -названия крупных рек, островов и полуостровов. -понятия «равнины», «холмы», «овраги»;-разнообразие форм земной
Поверхности. -части гор;
-разнообразие гор понятие «вулканы»;-признаки вулканов;-общие условия, необходимые для жизни живых организмов в море; -о значении моря для человека.
-понятие «река», части рек, разнообразие пресных водоемов; -общие условия, понятия «озера» и «пруды»; -разнообразие озер; -замечательные озера России; –значение пресной воды для растений, животных и человека;-источники питьевой воды; Уметь:-определять разнообразие облаков;–устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.
Регулятивные: -организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами )-принимать(ставить)Учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий Познавательные: -понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;-применять для решения задач (подруководствомучителя)логическиедействияанализа,сравнения,обобщения,классификации,установленияпричинно-следственныхсвязей,построениярассуждений и выводов. Коммуникативные: -вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи.
24
1
Географическая карта. Глобус – модель Земли. Материки и океаны, их названия, расположение на карте и глобусе. Сравнение глобуса и карты. Названия особых точек и линий на глобусе
Глобус и карта
25
1
Географическая карта. Глобус как модель Земли Элементарные приёмы чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, формы земной поверхности, условных обозначений)
Повторение и проверочная работа по теме «Глобус и карта»
26
2
Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Определение на глобусе и карте суши и моря. Высоты и глубины, различных географических объектов. Сравнение карты и фотографии Земли из космоса. Путешествие Афанасия Никитина в Индию (обзор). Рассматривание и показ на карте пути Афанасия Никитина из г. Твери в Индию
Что изображают на карте
27
28
1
Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Работа по карте; нахождение и показ частей света, материков и океанов. Сравнение расположения и размеров материков, океанов. Растительность и животные, обитающие на том или ином материке
Материки и океаны
29
1
Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположенность на карте и глобусе
Повторение и проверочная работа по теме «Материки и океаны»
30
2
Вода в природе. Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края – названия, краткая характеристика (на основе наблюдений). Круговорот воды в природе, правила безопасного поведения на водоёме в разное время года. Работа по карте: нахождение и показ равнин, гор, рек, озёр, морей, океанов. Водоёмы, их использование человеком, охрана. Понятие «бассейн реки». Составные части реки и их определение на рисунках (устье, правый берег, левый берег, притоки, русло, исток). Особенности озёр (пресные, солёные, проточные, бессточные). Отличие озера от реки. Составление рассказов по рисункам на тему «Как реки и озёра служат людям»
Реки и озёра
Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности (Н).
Находить на физической карте России (Н) и полушарий (П) разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.
Определять направления течения рек по карте и глобусу (П).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения (П).
31
32
2
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте, узнавание в природе на рисунке, карте). Особенности на поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу в разное время года. Рождение гор, их превращение в равнины. Составление рассказов по рисункам на тему «Как стареют горы». Сравнительная характеристика гор и равнин. Правила безопасности поведения при землетрясении. Сравнение на карте Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин, гор Кавказа и Урала. Составление рассказов о строении вулкана по рисунку
Равнины и горы
33
34
1
Формы земной поверхности: равнины, го-ры, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на кар-те, узнавание в природе на рисунке, карте
Повторение и проверочная работа по теме «Реки и озёра. Равнины и горы»
35
1
Моря и острова, их названия, расположение на глобусе и карте.
Моря и острова
36
1
Моря и острова, их названия, расположение на глобусе и карте.
Повторение и проверочная работа по теме «Моря и острова»
37
1
Коллективно-творческая работа над проектом «Моя страна». Выполнение контрольной работы. Разыгрывание ситуаций и их обсуждение: надвигающая безопасность, встреча гостей и др.
Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа №3 по теме «Наша планета»
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ (26 часов)
38
1
Лес, луг, водоём – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Представление о законах экосистемы. Рассмотрение отличительных признаков живых организмов от неживых предметов. Места обитания организмов. Понятие «пищевые связи»
Экологические системы
Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах) (П).
Личностные:
-положительно Е отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; -готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; -навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе
Знать: -что изучают биологи, экологи, географы, астрономы. – понятие «тела»; -примеры природных явлений; -какие явления представляют опасности для человека. –понятие «облака». Правила безопасного поведения во время грозы. –небесные тела дневного неба; -значение солнца для растений, животных и человека; -основные Правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе). –причину смены дня и ночи; -причину смены времен года. –названия материков и океанов; -названия крупных рек, островов и полуостровов. –понятия «равнины», «холмы», «овраги»; -разнообразие форм земной поверхности. -части гор; -разнообразие гор понятие «вулканы»; -признаки вулканов; -общие условия, необходимые для жизни Живых организмов в море; - о значении моря для человека. –понятие «река», части разнообразие пресных водоемов; -общие условия, понятия «озера» и «пруды»; -разнообразие озер; -замечательны е озера России; значение пресной воды для растений, животных и человека; -источники питьевой воды; Уметь: – устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе – определять небесные светила дневного неба; – определять значение экологии для жизни человека.
