Рабочая программа, согласно учебному плану, рассчитана на 102 часа в учебный год
(3 часа в неделю), из них проверочных работ - 8, написание сочинений – 5.
Для реализации рабочей программы используется учебник Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Литературное чтение: «В океане света» книга для чтения в 4классе Ч.1,2 под редакцией А.А. Леонтьева.- М.: Баласс,2011.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение (рабочая программа)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 17 ГОРОДА БЕЛОГОРСК»
676850 Амурская обл, г. Белогорск, ул. Ленина, 100, тел./факс 8 (41641)2 73 59, e-mail school17@mail.ru
Рассмотрено
на заседании ПМЛ
протокол № 1 от «___» ________ 2016
руководитель ____
Н.В. Зиненко
Согласовано
заместитель директора по УВР
«____» __________ 20__
__________ Л.Н. Ломакина
Утверждаю
директор МАОУ СШ №17
____________ Ю.А. Цеподой
Приказ №______
«____» __________ 20__
Рабочая программа по литературному чтению
для 4 «В» класса
2016 - 2017 учебный год
Вовк Инна Николаевна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 классов составлена на основе нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).
Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Приказа министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Примерной программы по литературному чтению для 4 класса авторов Е.В. Бунеева, Чиндилова О.В., Москва БАЛАСС 2011г.
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов (модулей) групповых занятий МОАУ СШ №17 от 07.04.2016 г. (протокол № 6 педагогического совета).
Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СШ №17 на 2016-2020 годы.
Учебного плана МАОУ СШ №17 на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа, согласно учебному плану, рассчитана на 102 часа в учебный год
(3 часа в неделю), из них проверочных работ - 8, написание сочинений – 5.
Для реализации рабочей программы используется учебник Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Литературное чтение: «В океане света» книга для чтения в 4классе Ч.1,2 под редакцией А.А. Леонтьева.- М.: Баласс,2011 .
Содержание учебного предмета.
Произведения современной детской литературы разных жанров. (7ч.)
Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная форма, групповая форма, фронтальная форма.
Основные виды учебной деятельности: работа с учебником, работа с раздаточным материалом, работа с индивидуальной литературой, самостоятельная работа, работа с тренажерами, тест. Проверочная работа №1. «Произведения современной детской литературы разных жанров».
У истоков русской детской литературы. (17 ч.) Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей. Проверочная работа № 2 «У истоков русской детской литературы».
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная форма, групповая форма, фронтальная форма.
Основные виды учебной деятельности: работа с учебником, работа с раздаточным материалом, работа с индивидуальной литературой, самостоятельная работа, работа с тренажерами, тест.
Детская литература XIX в. (30 ч.) Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвящённые русским детям. Проверочная работа № 3 «Детская литература XIX в.»
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Проверочная работа № 4.
«Путешествие продолжается». Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Проверочная работа № 5 по разделу «Детская литература XIX века». Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная форма, групповая форма, фронтальная форма.
Основные виды учебной деятельности: работа с учебником, работа с раздаточным материалом, работа с индивидуальной литературой, самостоятельная работа, работа с тренажерами, тест, делать выводы и умозаключения.
Детская литература XX в. (50 ч.) Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто, романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки). Проверочная работа № 6 «Детская литература XX века».
Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто. Проверочная работа № 7 «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями»
Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы. Проверочная работа № 8 «Интервью у детского писателя»
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная форма, групповая форма, фронтальная форма.
Основные виды учебной деятельности: работа с учебником, работа с раздаточным материалом, работа с индивидуальной литературой, самостоятельная работа, работа с тренажерами, тест, объяснять, сравнивать, анализировать.
Планируемые предметные результаты
В результате изучения учебного предмета формируются следующие предметные результаты:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Календарно-тематический план
№
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения уроков
план
факт
1
Произведения современной детской литературы разных жанров
(7 ч.)
1
Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником.
1
2
Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий
1
3
Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника»
1
4
Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника»
1
5
Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»
1
6
Обобщающий урок по разделу «Произведения современной детской литературы разных жанров». Проверочная работа № 1
1
7
Внеклассное чтение. Произведения Ивана Сергеевича Кучина. Проверка техники чтения
1
2
У истоков русской детской литературы
(11 ч.)
8
Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»
1
9
«Повесть временных лет». Расселение славян. Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки
1
10
«Похвала книгам» Ярослава Мудрого.
«Поучение» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV–XVI веках.
1
11
Путешествие 1. XVII век. Чудов монастырь.
1
12
Путешествие 2. XVIII век. Сон незнакомого мальчика
1
13
Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Сережины книги
1
14
Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы». Проверочная работа № 2
1
15
С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих предков и первейших лет моей жизни»
1
16
Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума» Детские стихи А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе А. Шишкова
1
17
Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы XI–XVIII веков. Проверочная работа № 3
1
18
Внеклассное чтение. Произведения Андрея Дмитриевича Жарикова
1
3
Детская литература XIX века
(33 ч.)