Регулятивные:
-организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ(наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами) принимать (ставить) Учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца Учебных действий Познавательные: -понимать информацию, представленную ю в вербальной форме, изобразительной, схематической , модельной и др., определять основную и второстепенную ю информацию; -применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации установления причинно- следственных связей, построения рассуждений и выводов; Коммуникативные: -вступать в учебное сотрудничеств о с учителем и одноклассника ми, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, Осваивая различные Способы взаимной помощи партнёрам по общению; -допускать возможность существовании я у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказывания м других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
39
1
Лес, луг, водоём – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ в природе. Части экосистемы.
Экологические системы
40
1
Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Смена природных зон на поверхности земли. Закон природной зональности. Экологические системы родного края. Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу и разное время года
Природная зональность
Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П).
Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н).
Находить на карте изученные природные зоны (П).
41
1
Природные зоны России, растительный и животный мир. Особенности зон холодного пояса. Смена природных зон на поверхности земли. Показ на карте природных зон холодного пояса. Упражнение в распознавании основных природных зон, перечисление порядка их расположения. Обсуждение вопросов: почему ледяные пустыни и тундры расположены там, где не хватает солнечного тепла? Почему в тундре не растут деревья?
Природные зоны холодного пояса
42
1
Природные зоны России, растительный и животный мир. Особенности зоны лесов – тайга, смешанные, широколиственные, хвойные леса. Цепи питания в хвойном лесу
Леса умеренного пояса
43
1
Названия зон жаркого пояса: показ их на карте. Объяснение особенностей каждой зоны (степи, полупустыни, пустыни), её климата, растительного и животного мира, взаимной приспособленности живых организмов – членов экосистемы, их зависимости от неживых компонентов и влияния на них. Последствия нарушения экосистемы.
Засушливые зоны умеренного пояса
44
1
Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Составление цепей питания, характерных для зоны жаркого пояса. Растения и животные саванны, тропических лесов, пустынь
Путешествие в тёплые края
45
1
Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Горные экосистемы
46
1
Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Повторение и проверочная работа по теме «Экологические экосистемы»
47
1
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Преимущества и недостатки жизни людей в каждой природной зоне. Рассказывать о появлении скотоводства и земледелия
Люди, города и страны
Обсуждать особенности 2-3 стран мира (Н).
Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П).
Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П).
48
1
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Отличия от людей из разных частей света. Работа с политической картой. Политическая карта, её назначение. Рассказы о том, как появились города.
Повторение и проверочная работа по теме «Люди, города и страны»
49
1
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле.
Контрольная работа №4 по теме «Земля – наш общий дом»
50
1
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Европейский материк. Географические карты (физическая карта, политическая карта)
Путешествие тучки по Европе
51
1
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле.
Путешествие тучки по Европе
52
1
Страны и народы мира. Многообразие стран, народов на Земле. Азия – территория, границы, в каких поясах лежит, омывающие океаны. Азиатские страны и их столицы. Работа по карте: нахождение и показ Аравийского полуострова, пути Европы в Китай.
Азия
53
1
Страны и народы мира. Многообразие стран, народов на Земле. Природа и страны Африки; населяющие их народы. Особенности географического положения Африки. Животный мир Африки. Примеры животных, обитающих в Африке. Показ на карте континентов и частей света
Путешествие в дальние страны. Африка.
54
1
Страны и народы мира. Многообразие стран, народов на Земле. Природа и страны Америки; население, достижение и достопримечательности этих стран; животный и растительный мир. Использование разных видов карт для получения необходимой информации
Путешествие в дальние страны. Америка.
55
1
Страны и народы мира. Многообразие стран, народов на Земле. Особенности природных условий континентов, население, растительный и животный мир. Природа Австралии и Антарктиды. Примеры представителей разных животных, обитающих в Австралии и Антарктиде. Самый большой круговорот воды. Экосистемы Антарктиды.
Путешествие в дальние страны. Австралия. Антарктида.
56
1
Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Россия на карте; государственная граница России. Подземные богатства России. Работа по карте: нахождение и показ городов, материков и частей света, где расположена Россия, граница государства. Народные промыслы России.
Россия – наша родина
Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу (Н).
Находить на карте России родной регион (Н).
57
1
Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру 1 – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору)
Повторение и проверочная работа по теме «Россия – наша родина»
58
1
Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Формы земной поверхности родного края. Природа России, достопримечательности, символика, народы, населяющие Россию и родной край, их численность. Русские путешественники. Природная зона родного края.
Экскурсия «Формы земной поверхности родного края: река, озеро, равнина, горы»
Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности (Н).