19
Путешествие 3. Москва начала XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська»
1
20
И. А. Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни
1
21
Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица»
1
22
А. Погорельский «Черная курица»
1
23
Путешествие 5. Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэтическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Сказки и сказочники.
1
24
Исторические рассказы Александры Ишимовой
1
25
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
1
26
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
1
27
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
1
28
Внеклассное чтение. Произведения Алексея Емельяновича Шилина
1
29
В. А. Жуковский «Спящая царевна»
1
30
Литературные сказки. Поэтическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского (обобщение)
1
31
Литературные сказки.
1
32
В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В. Даля). «Кузовок» (игра)
1
33
А. Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей»)
1
34
Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается»
Проверочная работа № 4
1
35
Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
1
36
Поэты XIX века о природе. Стихи А. Толстого, А. Плещеева
1
37
Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе
1
38
Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
1
39
Путешествие 7. Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги
1
40
Л. Н. Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве»
1
41
Л. Н. Толстой «Как ходят деревья»
1
42
Проверка техники чтения
1
43
К. Д. Ушинский «Столица и губернский город»
1
44
К. Д. Ушинский «Деревня и уездный город»
1
45
К. Д. Ушинский «Проселочная дорога»
1
46
К. Д. Ушинский «Наше Отечество»
1
47
А. И. Куприн «Слон»
1
48
А. И. Куприн «Слон»
1
49
А. И. Куприн «Слон»
1
50
Обобщение. Проверочная работа № 5 по разделу «Детская литература XIX века» (20 минут)
1
51
Внеклассное чтение. Произведения А. П. Чехова для детей
1
4
Детская литература XX века
(30 ч.)
52
Путешествие 8. (В библиотеку). Загадка Лидии Чарской
1
53
Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (глава 8)
1
54
Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (главы 10–11)
1
55
Внеклассное чтение. Произведения Валентины Тихоновны Дорожкиной
1
56
Путешествие 9. Петроград. 1923 год
1
57
Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»
1
58
К. Чуковский «Серебряный герб» (глава 1). Телефон
1
59
Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…»
1
60
Юрий Владимиров «Чудаки»
1
61
Александр Введенский «О рыбаке и судаке»
1
62
Внеклассное чтение. Современные чудаки
1
63
Путешествие 10. «Вокруг Маршака»
1
64
С. Сивоконь. «Везите все, как есть, почитаем!»
1
65
Внеклассное чтение. Произведения Валентины Тихоновны Дорожкиной
1
66
Е. Шварц «Два брата»
1
67
Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок).«Пишу на ту же тему по-своему»
1
68
А. Н. Толстой «Фофка»
1
69
А. Н. Толстой «Кот – сметанный рот»
1
70
М. Пришвин «Изобретатель»
1
71
С. Я. Маршак «Сила жизни»
1
72
С. Я. Маршак «Сила жизни»
1
73
Р. Киплинг «На далекой Амазонке»
1
74
Р. Бёрнс «В горах мое сердце»
1
75
С. Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор
1
76
Обобщение. Проверочная работа № 6 по разделу «Детская литера-тура XX века». (Путешествия 8-10)
1
77
Внеклассное чтение. Творцы книг
1
78
Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928г. В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий. А. Барто «Снегирь»
1
79
Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом»
1
80
Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом»
1
81
Ю. Олеша «Три Толстяка». «Кукла с хорошим аппетитом»
1
5
Детская литература 30–50-х годов
(7 ч.)
82
Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки». Р. Фраерман «Гайдар и дети»
1
83
А. Гайдар. «Тимур и его команда»
1
84
А. Гайдар. «Тимур и его команда»
1
85
Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача»
1
86
В. Драгунский «Что любит Мишка?»
1
87
Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В.Драгунского, Ю. Сотника
1
88
Стихи А. Барто. Сатира или юмор?
1
6
Детская литература 60–90-х годов
(14 ч.)
89
Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца
1
90
Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира, Э. Мошковской и
Э. Успенского
1
91
Итоговый тест
92
Стихи С. Чёрного, В. Долиной. Стихи Н. Матвеевой
1
93
Миниатюры Г. Цыферова
1
94
Внеклассное чтение. Любимые стихи. С. Козлов «Снежный цветок»
1
95
Обобщение. Проверочная работа № 7 по разделу «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями»
1
96
Путешествие 15. Молодые детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай». «Ерунда на постном масле»
1
97
Интервью с Тимом Собакиным.
1
98
Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолет», «До будущего лета»
1
99
Проверка техники чтения
1
100
Обобщение по всему курсу. Проверочная работа № 8 (итоговая) по теме «Интервью у детского писателя»
1
101
Внеклассное чтение. О чем можно, о чем хочется читать. Путешествие по «океану света» Рекомендации на лето.
1
102
Внеклассное чтение. О чем можно, о чем хочется читать. Путешествие по «океану света»