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоёмы» (П).
59
1
Экскурсия «Природная зона родного края»
60
2
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила безопасного поведения в природе и бережного отношения к ней. Составление рассказов на тему «Труд древних людей». Обсуждение вопроса: как человек влияет на природу?
Наша маленькая планета Земля
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н).
Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н).
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).
61
62
1
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу
Повторение и проверочная работа по теме «Наша маленькая планета Земля»
63
1
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе
Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа №5 по теме «Земля – наш общий дом»
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА(5 часов)
64
1
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха
Обобщение по теме «Наша планета»
Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П).
Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н).
Находить на карте изученные природные зоны (П).
Личностные:
-положительно Е отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; -готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; -навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе
Знать особенности растительного и животного мира разных природных зон.
Уметь извлекать информациюиз различных источников
Регулятивные:
-организовывать свою деятельность, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами) принимать (ставить) Учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца Учебных действий Познавательные: -понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической , модельной и др., определять основную и второстепенную информацию; - Коммуникативные: -вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассника ми, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах,
65
1
Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.
Обобщение по теме «Земля – наш общий дом»
66
1
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Расширение знаний о родной планете
Обобщение по теме «Экологическая система родного края»
67
1
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе.
Обобщение по теме «Экологическая система родного края»
68
1
Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в летний период. Средства защиты и оказания первой помощи. Формы земной поверхности родного края.
Экскурсия «Югорское наследие»
Учебно-методический комплект составляет следующие пособия
Вахрушев А. А., Родыгина О. А., Раутиан А. С. Окружающий мир, 2 класс: Методические рекомендации для учителя к учебнику «Наша планета Земля» - Москва: Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»).
Сизова Е.В., Данилов Д.Д., Турчина М.Е. Окружающий мир, 2 класс: Методические рекомендации для учителя к учебнику «Наша планета Земля» - Москва: Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»).
Вахрушев А. А., Данилов Д.Д. Окружающий мир, 2 класс (Наша планета Земля). - М.: Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»).
Вахрушев А. А., Бурский О.В., Раутиан А.С.Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Наша планета Земля) для 2 класса. - М: Баласс.2013 (Образовательная система «Школа 2100»).
Вахрушев А. А. Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» (Наша планета Земля) для 2 класса. - М: Баласс.2013. (Образовательная система «Школа 2100»).
Наглядные пособия.
1) Гербарии; коллекции насекомых.
2) Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.
1) Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2) Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
3) Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
4) Официальный сайт ОС «Школа 2100». – Режим доступа: http://www.school2100.ru
5) Образовательный портал «Учеба». – Режим доступа: www.uroki.ru
4. Информационно-коммуникативные средства.
1) 1С: Школа. Игры и задачи. 1–4 классы (DVD).
2) Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс (DVD).
3) Детский энциклопедический словарь (CD).
4) «Новые результаты и их проверка» (CD).
Оценивание
Виды работ
Оценка
«5»
«4»
«3»
«2»
1. Устные
ответы
Ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе и результаты практических работ (в пределах программы), устанавливает связи между объектами и явлениями природы, между природой и человеком, умеет ориентироваться в тексте учебника и находить правильные ответы, дает полные ответы на поставленные вопросы.
Ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов. При указании на них учителем все эти недочеты ученик легко исправляет сам.
Ставится ученику, если он усвоил учебный материал, но допускает фактические ошибки. Не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, результаты практических работ, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, между природой и человеком, но может с помощью учителя исправить перечисленные недочеты, ориентируясь в тексте учебника с помощью учителя.
Ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
2. Работа с дневниками наблюдений
Ставится, если ученик ведет наблюдение регулярно, аккуратно, самостоятельно и без ошибок.
Ставится, если ученик ведет дневник в соответствии с установленными требованиями, но допускает незначительные ошибки при заполнении дневника.
Ставится, если ученик допускает незначительные ошибки при заполнении дневника, наблюдения ведутся нерегулярно и неаккуратно.
Ставится, если ученик делает много ошибок при заполнении дневника, дневник ведется неаккуратно и нерегулярно.
3. Практическая
работа
Ставится, если ученик правильно определяет задачу работы, правильно выполняет необходимые действия, осмысленно и четко описывает свои действия и наблюдения, правильно формулирует выводы.
Ставится, если ученик правильно определяет задачу работы, при выполнении работы допускает незначительные ошибки. В целом осмысленно и четко описывает свои действия и наблюдения, но допускает неточность, правильно формулирует выводы.
Ставится, если ученик допустил неточность в определении задачи работы, допускает существенные ошибки при выполнении работы, неточность и ошибки при описании своих действий и наблюдений, формулировании выводов.
Ставится, если ученик не может определить задачу работы, допускает существенные ошибки при выполнении работы, не может сформулировать выводы.